РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СИНЬЦЗЯНЕ: ПОЛИТИЧЕСКИЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ (СЕРЕДИНА XX - НАЧАЛО XXI В.)
|
Оглавление
Введение 5
1. Региональная политика в Синьцзяне во 2-й половине XX в 15
1.1 Региональная политика в Синьцзяне в эпоху Мао Цзэдуна и
стратегия сбалансированного развития 15
1.2 Региональная политика в Синьцзяне в эпоху Дэн Сяопина и стратегия несбалансированного развития 25
2. Региональная политика в Синьцзяне в начале XXI в 34
2.1. Стратегия развития Северо-Западного Китая в 1990-е гг 34
2.2 Региональная политика Вэнь Цзябао в Синьцзяне 38
2.3 Основные тенденции развития Синьцзяна в эпоху лидеров пятого
поколения 45
Заключение 55
Список использованных источников и литературы
Введение 5
1. Региональная политика в Синьцзяне во 2-й половине XX в 15
1.1 Региональная политика в Синьцзяне в эпоху Мао Цзэдуна и
стратегия сбалансированного развития 15
1.2 Региональная политика в Синьцзяне в эпоху Дэн Сяопина и стратегия несбалансированного развития 25
2. Региональная политика в Синьцзяне в начале XXI в 34
2.1. Стратегия развития Северо-Западного Китая в 1990-е гг 34
2.2 Региональная политика Вэнь Цзябао в Синьцзяне 38
2.3 Основные тенденции развития Синьцзяна в эпоху лидеров пятого
поколения 45
Заключение 55
Список использованных источников и литературы
Актуальность исследования. Экономические преобразования, происходящие в Китае в последние несколько десятилетий, вызывают заметный интерес в мировом сообществе. Страна, еще не так давно считавшаяся одной из самых бедных, в настоящее время занимает лидирующие позиции в мире во многих областях экономики. Однако путь от бедной азиатской страны до потенциальной сверхдержавы требовал глобальных преобразований и сильных личностей, которые воплощали эти реформы в жизнь.
Данное исследование посвящено проблемам, лежащим в области экономики и социологии, и касается изучения политики Пекина в отношении Синьцзяна на рубеже XX-XXI вв. В этот период происходит активный поиск подходящей региональной политики для Синьцзяна, отвечающий его социальным, экономическим, политическим требованиям и особенностям. В конце XX в. проходила интеграция Синьцзяна, встраивание его в единую экономическую и политическую систему Китая. В начале XXI в. Происходит переориентирование политики Синьцзяна, он становится чрезвычайно важен не только для внутреннего развития Китая, но и для поддержания отношений, прежде всего торговых, Китая и соседних стран. Этот период характеризуется переориентировкой экономики Китая на человека, все возрастающим участием и влиянием страны на международной арене и множественными реформами внутри провинции. В центре внимания находится региональная политика лидеров Китая в отношении одной из самых проблемных провинций Китая - Синьцзяна.
Региональная политика задала вектор развития Синьцзяна и определила его специфику. Каждый из лидеров привносил в региональную политику свое видение, дополняя и преобразовывая ее, что итоге привело СУАР к его современному состоянию. Важно выявить плюсы и минусы данных преобразований, их особенности в регионе, выявить преемственность и новизну проводимых реформ в ходе работы разных поколений лидеров.
Объектом исследования является региональная политика в Синьцзяне в середине XX - начале XXI в.
Предметом - особенности региональной политики в СУАР в середине XX - начале XXI в.
Историография проблемы. Рассмотрение данного вопроса будет целесообразным начать с определения региональной политики. Этому посвящена статья Песцова С.К «Управление региональным развитием: опыт Китая» ; там же вкратце описываются основные особенности региональной политики в Китае.
Работы, касающиеся эпох Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина, написаны уже после обозначенного периода, поэтому носят ретроспективный характер. Ряд ученых в своих работах отразили основные изменения, произошедшие в этот период, а также дали им собственные оценки. В статье Атанова Н.И. и Семенова Ф.В . описаны основные процессы и направления региональной политики во 2-й половине ХХв. Более подробно этот вопрос рассматривается в статье Demurger S Автор не только изучает региональную политику в целом, но и в каждом экономическом регионе страны, в том числе в Северо-Западном Китае рассматривает основные плюсы и минусы его географического положения. Виноградов А.В. в «Истории Китая» рассказывает о переходе от стратегии сбалансированного развития к стратегии несбалансированного развития. Qian Yingyi дает оценку этим двум периодам и делает основные прогнозы дальнейшего развития Китая.
