Экономическое сотрудничество России и государств Центральной Азии в XXI в.: формы и направления
|
Введение 3
Глава 1. Основные направления внешнеэкономической деятельности России в рамках Центрально-Азиатского региона в XXI в 17
1.1 Экономические интересы и цели России в Центральной Азии 17
1.2 Экономические отношения между Россией и странами Центральной
Азии 29
1.3 Перспективы Российской Федерации в Центрально-Азиатском регионе
Глава 2. Эволюция экономической политики России и стран Центральной
Азии 49
2.1 Российская помощь странам Центральной Азии - эволюция политики,
масштабы и формы помощи 49
2.2 Торгово-экономическое и техническое сотрудничество между Россией и
странами Центральной Азии 67
Глава 3. Особенности двусторонних торгово-экономических отношений
России и государств Центральной Азии 73
3.1 Основные направления торгово-экономического сотрудничества
Российской Федерации и Республики Казахстан 73
3.2 Экономическое взаимодействие России и Узбекистана на современном
этапе 75
3.3 Республика Таджикистан в системе торгово-экономических
приоритетах Российской Федерации в Центральной Азии 79
Заключение 82
Список источников и литературы
Глава 1. Основные направления внешнеэкономической деятельности России в рамках Центрально-Азиатского региона в XXI в 17
1.1 Экономические интересы и цели России в Центральной Азии 17
1.2 Экономические отношения между Россией и странами Центральной
Азии 29
1.3 Перспективы Российской Федерации в Центрально-Азиатском регионе
Глава 2. Эволюция экономической политики России и стран Центральной
Азии 49
2.1 Российская помощь странам Центральной Азии - эволюция политики,
масштабы и формы помощи 49
2.2 Торгово-экономическое и техническое сотрудничество между Россией и
странами Центральной Азии 67
Глава 3. Особенности двусторонних торгово-экономических отношений
России и государств Центральной Азии 73
3.1 Основные направления торгово-экономического сотрудничества
Российской Федерации и Республики Казахстан 73
3.2 Экономическое взаимодействие России и Узбекистана на современном
этапе 75
3.3 Республика Таджикистан в системе торгово-экономических
приоритетах Российской Федерации в Центральной Азии 79
Заключение 82
Список источников и литературы
Актуальность исследования. Экономические интересы России Центрально-Азиатском регионе имеют вполне практический и логический характер. Главный из них — не простое наращивание объемов товарооборота, а удержание экономики стран региона в русле российской экономической системы, достижение их интеграции с Россией. Будучи прежде частью Советского Союза, а теперь Содружества независимых государств, страны Центральной Азии подвержены колоссальному влиянию от экономики России, но в то же время являются естественным продолжением ее экономического пространства, Россия по-прежнему является их важнейшим торговым партнером. Страны Центральной Азии являются опорой для восстановления и расширения экономики России. Одной из целей, постоянно преследуемых Россией, является создание и сохранение единого экономического пространства СНГ. Несмотря на то, что экономические связи России со странами Центральной Азии во многом ослабели более чем за десятилетие, они по-прежнему продолжают поддерживать очень тесные отношения и имеют наибольшую перспективу для вхождения в единое экономическое пространство, создаваемое Россией. Центрально-азиатский регион располагает богатыми природными ресурсами и запасами полезных ископаемых. Здесь в больших объемах производятся нефть, природный газ, золото, хлопок и т.п. Становление межгосударственных отношений с этим регионом имеет в себе ряд системных проблем, вызванных отсутствием развитых транспортных коммуникаций, слабыми экономическими связями и т.д. Однако, расширение и укрепление дипломатических контактов с государствами Центральной Азии позволит России более активно интегрировать в экономическое пространство этого региона. Поиск новых форм и совершенствование механизма взаимодействия, привлечение иностранных инвестиций могут стать мощным импульсом для развития экономических отношений, при условии базирования на таких основополагающих для цивилизованного мира принципах, как равноправие, взаимная выгода и учет интересов национальной безопасности сторон. В связи с этим исследование экономических отношений между Российской Федерацией и странами Центрально-Азиатского региона на текущем этапе представляется необходимым . В данном исследовании наиболее актуальным является обращение к основным темам и особенностям развития торгово-экономических отношений между странами, влияние и цели России в Центральной Азии. Актуальность этой проблематики и ее недостаточная разработанность определили объект, предмет, цели и задачи данного исследования .
Объект исследования - сотрудничество России и стран Центральной Азии в экономической сфере в начале XXI в.
Предмет исследования - рассмотрение основных направлений экономического сотрудничества России в Центральноазиатском регионе.
Степень изученности проблемы. Заявленная проблема получила достаточное освещение в современной историографии. Работы можно разделить на несколько проблемно-тематических групп.
Первый блок литературы посвящен ключевыми направлениям взаимодействия России и государств Центральной Азии в сфере международной торговли. Много работ посвящено описанию выстраивания торгово-экономических отношений со странами Центрально-азиатского региона, разными по уровню социально-экономического развития, по потенциалу, возможностям и степени политической модернизации, но требующих постоянно возрастающего внимания РФ, новых креативных подходов, учитывающих особенности местной культуры и менталитета. Из них можно выделить работы В.А. Александровой, В. И. Парамонова, А.С. Строкова, И.С. Иванова, в которых они рассматривают проблемы и трудности в развитии экономических отношений с точки зрения исторических процессов. В. И. Парамонов и А.С. Строков утверждают, что отношения между Россией и Центральной Азией берут свое начало еще со времен Великого шелкового пути, однако вплоть до середины XIX века экономические связи России были замкнуты в основном на Европу, в то время как с Центральной Азией были крайне слабы. Со второй половины XIX века начинается особая эпоха в истории российско-центральноазиатских экономических отношений. Главной отличительной чертой данной эпохи явилось то, что Россия и Центральная Азия были дважды интегрированы в рамках единых экономических систем: Российской империи, а затем - СССР. В настоящее время Россия и Центральная Азия стоит перед необходимостью экономической интеграции. По мнению авторов в силу чрезвычайно тесной интеграции в советский период сегодня экономики РФ и государств Центральной Азии по-прежнему остаются в жесткой взаимозависимости, которую никому из них так и не удалось преодолеть. Это связано главным образом с тем, что исчезновение командно-административной системы управления экономикой привело к закономерному экономическому коллапсу, так как альтернативной системы в начале 90-х годов просто не существовало, а сформироваться в кратчайший срок такая система тоже не могла. Унаследованная от бывшего СССР экономическая взаимозависимость России и государств региона сыграла ключевую роль в том, что в течение постсоветского периода ни одна из стран ЦА так и не смогла создать самодостаточной, сбалансированной и конкурентоспособной в условиях глобального рынка национальной экономической системы. И вот уже в настоящее время история уже в третий раз ставит Россию и Центральную Азию перед необходимостью экономической интеграции. В.А. Александрова в своей статье утверждает, что торговые связи составляют значимую часть экономических отношений между Россией и странами ЦА. В глобальном масштабе Россия более ориентирована на рынки дальнего зарубежья. Казахстан занимает наибольшую долю в торговом товарообороте России с о странами ЦА. По мнению В.А. Александровой экономики России и стран ЦА имеют схожую отраслевую специализацию, что делает их потенциальными конкурентами на мировых рынках, и обуславливает относительно небольшие объёмы торговли. Что касается отраслевой специализации, то кроме такой традиционно важной для российской экономики статьи экспорта, как энергоресурсы, Россия в основном экспортирует готовую продукцию, в частности: машины, оборудование и транспортные средства, металлы, продукцию химической промышленности, продовольственные товары, древесину и целлюлозно-бумажные изделия, а также текстиль и обувь.
