Организация ученического самоуправления в начальной школе (Методика воспитательной работы в начальной школе, Томский государственный педагогический университет)
Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МКОУ «Среднепахачинская средняя школа» Олюторского район, Камчатского края.
Выборка: 5 обучающихся 2 класса, 2 обучающихся 3 класса и 5 обучающихся – 4 класса, и 4 классных руководителей начальных классов.
Есть приложения (результаты исследования в табличном виде и методические материалы).
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации ученического самоуправления в начальной школе 7
1.1 Понятие, задачи и этапы организации ученического самоуправления в начальной школе 7
1.2 Педагогические условия организации ученического самоуправления в начальных классах 11
Выводы по первой главе 17
Глава 2. Практические и методологические аспекты организации ученического самоуправления в начальной школе 19
2.1 Диагностика уровня развития ученического самоуправления в начальных классах 19
2.2 Разработка программы организации и развития ученического самоуправления в начальных классах 23
2.3 Результативность предлагаемой программы 26
Выводы по второй главе 27
Заключение 28
Список использованных источников 31
Приложения 35
Проблема исследования: реализация теоретических исследований формирования и развития ученического самоуправления в начальной школе в разработке модели ученического самоуправления в школе.
Объект исследования: процесс организации ученического самоуправления.
Предмет исследования: ученическое самоуправление в начальной школе.
Цель исследования: изучение теоретических и практических аспектов организации ученического самоуправления в начальной школе.
Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие, задачи и этапы организации ученического самоуправления в начальной школе.
2. Изучить организационно-педагогические условия организации и моделирования ученического самоуправления в начальных классах.
3. Выявить основные принципы и функции ученического самоуправления в начальной школе.
4. Провести диагностическое исследование.
5. Разработать программу организации и развития ученического самоуправления в начальных классах.
Гипотеза исследования: основана на предположении о том, что развитие ученического самоуправления в начальной школы будет более эффективным, если:
- основными организационно-педагогическими условиями формирования и развития ученического самоуправления станут - принятие всеми субъектами совокупности целей;
организация сотрудничества субъектов самоуправления; создание отношений между субъектами системы;
формирование развивающей среды на основе отбора содержания и сотрудничества участников воспитательного процесса;
- будет определено содержание деятельности всех участников ученического самоуправления;
- наличие профессионального, стабильного и сплоченного педагогического коллектива; уровень воспитанности, духовности и культуры педагогов и учащихся школы.
База исследования: МКОУ «Среднепахачинская средняя школа» Олюторского район, Камчатского края.
Методы исследования: изучение и анализ учебно-методической и психолого-педагогической литературы; диагностические: Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе (автор М.И. Рожков), анкетирование классных руководителей.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения.
В процессе проведенного исследования нами были изучены и проанализированы теоретические и практические аспекты организации ученического самоуправления в начальной школе. В результате были решены все поставленные задачи:
1. Рассмотрены понятие, цели и этапы ученического самоуправления в начальной школе. На основании рассмотренных трактовок понятия ученического самоуправления, можно заключить, что оно представляет собой многоаспектное социально-педагогическое явление, содержащее социальный, правовой, педагогический, организационный, психологический компоненты, и реализуемое в различных формах организации жизнедеятельности ученических коллективов. Его основными целями являются: реализация гражданских прав учащихся в сфере самоуправления; личностное развитие учащихся, формирующиеся на основе базовых общественных ценностей и проявляющееся в усвоении социально значимых знаний и норм, развитии социально значимых отношений и приобретении опыта применения сформированных знаний и отношений на практике. Выделены три этапа организации и развития ученического самоуправления: этап подражания (1-2 классы), этап частичной самостоятельности (2-3 классы), этап более полной самостоятельности (3-4 классы).
2. Выявлены и изучены организационно-педагогические условия, принципы и функции ученического самоуправления в начальной школе, которые составляют основу организации ученического самоуправления и соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция всех участников образовательного процесса, ориентация на интересы учащихся, уважение их прав и свобод. К основным функциям органов самоуправления, исходящих из видов деятельности, относятся: познавательная, трудовая, культурно-массовая, спортивная и социальная.
