Оглавление
Введение 5
1. Региональная политика в Синьцзяне во 2-й половине XX в 15
1.1 Региональная политика в Синьцзяне в эпоху Мао Цзэдуна и
стратегия сбалансированного развития 15
1.2 Региональная политика в Синьцзяне в эпоху Дэн Сяопина и стратегия несбалансированного развития 25
2. Региональная политика в Синьцзяне в начале XXI в 34
2.1. Стратегия развития Северо-Западного Китая в 1990-е гг 34
2.2 Региональная политика Вэнь Цзябао в Синьцзяне 38
2.3 Основные тенденции развития Синьцзяна в эпоху лидеров пятого
поколения 45
Заключение 55
Список использованных источников и литературы
Актуальность исследования. Экономические преобразования, происходящие в Китае в последние несколько десятилетий, вызывают заметный интерес в мировом сообществе. Страна, еще не так давно считавшаяся одной из самых бедных, в настоящее время занимает лидирующие позиции в мире во многих областях экономики. Однако путь от бедной азиатской страны до потенциальной сверхдержавы требовал глобальных преобразований и сильных личностей, которые воплощали эти реформы в жизнь.
Данное исследование посвящено проблемам, лежащим в области экономики и социологии, и касается изучения политики Пекина в отношении Синьцзяна на рубеже XX-XXI вв. В этот период происходит активный поиск подходящей региональной политики для Синьцзяна, отвечающий его социальным, экономическим, политическим требованиям и особенностям. В конце XX в. проходила интеграция Синьцзяна, встраивание его в единую экономическую и политическую систему Китая. В начале XXI в. Происходит переориентирование политики Синьцзяна, он становится чрезвычайно важен не только для внутреннего развития Китая, но и для поддержания отношений, прежде всего торговых, Китая и соседних стран. Этот период характеризуется переориентировкой экономики Китая на человека, все возрастающим участием и влиянием страны на международной арене и множественными реформами внутри провинции. В центре внимания находится региональная политика лидеров Китая в отношении одной из самых проблемных провинций Китая - Синьцзяна.
Региональная политика задала вектор развития Синьцзяна и определила его специфику. Каждый из лидеров привносил в региональную политику свое видение, дополняя и преобразовывая ее, что итоге привело СУАР к его современному состоянию. Важно выявить плюсы и минусы данных преобразований, их особенности в регионе, выявить преемственность и новизну проводимых реформ в ходе работы разных поколений лидеров.
Объектом исследования является региональная политика в Синьцзяне в середине XX - начале XXI в.
Предметом - особенности региональной политики в СУАР в середине XX - начале XXI в.
Историография проблемы. Рассмотрение данного вопроса будет целесообразным начать с определения региональной политики. Этому посвящена статья Песцова С.К «Управление региональным развитием: опыт Китая» ; там же вкратце описываются основные особенности региональной политики в Китае.
Работы, касающиеся эпох Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина, написаны уже после обозначенного периода, поэтому носят ретроспективный характер. Ряд ученых в своих работах отразили основные изменения, произошедшие в этот период, а также дали им собственные оценки. В статье Атанова Н.И. и Семенова Ф.В . описаны основные процессы и направления региональной политики во 2-й половине ХХв. Более подробно этот вопрос рассматривается в статье Demurger S Автор не только изучает региональную политику в целом, но и в каждом экономическом регионе страны, в том числе в Северо-Западном Китае рассматривает основные плюсы и минусы его географического положения. Виноградов А.В. в «Истории Китая» рассказывает о переходе от стратегии сбалансированного развития к стратегии несбалансированного развития. Qian Yingyi дает оценку этим двум периодам и делает основные прогнозы дальнейшего развития Китая.
Что касается эпохи пребывания на посту Премьера Госсовета КПК Вэнь Цзябао, то в этот период появляется большое количество исследований, посвященных конкретному экономическому региону и его развитию в контексте региональной политики. Намжилова В.0. и Лолинь В. в своих статьях рассматривают программу освоения западных регионов, говорят об основных задачах и дают оценку первым результатам. Хаджиева Г.У. изучает развитие Синьцзян-уйгрурского автономного района и влияние на него программы освоения запада. Островский А.В. выделяет основные проблемы, с которыми сталкивается регион.