Второй блок уделяет внимание развитию партнерских отношений России со странами Центральной Азии. И тут можно выделить работы таких авторов, как Т.С. Таракановой, С.Н. Погодина, Сотвоолдиевой Мадинахон, в которых они рассматривают экономические интересы Российской Федерации в отношении ряда стран Центральной Азии, перспективы развития сотрудничества РФ с государствами региона в условиях мировых экономических преобразований. Проводят анализ системы двусторонних отношений России и стран региона ЦА: Узбекистана, Кыргызстана, Казахстана и Таджикистана. Т.С. Тараканова утверждает, что в концепции внешней политики России указаны следующие группы интересов РФ в регионе ЦА, которые существуют уже многие годы: 1) обеспечение экономической и политической безопасности региона на основе сформированной договорно-правовой базы; 2) повышение эффективности работы СНГ; 3) формирование общего регионального открытого и недискриминационного экономического партнерства; 4) сохранение и укрепление позиций России в роли ключевой державы в регионе. С.Н. Погодин в своей работе пишет, что развитие экономических связей на государственном уровне и создание условий для участия в международной экономике региона российского бизнеса являются инструментами политики России для реализации поставленных задач в сфере экономики. Для работы в этих направлениях Россией было инициировано создание ряда экономических институтов, таких как Таможенный Союз, Евразийский экономический союз, Евразийский банк развития. Авторы делают вывод о том, что, несмотря на большие экономические изменения, в результате которых инвестиционные и торговые перспективы в Центрально-Азиатском регионе, Россия все еще остается главной экономической силой в регионе. Сотвоолдиева Мадинахон в своей работе анализирует становление и развитие взаимовыгодных отношений между Россией и государствами Центральной Азии, раскрывает сущность сотрудничества в экономической сфере и утверждает, что экономические интересы России в Центральной Азии имеют вполне практический характер. Главный из них - не простое наращивание объемов товарооборота, а удержание экономики стран региона в русле российской экономической системы, достижение их интеграции с Россией. Абсолютные объемы внешней торговли России с центрально-азиатскими государствами невелики, но она по-прежнему является их важнейшим торговым партнером.
Третий - достаточно объемный блок литературы, посвящен проблемам экономического развития России на примере различных стран центрально-азиатского региона. Тут я выделила работы таких авторов, как Майтдиновой Гузель, О.М. Шаропова. Они в своей совместной работе авторы говорят о Таджикско-Российских отношениях в сфере экономики. Торгово-экономические отношения между Россией и Таджикистаном всегда занимали очень важную и решающую роль в комплексе двухсторонних отношений (прежде всего для Таджикистана). Авторы рассматривают эволюцию отношений между двумя странами с начала 90-х годов и по настоящее время, анализируют статьи экспорта-импорта, роста и снижения объемов данных показателей. Отмечают имеющиеся трудности, которые препятствуют росту товарооборота между этими странами и излагают некоторые пути решения этих проблем. М.А. Положихин в своей научной работе утверждает, что российско-казахстанские отношения складываются достаточно благополучно. Рассматривает рассматриваются разные направления взаимодействия между странами. Что касается торговли, то Казахстан поставляет в Россию не очень большую долю своей продукции - 7-10% от общего объема экспорта. Связано это с тем, что основная часть экспортируемых товаров довольно дешевы и цены на них падают. Мешают также девальвации рубля и тенге. Но для Казахстана Россия - пока основной источник импорта (30-40%). При этом для самой России этот экспорт маленький - всего 3%. Однако для многих несырьевых отраслей (автомобилестроения и молочной промышленности) Казахстан является основным экспортным рынком. В целом казахстанцы потребляют примерно 15-20% российского несырьевого экспорта. И.Д. Горюнов в своей статье определяет место и роль Узбекистана во внешнеэкономических связях Российской Федерации, анализирует договорно-правовую базу, регулирующую торгово-экономическую деятельность между государствами. Большое внимание уделено структуре и динамике товарооборота, а также ключевым направлениям инвестиционного сотрудничества. Основными проблемами торгового сотрудничества автор считает низкую долю в структуре внешней торговли химической промышленности, имеющей мощный потенциал развития, и систему ценообразования на узбекское хлопковое волокно. Показаны особенности и приоритеты российских инвестиций в экономику республики, среди которых можно выделить совместные проекты в области ТЭК, проведение геологоразведочных работ на территории республики, освоение месторождений углеводородного сырья и их транспортировка. В заключение дана оценка торгово-экономического сотрудничества между странами, определены перспективы дальнейшего взаимодействия: углубление межрегиональных связей, расширение ассортимента взаимных поставок промышленной продукции, расширение направлений российских инвестиций (угольная промышленность, электроэнергетика, радиотехническая и электронная промышленность). Для изучения влияния различных факторов на двусторонние отношения сотрудничества автором применен эмпирический метод, включающий анализ статистических материалов, изучение документов, в первую очередь многосторонних договоров и соглашений государств, а также исследуются концептуальные подходы ученых, практиков и специалистов по международным проблемам.
Таким образом, анализ степени научной изученности проблемы позволяет утверждать, что, несмотря на наличие значительного количества работ, комплексного анализа экономического сотрудничества России и стран Центральной Азии не проводилось, что обуславливает постановку цели магистерской диссертации.
Цель исследования - проведение комплексного анализа экономического сотрудничества Российской Федерации и государств Центральной Азии. Цель исследования обусловила комплекс взаимосвязанных исследовательских задач:
1. Дать комплексную оценку развитию экономического сотрудничества России и Центральной Азии;
2. Выделить основные экономические интересы России в Центральной Азии, рассмотреть эволюцию внешнеэкономической концепции России;
3. Выделить и охарактеризовать основные направления сотрудничества России и государств Центральной Азии;
4. Описать перспективы дальнейшего развития России в Центрально-азиатском регионе.
Хронологические рамки исследования охватывают период с начала XXI в. - по настоящее время. Хронологические рамки обоснованы обретением стран Центральной Азии независимости после распада Советского Союза в 1991 г., когда государства встали перед необходимостью выработки самостоятельной государственной политики и построения экономических взаимоотношений с Россией на новой независимой основе.
Территориальные рамки исследования включают в себя территорию Российской Федерации и территорию стран Центральной Азии.
Источниковая база исследования представлена документами и материалами различного характера, которые отражают характер внешнеэкономической деятельности России, международными договорами Российской Федерации и государств Центральной Азии, официально-документальными материалами международных и государственных внешнеполитических структур.
1. Законодательные документы Российской Федерации: законы, подзаконные акты, постановления. Данная группа источников отражает официальный внешнеполитический курс Российской Федерации. Основы
национальной политики отражены в Конституции России и Опубликованные правовые акты Российской Федерации.
2. Государственные концепции и программы развития Российской Федерации. Документы данного плана отражают основные направления развития России и содержат общую программу мероприятий в сфере государственного строительства и международной политики. Перечнем государственных программ Российской Федерации, утверждённым распоряжением Правительства, предусмотрено 44 госпрограммы. В настоящее время утверждены и реализуются 41 государственная программа. В стадии разработки находятся 3 госпрограммы. Все госпрограммы сгруппированы в пять программных блоков. Документы позволяют проследить эволюцию государственной внешней политики и определить ее основополагающие векторы.
