Организация совместной деятельности дошкольников в разных условиях взаимодействия
|
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования совместной
деятельности дошкольников в разных условиях
взаимодействия 8
1.1. Понятие совместной деятельности в современной психологии 8
1.2. Совместная деятельность дошкольников в разных условиях
взаимодействия 17
Глава 2. Исследование организации совместной деятельности
дошкольников в разных условиях взаимодействия 31
2.1. Организация исследования совместной деятельности дошкольников в
разных условиях взаимодействия 31
2.2. Анализ результатов изучения совместной деятельности детей старшего
дошкольного возраста 36
Заключение 58
Список литературы 61
Приложения 68
деятельности дошкольников в разных условиях
взаимодействия 8
1.1. Понятие совместной деятельности в современной психологии 8
1.2. Совместная деятельность дошкольников в разных условиях
взаимодействия 17
Глава 2. Исследование организации совместной деятельности
дошкольников в разных условиях взаимодействия 31
2.1. Организация исследования совместной деятельности дошкольников в
разных условиях взаимодействия 31
2.2. Анализ результатов изучения совместной деятельности детей старшего
дошкольного возраста 36
Заключение 58
Список литературы 61
Приложения 68
Актуальность проблемы исследования. Важность проблемы исследования в социальной психологии, психологии развития и возрастной психологии значительно повысила интерес к изучению групп, осуществляющих совместную деятельность. Важность этих вопросов зависит от ряда практических потребностей. Например, техническое обслуживание группы ставит основные системы на передний план ряда проблем, которые требуют всестороннего изучения совместной деятельности. Одни и те же вопросы важны при осуществлении различных видов деятельности групп, действующих на ограниченной территории их пребывания и в строго определенном составе. Особенно интересна проблема развития совместной деятельности в процессе онтогенеза.
В современном экономически развитом обществе практически вся трудовая деятельность с точки зрения содержания и формы организации становится все более распространенной. Б. Ф. Ломов писал, что индивидуальная деятельность не существует сама по себе, а «вплетена» в групповую деятельность и является частью совместной деятельности. Для того, чтобы в полной мере представить механизмы детальности, необходимо, как нам кажется, думать не только о социально-психологических аспектах деятельности, но и чтобы полностью понять суть проблемы с точки зрения психологических терминов. Как указывает Б.Ф. Ломов, в работах советских психологов разных поколений заложены и основы и представления о психологической структуре деятельности, и о ее морфологии, структуре, динамике, механизмах, правилах и принципах при изучении развития, которая представляет собой операцию, протекающую как часть психологической структуры действия. Где деятельность в целом проявляется как особая человеческая форма деятельности как психологическая категория (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, А.В. Запорожец и др.)
Проблема исследования. Однако теоретическое положение о роли совместной деятельности в формировании различных видов межличностных отношений далеко не всегда удается распространить на собственно методический уровень анализа этих отношений в детских группах. Трудность воплощения этого важного теоретического положения в конкретных методиках довольно явно проявляется в том, что экспериментальные исследования совместной деятельности детей традиционно основываются на методах непосредственного наблюдения, в которых совместная, по преимуществу игровая, стихийно возникающая деятельность фактически остается за скобками, выступая в лучшем случае в качестве фона отношений. Еще более рельефно «забвение» деятельности как фактора, порождающего систему межличностных отношений, проявляется в различных вариантах взаимодействия, которая широко используется при исследовании детских групп и которая, как известно, фиксирует поверхностные характеристики и фактически не включает содержательную сторону деятельности.
В дошкольном возрасте происходят изменения, которые влияют на развитее ребенка в целом и на развитие, ход и формирование совместной деятельности в частности. В дошкольный период общение между детьми существенно меняется по всем параметрам: содержанию, мотивам и манере общения, что показывает особо значимым анализ возрастной регуляции и возрастных новообразований в рамках социальных отношений.
Существует большое количество исследований, посвященных обсуждению роли совместной деятельности в развитии дошкольников. Однако работы, посвященные организации эффективной совместной деятельности детей дошкольного возраста, изучению их поведения, особенностей взаимодействия и налаживания контактов, представлены в значительно меньшей степени.