Уже после ухода Вэня с поста Премьера Госсовета КНР публикуются статьи, авторы которых дают оценку данному периоду. В основном, они выступают с критикой, например, Тяньлунь Цзянь обвиняет правительство Вэнь Цзябао в обесценивании юаня, переизбытке производственных мощностей и удорожании жилья. Среди подобных исследований можно отметить работы Сысоевой А.В.
В настоящее время, во время правления пятого поколения лидеров КНР и нахождения Ли Кэцяна на посту Премьера Госсовета, множество научно-исследовательских работ посвящены месту и роли Синьцзяна в контексте политики “Пояс и Путь”. В статье Сазонова С.Л. “Синьцзян превращается в крупнейший международный транспортно-логистический центр на Западе КНР” отмечается исключительная роль Синьцзяна в контексте внешнеторговой политики КНР. Синьцзян является сосредоточением всех евразийских маршрутов Китая через страны Центральной Азии. Байхэтияр Д. заявляет, что Синьцзян - это ключевой регион для сотрудничества Китая и Казахстана, а также для ряда других стран центральной Азии.
По политике в самом Синьцзяне написано достаточно много работ, отдельно стоит выделить статью Эпштейна В.А., в которой дается краткий анализ состояния Синьцзяна во 2-й половине XX - начале XXI вв. Баженова Е.С. называет Синьцзян “форпостом развития Западного Китая”. Сазонов С.Л. заявляет, что на современном этапе СУАР превращается в логистический центр не только Китая, но и Азии.
В работах о развитии синьзянского производственно-строительного корпуса необходимо делать акцент не на общем изучении истории данной организации, а именно проводить детальный разбор факторов, которые оказывали наибольшее влияние на СУАР, в особенности: проблемы развития сельского хозяйства, роль корпуса в жизни региона, зависимость проходящих изменений СУАР от обстановки внутри СПСК, миграционные процессы, урбанизация, экономические колебания, контроль проводимых реформ со стороны правительства КНР в отношении данной структуры в период второй половины двадцатого века. Данные аспекты показаны в работах Бао Яцзюня, Д. Х. Макмиллена и др.
Национальный вопрос довольно хорошо изучен в литературе, множество авторов обращаются именно к этой проблеме, как к самой актуальной и острой для Синьцзяна сегодня. Примерами таких работ могут послужить работа Мадиева Д. «Стратегия освоения Синьцзяна и социально-экономическое развитие приграничного региона СУАР», а также Афанасьевой Е.А. и Хэ Минцзюня, который также поднимает проблему религиозного экстремизма.
В иностранной историографии Синьцзян подвергается всестороннему изучению, множество трудов написано по различным сферам жизни общества. Среди китайских ученым наиболее популярными и актуальными темами исследования становятся темы, связанные с национальным вопросом и местом СУАР в КНР, например, статья Ха Лиюна, где изучается проблема бедности в СУАР и методы Центра для ее решения, в статье Го Хунся описаны совместные достижения Пекина и Урумчи в реализации политики этнической региональной автономии. Среди американских ученых актуальна тема экономического развития, среди них можно выделить Becquelin N, Toops S. Также следует упомянуть Barry Naughton’а, в своих трудах он не только анализирует реформы, но и дает личностную оценку лидерам КНР.
Таким образом, анализ работ показал, что у авторов нет единого взгляда на проблему. В современной литературе хорошо исследованы такие области, как экономика Синьцзяна и национальный вопрос, другие сферы почти не изучены. Каждый из авторов рассматривает какую-либо конкретную область, редко предоставляя общую оценку развитию региона. Можно отметить, что на сегодняшний день интерес к изучению СУАР возрастает как среди российских, так и среди зарубежных исследователей.
Цель исследования - выявить особенности региональной политики в конце XX - начале XXI в. в Синьцзяне.
Для достижения поставленной цели целесообразно решить следующие задачи:
1. Рассмотреть влияние стратегии сбалансированного развития на Синьцзян с 1953 г. по 1978 гг.;
2. Изучить стратегию неравномерного развития с 1978г. по 1990-е гг.;
3. Рассмотреть смену парадигмы региональной политики относительно всего Запада КНР на рубеже XX - XXI в;
4. Изучить региональную политику лидеров четвертого поколения в отношении Синьцзяна;
5. Выявить основные направления региональной политики в Синьцзяне на современном этапе.
Хронологические рамки исследования - с 1953 г., то есть с начала реализации первого пятилетнего плана по настоящее время.
