Введение 3
Глава 1. Основные направления внешнеэкономической деятельности России в рамках Центрально-Азиатского региона в XXI в 17
1.1 Экономические интересы и цели России в Центральной Азии 17
1.2 Экономические отношения между Россией и странами Центральной
Азии 29
1.3 Перспективы Российской Федерации в Центрально-Азиатском регионе
Глава 2. Эволюция экономической политики России и стран Центральной
Азии 49
2.1 Российская помощь странам Центральной Азии - эволюция политики,
масштабы и формы помощи 49
2.2 Торгово-экономическое и техническое сотрудничество между Россией и
странами Центральной Азии 67
Глава 3. Особенности двусторонних торгово-экономических отношений
России и государств Центральной Азии 73
3.1 Основные направления торгово-экономического сотрудничества
Российской Федерации и Республики Казахстан 73
3.2 Экономическое взаимодействие России и Узбекистана на современном
этапе 75
3.3 Республика Таджикистан в системе торгово-экономических
приоритетах Российской Федерации в Центральной Азии 79
Заключение 82
Список источников и литературы
Актуальность исследования. Экономические интересы России Центрально-Азиатском регионе имеют вполне практический и логический характер. Главный из них — не простое наращивание объемов товарооборота, а удержание экономики стран региона в русле российской экономической системы, достижение их интеграции с Россией. Будучи прежде частью Советского Союза, а теперь Содружества независимых государств, страны Центральной Азии подвержены колоссальному влиянию от экономики России, но в то же время являются естественным продолжением ее экономического пространства, Россия по-прежнему является их важнейшим торговым партнером. Страны Центральной Азии являются опорой для восстановления и расширения экономики России. Одной из целей, постоянно преследуемых Россией, является создание и сохранение единого экономического пространства СНГ. Несмотря на то, что экономические связи России со странами Центральной Азии во многом ослабели более чем за десятилетие, они по-прежнему продолжают поддерживать очень тесные отношения и имеют наибольшую перспективу для вхождения в единое экономическое пространство, создаваемое Россией. Центрально-азиатский регион располагает богатыми природными ресурсами и запасами полезных ископаемых. Здесь в больших объемах производятся нефть, природный газ, золото, хлопок и т.п. Становление межгосударственных отношений с этим регионом имеет в себе ряд системных проблем, вызванных отсутствием развитых транспортных коммуникаций, слабыми экономическими связями и т.д. Однако, расширение и укрепление дипломатических контактов с государствами Центральной Азии позволит России более активно интегрировать в экономическое пространство этого региона. Поиск новых форм и совершенствование механизма взаимодействия, привлечение иностранных инвестиций могут стать мощным импульсом для развития экономических отношений, при условии базирования на таких основополагающих для цивилизованного мира принципах, как равноправие, взаимная выгода и учет интересов национальной безопасности сторон. В связи с этим исследование экономических отношений между Российской Федерацией и странами Центрально-Азиатского региона на текущем этапе представляется необходимым . В данном исследовании наиболее актуальным является обращение к основным темам и особенностям развития торгово-экономических отношений между странами, влияние и цели России в Центральной Азии. Актуальность этой проблематики и ее недостаточная разработанность определили объект, предмет, цели и задачи данного исследования .
Объект исследования - сотрудничество России и стран Центральной Азии в экономической сфере в начале XXI в.
Предмет исследования - рассмотрение основных направлений экономического сотрудничества России в Центральноазиатском регионе.
Степень изученности проблемы. Заявленная проблема получила достаточное освещение в современной историографии. Работы можно разделить на несколько проблемно-тематических групп.
Первый блок литературы посвящен ключевыми направлениям взаимодействия России и государств Центральной Азии в сфере международной торговли. Много работ посвящено описанию выстраивания торгово-экономических отношений со странами Центрально-азиатского региона, разными по уровню социально-экономического развития, по потенциалу, возможностям и степени политической модернизации, но требующих постоянно возрастающего внимания РФ, новых креативных подходов, учитывающих особенности местной культуры и менталитета. Из них можно выделить работы В.А. Александровой, В. И. Парамонова, А.С. Строкова, И.С. Иванова, в которых они рассматривают проблемы и трудности в развитии экономических отношений с точки зрения исторических процессов. В. И. Парамонов и А.С. Строков утверждают, что отношения между Россией и Центральной Азией берут свое начало еще со времен Великого шелкового пути, однако вплоть до середины XIX века экономические связи России были замкнуты в основном на Европу, в то время как с Центральной Азией были крайне слабы. Со второй половины XIX века начинается особая эпоха в истории российско-центральноазиатских экономических отношений. Главной отличительной чертой данной эпохи явилось то, что Россия и Центральная Азия были дважды интегрированы в рамках единых экономических систем: Российской империи, а затем - СССР. В настоящее время Россия и Центральная Азия стоит перед необходимостью экономической интеграции. По мнению авторов в силу чрезвычайно тесной интеграции в советский период сегодня экономики РФ и государств Центральной Азии по-прежнему остаются в жесткой взаимозависимости, которую никому из них так и не удалось преодолеть. Это связано главным образом с тем, что исчезновение командно-административной системы управления экономикой привело к закономерному экономическому коллапсу, так как альтернативной системы в начале 90-х годов просто не существовало, а сформироваться в кратчайший срок такая система тоже не могла. Унаследованная от бывшего СССР экономическая взаимозависимость России и государств региона сыграла ключевую роль в том, что в течение постсоветского периода ни одна из стран ЦА так и не смогла создать самодостаточной, сбалансированной и конкурентоспособной в условиях глобального рынка национальной экономической системы. И вот уже в настоящее время история уже в третий раз ставит Россию и Центральную Азию перед необходимостью экономической интеграции. В.А. Александрова в своей статье утверждает, что торговые связи составляют значимую часть экономических отношений между Россией и странами ЦА. В глобальном масштабе Россия более ориентирована на рынки дальнего зарубежья. Казахстан занимает наибольшую долю в торговом товарообороте России с о странами ЦА. По мнению В.А. Александровой экономики России и стран ЦА имеют схожую отраслевую специализацию, что делает их потенциальными конкурентами на мировых рынках, и обуславливает относительно небольшие объёмы торговли. Что касается отраслевой специализации, то кроме такой традиционно важной для российской экономики статьи экспорта, как энергоресурсы, Россия в основном экспортирует готовую продукцию, в частности: машины, оборудование и транспортные средства, металлы, продукцию химической промышленности, продовольственные товары, древесину и целлюлозно-бумажные изделия, а также текстиль и обувь.
