Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования совместной
деятельности дошкольников в разных условиях
взаимодействия 8
1.1. Понятие совместной деятельности в современной психологии 8
1.2. Совместная деятельность дошкольников в разных условиях
взаимодействия 17
Глава 2. Исследование организации совместной деятельности
дошкольников в разных условиях взаимодействия 31
2.1. Организация исследования совместной деятельности дошкольников в
разных условиях взаимодействия 31
2.2. Анализ результатов изучения совместной деятельности детей старшего
дошкольного возраста 36
Заключение 58
Список литературы 61
Приложения 68
Актуальность проблемы исследования. Важность проблемы исследования в социальной психологии, психологии развития и возрастной психологии значительно повысила интерес к изучению групп, осуществляющих совместную деятельность. Важность этих вопросов зависит от ряда практических потребностей. Например, техническое обслуживание группы ставит основные системы на передний план ряда проблем, которые требуют всестороннего изучения совместной деятельности. Одни и те же вопросы важны при осуществлении различных видов деятельности групп, действующих на ограниченной территории их пребывания и в строго определенном составе. Особенно интересна проблема развития совместной деятельности в процессе онтогенеза.
В современном экономически развитом обществе практически вся трудовая деятельность с точки зрения содержания и формы организации становится все более распространенной. Б. Ф. Ломов писал, что индивидуальная деятельность не существует сама по себе, а «вплетена» в групповую деятельность и является частью совместной деятельности. Для того, чтобы в полной мере представить механизмы детальности, необходимо, как нам кажется, думать не только о социально-психологических аспектах деятельности, но и чтобы полностью понять суть проблемы с точки зрения психологических терминов. Как указывает Б.Ф. Ломов, в работах советских психологов разных поколений заложены и основы и представления о психологической структуре деятельности, и о ее морфологии, структуре, динамике, механизмах, правилах и принципах при изучении развития, которая представляет собой операцию, протекающую как часть психологической структуры действия. Где деятельность в целом проявляется как особая человеческая форма деятельности как психологическая категория (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, А.В. Запорожец и др.)
Проблема исследования. Однако теоретическое положение о роли совместной деятельности в формировании различных видов межличностных отношений далеко не всегда удается распространить на собственно методический уровень анализа этих отношений в детских группах. Трудность воплощения этого важного теоретического положения в конкретных методиках довольно явно проявляется в том, что экспериментальные исследования совместной деятельности детей традиционно основываются на методах непосредственного наблюдения, в которых совместная, по преимуществу игровая, стихийно возникающая деятельность фактически остается за скобками, выступая в лучшем случае в качестве фона отношений. Еще более рельефно «забвение» деятельности как фактора, порождающего систему межличностных отношений, проявляется в различных вариантах взаимодействия, которая широко используется при исследовании детских групп и которая, как известно, фиксирует поверхностные характеристики и фактически не включает содержательную сторону деятельности.
В дошкольном возрасте происходят изменения, которые влияют на развитее ребенка в целом и на развитие, ход и формирование совместной деятельности в частности. В дошкольный период общение между детьми существенно меняется по всем параметрам: содержанию, мотивам и манере общения, что показывает особо значимым анализ возрастной регуляции и возрастных новообразований в рамках социальных отношений.
Существует большое количество исследований, посвященных обсуждению роли совместной деятельности в развитии дошкольников. Однако работы, посвященные организации эффективной совместной деятельности детей дошкольного возраста, изучению их поведения, особенностей взаимодействия и налаживания контактов, представлены в значительно меньшей степени.
Вопросы социального развития старших дошкольников, их взаимодействия в совместной деятельности были подняты в работах таких авторов как Н.Ф. Голованова, Л.В. Коломейченко - проблемы социализация дошкольников; М,И Лисина, Е.А. Маслова - проблемы онтогенеза общения в дошкольном возрасте, избирательные привязанности дошкольников; H.A. Лялина - развитие взаимопонимания в общении старших дошкольников со сверстниками, A.A. Рояк, Р.К. Терщук - потребность в общении со сверстниками у старших дошкольников, трудности взаимоотношений со сверстниками у детей дошкольного возраста; Е.О. Смирнова, Е.В. Калягина - отношение популярных и непопулярных дошкольников со сверстниками; Т.А. Репина, Р.Б. Стеркина - общение дошкольников в совместной деятельности в группе детского сада, межличностные отношения дошкольников; Л.С. Римашевская - сотрудничество старших дошкольников и другие. Исследования М. И. Лисиной и ряда других учёных, показали, что примерно к 4 годам сверстник становится более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый и являются ведущим каналом развития.