Территориальные рамки исследования совпадают с современным территориальным делением провинции Синьцзян.
Методология исследования. Теоретической основой исследования послужило представление о сбалансированной и несбалансированной модели регионального развития, предложенной в статье Нестерова А.К. “Экономические преобразования в Китае”. Согласно данной концепции, существует две модели реализации региональной политики - сбалансированная и несбалансированная. Первая модель заключается в равномерном развитии всех регионов страны, отсутствии регионов, опережающих, или отстающих от средних темпов экономического развития по стране. Второй подход учитывает внутренние особенности региона, и использует их для развития; часть регионов страны является как-бы придатком для роста остальных регионов. Обе эти модели применялись в Китае правительствами Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина соответственно. Необходимо выделить место СУАР в контексте применения в Китае стратегий сбалансированного и несбалансированного развития.
Кроме того, в своей работе, я обращаюсь к понятию «реструктуризация региона». Основными особенностями этой концепции являются переход к максимальному использованию внутреннего потенциала региона, ориентация, прежде всего, на экономические основания, развитие инновационной инфраструктуры. Данную концепцию можно применить и к Синьцзяну, однако, с некоторыми оговорками, учитывая особое положение региона. Реструктуризация в СУАР началась в начале XXI в. Основными ее направлениями стали развитие ресурсной инфраструктуры, создание инфраструктуры для ведения торговли с соседними странами и т.д.
Для достижения поставленной цели использованы следующие методы:
1. Системный метод. Системный метод представляет собой практический и теоретический подход, рассматривающий любое явление как цельную систему. В контексте моей работы такой системой является программа региональной политики в отношении Синьцзяна. Разбив эту систему на компоненты, то есть на реформы разных поколений лидеров, можно увидеть, что не все из этих реформ были удачны, но как система — это верный шаг в социально-экономическом и политическом развитии Синьцзяна.
2. Историко-генетический метод. Это один из основных методов
исторического исследования, нацеленный на изучение генезиса (происхождения, этапов развития) конкретных исторических явлений и анализ причинности изменений. Реформы в основном отвечали потребностям времени и в целом адекватно реагировали на происходящие в мире и Китае изменения. Например, после событий 2009 г. в Синьцзяне был принят курс на упрочение социальной стабильности в регионе, разработан ряд программ для помощи бедным и устранения социального неравенства.
3. Историко-сравнительный метод. Это метод, выявляющий путем сравнения общее и особенное в развитии разных стран и народов, находящихся на одном стадиальном уровне. В данной работе рассмотрено экономическое и политическое состояние Синьцзяна в сравнении с другими провинциями Китая. В контексте программы Освоения Запада Синьцзяну отводится особая роль, СУАР является как-бы локомотивом развития всего Западного Китая.
4. Метод анализа. В качестве объекта изучения выступают экономические показатели Синьцзяна, их измерение и динамика во времени. Синьцзян ежегодно показывает растущий объем ВВП, количество привлеченных инвестиций, как иностранных, так и внутренних, сокращается разрыв в неравенстве населения и т.д.
5. Картографический метод. Детальный анализ карты, изучение расположения основных сельскохозяйственных и промышленных центров, транспортных путей и других важнейших объектов инфраструктуры.
Источниковая база:
1. Нормативные документы. Дополнительными материалами для изучения стали нормативно-правовые акты КНР, в частности: Закон КНР “О национально-территориальных автономиях” 1984 г. и 2001 г. 24, решение Госсовета о восстановлении СПСК, правила земельного надзора Синьцзян-Уйгурского автономного района. Также был использован сборник материалов и документов об освоении целинных земель, в частности доклад финансово-экономического комитета провинции Синьцзян, основные сведения о сельскохозяйственных работах в провинции Синьцзян, доклады партийных комитетов Синьцзян- Уйгурского производственного строительного корпуса, положения об углублении реформы системы оборота хлопка.
2. Делопроизводственные материалы
2.1. Публикуемые статистические данные по Синьцзяну -
В первую очередь речь идет о материалах в Статистическом ежегоднике провинции Синьцзяна за 1989-2017 гг. В этих сборниках изложены основные показатели собираемой статистики: ВВП сельского хозяйства, таблицы разных производственных данных Синьцзяна: валовая стоимость растениеводства, рыбоводства, скотоводства, лесоводства; площади разных культур; пользования сельскохозяйственных технологии.