Второй блок уделяет внимание развитию партнерских отношений России со странами Центральной Азии. И тут можно выделить работы таких авторов, как Т.С. Таракановой, С.Н. Погодина, Сотвоолдиевой Мадинахон, в которых они рассматривают экономические интересы Российской Федерации в отношении ряда стран Центральной Азии, перспективы развития сотрудничества РФ с государствами региона в условиях мировых экономических преобразований. Проводят анализ системы двусторонних отношений России и стран региона ЦА: Узбекистана, Кыргызстана, Казахстана и Таджикистана. Т.С. Тараканова утверждает, что в концепции внешней политики России указаны следующие группы интересов РФ в регионе ЦА, которые существуют уже многие годы: 1) обеспечение экономической и политической безопасности региона на основе сформированной договорно-правовой базы; 2) повышение эффективности работы СНГ; 3) формирование общего регионального открытого и недискриминационного экономического партнерства; 4) сохранение и укрепление позиций России в роли ключевой державы в регионе. С.Н. Погодин в своей работе пишет, что развитие экономических связей на государственном уровне и создание условий для участия в международной экономике региона российского бизнеса являются инструментами политики России для реализации поставленных задач в сфере экономики. Для работы в этих направлениях Россией было инициировано создание ряда экономических институтов, таких как Таможенный Союз, Евразийский экономический союз, Евразийский банк развития. Авторы делают вывод о том, что, несмотря на большие экономические изменения, в результате которых инвестиционные и торговые перспективы в Центрально-Азиатском регионе, Россия все еще остается главной экономической силой в регионе. Сотвоолдиева Мадинахон в своей работе анализирует становление и развитие взаимовыгодных отношений между Россией и государствами Центральной Азии, раскрывает сущность сотрудничества в экономической сфере и утверждает, что экономические интересы России в Центральной Азии имеют вполне практический характер. Главный из них - не простое наращивание объемов товарооборота, а удержание экономики стран региона в русле российской экономической системы, достижение их интеграции с Россией. Абсолютные объемы внешней торговли России с центрально-азиатскими государствами невелики, но она по-прежнему является их важнейшим торговым партнером.
Третий - достаточно объемный блок литературы, посвящен проблемам экономического развития России на примере различных стран центрально-азиатского региона. Тут я выделила работы таких авторов, как Майтдиновой Гузель, О.М. Шаропова. Они в своей совместной работе авторы говорят о Таджикско-Российских отношениях в сфере экономики. Торгово-экономические отношения между Россией и Таджикистаном всегда занимали очень важную и решающую роль в комплексе двухсторонних отношений (прежде всего для Таджикистана). Авторы рассматривают эволюцию отношений между двумя странами с начала 90-х годов и по настоящее время, анализируют статьи экспорта-импорта, роста и снижения объемов данных показателей. Отмечают имеющиеся трудности, которые препятствуют росту товарооборота между этими странами и излагают некоторые пути решения этих проблем. М.А. Положихин в своей научной работе утверждает, что российско-казахстанские отношения складываются достаточно благополучно. Рассматривает рассматриваются разные направления взаимодействия между странами. Что касается торговли, то Казахстан поставляет в Россию не очень большую долю своей продукции - 7-10% от общего объема экспорта. Связано это с тем, что основная часть экспортируемых товаров довольно дешевы и цены на них падают. Мешают также девальвации рубля и тенге. Но для Казахстана Россия - пока основной источник импорта (30-40%). При этом для самой России этот экспорт маленький - всего 3%. Однако для многих несырьевых отраслей (автомобилестроения и молочной промышленности) Казахстан является основным экспортным рынком. В целом казахстанцы потребляют примерно 15-20% российского несырьевого экспорта. И.Д. Горюнов в своей статье определяет место и роль Узбекистана во внешнеэкономических связях Российской Федерации, анализирует договорно-правовую базу, регулирующую торгово-экономическую деятельность между государствами. Большое внимание уделено структуре и динамике товарооборота, а также ключевым направлениям инвестиционного сотрудничества. Основными проблемами торгового сотрудничества автор считает низкую долю в структуре внешней торговли химической промышленности, имеющей мощный потенциал развития, и систему ценообразования на узбекское хлопковое волокно. Показаны особенности и приоритеты российских инвестиций в экономику республики, среди которых можно выделить совместные проекты в области ТЭК, проведение геологоразведочных работ на территории республики, освоение месторождений углеводородного сырья и их транспортировка. В заключение дана оценка торгово-экономического сотрудничества между странами, определены перспективы дальнейшего взаимодействия: углубление межрегиональных связей, расширение ассортимента взаимных поставок промышленной продукции, расширение направлений российских инвестиций (угольная промышленность, электроэнергетика, радиотехническая и электронная промышленность). Для изучения влияния различных факторов на двусторонние отношения сотрудничества автором применен эмпирический метод, включающий анализ статистических материалов, изучение документов, в первую очередь многосторонних договоров и соглашений государств, а также исследуются концептуальные подходы ученых, практиков и специалистов по международным проблемам.