Что касается эпохи пребывания на посту Премьера Госсовета КПК Вэнь Цзябао, то в этот период появляется большое количество исследований, посвященных конкретному экономическому региону и его развитию в контексте региональной политики. Намжилова В.0. и Лолинь В. в своих статьях рассматривают программу освоения западных регионов, говорят об основных задачах и дают оценку первым результатам. Хаджиева Г.У. изучает развитие Синьцзян-уйгрурского автономного района и влияние на него программы освоения запада. Островский А.В. выделяет основные проблемы, с которыми сталкивается регион.
Уже после ухода Вэня с поста Премьера Госсовета КНР публикуются статьи, авторы которых дают оценку данному периоду. В основном, они выступают с критикой, например, Тяньлунь Цзянь обвиняет правительство Вэнь Цзябао в обесценивании юаня, переизбытке производственных мощностей и удорожании жилья. Среди подобных исследований можно отметить работы Сысоевой А.В.
В настоящее время, во время правления пятого поколения лидеров КНР и нахождения Ли Кэцяна на посту Премьера Госсовета, множество научно-исследовательских работ посвящены месту и роли Синьцзяна в контексте политики “Пояс и Путь”. В статье Сазонова С.Л. “Синьцзян превращается в крупнейший международный транспортно-логистический центр на Западе КНР” отмечается исключительная роль Синьцзяна в контексте внешнеторговой политики КНР. Синьцзян является сосредоточением всех евразийских маршрутов Китая через страны Центральной Азии. Байхэтияр Д. заявляет, что Синьцзян - это ключевой регион для сотрудничества Китая и Казахстана, а также для ряда других стран центральной Азии.
По политике в самом Синьцзяне написано достаточно много работ, отдельно стоит выделить статью Эпштейна В.А., в которой дается краткий анализ состояния Синьцзяна во 2-й половине XX - начале XXI вв. Баженова Е.С. называет Синьцзян “форпостом развития Западного Китая”. Сазонов С.Л. заявляет, что на современном этапе СУАР превращается в логистический центр не только Китая, но и Азии.
В работах о развитии синьзянского производственно-строительного корпуса необходимо делать акцент не на общем изучении истории данной организации, а именно проводить детальный разбор факторов, которые оказывали наибольшее влияние на СУАР, в особенности: проблемы развития сельского хозяйства, роль корпуса в жизни региона, зависимость проходящих изменений СУАР от обстановки внутри СПСК, миграционные процессы, урбанизация, экономические колебания, контроль проводимых реформ со стороны правительства КНР в отношении данной структуры в период второй половины двадцатого века. Данные аспекты показаны в работах Бао Яцзюня, Д. Х. Макмиллена и др.
Национальный вопрос довольно хорошо изучен в литературе, множество авторов обращаются именно к этой проблеме, как к самой актуальной и острой для Синьцзяна сегодня. Примерами таких работ могут послужить работа Мадиева Д. «Стратегия освоения Синьцзяна и социально-экономическое развитие приграничного региона СУАР», а также Афанасьевой Е.А. и Хэ Минцзюня, который также поднимает проблему религиозного экстремизма.
В иностранной историографии Синьцзян подвергается всестороннему изучению, множество трудов написано по различным сферам жизни общества. Среди китайских ученым наиболее популярными и актуальными темами исследования становятся темы, связанные с национальным вопросом и местом СУАР в КНР, например, статья Ха Лиюна, где изучается проблема бедности в СУАР и методы Центра для ее решения, в статье Го Хунся описаны совместные достижения Пекина и Урумчи в реализации политики этнической региональной автономии. Среди американских ученых актуальна тема экономического развития, среди них можно выделить Becquelin N, Toops S. Также следует упомянуть Barry Naughton’а, в своих трудах он не только анализирует реформы, но и дает личностную оценку лидерам КНР.