Таким образом, проблема исследования заключается в том, что общение со сверстником отличает ряд специфических особенностей, среди которых богатство и разнообразие коммуникативных действий, чрезвычайная эмоциональная насыщенность, нестандартность и нерегламентированность коммуникативных актов. Однако,
нечувствительность к воздействиям сверстника, преобладание инициативных действий над ответными делает совместную деятельность дошкольников менее эффективной.
Цель исследования: выделить параметры эффективной и
неэффективной совместной деятельности дошкольников при разных условиях неопределённости.
Объект исследования: совместная деятельность.
Предмет исследования: особенности совместной деятельности
дошкольников в задачах с разными условиями неопределённости.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретико-методологические подходы к изучению совместной деятельности у детей дошкольного возраста.
2. Организовать и провести эксперимент с тремя ситуациями с различной степенью наполненности условий задач, требующих совместной деятельности дошкольников.
3. Выявить различия между тремя группами детей по следующим
критериям: активный поиск, (интерес, инициативность), речь
обращенная к себе, речь обращенная к взрослому, жесты обращенные к экспериментатору, нарушение правил, как рассказывал. Критерии неэффективности: потеря интереса, конфликт внутри группы, смена деятельности, разобщенность действий, отказ от выполнения задания, эмоциональная реакция на соблюдение правил, эмоциональная реакция на нарушение правил, на результат.
Гипотезы:
1. Дошкольный возраст является сенситивным для формирования совместной деятельности детей. Скорее всего, из-за не сформированной произвольности дошкольники будут не эффективно совместно решать задачи в разных условиях неопределённости.
2. Основным регулятором совместной деятельности дошкольников в условиях неопределённости выступает речь.
3. В разных условиях неопределённости совместной деятельности будет разная частота обращения за помощью взрослого.
4. Нарушение собственно игровых правил, эмоциональная негативная реакция, снижения инициативы и интереса будут реакцией дошкольников на условия неопределённости и совместной деятельности.
Теоретико-методологический основания:
1. Теория культурно-исторического развития психики человека (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев)
2. Теория деятельности (А.Н. Леонтьев, Е.А. Стребелева, А.А. Катаева, А.Р. Малер).
3. Концепция общения (М.И. Лисина Е.О. Смирнова)
Методы исследования.
1. Теоретические методы: анализ психологической литературы по проблеме исследования, синтез, обобщение.
2. Эмпирические методы: методы сбора и фиксации эмпирических данных (эксперимент).
3. Методы математико-статистической обработки данных.
Для обработки результатов использовались методы математико-статистической обработки (дисперсионный анализ (ANOVA),
корреляционный анализ, регрессионный анализ) реализованные с помощью статистического пакета «IBM SPSS Statistics 23».
Эмпирическая база исследования: Основным критерием отбора респондентов, для включения их в выборку, являлся возраст. В исследовании совместной деятельности приняли участие дети детских садов города Барнаула в количестве 37 человек от 6 до 7 лет, из них 15 мальчиков и 22 девочки.
Апробация исследования. Результаты эмпирического исследования апробированы на региональной конференции для студентов, магистрантов и аспирантов «Мой выбор НАУКА!» (г. Барнаул, 2021).
Практическая значимость исследования.
Результаты исследования могут быть применены практикующими психологами для выработки более эффективных методов построения совместной деятельности у дошкольников, необходимые для всестороннего развития и обучения.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего в себя 72 источника. Текст работы содержит 13 рисунков, 3 таблицы, 13 приложений.
На теоретическом этапе в данной работе были рассмотрены теоретико-методологические основания организации совместной деятельности дошкольников в разных условиях взаимодействия. По итогу анализа имеющихся наработок по теме исследования, были выделены критерии оказывающие влияние на эффективность и неэффективность совместной деятельности дошкольников в разных условиях взаимодействия.
На основании сделанных выводов и выявленных критериев во второй главе, была поставлена цель, выделить параметры эффективной и неэффективной совместной деятельности дошкольников при разных условиях неопределённости. Для этой цели было реализовано эмпирическое исследование, в котором приняли участие 31 ребенок в возрасте 6 — 7 лет из детских садов г. Барнаула.
В работе сделаны следующие выводы:
1. Эффективность совместной деятельности зависит от неопределенности условий задачи, в которых взаимодействует группа.
2. Критерий потеря интереса неэффективно влияет на организацию совместной деятельности дошкольников в условиях неполной инструкции.
3. В критерии эффективности совместной деятельности дошкольников входит речевое сопровождение группового взаимодействия.
