Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения феномена инвалидности 6
1.1. Анализ подходов к определению сущности инвалидности 6
1.2. Особенности семьи, воспитывающей ребенка-инвалида 10
Глава 2. Специфика социальной работы с детьми-инвалидами в РФ 14
2.1. Нормативно-правовые аспекты социальной работы с ребенком-инвалидом 14
2.2. Основные методы и формы социальной работы с семьями ребенка-инвалида 18
Глава 3. Основные технологии социальной работы с семьями ребенка-инвалида … 23
3.1. Особенности реализации поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов в г. Санкт-Петербурге 23
3.2. Пути совершенствования технологий социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов 28
Заключение 32
Список литературы
В настоящее время, семья, воспитывающая ребенка-инвалида, является одной из наименее защищенных групп населения и нуждается в совершенствовании предоставляемых им воспитательных и образовательных услуг, соблюдении их прав и свобод. У таких семей одними из необходимых потребностей является: медицинское и социальное обслуживание, а ежемесячный доход значительно ниже среднего. Чаще всего дети не имеют возможности получить образование, а один их родителей не может заниматься трудовой деятельностью. Многие дети-инвалиды, по разным причинам остаются без семей и не могут участвовать в общественной жизни.
Особое значение в обеспечении помощи и поддержки таким семьям играют центры социального обслуживания, которые помогают адаптироваться к социальной среде, а также создают все условия для развития индивидуальных, творческих возможностей и способностей.
Степень научной разработанности. Феномен инвалидности изучется многими учеными. Данная тема представлена в работах социологов медицины И. Зола, П. Ханта. П. Бергер и Т. Лукман, которые анализировали данную проблему с точки зрения конструктивистского подхода. Из отечественных ученых следует отметить вклад Н.Н. Малофеева, Т.В. Фуряевой, Е.А. Тарасенко, Н.П. Прокопенко, Е.Р. Ярской-Смирновой и др.
Современный подход к семье, воспитывающей ребёнка-инвалида, рассматривается учеными (Е. М. Мастюкова, Л. И. Солнцева, В. В. Ткачёва и др.) как структура реабилитации, обладающую всеми возможностями, чтобы создать максимально благоприятные условия для развития и воспитания ребёнка. Проблемам социального сопровождения семей, воспитывающих ребёнка-инвалида посвящены работы таких ученых, как Ж.А. Захаровой, Н.А. Меркуловой, Л.В. Токарской.
Объект – социальная работа с семьями с детьми-инвалидами.
Предмет – технологии социальной работы с семьями с детьми-инвалидами
Цель – выявить особенности технологий социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида на примере г. Санкт-Петербурга.
Задачи:
1. Охарактеризовать подходы к определению сущности инвалидности.
2. Выявить особенности семьи, воспитывающей ребенка-инвалида.
3. Определить нормативно-правовые аспекты социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида.
4. Выделить основные методы и формы социальной работы с семьями ребенка-инвалида.
5. Проанализировать технологии социальной работы с семьями, воспитывающих детей-инвалидов, на примере г. Санкт-Петербурга.
Гипотеза – социальная работа с семьей ребенка-инвалида наиболее эффективна, когда все члены семьи вовлечены в процесс реабилитации.
Методы исследования – анализ источников и литературы, опрос (анкетирование)
В ходе написания курсовой работы, были сделаны следующие выводы.
Исследуя феномен инвалидности, было отмечено, что сегодня на первый план выходит социальное понимание данной проблемы. Данный подход предполагает, что общество навешивает определенные ярлыки на инвалидов, характеризующиеся их дискриминацией, исключенностью из общества. В работе показано, что, рассматривая инвалидность как социальную проблему, необходимо учитывать такие аспекты ее изучения как экономические, культурные, политические, психологические и другие.
Семья, воспитывающая ребёнка инвалида, сравнительно недавно стала объектом изучения и социального действия. Отчасти это обусловлено тем, что в ранних школах семейной теории и терапии не уделялось особое внимание хронически больным инвалидам в контексте их семьи. В настоящее время происходит усиление взаимовлияния достижений и теорий семейных систем имеющейся информации о детях и взрослых с ограниченными возможностями, обеспечивающего новый уровень интегрированных знаний в этой сфере.
Социальная работа включает в себя комплекс мер и методов, позволяющих реализовать медицинскую, психологическую, юридическую, педагогическую помощь семьям и их особенным детям.