Таким образом, анализ степени научной изученности проблемы позволяет утверждать, что, несмотря на наличие значительного количества работ, комплексного анализа экономического сотрудничества России и стран Центральной Азии не проводилось, что обуславливает постановку цели магистерской диссертации.
Цель исследования - проведение комплексного анализа экономического сотрудничества Российской Федерации и государств Центральной Азии. Цель исследования обусловила комплекс взаимосвязанных исследовательских задач:
1. Дать комплексную оценку развитию экономического сотрудничества России и Центральной Азии;
2. Выделить основные экономические интересы России в Центральной Азии, рассмотреть эволюцию внешнеэкономической концепции России;
3. Выделить и охарактеризовать основные направления сотрудничества России и государств Центральной Азии;
4. Описать перспективы дальнейшего развития России в Центрально-азиатском регионе.
Хронологические рамки исследования охватывают период с начала XXI в. - по настоящее время. Хронологические рамки обоснованы обретением стран Центральной Азии независимости после распада Советского Союза в 1991 г., когда государства встали перед необходимостью выработки самостоятельной государственной политики и построения экономических взаимоотношений с Россией на новой независимой основе.
Территориальные рамки исследования включают в себя территорию Российской Федерации и территорию стран Центральной Азии.
Источниковая база исследования представлена документами и материалами различного характера, которые отражают характер внешнеэкономической деятельности России, международными договорами Российской Федерации и государств Центральной Азии, официально-документальными материалами международных и государственных внешнеполитических структур.
1. Законодательные документы Российской Федерации: законы, подзаконные акты, постановления. Данная группа источников отражает официальный внешнеполитический курс Российской Федерации. Основы
национальной политики отражены в Конституции России и Опубликованные правовые акты Российской Федерации.
2. Государственные концепции и программы развития Российской Федерации. Документы данного плана отражают основные направления развития России и содержат общую программу мероприятий в сфере государственного строительства и международной политики. Перечнем государственных программ Российской Федерации, утверждённым распоряжением Правительства, предусмотрено 44 госпрограммы. В настоящее время утверждены и реализуются 41 государственная программа. В стадии разработки находятся 3 госпрограммы. Все госпрограммы сгруппированы в пять программных блоков. Документы позволяют проследить эволюцию государственной внешней политики и определить ее основополагающие векторы.
3. Многосторонние, двусторонние договоры и соглашения в сфере международного государственного сотрудничества. Российская Федерация является активным участников международных соглашений в сфере экономического и культурно-образовательного сотрудничества. Важную роль играют документы, заключенные в двустороннем порядке между Российской Федерацией и странами Центральной Азии. Стоит обратить внимание на статью Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова «Россия - Центральная Азия: 30 лет на пути дружбы и сотрудничества», опубликованная в «Российской газете» 5 мая 2022 года .
4. Доклады, отчеты государственных органов, международных учреждений и ведомств. Особую роль играют доклады и выступления лидеров государств. Большое значение для исследования играют отчеты, подготовленные официальными органами власти, Национальным институтом стратегических исследований. Отчеты выходят с периодичностью раз в год и отражают эволюцию государственной политики, анализируют изменения во внешнеполитической концепции и нормативно- правовой основе межгосударственных отношений Российской Федерации.
5. Официальные сайты органов власти. Содержат актуальную информацию о нормативно-правовой основе межгосударственного сотрудничества. На официальном сайте МИД РФ представлена хроника внешнеэкономической России, отражена официальная оценка основных событий внешней политики страны .
Совокупность данных источников позволит провести комплексный анализ экономической деятельности Российской Федерации со странами Центральной, определить его основные потенциальные риски, недостатки на современном этапе и перспективы дальнейшего развития. В целом, представленная источниковедческая база является достаточной и репрезентативной для достижения поставленной в работе цели.
Методологической основой исследования является концепция многофакторного равновесия, предложенная А.Д. Воскресенским . Данная концепция позволяет проводить анализ динамики и преемственности межгосударственных отношений в широких исторических рамках на основе баланса интересов. Исходный тезис концепции заключается в том, что «система» состоит из независимых политических единиц. В результате влияния целого комплекса факторов (политических, экономических, этнических, культурных) система находится в состоянии неупорядоченного равновесия. Сами политические единицы поддерживают равновесие между собой.
Данный подход позволяет сконцентрироваться на «поворотных», с точки зрения формирования отношений, проследить влияние внешних и внутренних факторов на ход и результаты экономических отношений в регионе. Внутренние факторы подразделяются на объективные (экономические, политические, демографические, географические и культурные) и субъективные (общечеловеческие, общественные, государственные, национальные, индивидуальные и правительственны) факторы, которые рассматриваются в рамках многофакторного равновесия.
Равновесие поддерживается на уровне корректировки интересов (государственных, общественных, национальных и т.д.). Корректировка на уровне системы прежде всего рассматривается как изменение соотношения между общечеловеческими и государственными и национальными интересами. Изменения внутри одного объекта неизменно приводят к изменению других «объектов», а, следовательно, и внешней среды.
