Введение 3
Глава 1. Коммуникационный дизайн в цифровой среде 9
1.1. Коммуникационный дизайн в деятельности сетевых изданий 9
1.2. Принципы разработки коммуникационного дизайна
для сетевых изданий 26
Глава 2. Разработка коммуникационного дизайна
при работе с сетевым изданием «ТОЛК» 41
2.1. Анализ деятельности сетевого издания «ТОЛК»
в цифровой среде 41
2.2. Разработка коммуникационного дизайна
для сетевого издания «ТОЛК» 48
Заключение 63
Список использованной литературы 66
Приложения 71
В современном мире люди каждый день потребляют огромное количество информации. Этот факт неразрывно связан со спецификой информационного общества: большинство людей в современном мире заняты производством, переработкой и распространением информации, за счет чего информации вокруг становится все больше.
Рост количества информации вокруг современного человека связан и с развитием медиа-изобретений человечества: в последние годы появилось множество новых каналов передачи информации, которые существенным образом повлияли на количество информационных источников и информации в целом. Самый очевидный пример — это социальные сети, которые сделали более доступным не только потребление информации, но и ее распространение. Среднестатистический пользователь просматривает около ста страниц социальных медиа в день, а также может сам участвовать в создании и распространении информации. Можно сказать, что потребление и распространение информации стали неотъемлемой частью жизни современного человека.
Из-за роста числа информационных сообщений возникла проблема «информационной перегруженности» общества — пагубного влияния переизбытка информации на способность индивида воспринимать информацию. Современному человеку все сложнее воспринимать отдельные информационные сообщения в общем «информационном шуме».
Проблемы «информационной перегруженности», со временем, стали волновать не только исследователей культуры и социологов, но и представителей средств массовой информации и бизнеса, которые хотели эффективно доносить свои информационные сообщения до людей. С этой потребностью связано существенное развитие инструментов рекламы, одним из которых в конце двадцатого века стал коммуникационный дизайн. Его цель — это эффективное донесение информации до целевой аудитории, в том числе, с помощью инструментов дизайна и разработки новых медиа-каналов и форматов.
Сейчас коммуникационный дизайн — это неотъемлемая часть существования любой компании, которая ставит перед собой цель донести до аудитории какую-либо информацию. Без коммуникационного дизайна коммуникация в современном мире крайне затруднена: скорее всего, целевая аудитория просто не воспримет информационное сообщение в общем «информационном шуме». Именно поэтому так важно грамотно использовать коммуникационный дизайн, особенно в цифровой среде.
Актуальность исследования заключается в том, что количество информации в цифровой среде с годами только растет а проблема донесения информации в условиях «информационного шума» становится все более актуальной. Более того, цифровая среда стала основным каналом коммуникации с аудиторией не только для представителей бизнеса, которые стремятся рассказать о своем товаре, но и для средств массовой информации, передача информации для которых является основной задачей. В условиях конкуренции за внимание пользователей в цифровой среде проблема донесения информации становится все более актуальной.
Степень научной разработанности проблемы:
Коммуникационный дизайн — это смежная дисциплина, находящаяся на стыке дизайна, маркетинга и разработки информации, поэтому вклад в изучение и развитие данной дисциплины внесли многие специалисты из разных сфер. Изучением рекламы, которая дала коммуникационному дизайну теоретическую основу занимались следующие западные специалисты: Дэвид Огилви, Джон Кейплз, Клод Хопкинс, и другие. Среди отечественных специалистов стоит отметить Баженова Ю.К., Панкратова Ф.Г., и Мудрова А.Н.
Богомолова Н.Н. внесла большой вклад в изучение массовой коммуникации, проанализировав в своей работе «Социальная психология массовой коммуникации» теоретические и прикладные исследования массовой коммуникации, проведенные отечественными и зарубежными специалистами.
Филипп Котлер посвятил свои работы исследованию маркетинга, рассмотрев всю его систему и особенности. В своей книге «Основы маркетинга» Котлер, Армстронг, Сондерс и Вонг сформулировали теоретические сведения, методические приемы и перспективы развития маркетинга в цифровой среде.
Изучению графического и коммуникационного дизайна свои работы посвятили Квентин Ньюарк, Пол Харрис, Ян Чихольд и другие зарубежные специалисты. В России изучением теоретических и практических аспектов дизайна занималась, например, Розенсон И.А., существенным образом повлиявшая на развитие отечественного коммуникационного дизайна.
