Урегулирование пограничных конфликтов между КНР и постсоветским странами Центральной Азии
|
Аннотация 3
Введение 6
Глава 1. Политическая стратегия Китая в Центральной Азии после
распада СССР 16
1.1. Внешнеполитические интересы КНР в Центральной Азии в
1990-е годы 16
1.2 Внешнеполитические приоритеты постсоветских стран
Центральной Азии и становление межрегионального сотрудничества с КНР 26
Глава 2. Погранично-территориальные проблемы КНР с постсоветскими странами в Центральной Азии 38
2.1. Проблемы обеспечения безопасности Центральноазиатского
региона 38
2.2 Этапы формирования договорно-правовой базы между КНР и
странами Центральной Азии 48
Заключение 59
Список использованной литературы и источников 61
Введение 6
Глава 1. Политическая стратегия Китая в Центральной Азии после
распада СССР 16
1.1. Внешнеполитические интересы КНР в Центральной Азии в
1990-е годы 16
1.2 Внешнеполитические приоритеты постсоветских стран
Центральной Азии и становление межрегионального сотрудничества с КНР 26
Глава 2. Погранично-территориальные проблемы КНР с постсоветскими странами в Центральной Азии 38
2.1. Проблемы обеспечения безопасности Центральноазиатского
региона 38
2.2 Этапы формирования договорно-правовой базы между КНР и
странами Центральной Азии 48
Заключение 59
Список использованной литературы и источников 61
Актуальность. После распада СССР на границах Китая появились национальные республики Центральной Азии. Важность Центральной Азии для Китая определялась проблемой обеспечения энергобезопасности КНР, борьбой с сепаратизмом, межрегиональной торговлей, развитием транзитного потенциала. Кроме того, Центральная Азия была «полем» для взаимодействия России и Китая, рассматривалась в контексте российско-китайских отношений. Главной задачей для китайской дипломатии стало формулирование комплексной центральноазиатской политики. Так как цели внешней политики в регионе формулировались исходя из внутренних потребностей Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) и КНР в целом, отношения со странами Центральной Азии стали частью приграничной дипломатии КНР. В ее рамках формировалась «благоприятная окружающая среда по периметру границ», которая была необходима для внутреннего развития.
Для государств Центральной Азии Китай представлял собой один из полюсов в рамках многовекторной дипломатии. Он являлся также частью международных отношений в регионе и достаточно важным партнером. Со своей стороны китайская дипломатия была вынуждена сталкиваться с другими региональными акторами. Ни в китайской, ни в российской внешней политике регион не являлся приоритетным, однако его важность подчеркивалась действиями внешних сил и расширением регионального соперничества. В связи с военной операцией союзных войск НАТО в Афганистане обозначились угрозы дестабилизации, в том числе и на северо-западе КНР. В Пекине данные шаги были расценены как продолжение политики «окружения Китая» и прямая угроза безопасности и интересам КНР в региональном и глобальном аспектах. Необходимо было урегулирование границ.
Уже с момента распада СССР начался процесс определения границ КНР с постсоветским странами Центральной Азии. Урегулирование границ с КНР началось с подписания и ратификации пограничного соглашения в 1991 г. С годами полемика по вопросам истории формирования границы постепенно вышла из сферы межгосударственных отношений РФ и КНР.
Пограничные вопросы являются одними из чувствительных сторон внешней и внутренней политики. На осознании эмоциональной силы этого фактора и строят свою тактику во всем мире оппоненты власти в странах, которые решают пограничные проблемы. Они выводят людей на границы, провоцируя вооруженные конфликты, в которых погибают люди - жертвы амбиций политиков. По данным на 1999 год, Центра исследования международных границ Даремского университета Великобритании, в мире имели место 95 вооруженных столкновений, связанных с пограничными вопросами, что составляло 75% всех локальных конфликтов. После распада Советского Союза сложилась новая геополитическая ситуация, которая потребовала оформления ранее не существовавшей границы между Казахстаном и Китаем. Сюда же относится и желание трёх стран обеспечить национальную безопасность в условиях наращивания конфликтного потенциала региона.
Экономические факторы сыграли также большую роль в решении территориально-пограничной проблемы. События прошлого порождают разногласия в наши дни, особенно если спорная территория представляет интерес с экономической точки зрения: имеет богатые недра, источники пресной воды, выход к морю. Важны этнический и национальный факторы развития стран.
В связи с этим, тема квалификационной работы «Урегулирование территориально-пограничных споров между КНР и странами постсоветским Центральной Азии» представляется актуальной.
Проблема работы: как и на основе какой нормативно-правовой базы происходил процесс урегулирования территориально-пограничных споров между КНР и странами постсоветским Центральной Азии.