Учитывая системны, междисциплинарный характер социальной работы, можно в работе были выделены направления социальной работы: социальный диагноз, социальная терапия, социальная реабилитация, социальная профилактика, социальный контроль, социальное страхование, социальное обслуживание в сфере быта, социальное посредничество, социальное сопровождение и т.д.
В работе более детально рассмотрено такое направление социальной работы как сопровождение семей, воспитывающих детей-инвалидов, в эмпирической части работы акцент делался на анализе реабилитационных особенностей работы центров социального обслуживания г. Санкт-Петербурга.
Основной моделью работы рассматриваемого центра с семьями детей-инвалидов, на наш взгляд явилась, модель, направленная на привлечение ее членов к проведению коррекционно-оздоровительных мероприятий и на стабилизацию семейных отношений. В входе анализа особенностей социальной работы в рассматриваемом учреждении был сделан вывод о том, что при предоставлении помощи семьям с инвалидов важно внедрение в решение проблем всех членов семьи. Данный факт мы учли и при выдвижении рекомендаций по совершенствованию методов социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов.
Таким образом, гипотеза работы подтвердилась, цель достигнута, а задачи решены.
1. Астоянц М.С. Социальная политика в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 2009. С.46.
2. Декларация о правах инвалидов. ООН, от 9 дек. 1975. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.rodnikzhizni.ru (дата обращения: 20.02.2022).
3. Земский X.С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века. М.: НПО «Образование», 1995. С. 237.
4. Конвенция ООН о правах инвалидов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201304220018 (дата обращения: 13.02.2022)
5. Консультант Плюс. Надежная правовая поддержка // Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 № 1297(с изменениями на 25 мая 2016 года). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_189921/ (дата обращения: 22.02.2022)
6. Концепция социокультурной политики в отношении инвалидов в Российской Федерации / Циркулярное письмо Министерства культуры РФ от 24.07.97 N 01–140/16–32. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102101676&intelsearch=%F2%E5%ED%E4%E5%F0%ED%EE%EC%F3+%EF%F0%E8%E7%ED%E0%EA%F3 (дата обращения: 10.02.2022)
7. Краснова В.Г., Палкина Т.С. К вопросу об эффективности жизнеустройства детей-сирот // Logos et Praxis. 2014. №3. С. 89.
8. Кривоносова Т. Правовой статус детей – инвалидов и детей с ОВЗ в новом законе об образовании // Справочник руководителя ОУ. 2013, №10. С. 40.
9. Мартынова Е.А., Романенкова Д.Ф. Модель центра образования инвалидов в Челябинском государственном университете на основе системы интегрированного обучения // Вопросы образования. 2006. №2. С.115.
10. Маслова А.В. Роль науки в самопознании человека в современную эпоху // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2018. №2. С. 208.
11. Миронова М.В. Эволюция взглядов на отношение к людям, имеющим тяжелые нарушения здоровья // Уральский федеральный университет. 2018. № 3. С. 70.
12. Национальный проект «Образование». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения: 22.02.2022)
13. Президентская программа «Дети России». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=62734/ (дата обращения: 20.02.2022)
14. Смирнова Е. Р. Социальная работа с инвалидами. СПБ.:Питер, 2015. 316 с.
15. Стукалова А.В. Политика государственной поддержки социального сиротства и развития системы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (опыт Москвы) // Известия Саратовского университета Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2016. №1. С.84.
16. Тарасенко Е.А. Социальная политика в области инвалидности: кросс культурный анализ и поиск оптимальной концепции для России // Журнал исследований социальной политики. 2004. № 1 (2). С. 8.
17. Ткачева В. В. Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. М.: Психология, 2006. 320 с.
18. Топчий Л. В. Организация социального обслуживания населения. М.: Гуманит, 2017. 432 с.
19. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 21 07.2014). Об основах социального обслуживания граждан в РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/ (дата обращения: 15.02.2022)
20. Филипова Л. А. «Социальное сопровождение в деятельности учреждений социального обслуживания населения». Великий Новгород, 2015. 257 с.
21. Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы. М.: Гуманит, 2017.432 с.
22. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. М.: АСТ Москва, 2010. С.435.
23. Холостова Е. И. Социальная работа с семьей. М.: Дашков и К, 2009. 212 с.
24. Холостова Е. И. Технология социальной работы. М.: Издательство- Юрайт, 2011. 76 с.
25. Чернокозов А.И. История мировой культуры. Ростов-на-Дону. «Феникс», 1997. С.136.