Научной разработанности проблемы также способствуют многочисленные работы, посвященные Social Media Marketing, в основе которого, во многом лежат принципы коммуникационного дизайна. Инструменты SMM направлены на эффективную коммуникацию с аудиторией посредствам социальных сетей и медиа. О правилах работы с визуальной коммуникацией в современных медиа-каналах писали многие авторы: Александр Либерман, Артем Сенаторов, Чарли Бевинс, и другие.
Объект исследования: коммуникационный дизайн в цифровой среде.
Предмет исследования: использование коммуникационного дизайна в деятельности сетевых изданий.
Цель: проанализировать специфику работы с коммуникационным дизайном, рассмотрев теоретические источники и примеры использования коммуникационного дизайна. Выявить общие принципы создания коммуникационного дизайна и разработать стратегию коммуникационного дизайна для сетевого издания «ТОЛК».
Задачи:
Теоретические:
1. Изучить особенности коммуникационного дизайна в цифровой среде;
2. Определить специфику коммуникационного дизайна в деятельности сетевых изданий;
3. Определить степень значимости коммуникационного дизайна в общей коммуникационной деятельности сетевого издания;
4. Выявить общие принципы и правила создания коммуникационного дизайна для сетевого издания.
Эмпирические:
1. Проанализировать деятельность сетевого издания «ТОЛК» в цифровой среде;
2. Разработать примеры коммуникационного дизайна для сетевого издания «ТОЛК»;
3. Описать приемы, использованные в разработке коммуникационного дизайна для сетевого издания «ТОЛК».
Методологическая база: в рамках выполнения выпускной квалификационной работы использовались такие методы исследования, как критический анализ современной литературы и интернет-источников, а также описательный метод с его компонентами: наблюдением, обобщением, систематизацией и интерпретацией материала.
Материалы исследования: помимо материалов сетевого издания «ТОЛК» в рамках работы были проанализированы материалы четырех сетевых изданий в цифровой среде:
1. Интернет-издание «Медуза» (признано СМИ - иностранным агентом на территории РФ). Использовалось как пример классического новостного издания, работающего с коммуникационным дизайном в цифровой среде;
2. Сетевой журнал «КОД». Использовался как пример специализированного онлайн-издания (на тему программирования), которое использует коммуникационный дизайн как способ донесения и объяснения сложной информации;
3. Онлайн-издание «Кинжал» — как пример «визуального издания», в котором изначально акцент сделан именно на разработке визуальной составляющей информационного сообщения.
4. Информационное издание «Алтапресс» — как пример регионального новостного СМИ, работающего с визуальным предоставлением информации.
Гипотеза выпускной квалификационной работы заключается в том, что существуют определенные правила и принципы создания коммуникационного дизайна, выявив и сформулировав которые можно разработать стратегию коммуникационного дизайна для сетевого издания.
Теоретическая значимость данной работы заключается в возможности разработки дальнейших положений, связанных со спецификой работы с коммуникационным дизайном как инструментом коммуникации в цифровой среде. Результаты работы могут способствовать повышению эффективности процесса обучения технологиям рекламы.
Практическая значимость: разработанные приемы создания и применения коммуникационного дизайна могут быть использованы средствами массовой информации для оптимизации процесса донесения информации и привлечения внимания аудитории.
Структура работы обусловлена поставленными задачами. Работа состоит из введения, двух глав и выводов к ним, заключения и списка литературы, включающего 70 источников. Во введении рассмотрены актуальность, ключевые цели и задачи исследования. В первой главе рассмотрена специфика коммуникационного дизайна в цифровой среде, особенности коммуникационного дизайна для сетевых изданий, а также стратегии коммуникационной деятельности в целом. Помимо прочего, в первой главе сформулированы принципы разработки эффективного коммуникационного дизайна для сетевых изданий в цифровой среде. Во второй главе была проанализирована деятельность сетевого издания «ТОЛК» в цифровой среде, после чего была разработана стратегия коммуникационного дизайна для сетевого издания «ТОЛК». В заключении подведены основные итоги работы.
Апробация. В рамках данной темы было принято участие в IX региональной молодежной конференции «Мой выбор - Наука!» (2022 год).