3. Проведено диагностическое исследование уровня развития ученического самоуправления в начальной школе, в котором приняли 12 обучающихся 2-4 класса и 4 классных руководителей начальных классов МКОУ «Среднепахачинская средняя школа». В результате, которого выявлен общий средний уровень ученического самоуправления в классе, характеризующийся низкой активности учащихся в улучшении работы класса, организации мероприятий, определении коллективных задач и подведении итогов работы класса, недостаточном авторитете органа самоуправления среди учащихся, неравномерном распределение обязанностей, недостаточной добросовестности и ответственности большинства учащихся при выполнении поручений и обязанностей. В результате проведенного анкетирования классных руководителей выявлено, что половина классных руководителей (50%) испытывают затруднения при организации ученического самоуправления в классе, основной причиной которых является недостаток необходимых знаний и опыта в данной сфере. В связи с этим они нуждаются в получении знаний и методических рекомендаций по организации и развитию ученического самоуправления.
4. На основании результатов проведенного исследования, была разработана примерная программа организации и развития ученического самоуправления в начальных классах, которая позволит исправить выявленные в процессе диагностики недостатки и проблемы самоуправленческой деятельности в начальных классах, повысить уровень профессиональной компетентности классных руководителей и эффективность организации ученического самоуправления.
Таким образом, можно заключить, что основное предназначение ученического самоуправления - удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту гражданских прав и интересов. Участие младших школьников в ученическом самоуправлении способствует формированию ценностного отношения к себе и другим, позволяет повысить социальную компетенцию, развивает социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в проблемных ситуациях. Ученическое самоуправление открывает для младших школьников возможности проявить свои личностные способности, найти интересное дело, организовать его выполнение, принимая на себя персональную ответственность за его выполнение.
1. Александрова, М.А. Классному руководителю о самоуправлении в классе: Методические рекомендации / М.А. Александрова, Е.И. Баранова, Е.В. Володина. – Москва : Сфера, 2018. – 96 с.
2. Алиева, П. Закон «Об образовании в Российской Федерации» о приоритете воспитания в деятельности образовательной организации» / П. Алиев // Воспитательная работа в школе. - 2019. - №2. - С.19-24.
3. Байбародова, Л.В. Организация воспитательного процесса в школе / Л.В. Байбародова. – Москва: Владос, 2000. – 246 с.
4. Бочкарев, В.И. Директору школы о самоуправлении / В.И. Бочкарев. - М.: Владос, 2001. - 192 с.
5. Бочкарев, В.И. Социально-педагогические основы школьного самоуправления / В. И. Бочкарев. – Москва : МАСШС, 1997. – 258 с.
6. Булгакова, О.М. Самоуправление в классном коллективе / О.М. Булгакова // Справочник классного руководителя. – 2017. - № 4. – С. 31-36.
7. Глебова, Л.С. Педагогический энциклопедический словарь. / Л.С. Глебова, О.Д. Грекулова. – Москва: Научное издание «Большая Российская энциклопедия», 2013. – 254 с.
8. Григорьев, Д.В. Классный руководитель как организатор детского самоуправления / Д.В. Григорьев // Школьное планирование. - 2017. - №4. - С. 31-37.
9. Дик, Н.Ф. Воспитательная система образовательного учреждения: Книга современного руководителя / Н.Ф. Дик. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2016. - 301 с.
10. Калиш, И. Типичные ошибки ученического самоуправления / И. Калиш, А. Прутченков, О. Солодова // Народное образование. – 2019. - №7. – С. 61-68.
11. Кастюченко, А.А. Формирование социально-значимых качеств личности учащихся в условиях ученического самоуправления : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / А.А. Кастюченко; Воронежский государственный университет. – Воронеж, 2010. – 25 с.