Таким образом, анализ работ показал, что у авторов нет единого взгляда на проблему. В современной литературе хорошо исследованы такие области, как экономика Синьцзяна и национальный вопрос, другие сферы почти не изучены. Каждый из авторов рассматривает какую-либо конкретную область, редко предоставляя общую оценку развитию региона. Можно отметить, что на сегодняшний день интерес к изучению СУАР возрастает как среди российских, так и среди зарубежных исследователей.
Цель исследования - выявить особенности региональной политики в конце XX - начале XXI в. в Синьцзяне.
Для достижения поставленной цели целесообразно решить следующие задачи:
1. Рассмотреть влияние стратегии сбалансированного развития на Синьцзян с 1953 г. по 1978 гг.;
2. Изучить стратегию неравномерного развития с 1978г. по 1990-е гг.;
3. Рассмотреть смену парадигмы региональной политики относительно всего Запада КНР на рубеже XX - XXI в;
4. Изучить региональную политику лидеров четвертого поколения в отношении Синьцзяна;
5. Выявить основные направления региональной политики в Синьцзяне на современном этапе.
Хронологические рамки исследования - с 1953 г., то есть с начала реализации первого пятилетнего плана по настоящее время.
Территориальные рамки исследования совпадают с современным территориальным делением провинции Синьцзян.
Методология исследования. Теоретической основой исследования послужило представление о сбалансированной и несбалансированной модели регионального развития, предложенной в статье Нестерова А.К. “Экономические преобразования в Китае”. Согласно данной концепции, существует две модели реализации региональной политики - сбалансированная и несбалансированная. Первая модель заключается в равномерном развитии всех регионов страны, отсутствии регионов, опережающих, или отстающих от средних темпов экономического развития по стране. Второй подход учитывает внутренние особенности региона, и использует их для развития; часть регионов страны является как-бы придатком для роста остальных регионов. Обе эти модели применялись в Китае правительствами Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина соответственно. Необходимо выделить место СУАР в контексте применения в Китае стратегий сбалансированного и несбалансированного развития.
Кроме того, в своей работе, я обращаюсь к понятию «реструктуризация региона». Основными особенностями этой концепции являются переход к максимальному использованию внутреннего потенциала региона, ориентация, прежде всего, на экономические основания, развитие инновационной инфраструктуры. Данную концепцию можно применить и к Синьцзяну, однако, с некоторыми оговорками, учитывая особое положение региона. Реструктуризация в СУАР началась в начале XXI в. Основными ее направлениями стали развитие ресурсной инфраструктуры, создание инфраструктуры для ведения торговли с соседними странами и т.д.
Для достижения поставленной цели использованы следующие методы:
1. Системный метод. Системный метод представляет собой практический и теоретический подход, рассматривающий любое явление как цельную систему. В контексте моей работы такой системой является программа региональной политики в отношении Синьцзяна. Разбив эту систему на компоненты, то есть на реформы разных поколений лидеров, можно увидеть, что не все из этих реформ были удачны, но как система — это верный шаг в социально-экономическом и политическом развитии Синьцзяна.
2. Историко-генетический метод. Это один из основных методов
исторического исследования, нацеленный на изучение генезиса (происхождения, этапов развития) конкретных исторических явлений и анализ причинности изменений. Реформы в основном отвечали потребностям времени и в целом адекватно реагировали на происходящие в мире и Китае изменения. Например, после событий 2009 г. в Синьцзяне был принят курс на упрочение социальной стабильности в регионе, разработан ряд программ для помощи бедным и устранения социального неравенства.
3. Историко-сравнительный метод. Это метод, выявляющий путем сравнения общее и особенное в развитии разных стран и народов, находящихся на одном стадиальном уровне. В данной работе рассмотрено экономическое и политическое состояние Синьцзяна в сравнении с другими провинциями Китая. В контексте программы Освоения Запада Синьцзяну отводится особая роль, СУАР является как-бы локомотивом развития всего Западного Китая.