Объект настоящего исследования - территориально-пограничные споры между КНР и странами постсоветским Центральной Азии.
Предметом исследования является процесс урегулирования территориально-пограничных споров между КНР и странами постсоветским Центральной Азии.
Изучение пограничных вопросов является объектом научного анализа и публикаций исследователей в Центральной Азии, в Китае, США, России.
В отечественной научной литературе тема сотрудничества КНР и стран центральноазиатского региона поднималась в работах ведущих востоковедов: М.Л. Титаренко, С.Г. Лузянин, А.Д. Воскресенский, А.В. Лукин, А.Ф. Клименко, В.Я. Воробьев, А.Д. Богатуров, А.И. Подберезкин, Э. Габдулин и др. Исследования по большей части были призваны систематизировать роли различных акторов в региональных процессах, тогда как политика Китая в Центральной Азии становилась частью более общих исследований и теоретизирования. Полномасштабным исследованиям по проблематике можно отнести монографию В. Хлюпина «Геополитический треугольник. Казахстан - Китай - Россия. Прошлое и настоящее пограничной проблемы», которая полностью посвящена актуальным проблемам пограничного урегулирования. Мнение автора, основанное на доступной договорной базе, заключается в том, что Казахстан уступил часть собственной территории Китаю.
Исследователи из Центральной Азии рассматривают территориально-пограничные споры с КНР фрагментарно в свете развитие дипломатических отношений с КНР, в основном и применительно к своим государствам. База для проведения научных изысканий создана в Казахстанском институте стратегических исследований (КИСИ) при Президенте РК. Изучение истории региональной политики Китая встречается в работах казахстанских востоковедов Б. Турарбекова, К.Л. Сыроежкина и др. В монографии К.Л. Сыроежкин рассматривает проблему безопасности региона.
Исследования из Таджикистана представлены трудами учёных и дипломатов: Т.Н. Назарова, А.С. Сатторзоды, дипломатов Х. Зарифи, Р.К. Алимова и профессора Н.М. Мирзоева. В своих исследованиях Т.Н. Назаров подробно проанализировал сотрудничество Таджикистана со странами- участницами ШОС в сфере экономики, Х. Зарифи и А. Сатторов в своем труде всецело разобрали вопрос пограничных проблем между Таджикистаном и Китаем, Р.К. Алимов в своих исследованиях в основном концентрируется на таджикско-китайских отношениях. Работы А. Мамадазимова освящены внешнеполитической деятельности Таджикистана и многовекторной работе ШОС и её отдельным проблемам. Остальные работы центральноазиатских авторов представлены научными статьями и не носят комплексного характера.
Проблемами, по тематике близкими данному исследованию, занимались и зарубежные авторы. Одна из первых западных работ, опубликованных после распада СССР, в которой предпринята попытка сформулировать цели и задачи китайской дипломатии в регионе, стала статья Л. Харрис. Проблемы безопасности региона и участия в диалоге Китая исследовали Р. Онг и Э. Вишник. Проблемам определения границ региона и теоретизированию в рамках «старого» и «нового» регионализма посвящены работы Ф. Старра, А. Бора. В большинстве своем американские и европейские авторы предпочитают работать в рамках авторских коллективов, они характеризуются хорошей проработкой проблематики и различными подходами. Однако, данные работы могут быть использованы лишь частично, так как западная историография очень четко ориентирована на достижение внешнеполитических задач.
Среди китайских ученых также существует ряд исследователей, затрагивающих вопросы взаимодействия России и Китая в сфере региональной безопасности и ШОС, в их числе Сунь Чжуанчжи, Фэн Юйцзюнь, Лю Цзюнь, Ши Цзэ, Чэнь Юйжун, Чжэн Юй, Ли Цзиньфэн, Сунь Цзин и т.д. Попытку первого комплексного исследования региональной и трансграничной политики КНР в Центральной Азии представил в 1996 и 1999 гг. Син Гуанчэн .
К началу 2000-х гг. выделяются новые центры, формируется так называемая «шанхайская школа». Проблематикой ШОС здесь занимались Чжао Хуашэн и др. Таким образом, к 2000 году были опубликованы монографии, которые определили круг наиболее известных в своих областях китайских исследователей.
Определенный вклад в исследование истории международных отношений в Центральной Азии внесли соответствующие научные центры, сформировавшиеся за 1990-е - 2000-е гг. в Западной Сибири и на Алтае. Алтайскую востоковедческую школу, ярко представленную в работах В.А. Моисеева, В.А. Бармина отличает не только глубокая разработка проблематики российско-китайского взаимодействия в Центральной Азии в XVIII - начале XX вв., новой и новейшей истории Синьцзяна и Афганистана, но и интерес к со-временным международно-политическим и социально-экономическим реалиям Центральной Азии. В рамках сложившейся в 2000-е гг. томской востоковедческой школы выполнен ряд диссертационных исследований, посвященных современной истории международных отношений в Центральной Азии. Постоянным предметом научных интересов алтайских, томских историков и международников является проблематика торгово-экономических, гуманитарных, миграционных связей между Сибирью и Центральной Азией.
