Экономическая эффективность производства напитков специализированного назначения для общественного питания с использованием СО2-экстрактов (Московский Государственный Университет Технологий и Управления)
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ НОВОГО ПРОДУКТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ 8
1. Сущность экономической эффективности производства продукции 8
1.2. Основные показатели экономической эффективности предприятия 13
1.3. Этапы разработки и внедрения нового товара на рынок 27
1.4. Зарубежный опыт оценки экономической эффективности внедрения нового продукта 34
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ НАПИТКОВ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО НАЗНАЧЕНИЯ ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СО2- ЭКСТРАКТОВ 38
2.1. Анализ особенностей и тенденции развития рынка безалкогольных напитков в России и за рубежом 38
2.2. Экономическое обоснование использования СО2-экстрактов растительного сырья в технологии напитков для общественного питания 47
2.3. Анализ показателей экономической эффективности реализуемого проекта 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
Создание новой продукции представляет собой комплекс взаимосвязанных работ по научно-техническому и экономическому обоснованию концепции нового продукта, его проектированию и производственному освоению.
Экономическая эффе ктивность – резу льтат эконо мической де ятельности, э кономическ их програм м и меропр иятий, хар актеризуем ый отношен ием получе нного эконо мического эффе кта, к затр атам факторо в, ресурсо в, обуслов ившим получе ние этого резу льтата, дост ижение наибо льшего объе ма произво дства с пр именением ресурсо в определе нной стоимост и.
Показателями эффе ктивности про изводства я вляются про изводитель ность труд а, фондоот дача, матер иалоемкост ь, капиталое мкость и фо ндоемкость про дукции, эффе ктивность ис пользовани я материал ьных, трудо вых и фина нсовых ресурсо в.
При создан ии нового про дукта был про веден комп лекс взаимос вязанных р абот по науч но-техничес кому и эко номическому обос нованию ко нцепции но вого проду кта, его прое ктированию и про изводствен ному освое нию.
Был проведе н сбор и а нализ инфор мации о те хнических х арактерист иках имеющ ихся на ры нке напитко в, научных и те хнических воз можностей. Про водилось исс ледование р ынка безал когольных н апитков Росс ии. Опреде лялись перс пективы раз вития проду кта на рын ке. Проект ирование про дукта и эффе ктивность е го внедрен ия на рыно к проводилос ь с учетом це левой груп пы потребите лей, а в ч астности з аказчиком в ыступило ООО « ГЕОН».
При проведе нии оценки ор ганизацион но-техничес ких услови й учитывал ись: произ водственные мо щности, на личие свобо дных произ водственны х площадей, р азделение тру да в цехах и н а участках, н аличие ква лифицирова нных кадро в, уровень ор ганизации м атериально-те хнического обес печения.
При оценке ко нструкции но вого прибор а учитывал и его новиз ну и особе нности ново го продукт а по сравне нию с сущест вующими на р ынке. Проа нализирова в рынки пре дпочтений и про изводства без алкогольны х напитков б ыло замече но, что бо льший проце нт потребите лей выбирает про дукт, оказ ывающий бл агоприятное воз действие н а организм и с делали выбор в по льзу произ водства на питка содер жащего СО2-э кстракт. О казывающего б лагоприятное воз действие на микрофлору, со держащего прот ивовоспалите льные компо ненты, явл яющегося а нтиаллергичес ким, а так же являюще гося мощны м антиокси дантом, улуч шающим имму нную систе му организ ма.
Был произве ден расчет себесто имости про изводства д анного нап итка. Рассч итана выруч ка и чиста я прибыль в перс пективе на 2 го да. Устано влено, что в недрение но вого проду кта эффект ивно для пре дприятия т. к. напиток по лностью соот ветствует все м техничес ким нормам, об ладает лечеб ными свойст вами и имеет пр иятный вкус.
По итогам пер вого года пре дприятие по лучит чисту ю прибыль в р азмере 128 30,4 тыс. руб. Что позвол ит во второ м году работ ы дополните льно открыт ь еще два це ха по произ водству на питков содер жащих СО2-э кстракт и у величить ч истую приб ыль в 3 раз а.
Цена реализ ации внедр яемого про дукта сост авит 71,26 руб. з а единицу, с учето м наценки роз ничных про давцов дан ная цена мо жет быть у величена и н аходиться в д иапазоне от 81, 95 руб. до 96, 20 руб. за л итр, что соот ветствует це не за 1 литр со ка.
Инвестиции в прое кт в размере 7 280 т ыс. руб. я вляются вы годными, пре дприятие по лностью оку пит свои в ложения и н арастит пр ибыль. Сро к окупаемост и проекта сост авит 7 мес.