Результатом проделанной работы стала разработка коммуникационного дизайна для сетевого издания «ТОЛК». В рамках работы удалось изучить специфику коммуникационного дизайна в цифровой среде, и сформулировать принципы создания эффективного коммуникационного дизайна. Актуальность проведенного в рамках работы исследования специфики коммуникационного дизайна обусловлена, в первую очередь развитием коммуникационных каналов и информационной перегруженностью медиапространства. Так, согласно исследованию журнала Nature Communications, в рамках которого были изучены данные социальной сети Twitter с 2013 по 2016 год, было выявлено, что, например в 2013 году в «Твиттере» популярный хештег держался в ТОП-50 в среднем 17,5 часов, а к 2016 среднее время сократилось до 11.9 часов. Это исследование показывает, что с ростом количества информационных сообщений в цифровой среде внимание пользователей к отдельным материалам с каждым годам все падает. Изученный же в рамках данной работы коммуникационный дизайн позволяет наиболее эффективно передавать информационные сообщения, что делает его изучение и использование наиболее перспективным (особенно для сетевых изданий, передача информации для которых является основной деятельностью).
В первой главе работы было сформулировано определение коммуникационного дизайна, согласно которому, коммуникационный дизайн — это дисциплина, направленная на проектирование эстетически организованной формы информации, с целью ее дальнейшего распространения посредством различных коммуникационных каналов. Основным отличием коммуникационного дизайна от других видов деятельности является его нацеленность на наиболее эффективное донесение информации до аудитории. Также в рамках данного этапа исследования были выявлены основные цели, достижению которых может служить коммуникационный дизайн в деятельности сетевых изданий: обеспечить выделяемость материалов издания на фоне конкурентов (и в рамках информационной перегруженности медиапространства); быстро и лаконично донести до читателя информационное сообщение; сформировать у читателя определенные эмоции относительно переданной информации / самого издания.
В рамках следующего этапа работы были сформулированы принципы коммуникационного дизайна для сетевых изданий, которые могут служить формированию наиболее эффективной системы коммуникационного дизайна. Согласно сформулированным принципам, основой успешного коммункационного дизайна для сетевых изданий является проработанная айдентика, выполняющая имиджевую, идентифицирующую и дифференцирующую функцию в деятельности издания в цифровой среде. Помимо прочего, на данном этапе были сформулированы практические рекомендации по созданию коммуникационного дизайна: правила работы с типографикой, иллюстрациями, инфографикой. Для оценки качества коммуникационного дизайна была предложена система, основанная на «10 принципах хорошего дизайна» Дитера Рамса, согласно которой, хороший дизайн: инновационный, удобен в использовании, эстетичен, не навязчив, понятен, честен, актуален, экологичен и продуман до каждой детали.
Во второй главе были показаны этапы практической разработки коммуникационного дизайна для сетевого издания на примере сетевого издания «ТОЛК»: брифинг с представителем издания, определение целевой аудитории, постановка целей и задач, анализ деятельности конкурентов, поиск референсов, формирование концепции коммуникационного дизайна и создание примеров его использования. В результате практической реализации перечисленных этапов была разработана концепция эффективного коммуникационного дизайна для сетевого издания в социальных сетях: были переосмыслены форматы публикаций, обновлена визуальная стилистика издания. Также была проведена работа над инфографикой, публикуемой на сайте здания. Финальным этапом в работе над коммуникационным дизайном издания стала разработка концепции нового канала коммуникации: почтовой рассылки.
Таким образом, в результате проделанной работы удалось проанализировать специфику работы с коммуникационным дизайном, рассмотрев теоретические источники и примеры использования коммуникационного дизайна, выявить общие принципы создания коммуникационного дизайна и разработать стратегию коммуникационного дизайна для сетевого издания «ТОЛК». Применение полученных в рамках исследования рекомендаций может значительным образом повлиять на эффективность передачи информационных сообщений в рамках коммуникационной деятельности в цифровой среде.
1. Адамс, Ш. Словарь цвета для дизайнеров / Ш. Адамс. - Москва: КоЛибри, 2018. - 272c.
2. Байдер, С. Слово дизайнеру. Принципы, мнения и афоризмы всемирно известных дизайнеров / С. Байдер. - Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2018. - 160с.
3. Бартеншоу, К. Фундаментальные основы креативной рекламы / К. Бартеншоу. - Москва: Тридэ Кукинг, 2018 - 184 с.