4. Метод анализа. В качестве объекта изучения выступают экономические показатели Синьцзяна, их измерение и динамика во времени. Синьцзян ежегодно показывает растущий объем ВВП, количество привлеченных инвестиций, как иностранных, так и внутренних, сокращается разрыв в неравенстве населения и т.д.
5. Картографический метод. Детальный анализ карты, изучение расположения основных сельскохозяйственных и промышленных центров, транспортных путей и других важнейших объектов инфраструктуры.
Источниковая база:
1. Нормативные документы. Дополнительными материалами для изучения стали нормативно-правовые акты КНР, в частности: Закон КНР “О национально-территориальных автономиях” 1984 г. и 2001 г. 24, решение Госсовета о восстановлении СПСК, правила земельного надзора Синьцзян-Уйгурского автономного района. Также был использован сборник материалов и документов об освоении целинных земель, в частности доклад финансово-экономического комитета провинции Синьцзян, основные сведения о сельскохозяйственных работах в провинции Синьцзян, доклады партийных комитетов Синьцзян- Уйгурского производственного строительного корпуса, положения об углублении реформы системы оборота хлопка.
2. Делопроизводственные материалы
2.1. Публикуемые статистические данные по Синьцзяну -
В первую очередь речь идет о материалах в Статистическом ежегоднике провинции Синьцзяна за 1989-2017 гг. В этих сборниках изложены основные показатели собираемой статистики: ВВП сельского хозяйства, таблицы разных производственных данных Синьцзяна: валовая стоимость растениеводства, рыбоводства, скотоводства, лесоводства; площади разных культур; пользования сельскохозяйственных технологии.
2.2. Содержание доклада о работе правительства Вэнь Цзябао, выступления Си Цзиньпина на рабочем совещании по периферийной дипломатии, избранные сочинения Мао Цзэдуна, выступления и высказывания Дэн Сяопина, а также выдержки из выступлений на второй китайской рабочей конференции по оказанию партнерской помощи Синьцзяну.
Апробация исследования. Основные тезисы работы докладывались и обсуждались на IX региональной молодежной конференции “Мой выбор - наука!” в рамках дней молодежной науки (Барнаул, Алтайский государственный университет, 2022 г.).
Данное исследование посвящено проблемам, лежащим в области экономики и социологии, и касается изучения политики Пекина в отношении Синьцзяна на рубеже XX-XXI вв. В этот период происходит активный поиск подходящей региональной политики для Синьцзяна, отвечающий его социальным, экономическим, политическим требованиям и особенностям. В конце XX в. проходила интеграция Синьцзяна, встраивание его в единую экономическую и политическую систему Китая. В начале XXI в. Происходит переориентирование политики Синьцзяна, он становится чрезвычайно важен не только для внутреннего развития Китая, но и для поддержания отношений, прежде всего торговых, Китая и соседних стран. Этот период характеризуется переориентировкой экономики Китая на человека, все возрастающим участием и влиянием страны на международной арене и множественными реформами внутри провинции. В центре внимания находится региональная политика лидеров Китая в отношении одной из самых проблемных провинций Китая - Синьцзяна.
Региональная политика задала вектор развития Синьцзяна и определила его специфику. Каждый из лидеров привносил в региональную политику свое видение, дополняя и преобразовывая ее, что итоге привело СУАР к его современному состоянию. Важно выявить плюсы и минусы данных преобразований, их особенности в регионе, выявить преемственность и новизну проводимых реформ в ходе работы разных поколений лидеров.
Объектом исследования является региональная политика в Синьцзяне в середине XX - начале XXI в.
Предметом - особенности региональной политики в СУАР в середине XX - начале XXI в.
Историография проблемы. Рассмотрение данного вопроса будет целесообразным начать с определения региональной политики. Этому посвящена статья Песцова С.К «Управление региональным развитием: опыт Китая» ; там же вкратце описываются основные особенности региональной политики в Китае.