Вопросы социального развития старших дошкольников, их взаимодействия в совместной деятельности были подняты в работах таких авторов как Н.Ф. Голованова, Л.В. Коломейченко - проблемы социализация дошкольников; М,И Лисина, Е.А. Маслова - проблемы онтогенеза общения в дошкольном возрасте, избирательные привязанности дошкольников; H.A. Лялина - развитие взаимопонимания в общении старших дошкольников со сверстниками, A.A. Рояк, Р.К. Терщук - потребность в общении со сверстниками у старших дошкольников, трудности взаимоотношений со сверстниками у детей дошкольного возраста; Е.О. Смирнова, Е.В. Калягина - отношение популярных и непопулярных дошкольников со сверстниками; Т.А. Репина, Р.Б. Стеркина - общение дошкольников в совместной деятельности в группе детского сада, межличностные отношения дошкольников; Л.С. Римашевская - сотрудничество старших дошкольников и другие. Исследования М. И. Лисиной и ряда других учёных, показали, что примерно к 4 годам сверстник становится более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый и являются ведущим каналом развития.
Таким образом, проблема исследования заключается в том, что общение со сверстником отличает ряд специфических особенностей, среди которых богатство и разнообразие коммуникативных действий, чрезвычайная эмоциональная насыщенность, нестандартность и нерегламентированность коммуникативных актов. Однако,
нечувствительность к воздействиям сверстника, преобладание инициативных действий над ответными делает совместную деятельность дошкольников менее эффективной.
Цель исследования: выделить параметры эффективной и
неэффективной совместной деятельности дошкольников при разных условиях неопределённости.
Объект исследования: совместная деятельность.
Предмет исследования: особенности совместной деятельности
дошкольников в задачах с разными условиями неопределённости.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретико-методологические подходы к изучению совместной деятельности у детей дошкольного возраста.
2. Организовать и провести эксперимент с тремя ситуациями с различной степенью наполненности условий задач, требующих совместной деятельности дошкольников.
3. Выявить различия между тремя группами детей по следующим
критериям: активный поиск, (интерес, инициативность), речь
обращенная к себе, речь обращенная к взрослому, жесты обращенные к экспериментатору, нарушение правил, как рассказывал. Критерии неэффективности: потеря интереса, конфликт внутри группы, смена деятельности, разобщенность действий, отказ от выполнения задания, эмоциональная реакция на соблюдение правил, эмоциональная реакция на нарушение правил, на результат.
Гипотезы:
1. Дошкольный возраст является сенситивным для формирования совместной деятельности детей. Скорее всего, из-за не сформированной произвольности дошкольники будут не эффективно совместно решать задачи в разных условиях неопределённости.
2. Основным регулятором совместной деятельности дошкольников в условиях неопределённости выступает речь.
3. В разных условиях неопределённости совместной деятельности будет разная частота обращения за помощью взрослого.
4. Нарушение собственно игровых правил, эмоциональная негативная реакция, снижения инициативы и интереса будут реакцией дошкольников на условия неопределённости и совместной деятельности.
Теоретико-методологический основания:
1. Теория культурно-исторического развития психики человека (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев)
2. Теория деятельности (А.Н. Леонтьев, Е.А. Стребелева, А.А. Катаева, А.Р. Малер).
3. Концепция общения (М.И. Лисина Е.О. Смирнова)
Методы исследования.
1. Теоретические методы: анализ психологической литературы по проблеме исследования, синтез, обобщение.
2. Эмпирические методы: методы сбора и фиксации эмпирических данных (эксперимент).
3. Методы математико-статистической обработки данных.
Для обработки результатов использовались методы математико-статистической обработки (дисперсионный анализ (ANOVA),
корреляционный анализ, регрессионный анализ) реализованные с помощью статистического пакета «IBM SPSS Statistics 23».
Эмпирическая база исследования: Основным критерием отбора респондентов, для включения их в выборку, являлся возраст. В исследовании совместной деятельности приняли участие дети детских садов города Барнаула в количестве 37 человек от 6 до 7 лет, из них 15 мальчиков и 22 девочки.
Апробация исследования. Результаты эмпирического исследования апробированы на региональной конференции для студентов, магистрантов и аспирантов «Мой выбор НАУКА!» (г. Барнаул, 2021).
Практическая значимость исследования.
Результаты исследования могут быть применены практикующими психологами для выработки более эффективных методов построения совместной деятельности у дошкольников, необходимые для всестороннего развития и обучения.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего в себя 72 источника. Текст работы содержит 13 рисунков, 3 таблицы, 13 приложений.