В работе применялись общенаучные методы исследования такие, как индукция, анализ, синтез. В качестве основных научных методов применялись исторический, логический, сравнительный (сравнительно- правовой, сравнительно-исторический). При поиске и обобщении эмпирического материала использованы специальные методы сбора информации (анализ документов, метод экспертной оценки). В работе применялся и институциональный метод политических наук, который состоит в изучении политических процессов и явлений, которые осуществляются в рамках определенных организаций. Главным образом, здесь рассматриваются государственные организации и учреждения, а также политические и правовые нормы.
Сведения об апробации. Основные результаты выпускной квалификационной работы были представлены на VIII Региональной конференции «Мой выбор - НАУКА!» (г. Барнаул, 2022 г.) в докладе «Экономическое сотрудничество России и государств Центральной Азии в XXI в.: формы и направления» на IX Региональной конференции «Мой выбор - НАУКА!» (г. Барнаул, 2022 г).
Структура работы. Всё вышесказанное определило структуру исследования. Данная работа состоит из введения и трех глав, которые включают в себя по два параграфа, заключения и списка литературы.
Во введении присутствуют все необходимые компоненты, обосновывается- актуальность темы, степень научной разработанности исследования, определяются- его объект и предмет, формулируются цель и задачи, дается анализ источниковой базы исследования, обосновывается методологическая- основа и методы исследования.
Первая глава посвящена основным направлениям внешнеэкономической деятельности России в рамках Центрально- Азиатского региона в XXI в. Первая глава состоит из двух подразделов. Где первый из них посвящён экономическим интересам и целям России в рамках Центрально-Азиатского региона, второй раздел посвящен экономическим отношениям между Россией и странами Центральной Азии, третий раздел посвящен перспективам Российской Федерации в Центрально-Азиатском регионе.
Вторая глава состоит из двух подразделов. Первый знакомит нас с Российской помощью странам Центральной Азии - эволюцией политики, масштабам и формам помощи, второй раздел с Торгово-экономическим и техническим сотрудничеством между Россией и странами Центральной Азии.
Третий раздел посвящен особенностям двусторонних торгово-экономических отношений России и стран Центральной Азии. Раздел состоит из трех подразделов, где первый описывает основные направления торгово-экономического сотрудничества Российской Федерации и Республики Казахстан, второй описывает экономическое взаимодействие России и Узбекистана, а третий - республику Таджикистан в системе торгово-экономических приоритетов Российской Федерации в Центральной Азии.
В заключении подводятся итоги исследования и формируются выводы по представленной теме.
Анализируя исторический процесс российской помощи странам Центральной Азии, масштабы помощи, способ оказания помощи и т.д., можно сделать следующие предварительные выводы: во-первых, процесс оказания Россией помощи странам Центральной Азии тесно связан с эволюцией внешней политики в Центральной Азии, а также прошел три этапа: «отпускание», «конкуренция и конкуренция» и «интенсификация».
Ельцинский период можно рассматривать как фазу «отпускания». После распада Советского Союза Россия оказалась в экономических трудностях, экономически осуществляя политику «сброса бремени» на страны Центральной Азии, и стала важнейшей мишенью помощи западных стран Восточной Европы, «непреднамеренной» и «неспособной» оказывать помощь странам Центральной Азии. В этот период Россия не сильно помогала странам Центральной Азии, а оказывала лишь частичную кредитную поддержку Кыргызстану, Таджикистану и другим странам.
С 2000 по 2012 год Россия начала действовать с геополитической и иной точки зрения, восстанавливая и укрепляя свое присутствие в Центральной Азии и продолжая наращивать помощь странам Центральной Азии. В 2006 году Россия приняла председательство в G8 и начала «следовать» за развитыми странами Запада и укреплять свою деятельность в области международной помощи развитию. В двусторонних рамках Россия предоставила облегчение долгового бремени и частичные уступки Кыргызстану, Таджикистану и другим странам в 1990-х годах. Многосторонняя помощь странам Центральной Азии оказывается главным образом за счет взносов и добровольных взносов в многосторонние механизмы, такие, как Организация Объединенных Наций и Всемирный банк. В 2009 году в ответ на мировой финансовый кризис в рамках Евразийского экономического сообщества под руководством России был создан
Антикризисный фонд (позже переименованный в Евразийский фонд стабильности и развития), который оказывал бюджетную и инвестиционно-кредитную поддержку Кыргызстану, Таджикистану и другим странам.
После переизбрания Путина на пост президента в 2012 году внешняя политика стала более активной, а укрепление интеграции в рамках СНГ стало главным дипломатическим приоритетом Москвы. Двусторонняя помощь странам Центральной Азии была еще более усилена, с увеличением помощи образованию в странах Центральной Азии, в дополнение к финансовой помощи, такой как облегчение долгового бремени и предоставление льготных кредитов, что отражает сильное желание России укрепить «мягкую силу» в регионе посредством помощи. Россия также оказала прямую бюджетную поддержку Кыргызстану и создала Российско-Кыргызский фонд развития для содействия ускоренной интеграции стран Центральной Азии в евразийскую экономическую интеграцию. Кроме того, Россия в сотрудничестве с учреждениями Организации Объединенных Наций, Всемирным банком и другими международными организациями создала целевые фонды для реализации ряда проектов по сокращению бедности и наращиванию потенциала национального управления в странах Центральной Азии.
