Глава 1. Основные подходы к изучению эмоциональной сферы личности 7
1.1 Теоретико-методологические основы изучения эмоциональной сферы
личности 8
1.2 Волевая сфера сотрудника силовых структур 18
1.3 Проявление постравматического расстройства 24
Выводы по первой главе 32
Глава 2. Теоретико-методологические основания изучения посттравма-тического стрессового расстройства у сотрудников силовых структур,
участников боевых действий 33
2.1 Организация и методы исследования 33
2.2 Анализ и результаты исследования посттравматического стрессового расстройства у сотрудников силовых структур, участников боевых действий...38
2.2.1 Анализ результатов по миссисипской шкале ПТСР 38
2.2.2 Анализ результатов по опроснику самоотношения 40
2.2.3 Анализ результатов по методики оценки САН 43
2.2.4 Анализ результатов по индивидуальному типологическому опроснику 50 2.3 Методические рекомендации по профилактике для сотрудников силовых структур, участников боевых действий. Обоснование программы профилактических мероприятий 54
Выводы по второй главе 57
Заключение 59
Список использованной литературы 60
Приложения 65
Как известно - деятельность сотрудников, которые несут службу по контракту, характеризуется ситуациями, которые отличаются наличием в них причин, характеризующихся большим влиянием на людей и их сферу работы. Эти ситуации называются экстремальными ситуациями, ситуации, которые ставят под угрозу жизнь человека [49].
На протяжении последних лет наблюдается активное повышение экстремальной деятельности военнослужащих. Связанно это с задержанием правонарушителей, освобождением заложников, использование оружия, сохранение, организация правопорядка, командировки в горячие точки, стихийных происшествий и чрезвычайных обстановок, различные боевые действия.
Экстремальными (от лат. extremum - предельный, крайний) называют ситуации, которые ставят перед человеком большие преграды, которые обязывают его к полному, исключительному напряжению сил и возможностей, чтобы справиться с ними и решить поставленные задачи. Не конструируемый рабочий день, бесконечный контакт с антиобщественными элементами, необходимость всей отдачи психических и физических сил являются стрессорами для организма человека. Они снижают функциональные заряд организма до их полного истощения. Это определяет высокий спрос к психо - сфере личности военнослужащих, их стрессоустойчивости и психологической готовности к деятельности в экстремальных обстоятельствах. Следовательно, длительное воздействие депрессивных причин, наличие постоянной витальной угрозы для жизни, риск гибели или ранения, различные повреждения предъявляют высокие требования не только к уровню профессиональной компетентности, но и к психологическим качествам личности, обусловливающим психологическую готовность к деятельности в экстремальных условиях [21].
Психическое выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой. Выгорание приравнивается к дистрессу (таким как,
тревога, враждебность и гнев) в его крайнем проявлении, и к третьей стадии общего синдрома дезадаптации - стадии истощения.
Выгорание - не просто результат стресса, а следствие неуправляемого, неконтролируемого длительного стресса. Синдром эмоционального выгорания - процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, и в конечном итоге состояние эмоционального, умственного истощения и физического переутомления [56].
Синдрому эмоционального выгорания подвержены все представители коммуникативных профессий, работа которых связана с человеческими взаимоотношениями, или по - другому говоря, все профессии социального типа - «человек - человек». По данным отечественных и зарубежных исследователей, данный синдром встречается в 30 - 90% случаев всех категорий руководителей, учителей и судей, психологов и медицинских работников, сотрудников силовых структур, проводников пассажирских вагонов, в зависимости от конкретной профессиональной деятельности, типа личности, объективных возможностей психологической адаптации к реальным ситуациям, стрессоустойчивости, противодействию различных факторов [9].
Цель научной исследовательской работы: посттравматическое стрессовое расстройство у сотрудников силовых структур, участников боевых действий.
Объект: оценка выраженности посттравматического стрессового рас-стройства.
Предмет: уровень посттравматического стрессового расстройства в зависимости от личных особенностей.
Задачи научной исследовательской работы:
1. Анализ литературы по теме исследования;
2. Разработка программы исследования;
3. Проведение и интерпретация результатов.
Разработанность проблемы. Огромное количество людей подвергаются эмоциональному выгоранию, представители многих профессий. Этой проблемой занимались такие психологи как: Е. Эделвич, А. Бродский, Д. Этзион, Т. Кокс, А. Гриффитс [58].
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- теория эмоций Келлермана-Плутчика;
- когнитивная теория эмоций. Магда Арнольд;
- психология посттравматического стресса. Надежда Тарабрина.
В работе использовался следующий комплекс методов исследования:
1. Теоретические методы: анализ научной психолого-педагогической литературы, синтез, обобщение.