В современном экономически развитом обществе практически вся трудовая деятельность с точки зрения содержания и формы организации становится все более распространенной. Б. Ф. Ломов писал, что индивидуальная деятельность не существует сама по себе, а «вплетена» в групповую деятельность и является частью совместной деятельности. Для того, чтобы в полной мере представить механизмы детальности, необходимо, как нам кажется, думать не только о социально-психологических аспектах деятельности, но и чтобы полностью понять суть проблемы с точки зрения психологических терминов. Как указывает Б.Ф. Ломов, в работах советских психологов разных поколений заложены и основы и представления о психологической структуре деятельности, и о ее морфологии, структуре, динамике, механизмах, правилах и принципах при изучении развития, которая представляет собой операцию, протекающую как часть психологической структуры действия. Где деятельность в целом проявляется как особая человеческая форма деятельности как психологическая категория (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, А.В. Запорожец и др.)
Проблема исследования. Однако теоретическое положение о роли совместной деятельности в формировании различных видов межличностных отношений далеко не всегда удается распространить на собственно методический уровень анализа этих отношений в детских группах. Трудность воплощения этого важного теоретического положения в конкретных методиках довольно явно проявляется в том, что экспериментальные исследования совместной деятельности детей традиционно основываются на методах непосредственного наблюдения, в которых совместная, по преимуществу игровая, стихийно возникающая деятельность фактически остается за скобками, выступая в лучшем случае в качестве фона отношений. Еще более рельефно «забвение» деятельности как фактора, порождающего систему межличностных отношений, проявляется в различных вариантах взаимодействия, которая широко используется при исследовании детских групп и которая, как известно, фиксирует поверхностные характеристики и фактически не включает содержательную сторону деятельности.
В дошкольном возрасте происходят изменения, которые влияют на развитее ребенка в целом и на развитие, ход и формирование совместной деятельности в частности. В дошкольный период общение между детьми существенно меняется по всем параметрам: содержанию, мотивам и манере общения, что показывает особо значимым анализ возрастной регуляции и возрастных новообразований в рамках социальных отношений.
Существует большое количество исследований, посвященных обсуждению роли совместной деятельности в развитии дошкольников. Однако работы, посвященные организации эффективной совместной деятельности детей дошкольного возраста, изучению их поведения, особенностей взаимодействия и налаживания контактов, представлены в значительно меньшей степени.
Вопросы социального развития старших дошкольников, их взаимодействия в совместной деятельности были подняты в работах таких авторов как Н.Ф. Голованова, Л.В. Коломейченко - проблемы социализация дошкольников; М,И Лисина, Е.А. Маслова - проблемы онтогенеза общения в дошкольном возрасте, избирательные привязанности дошкольников; H.A. Лялина - развитие взаимопонимания в общении старших дошкольников со сверстниками, A.A. Рояк, Р.К. Терщук - потребность в общении со сверстниками у старших дошкольников, трудности взаимоотношений со сверстниками у детей дошкольного возраста; Е.О. Смирнова, Е.В. Калягина - отношение популярных и непопулярных дошкольников со сверстниками; Т.А. Репина, Р.Б. Стеркина - общение дошкольников в совместной деятельности в группе детского сада, межличностные отношения дошкольников; Л.С. Римашевская - сотрудничество старших дошкольников и другие. Исследования М. И. Лисиной и ряда других учёных, показали, что примерно к 4 годам сверстник становится более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый и являются ведущим каналом развития.
Таким образом, проблема исследования заключается в том, что общение со сверстником отличает ряд специфических особенностей, среди которых богатство и разнообразие коммуникативных действий, чрезвычайная эмоциональная насыщенность, нестандартность и нерегламентированность коммуникативных актов. Однако,
нечувствительность к воздействиям сверстника, преобладание инициативных действий над ответными делает совместную деятельность дошкольников менее эффективной.
Цель исследования: выделить параметры эффективной и
неэффективной совместной деятельности дошкольников при разных условиях неопределённости.
Объект исследования: совместная деятельность.
Предмет исследования: особенности совместной деятельности
дошкольников в задачах с разными условиями неопределённости.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретико-методологические подходы к изучению совместной деятельности у детей дошкольного возраста.
2. Организовать и провести эксперимент с тремя ситуациями с различной степенью наполненности условий задач, требующих совместной деятельности дошкольников.
3. Выявить различия между тремя группами детей по следующим
критериям: активный поиск, (интерес, инициативность), речь
обращенная к себе, речь обращенная к взрослому, жесты обращенные к экспериментатору, нарушение правил, как рассказывал. Критерии неэффективности: потеря интереса, конфликт внутри группы, смена деятельности, разобщенность действий, отказ от выполнения задания, эмоциональная реакция на соблюдение правил, эмоциональная реакция на нарушение правил, на результат.
