Введение 11
1. Теоретические аспекты изучения понятия аттестации персонала на предприятии.
1.1 Понятие системы аттестации персонала в организации 16
1.2 Методы и алгоритм проведения аттестации персонала 31
Выводы по первой главе 37
2. Анализ системы аттестации персонала на примере коммерческой организации «Бас-тон».
2.1 Характеристика организации «Бас-тон» 38
2.2 Изучение принципов организации работы с персоналом в организации
«Бас-тон» 53
2.3 Анализ действующей системы аттестации персонала в организации
«Бас-тон» 56
Выводы по второй главе 64
3. Совершенствование системы аттестации персонала на примере организации «Бас-тон».
3.1 Направление совершенствования методов аттестации персонала
организации, ООО «Бас-тон» 66
3.2 Обоснование экономической эффективности программы аттестации
персонала организации «Бас-тон» 79
Вывод по третьей главе 82
Заключение 83
Список использованной литературы 85
Объектом исследования является - процесс создания и деятельности системы аттестации персонала организации.
Цель работы - формулирование рекомендации для оптимизации системы аттестации персонала на предприятии ООО «Бас-тон».
В процессе исследования проводилось теоретическое рассмотрение системы аттестации персонала и практические предложения по ее совершенствованию на примере организации «Баст-тон».
В результате исследования были разработаны направления усовершенствования системы аттестации персонала организации «Бас-тон»
Степень внедрения: разработанная система аттестации персонала применена и используется на предприятии ООО «Бас-тон»
Область применения: разработанная система аттестации персонала может быть использована на предприятии, в организации, фирме любой отрасли
Экономическая эффективность/значимость работы: использование экономически эффективных современных технологий работы с персоналом, организация труда персонала, принятие управленческих решений, применение современных методов аттестации персонала с целью повышения удовлетворенностью трудом и приверженностью персонала, а также организации эффективного трудового процесса персонала, принятие управленческих решений по оптимизации системы управления персоналом.
В будущем планируется разработка наиболее новых методик аттестации персонала для эффективного распределения и использования персонала.
Начиная данное исследование, сообщим, что в современных условиях кадровая политика на предприятиях оказывает серьезное воздействие не только на вопросы подготовки, переподготовки, повышения квалификации, но, также и к оценке кадров.
Актуальность темы исследования.
В условиях когда рыночная ситуация меняется в стране экстремально, и как в следствие сокращение сроков внедрения новых технологий и минимизации жизненных циклов выпускаемой продукции, данная задача оказывается одной из неотъемлемых, в числе условий по успешному функционированию экономики в целом.
Один из критериев качества профессиональной деятельности сотрудников организации - уровень их квалификации.
При этом, в качестве одного из важнейших элементов по управлению персоналом рассматривается требование к постоянной оценке достижений, результатов деятельности, как трудового коллектива в целом, так и отдельных его работников. Оценка персонала производится в соотнесении с некоторыми установленными нормативами, а также достигнутым ранее уровнем, либо с использованием мнение компетентных экспертов.
Поэтому в качестве постоянного вида деятельности службы по управлению персоналом рассматривается анализ результатов, достигнутых персоналом организации, как в целом по всем подразделениям и группам работников, так и персонально по непосредственным работникам, совокупно с анализом причин, которые вызвали те или иные отклонения от предполагаемых результатов.
При этом:
позитивные тенденции дают возможность утвердить правильность решений принятых ранее, а также адекватности поведенческих моделей;
негативные тенденции дают указания на не неадекватность поведенческих моделей, равно как и неэффективность, ранее принятых решений, а значит дают посыл к совершенствованию развития принципов и методов управления персоналом.
Ключевой ролью в данном процессе располагает система оценки конечных результатов деятельности, исходя из этого, неуклонно растает значение одного из важнейших организационно - правовых факторов контроля (проверки), оценки профессиональных и прочих качеств менеджмента, специалистов и прочих сотрудников организации, которая называется аттестация персонала.
Надо сказать, что аттестация менеджмента и специалистов организации, есть важнейший инструмент в работе с кадрами управления, поскольку она производится систематически, а также имеет юридическую силу.
Значительные возможности аттестации связываются с теми возможностями, которые получают руководители организации, по возможности определения степени соответствия рабочих результатов подчиненных в отношении установленных требований. При этом, компания может организовывать программы по управлению персоналом, позволяющие максимально использовать потенциал ресурсов кадров организации. Сам же работник, одновременно устанавливает с менеджментом столь необходимую для него обратную связь.
Отметим, что аттестация чрезвычайно важный вопрос, как раз потому, что от эффективной работы менеджмента, как в государственных, так и в коммерческих структурах зависит стабильность функционирования всей страны и её экономики в целом.