12. Коновалова, О.Б. Основы ученического самоуправления / О.Б. Коновалова, Ж.В. Культяпова // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2016. - № 6. – С. 77–84.
13. Кориман, И. Принципы организации школьного коллектива / И. Кориман. – Москва : Просвещение, 1965. – 270 с.
14. Коротов, В.М. Самоуправление школьников / В.М. Коротов. – Москва : Просвещение, 1981. – 208 с.
15. Крылова, Н.Б. Школьное самоуправление перед выбором пути / Н.Б. Крылова // Народное образование. - 2001. - №7. - С.89-93.
16. Лизинский, В.М. Практическое воспитание в школе. В 2 ч. Ч. 1 / В.М. Лизинский. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. - 160 с.
17. Максимов, В.И. Организация младших школьников: Методическое пособие для учителя / В.И. Максимов – М.: Просвещение, 2018. – 254 с.
18. Манухин, В. П. Самоуправление в образовательном учреждении : Учебно-методическое пособие / В.П. Манухин. – Москва : АРКТИ, 2015. – 184 с.
19. Мехонцева, Д.М. Научные основания организации школьного и студенческого самоуправления / Д.М. Мехонцева // Школьные технологии. – 2002. – № 6. - С. 126 – 129.
20. Никитюк, А.С. Самоуправление класса / А.С. Никитюк // Классный руководитель. – 2001. - №3. – С.25 – 28.
21. Новикова, Л.И. Самоуправление в школьном коллективе / Л.И. Новикова. - М.: Знание, 1988. - 78 с.
22. Опалихин, В.М. Развитие ученического самоуправления в школе (актуальные проблемы) / В.М. Опалихин. - М.: Общество «Знание», 1987. -40 с.
23. Организация деятельности органов ученического самоуправления // Классный руководитель. – 1999. - №2. - С. 45 – 48.
24. Оськина, С. Ученическое самоуправление: от теории к практике / С. Оськина // Воспитание школьников. - 2019. -№5. - С.3-6.
25. Приходько, Н.И. Педагогические основы ученического самоуправления: книга для учителя / Н.И. Приходько. - М.: Просвещение, 1988. - 190 с.
26. Прутченков, А.С. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении / А.С. Прутченков. – М, 2003. - 328с.
27. Прутченков, А.С. Методические рекомендации по развитию ученического самоуправлении в школе / А. С. Прутченков // Официальные документы в образовании. – 2005. – №20. – С. 56-68.
28. Рогаткин, Д.В. Школьное ученическое самоуправление / Д.В.Рогаткин. - Петрозаводск, Юниорский союз «Дорога», 2017. – 92 с.
29. Рожков, М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах / М.И. Рожков. - М.: ВЛАДОС, 2004. – 358 с.
30. Созонов, В.В. Планирование воспитательной работы: от результата к замыслу / В.В. Созонов // Народное образование. - 2001. - №1. – С.14 – 19.
31. Сокольников, Ю.П. Системный анализ воспитания школьников / Ю.П. Сокольников. - М.: Педагогика, 1986. - 136 с.
32. Степанов, Е.Н. 8-я Лекция. Самоуправление в классном коллективе / Е.Н. Степанов // Классный руководитель. – 2016. - № 8. – С. 14–20.
33. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». -М.: Издательство «Омега-Л», 2013. – 134 с.
34. Федоркина, М. Детский коллектив и школьное самоуправление / М. Федоркина, М. Андреенко // Воспитательная работа в школе. -2018. -№2. - С.87 – 90.
35. Филатова, Л.И. Комплексный подход к воспитанию школьников / Л.И. Филатова, Т.В. Сорокина. – М.: Просвещение, 1982. – 82 с.
36. Фиофанова, О. Школьное самоуправление как пространство социального взросления: Методическое пособие / О. Фиофанова. - Ижевск, 2005. - 284с.
37. Шевелева, Н.Н. Проблемы детского самоуправления в современной школе / Н.Н. Шевелева // Проблемы современного образования. - 2010. - № 3. - С. 55-60.