Подводя итоги следует отметить, что данные полученные в результате эмпирического исследования вносят достаточно большой вклад в разработку изучаемой проблемы, поскольку позволяют расширить представление о организации совместной деятельности дошкольников в разных условиях взаимодействия. Благодаря анализу результатов можно сказать, что эффективность совместной деятельности дошкольников зависит от определенности условий задачи, в которой приходится взаимодействовать группе.
При помощи данной информации можно прогнозировать результаты группового решения задач дошкольниками и рассмотреть механизмы группового взаимодействия. Однако речевое сопровождение совместной деятельности также играет важную роль во взаимодействии дошкольников в групповой деятельности. Также в совместной деятельности в сложные задачи дошкольники будут чаще обращаться за помощью к взрослому, в следствии ограниченности в выборе привычных методов решения возникшей задачи.
Подводя итоги можно сказать, что совместная деятельность старших дошкольников зависит от факторов, которые влияют на совместную деятельность, уровня интереса или потери интереса и речевого сопровождения взаимодействия группы в решении данной задачи.
Следует отметить возрастные изменения старших дошкольников, которые не позволяют эффективно взаимодействовать в группе: это утрата непосредственности и наивности, происходит переориентация на сверстника (детям важно общение со сверстниками), усвоение общественных норм и правил. Однако не сформированность механизмов регуляции не позволяют старшим дошкольникам выстраивать совместную деятельность, когда условия не способствуют применению привычных схем поведения.
Такой перекос в развитии и усвоении новых механизмов поведения с одной стороны и не способность старых образований прошлых возрастных этапов разрешить сложности взаимодействия в группе, и приводят к тому, что дошкольники не эффективно решают задачи.
Однако в ситуациях, где условия предполагают некую свободе действий старшие дошкольники решают намного эффективней в силу отсутствия ограничений, которые вносят некий ограничитель в выбор методов и вариативность решение задачи. Следствием отсутствия такого ограничения и послужило более эффективное проявление взаимодействия в совместной деятельности.
Таким образом, исходя из выше перечисленного, следуют выводы: задачи, поставленные в выпускной квалификационной работе, полностью выполнены, гипотезы доказаны, цель достигнута, результаты могут быть применены в психологическую практику.
1. Азаматова Г.П. , Ахмедьярова А.К., Богатырева М.П. [и др.].
Психологические аспекты совместной деятельности Текст:
непосредственный. Молодой ученый. 2020. № 8 (298). С. 197-199.
2. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике Ш.А. Амонашвили. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. 496с.
3. Батюта М.Б. Возрастная психология М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. М.: Логос, 2015. - 306 с.
4. Беляева А.В., Короткое В.Л., Тарабрина Н.В. Личностный аспект вербального взаимодействия в диаде. Психологические исследования общения. Под ред. Б.Ф. Ломова. М.: Наука, 1985. С. 192 - 206.
5. Воспитание дошкольников в труде. Под ред. В. Г. Нечаевой. М., 1983.
6. Гузман, Р.Я. Роль совместной деятельности в решении учебных задач Р.Я. Гузман. Вопросы психологии. 1980. №3. С. 133-136.
7. Долгова Н.Ю. https://www.dissercat.com 2012. Эффективност совместной деятельности и регуляторный опыт участников. (дата обращения 15.02.2021)
8. Донцов А. И. Проблемы групповой сплоченности. М.: МГУ, 1979. 416 с.
9. Донцов А.И., Дубовская Е.М., Улановская И.М. Разработка критериев анализа совместной деятельности Вопросы психологии. 1998. № 2. С. 61-71.
10. Журавлев А.Л. Психология совместной деятельности в условиях организационно-экономических изменений: дис. в виде научного доклада ... д-ра психол. наук. М., 1999. 132 с.
11. Журавлев А.Л. Психология совместной деятельности. М.: Ин-т
психологии РАН, 2005. 640 с.
12. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: (Общие и возрастные особенности). Минск, 1976.
13. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности О.А. Конопкин. М. Наука, 1980. 256 с.
14. Кузнецова О.О. Изучение общения дошкольников в совместной деятельности. Экспериментальная психология. 2013. Том 6. № 2. С. 91-100.
15. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. М., 2009.
16. Кричевский Р. Л. Мотивационный потенциал руководителя как фактор мотивации групповой деятельности и удовлетворенности подчиненных групповым членством Нов.исслед. в психол. 1974. № 1 (9). С. 11 - 18.