2. Эмпирические методы: методы сбора эмпирических данных (биографический метод и психологическое тестирование) тестирование по мето-дикам: Индивидуально - типологический опросник (ИТО), Л.Н.Собчик; Опросник самоотношения Столина-Пантелеева; Оценка САН - самочувствие - активность - настроение; Миссисипская шкала посттравматического стрес-сового расстройства (бланк военного варианта).
3. Методы математико-статистической обработки данных (пакет прикладных программ статистической обработки данных «RuExcel». Т - критерий Стьюдента, F - критерий Стьюдента, однофакторный дисперсионный анализ).
Эмпирическая база исследования.
В исследовании приняли участники военнослужащие города Артём Приморского края в составе 26 человек, участники боевых действий, в возрасте от 23 до 50 лет.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, включающего в себя 61 источник, в том числе 4 на иностранном языке.
Прикладная направленность полученных результатов способствовала формированию методических рекомендаций по профилактике для сотрудников силовых структур, участников боевых действий.
Е.Эделвич и А.Бродский представляют выгорание в виде процесса крушения иллюзий. Они определяют выгорание в «помогающих профессиях» как растущую потерю идеализма и энергии, которую ощущают люди по итогу нестандартных условий их работы. Исследователи считают, что изначальный идеализм и благородные стремления становятся основанием фрустрации в будущем [59].
Д. Этзион описывает «выгорание» как «психологическую эрозию» [58]. Она считает, что выгорание появляется с течением времени и скрытно для человека, и его невозможно отнести к определенным стрессовым событиям. Исследователь так же говорит о разногласии между индивидуальными и средовыми особенностями (ожиданиями и требованиями среды).
Т. Кокс и А. Гриффитс на основании анализа данных множественных исследований пытаются описать единую модель синдрома выгорания, куда они включают три стабильно повторяющихся в большинстве работ аспекта: сильная мотивация, неблагоприятная рабочая обстановка и использование человеком неадекватных копинговых стратегий [58].
Теория эмоций Келлермана - Плутчика разрабатывалась в виде монографии в 1962 году. Она получила международное признание и использовалась в раскрытии структуры групповых процессов, способствовала формированию представления о внутриличностных процессах и механизмах психологических защит. Особые защиты образуются для совладания со специфическими эмоциями [17].
Проявления механизмов защиты зависит от возрастного развития и особенностей когнитивных процессов. В общем они создают шкалу примитивности - зрелости.
Первыми возникают механизмы, в основе которых лежат перцептивные процессы (ощущение, восприятие и внимание). Именно перцепция отвечает за защиты, которые связанны с неведением, отсутствием понимания информации. К ним относят отрицание и регрессию, которые являются преимущественно примитивными и характеризуют «злоупотребляющую» ими личность как эмоционально незрелую.
После, появляются защиты, связанные с памятью, а точнее с забыванием информации - это вытеснение и подавление.
По мере развития процессов мышления и воображения образовываются наиболее сложные и зрелые виды защит. Они связанны с переработкой и переоценкой информации - это рационализация [17].
Одной из первых когнитивных теорий эмоций в психологии была теория Магды Арнольд, которая плотно рассматривала эмоциональный процесс как последовательность, которая начинается с восприятия стимула, за которым сразу идет акт оценки, который активирует эмоциональную реакцию. Арнольд обуславливала восприятие как прямое понимание стимула, а оценку - как решение о том, плох этот стимул или хорош. Именно оценка стимула оказывает содействие возникновению эмоции в отношении объекта, персоне или события, а эмоция - выработке поведенческой реакции достижения (если объект оценен как вероятно полезный) или избегания (если объект оценен как потенциально вредный). Нейтральные стимулы просто игнорируются [4].
Согласно этой теории, эмоциональная реакция зачастую определяется памятью индивидуума об имеющимся опыте взаимодействия с конкретным явлениям, объектом или представлении о раздражителе. Как и Фрейд, Арнольд рассматривает процесс оценки как прямой, немедленный и интуитивный, а не как сознательный, планируемый и обдумываемый: «Последовательность - «восприятие - оценка - эмоция», связана так сильно, что наши повседневные переживания никогда не являются строгим объективным знанием предмета, они всегда выглядят как знание и симпатия, или же знание и антипатия.
В ходе проведенного исследования нами были проанализированы теоретико-методологические подходы к исследованию посттравматического стрессового расстройства различных отечественных и зарубежных психологов. Проанализировали подходы к изучению ПТСР у сотрудников силовых структур с разным стажем работы, с разным возрастом, рассмотрели особенности возрастных периодов и их влияние на посттравматическое стрессовое расстройство. Подобран психодиагностический инструментарий для измерения данных психологических конструктов. Затем сделан сравнительный анализ значений по показателям, характеризующим посттравматическое стрессовое расстройство у сотрудников силовых структур, участников боевых действий с разным стажем работы и разным возрастом.