Работы, касающиеся эпох Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина, написаны уже после обозначенного периода, поэтому носят ретроспективный характер. Ряд ученых в своих работах отразили основные изменения, произошедшие в этот период, а также дали им собственные оценки. В статье Атанова Н.И. и Семенова Ф.В . описаны основные процессы и направления региональной политики во 2-й половине ХХв. Более подробно этот вопрос рассматривается в статье Demurger S Автор не только изучает региональную политику в целом, но и в каждом экономическом регионе страны, в том числе в Северо-Западном Китае рассматривает основные плюсы и минусы его географического положения. Виноградов А.В. в «Истории Китая» рассказывает о переходе от стратегии сбалансированного развития к стратегии несбалансированного развития. Qian Yingyi дает оценку этим двум периодам и делает основные прогнозы дальнейшего развития Китая.
Что касается эпохи пребывания на посту Премьера Госсовета КПК Вэнь Цзябао, то в этот период появляется большое количество исследований, посвященных конкретному экономическому региону и его развитию в контексте региональной политики. Намжилова В.0. и Лолинь В. в своих статьях рассматривают программу освоения западных регионов, говорят об основных задачах и дают оценку первым результатам. Хаджиева Г.У. изучает развитие Синьцзян-уйгрурского автономного района и влияние на него программы освоения запада. Островский А.В. выделяет основные проблемы, с которыми сталкивается регион.
Уже после ухода Вэня с поста Премьера Госсовета КНР публикуются статьи, авторы которых дают оценку данному периоду. В основном, они выступают с критикой, например, Тяньлунь Цзянь обвиняет правительство Вэнь Цзябао в обесценивании юаня, переизбытке производственных мощностей и удорожании жилья. Среди подобных исследований можно отметить работы Сысоевой А.В.
В настоящее время, во время правления пятого поколения лидеров КНР и нахождения Ли Кэцяна на посту Премьера Госсовета, множество научно-исследовательских работ посвящены месту и роли Синьцзяна в контексте политики “Пояс и Путь”. В статье Сазонова С.Л. “Синьцзян превращается в крупнейший международный транспортно-логистический центр на Западе КНР” отмечается исключительная роль Синьцзяна в контексте внешнеторговой политики КНР. Синьцзян является сосредоточением всех евразийских маршрутов Китая через страны Центральной Азии. Байхэтияр Д. заявляет, что Синьцзян - это ключевой регион для сотрудничества Китая и Казахстана, а также для ряда других стран центральной Азии.
По политике в самом Синьцзяне написано достаточно много работ, отдельно стоит выделить статью Эпштейна В.А., в которой дается краткий анализ состояния Синьцзяна во 2-й половине XX - начале XXI вв. Баженова Е.С. называет Синьцзян “форпостом развития Западного Китая”. Сазонов С.Л. заявляет, что на современном этапе СУАР превращается в логистический центр не только Китая, но и Азии.
В работах о развитии синьзянского производственно-строительного корпуса необходимо делать акцент не на общем изучении истории данной организации, а именно проводить детальный разбор факторов, которые оказывали наибольшее влияние на СУАР, в особенности: проблемы развития сельского хозяйства, роль корпуса в жизни региона, зависимость проходящих изменений СУАР от обстановки внутри СПСК, миграционные процессы, урбанизация, экономические колебания, контроль проводимых реформ со стороны правительства КНР в отношении данной структуры в период второй половины двадцатого века. Данные аспекты показаны в работах Бао Яцзюня, Д. Х. Макмиллена и др.
Национальный вопрос довольно хорошо изучен в литературе, множество авторов обращаются именно к этой проблеме, как к самой актуальной и острой для Синьцзяна сегодня. Примерами таких работ могут послужить работа Мадиева Д. «Стратегия освоения Синьцзяна и социально-экономическое развитие приграничного региона СУАР», а также Афанасьевой Е.А. и Хэ Минцзюня, который также поднимает проблему религиозного экстремизма.
В иностранной историографии Синьцзян подвергается всестороннему изучению, множество трудов написано по различным сферам жизни общества. Среди китайских ученым наиболее популярными и актуальными темами исследования становятся темы, связанные с национальным вопросом и местом СУАР в КНР, например, статья Ха Лиюна, где изучается проблема бедности в СУАР и методы Центра для ее решения, в статье Го Хунся описаны совместные достижения Пекина и Урумчи в реализации политики этнической региональной автономии. Среди американских ученых актуальна тема экономического развития, среди них можно выделить Becquelin N, Toops S. Также следует упомянуть Barry Naughton’а, в своих трудах он не только анализирует реформы, но и дает личностную оценку лидерам КНР.