3. Многосторонние, двусторонние договоры и соглашения в сфере международного государственного сотрудничества. Российская Федерация является активным участников международных соглашений в сфере экономического и культурно-образовательного сотрудничества. Важную роль играют документы, заключенные в двустороннем порядке между Российской Федерацией и странами Центральной Азии. Стоит обратить внимание на статью Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова «Россия - Центральная Азия: 30 лет на пути дружбы и сотрудничества», опубликованная в «Российской газете» 5 мая 2022 года .
4. Доклады, отчеты государственных органов, международных учреждений и ведомств. Особую роль играют доклады и выступления лидеров государств. Большое значение для исследования играют отчеты, подготовленные официальными органами власти, Национальным институтом стратегических исследований. Отчеты выходят с периодичностью раз в год и отражают эволюцию государственной политики, анализируют изменения во внешнеполитической концепции и нормативно- правовой основе межгосударственных отношений Российской Федерации.
5. Официальные сайты органов власти. Содержат актуальную информацию о нормативно-правовой основе межгосударственного сотрудничества. На официальном сайте МИД РФ представлена хроника внешнеэкономической России, отражена официальная оценка основных событий внешней политики страны .
Совокупность данных источников позволит провести комплексный анализ экономической деятельности Российской Федерации со странами Центральной, определить его основные потенциальные риски, недостатки на современном этапе и перспективы дальнейшего развития. В целом, представленная источниковедческая база является достаточной и репрезентативной для достижения поставленной в работе цели.
Методологической основой исследования является концепция многофакторного равновесия, предложенная А.Д. Воскресенским . Данная концепция позволяет проводить анализ динамики и преемственности межгосударственных отношений в широких исторических рамках на основе баланса интересов. Исходный тезис концепции заключается в том, что «система» состоит из независимых политических единиц. В результате влияния целого комплекса факторов (политических, экономических, этнических, культурных) система находится в состоянии неупорядоченного равновесия. Сами политические единицы поддерживают равновесие между собой.
Данный подход позволяет сконцентрироваться на «поворотных», с точки зрения формирования отношений, проследить влияние внешних и внутренних факторов на ход и результаты экономических отношений в регионе. Внутренние факторы подразделяются на объективные (экономические, политические, демографические, географические и культурные) и субъективные (общечеловеческие, общественные, государственные, национальные, индивидуальные и правительственны) факторы, которые рассматриваются в рамках многофакторного равновесия.
Равновесие поддерживается на уровне корректировки интересов (государственных, общественных, национальных и т.д.). Корректировка на уровне системы прежде всего рассматривается как изменение соотношения между общечеловеческими и государственными и национальными интересами. Изменения внутри одного объекта неизменно приводят к изменению других «объектов», а, следовательно, и внешней среды.
В работе применялись общенаучные методы исследования такие, как индукция, анализ, синтез. В качестве основных научных методов применялись исторический, логический, сравнительный (сравнительно- правовой, сравнительно-исторический). При поиске и обобщении эмпирического материала использованы специальные методы сбора информации (анализ документов, метод экспертной оценки). В работе применялся и институциональный метод политических наук, который состоит в изучении политических процессов и явлений, которые осуществляются в рамках определенных организаций. Главным образом, здесь рассматриваются государственные организации и учреждения, а также политические и правовые нормы.
Сведения об апробации. Основные результаты выпускной квалификационной работы были представлены на VIII Региональной конференции «Мой выбор - НАУКА!» (г. Барнаул, 2022 г.) в докладе «Экономическое сотрудничество России и государств Центральной Азии в XXI в.: формы и направления» на IX Региональной конференции «Мой выбор - НАУКА!» (г. Барнаул, 2022 г).
Структура работы. Всё вышесказанное определило структуру исследования. Данная работа состоит из введения и трех глав, которые включают в себя по два параграфа, заключения и списка литературы.
Во введении присутствуют все необходимые компоненты, обосновывается- актуальность темы, степень научной разработанности исследования, определяются- его объект и предмет, формулируются цель и задачи, дается анализ источниковой базы исследования, обосновывается методологическая- основа и методы исследования.
Первая глава посвящена основным направлениям внешнеэкономической деятельности России в рамках Центрально- Азиатского региона в XXI в. Первая глава состоит из двух подразделов. Где первый из них посвящён экономическим интересам и целям России в рамках Центрально-Азиатского региона, второй раздел посвящен экономическим отношениям между Россией и странами Центральной Азии, третий раздел посвящен перспективам Российской Федерации в Центрально-Азиатском регионе.
Вторая глава состоит из двух подразделов. Первый знакомит нас с Российской помощью странам Центральной Азии - эволюцией политики, масштабам и формам помощи, второй раздел с Торгово-экономическим и техническим сотрудничеством между Россией и странами Центральной Азии.
Третий раздел посвящен особенностям двусторонних торгово-экономических отношений России и стран Центральной Азии. Раздел состоит из трех подразделов, где первый описывает основные направления торгово-экономического сотрудничества Российской Федерации и Республики Казахстан, второй описывает экономическое взаимодействие России и Узбекистана, а третий - республику Таджикистан в системе торгово-экономических приоритетов Российской Федерации в Центральной Азии.
В заключении подводятся итоги исследования и формируются выводы по представленной теме.
Объект исследования - сотрудничество России и стран Центральной Азии в экономической сфере в начале XXI в.
Предмет исследования - рассмотрение основных направлений экономического сотрудничества России в Центральноазиатском регионе.
Степень изученности проблемы. Заявленная проблема получила достаточное освещение в современной историографии. Работы можно разделить на несколько проблемно-тематических групп.
Первый блок литературы посвящен ключевыми направлениям взаимодействия России и государств Центральной Азии в сфере международной торговли. Много работ посвящено описанию выстраивания торгово-экономических отношений со странами Центрально-азиатского региона, разными по уровню социально-экономического развития, по потенциалу, возможностям и степени политической модернизации, но требующих постоянно возрастающего внимания РФ, новых креативных подходов, учитывающих особенности местной культуры и менталитета. Из них можно выделить работы В.А. Александровой, В. И. Парамонова, А.С. Строкова, И.С. Иванова, в которых они рассматривают проблемы и трудности в развитии экономических отношений с точки зрения исторических процессов. В. И. Парамонов и А.С. Строков утверждают, что отношения между Россией и Центральной Азией берут свое начало еще со времен Великого шелкового пути, однако вплоть до середины XIX века экономические связи России были замкнуты в основном на Европу, в то время как с Центральной Азией были крайне слабы. Со второй половины XIX века начинается особая эпоха в истории российско-центральноазиатских экономических отношений. Главной отличительной чертой данной эпохи явилось то, что Россия и Центральная Азия были дважды интегрированы в рамках единых экономических систем: Российской империи, а затем - СССР. В настоящее время Россия и Центральная Азия стоит перед необходимостью экономической интеграции. По мнению авторов в силу чрезвычайно тесной интеграции в советский период сегодня экономики РФ и государств Центральной Азии по-прежнему остаются в жесткой взаимозависимости, которую никому из них так и не удалось преодолеть. Это связано главным образом с тем, что исчезновение командно-административной системы управления экономикой привело к закономерному экономическому коллапсу, так как альтернативной системы в начале 90-х годов просто не существовало, а сформироваться в кратчайший срок такая система тоже не могла. Унаследованная от бывшего СССР экономическая взаимозависимость России и государств региона сыграла ключевую роль в том, что в течение постсоветского периода ни одна из стран ЦА так и не смогла создать самодостаточной, сбалансированной и конкурентоспособной в условиях глобального рынка национальной экономической системы. И вот уже в настоящее время история уже в третий раз ставит Россию и Центральную Азию перед необходимостью экономической интеграции. В.А. Александрова в своей статье утверждает, что торговые связи составляют значимую часть экономических отношений между Россией и странами ЦА. В глобальном масштабе Россия более ориентирована на рынки дальнего зарубежья. Казахстан занимает наибольшую долю в торговом товарообороте России с о странами ЦА. По мнению В.А. Александровой экономики России и стран ЦА имеют схожую отраслевую специализацию, что делает их потенциальными конкурентами на мировых рынках, и обуславливает относительно небольшие объёмы торговли. Что касается отраслевой специализации, то кроме такой традиционно важной для российской экономики статьи экспорта, как энергоресурсы, Россия в основном экспортирует готовую продукцию, в частности: машины, оборудование и транспортные средства, металлы, продукцию химической промышленности, продовольственные товары, древесину и целлюлозно-бумажные изделия, а также текстиль и обувь.