Гипотезы:
1. Дошкольный возраст является сенситивным для формирования совместной деятельности детей. Скорее всего, из-за не сформированной произвольности дошкольники будут не эффективно совместно решать задачи в разных условиях неопределённости.
2. Основным регулятором совместной деятельности дошкольников в условиях неопределённости выступает речь.
3. В разных условиях неопределённости совместной деятельности будет разная частота обращения за помощью взрослого.
4. Нарушение собственно игровых правил, эмоциональная негативная реакция, снижения инициативы и интереса будут реакцией дошкольников на условия неопределённости и совместной деятельности.
Теоретико-методологический основания:
1. Теория культурно-исторического развития психики человека (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев)
2. Теория деятельности (А.Н. Леонтьев, Е.А. Стребелева, А.А. Катаева, А.Р. Малер).
3. Концепция общения (М.И. Лисина Е.О. Смирнова)
Методы исследования.
1. Теоретические методы: анализ психологической литературы по проблеме исследования, синтез, обобщение.
2. Эмпирические методы: методы сбора и фиксации эмпирических данных (эксперимент).
3. Методы математико-статистической обработки данных.
Для обработки результатов использовались методы математико-статистической обработки (дисперсионный анализ (ANOVA),
корреляционный анализ, регрессионный анализ) реализованные с помощью статистического пакета «IBM SPSS Statistics 23».
Эмпирическая база исследования: Основным критерием отбора респондентов, для включения их в выборку, являлся возраст. В исследовании совместной деятельности приняли участие дети детских садов города Барнаула в количестве 37 человек от 6 до 7 лет, из них 15 мальчиков и 22 девочки.
Апробация исследования. Результаты эмпирического исследования апробированы на региональной конференции для студентов, магистрантов и аспирантов «Мой выбор НАУКА!» (г. Барнаул, 2021).
Практическая значимость исследования.
Результаты исследования могут быть применены практикующими психологами для выработки более эффективных методов построения совместной деятельности у дошкольников, необходимые для всестороннего развития и обучения.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего в себя 72 источника. Текст работы содержит 13 рисунков, 3 таблицы, 13 приложений.
На теоретическом этапе в данной работе были рассмотрены теоретико-методологические основания организации совместной деятельности дошкольников в разных условиях взаимодействия. По итогу анализа имеющихся наработок по теме исследования, были выделены критерии оказывающие влияние на эффективность и неэффективность совместной деятельности дошкольников в разных условиях взаимодействия.
На основании сделанных выводов и выявленных критериев во второй главе, была поставлена цель, выделить параметры эффективной и неэффективной совместной деятельности дошкольников при разных условиях неопределённости. Для этой цели было реализовано эмпирическое исследование, в котором приняли участие 31 ребенок в возрасте 6 — 7 лет из детских садов г. Барнаула.
В работе сделаны следующие выводы:
1. Эффективность совместной деятельности зависит от неопределенности условий задачи, в которых взаимодействует группа.
2. Критерий потеря интереса неэффективно влияет на организацию совместной деятельности дошкольников в условиях неполной инструкции.
3. В критерии эффективности совместной деятельности дошкольников входит речевое сопровождение группового взаимодействия.
Подводя итоги следует отметить, что данные полученные в результате эмпирического исследования вносят достаточно большой вклад в разработку изучаемой проблемы, поскольку позволяют расширить представление о организации совместной деятельности дошкольников в разных условиях взаимодействия. Благодаря анализу результатов можно сказать, что эффективность совместной деятельности дошкольников зависит от определенности условий задачи, в которой приходится взаимодействовать группе.
При помощи данной информации можно прогнозировать результаты группового решения задач дошкольниками и рассмотреть механизмы группового взаимодействия. Однако речевое сопровождение совместной деятельности также играет важную роль во взаимодействии дошкольников в групповой деятельности. Также в совместной деятельности в сложные задачи дошкольники будут чаще обращаться за помощью к взрослому, в следствии ограниченности в выборе привычных методов решения возникшей задачи.
Подводя итоги можно сказать, что совместная деятельность старших дошкольников зависит от факторов, которые влияют на совместную деятельность, уровня интереса или потери интереса и речевого сопровождения взаимодействия группы в решении данной задачи.