Во-вторых, напротив, масштабы российской помощи странам Центральной Азии не являются выдающимися, многосторонние институты по-прежнему являются основными каналами оказания помощи, а на методы и направления помощи в основном влияют национальные реалии, развитие процесса международной помощи развитию и изменения в функциях национальных регулирующих институтов.
По сравнению с западными странами помощь России странам Центральной Азии не выделяется, а ее распределение между странами неравномерно. Помощь из Москвы поступает в основном в Кыргызстан и Таджикистан, а помощь Узбекистану в последние годы только постепенно увеличивается, а Казахстан и Туркменистан получают небольшую помощь. Это отражает реальность экономического и социального развития стран Центральной Азии, с момента обретения независимости 30 лет назад экономическое и социальное развитие стран Центральной Азии разошлись, Казахстан и Туркменистан и другие страны с хорошими ресурсами и долгосрочной социальной стабильностью развивались относительно хорошо, и получали меньше помощи от России; Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан относительно отстают и получают больше помощи. В то же время в последние годы Россия больше использует внешнюю помощь в качестве инструмента внешней политики, уделяя особое внимание увеличению помощи странам Евразийского экономического союза, таким как Кыргызстан.
С точки зрения сферы российской помощи странам Центральной Азии, на нее явно влияют исторические традиции и реалии страны. Облегчение долгового бремени и льготные кредиты были «традиционной практикой» советской эпохи, а здравоохранение, продовольствие, энергетика и т. д. были областями, в которых Россия имела сравнительное преимущество в мире. Процесс международного содействия развитию также оказал важное влияние на поведение России в оказании помощи, а здравоохранение, образование, сокращение бедности и другие области, пропагандируемые «Целями развития тысячелетия Организации Объединенных Наций» и «Повесткой дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», стали приоритетными направлениями помощи Москвы странам Центральной Азии. Фискальная и дипломатическая службы имеют разные преференции в отношении помощи, и российский Минфин привык рассматривать помощь как обязанность «развитых перед менее развитыми странами» и ценить полученный от нее «международный престиж»; Внешняя служба использует помощь как инструмент внешней политики как средство защиты национальных интересов и расширения своего влияния на страны Центральной Азии.
В-третьих, помощь России странам Центральной Азии достигла определенных результатов, но она также сталкивается с конкуренцией со стороны Запада и исламских стран, и сложная политическая обстановка и обстановка в области безопасности в Центральной Азии также повлияли на эффективность ее помощи. Хотя страны-доноры утверждают, что цель иностранной помощи заключается в оказании помощи бедным странам в развитии и повышении благосостояния, в действительности они используют помощь в качестве важного инструмента внешней политики для реализации своих соответствующих национальных интересов. С геополитической точки зрения Россия надеется сохранить свое доминирование в Центральной Азии, не допустить «посягательства» других политических сил на Центральную Азию, заручиться поддержкой стран Центральной Азии на международной арене. С точки зрения нетрадиционной безопасности Россия хочет предотвратить распространение экстремизма и терроризма в Центральной Азии, бороться с нелегальной иммиграцией и незаконным оборотом наркотиков, бороться с инфекционными заболеваниями, такими как СПИД и полиомиелит, и обеспечить безопасность южной границы. С экономической точки зрения основным соображением является расширение экспорта превосходных продуктов, таких как электростанции и военная техника, в Центральную Азию и контроль над богатыми каналами производства и транспортировки энергии в регионе. «Мягкая сила» является важной целью, преследуемой Россией в Центральной Азии в последние годы, и Россия надеется сохранить позитивный имидж и культурное влияние в регионе, продвигая русский язык и российское образование для культивирования потенциальных элит в странах-партнерах, которые сохраняют хорошее чувство к России. Помощь странам Центральной Азии достигла некоторых стратегических целей. В политическом отношении Россия и страны Центральной Азии поддерживают «альянс» или «стратегическое партнерство», и российская помощь является важным фактором в вытеснении стран Центральной Азии от вооруженных сил НАТО во главе с Соединенными Штатами. Что касается безопасности, То Россия сохраняет военное присутствие в Центрально-Азиатском регионе и эффективно сотрудничает со странами Центральной Азии в области наркотиков, инфекционных заболеваний и иммиграции. В экономическом плане иностранная помощь помогла России выиграть ряд контрактов на строительство электростанций и военные закупки в Центральной Азии. В последние годы экспорт Россией «мягкой силы» в Центральную Азию также хорошо окупился, русский язык и российское образование продолжают занимать важное место в странах Центральной Азии, а русскоязычные СМИ остаются важным каналом для людей в Центральной Азии для получения информации.
Эффективность российской помощи странам Центральной Азии также сдерживается многими факторами. С одной стороны, страны Центральной Азии в целом сформировали комплексную внешнюю политику, поддерживая «равноудаленные» отношения с мировыми державами, и пытаясь максимизировать свои стратегические и экономические интересы, используя конкуренцию политических сил в регионе. С другой стороны, после распада Советского Союза западные и исламские страны оказали большой объем помощи странам Центральной Азии, что объективно «компенсировало» некоторые последствия помощи России. Конфликты и противоречия между странами Центральной Азии также повлияли на реализацию некоторых проектов помощи, таких как водные споры в странах региона, расположенных выше и ниже по течению, которые повлияли на строительство некоторых гидроэлектростанций. В то же время мы не можем преувеличивать влияние российской помощи на страны Центральной Азии, которые сами по себе не могут достичь всех внешнеполитических целей Москвы в Центрально-Азиатском регионе.