Данный прое кт обеспеч ивает высо кие показате ли рентабе льности и ф инансовой проч ности с пер вого года е го осущест вления: за пас финансо вой прочност и составляет 68,16%, ре нтабельност ь затрат сост авит 16,13%, ре нтабельност и продаж 1 3,89%.
Предприятие в недряя на р ынок свою про дукцию, потес нит осталь ных произво дителей без алкогольны х напитков в пер вый год на 1,6 2 млн.л. Что сост авит 0,01 % до ли Российс кого рынка без алкогольно й продукци и, а по ито гам второго го да работы н а 4,86 млн. л в го д. Следовате льно, проце нт внедрен ия предпри ятия на ры нок состав ит 0,04%.
По результ атам иссле дования ви дно, что у ООО « ГЕОН» может ст ать достой ным конкуре нтом на ры нке безалко гольных на питков Росс ии. В связ и с тем, что про дукт являетс я новым на р ынке и потреб итель его е ще не знает д анный объе м производст ва, являетс я приемлем ым на этом эт апе жизнен ного цикла то вара. В да льнейшем по мере уз навания и потреб ления проду кта необхо димо будет у величить объе м производст ва за счет от крытия про изводств в р азличных об ластях стр аны, тем с амым, улуч шив логист ику.
1. Альхуса йни, Н.С. Ср авнительны й анализ уро вня конкуре нции на росс ийском и ир акском рын ках прохла дительных н апитков [Те кст]/ Н.С. А льхусайни // Пр актический м аркетинг, 2018. – №5 ( 255). – С. 24- 29.
2. Базарно ва, О.А., По лянин, А.В., Суро внева, А.А. Тр и основные мо дели в сфере а нтикризисно го управле ния [Текст]/ О. А. Базарно ва, А.В. По лянин, А.А. Суро внева// Вест ник Орловс кого госуд арственного у ниверситет а. Серия: Но вые гуманит арные иссле дования, 2015. – № 5 (46). – С. 184-187.
3. Богдано ва, В.А., К ыштымова Е. А. Анализ сре ды фирмы к ак важнейш ий этап стр атегическо го менеджме нта [Текст]/ В. А. Богдано ва, Е.А. К ыштымова// Сбор нике: «Совре менные кон цепции, учет а, анализа и ау дита в раз витии пред принимател ьства. ФГБОУ В ПО «Орловс кий государст венный инст итут эконо мики и тор говли», 2016. – С. 7 9-83.
4. Бюро нез ависимых э кспертиз. Пре дложения д ля повышен ия конкуре нтоспособност и предприят ия. – http://www.burodv.ru/public/kraushkin/kr_14.php.
5. Гаврило ва, Н. М. Состо яние иннов ационной а ктивности росс ийских пре дприятий: ре алии и перс пективы [Э лектронный ресурс]/ Н. М. Гаврило ва. М URL: https://c reativecono my.ru/lib/481 2 (дата обр ащения: 07.04. 2020г.)
6. Губина, О. В. Алгорит мы определе ния величи ны собстве нных оборот ных средст в организа ции: выбор о птимального [Те кст] / О.В. Губ ина // Вест ник Орел Г ИЭТ, 2016. – № 2. – С.46-51.
7. Долотов а, А.А., Петро ва, Ю.М. Оборот ный капита л предприят ий и пути ус корения его оборот а [Текст] / А. А. Долотов а, Ю.М. Петро ва // Вест ник Орловс кого госуд арственного у ниверситет а. Серия: Э кономика, у правление, пр аво, 2013. – № 2(6). – С. 96- 97.
8. Зимаков а, Л.А., Тер новский, Д. В. Отдельн ые аспекты ор ганизации учет а затрат по про цессам [Те кст] / Л.А. З имакова, Д. В. Терновс кий // Сбор ник: Наука в со временном и нформацион ном общест ве. Матери алы VII ме ждународно й научно-пр актической ко нференции. н.- и. ц. «Ака демический», 2015. – С. 214- 217.
9. Кваснико ва, В.В., Жуч кевич, О.Н. Ко нкурентоспособ ность товаро в и организ аций [Текст]/ В. В. Кваснико ва, О.Н. Жуч кевич // Пр актикум. – М.: И нфра-М, 201 3. – 192 c.
10. Конова лов, Д.В. В лияние кон курентной сре ды на рынке без алкогольны х напитков н а стратегичес кое развит ие предпри ятий [Текст] / Д. В. Коновало в // Вестн ик Саратовс кого госуд арственного со циально-эко номического у ниверситет а, 2013. – № 3. – С.173-176.
11. Кыштымо ва, Е.А. С хема построе ния бизнес- плана малы ми предпри ятиями при ор ганизации пре дпринимате льской деяте льности на се ле [Текст] // Е. А. Кыштымо ва / Сборн ик Социаль но-экономичес кий потенц иал сельск их территор ий: приоритет ные направ ления форм ирования и ре ализации. М атериалы Ме ждународно й научно-пр актической ко нференции, 2011. – С. 246- 250.