В результате проведенного исследования были выявлены особенности посттравматического стрессового расстройства у сотрудников силовых структур, участников боевых действий. В обеих группах у сотрудников, с повышением его стажа, выслуги лет, личностными особенностями была выявлена тенденция склонности к посттравматическому стрессовому расстройству.
Также была определена взаимосвязь ПТСР личности с факторами риска, что определяет необходимость контролирования уровня посттравматического стрессового расстройства, чтобы не допустить косвенной и вербальной агрессии, раздражения среди сотрудников, а также профессионального и эмоционального выгорания.
На основе результатов эмпирического исследования нами были составлены рекомендации к психопрофилактическим мероприятиям, которые направлены на решение поставленных задач в исследовании. Таким образом, поставленные нами гипотезы эмпирического исследования подтвердились, цель достигнута, задачи работы выполнены.
1. Адаев А. И. Оценка и прогноз психологической готовности сотрудников ОВД к деятельности в экстремальных ситуациях. СПб., 2004. C.14-27.
2. Александровский О.А., Лобастов О.С., Синвак Л.И. Психогении в экстремальных условиях. М., 1999. C. 75.
3. Аникеева Н.В., Развитие волевой регуляции и волевых качеств сотрудников внутренних дел средствами психологического тренинга, 2016. 31с.
4. Арнольд М.Б, Гассон Дж.А. Чувства и эмоции как динамические факторы интеграции личности. Психология эмоций: хрестоматия. Авт.-сост. Витис Вилюнас. Санкт - Петербург: Питер, 2004. С. 197 - 209.
5. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследова- ния.М., 1984. С. 44 - 57.
6. Асямов С. В., Пулатов Ю. С. Профессионально - психологический тренинг сотрудников ОВД. М., 2000. С. 42-43.
7. Бодров В. А. Психология профессиональной деятельности: Теоретические и прикладные проблемы. М.: ИП РАН, 2006. C.96-98.
8. Бурмистрова Е. Метод быстрого снятия сильного эмоционального или физического напряжения, 2004. [Электронный ресурс] https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200403705 (дата обращения 05.05.2021).
9. Бычков П.И. Состояние привлекательности и престижа военной службы. Ракурс. М., 2002. № 1.
10. Васильев В. А. Юридическая психология. М., 2002. C. 56-61.
11. Введение в профессию: для войсковых психологов. М.: ГУ по работе с личным составом. М.: Воениздат, 1992. C.1-32.
12. Выготский Л.С. Вероятное прогнозирование в деятельности человека. Собр. соч. в 6 т. М.: Педагогика, 1982-1984. С. 221-222.
13. Гуревича К. М. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования. М., 1979. 232с.
14. Дьяченко М.Н. Рекомендации по изучению личности военнослужащего. Ориентир. М., №8. 1996.
15. Изард К. Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 1999.
16. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2002
17. Келлерман Г., Плутчик Р. Теория эмоций, 1962
18. Краснянская Т.М. Правовое сознание персонала как фактор корпоративной безопасности. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, 2014. № 1 (61). С.180 - 183.
19. Краснянская Т.М. Психологическая подготовка к обеспечению личной безопасности в экстремальной ситуации: монография. - Пятигорск: ПГЛУ, 2010. 268 с.
20. Краснянская Т.М. Психология самообеспечения безопасности (фе-номенология, механизмы, стратегии). Таганрог, 2006. 383 с.
21. Краснянская Т.М. Психология экстремальности: личность, субъект, безопасность: монография. Пятигорск: ПГЛУ, 2011. 328 с.
22. Кристалл Дж. Посттравматическое стрессовое расстройство: способы лечения. 2016. С. 21 - 76.
23. Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1996.
24. Лазуткин В.И., Жильцов В.А., Зараковский Н.П. Методики военного профессионального психологического отбора: метод. пособие. М.: Воен. изд-во, 2005.
25. Лазуткин В.И., Зацарный Н.Н., Зараковский Г.М. Методики военного профессионального психологического отбора. М.: МО РФ. Научно-практический центр Генерального штаба, 1999.
26. Леонтьев Д.А. Современная психология мотивации. М.: Смысл, 2002.
27. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1971. С. 76 - 81.
28. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях. Психологический журнал. М., 2001. Т. 22. № 1. С. 16-24.
29. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.
30. Муцинов С.С. Молодые воины: воспитание и адаптация в коллективе. Институт военной истории МО СССР.М.: Воениздат, 1989.