Таким образом, анализ работ показал, что у авторов нет единого взгляда на проблему. В современной литературе хорошо исследованы такие области, как экономика Синьцзяна и национальный вопрос, другие сферы почти не изучены. Каждый из авторов рассматривает какую-либо конкретную область, редко предоставляя общую оценку развитию региона. Можно отметить, что на сегодняшний день интерес к изучению СУАР возрастает как среди российских, так и среди зарубежных исследователей.
Цель исследования - выявить особенности региональной политики в конце XX - начале XXI в. в Синьцзяне.
Для достижения поставленной цели целесообразно решить следующие задачи:
1. Рассмотреть влияние стратегии сбалансированного развития на Синьцзян с 1953 г. по 1978 гг.;
2. Изучить стратегию неравномерного развития с 1978г. по 1990-е гг.;
3. Рассмотреть смену парадигмы региональной политики относительно всего Запада КНР на рубеже XX - XXI в;
4. Изучить региональную политику лидеров четвертого поколения в отношении Синьцзяна;
5. Выявить основные направления региональной политики в Синьцзяне на современном этапе.
Хронологические рамки исследования - с 1953 г., то есть с начала реализации первого пятилетнего плана по настоящее время.
Территориальные рамки исследования совпадают с современным территориальным делением провинции Синьцзян.
Методология исследования. Теоретической основой исследования послужило представление о сбалансированной и несбалансированной модели регионального развития, предложенной в статье Нестерова А.К. “Экономические преобразования в Китае”. Согласно данной концепции, существует две модели реализации региональной политики - сбалансированная и несбалансированная. Первая модель заключается в равномерном развитии всех регионов страны, отсутствии регионов, опережающих, или отстающих от средних темпов экономического развития по стране. Второй подход учитывает внутренние особенности региона, и использует их для развития; часть регионов страны является как-бы придатком для роста остальных регионов. Обе эти модели применялись в Китае правительствами Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина соответственно. Необходимо выделить место СУАР в контексте применения в Китае стратегий сбалансированного и несбалансированного развития.
Кроме того, в своей работе, я обращаюсь к понятию «реструктуризация региона». Основными особенностями этой концепции являются переход к максимальному использованию внутреннего потенциала региона, ориентация, прежде всего, на экономические основания, развитие инновационной инфраструктуры. Данную концепцию можно применить и к Синьцзяну, однако, с некоторыми оговорками, учитывая особое положение региона. Реструктуризация в СУАР началась в начале XXI в. Основными ее направлениями стали развитие ресурсной инфраструктуры, создание инфраструктуры для ведения торговли с соседними странами и т.д.
Для достижения поставленной цели использованы следующие методы:
1. Системный метод. Системный метод представляет собой практический и теоретический подход, рассматривающий любое явление как цельную систему. В контексте моей работы такой системой является программа региональной политики в отношении Синьцзяна. Разбив эту систему на компоненты, то есть на реформы разных поколений лидеров, можно увидеть, что не все из этих реформ были удачны, но как система — это верный шаг в социально-экономическом и политическом развитии Синьцзяна.
2. Историко-генетический метод. Это один из основных методов
исторического исследования, нацеленный на изучение генезиса (происхождения, этапов развития) конкретных исторических явлений и анализ причинности изменений. Реформы в основном отвечали потребностям времени и в целом адекватно реагировали на происходящие в мире и Китае изменения. Например, после событий 2009 г. в Синьцзяне был принят курс на упрочение социальной стабильности в регионе, разработан ряд программ для помощи бедным и устранения социального неравенства.
3. Историко-сравнительный метод. Это метод, выявляющий путем сравнения общее и особенное в развитии разных стран и народов, находящихся на одном стадиальном уровне. В данной работе рассмотрено экономическое и политическое состояние Синьцзяна в сравнении с другими провинциями Китая. В контексте программы Освоения Запада Синьцзяну отводится особая роль, СУАР является как-бы локомотивом развития всего Западного Китая.