Второй блок уделяет внимание развитию партнерских отношений России со странами Центральной Азии. И тут можно выделить работы таких авторов, как Т.С. Таракановой, С.Н. Погодина, Сотвоолдиевой Мадинахон, в которых они рассматривают экономические интересы Российской Федерации в отношении ряда стран Центральной Азии, перспективы развития сотрудничества РФ с государствами региона в условиях мировых экономических преобразований. Проводят анализ системы двусторонних отношений России и стран региона ЦА: Узбекистана, Кыргызстана, Казахстана и Таджикистана. Т.С. Тараканова утверждает, что в концепции внешней политики России указаны следующие группы интересов РФ в регионе ЦА, которые существуют уже многие годы: 1) обеспечение экономической и политической безопасности региона на основе сформированной договорно-правовой базы; 2) повышение эффективности работы СНГ; 3) формирование общего регионального открытого и недискриминационного экономического партнерства; 4) сохранение и укрепление позиций России в роли ключевой державы в регионе. С.Н. Погодин в своей работе пишет, что развитие экономических связей на государственном уровне и создание условий для участия в международной экономике региона российского бизнеса являются инструментами политики России для реализации поставленных задач в сфере экономики. Для работы в этих направлениях Россией было инициировано создание ряда экономических институтов, таких как Таможенный Союз, Евразийский экономический союз, Евразийский банк развития. Авторы делают вывод о том, что, несмотря на большие экономические изменения, в результате которых инвестиционные и торговые перспективы в Центрально-Азиатском регионе, Россия все еще остается главной экономической силой в регионе. Сотвоолдиева Мадинахон в своей работе анализирует становление и развитие взаимовыгодных отношений между Россией и государствами Центральной Азии, раскрывает сущность сотрудничества в экономической сфере и утверждает, что экономические интересы России в Центральной Азии имеют вполне практический характер. Главный из них - не простое наращивание объемов товарооборота, а удержание экономики стран региона в русле российской экономической системы, достижение их интеграции с Россией. Абсолютные объемы внешней торговли России с центрально-азиатскими государствами невелики, но она по-прежнему является их важнейшим торговым партнером.
Третий - достаточно объемный блок литературы, посвящен проблемам экономического развития России на примере различных стран центрально-азиатского региона. Тут я выделила работы таких авторов, как Майтдиновой Гузель, О.М. Шаропова. Они в своей совместной работе авторы говорят о Таджикско-Российских отношениях в сфере экономики. Торгово-экономические отношения между Россией и Таджикистаном всегда занимали очень важную и решающую роль в комплексе двухсторонних отношений (прежде всего для Таджикистана). Авторы рассматривают эволюцию отношений между двумя странами с начала 90-х годов и по настоящее время, анализируют статьи экспорта-импорта, роста и снижения объемов данных показателей. Отмечают имеющиеся трудности, которые препятствуют росту товарооборота между этими странами и излагают некоторые пути решения этих проблем. М.А. Положихин в своей научной работе утверждает, что российско-казахстанские отношения складываются достаточно благополучно. Рассматривает рассматриваются разные направления взаимодействия между странами. Что касается торговли, то Казахстан поставляет в Россию не очень большую долю своей продукции - 7-10% от общего объема экспорта. Связано это с тем, что основная часть экспортируемых товаров довольно дешевы и цены на них падают. Мешают также девальвации рубля и тенге. Но для Казахстана Россия - пока основной источник импорта (30-40%). При этом для самой России этот экспорт маленький - всего 3%. Однако для многих несырьевых отраслей (автомобилестроения и молочной промышленности) Казахстан является основным экспортным рынком. В целом казахстанцы потребляют примерно 15-20% российского несырьевого экспорта. И.Д. Горюнов в своей статье определяет место и роль Узбекистана во внешнеэкономических связях Российской Федерации, анализирует договорно-правовую базу, регулирующую торгово-экономическую деятельность между государствами. Большое внимание уделено структуре и динамике товарооборота, а также ключевым направлениям инвестиционного сотрудничества. Основными проблемами торгового сотрудничества автор считает низкую долю в структуре внешней торговли химической промышленности, имеющей мощный потенциал развития, и систему ценообразования на узбекское хлопковое волокно. Показаны особенности и приоритеты российских инвестиций в экономику республики, среди которых можно выделить совместные проекты в области ТЭК, проведение геологоразведочных работ на территории республики, освоение месторождений углеводородного сырья и их транспортировка. В заключение дана оценка торгово-экономического сотрудничества между странами, определены перспективы дальнейшего взаимодействия: углубление межрегиональных связей, расширение ассортимента взаимных поставок промышленной продукции, расширение направлений российских инвестиций (угольная промышленность, электроэнергетика, радиотехническая и электронная промышленность). Для изучения влияния различных факторов на двусторонние отношения сотрудничества автором применен эмпирический метод, включающий анализ статистических материалов, изучение документов, в первую очередь многосторонних договоров и соглашений государств, а также исследуются концептуальные подходы ученых, практиков и специалистов по международным проблемам.
Таким образом, анализ степени научной изученности проблемы позволяет утверждать, что, несмотря на наличие значительного количества работ, комплексного анализа экономического сотрудничества России и стран Центральной Азии не проводилось, что обуславливает постановку цели магистерской диссертации.
Цель исследования - проведение комплексного анализа экономического сотрудничества Российской Федерации и государств Центральной Азии. Цель исследования обусловила комплекс взаимосвязанных исследовательских задач:
1. Дать комплексную оценку развитию экономического сотрудничества России и Центральной Азии;
2. Выделить основные экономические интересы России в Центральной Азии, рассмотреть эволюцию внешнеэкономической концепции России;
3. Выделить и охарактеризовать основные направления сотрудничества России и государств Центральной Азии;
4. Описать перспективы дальнейшего развития России в Центрально-азиатском регионе.
Хронологические рамки исследования охватывают период с начала XXI в. - по настоящее время. Хронологические рамки обоснованы обретением стран Центральной Азии независимости после распада Советского Союза в 1991 г., когда государства встали перед необходимостью выработки самостоятельной государственной политики и построения экономических взаимоотношений с Россией на новой независимой основе.
Территориальные рамки исследования включают в себя территорию Российской Федерации и территорию стран Центральной Азии.
