Формирование метапредметной связи на уроках русского языка в начальных классах (Преподавание в начальных классах, Московский Городской Открытый Колледж)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ 7
1.1. Развитие идей метапредметных связей в истории образования 7
1.2. Понятие, классификация и типы метапредметных связей 14
1.3. Роль учителя в организации метапредметных связей 21
ГЛАВА 2. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 28
2.1. Метапредметные связи русского языка в учебном процессе начальной школы 28
2.2. Элементы использования метапредметных связей на уроках русского языка 36
2.3. Разработка урока по формированию метапредметных связей на уроке русского языка во 2-м классе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
Ассоциация между школьными предметами – это отражение интеграции между соответствующими науками, любая из которых в своей области исследует единый объективно существующий материальный мир. Связь между школьными дисциплинами содержит принципиальное значение и состоит в обеспечении многосторонних контактов между ними с целью гармоничного становления мышления у детей.
В реальное время в связи с наращиванием объема информации, подлежащего усвоению в этап школьного обучения, и в связи с необходимостью подготовки всех учащихся к работе по самообразованию наиболее важный смысл приобретает изучение роли метапредметных связей в активизации познавательной работы детей.
Практическая значимость. Система метапредметных связей рассматривается как одно из средств обучения. Метапредметные связи стимулируют лучшее усвоение материала, способствуют развитию мышления, повышают интерес к предмету, влияют на повышение качества знаний, формируют умение использовать учебную литературу, анализировать, сопоставлять факты из различных областей знаний. Реализация метапредметных связей в учебно-воспитательном процессе способствует его эффективности, единству взаимосвязей различных систем знаний и умений.
Метапредметные связи – важнейший принцип обучения в современной школе. Он обеспечивает взаимосвязь естественно - научного и общественно-гуманитарного циклов и их связь с трудовым обучением школьников. С помощью метапредметных связей учитель в сотрудничестве с учителями других предметов осуществляет целенаправленное решение комплекса учебно-воспитательных задач. Современный учитель должен уметь творчески осуществлять метапредметные связи на уроках и во внеклассной работе, для этого ему необходимо владеть теоретическими вопросами и осознанно применять методические рекомендации, находя новые пути использования метапредметных связей в обучении с учетом новых программ и требований реформы школы.
Метапредметные связи активизируют познавательную работу учащихся, побуждают мыслительную энергетичность в процессе переноса, синтеза и обобщения знаний из разных предметов. Внедрение наглядности из других предметов, технических средств, компьютеров на уроках увеличивает доступность усвоения связей между физическими, химическими, биологическими, географическими и другими понятиями. Вследствии чего, метапредметные связи выполняют в обучении ряд функций: методологическую, образовательную, развивающую, воспитывающую, конструктивную.
Цель исследования: особенности формирования метапредметных связей на уроках русского языка в начальных классах.
Задачи исследования:
• изучить развитие идей метапредметных связей в истории образования;
• рассмотреть подходы к определению понятия «метапредметные связи», их типы и классификации;
• определить роль учителя в организации метапредметных связей;
•
• разработать и провести интегрированный урок.
Объект исследования: метапредметные связи в школе.
Предмет исследования: формирование метапредметных связей на уроках русского языка в начальной школе.
Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Понятийные межпредметные связи – это расширение и углубление признаков предметных понятий и формирование общепредметных терминов и понятий.
Русский язык, как учебный предмет, имеет большие возможности для формирования у обучающихся метапредметных учебных действий при правильно организованном процессе обучения. В основе любых универсальных учебных действий лежат метапредметные понятия и категории. Учебники не всегда в явном виде обозначают их. Не исключение и учебники русского языка для начальной школы.
Использование метапредметных технологий в преподавании русского языка позволяет демонстрировать обучающимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, в том числе значимые для молодежи. И не только. Если изучение любого предмета зачастую сводится к заучиванию (зазубриванию) правил, алгоритмов схем и т.д., то метапредметность должна вести к их осмыслению.
Обычные уроки позволяют получить некий объём знаний, а на метапредметах ценится дело (действие), позволяющее мыслить более свободно (индивидуально, сообща с учителем или одноклассниками).
На самом деле метапредметный подход в его классическом виде предполагает полный пересмотр подходов в преподавании того или иного предмета. Тут не обойтись обычной эрудицией, которой славятся иные педагоги, здесь требуется основательная подготовка. Попросту - создание нового педагога.