Геополитическая стратегия России в Центральной Азии, как органическая часть ее общей внешней политики, в начале XXI столетия приобретает исключительное значение. В связи с тем, что стратегия в регионе должна служить возрождению России, Москва будет постоянно ее регулировать, учитывая изменения политической обстановки. Но сущность российской стратегии в целом не изменится, ее внешний круг будет предусматривать долгосрочную дружбу с Афганистаном и Ираном, а внутренний — сотрудничество с Казахстаном, контроль над Кыргызстаном и Таджикистаном, перетягивание на свою сторону Туркменистана и Узбекистана. Это определяется географическим положением России относительно стран региона и является объективной основой определения центрально-азиатской стратегии Москвы. Однако реальная мощь России в регионе, мягко говоря, имеет тенденцию к ослаблению. Вследствие развала СССР Москва стремительно сократила свое стратегическое пространство. А в последние годы ее международное положение постоянно не определенное. Западные страны приняли ее в Большую Восьмерку просто для утешения и переманивания, поскольку она обладает тревожащим их ядерным арсеналом. Россия остается ядерной державой, однако ее обычное оружие несовременно, а боеспособность армии не настолько сильна, чтобы противостоять тому же Западу.
В контексте вышеперечисленных обстоятельств Москва вынуждена основное внимание уделять СНГ, довольно часто регулировать и менять свою политику в Центральной Азии. Чтобы взять этот регион под свой контроль требуются значительные материальные средства. Но действия российской стороны в этом направлении могут завести и в тупик. К тому же в нынешних условиях, когда России самой не решить внутренние проблемы, инвестиции из США и других западных стран является для центрально- азиатских стран огромным искушением.
Отношения между Россией и Казахстаном превратились в одну из важнейших составляющих не только на постсоветском пространстве, но и в сфере геополитики. Россия и Казахстан взаимодействуют в рамках СНГ, Организации Договора о коллективной безопасности и Евразийского экономического сообщества, Шанхайской организации сотрудничества, в Организации «Центрально-Азиатское Сотрудничество», в процессе формирования Единого экономического пространства.
Значимость российско-узбекских отношений их основополагающие принципы и приоритеты обусловлены целым рядом объективных и субъективных факторов. На постсоветском геополитическом пространстве, да и в целом к Евразии, Россия занимает доминирующее положение.
Поддерживаются тесные связи в политической, экономической, гуманитарной, военной и других областях. Таджикистан вынужден ориентироваться на Россию: во-первых, из-за привязанности своей техники и промышленных технологий к российским, во-вторых, существует необходимость в военном «зонтике» для республики, пока еще не способной своими силами охранять протяженную границу с Афганистаном. Кроме того, Таджикистан вынужден искать противовес в лице России перед крепнущей за счет усилий Анкары «тюркизацией» региона. Таджикистан является единственной ираноязычной страной в постсоветской Центральной Азии Таким образом, можно констатировать, что основная цель геополитической стратегии России в Центральной Азии — присутствие в этом регионе для защиты своих южных рубежей и все растущих экономических интересов, а также вытеснение конкурентов.
1. Воскресенский А.Д. Китай и Россия в Евразии. Историческая динамика политических взаимовлияний. М., 2004.
2. Абдукеримов Б. Российские инвестиции в Узбекистан превысили $8,5 млрд / Б. Абдукеримов, Х. Исмайлова // URL:https://www.aa.com.tr
3. Казанцев А.А. Перспективы сотрудничества России и Китая в Центральной Азии / А.А. Казанцев, И.Д. Звягельская, Е.М. Кузьмина, С.Г. Лузянин // Российский совет по международным делам (РСМД). - М.: НП РСМД, 2016. - №28. - 51 С.
4. Кузнецов А.В. Мониторинг взаимных инвестиций в странах СНГ 2017 / А.В. Кузнецов, К.А. Гемуева, к.и.н. Ю.Д. Квашнин, к.э.н. А.А. Невская, А.А. Макарова, А.С. Четверикова, Т.В. Цукарев // ЦИИ ЕАБР. - 2017. - №45.
- 54 С.
5. https://tj.sputniknews.ru5. https://www.trademap.org6. Sherov- Ignatev V. Russian Foreign Direct Investments in the Eurasian Economic Union / V. Sherov-Ignatev // The Russian Economy and Foreign Direct Investment. - 2017.
- № 1. - P. 154 - 172.