Источниковая база исследования представлена документами и материалами различного характера, которые отражают характер внешнеэкономической деятельности России, международными договорами Российской Федерации и государств Центральной Азии, официально-документальными материалами международных и государственных внешнеполитических структур.
1. Законодательные документы Российской Федерации: законы, подзаконные акты, постановления. Данная группа источников отражает официальный внешнеполитический курс Российской Федерации. Основы
национальной политики отражены в Конституции России и Опубликованные правовые акты Российской Федерации.
2. Государственные концепции и программы развития Российской Федерации. Документы данного плана отражают основные направления развития России и содержат общую программу мероприятий в сфере государственного строительства и международной политики. Перечнем государственных программ Российской Федерации, утверждённым распоряжением Правительства, предусмотрено 44 госпрограммы. В настоящее время утверждены и реализуются 41 государственная программа. В стадии разработки находятся 3 госпрограммы. Все госпрограммы сгруппированы в пять программных блоков. Документы позволяют проследить эволюцию государственной внешней политики и определить ее основополагающие векторы.
3. Многосторонние, двусторонние договоры и соглашения в сфере международного государственного сотрудничества. Российская Федерация является активным участников международных соглашений в сфере экономического и культурно-образовательного сотрудничества. Важную роль играют документы, заключенные в двустороннем порядке между Российской Федерацией и странами Центральной Азии. Стоит обратить внимание на статью Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова «Россия - Центральная Азия: 30 лет на пути дружбы и сотрудничества», опубликованная в «Российской газете» 5 мая 2022 года .
4. Доклады, отчеты государственных органов, международных учреждений и ведомств. Особую роль играют доклады и выступления лидеров государств. Большое значение для исследования играют отчеты, подготовленные официальными органами власти, Национальным институтом стратегических исследований. Отчеты выходят с периодичностью раз в год и отражают эволюцию государственной политики, анализируют изменения во внешнеполитической концепции и нормативно- правовой основе межгосударственных отношений Российской Федерации.
5. Официальные сайты органов власти. Содержат актуальную информацию о нормативно-правовой основе межгосударственного сотрудничества. На официальном сайте МИД РФ представлена хроника внешнеэкономической России, отражена официальная оценка основных событий внешней политики страны .
Совокупность данных источников позволит провести комплексный анализ экономической деятельности Российской Федерации со странами Центральной, определить его основные потенциальные риски, недостатки на современном этапе и перспективы дальнейшего развития. В целом, представленная источниковедческая база является достаточной и репрезентативной для достижения поставленной в работе цели.
Методологической основой исследования является концепция многофакторного равновесия, предложенная А.Д. Воскресенским . Данная концепция позволяет проводить анализ динамики и преемственности межгосударственных отношений в широких исторических рамках на основе баланса интересов. Исходный тезис концепции заключается в том, что «система» состоит из независимых политических единиц. В результате влияния целого комплекса факторов (политических, экономических, этнических, культурных) система находится в состоянии неупорядоченного равновесия. Сами политические единицы поддерживают равновесие между собой.
Данный подход позволяет сконцентрироваться на «поворотных», с точки зрения формирования отношений, проследить влияние внешних и внутренних факторов на ход и результаты экономических отношений в регионе. Внутренние факторы подразделяются на объективные (экономические, политические, демографические, географические и культурные) и субъективные (общечеловеческие, общественные, государственные, национальные, индивидуальные и правительственны) факторы, которые рассматриваются в рамках многофакторного равновесия.
Равновесие поддерживается на уровне корректировки интересов (государственных, общественных, национальных и т.д.). Корректировка на уровне системы прежде всего рассматривается как изменение соотношения между общечеловеческими и государственными и национальными интересами. Изменения внутри одного объекта неизменно приводят к изменению других «объектов», а, следовательно, и внешней среды.
В работе применялись общенаучные методы исследования такие, как индукция, анализ, синтез. В качестве основных научных методов применялись исторический, логический, сравнительный (сравнительно- правовой, сравнительно-исторический). При поиске и обобщении эмпирического материала использованы специальные методы сбора информации (анализ документов, метод экспертной оценки). В работе применялся и институциональный метод политических наук, который состоит в изучении политических процессов и явлений, которые осуществляются в рамках определенных организаций. Главным образом, здесь рассматриваются государственные организации и учреждения, а также политические и правовые нормы.
Сведения об апробации. Основные результаты выпускной квалификационной работы были представлены на VIII Региональной конференции «Мой выбор - НАУКА!» (г. Барнаул, 2022 г.) в докладе «Экономическое сотрудничество России и государств Центральной Азии в XXI в.: формы и направления» на IX Региональной конференции «Мой выбор - НАУКА!» (г. Барнаул, 2022 г).
Структура работы. Всё вышесказанное определило структуру исследования. Данная работа состоит из введения и трех глав, которые включают в себя по два параграфа, заключения и списка литературы.
Во введении присутствуют все необходимые компоненты, обосновывается- актуальность темы, степень научной разработанности исследования, определяются- его объект и предмет, формулируются цель и задачи, дается анализ источниковой базы исследования, обосновывается методологическая- основа и методы исследования.
Первая глава посвящена основным направлениям внешнеэкономической деятельности России в рамках Центрально- Азиатского региона в XXI в. Первая глава состоит из двух подразделов. Где первый из них посвящён экономическим интересам и целям России в рамках Центрально-Азиатского региона, второй раздел посвящен экономическим отношениям между Россией и странами Центральной Азии, третий раздел посвящен перспективам Российской Федерации в Центрально-Азиатском регионе.
Вторая глава состоит из двух подразделов. Первый знакомит нас с Российской помощью странам Центральной Азии - эволюцией политики, масштабам и формам помощи, второй раздел с Торгово-экономическим и техническим сотрудничеством между Россией и странами Центральной Азии.
Третий раздел посвящен особенностям двусторонних торгово-экономических отношений России и стран Центральной Азии. Раздел состоит из трех подразделов, где первый описывает основные направления торгово-экономического сотрудничества Российской Федерации и Республики Казахстан, второй описывает экономическое взаимодействие России и Узбекистана, а третий - республику Таджикистан в системе торгово-экономических приоритетов Российской Федерации в Центральной Азии.
В заключении подводятся итоги исследования и формируются выводы по представленной теме.
Анализируя исторический процесс российской помощи странам Центральной Азии, масштабы помощи, способ оказания помощи и т.д., можно сделать следующие предварительные выводы: во-первых, процесс оказания Россией помощи странам Центральной Азии тесно связан с эволюцией внешней политики в Центральной Азии, а также прошел три этапа: «отпускание», «конкуренция и конкуренция» и «интенсификация».
Ельцинский период можно рассматривать как фазу «отпускания». После распада Советского Союза Россия оказалась в экономических трудностях, экономически осуществляя политику «сброса бремени» на страны Центральной Азии, и стала важнейшей мишенью помощи западных стран Восточной Европы, «непреднамеренной» и «неспособной» оказывать помощь странам Центральной Азии. В этот период Россия не сильно помогала странам Центральной Азии, а оказывала лишь частичную кредитную поддержку Кыргызстану, Таджикистану и другим странам.