4. Метод анализа. В качестве объекта изучения выступают экономические показатели Синьцзяна, их измерение и динамика во времени. Синьцзян ежегодно показывает растущий объем ВВП, количество привлеченных инвестиций, как иностранных, так и внутренних, сокращается разрыв в неравенстве населения и т.д.
5. Картографический метод. Детальный анализ карты, изучение расположения основных сельскохозяйственных и промышленных центров, транспортных путей и других важнейших объектов инфраструктуры.
Источниковая база:
1. Нормативные документы. Дополнительными материалами для изучения стали нормативно-правовые акты КНР, в частности: Закон КНР “О национально-территориальных автономиях” 1984 г. и 2001 г. 24, решение Госсовета о восстановлении СПСК, правила земельного надзора Синьцзян-Уйгурского автономного района. Также был использован сборник материалов и документов об освоении целинных земель, в частности доклад финансово-экономического комитета провинции Синьцзян, основные сведения о сельскохозяйственных работах в провинции Синьцзян, доклады партийных комитетов Синьцзян- Уйгурского производственного строительного корпуса, положения об углублении реформы системы оборота хлопка.
2. Делопроизводственные материалы
2.1. Публикуемые статистические данные по Синьцзяну -
В первую очередь речь идет о материалах в Статистическом ежегоднике провинции Синьцзяна за 1989-2017 гг. В этих сборниках изложены основные показатели собираемой статистики: ВВП сельского хозяйства, таблицы разных производственных данных Синьцзяна: валовая стоимость растениеводства, рыбоводства, скотоводства, лесоводства; площади разных культур; пользования сельскохозяйственных технологии.
2.2. Содержание доклада о работе правительства Вэнь Цзябао, выступления Си Цзиньпина на рабочем совещании по периферийной дипломатии, избранные сочинения Мао Цзэдуна, выступления и высказывания Дэн Сяопина, а также выдержки из выступлений на второй китайской рабочей конференции по оказанию партнерской помощи Синьцзяну.
Апробация исследования. Основные тезисы работы докладывались и обсуждались на IX региональной молодежной конференции “Мой выбор - наука!” в рамках дней молодежной науки (Барнаул, Алтайский государственный университет, 2022 г.).
Целью данного исследования было проанализировать региональную политику лидеров разных поколений в Синьцзяне, а также дать оценку этой политике. Для раскрытия этой темы я изучил литературу, посвященную данной проблеме, рассмотрел типы региональных политик, которые применялись в Китае в различные периоды времени, подвел основные итоги, и дал оценку. Преобразования в самом Синьцзяне я рассматривал в разные эпохи и при разных лидерах, правящих в Китае, выявил различия в политике, обозначил плюсы и минусы, и получил следующие выводы:
Политика, проводимая Вэнь Цзябао, а затем и Ли Кэцяном, продолжает предшествующую политику и частично опирается на эпоху Дэн Сяопина. Конечно, политика от лидера к лидеру изменяется, однако общие тенденции и основные направления остаются неизменны - снижение социально-политической напряженности в регионе и выведение его из нищеты.
В большинстве своем реформы в СУАР стали своевременным и необходимым шагом. Для Синьцзяна были разработаны собственные, новые программы, опирающиеся на своеобразие этого районов и ориентированные на решение основного комплекса проблем. Синьцзян все больше и больше втягивается в экономическую жизнь страны, получает новый статус транспортно-логистического центра и становится важным субъектом экономики не только внутри КНР, но и на межнациональном уровне.
Несмотря на то, что проблемы Синьцзяна постепенно решаются, основные социальные противоречия до сих пор остаются, они обостряются современными тенденциями. Исследование показало, что экономические преобразования двойственно влияют на социальную среду в Синьцзяне. С одной стороны, появляется больше рабочих мест, новые предприятия и постепенно, хоть и медленно увеличивается общий уровень жизни. С другой стороны, бедность и нищета в СУАР - до сих пор основные проблемы населения, а экономическое развитие усугубляет их, увеличивая разрыв в качестве жизни населения и уровне доходов.