17. Крайнова Л.В. Формирование нравственной активности у детей старшего дошкольного возраста в совместной продуктивной деятельности: Дис.канд.пед.наук. Москва, 1984. - 201 с.
18. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. А.Н. Леонтьев М.: Политиздат, 1975 - 304 с.
19. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2 изд., стер. М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005.
20. Лисина М. И. ред. Общение и его влияние на развитие психики дошкольников. М., 1974. - 207 с.
21. Логвинов И.Н. Психология эффективного лидерства: современные исследования курских психологов Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 2 (34). (дата обращения 15.05.2021)
22. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. С. 124-135.
23. Ломов Б. Ф. К проблеме деятельности в психологии Психол. журн. 1981. Т. 2. № 5. С. 3 - 22.
24. Лунева О. В. Общение. Знание. Понимание. Умение. 2005 № 4. с. 157-159.
25. Лысцова О. О. Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс] URL:https://www.scienceforum.ru/2016.
26. Ляудис В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся [Электронный ресурс] Под ред. А.А. Бодалев, В.Я. Ляудис. М.: НИИОП
АПН СССР, 1980, с.37-52. [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/hre/hre-
044.htm]. ( дата обращения 12.03.2021).
27. Маликова, И.В. Развитие форм сотрудничества со сверстниками у
младших школьников И.В. Маликова Ежегодник Российского
психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов - Спб.: Изд-во С. Петерб. Ун-та, 2003. Т. 5. С 255-259.
28. Матис, Т.А. Психологические условия формирования совместной учебной шебной деятельности школьников: автореф. дисс. ... канд. психолог, наук Т.А. Матис. М., 1977. - 21с.
29. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2005. 158 с.: ил. (Психология для всех).
30. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции в произвольной активности человека Психол. журн. 1995. Т. 16. № 4. С. 26 - 35.
31. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2000.
32. Немов Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. М.: Педагогика, 1984.
33. Олейник Н.С. Особенности внутригруппового взаимодействия субъектов с различными типами саморегуляции деятельности: диссертация кандидата психологических наук : 19.00.05 Набережные Челны, 2005. - 154 с.
34. Полковникова Н.Б. Приобщение старших дошкольников к ценностям как компонент работы по социализации. Журнал «Дошкольное воспитание», 2010, № 10. - С.96.
35. Полуэктова Н.М., Тихонов Б.Л. Влияние характера взаимодействия на эффективность совместной групповой мыслительной деятельности Психологические исследования общения. Под ред. Б.Ф. Ломова. М., 1985. С. 273 - 285.
36. Проблема совместной деятельности: традиция и перспектива Е.М. Дубовская Социальная психология и общество М.Ю. Кондратьев. 2013. № 3. С. 5-12.
37. Проблема совместной деятельности: традиция и перспектива Е.М. Дубовская Социальная психология и общество М.Ю. Кондратьев. 2013. № 3. С. 5-12.
38. Психологические аспекты совместной деятельности и общения под ред. А.С. Чернышева. Курск: КГПИ, 1990. 124 с.
39. Римашевская Л.С. Сотрудничество и его своеобразие у детей дошкольного возраста. Детский сад: теория и практика. 2014. № 5. С.6- 14.
40. Рубцов, В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения В.В. Рубцов. М.: Педагогика, 1987. - 160 с.
41. Рубцов, В.В. Роль кооперации в развитии интеллекта детей В.В. Рубцов Вопросы психологии. 1980. -№ 4. - С. 79 - 89.
42. Рубцов В.В. Совместная учебная деятельность в контексте проблемы соотношения социальных взаимодействий и обучения Вопросы психологии. 1998. №5. С. 49 - 59.
43. Смирнова Я.К. Психологическая суверенность при разных временных ориентациях подростков, воспитывающихся в детских домах В сборнике: Сборник научных статей международной молодежной школы-семинара «Ломоносовские чтения на Алтае» в 6 частях. Под редакцией Родионова Е.Д. Барнаул, 2013. С. 223 - 229.
44. Смирнова Я.К. Суверенизация в модусе временных ориентаций подростков, воспитывающихся в детских домах Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2014. Т 5. № 3. С. 51 - 64.
45. Смирнова Е.О. Психология ребенка. М., 2004. С. 103
46. Смирнова Е.О. Детская психология [Электронный ресурс]. Е.О. Смирнова. М., 2003. Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru» http://psyedu.rU/journal/2015/1/Shmidt.phtml
[Представления педагогов ДОО об условиях создания эффективной совместной деятельности дошкольников при выполнении продуктивных задач 2015-1]. (дата обращения 21.04.2021)
47. Совместная деятельность: методология, теория, практика АН СССР; Ин-т психологии; Отв. ред.: А.Л. Журавлев, П.Н. Шихирев, Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1988. 229 с.