2.2. Содержание доклада о работе правительства Вэнь Цзябао, выступления Си Цзиньпина на рабочем совещании по периферийной дипломатии, избранные сочинения Мао Цзэдуна, выступления и высказывания Дэн Сяопина, а также выдержки из выступлений на второй китайской рабочей конференции по оказанию партнерской помощи Синьцзяну.
Апробация исследования. Основные тезисы работы докладывались и обсуждались на IX региональной молодежной конференции “Мой выбор - наука!” в рамках дней молодежной науки (Барнаул, Алтайский государственный университет, 2022 г.).
Целью данного исследования было проанализировать региональную политику лидеров разных поколений в Синьцзяне, а также дать оценку этой политике. Для раскрытия этой темы я изучил литературу, посвященную данной проблеме, рассмотрел типы региональных политик, которые применялись в Китае в различные периоды времени, подвел основные итоги, и дал оценку. Преобразования в самом Синьцзяне я рассматривал в разные эпохи и при разных лидерах, правящих в Китае, выявил различия в политике, обозначил плюсы и минусы, и получил следующие выводы:
Политика, проводимая Вэнь Цзябао, а затем и Ли Кэцяном, продолжает предшествующую политику и частично опирается на эпоху Дэн Сяопина. Конечно, политика от лидера к лидеру изменяется, однако общие тенденции и основные направления остаются неизменны - снижение социально-политической напряженности в регионе и выведение его из нищеты.
В большинстве своем реформы в СУАР стали своевременным и необходимым шагом. Для Синьцзяна были разработаны собственные, новые программы, опирающиеся на своеобразие этого районов и ориентированные на решение основного комплекса проблем. Синьцзян все больше и больше втягивается в экономическую жизнь страны, получает новый статус транспортно-логистического центра и становится важным субъектом экономики не только внутри КНР, но и на межнациональном уровне.
Несмотря на то, что проблемы Синьцзяна постепенно решаются, основные социальные противоречия до сих пор остаются, они обостряются современными тенденциями. Исследование показало, что экономические преобразования двойственно влияют на социальную среду в Синьцзяне. С одной стороны, появляется больше рабочих мест, новые предприятия и постепенно, хоть и медленно увеличивается общий уровень жизни. С другой стороны, бедность и нищета в СУАР - до сих пор основные проблемы населения, а экономическое развитие усугубляет их, увеличивая разрыв в качестве жизни населения и уровне доходов.
В последние несколько лет Синьцзян-Уйгурский автономный район показывает высокие темпы роста относительно польшинства западных провинций Китая. Основная задача, которая сейчас стоит перед КПК - сделать так, чтобы преимущества от развития экономики в основном доставались самому Синьцзяну, а не восточным провинциям, как это было до недавнего времени. По мнению экспертов, это поможет решить большинство социальных проблем внутри провинции.
В настоящее время Синьцзян проходит переломный этап. Стратегии развития региона рассчитаны на несколько лет и даже десятилетий, поэтому сейчас можно подводить лишь промежуточные итоги. Однако китайскому правительству следует продолжать эти реформы, своевременно внося в них изменения.
В целом, Синьцзян-Уйгурский автономный район имеет большие перспективы для роста и развития, однако, для того чтобы этот рост был эффективен, необходимо преодолеть внутренние социально-экономические противоречия, которые уходят глубоко в историю и обостряются новыми современными тенденциями. И сегодня это является первостепенной задачей китайского правительства.