Сегодня все большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками.
Проблема эффективного формирования метапредметных результатов у учащихся – одна из сложных и противоречивых проблем в современном образовании. С одной стороны, она отражает потребность общества, выраженную в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, чтобы ученики были способны к осуществлению различного рода деятельности, а именно к самостоятельному добыванию знаний. С другой стороны, показывает, что современная система школьного образования с традиционной организацией учебного процесса и соответствующими методическим обеспечением не готова справится с объективными факторами, определяющими формирование познавательных общеучебных действий. Поэтому возникла необходимость в разработке новых средств в обучении младших школьников.
Приведенные примеры заданий призваны продемонстрировать, что процесс формирования метапредметных умений может носить универсальный характер, если речь идет о наиболее общих подходах к работе с текстом, но в ряде случаев этот процесс будет иметь предметную специфику.
1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 "Об утверждении федерального образовательного стандарта начального общего образования".
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р.
3. Аксенова Н.И. Метапредметное содержание образовательных стандартов / Н.И. Аксенова. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. 1. Челябинск: Два комсомольца, 2011. С. 104-107. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1105/ (дата обращения: 07.04.2022).
4. Актуальные вопросы развития профессионализма педагога в современных условиях [Текст]: сб. материалов международной электронной научно-практической конференции 01-31 октября 2019 года / Под ред. Л.А. Де минской, Т. Б. Волобуевой и др. - В 4-х томах. - Т. 1. - Донецк: Истоки, 2019. - 328 с.
5. Алёшина И.В. Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка / И. В. Алёшина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. № 8 (142). С. 313-317. URL: https://moluch.ru/archive/142/39917/ (дата обращения: 07.04.2022).
6. Андрианова Г.А. Контроль и оценка метапредметных результатов обучения. / Г.А. Андрианова // Вестник Института образования человека. 2017. №1.
7. Астралинова Л.Б. Применение образовательных технологий в учебном процессе / Л. Б. Астралинова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. № 5 (139). С. 465-468. URL: https://moluch.ru/archive/139/39268/ (дата обращения: 09.04.2022).
8. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 2003. 259 с.
9. Беленький Г.И. О воспитательно-образовательных аспектах межпредметных связей / Г. И. Беленький // Сов. педагогика. 1977. №5. С. 56–61.
10. Бурцева Н.М. Межпредметные связи как средство формирования ценностных отношений: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2001. 231 с.
11. Воровщиков С.Г. К вопросу о проектировании теории метапредметного образования. [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека. – 2016. №1. URL: http://eidos-institute.ru/journal/2016/100/ (дата обращения: 03.04.2022).
12. Гатилова З.Н. Метапредметный образовательный проект как многофункциональная форма интеллектуального воспитания школьников [Текст] / З.Н. Гатилова, В.И. Ревякина // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 6. С. 23-26.
13. Гебекова А.Н., Алиева С.А. ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ОДНО ИЗ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО. Обучение и воспитание: методики и практика. 2015. № 24. С. 81-86.
14. Головин П.П. Демонстрационные опыты по электродинамике: методическое пособие по физике для общеобразовательных организаций / П. П. Головин (старший), П. П. Головин (младший); Ульяновский государственный педагогический университет. - Ульяновск: УлГПУ, 2020. 77 с.
15. Громыко Н.В. Метапредметный подход как ядро российского образования. / Н. В. Громыко, М.В. Половкова. – URL: http://www.teacherof-russia.ru/seminar-lectures/2009/2009-seminar_lectures_gromyko_nv_polovkova_mv.pdf (дата обращения: 07.04.2022).
16. Дроздова, Н. В. Использование метапредметных технологий на уроках русского языка / Н. В. Дроздова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. С. 5-8.
17. Дроздова О.Е. Метапредметный подход к обучению русскому языку в разных предметных областях школьного образования: автореферат дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.02 / Дроздова Ольга Евгеньевна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. Москва, 2017. 52 с.
18. Дугашев В.В. Петров А.В. Метапредметные связи как ключевая компетенция в педагогической системе развивающего обучения [Текст] /В.В. Дугашев, А.В. Петров // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 1(44). С.89-93.
19. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. [Текст] / И. О. Загашев, С. И. Заир –Бек, И. В. Муштавинская — Издание 2-е.-СПб: «Альянс Дельта» совм. с издательством «Речь», 2003. 192 с.
20. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. – М.: Педагогика, 1981. С. 160.
21. Квасных Г.С. Межпредметные связи как принцип интеграции процесса обучения [Текст] / Г.С. Квасных // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1 (12). С.105-107.
22. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. – М.: Педагогика, 1989. 416 с.
23. Котляров И.Д. Инструмент формирования межпредметных связей [Текст] / И.Д. Котляров // Высшее образование в России. 2012. № 8-9. С.131-135.
24. Краевский В.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах. / В.В. Краевский, А.В. Хуторской // Вестник Института образования человека. 2011. №1. URL: http://eidosinstitute.ru/journal/2011/104/ (дата обращения: 10.04.2022).
25. Крупская Н.К. Педагогические сочинения. / Н.К. Крупская. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. URL: http://www.twirpx.com/file/472462/ (дата обращения: 11.04.2022).
26. Лескова Т.В. Мыследеятельностный подход к обучению через метапредметные связи / Т. В. Лескова // Актуальные вопросы модернизации российского образования материалы XX Международной научно-практической конференции. Центр научной мысли. – М.: Издательство "Спутник+", 2014. С. 54–57.
27. Ломоносов М.В. Записка о необходимости преобразования Академии Наук. 1758-1759. Полное собрание сочинений / АН СССР. — Т. 10: Служебные документы. Письма. 1734-1765 гг. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1952. С. 32-72.
28. Метапредметное содержание образования // Хуторской А.В. Дидактика. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер, 2017. С. 222-251.
29. Метапредметные функции образовательных компетенций // Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. С. 140-144.
30. Особенности УМК "Начальная школа XXI века" под редакцией Н.Ф. Виноградовой / Гвашева Ф.Р., Сочи, 2007 г.
31. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические произведения. / И.Г. Песталоцци. – М.: Просвещение, 1963. Т. 2. С. 527.
32. Русский язык. 1-4 классы. Формирование регулятивных и коммуникативных учебных действий / В.Б. Лебединцев. – Волгоград: Учитель, 2014. 97 с.
33. Савруцкая Е.П. Межпредметные связи в свете компетентностного подхода [Текст] / Е.П. Савруцкая // Высшее образование в России. 2011. № 3. С. 86-90.
34. Семенова Ю. Л. Межпредметная и метапредметная интеграция как один из способов совершенствования билингвальной коммуникативной компетенции учащихся / Ю. Л. Семенова, Г. Д. Бухарова // Образование и наука. – 2012. № 7. С. 146-158.
35. Сластенин В.А., Каширин В.П. / Психология и педагогика [Текст] / В. А. Сластенин, В. П. Каширин — М.:, Академия 2007. 477 с.
36. Суворина Е.Н. Формирование метапредметных компетенций на основе развития видов речевой деятельности на уроках русского языка и литературы (Использованы материалы Пляскиной О.Н., Шапиновой О.Н.) - с. Троицкое: РМК, 2015. 40 c.
37. Тарасенко О.Ф., Шкурко Г.Н. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ НА УРОКАХ РУССКОГО И БЕЛОРУССКОГО ЯЗЫКОВ. В сборнике: SCIENCE AND EDUCATION: PROBLEMS AND INNOVATIONS. сборник статей IX Международной научно-практической конференции. Пенза, 2021. С. 142-145.
38. Трубинова Е.А. Технология развития критического мышления в учебно-воспитательном процессе / Е. А. Трубинова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2015. № 23 (103). С. 946-948. URL: https://moluch.ru/archive/103/23578/ (дата обращения: 07.04.2022).
39. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т. 1. Теоретические проблемы педагогики / К.Д. Ушинский; отв. ред. А.И. Пискунова. Москва: Педагогика, 1974. 584 с.
40. Федорова В.Н. Межпредметные связи. / В.Н. Федорова, Д. М. Кирюшкин – М.: Педагогика, 1972. С. 152.
41. Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении: Научно-методическое пособие. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2016. 80 с.
42. Хуторской А.В. Метапредметный урок: Методическое пособие. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2016. 74 с.
43. Чехлова А.Г. Особенности построения и проведения интегрированного урока по математике и литературному чтению в начальной школе [Текст] / А.Г. Чехлова // Инновационная наука. 2015. № 10-3. С.186-189.