6. Иванов И.С. Интересы России в Центральной Азии: содержание, перспективы, ограничители / Российский совет по международным делам. — М., 2013
7. Овчаров А.О., Едронова В.Н. Методы, методология и логика научных исследований // Экономический анализ: теория и практика. 2013. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-metodologiya-i-logika- nauchnyh -issledovaniy/viewer;
8. Лебедев С.А. Парадигмы методологии науки // Серия “Педагогика. Психология. Философия”. 2017. Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/paradigmy-metodologii-nauki/viewer;
9. Смагина С.М. О понятиях “метод научного исследования”, “методология научного исследования” и “логика научного исследования” // статья в сборнике трудов конференции. 2020. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44774637;
10. Абрамова К. Современные научные исследования: методология, теория, практика // статья в сборнике трудов конференции. 2016. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27317010;
11. Мокий М.С. Методология научных исследований // международный журнал экспериментального образования. 2014. Режим доступа: https: //www.elibrary.ru/item.asp?id=21075862;
12. Боуш Г.Д., Разумов В.И. Методология научного исследования (в кандидатских и докторских диссертациях) // учебное пособие. 2020. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41232421;
13. Буянкина И.В. Методология научного исследования // статья в
сборнике трудов конференции. 2018. Режим доступа:
http s: //www.elibrary .ru/item.asp?id=36602576;
14. Халиков А.Р. Инновационные научные исследования в современном мире: теория, методология, практика // Сборник статей по материалам I международной научно-практической конференции. 2019. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41175149;
15. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования // учебное пособие. 2018. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43109225;
16. Горелов Н.А., Круглов Д.В. Методология научного исследования
// ps://www.elibrary.ru/item.asp?id=25859097;
17. Рузавин Г.И. Методология научного исследования // учебное
пособие для студентов вузов. 2008. Режим доступа:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20008213;
18. Папковская П.Я. Методология научных исследований // учебное пособие. 2007. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44704776;
19. Лапаева М.Г. Методы и методология научных исследований //
статья в сборнике статей. 2012. Режим доступа:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25540277;
20. Липчиу К.И., Липчиу Н.В. Методология научного исследования // учебное пособие для магистров. 2014. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25490004;
21. Халиков А.Р. Современные научные исследования: методология,
теория, практика // сборник статей по материалам II - Международной научно-практической конференции. 2020. Режим доступа:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42700679.
22. Адамишин А. Приоритетные направления внешней политики России. — М., 1995.
23. Арбатов А. Г. Безопасность: российский выбор. — М., 1999.
24. Арин О. А. Стратегические перспективы России в Восточной
Азии / Центр международных исследований МГИМО.— М., 1999.
25. АСЕАН: итоги, проблемы, перспективы: Сб. ст. / Отв., ред.
Г.И.Чуфрин; Институт востоковедения РАН.— М., 1998.
26. Бажанов Е. П. Приоритеты России в меняющемся мире / ДА
МИД России, Институт актуальных международных проблем. — М.,2000.
27. Бажанов Е.П. Эволюция российской внешней политики (1991¬1999 гг.)/ ДА МИД России. — М., 1999.
28. Бакушев В. В. Интеграционные тенденции политики ведущих международных организаций и новой России / Российская академия государственной службы при Президенте РФ.-М., 1997.
29. Балуев Д. Г. Завоевание будущего: внешняя политика России на рубеже веков — Н.Новгород, 1999.
30. Барановский В.Г. Европейское сообщество в системе международных отношений. — М., 1986.
31. Безопасность России. Черноморский регион / Отв. ред. Н. А. Ковальский. — М., 1997.
32. Бжезинский 3. Великая шахматная доска: Господство Америки и его геостратегические императивы. — М., 1998.
33. Бурнашев Р. «Конфликтная стратегия» России в Центральной Азии // Центральная Азия: политика и экономика. — 2000.
34. Бутрос-Гали Б. Непокоренная Организация Объединенных Наций. История отношений между Организацией Объединенных Наций и Соединенными Штатами Америки. — М.,2000.
35. Загашвили В. С. Экономические интересы России в условиях глобализации / В. С. Загашвили. М. : Магистр, 2010.
36. Косов Ю. В. Содружество Независимых Государств. Интеграция, парламентская дипломатия и конфликты / Ю. В. Косов. М.: Аспект Пресс, 2012.
37. Малашенко А. Центральная Азия : на что рассчитывает Россия?
38. А. Малашенко ; Моек. Центр Карнеги. М. : Рос. полит, энциклопедия (РОССПЭН), 2012.
39. Малышева Д. Б. Центрально-азиатский узел мировой политики
40. Д. Б. Малышева. М. : ИМЭМО РАН, 2010.
41. Мантусов В. Б. Интеграционные процессы в Содружестве Независимых Государств (основные направления развития субрегиональных групп): монография / В. Б. Мантусов. М. : ВОСТОК-ЗАПАД, 2012.
42. Казахстан: Новый паромный терминал в обход России? // ИА
REGNUM. - 2018. - 16.08. - Режим доступа:
https://regnum.ru/news/2465905.html
43. Россия-Казахстан: Экономика отношений: (аналитический
доклад) // Поволжье-Евразия. - Саратов, 2017. - 87 с. - Режим доступа: http: //evrazia-povol zhye.ru/wp-content/uploads/2018/04/Аналитика-1_-
2017_Россия_Казахстан_эко номика-отношений 1 .pdf
93
44. Татиля К. Если завтра Казахстан и Россия вдруг перестанут быть союзниками... // Central Asia Monitor. - 2018. - 03.05. - Режим доступа: https://camoni tor. kz/31063-esli-zavtra-kazahstan-i-rossiya-vdrug-perestanut-byt- soyuznikami. html
45. Татиля К. На распутье. Кто или что стопорит космические проекты Казахстана? // Central Asia Monitor. - 2018. - 19.07. - Режим доступа: https://camonitor. kz/31430-na-raspute-kto-ili-chto-stoporit-kosmicheskie-proekty- kazahstana.html
46. Фаляхов Р. «Шелковый путь»: Мимо Москвы в Лондон // Газета.
ru. - 2017. - 30.10. - Режим доступа:
https://www.gazeta.ru/business/2017/10/30/10962968. shtml
47. Шибутов М. Казахстан и Россия: Итоги. Современное состояние казахстанско-российских отношений // ИА REGNUM. -2016.-27.12. - Режим доступа: https: //regnum.ru/news/2210262.html
48. Мантусов В. Б. Геостратегическое значение Центрально¬Азиатского региона для России в современных мирохозяйственных отношениях: монография / В. Б. Мантусов, Б. М. Шарифов. М.: Науч. кн., 2014.