1.1. Вэнь Цзябао, Доклад о работе правительства. // URL:
http://am.chineseembassy.org/rus/xwdt/t917765.htm (дата обращения:
19.05.2022);
1.2. Ди эр ци цюаньго дуйкоу чжиюань Синьцзян гунцзо хуэйи фаянь чжайбиань [Выдержки из выступлений на второй всекитайской рабочей конференции по оказанию партнерской помощи Синьцзяну]. Режим доступа: http://news.163.com/ 11/0624/04/779OMN1G00014AED. html (дата обращения 14.05.2022);
1.3. Выступления и высказывания Дэн Сяопина. - М.: Изд-во «Прогресс». 1979. 285с.;
1.4. Закон КНР «О национально-территориальных автономиях»,
принятый 31 мая 1984 г. на второй сессии шестого созыва ВСНП, обнародованный приказом № 30 Председателя КНР 31.05.1984 г. и
вступивший в силу с 01.10.1984 г. [в редакции 1984 г.]. URL: http://cpc. people.com.cn/GB/162983/9701829.html (дата обращения 12.05.2022);
1.5. Мао Цзэдун. Избранные произведения в 4-х т. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1949-1953;
1.6. Национальная районная автономия в Китае. URL: http://russian. china. org. cn/russian/166260.htm(дата обращения 14.05.2022);
1.7. Нункэнь гунцзо вэньцзянь цзыляо сюаньбянь (1949-1982) [Сборник материалов и документов об освоении целинных и залежных земель (1949-1982) = АЖХДДД^М^^ (1949-1982)]. - Пекин: Нунъе чубаньшэ [Издательство сельского хозяйства =АЖХ^ДТ±]., 1983. 1351 с.;
1.8. Решительное наступление на бедность как ведущий фактор
социально-экономического развития. URL: http://russian.china.org.cn/china/China Key Words/2021 -01/08/content 77094471 .htm(дата обращения 14.05.2022);
1.9. Синьцзян вэйуэр цзычжицюй гуаньюй шэньхуа мяньхуа лютун тичжи гайгэ [Синьцзян-Уйгурский автономный район об углублении реформы системы оборота хлопка =ЖИЖАХВ'ХХХХЖХ^ХЖЙ# fiJAX]. URL:https://china.findlaw.cn/fagui/p 1/317419.html(дата обращения 28.05.2022);
1.10. Экономический коридор Китай - Центральная Азия - Западная
Азия (Один пояс - один путь). URL:
http://russian.china.org.cn/china/China Key Words/201704/19/content 4065011
2. htm(дата обращения 16.05.2022);
1.11. Xinjiang industrial building. Baidu Baike. URL:
https://wapbaike.baidu.com/item/^ИХ^Ж^ДЙ /710933?fr=kg_general&ms=1&rid=9735049768051182296 (дата обращения 10.04.2022);
1.12. ХЙХА^ЙАХХДЖЖАХ^ШЖ^ХХ [Си Цзиньпин
выступил с важной речью на Рабочем совещании по периферийной дипломатии (2013)] // Renmin Wang. 25.10.2013. URL:
http://politics.people.com.cn/n/2013/1025/c1024-23332318.html (дата
обращения 05.05.2022);
1.13. 3-й пленум ЦК КПК 11-го созыва (Реформы и открытость) URL:http://russian.china.org.cn/china/China_Key_Words/2018- 10/23/content_67737740.htm(25.11.2020).
2. Литература:
2.1. Атанов Н.И., Семёнов Ф.В. Анализ действующих практик стратегирования развития регионов: опыт Китая // Вестник БГУ. Экономика и менеджмент. 2013. №2. С.129-141;
2.2. Афанасьева Е.А. Синьцзян-Уйгурский автономный район во внутренней политике Китая // Автореф. дис. кан. ист. наук Томск: ТГУ - 2007. С.27;
2.3. Баженова Е.С. Социально-экономическое развитие Синьцзяна - форпоста западных районов КНР // Общество и государство в Китае. 2017. №1. 14 с.
2.4. Бергер Я. М., Белокуров Г. В., Андреев Н. В.Китай: угрозы, риски, вызовы развитию. - М. «Московский Центр Карнеги». 2005. С.187- 236;
2.5. Виноградов, А.В. История Китая с древнейших времен до начала XXI. Том IX, Реформы и модернизации(1976-2009) / Отв. ред. А.В.Виноградов. 2016. С.109-276;
2.6. Гладкий Ю. Н., Чистобаев А. И. Основы региональной политики: Учебник - СПб.: Изд-во Михайлова В. А. 1998. C.19-43;
2.7. Глазунов Д.А., Власова А.И. Политика “Партнерской помощи” в Синьцзяне. Востоковедные исследования на Алтае. №13. С.80-89;
2.8. Жуков С.В., Резникова О.Б. Центральная Азия и Китай: экономическое взаимодействие в условиях глобализации. М.: ИМЭМО РАН. 2009. 180 с.