С 2000 по 2012 год Россия начала действовать с геополитической и иной точки зрения, восстанавливая и укрепляя свое присутствие в Центральной Азии и продолжая наращивать помощь странам Центральной Азии. В 2006 году Россия приняла председательство в G8 и начала «следовать» за развитыми странами Запада и укреплять свою деятельность в области международной помощи развитию. В двусторонних рамках Россия предоставила облегчение долгового бремени и частичные уступки Кыргызстану, Таджикистану и другим странам в 1990-х годах. Многосторонняя помощь странам Центральной Азии оказывается главным образом за счет взносов и добровольных взносов в многосторонние механизмы, такие, как Организация Объединенных Наций и Всемирный банк. В 2009 году в ответ на мировой финансовый кризис в рамках Евразийского экономического сообщества под руководством России был создан
Антикризисный фонд (позже переименованный в Евразийский фонд стабильности и развития), который оказывал бюджетную и инвестиционно-кредитную поддержку Кыргызстану, Таджикистану и другим странам.
После переизбрания Путина на пост президента в 2012 году внешняя политика стала более активной, а укрепление интеграции в рамках СНГ стало главным дипломатическим приоритетом Москвы. Двусторонняя помощь странам Центральной Азии была еще более усилена, с увеличением помощи образованию в странах Центральной Азии, в дополнение к финансовой помощи, такой как облегчение долгового бремени и предоставление льготных кредитов, что отражает сильное желание России укрепить «мягкую силу» в регионе посредством помощи. Россия также оказала прямую бюджетную поддержку Кыргызстану и создала Российско-Кыргызский фонд развития для содействия ускоренной интеграции стран Центральной Азии в евразийскую экономическую интеграцию. Кроме того, Россия в сотрудничестве с учреждениями Организации Объединенных Наций, Всемирным банком и другими международными организациями создала целевые фонды для реализации ряда проектов по сокращению бедности и наращиванию потенциала национального управления в странах Центральной Азии.
Во-вторых, напротив, масштабы российской помощи странам Центральной Азии не являются выдающимися, многосторонние институты по-прежнему являются основными каналами оказания помощи, а на методы и направления помощи в основном влияют национальные реалии, развитие процесса международной помощи развитию и изменения в функциях национальных регулирующих институтов.
По сравнению с западными странами помощь России странам Центральной Азии не выделяется, а ее распределение между странами неравномерно. Помощь из Москвы поступает в основном в Кыргызстан и Таджикистан, а помощь Узбекистану в последние годы только постепенно увеличивается, а Казахстан и Туркменистан получают небольшую помощь. Это отражает реальность экономического и социального развития стран Центральной Азии, с момента обретения независимости 30 лет назад экономическое и социальное развитие стран Центральной Азии разошлись, Казахстан и Туркменистан и другие страны с хорошими ресурсами и долгосрочной социальной стабильностью развивались относительно хорошо, и получали меньше помощи от России; Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан относительно отстают и получают больше помощи. В то же время в последние годы Россия больше использует внешнюю помощь в качестве инструмента внешней политики, уделяя особое внимание увеличению помощи странам Евразийского экономического союза, таким как Кыргызстан.
С точки зрения сферы российской помощи странам Центральной Азии, на нее явно влияют исторические традиции и реалии страны. Облегчение долгового бремени и льготные кредиты были «традиционной практикой» советской эпохи, а здравоохранение, продовольствие, энергетика и т. д. были областями, в которых Россия имела сравнительное преимущество в мире. Процесс международного содействия развитию также оказал важное влияние на поведение России в оказании помощи, а здравоохранение, образование, сокращение бедности и другие области, пропагандируемые «Целями развития тысячелетия Организации Объединенных Наций» и «Повесткой дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», стали приоритетными направлениями помощи Москвы странам Центральной Азии. Фискальная и дипломатическая службы имеют разные преференции в отношении помощи, и российский Минфин привык рассматривать помощь как обязанность «развитых перед менее развитыми странами» и ценить полученный от нее «международный престиж»; Внешняя служба использует помощь как инструмент внешней политики как средство защиты национальных интересов и расширения своего влияния на страны Центральной Азии.
В-третьих, помощь России странам Центральной Азии достигла определенных результатов, но она также сталкивается с конкуренцией со стороны Запада и исламских стран, и сложная политическая обстановка и обстановка в области безопасности в Центральной Азии также повлияли на эффективность ее помощи. Хотя страны-доноры утверждают, что цель иностранной помощи заключается в оказании помощи бедным странам в развитии и повышении благосостояния, в действительности они используют помощь в качестве важного инструмента внешней политики для реализации своих соответствующих национальных интересов. С геополитической точки зрения Россия надеется сохранить свое доминирование в Центральной Азии, не допустить «посягательства» других политических сил на Центральную Азию, заручиться поддержкой стран Центральной Азии на международной арене. С точки зрения нетрадиционной безопасности Россия хочет предотвратить распространение экстремизма и терроризма в Центральной Азии, бороться с нелегальной иммиграцией и незаконным оборотом наркотиков, бороться с инфекционными заболеваниями, такими как СПИД и полиомиелит, и обеспечить безопасность южной границы. С экономической точки зрения основным соображением является расширение экспорта превосходных продуктов, таких как электростанции и военная техника, в Центральную Азию и контроль над богатыми каналами производства и транспортировки энергии в регионе. «Мягкая сила» является важной целью, преследуемой Россией в Центральной Азии в последние годы, и Россия надеется сохранить позитивный имидж и культурное влияние в регионе, продвигая русский язык и российское образование для культивирования потенциальных элит в странах-партнерах, которые сохраняют хорошее чувство к России. Помощь странам Центральной Азии достигла некоторых стратегических целей. В политическом отношении Россия и страны Центральной Азии поддерживают «альянс» или «стратегическое партнерство», и российская помощь является важным фактором в вытеснении стран Центральной Азии от вооруженных сил НАТО во главе с Соединенными Штатами. Что касается безопасности, То Россия сохраняет военное присутствие в Центрально-Азиатском регионе и эффективно сотрудничает со странами Центральной Азии в области наркотиков, инфекционных заболеваний и иммиграции. В экономическом плане иностранная помощь помогла России выиграть ряд контрактов на строительство электростанций и военные закупки в Центральной Азии. В последние годы экспорт Россией «мягкой силы» в Центральную Азию также хорошо окупился, русский язык и российское образование продолжают занимать важное место в странах Центральной Азии, а русскоязычные СМИ остаются важным каналом для людей в Центральной Азии для получения информации.
Эффективность российской помощи странам Центральной Азии также сдерживается многими факторами. С одной стороны, страны Центральной Азии в целом сформировали комплексную внешнюю политику, поддерживая «равноудаленные» отношения с мировыми державами, и пытаясь максимизировать свои стратегические и экономические интересы, используя конкуренцию политических сил в регионе. С другой стороны, после распада Советского Союза западные и исламские страны оказали большой объем помощи странам Центральной Азии, что объективно «компенсировало» некоторые последствия помощи России. Конфликты и противоречия между странами Центральной Азии также повлияли на реализацию некоторых проектов помощи, таких как водные споры в странах региона, расположенных выше и ниже по течению, которые повлияли на строительство некоторых гидроэлектростанций. В то же время мы не можем преувеличивать влияние российской помощи на страны Центральной Азии, которые сами по себе не могут достичь всех внешнеполитических целей Москвы в Центрально-Азиатском регионе.