49. Ахмедзянов Р.Р., Мигел А.А., Кондрашова И.В. Повышение эффективности применения мер нетарифного регулирования в Российской Федерации // Московский экономический журнал. - 2019. - № 11. - С. 70.
50. Гомон И.В., Ахмедзянов Р.Р., Шептунова А.А. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности и его влияние на инвестиционное развитие Российской Федерации // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 3-1 (80). - С. 192-196.
51. Непарко М.В., Оглоденкова Ю.А. Анализ роли и перспективы развития внешней торговли России на современном этапе // Заметки ученого.
- 2019. - №2 (36). - С. 99-103.
52. Цветков В.А., Дудин М.Н. Внешнеэкономическое сотрудничество России и Казахстана - от истории к современности // Проблемы рыночной экономики. - 2019. - №1. - С. 80-92.
53. Шевченко И.В., Коробейникова М.С. Новая концепция развития национального рынка и внешнеэкономическая деятельность России в рамках содружества ЕАЭС // Экономика: теория и практика. - 2017. - №2. - С. 3-15.
54. «Лукойл» рассчитывает на прогресс по изменению условий СРП по проекту Гиссар в апреле [Электронный ресурс]. - URL: http://tass.ru/forumsochi2018/articles/4961463(дата обращения: 11.04.2018).
55. Базылева С. П., Черненко Е. Ф. Сотрудничество Узбекистана и России как стабилизирующий фактор на Евразийском пространстве // Вестник РУДН. Серия «Международные отношения». - 2016. - Т. 16. - № 3.
- С. 505-520.
56. Зиядуллаев Н. С., Зиядуллаев У. С., Талипова Н. Т. Тенденции развития внешнеэкономического сотрудничества Российской Федерации и Республики Узбекистан // Российский внешнеэкономический вестник. - 2016.
- № 2. - С. 60-70.
57. Мониторинг взаимных инвестиций в странах СНГ - 2017. - СПб. : ЦИИ ЕАБР, 2017. 5. Объем инвестиций «Лукойла» в экономику Узбекистана превысил 5 млрд долларов [Электронный ресурс]. - URL: https://regnum.ru/news/2259677.html(дата обращения: 11.04.2018).
58. Талипова Н. Т. Российская Федерация и Республика Узбекистан: Региональная интеграция и внешнеэкономическое сотрудничество // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2016. - № 1 (63). - С. 156-164.
59. Социально-экономическое положение Республики Таджикистан январь--май 2009 года. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2010. С. 221—234. С. 230—236. стр. 80 из 223
60. Агентство по статистике при Президенте РТ, аналитические таблицы, экспорт товаров http://www.stat.tj/russian_tables/table_41.xlsДата обращения: 02.10.2010.
61. Бабин Э.П. Внешнеэкономическая политика: учеб. пособие для вузов / Э.П. Бабин, Т.М. Исаченко. М.: Экономика, 2006. С. 13.
62. Сечко М.С. Доклад Президента НП ««Русское хлопковое сообщество» на конференции в Ташкенте 24--25 мая 2005 года. Рынок Хлопка-волокна в России сегодня. С. 4.
63. Смит Адам. Исследование о природе и причинах богатства народов: Кн. IV «О системах политической экономии». М.: Соцэкгиз, 1935. С. 32—33.
64. Статистический Ежегодник Республики Таджикистан. Душанбе, 2008. С. 182--183.
65. Фомичев В.И. Международная торговля. 2-е изд. М-ИНФРА-М, 2001. С. 5.
66. Романов А. А. Геостратегия: Россия и мир в: ХХI веке.—М.,2000 55. Рыбкин И. П. Безопасный мир для России - М., 1997.
67. Савельев А. Т. Политические и военно-стратегические аспекты договоров СНВ-1 и СНВ-2 / Институт мировой экономики и международных отношений РАН. — М., 2000.
68. Соглашение между Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики и Правительством Республики Узбекистан о военно-техническом сотрудничестве. Сборник документов по международному праву. — Т.1. — Алматы, 1998
69. Солодовник С. Центральная Азия. Геополитические контуры
Международная жизнь. 1993.
70. Сыроежкин К.Л. Политика России в Центральной Азии и
казахстанская перспектива // Казахстан-Спектр. — 1999.
71. Сыроежкин К.Л. Китай и Центральная Азия: политические
отношения и торгово-экономическое партнёрство // Казахстан-Спектр. — 1997.
72. Сыроежкин К.Л. Взаимоотношения Китая с государствами Центральной Азии // Казахстан-Спектр.-2000.
73. Талипов Ф. Демократизм, национализм и регионализм в странах Центральной Азии // Центральная Азия и Кавказ. 2000.
74. Титаренко М. Л. Россия лицом к Азии / Институт Дальнего Востока РАН. — М., 1998.
75. Токаев К. Внешняя политика Казахстана в условиях
глобализации. - Алматы, 2000.
76. Хрусталев М.А. Центральная Азия во внешней политике России. — М., 1994.
77. Шишков Ю. Россия в СНГ:-Надежды и сомнения //Проблемы теории и практики управления. 1995.
78. Шумский Н. Интеграция в Содружестве Независимых Государств: Проблемы и перспективы//МЭ и МО. 1999.
79. Эльянов А., Ушакова И. Внешнеэкономические связи стран
Центральной Азии в стадии трансформации. М., 1997.