2.9. Лазарева Т.В. Социально-экономическое развитие национальных районов за годы реформ // КНР: экономика регионов. 2015. С.403- 429;
2.10. Лолинь В., Хоукай В. Политика освоения западных регионов КНР // Проблемы теории и практики управления. 2003. № 5. С.55;
2.11. Мадиев Д. Стратегия освоения Синьцзяна и социально-экономическое развитие приграничного региона СУАР / Д. Мадиев, Н. Мухаметханулы, О. Жанымхан, К. Ардак // Центральная Азия и Кавказ. 2019. Т. 22. № 2. С.79-92;
2.12. Намжилова В. О. Особенности освоения программы западных регионов Китайской Народной Республики // Информация и космос. 2008. № 1. С. 37-39;
2.13. Островский А.В. Проблемы развития западных районов Китая: итоги и перспективы //КНР: экономика регионов. 2015. С.300-325;
2.14. Песцов С.К. Регионализм в интерпретации Китая: эволюция теоретических взглядов и практической политики // Труды института истории, археологии и этнографии ДВО РАН. 2018. С.36-62;
2.15. Песцов С.К. Управление региональным развитием: опыт Китая.// Фундаментальные исследования. 2019. № 10. С.57-63;
2.16. Рахимов, Т. Р. Великоханьский шовинизм Пекина в национальном вопросе / Т. Р. Рахимов, Н. А. Тешилов // Проблемы Дальнего Востока. М.: редакция журнала «Власть». 1974. № 2. С.90-97;
2.17. Рахимов Т. Р. Судьба неханьских народов в КНР / Т. Р. Рахимов. - Москва, изд-во «Мысль». 1981. 157 с.
2.18. Савкович Е.В. Программа адресной помощи СУАР КНР и ее влияние на отношения КНР с государствами центральной Азии.// “Исторические науки”. С.15-22;
2.19. Сазонов С.Л. Синьцзян превращается в крупнейший международный транспортно-логистический центр на западе КНР. С.326¬342;
2.20. Ставров И.В. Основные результаты социально-экономического развития Китая в 2012г. // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2013. С.137-148;
2.21. Сыроежкин К.Л. Синьцзян: большой вопрос для Китая и Казахстана/ Ин-т мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента Республики Казахстан - Лидера нации. - Астана; Алматы: ИМЭП при Фонде Первого Президента. 2015. С. 335;
2.22. Сысоева, А.В. Динамика экономического развития КНР // Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации. - Пенза: «Наука и просвещение». 2018. С.193-195;
2.23. Тяньлунь Цзянь, Основные проблемы китайской экономики //URL:https://www.epochtimes.com.ua/ru/china/economics/osnovnyeproblemykйаузкоу-екопошхкх-сЬазГрегуауа-ЮЗПб.ЙшЦдата обращения: 04.05.2022).
2.24. Хаджиева Г.У. Место Синьцзян-уйгурского автономного района в новой региональной стратегии КНР // Мир Большого Алтая. - 2016. №2. С.403-410;
2.25. Хэ Минцзюнь. Синьцзян: экономическая история, современность и борьба с международным терроризмом // Россия и Азия. 2018. №2(3). С. 37-44;
2.26. Экономика Западного Китая//НВГ: https://mirznanii.com/a/253070- 3/ekonoшika-zapadnogo-kitaya-3(дата обращения: 29.11.2022);
2.27. Эпштейн В.А., Бочков Д.А. Политика КНР по интеграции Синьцзян-Уйгурского автономного района: 1949-2918 гг. // В.А.Эпштейн “Ученые записки казанского университета. серия гуманитарные науки”. 2018. С.1442-1454;
2.28. Айдэл Усман [^Ж^^ • W^#], Мао цзэдун, ден сяопин