31. Новиков В.С., Боченков А. А. Теоретические и прикладные основы профессионального отбора военнослужащих. СПб.: ВМедА., 1997.
32. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М., 1992. 224с.
33. Плискина Ю. Прогрессивная мышечная релаксация. Журнал «Здо-ровый образ жизни, психология», 2019.
34. Прохвощев В.А., Забродин Ю.М. Военная служба по контракту. М: Нива России, 2007. 32с.
35. Профессиональная этика сотрудника уголовно - исполнительной системы, 2015.
36. Психологические упражнения для контроля эмоций. 2021. [Электронный ресурс] https://psychologypro.ru/psihologicheskie-uprazhneniya-dlya- kontrolya-emotsiy/ ( дата обращения 12.05.2021).
37. Пушкарёва С. «Упражнение "Кто я?" Тома Йоуменса», 2017. [Электронный ресурс] Психологи на https://www.b17.ru/blog/59260/ (дата обращения 31.05.2021).
38. Пять когнитивно - поведенческих упражнений: самопомощь при стрессе, 2020. [Электронный ресурс] https: //vocmp.zdrav3 6 .ru/novo sti/2020-11- 23-5-kognitivno-povedencheskih-uprazhneniy-samopomosch-pri-stresse/ (дата обращения 21.05.2021).
39. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999.
40. Селезнева, И. С. Особенности динамики эмоционально-волевой сферы лиц с астено-депрессивным синдромом при применении метода био-акустической коррекции: магистерская диссертация по направлению подготовки: 37.04.01 - Психология. Барнаул, 2021.
41. Симонов П. В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. М.: Наука,1981.
42. Симонов П. В. Мотивированный мозг: Высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы общей психологии. Отв. ред. В. С. Ру-синов. М.: Наука, 1987. 96с.
43. Смирнов В.Н. Профессионально-психологическое обеспечение деятельности сотрудников органов внутренних дел в экстремальных условиях. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2003.
44. Спивак Л.И. Раннее выявление военнослужащих с нервнопсихическими расстройствами. Методическое пособие. М.: Воениздат, 1984. С. 55 - 88.
45. Столяренко А.М. М., 2004. Прикладная юридическая психология.
46. Стивен Джозеф (пер. с англ. И.Ющенко). Что нас не убивает. Новая психология посттравматического роста. М.: Карьера Пресс, 2015. 65с, 352с.
47. Тарабрина Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб: Питер, 2001. 272 с: ил. — (Серия «Практикум по психологии»).
48. Татьянченко Т.П. Психологический анализ экстремальных условий воинской службы. Известия Южного федерального университета. Технические науки, 2006. Т.69. № 14. С. 378 - 383.
49. Татьянченко Н.П. Роль жизнестойкости в преодолении военно-служащими по призыву экстремальных ситуаций профессиональной деятельности. Образование. Наука. Научные кадры, 2013. № 3. С. 106 - 108.
50. Татьянченко Н.П. Адаптация военнослужащих в ситуации профессиональной деятельности. Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета, 2010. № 3. С. 391 - 394.
51. Толстых А.В. Возрасты жизни, 1988. С. 136.
52. Упражнения для релаксации и снятия эмоционального и мышечного напряжения. [Электронный ресурс] https://4brain.ru/blog/%D 1 %83% (да¬та обращения 08.06.2021).
52. Ушаков Г.С. Пограничные и нервно-психические расстройства. М: Медицина, 1987.
53. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательская корпорация «Логос», 1996.
54. Элкинд Д., Эриксон Э. Восемь стадий человеческой жизни. М.: Когито - центр, 1996.
55. Яковлева С.Л. К вопросу о нравственных и волевых качествах сотрудников уголовно - исполнительной системы. Рязань, 2016.
56. Ярошевского М.Г. Психологический словарь. М., 1990.
57. Методики тестов http://testoteka.narod.ru/lichnZ1/28.html [Электронный ресурс] (дата обращения 12.03.2021).
58. Cox T., Griffits A. (ed.) The Burnout Companion to Study and Practice: A Critical Analysis. 1998
59. Edelwich E., Brodsky A. Stages of disillusionment in the Helping Pro-fessions. 1980.
60. Posttraumatic stress disorder (PTSD) and Complex PTSD (CPTSD) as per ICD-11 proposals: A population study in Israel / M. Ben-Ezra [et al.] Depres-sion and Anxiety. 2018. Vol. 35. № 3. P. 264-274. DOI:10.1002/da.22723
61. The Effectiveness of Eye Movement Desensitization and Reprocessing
Therapy to Treat Symptoms Following Trauma in Timor Leste S.J. Schubert [et al.] Journal of Traumatic Stress. 2016. Vol. 29. № 2. P. 141-148.
DOI:10.1002/jts.22084