Таким образом, аттестация персонала организации в настоящее время и в ближайшей перспективе, продолжит оставаться неотъемлемой частью сложных условий современного рынка труда. При том, что в настоящее время конкуренция персонала на рынке труда только возрастает, а потому процесс аттестации персонала открывается и развивается в организациях с новой силой.
Конечно же, в жестких условиях кризисно-конкурентного соревнования персонала, организации необходимо оставить в своем штате высокоспециализированный персонал, при том, что в выявлении соответствия занимаемой должности, аттестация персонала всегда сможет выполнить роль главного инструмента по формированию кадровой структуры и состава организации.
Организации должны применять в практике своей работы гораздо более гибкие стратегии, нежели были прежде. Они должны так же, с достаточной регулярностью осуществлять переход от одних видов организационных структур к другим видам.
Наконец, повышения конкурентоспособности организации требует осуществления самых разнообразных видов диверсификации.
Конечно же, нельзя не сказать, что процесс аттестации в современной экономике страны требует к себе все большего внимания, включая в частности вопросы методики и методологии проведения данного мероприятия. Так как данный процесс, бесспорно, остается одним из важнейших составляющих элементов кадровой политики, то процесс аттестации персонала и методики ее проведения постоянно находится под пристальным вниманием отечественных и западных специалистов кадрового управления.
Степень научной разработанности темы исследования.
Предполагает широкий диапазон исследования вопросов развития кадрового менеджмента в организации, в том числе и в области аттестации персонала организации, включая:
труды в области управляющего менеджмента и власти, в том числе О.Я. Гелиха, В.Н. Мининой, А.В. Тихонова, данные исследователи подробнейшим образом рассмотрели вопросы власти, как элемента управления организацией и группами людей,
работы в области управления организацией, в том числе: А.В. Бандурина, Т. Бешорнер, Ш.М. Валитов, А.А. Волин, А.Г. Поршнева Н.А. Соломатина, Б.А. Чуб и др. требуются в данной работе для обеспечения определения потребностей организации в области кадровой политики,
работы в области кадрового менеджмента в целом и системы аттестации сотрудников в частности представлены трудами: Т.Ю. Базарова, В.Н. Белкина, Н.А. Белкину О.В. Валиеву, А.В. Данилца, В.А. Дятлова, А.Я. Кибанова, Л.М. Королева, В.М. Маслову, Э.С. Матвееву, В.П. Пугачёва и т.д.
Таким образом, в заключении данного исследования следует сказать, что цель, поставленная во введении была достигнута, а задачи последовательно решены.
Система аттестация персонала является и элементом кадровой работы, и важнейшим инструментом в области управления кадрами предприятия, отсутствие которого делает невозможным эффективную деятельность предприятия.
В процессе анализа системы аттестации ОАО «Бас-тон» были выделены следующие проблемные моменты проблемы:
• цели процедуры аттестации являются фрагментированными и не увязанными в единую, комплексную систему, что делает их в недостаточной степени эффективным, а зачастую и просто бессмысленным;
• данная система не имеет комплексного характера включенности ни в систему кадрового менеджмента предприятия в частности, и, соответственно, не обеспечивают собой комплексной включенности системы аттестации персонала в общую систему менеджмента предприятия.
В качестве причин указанных проблем в ОАО «Бас-тон» в выделены следующие: на предприятии не используется современная номенклатура методов, осуществления процесса оценки персонала;
не в полной мере исследована передовая отечественная и зарубежная сумма опыта в проведении конкретных мероприятий в области оценки персонала;
ограниченным является выбор инструментария по оценке, проверке профессиональных и личностных качеств;
формальное отношение к разработке должностных инструкций;
отсутствие систематичного анализа закрепляемости и успешности нанятых работников.
Для решения данных проблем в работе предложено в качестве наиболее приемлемого и эффективного метода оценки, применять «Assessment Center». Преимуществом метода «Assessment Center» при оценке персонала в сравнении с иными методами оценки на основании проведенного анализа литературных источников, а также изучения мнений специалистов и практики применения данного метода, является возможность снижения эмоциональной напряженности, а также негативных эмоций, которые обычно связаны с оценкой деятельности персонала. Кроме того, метод «Assessment Center» дает возможность выявить потенциал сотрудника, а также его личностные характеристики, стандартное поведение в условиях коллектива.
В результате оценки эффективности предложенных рекомендаций по внедрению метода «Assessment Center» был сделан вывод о его экономической эффективности.