гуаньюй синьцзян вэньдин юй фачжань дэ сысян бицзяо [Сравнение мыслей Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина о стабильности и развитии Синьцзяна = ^'Ж Д> ^Ф^^^^Я^^^^^^М ^ t^]. //
Синьцзян дасюэ [Синьцзянский университет = ^Ж^]. 2011. 55с;
2.29. Го Ихай [ ^^Ж], Синь шици синьцзян тачэн дицюй миньцзу гуаньси тяочжа яньцзю [Исследование этнических отношений в округе Тачэн Синьцзяна в новый период = ЖЖМЛЖИЖ^ЖК^Ж^^ ^^W%]. // Синьцзян шэкэ лунь тань [Синьцзянский форум социальных наук = Щ^Жё]. 2020. №6. С. 76-81;
2.30. Го Хунся [WtXft], Дан дэ миньцзу цюйюй цзычжи чжэнцэ цзай синьцзян дэ шиши цзицзи цзюйда чэнцзю [Осуществление политики этнической региональной автономии партии в Синьцзяне и ее большие достижения = ^ЙЙ^ЖК±^В'ЖЙЖЙМ!ЙЙ^Ж^^ЕЖ^/Ж]. // Синьцзян шэхуэй кэсюэ [Социальные науки Синьцзяна = ЩРИДЖЖ]. 2005. №5. 6 с.;
2.31. Дуань Ли [^^ ], Дуй коу юаньцзян чжэнцэ бэй цзинся синьцзян цюйюй цзинцзи фацжань дэ сыкао [Размышления о региональном экономическом развитии Синьцзяна на фоне политики партнерской помощи Синьцзяну = ЖД^ЖЙЖ^ЖТЖЖЖЖ^Ж^Ж ЙХ®Х]. // Чжунго шичан [Рынок Киатая = ХЙЖ^]. 2011. №19. С.183¬185;
2.32. Ли Чжунлань [Х^Х], Цзефан чуци чжунгун дуй синьцзян чжэнцэ [Политика КПК в отношении Синьцзяна в ранний период освобождения = W Ж Д Ж X Д Ж Ж Ж Й Ж ]. // Хэйлунцзян ши чжи [Исторический журнал Хэйлунцзяна = ИХХЖ.Ж]. 2012. №13. С. 45-57;
2.33. Лу Нин, Бан Юнцзэ [#^, Ж ТЙ], Ден сяопин юй синьцзян шэнчань цзяньшэ бинтуань тунькэнь шубянь шие фачжань [Дэн Сяопин и развитие производственно-строительного корпуса Синьцзяна = ХР/ЬЖЖЖ1иЖЖЖЖДИЖЖДЙЖЖ^Ж]. // Шихэцзы дасюэ сюэбао (чжэсюэ шэхуэй кэсюэбань) [Журнал университета Шихэцзы (издание по философии и общественным наукам) = ЖМЖХХХЖ (ЖХН^ЖХ ^)]. 2021. №35. С.74-81;
2.34. Лю Янь [XW], Синьцзян цзинцзи кунцзянь цзегоу яньбянь де шичжэн фэньси [Эмпирический анализ эволюции экономической пространственной структуры Синьцзяна = Ж1М^ЖХ|Шп1ЛЖ^ЙЙЖЖ ХЖ]. // Шанъе цзинцзи [Предпринимательская экономика = ^Ж^Ж]. 2021. №12. С.20-30;
2.35. Пэн Тинтин [ ТУТ ], Люцзинь танчжи лисинь цзянчжэн цэчуи [О политике Лю Цзиньтана по управлению Синьцзяном = ДЦ^Ж'Ж ЖЖЖЙЖЕЖ]. // Сянь шэхуэй кэсюэ [Социальные науки Сианя = ЖМ ЖЕЖЕ]. 2012. 7с;
2.36. Сы Цжэнцзя [^Е^], Синьцзян цюйюй цзинцзи чацзю юй сетяо фачжань дэ лилунь юй чжэнцэ сыкао [Теоретические и политические соображения о неравномерности и скоординированном развитии региональной экономики в Синьцзяне = ЖЖК^^ЖММЖШ )ММЖЙЕЖЕМЙЖММ]. // Синьцзян цайцзин [Финансы Синьцзяна = Ж ШМ^]. 1999. №4. С. 3-9;
2.37. У Сяоюнь [Е^Е], Си Цзиньпин цзун шуцзи гэй синьцзян хуэйсинь дэ чжунъяо ии хэ цзячжи июнь [Значение и ценность ответа генерального секретаря Си Цзиньпина Синьцзяну = иМЕМЕЕМЖЖ 0{дЙЙШ^мЖ4ПЙШм^]. // Чжунгун улумуци шивэй дансяо сюэбао [Журнал партийной школы Урумчинского горкома КПК = ФЕЖЖЕЕ Е^Ж^ЕЖ]. 2021. №4. С. 43-46;
2.38. Ха Лиюн [^Шд], Иди фупинь банбцянь дэ синьцзян шицзянь цзихоу сюйбан фуяньцзю [Практика Синьцзяна и последующие исследования по оказанию помощи в борьбе с бедностью = ЦЖЖЖЖЕ Й^ЖЖЕ^МЕ^ЕЖ^Ж^]. // Чжунгун улумуци шивэй дансяо сюэбао [Журнал партийной школы Урумчинского горкома КПК = ФЕЖЖЕЕ Е^Ж^ЕЖ]. 2021. №4. С. 21-27;
