Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование метапредметной связи на уроках русского языка в начальных классах (Преподавание в начальных классах, Московский Городской Открытый Колледж)

Работа №88688

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы62
Год сдачи2022
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
165
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа носит методический характер.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ 7
1.1. Развитие идей метапредметных связей в истории образования 7
1.2. Понятие, классификация и типы метапредметных связей 14
1.3. Роль учителя в организации метапредметных связей 21
ГЛАВА 2. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 28
2.1. Метапредметные связи русского языка в учебном процессе начальной школы 28
2.2. Элементы использования метапредметных связей на уроках русского языка 36
2.3. Разработка урока по формированию метапредметных связей на уроке русского языка во 2-м классе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58

Ассоциация между школьными предметами – это отражение интеграции между соответствующими науками, любая из которых в своей области исследует единый объективно существующий материальный мир. Связь между школьными дисциплинами содержит принципиальное значение и состоит в обеспечении многосторонних контактов между ними с целью гармоничного становления мышления у детей.
В реальное время в связи с наращиванием объема информации, подлежащего усвоению в этап школьного обучения, и в связи с необходимостью подготовки всех учащихся к работе по самообразованию наиболее важный смысл приобретает изучение роли метапредметных связей в активизации познавательной работы детей.
Практическая значимость. Система метапредметных связей рассматривается как одно из средств обучения. Метапредметные связи стимулируют лучшее усвоение материала, способствуют развитию мышления, повышают интерес к предмету, влияют на повышение качества знаний, формируют умение использовать учебную литературу, анализировать, сопоставлять факты из различных областей знаний. Реализация метапредметных связей в учебно-воспитательном процессе способствует его эффективности, единству взаимосвязей различных систем знаний и умений.
Метапредметные связи – важнейший принцип обучения в современной школе. Он обеспечивает взаимосвязь естественно - научного и общественно-гуманитарного циклов и их связь с трудовым обучением школьников. С помощью метапредметных связей учитель в сотрудничестве с учителями других предметов осуществляет целенаправленное решение комплекса учебно-воспитательных задач. Современный учитель должен уметь творчески осуществлять метапредметные связи на уроках и во внеклассной работе, для этого ему необходимо владеть теоретическими вопросами и осознанно применять методические рекомендации, находя новые пути использования метапредметных связей в обучении с учетом новых программ и требований реформы школы.
Метапредметные связи активизируют познавательную работу учащихся, побуждают мыслительную энергетичность в процессе переноса, синтеза и обобщения знаний из разных предметов. Внедрение наглядности из других предметов, технических средств, компьютеров на уроках увеличивает доступность усвоения связей между физическими, химическими, биологическими, географическими и другими понятиями. Вследствии чего, метапредметные связи выполняют в обучении ряд функций: методологическую, образовательную, развивающую, воспитывающую, конструктивную.
Цель исследования: особенности формирования метапредметных связей на уроках русского языка в начальных классах.
Задачи исследования:
• изучить развитие идей метапредметных связей в истории образования;
• рассмотреть подходы к определению понятия «метапредметные связи», их типы и классификации;
• определить роль учителя в организации метапредметных связей;

• разработать и провести интегрированный урок.
Объект исследования: метапредметные связи в школе.
Предмет исследования: формирование метапредметных связей на уроках русского языка в начальной школе.
Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Понятийные межпредметные связи – это расширение и углубление признаков предметных понятий и формирование общепредметных терминов и понятий.
Русский язык, как учебный предмет, имеет большие возможности для формирования у обучающихся метапредметных учебных действий при правильно организованном процессе обучения. В основе любых универсальных учебных действий лежат метапредметные понятия и категории. Учебники не всегда в явном виде обозначают их. Не исключение и учебники русского языка для начальной школы.
Использование метапредметных технологий в преподавании русского языка позволяет демонстрировать обучающимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, в том числе значимые для молодежи. И не только. Если изучение любого предмета зачастую сводится к заучиванию (зазубриванию) правил, алгоритмов схем и т.д., то метапредметность должна вести к их осмыслению.
Обычные уроки позволяют получить некий объём знаний, а на метапредметах ценится дело (действие), позволяющее мыслить более свободно (индивидуально, сообща с учителем или одноклассниками).
На самом деле метапредметный подход в его классическом виде предполагает полный пересмотр подходов в преподавании того или иного предмета. Тут не обойтись обычной эрудицией, которой славятся иные педагоги, здесь требуется основательная подготовка. Попросту - создание нового педагога.
Сегодня все большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками.
Проблема эффективного формирования метапредметных результатов у учащихся – одна из сложных и противоречивых проблем в современном образовании. С одной стороны, она отражает потребность общества, выраженную в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, чтобы ученики были способны к осуществлению различного рода деятельности, а именно к самостоятельному добыванию знаний. С другой стороны, показывает, что современная система школьного образования с традиционной организацией учебного процесса и соответствующими методическим обеспечением не готова справится с объективными факторами, определяющими формирование познавательных общеучебных действий. Поэтому возникла необходимость в разработке новых средств в обучении младших школьников.
Приведенные примеры заданий призваны продемонстрировать, что процесс формирования метапредметных умений может носить универсальный характер, если речь идет о наиболее общих подходах к работе с текстом, но в ряде случаев этот процесс будет иметь предметную специфику.