12. Лифиц, И. М. Конкуре нтоспособност ь товаров и ус луг [Текст] / И. М. Лифиц. – М.: Юр айт, 2013. – 448 c.
13. Ловянн икова, Н.Н., Эт лечева, А. А. Исследо вание подхо дов к повы шению конкуре нтоспособност и предприят ия на рынке без алкогольны х напитков [Те кст] / Н.Н. Ло вянникова, А. А. Этлечев а // «Эконо мика и соц иум», 2016. – № 1 2(31).
14. Мазилк ина, Е.И., П аничкина, Г. Г. Управле ние конкуре нтоспособност ью [Текст] / Е. И. Мазилки на, Г.Г. П аничкина // М.: О мега-Л, 200 9. – 328 с.
15. Маркар ьян, Ю. А., М ихайличенко, К. И. Р азработка и в недрение но вого товар а на рынок [Те кст] / Ю.А. М аркарьян, К. И. Михайличе нко // «Науч но-практичес кий электро нный журна л Аллея Нау ки», 2018. – №10( 26).
16. Новый про дукт [Электро нный ресурс]// U RL: http:// www. g randars. ru/stude nt/ market ing/ novyy-p rodukt.htm l (дата обр ащения 9.04. 2020).
17. Оковки на, О.Н., Чу пайда, А.М. Пут и повышени я конкурентос пособности пре дприятия [Те кст] / О.Н. О ковкина, А. М. Чупайда // Э кономическ ий журнал, 2010. – №1 9, - С. 37-4 2.
18. Основн ые риски пр и производст венной деяте льности [Э лектронный ресурс]// U RL: http://www.p rovsebanki. ru/text/15 3 (дата обр ащения: 15.04. 2020).
19. Петров а, Ю.М. Ан алитическа я оценка э лементов оборот ного капит ала и их в лияния на резу льтат фина нсовой деяте льности [Те кст] / Ю.М. Петро ва // Вест ник Орел Г ИЭТ, 2016. – №1( 35). – С. 115-1 22.
20. Петров а, Ю.М. Науч ные подход ы в развит ии концепц ии управле ния оборот ным капита лом [Текст]/ Ю. М. Петрова// Со временные те нденции раз вития мене джмента и госу дарственно го управле ния. Матер иалы межре гиональной н аучно-практ ической ко нференции ( 27 января 2016 г.) / По д редакцие й д-ра эко ном. наук А. В. Полянин а. Орел: Из д-во ОФ РА НХиГС, 2016. – С. 285- 288.
21. Привал ихина, С.П. К во просу о мето дике компле ксного фин ансового а нализа / С. П. Привали хина // Но вая наука: от и деи к резу льтату. – 2016. - №4-1. – С.188-1 91.
22. Просто ва Н., Рен ард А., ст атья «Выво д нового про дукта на р ынок» [Эле ктронный ресурс]// URL: http://www.marketing.spb.ru/lib-mm/ sales/ new_product.htm (дата обр ащения: 12.04. 2020).
23. Райзбер г, Б.А. Со временный э кономическ ий словарь. 7-е из д., перераб. и до п. [Текст] / Б. А. Райзбер г, Л.Ш. Лозо вский, Е.Б. Ст ародубцева. – М.: 2017. – 1005 с.
24. Разработ ка и внедре ние нового то вара на ры нок [Электро нный ресурс]// U RL: https://stud files.net/p review/404857/p age:2/ (дат а обращени я: 16.04.20 20).
25. Разработ ка и внедре ние нового то вара на ры нок [Электро нный ресурс]// U RL: https:// studboo ks.net/504 27/ market ing/ razrabot ka_vnedren ie_novogo_tov ara_na_ryno k (дата обр ащения: 18.04. 2020).
26. Ризоев, Ф.У. К лассификац ия методов о ценки фина нсового состо яния коммерчес ких организ аций / Ф.У. Р изоев // Э кономика и б изнес: теор ия и практ ика, 2015. - №10. – с.117-1 21.
27. Российс кая эконом ика в 2018 го ду. Тенден ции и перс пективы. ( выпуск 41) [Те кст]. – И.: ИЭ ПП, 2015. – 707 с.
28. Рябова, О. А. Функции ф инансовой стр атегии / О. А. Рябова, Е. Г. Моисеев а // Приво лжский науч ный вестни к, 2014. – №1 2-3(40). – С.1 29-131.
29. Савелье в, Ю.В. Упр авление ко нкурентоспособ ностью рег иона: от теор ии к практ ике / Ю.В. С авельев// И нститут эко номики Кар НЦ РАН. – Петроз аводск: Каре льский науч ный центр Р АН, 2010. – 516 с.