2.39. Чен Ци [^Щ], Ваньчжэн цжуньцюэ гуаньчэ ло ши синь дайдан дэ чжицзян фанлюэ [Полностью и точно реализовать партийную стратегию управления Синьцзяном в новую эпоху = Е^Ж^ЖШ^ЕЖ Вф Е Ж Ж Е Ш Ж И&]. // Синьцзян шэхуэй кэсюэюань [Синьцзянская академия социальных наук = ЖЖЖЕЖЕЕ]. 2020. №4. С. 63-71;
2.40. Чжан Чуньлинь [Ж^Е], Синьцзян кэ чисюй фачжань дэ цюйюй гунгун чжэн цэ яньцзю [Исследование региональной государственной политики устойчивого развития Синьцзяна = ЖЙ^>^ ^ЖЙФХ^АДДЖЖ^]. // Синьцзян дасюэ [Синьцзянский университет = /ЖШАХ]. 2007. 288с;
2.41. Чен Ци [РФЖ], Ваньчжэн цжуньцюэ гуаньчэ ло ши синь дайдан дэ чжицзян фанлюэ [Полностью и точно реализовать партийную стратегию управления Синьцзяном в новую эпоху = Х^Ж^ЖШ^ЖЖ Вф Д Д Ж ^ Й Ж И&]. // Синьцзян шэхуэй кэсюэюань [Синьцзянская академия социальных наук = Ж1МД^ЖХ1Ж]. 2020. №4. С. 63-71;
2.42. Янь Яньфэн [|^ШД], Синьцзян шэнтай хуанцзин юй нунъе цзинцзи сетяо кэ чисюнь фачжань дэ шикунъ яньхуа тэчжэн [Характеристики временной и пространственной эволюции скоординированного и устойчивого развития экологической среды Синьцзяна и сельскохозяйственной экономики = ЖЖЖ^Х^ДАЖ^Ж Ж'1МДД^^ЖЙФН4ХЖХЖД]. // Хэбэй нунъе дасюе сюэбао (Шэхуэй кэсюе бань) [Журнал Хэбэйского сельскохозяйственного университета (издание по общественным наукам) = МЖАЖДХХЖ (Д^ЖХ^)]. 2021. №23. С. 11-24;
2.43. Becquelin Nicolas. China's Campaign to "Open Up the West": National, Provincial and Local Perspectives. 2016. С.358-378;
2.44. Demurger Sylvie. Geography, Economic Policy and Regional Development in China. // Гарвардский институт экономических исследований. 2002. №1950. 62 с.;
2.45. John Wong, Lai Hongyi. China Into The Hu-Wen Era. - World Scientific Publishing Co. 2006. С.219-301;
2.46. Huang Wei. Nationalism, and State Integration Strategy - A Case Study of Uyghur People in Xinjiang, China. // Wei Huang. 2005. 149 с.
2.47. D.H. McMillen Xinjiang and the Production and Construction Corps: a han organization in a non-han region. // The Australian Journal of Chinese Affairs. 1981. C. 65-96;
2.48. Naughton Barry. The Chinese Economy. Transition and growth. // Barry Naughton. - Cambridge: The MIT Press. - 2007г. -С.64-83; 28.
2.49. Qian Yingyi. The Process of China's Market Transition (1978-1998): The Evolutionary, Historical, and Comparative Perspectives. // Journal of Institutional and Theoretical Economics (JITE). 2000. 151 с.;
2.50. Toops Stanley. Demographics and Development in Xinjiang after1949. // East-West Center Washington Working Papers. 2004. 41 с.
2.51. Watts J. Pay farmers to halt irrigation to ease water crisis,
Chinese adviserurges. // The Guardian. 2009. URL:
https://www.theguardian.com/environment/(дата обращения: 25.05.2022);
2.52. мж^: ЖЛЖ^ЖАЖФАДША^ЖАЖ^ЙЖВД! ШАША^ПАДАА // АХИ - Чжао К. Глубокое и последовательное осуществление стратегии ЦК КПК по управлению Синьцзяном и неуклонное продвижение общественной стабильности и долговременного порядка// Жэньминван. 2018.;
2.53. ^^±й^$ о // URL: https://baike.baidu.com/item/ A'Hl’MAl1'-/14707692?1т=а1аббт(дата обращения: 10.05.2022).