48. Совместная деятельность: методология, теория, практика Под ред. А.Л. Журавлева и др. М.: Наука, 1988.
49. Стадии развития совместной деятельности детей [Электронный ресурс] https://studopedia.su/n_126757_stadii-razvitiya-sovmestnoy-deyatelnosti detey.html. (дата обращения 15.03.2021)
50. Тейлор Ш. Социальная психология Ш. Тейлор, Л. Пипло, Д. Сирс. СПб., 2004. - 766 с.
51. Хараш А.У К определению задач и методов социальной психологии в свете принципа деятельности. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 1977.
52. Уманский Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов Методология и методы социальной психологии: Сборник статей АН СССР, Ин-т психологии под ред. Е.В. Шороховой. М.: Наука, 1977. С. 54-71.
53. Цукерман, Г.А. Зачем детям учиться вместе? Г.А. Цукерман Педагогика и психология. М.: Знание, 1985. № 11. 80 с.
54. Цуканова Е.В. Деструктивные параметры взаимодействия в ситуации временного дефицита Психологические исследования общения Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Наука, 1985. С. 285 - 299.
55. Чернышев А.С., Сурьянинова Т.И. Генезис группового субъекта деятельности Психологический журнал. 1990. Т 11. № 2. С. 7 - 15.
56. Щербо, Н.П. Особенности индивидуального и группового решения задач в условиях совместной деятельности Н.П. Щербо Вопросы психологии. 1984. № 2. С. 107-112.
57. Щербо, Н.П. Совместная деятельность и коммуникация Н.П. Щербо Вопросы психологии. 1986. № 3. С. 171-173.
58. Эльконин Д.Б. Психология игры Д.Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1978 - 304 с.
59. Якобсон С.Г. Дошкольник, каков он?: Пособие для воспитателей детских садов С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьёва, М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002 - 80 с.
60. Яноушек Я. Проблемы общения в условиях совместной деятельности Вопр. психол. 1982. № 6. С. 57 - 65.
61. Ярошевский М.Г. Руководитель в ролевой структуре первичного коллектива Проблемы руководства научным коллективом. М., 1982. С. 50 - 73.
62. Antonova, T.V. Rol' obshhenija v regulirovanii otnoshenij detej doshkol'nogo vozrasta v igre: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk T.V. Antonova. M., 1983. - 23 s.
63. Alper S., Tjosvold D., Law K. Interdepend^ ence and controversy in group decision makQ ing: antecedents to effective selfQmanaging teams Organizational behavior and human decision processes.1998. - 74 (1).
64. Celenko, Z.S. Obshhenie starshih doshkol'nikov v uslovijah sovmestnoj dejatel'nosti avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk: 19.00.07 Celenko Zinaida Stepanovna. L., 1986 - 24 s.
65. Leont'ev, D.A. Sovmestnaja dejatel'nost', obshhenie, vzaimodejstvie (k obosnovaniju «pedagogiki sotrudnichestva) D.A. Leont'ev Vestnik novoj shkoly. 1989. № 11. S. 39 - 45.
66. Lomov, B.F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psihologii [Jelektronnyj resurs] B.F. Lomov. Rezhim dostupa: [http://freziya.ru/?p=3492]. (дата обращения 14.04.2021)
67. Obshhenie detej v detskom sadu i sem'e pod red. T.A. Repinoj, R.B. Sterkinoj.
M. : Pedagogika, 1990. - 150 s.
68. Perret Clermont A.N. Social interaction and cognitive development in children. L., 1980.
69. Repina, T. A. Social'no-psihologicheskaja harakteristika gruppy detskogo sada T. A. Repina. M., 1988.
70. Sterkina, R. B. Rol' dejatel'nosti v formirovanii samoocenki u detej doshkol'nogo vozrasta : avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk : 19.00.07 Sterkina Rina Borisovna M., 1976 - 23 s.
71. Silverman J., Jeiringer E. Diadic interaction and conversation induction: A test of Piaget's equilibration model Chud Devel. 1973. V. 48. N 4. Р. 815 - 820.
72. Veraksa, A. N. Razvitie otnoshenij mezhlichnostnoj znachimosti v doshkol'nom vozraste [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: [http://psychlib.ru/mgppu/SPK- Ch2/SPK0042.htm#Razvitie otnoshenij mezhlichnostnoj znachimosti v doshkol'nom vozraste]. (дата обращения 20.04.2021)