30. Савицк ая, Г.В. Э кономическ ий анализ [Те кст] / Г.В. С авицкая. – М.: И нфра-М, 2018. – 64 9 с.
31. Садыко в, О.В. Фи нансовый а нализ и его ро ль в формиро вании фина нсовой стр атегии пре дприятия [Те кст] / О. В. Садыков // И нновационн ая наука. – 2016. - № 3. – с.198- 201.
32. Селезне ва, Н.Н. Ф инансовый а нализ: учеб ник, 3-е из д. / Н.Н. Се лезнева, А.Ф. Ио нова. – М.: К ноРус, 201 3. – 624 с.
33. Татаро вский, Ю.А. Ис пользование с истемы опере жающих и з апаздывающ их показате лей в качест ве аналитичес кого обеспече ния управле ния финансо вым состоя нием бизнес а [Текст] / Ю. А. Татаровс кий // Сиб ирская фин ансовая шко ла, 2018. - №1(108). – с.14 9-153.
34. Теньгина, Я.О. К опросу об обосновании дефиниции политики управления финансовым состоянием [Текст] / Я.О. Теньгина // Научных альманах, 2018. - №12-1(14). – с.360-365
35. Турило, А.М. Управление затратами предприятия: учеб. пособие [Текст] / А.М. Турило, Ю.Б. Кравчук, А.А. Турило. – К.: Центр учебной литературы, 2016. – 437 с.
36. Удалова, Н.Н. Роль и значение комплексной оценки в анализе финансового состояния предприятия [Текст] / Н.Н. Удалова // Экономика. Инновации. Управление качеством, 2017. - №3(8). – с.18-21.
37. Уэбстер, Ф.Э. Семь стадий разработки нового продукта» [Электронный ресурс]/ Ф.Э. Уэбстер// URL: http://www.elitarium.ru/produkt-razrabotkaideya-testirovanie-biznes-analiz-ocenka-pozicionirovanie-prodazha-zatratyrentabelnost-konkurenty/ (дата обращения: 06.04.2020).
38. Федин, Д. А. Финансовая устойчивость по средствам анализа оборотных активов предприятия [Текст]/ Д.А. Федин// Экономические и юридические науки, 2014. № 1-1. – С. 28.
39. Черник, А.А. Развитие методики анализа материально-производственных запасов [Текст]/ А.А. Черник// КубИСЭП (филиал) ОУП ВО «АТИСО», 2015. – № 1-5. – С. 168.
40. Чернуха, И.М., Лисицын, А.Б., Лунина О.И. Современные тенденции развития индустрии функциональных пищевых продуктов в России и за рубежом [Текст]/ И.М. Чернуха, А.Б. Лисицын, О.И. Лунина//Теория и практика переработки мяса, 2018. – Т. 3, №1. – С. 29-45.
41. Чиркова, М.Б., Пикалова, М.В. Нормативно-правовое регулирование учета затрат и роль калькулирования продукции в управлении производством [Текст]/ М.Б. Чиркова, М.В. Пикалова// Сборник: Социально-экономические проблемы инновационного развития. Материалы VI Международной научно-практической конференции преподавателей, научных работников и специалистов. Ответственный за выпуск: В.В. Сыроижко, 2015. – С. 488-493.
42. Шабуришвили, М. В. Инновационная деятельность как реализация инновационного процесса в масштабах организации [Электронный ресурс]// URL: https:// www. cfin.ru/ bandurin/ article/ sbrn03/ 11.shtml (дата обращения: 07.04.2020).
43. Шеремет, А.Д. Методика финансового анализа: учебное пособие / А.Д. Шеремет, Е.В. Негашев. – 3 - е изд.; перераб. и доп. – М.: ИНФРА - М, 2014. – 208 с.
44. Шереметинская, О.В. Организационные основы построения системы управления оборотными средствами пищевых предприятий [Текст]/ О.В. Шереметинская // Universum: экономика и юриспруденция, 2014. - №4. – с.1-5.
45. Ширяева, Г.Ф. Сущность, цель и задачи оценки финансового состояния предприятия [Текст] / Г.Ф. Ширяева, И.А. Ахмадиев // ФЭН-Наука. – 2016. - №7-8(22-23). – с.15-17.
46. Якименко, А.С. Классификация методов и приемов финансового анализа [Текст] / А.С. Якименко // Приоритетные научные направления: от теории к практике, 2016. - №6.
47. Яшин, С.Н. Совершенствование теоретических и практических основ определения экономического состояния промышленного организации в условиях управления их экономическим развитием [Текст] / С.Н. Яшин, Н.И. Яшина // Финансы и кредит, 2018. - №12. – С.43-51.