4. Браун, Т. Дизайн-мышление в бизнесе / Т. Браун. - Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2018. - 256 с.
5. Гордон, Ю.М. Книга про буквы от Аа до Яя / Ю.М. Гордон. - Москва: Студия Артемия Лебедева, 2017. - 596 с.
6. Гущин, А. Методы управления проектами / А. Гущин. - Москва: Директ-медиа, 2018. - 307 с.
7. Данченок, Л.А. Маркетинг в социальных медиа. Интернет-маркетинговые коммуникации: учеб. пособие / Л.А. Данченок. - Санкт-Петербург: Питер, 2018. - 288 с.
8. Денисон, Л. Основы рекламы / Л. Денисон - Москва: Альпина паблишер, 2017. - 324 с.
9. Джеффри, М. Маркетинг, основанный на данных. 15 показателей, которые должен знать каждый / М. Джеффри. - Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2017. - 378 с.
10. Добробабенко, Н.С. Фирменный стиль: принципы разработки / Н.С. Добробабенко. - Москва: ИнфаМ, 2009. - 316 с.
11. Душкина, М. PR и продвижение в маркетинге: коммуникации и воздействие, технологии и психология / М. Душкина. - Санкт-Петербург: Питер, 2019. - 116 с.
12. Евстафьев, В.А. Введение в медиапланирование / В.А. Евстафьев, В.Н. Яссонов. — Москва: Рой, 2018. - 260 с.
13. Заррелла, Д. Интернет-маркетинг по науке. Что, где и когда делать для получения максимального эффекта / Д. Заррелла. - Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2017. - 240 с.
14. Ильяхов, М. Ясно, понятно: как доносить мысли и убеждать людей с помощью слов / М. Ильяхов. - Москва: Альпина паблишер, 2021. - 448 с.
15. Каленская, Н.В. Основы брендинга / Н.В. Каленская. - Москва: ИнфраМ, 2020. - 232 с.
16. Кингснорт, С. Стратегия цифрового маркетинга. Интегрированный подход к онлайн-маркетингу. / С. Кингснорт. -Москва: Олимп-Бизнес, 2019. - 416 с.
17. Киссейн, Э. Основы контентной стратегии / Э. Киссейн. - Москва: Форум, 2020. - 232 с.
18. Королькова, А. Живая типографика / А. Королькова. - Москва: IndexMarket, 2020. - 224 с.
19. Котлер, Ф. 300 ключевых вопросов маркетинга / Ф. Котлер. - Москва: Олимп-Бизнес, 2016. - 752 с.
20. Кумова, М. Айдентика / М. Кумова - Москва: КАК проект, 2014. - 512 с.
21. Лаптев, В. Типографика. Порядок и хаос / В. Лаптев - Москва: Аватар, 2018. - 223 с.
22. Лукина, А.В. Маркетинг / А.В. Лукина. - Москва: Инфра-М, 2017. - 240 с.
23. Маилян, Л.Р. Справочник современного дизайнера / Л.Р. Маилян.
- Ростов на Дону: Феникс, 2018. - 256 с.
24. Маккуайр, С. Геомедиа. Сетевые города и будущее общественного пространства / С. Маккуайр. - Москва: Стрелка Пресс, 2018.
- 268 с.
25. Медведева, Е.В. Рекламная коммуникация / Е.В. Медведева. - Москва: Едиториал УРСС, 2017. — 280 с.
26. Мильнер, Б.З. Теория организации / Б.З. Мильнер. - Москва: ИНФРА-М, 2020. — 558 с.
27. Минько, Э.В. Маркетинг: учеб. пособие / Э. В. Минько, Н. В. Карпова. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 415 с.
28. Назаров, М.М. Визуальные образы в социальной и маркетинговой коммуникации / М.М. Назаров, М.А. Папантиму. - Москва: Либроком, 2020. - 208 с.
29. Нартя, В.И. Основы конструирования объектов дизайна. - Москва: Инфра-Инженерия, 2019. — 264 с.
30. Норман, Д. Дизайн привычных вещей / Д. Норман - Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2017. - 316 с.
31. Одден, Л. Продающий контент. Как связать контент-маркетинг, SEO и социальные сети в единую систему / Л. Олден. - Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2019. - 384 с.