Геополитическая стратегия России в Центральной Азии, как органическая часть ее общей внешней политики, в начале XXI столетия приобретает исключительное значение. В связи с тем, что стратегия в регионе должна служить возрождению России, Москва будет постоянно ее регулировать, учитывая изменения политической обстановки. Но сущность российской стратегии в целом не изменится, ее внешний круг будет предусматривать долгосрочную дружбу с Афганистаном и Ираном, а внутренний — сотрудничество с Казахстаном, контроль над Кыргызстаном и Таджикистаном, перетягивание на свою сторону Туркменистана и Узбекистана. Это определяется географическим положением России относительно стран региона и является объективной основой определения центрально-азиатской стратегии Москвы. Однако реальная мощь России в регионе, мягко говоря, имеет тенденцию к ослаблению. Вследствие развала СССР Москва стремительно сократила свое стратегическое пространство. А в последние годы ее международное положение постоянно не определенное. Западные страны приняли ее в Большую Восьмерку просто для утешения и переманивания, поскольку она обладает тревожащим их ядерным арсеналом. Россия остается ядерной державой, однако ее обычное оружие несовременно, а боеспособность армии не настолько сильна, чтобы противостоять тому же Западу.
В контексте вышеперечисленных обстоятельств Москва вынуждена основное внимание уделять СНГ, довольно часто регулировать и менять свою политику в Центральной Азии. Чтобы взять этот регион под свой контроль требуются значительные материальные средства. Но действия российской стороны в этом направлении могут завести и в тупик. К тому же в нынешних условиях, когда России самой не решить внутренние проблемы, инвестиции из США и других западных стран является для центрально- азиатских стран огромным искушением.
Отношения между Россией и Казахстаном превратились в одну из важнейших составляющих не только на постсоветском пространстве, но и в сфере геополитики. Россия и Казахстан взаимодействуют в рамках СНГ, Организации Договора о коллективной безопасности и Евразийского экономического сообщества, Шанхайской организации сотрудничества, в Организации «Центрально-Азиатское Сотрудничество», в процессе формирования Единого экономического пространства.
Значимость российско-узбекских отношений их основополагающие принципы и приоритеты обусловлены целым рядом объективных и субъективных факторов. На постсоветском геополитическом пространстве, да и в целом к Евразии, Россия занимает доминирующее положение.
Поддерживаются тесные связи в политической, экономической, гуманитарной, военной и других областях. Таджикистан вынужден ориентироваться на Россию: во-первых, из-за привязанности своей техники и промышленных технологий к российским, во-вторых, существует необходимость в военном «зонтике» для республики, пока еще не способной своими силами охранять протяженную границу с Афганистаном. Кроме того, Таджикистан вынужден искать противовес в лице России перед крепнущей за счет усилий Анкары «тюркизацией» региона. Таджикистан является единственной ираноязычной страной в постсоветской Центральной Азии Таким образом, можно констатировать, что основная цель геополитической стратегии России в Центральной Азии — присутствие в этом регионе для защиты своих южных рубежей и все растущих экономических интересов, а также вытеснение конкурентов.
Ельцинский период можно рассматривать как фазу «отпускания». После распада Советского Союза Россия оказалась в экономических трудностях, экономически осуществляя политику «сброса бремени» на страны Центральной Азии, и стала важнейшей мишенью помощи западных стран Восточной Европы, «непреднамеренной» и «неспособной» оказывать помощь странам Центральной Азии. В этот период Россия не сильно помогала странам Центральной Азии, а оказывала лишь частичную кредитную поддержку Кыргызстану, Таджикистану и другим странам.
С 2000 по 2012 год Россия начала действовать с геополитической и иной точки зрения, восстанавливая и укрепляя свое присутствие в Центральной Азии и продолжая наращивать помощь странам Центральной Азии. В 2006 году Россия приняла председательство в G8 и начала «следовать» за развитыми странами Запада и укреплять свою деятельность в области международной помощи развитию. В двусторонних рамках Россия предоставила облегчение долгового бремени и частичные уступки Кыргызстану, Таджикистану и другим странам в 1990-х годах. Многосторонняя помощь странам Центральной Азии оказывается главным образом за счет взносов и добровольных взносов в многосторонние механизмы, такие, как Организация Объединенных Наций и Всемирный банк. В 2009 году в ответ на мировой финансовый кризис в рамках Евразийского экономического сообщества под руководством России был создан
Антикризисный фонд (позже переименованный в Евразийский фонд стабильности и развития), который оказывал бюджетную и инвестиционно-кредитную поддержку Кыргызстану, Таджикистану и другим странам.
После переизбрания Путина на пост президента в 2012 году внешняя политика стала более активной, а укрепление интеграции в рамках СНГ стало главным дипломатическим приоритетом Москвы. Двусторонняя помощь странам Центральной Азии была еще более усилена, с увеличением помощи образованию в странах Центральной Азии, в дополнение к финансовой помощи, такой как облегчение долгового бремени и предоставление льготных кредитов, что отражает сильное желание России укрепить «мягкую силу» в регионе посредством помощи. Россия также оказала прямую бюджетную поддержку Кыргызстану и создала Российско-Кыргызский фонд развития для содействия ускоренной интеграции стран Центральной Азии в евразийскую экономическую интеграцию. Кроме того, Россия в сотрудничестве с учреждениями Организации Объединенных Наций, Всемирным банком и другими международными организациями создала целевые фонды для реализации ряда проектов по сокращению бедности и наращиванию потенциала национального управления в странах Центральной Азии.
Во-вторых, напротив, масштабы российской помощи странам Центральной Азии не являются выдающимися, многосторонние институты по-прежнему являются основными каналами оказания помощи, а на методы и направления помощи в основном влияют национальные реалии, развитие процесса международной помощи развитию и изменения в функциях национальных регулирующих институтов.
По сравнению с западными странами помощь России странам Центральной Азии не выделяется, а ее распределение между странами неравномерно. Помощь из Москвы поступает в основном в Кыргызстан и Таджикистан, а помощь Узбекистану в последние годы только постепенно увеличивается, а Казахстан и Туркменистан получают небольшую помощь. Это отражает реальность экономического и социального развития стран Центральной Азии, с момента обретения независимости 30 лет назад экономическое и социальное развитие стран Центральной Азии разошлись, Казахстан и Туркменистан и другие страны с хорошими ресурсами и долгосрочной социальной стабильностью развивались относительно хорошо, и получали меньше помощи от России; Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан относительно отстают и получают больше помощи. В то же время в последние годы Россия больше использует внешнюю помощь в качестве инструмента внешней политики, уделяя особое внимание увеличению помощи странам Евразийского экономического союза, таким как Кыргызстан.
С точки зрения сферы российской помощи странам Центральной Азии, на нее явно влияют исторические традиции и реалии страны. Облегчение долгового бремени и льготные кредиты были «традиционной практикой» советской эпохи, а здравоохранение, продовольствие, энергетика и т. д. были областями, в которых Россия имела сравнительное преимущество в мире. Процесс международного содействия развитию также оказал важное влияние на поведение России в оказании помощи, а здравоохранение, образование, сокращение бедности и другие области, пропагандируемые «Целями развития тысячелетия Организации Объединенных Наций» и «Повесткой дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», стали приоритетными направлениями помощи Москвы странам Центральной Азии. Фискальная и дипломатическая службы имеют разные преференции в отношении помощи, и российский Минфин привык рассматривать помощь как обязанность «развитых перед менее развитыми странами» и ценить полученный от нее «международный престиж»; Внешняя служба использует помощь как инструмент внешней политики как средство защиты национальных интересов и расширения своего влияния на страны Центральной Азии.