1. Конституция Российской Федерации. (принята всенародным голосованием 12.12.1993), офиц. текст: М.: Юридическая литература, 2016 - 120 c.,
2. Гражданский кодекс РФ. [Принят Государственной Думой 21 октября 1994 г. N 51-ФЗ], офиц. текст: - М.: ЗаконЪ 2016 - 480 с.,
3. Трудовой кодекс Российской Федерации. офиц. текст: - М.: Юридическая литература, 2016 - 420 с.,
4. Налоговый кодекс Российской Федерации. офиц. текст, - М.: Маркетинг, 2011 - 420 с.,
5. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. (Заключена в
г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с «Протоколом [N 1]» (Подписан в г. Париже 20.03.1952), Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), Протоколом N 7 (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)), // Электронная база «Консультант»: [Электронный ресурс], Режим доступа: :
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 29160/ (Обращение
16.10.2016 г.);
6. Арустамов, Э. А. Организация предпринимательской деятельности: учебное пособие для вузов / Э. А. Арустамов, А. Н. Пахомкин, Т. П. Митрофанова.-2-е изд., испр. -М.: Дашков и К', 2014.- 331 с.
7. Багиев, Г.Л., Тарасевич, В.М., Анн, X. Маркетинг Учебник для ВУЗов. / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, X. Анн Изд. 5-ое переаботанное и дополненное. М.: Экономика 2014 - 380 с.,
8. Баронин, В.К. Как не стать звездой. / В.К. Баронин // Легионер. 2002. № 12. С. 17-19,
9. Баскакова, О.В. Экономика предприятия (организации): Учебник / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. - М.: Дашков и Ко, 2013. - 372 с.,
10. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом: учебник / под ред. Т.Ю. Базаров, Б.Л. Ерёмин./ Т.Ю. Базаров - М: Юнити-Дата, 2012. - 563 с.,
11. Белкин, В.Н, Белкина Н.А. Мотивы и стимулы. / В.Н. Белкин, Н.А. Белкина // Социальная защита. - 2010. - № 7. - С. 44-47.,
12. Большов, А.В. Менеджмент: теория и практика./ А.В. Большов. - Казань, Изд. КазГУ 2014 - 280 с.,
13. Бусов, В. И. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) : учеб. для бакалавров / В. И. Бусов, О. А. Землянский, А. П. Поляков ; под ред. В. И. Бусова. - М. : Юрайт, 2015. - 430 с.,
14. Бутакова, М. М. Экономическое прогнозирование: методы и приемы практических расчетов : учебные пособия для вузов / М. М. Бутакова.- М.:КНОРУС, 2014.-166 с.,
15. Валиева, О.В. Управление персоналом: конспект лекций. / О.В. Валиева - М.: Приор-Издат, 2010. - 175 с.,
15. Веснин, В.Р. Менеджмент - учебное пособие. / В.Р. Веснин - М: Издательство Проспект, 2015 г. - 504 с.,
16. Воронина, Е.В., Курашина, А.В. Формирование нормативноправовой базы деятельности корпоративных структур в России. / Е.В. Воронина, А.В. Курашина // Правовая политика и правовая жизнь. 2007. № 4.
С. 102 -106.,
17. Гелих, О.Я. Управление и насилие: социально-философский анализ./ О.Я. Гелих - СПб.: Книжный Дом, 2016. - 380 c.,
18. Гелих, О.Я., Князева, Е.Н. Управление и синергетика / 4-е изд./ О.Я Гелих, Е.Н. Князева - СПб.: Книжный Дом, 2014. - 140 с.,
19. Граник, И. Бизнес с понятием. / И. Граник // Коммерсантъ. 2014. №
74 С.5
20. Данилец, А.В. Бизнес-планирование производственного сектора. /
А.В. Данилец - СПб: Изд. СПбГУЭФ - 2012 - 180 с.
21. Друкер, П. Менеджмент XXI века./ П. Друкер - М.: Экономика и бизнес. 2014 - 520 с.,
22. Дятлов, В. А. и др. Управление персоналом. /В.А, Дятлов - М.: ACADEMA, 2016. - 168 с.,
23. Ильин, А.И. Экономика предприятия. Краткий курс / А.И. Ильин. - Минск: Новое знание, 2015. - 236 с.
24. Ионова, А.Ф. Финансовый анализ: Учебник / А.Ф. Ионова, Н.Н. Селезнева. - М.: Проспект, 2016. - 624 с.
25. Карлик, А.Е. Экономика предприятия: учебник для вузов / А.Е. Карлик, М.Л. Шухгальтер. - СПб.: Питер, 2014. - 464 с.