1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 "Об утверждении федерального образовательного стандарта начального общего образования".
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р.
3. Аксенова Н.И. Метапредметное содержание образовательных стандартов / Н.И. Аксенова. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. 1. Челябинск: Два комсомольца, 2011. С. 104-107. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1105/ (дата обращения: 07.04.2022).
4. Актуальные вопросы развития профессионализма педагога в современных условиях [Текст]: сб. материалов международной электронной научно-практической конференции 01-31 октября 2019 года / Под ред. Л.А. Де минской, Т. Б. Волобуевой и др. - В 4-х томах. - Т. 1. - Донецк: Истоки, 2019. - 328 с.
5. Алёшина И.В. Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка / И. В. Алёшина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. № 8 (142). С. 313-317. URL: https://moluch.ru/archive/142/39917/ (дата обращения: 07.04.2022).
6. Андрианова Г.А. Контроль и оценка метапредметных результатов обучения. / Г.А. Андрианова // Вестник Института образования человека. 2017. №1.
7. Астралинова Л.Б. Применение образовательных технологий в учебном процессе / Л. Б. Астралинова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. № 5 (139). С. 465-468. URL: https://moluch.ru/archive/139/39268/ (дата обращения: 09.04.2022).
8. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 2003. 259 с.
9. Беленький Г.И. О воспитательно-образовательных аспектах межпредметных связей / Г. И. Беленький // Сов. педагогика. 1977. №5. С. 56–61.
10. Бурцева Н.М. Межпредметные связи как средство формирования ценностных отношений: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2001. 231 с.
11. Воровщиков С.Г. К вопросу о проектировании теории метапредметного образования. [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека. – 2016. №1. URL: http://eidos-institute.ru/journal/2016/100/ (дата обращения: 03.04.2022).
12. Гатилова З.Н. Метапредметный образовательный проект как многофункциональная форма интеллектуального воспитания школьников [Текст] / З.Н. Гатилова, В.И. Ревякина // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 6. С. 23-26.
13. Гебекова А.Н., Алиева С.А. ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ОДНО ИЗ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО. Обучение и воспитание: методики и практика. 2015. № 24. С. 81-86.
14. Головин П.П. Демонстрационные опыты по электродинамике: методическое пособие по физике для общеобразовательных организаций / П. П. Головин (старший), П. П. Головин (младший); Ульяновский государственный педагогический университет. - Ульяновск: УлГПУ, 2020. 77 с.
15. Громыко Н.В. Метапредметный подход как ядро российского образования. / Н. В. Громыко, М.В. Половкова. – URL: http://www.teacherof-russia.ru/seminar-lectures/2009/2009-seminar_lectures_gromyko_nv_polovkova_mv.pdf (дата обращения: 07.04.2022).
16. Дроздова, Н. В. Использование метапредметных технологий на уроках русского языка / Н. В. Дроздова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. С. 5-8.
17. Дроздова О.Е. Метапредметный подход к обучению русскому языку в разных предметных областях школьного образования: автореферат дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.02 / Дроздова Ольга Евгеньевна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. Москва, 2017. 52 с.
18. Дугашев В.В. Петров А.В. Метапредметные связи как ключевая компетенция в педагогической системе развивающего обучения [Текст] /В.В. Дугашев, А.В. Петров // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 1(44). С.89-93.
19. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. [Текст] / И. О. Загашев, С. И. Заир –Бек, И. В. Муштавинская — Издание 2-е.-СПб: «Альянс Дельта» совм. с издательством «Речь», 2003. 192 с.
20. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. – М.: Педагогика, 1981. С. 160.
21. Квасных Г.С. Межпредметные связи как принцип интеграции процесса обучения [Текст] / Г.С. Квасных // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1 (12). С.105-107.
22. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. – М.: Педагогика, 1989. 416 с.
23. Котляров И.Д. Инструмент формирования межпредметных связей [Текст] / И.Д. Котляров // Высшее образование в России. 2012. № 8-9. С.131-135.
24. Краевский В.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах. / В.В. Краевский, А.В. Хуторской // Вестник Института образования человека. 2011. №1. URL: http://eidosinstitute.ru/journal/2011/104/ (дата обращения: 10.04.2022).
25. Крупская Н.К. Педагогические сочинения. / Н.К. Крупская. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. URL: http://www.twirpx.com/file/472462/ (дата обращения: 11.04.2022).
26. Лескова Т.В. Мыследеятельностный подход к обучению через метапредметные связи / Т. В. Лескова // Актуальные вопросы модернизации российского образования материалы XX Международной научно-практической конференции. Центр научной мысли. – М.: Издательство "Спутник+", 2014. С. 54–57.
27. Ломоносов М.В. Записка о необходимости преобразования Академии Наук. 1758-1759. Полное собрание сочинений / АН СССР. — Т. 10: Служебные документы. Письма. 1734-1765 гг. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1952. С. 32-72.
28. Метапредметное содержание образования // Хуторской А.В. Дидактика. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер, 2017. С. 222-251.
29. Метапредметные функции образовательных компетенций // Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. С. 140-144.
30. Особенности УМК "Начальная школа XXI века" под редакцией Н.Ф. Виноградовой / Гвашева Ф.Р., Сочи, 2007 г.
31. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические произведения. / И.Г. Песталоцци. – М.: Просвещение, 1963. Т. 2. С. 527.
32. Русский язык. 1-4 классы. Формирование регулятивных и коммуникативных учебных действий / В.Б. Лебединцев. – Волгоград: Учитель, 2014. 97 с.
33. Савруцкая Е.П. Межпредметные связи в свете компетентностного подхода [Текст] / Е.П. Савруцкая // Высшее образование в России. 2011. № 3. С. 86-90.
34. Семенова Ю. Л. Межпредметная и метапредметная интеграция как один из способов совершенствования билингвальной коммуникативной компетенции учащихся / Ю. Л. Семенова, Г. Д. Бухарова // Образование и наука. – 2012. № 7. С. 146-158.
35. Сластенин В.А., Каширин В.П. / Психология и педагогика [Текст] / В. А. Сластенин, В. П. Каширин — М.:, Академия 2007. 477 с.
36. Суворина Е.Н. Формирование метапредметных компетенций на основе развития видов речевой деятельности на уроках русского языка и литературы (Использованы материалы Пляскиной О.Н., Шапиновой О.Н.) - с. Троицкое: РМК, 2015. 40 c.
37. Тарасенко О.Ф., Шкурко Г.Н. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ НА УРОКАХ РУССКОГО И БЕЛОРУССКОГО ЯЗЫКОВ. В сборнике: SCIENCE AND EDUCATION: PROBLEMS AND INNOVATIONS. сборник статей IX Международной научно-практической конференции. Пенза, 2021. С. 142-145.
38. Трубинова Е.А. Технология развития критического мышления в учебно-воспитательном процессе / Е. А. Трубинова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2015. № 23 (103). С. 946-948. URL: https://moluch.ru/archive/103/23578/ (дата обращения: 07.04.2022).
39. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т. 1. Теоретические проблемы педагогики / К.Д. Ушинский; отв. ред. А.И. Пискунова. Москва: Педагогика, 1974. 584 с.
40. Федорова В.Н. Межпредметные связи. / В.Н. Федорова, Д. М. Кирюшкин – М.: Педагогика, 1972. С. 152.
41. Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении: Научно-методическое пособие. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2016. 80 с.
42. Хуторской А.В. Метапредметный урок: Методическое пособие. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2016. 74 с.
43. Чехлова А.Г. Особенности построения и проведения интегрированного урока по математике и литературному чтению в начальной школе [Текст] / А.Г. Чехлова // Инновационная наука. 2015. № 10-3. С.186-189.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