В-третьих, помощь России странам Центральной Азии достигла определенных результатов, но она также сталкивается с конкуренцией со стороны Запада и исламских стран, и сложная политическая обстановка и обстановка в области безопасности в Центральной Азии также повлияли на эффективность ее помощи. Хотя страны-доноры утверждают, что цель иностранной помощи заключается в оказании помощи бедным странам в развитии и повышении благосостояния, в действительности они используют помощь в качестве важного инструмента внешней политики для реализации своих соответствующих национальных интересов. С геополитической точки зрения Россия надеется сохранить свое доминирование в Центральной Азии, не допустить «посягательства» других политических сил на Центральную Азию, заручиться поддержкой стран Центральной Азии на международной арене. С точки зрения нетрадиционной безопасности Россия хочет предотвратить распространение экстремизма и терроризма в Центральной Азии, бороться с нелегальной иммиграцией и незаконным оборотом наркотиков, бороться с инфекционными заболеваниями, такими как СПИД и полиомиелит, и обеспечить безопасность южной границы. С экономической точки зрения основным соображением является расширение экспорта превосходных продуктов, таких как электростанции и военная техника, в Центральную Азию и контроль над богатыми каналами производства и транспортировки энергии в регионе. «Мягкая сила» является важной целью, преследуемой Россией в Центральной Азии в последние годы, и Россия надеется сохранить позитивный имидж и культурное влияние в регионе, продвигая русский язык и российское образование для культивирования потенциальных элит в странах-партнерах, которые сохраняют хорошее чувство к России. Помощь странам Центральной Азии достигла некоторых стратегических целей. В политическом отношении Россия и страны Центральной Азии поддерживают «альянс» или «стратегическое партнерство», и российская помощь является важным фактором в вытеснении стран Центральной Азии от вооруженных сил НАТО во главе с Соединенными Штатами. Что касается безопасности, То Россия сохраняет военное присутствие в Центрально-Азиатском регионе и эффективно сотрудничает со странами Центральной Азии в области наркотиков, инфекционных заболеваний и иммиграции. В экономическом плане иностранная помощь помогла России выиграть ряд контрактов на строительство электростанций и военные закупки в Центральной Азии. В последние годы экспорт Россией «мягкой силы» в Центральную Азию также хорошо окупился, русский язык и российское образование продолжают занимать важное место в странах Центральной Азии, а русскоязычные СМИ остаются важным каналом для людей в Центральной Азии для получения информации.
Эффективность российской помощи странам Центральной Азии также сдерживается многими факторами. С одной стороны, страны Центральной Азии в целом сформировали комплексную внешнюю политику, поддерживая «равноудаленные» отношения с мировыми державами, и пытаясь максимизировать свои стратегические и экономические интересы, используя конкуренцию политических сил в регионе. С другой стороны, после распада Советского Союза западные и исламские страны оказали большой объем помощи странам Центральной Азии, что объективно «компенсировало» некоторые последствия помощи России. Конфликты и противоречия между странами Центральной Азии также повлияли на реализацию некоторых проектов помощи, таких как водные споры в странах региона, расположенных выше и ниже по течению, которые повлияли на строительство некоторых гидроэлектростанций. В то же время мы не можем преувеличивать влияние российской помощи на страны Центральной Азии, которые сами по себе не могут достичь всех внешнеполитических целей Москвы в Центрально-Азиатском регионе.
Геополитическая стратегия России в Центральной Азии, как органическая часть ее общей внешней политики, в начале XXI столетия приобретает исключительное значение. В связи с тем, что стратегия в регионе должна служить возрождению России, Москва будет постоянно ее регулировать, учитывая изменения политической обстановки. Но сущность российской стратегии в целом не изменится, ее внешний круг будет предусматривать долгосрочную дружбу с Афганистаном и Ираном, а внутренний — сотрудничество с Казахстаном, контроль над Кыргызстаном и Таджикистаном, перетягивание на свою сторону Туркменистана и Узбекистана. Это определяется географическим положением России относительно стран региона и является объективной основой определения центрально-азиатской стратегии Москвы. Однако реальная мощь России в регионе, мягко говоря, имеет тенденцию к ослаблению. Вследствие развала СССР Москва стремительно сократила свое стратегическое пространство. А в последние годы ее международное положение постоянно не определенное. Западные страны приняли ее в Большую Восьмерку просто для утешения и переманивания, поскольку она обладает тревожащим их ядерным арсеналом. Россия остается ядерной державой, однако ее обычное оружие несовременно, а боеспособность армии не настолько сильна, чтобы противостоять тому же Западу.
В контексте вышеперечисленных обстоятельств Москва вынуждена основное внимание уделять СНГ, довольно часто регулировать и менять свою политику в Центральной Азии. Чтобы взять этот регион под свой контроль требуются значительные материальные средства. Но действия российской стороны в этом направлении могут завести и в тупик. К тому же в нынешних условиях, когда России самой не решить внутренние проблемы, инвестиции из США и других западных стран является для центрально- азиатских стран огромным искушением.
Отношения между Россией и Казахстаном превратились в одну из важнейших составляющих не только на постсоветском пространстве, но и в сфере геополитики. Россия и Казахстан взаимодействуют в рамках СНГ, Организации Договора о коллективной безопасности и Евразийского экономического сообщества, Шанхайской организации сотрудничества, в Организации «Центрально-Азиатское Сотрудничество», в процессе формирования Единого экономического пространства.
Значимость российско-узбекских отношений их основополагающие принципы и приоритеты обусловлены целым рядом объективных и субъективных факторов. На постсоветском геополитическом пространстве, да и в целом к Евразии, Россия занимает доминирующее положение.
Поддерживаются тесные связи в политической, экономической, гуманитарной, военной и других областях. Таджикистан вынужден ориентироваться на Россию: во-первых, из-за привязанности своей техники и промышленных технологий к российским, во-вторых, существует необходимость в военном «зонтике» для республики, пока еще не способной своими силами охранять протяженную границу с Афганистаном. Кроме того, Таджикистан вынужден искать противовес в лице России перед крепнущей за счет усилий Анкары «тюркизацией» региона. Таджикистан является единственной ираноязычной страной в постсоветской Центральной Азии Таким образом, можно констатировать, что основная цель геополитической стратегии России в Центральной Азии — присутствие в этом регионе для защиты своих южных рубежей и все растущих экономических интересов, а также вытеснение конкурентов.
Подобные работы
- ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И ТУРЦИИ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI В
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2022 - ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ РОССИИ И КИТАЯ НА РЫНОЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СТРАН СРЕДНЕЙ АЗИИ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: КАЗАХСТАН КАК КЛЮЧЕВОЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПАРТНЕР
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2025 - Ресурсы «мягкой силы» во внешней политике КНР
(на примере стран Центральной Азии)
Диссертация , история . Язык работы: Русский. Цена: 770 р. Год сдачи: 2019 - ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
В ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКОМ РЕГИОНЕ
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Оценка эффективности интеграционных процессов в рамках
двустороннего экономического сотрудничества России и Китая
Магистерская диссертация, внешнеэкономическая деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2016 - Русско-китайское торгово-экономическое взаимодействие в Центральной Азии в XIX в.: этапы и направления развития
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2022 - ДВИЖЕНИЕ ТАЛИБАН И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ДИНАМИКУ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Комплексная оценка перспектив торгово-экономического сотрудничества России и Китая при реализации проекта «Один пояс, один путь»
Диссертация , внешнеэкономическая деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2021