32. Остервальдер, А. Разработка ценностных предложений / А. Остервальдер. — Москва: Альпина Паблишер, 2018. — 312 с.
33. Писаренко, Т.А. Основы дизайна: учебное пособие / Т.А. Писаренко, Н.Н. Ставнистый. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2019. - 263 с.
34. Плосков, П.А. Сила Instagram. Простой путь к миллиону подписчиков / П.А. Плосков. - Москва: Бомбора, 2018. - 240 с.
35. Пореев, В. Компьютерная графика / Санкт-Петербург: Издательство СПБ, 2018. - 187 с.
36. Райс, Э. 22 закона создания бренда / Э. Райс. - Москва: АСТ, 2019. - 151 с.
37. Розин В.М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир / В.М. Розин. - Москва: КомКнига 2018, - 244с.
38. Роулс, Д. Мобильный маркетинг / Д. Роулс. - Москва: Олимп-Бизнес, 2019. - 296 с.
39. Рэнд, П. Дизайн. Форма и хаос / П. Рэнд - Москва: Студия Артемия Лебедева, 2017. - 244 с.
40. Сенаторов, А. Бизнес в Instagram: от регистрации до первых денег / А. Сенаторов. — Москва: Альпина Паблишер, 2018. - 156 с.
41. Смикилас, М. Инфографика. Коммуникация и влияние с помощью изображений / М. Смикилас. - Москва: Студия Артемия Лебедева, 2019. - 423 с.
42. Смолина, В.А. SMM с нуля. Секреты продвижения в социальных сетях / В. А. Смолина. — Москва: Инфра-Инженерия, 2019. - 252 с.
43. Соболева, Л. Феномен Инстаграма 2.0: все новые фишки / Л. Соболева. — Москва: АСТ, 2018. - 272 с.
44. Стелзнер, М. Контент-маркетинг. Новые методы привлечения клиентов в эпоху Интернета / М. Стелзнер. — Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2017. - 288 с.
45. Тихорева, М.В. Продвижение бизнеса в Интернете / М.В. Тихорева. — Москва: Вершина, 2019. - 136 с.
46. Ткачев О. Visual brand. Притягивая взгляды потребителей / О. Ткачев — Москва: Альпина Бизнес букс, 2019. — 216 с.
47. Торшин, М.П. Фирменный стиль компании / М.П. Торшин. - Москва, АСТ, 2017. - 102 с.
48. Умаров, М. PR в реальном времени: Тренды. Кейсы. Правила / М. Умаров. — Москва: Альпина Паблишер, 2017. - 230 с.
49. Фролов, С.С. Связи с общественностью в работе фирмы: стратегия, коммуникации, имидж, брендинг / С.С. Фролов. — Москва, 2020. — 368 с.
50. Хели, М. Что такое бренд / М. Хели. — Москва: Астрель, 2018. — 256 с.
51. Ходьков, Ю.Л. Товарный знак вчера и сегодня / Ю.Л. Ходьков, - Санкт-Петербург: Питер, 2017 - 132 с.
52. Чернихов, Я. Построение шрифтов / Я. Чернихов. - Москва: Архитектура-С, 2019. - 116 с.
53. Чумиков, А. PR в Интернете: Web 1.0, Web 2.0, Web 3.0 / А. Чумиков, М. Бочарова, Т. Тишкова. — Москва: Альпина Паблишера, 2018. - 134 с.
54. Шарков, Ф.И. Разработка и технологии производства рекламного продукта / Ф.И. Шарков, В.И. Гостенина. — Москва: ИД Дашков и К, 2017. - 174 с.
55. Шпикерманн, Э. О шрифте / Э. Шпикерманн. - Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2020. - 208 с.
56. Airey, D. Logo Design Love: A Guide to Creating Iconic Brand Identities / D. Airey - New Riders, 2019. - 216 p.
57. Elam, K. Typographic Systems of Design / K. Elam - Princeton Architectural Press, 2017. - 160 p.
58. Klemp, K. Dieter Rams: The Complete Works / K.Klemp - Phaidon Press, 2020. - 344 p.
59. Wells, W. Advertising: principles and practice / W. Wells, D. Burnet, S. Moriarty. — Prentice Hall College Div, 2019. - 270 p.
60. Wheeler, A. Designing Brand Identity: An Essential Guide for the Whole Branding Team / A. Wheeler - John Wiley and Sons, 2020. - 326 p.