26. Касымова, Г. Ф. Вертикально-интегрированные компании как основа развития промышленных кластеров в регионе (на примере Республики Татарстан): автореф. дисс. ... канд. экон. наук, 10.03.,99. / Г.Ф. Касымова - Казань, 2008. 48 с.,
27. Кибанов, А.Я. Управление персоналом: Теория и практика. Оценка и отбор персонала при найме и аттестации, высвобождение персонала: учебно-практическое пособие. / А.Я. Кибанов - М.: Проспект, 2013. - 80 c.,
28. Кибанов, А.Я. Управление персоналом учебник./ А.Я. Кибанов - М.: Инфра-М, 2013. - 448 с.,
29. Кириллова, Г.В. Управление персоналом: учебное пособие / Г.В. Кириллова, Н.Е. Соколова. - М: Изд-во МГОУ (Московский государственный областной университет), 2011. - 139 с.,
33.Королев, Л.М. Психология управления: учебное пособие. / Л.М. Королев - М.: Дашков и Ко, 2011. - 188 с.,
38. Мазур, И. И., Шапиро В. Д. и др. Реструктуризация предприятий и компаний: Справочное пособие./ И.И. Мазур В.Д Шапиро - М.: Высшая школа, 2000. - 202 с.,
39. Маккей, X., Карлоф, Б. Как уцелеть среди акул: опередить конкурентов в умении продавать, руководить, стимулировать, заключать сделки. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы. / Х. Маккей, Б. Карлоф - М.: Экономика, 2013 - 240 с.,
40. Маслова, В.М. Управление персоналом предприятия: учебное пособие / В.М. Маслова. - М: Юнити-Дата, 2012. - 222 с.,
41. Матвеева, Э.С. Направление совершенствования системы мотивации персонала: экономика и финансы / Э.С. Матвеева // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2014. - № 4. - С. 21 - 34,
42. Мескон, М. Основы менеджмента / М. Мескон и др. — М.: Изд-во Вильямс, 2012.—665 с.,
45. Минина, В.Н. Социология социальных проблем: аналитический обзор основных концепций / В.Н. Минина // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. №4. С. 145 - 149,
46. Минина, В.Н. Методология социального программирования. Диссертация на соискание ученой степени доктора социологических наук. /
В.Н. Минина - М.: 1999 - 440 с.,
47. Нальгиев М.Б. Оптимизация организационных структур (на примере нефтяного бизнеса Республики Ингушетия): Автореф. дис. ... канд. экон. наук. / М.Б. Нальгиев - М., 2006. - 48 с.,
48. ООО «Бас-тон». Бухгалтерский и аналитический учет предприятия.
50. Петров, В.И. Анализ использования трудовых ресурсов предприятия: учебник. / В.И. Петров - М.: Современное управление, 2014. - 215 с.
51. Пугачёв, В.П. Планирование персонала организации: учебное пособие./ В.П. Пугачёв - М: Изд-во Моск. ун-та, 2014. - 235 с.
52. Поддубный, А. Иерархия - мать порядка. / А. Поддубный // Менеджмент роста. 2016. № 2. С. 7-10,
53. Райзберг, Б. А. Прикладная экономика / Б.А. Райзберг — М.: Бином, Лаборатория знаний, 2013.—318 с.,
54. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник./ Г.В. Савицкая - Минск: Инфра, 2015. - 384 с.
57. Сиротина, Т.П. Экономика и статистика предприятия / Т.П. Сиротина. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2014. - 200 с.,
59. Тихонов, А. В. Об институализации управления в современной России./ А.В. Тихонов // Управленческое консультирование № 1 2010 [Электронный ресурс], Режим доступа: http://cvberleninka.ru/article/n/ob- institutsionalizatsii-upravleniva-v-sovremennov-rossii , (Обращение 18.09.2016
год),
60. Тихонов, А.В. Основания социологии управления./ А.В. Тихонов - М.: Гуманитарий, 2013. - 48 с.,
61. Фатхутдинов, Р. А. Производственный менеджмент / Р.А. Фатхутдинов - СПб: Питер, 2015.— 494 с.,
62. Фатхутдинов, Р. А. Управленческие решения / Р.А. Фатхутдинов - М.: ИНФРА-М, 2013— 342 с.,
63. Фатхутдинов, Р. А. Инновационный менеджмент / Р.А. Фатхутдинов
- СПб: Питер, 2012. - 442 с.,
64. Хунгуреева, И.П. Экономика предприятия: Учебное пособие / И.П. Хунгуреева и др. - Улан-Удэ.: Изд-вл ВСГ ТУ, 2004. - 240 с.,
65. Шапиро, С.А. Основы управления персоналом в современных организациях: учебное пособие / С.А. Шапиро, О.В. Шатаева. - М.: Г россМедиа, 2011. - 400 с.,