В последние несколько лет Синьцзян-Уйгурский автономный район показывает высокие темпы роста относительно польшинства западных провинций Китая. Основная задача, которая сейчас стоит перед КПК - сделать так, чтобы преимущества от развития экономики в основном доставались самому Синьцзяну, а не восточным провинциям, как это было до недавнего времени. По мнению экспертов, это поможет решить большинство социальных проблем внутри провинции.
В настоящее время Синьцзян проходит переломный этап. Стратегии развития региона рассчитаны на несколько лет и даже десятилетий, поэтому сейчас можно подводить лишь промежуточные итоги. Однако китайскому правительству следует продолжать эти реформы, своевременно внося в них изменения.
В целом, Синьцзян-Уйгурский автономный район имеет большие перспективы для роста и развития, однако, для того чтобы этот рост был эффективен, необходимо преодолеть внутренние социально-экономические противоречия, которые уходят глубоко в историю и обостряются новыми современными тенденциями. И сегодня это является первостепенной задачей китайского правительства.
Политика, проводимая Вэнь Цзябао, а затем и Ли Кэцяном, продолжает предшествующую политику и частично опирается на эпоху Дэн Сяопина. Конечно, политика от лидера к лидеру изменяется, однако общие тенденции и основные направления остаются неизменны - снижение социально-политической напряженности в регионе и выведение его из нищеты.
В большинстве своем реформы в СУАР стали своевременным и необходимым шагом. Для Синьцзяна были разработаны собственные, новые программы, опирающиеся на своеобразие этого районов и ориентированные на решение основного комплекса проблем. Синьцзян все больше и больше втягивается в экономическую жизнь страны, получает новый статус транспортно-логистического центра и становится важным субъектом экономики не только внутри КНР, но и на межнациональном уровне.
Несмотря на то, что проблемы Синьцзяна постепенно решаются, основные социальные противоречия до сих пор остаются, они обостряются современными тенденциями. Исследование показало, что экономические преобразования двойственно влияют на социальную среду в Синьцзяне. С одной стороны, появляется больше рабочих мест, новые предприятия и постепенно, хоть и медленно увеличивается общий уровень жизни. С другой стороны, бедность и нищета в СУАР - до сих пор основные проблемы населения, а экономическое развитие усугубляет их, увеличивая разрыв в качестве жизни населения и уровне доходов.
В последние несколько лет Синьцзян-Уйгурский автономный район показывает высокие темпы роста относительно польшинства западных провинций Китая. Основная задача, которая сейчас стоит перед КПК - сделать так, чтобы преимущества от развития экономики в основном доставались самому Синьцзяну, а не восточным провинциям, как это было до недавнего времени. По мнению экспертов, это поможет решить большинство социальных проблем внутри провинции.
В настоящее время Синьцзян проходит переломный этап. Стратегии развития региона рассчитаны на несколько лет и даже десятилетий, поэтому сейчас можно подводить лишь промежуточные итоги. Однако китайскому правительству следует продолжать эти реформы, своевременно внося в них изменения.
В целом, Синьцзян-Уйгурский автономный район имеет большие перспективы для роста и развития, однако, для того чтобы этот рост был эффективен, необходимо преодолеть внутренние социально-экономические противоречия, которые уходят глубоко в историю и обостряются новыми современными тенденциями. И сегодня это является первостепенной задачей китайского правительства.
Подобные работы
- Положение уйгуров в современном Синьцзяне
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2022 - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА МЕСТНЫХ ВЛАСТЕЙ В СУАР В
КОНЦЕ 1970-Х - НАЧАЛЕ 1990-Х ГГ.
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Особенности двусторонних отношений КНР и ЕС на современном этапе
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2025 - Синьцзянский производственно-строительный корпус в англоязычной историографии
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2020 - РОССИЙСКАЯ ДИАСПОРА В КИТАЕ В 20-40-Е ГГ. XX в.: ПРАВОВЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2022 - Советско-японские отношения 1922 - 1941 гг
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕТСКО-КИТАЙСКИЕ КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ НА ПРИМЕРЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУСТВА
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2016 - Русско-китайское торгово-экономическое взаимодействие в Центральной Азии в XIX в.: этапы и направления развития
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2022 - ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И УЙГУРСКОГО
ГОСУДАРСТВА ЙЭТТИШАР (1864-1877 гг.)
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019