Следует отметить возрастные изменения старших дошкольников, которые не позволяют эффективно взаимодействовать в группе: это утрата непосредственности и наивности, происходит переориентация на сверстника (детям важно общение со сверстниками), усвоение общественных норм и правил. Однако не сформированность механизмов регуляции не позволяют старшим дошкольникам выстраивать совместную деятельность, когда условия не способствуют применению привычных схем поведения.
Такой перекос в развитии и усвоении новых механизмов поведения с одной стороны и не способность старых образований прошлых возрастных этапов разрешить сложности взаимодействия в группе, и приводят к тому, что дошкольники не эффективно решают задачи.
Однако в ситуациях, где условия предполагают некую свободе действий старшие дошкольники решают намного эффективней в силу отсутствия ограничений, которые вносят некий ограничитель в выбор методов и вариативность решение задачи. Следствием отсутствия такого ограничения и послужило более эффективное проявление взаимодействия в совместной деятельности.
Таким образом, исходя из выше перечисленного, следуют выводы: задачи, поставленные в выпускной квалификационной работе, полностью выполнены, гипотезы доказаны, цель достигнута, результаты могут быть применены в психологическую практику.
На основании сделанных выводов и выявленных критериев во второй главе, была поставлена цель, выделить параметры эффективной и неэффективной совместной деятельности дошкольников при разных условиях неопределённости. Для этой цели было реализовано эмпирическое исследование, в котором приняли участие 31 ребенок в возрасте 6 — 7 лет из детских садов г. Барнаула.
В работе сделаны следующие выводы:
1. Эффективность совместной деятельности зависит от неопределенности условий задачи, в которых взаимодействует группа.
2. Критерий потеря интереса неэффективно влияет на организацию совместной деятельности дошкольников в условиях неполной инструкции.
3. В критерии эффективности совместной деятельности дошкольников входит речевое сопровождение группового взаимодействия.
Подводя итоги следует отметить, что данные полученные в результате эмпирического исследования вносят достаточно большой вклад в разработку изучаемой проблемы, поскольку позволяют расширить представление о организации совместной деятельности дошкольников в разных условиях взаимодействия. Благодаря анализу результатов можно сказать, что эффективность совместной деятельности дошкольников зависит от определенности условий задачи, в которой приходится взаимодействовать группе.
При помощи данной информации можно прогнозировать результаты группового решения задач дошкольниками и рассмотреть механизмы группового взаимодействия. Однако речевое сопровождение совместной деятельности также играет важную роль во взаимодействии дошкольников в групповой деятельности. Также в совместной деятельности в сложные задачи дошкольники будут чаще обращаться за помощью к взрослому, в следствии ограниченности в выборе привычных методов решения возникшей задачи.
Подводя итоги можно сказать, что совместная деятельность старших дошкольников зависит от факторов, которые влияют на совместную деятельность, уровня интереса или потери интереса и речевого сопровождения взаимодействия группы в решении данной задачи.
Следует отметить возрастные изменения старших дошкольников, которые не позволяют эффективно взаимодействовать в группе: это утрата непосредственности и наивности, происходит переориентация на сверстника (детям важно общение со сверстниками), усвоение общественных норм и правил. Однако не сформированность механизмов регуляции не позволяют старшим дошкольникам выстраивать совместную деятельность, когда условия не способствуют применению привычных схем поведения.
Такой перекос в развитии и усвоении новых механизмов поведения с одной стороны и не способность старых образований прошлых возрастных этапов разрешить сложности взаимодействия в группе, и приводят к тому, что дошкольники не эффективно решают задачи.
Однако в ситуациях, где условия предполагают некую свободе действий старшие дошкольники решают намного эффективней в силу отсутствия ограничений, которые вносят некий ограничитель в выбор методов и вариативность решение задачи. Следствием отсутствия такого ограничения и послужило более эффективное проявление взаимодействия в совместной деятельности.
Таким образом, исходя из выше перечисленного, следуют выводы: задачи, поставленные в выпускной квалификационной работе, полностью выполнены, гипотезы доказаны, цель достигнута, результаты могут быть применены в психологическую практику.
Подобные работы
- ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2019 - МАСТЕР-КЛАСС КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОДИТЕЛЯ СО СВОИМ РЕБЕНКОМ 3-4 ЛЕТ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Особенности игровой деятельности дошкольников с разным уровнем регуляторных функций
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2022 - Любительская театральная деятельность как одно из направлений дошкольного образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО СВЕРСТНИКАМИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование у детей старшего дошкольного возраста готовности к совместной деятельности со сверстниками в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ УМЕНИЯ
ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ВЗАИМОПОМОЩЬ В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017