Периодическая печать представлена статьями В. Парамонова, О. Столповского ; З.М. Курбановой «Таджикистан-Китай: становление государственной границы» и др.
Таким образом, в литературе обстоятельно изучены многие отдельные аспекты и конкретные сюжеты межгосударственных и мирополитических взаимодействий, сложившихся в Центральной Азии либо непосредственно связанных с региональной проблематикой. В то же время востребованными остаются исследования, фокусирующие внимание на проблеме урегулирования территориально-пограничных споров между КНР и странами постсоветским Центральной Азии» остаётся слабоизученной.
Цель работы - изучить процесс урегулирования территориально-пограничных споров между КНР и странами постсоветским Центральной Азии.
Задачи исследования:
- охарактеризовать внешнеполитические интересы КНР в Центральной Азии в 1990-е годы;
- раскрыть внешнеполитические приоритеты в постсоветских регионах Центральной Азии и становление межрегионального сотрудничества с КНР;
- проанализировать погранично-территориальные споры между Китаем и странами Центральной Азии в постсоветской период;
- выделить этапы формирования договорно-правовой базы между КНР и странами Центральной Азии.
Методологической основой исследования являются основные общенаучные методы (анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение и аналогия), а также принципы системности и историзма.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1992 г. (установление дипломатических отношений и начальный период функционирования постсоветских стран Центральной Азии в качестве независимых государств) по 2002г., когда Пекином была подписана серия соглашений о демаркации границ с Кыргызстаном, Таджикистаном и Казахстаном.
Источниковедческую базу исследования можно разбить следующим образом:
Первая группа: соглашения и договоры, заключенные между Китаем и постсоветскими центральноазиатскими странами: Доклады, Соглашения, Договоры, Заявления и т.д., в которых отражен изучаемый период истории. Нормативные источники составляют основу для изучения процесса урегулирования территориально-пограничных споров между КНР и странами пост-советским Центральной Азии:
- Соглашение «О кыргызско-китайской государственной границе» от 1996 года. «Соглашение» было подписано в Бишкеке. В документе отражен результат процесса определения международных границ Кыргызстана с со-предельными странами. За основу были приняты документы о границе Российской и Дай цинской империй, разделившие кыргызов на две части без их согласия. По современному международному праву, не имело значения то, что во времена раздела территории своего проживания, население современного Кыргызстана, кыргызы, не были субъектом переговоров;
- «Дополнительное Соглашение о кыргызско-китайской государственной границе», подписанное 26 августа 1999 года, - это решение проблемы о точке стыка государственных границ Кыргызстана, Казахстана и Китая, Кыргызстана, Таджикистана и Китая. По Дополнительному соглашению между Кыргызской Республикой и Китайской Народной Республикой о кыргызско-китайской государственной границе 70 % спорного участка в местности Узенгу-Кууш (район перевала Бедель) перешли Кыргызстану, 30 % - Китаю. Это соглашение было подписано президентом Кыргызстана и председателем КНР 26 августа 1999 года в нашей столице Бишкеке;
- Соглашение между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой о казахстанско-китайской государственной границе (г. Алматы, 26 апреля 1994 года) . С подписанием этого документа фактически завершился длительный переговорный процесс, и граница получила юридическое оформление. Под действие соглашения подпала вся граница, за исключением двух участков - район р. Сарычильды и район перевала Чаган-Обо.
- Соглашение «О таджикско-китайской государственной границе» от 1999 г. и др. В марте 1993 г. китайский президент Ян Шанкунь и таджикский президент Э. Рахмонов опубликовали совместное заявление о признании основных принципов «взаимоотношений», последовавших за визитом таджикского лидера в Пекин. Китай в этот период претендовал на значительную часть Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО). Согласно соглашению, Таджикистан сохранял полную юрисдикцию над спорным участком в районе перевала Карзак, но уступал Китаю около 200 км другого участка близ реки Маркансу.
Важными стали договоренности о границе 1996 и 1997 гг., которые заложили основу для развития «шанхайского процесса» - ШОС. Многосторонние соглашения с высокой степенью заинтересованности китайской стороны подкреплялись договоренностями двусторонними (например, строительство нефтепровода «Казахстан-Китай» и газопровода «Центральная Азия- Китай», различные транспортные проекты и практика кредитования). Особое место занимают документы о стратегическом партнерстве с Казахстаном и Таджикистаном, они характеризуют повышение места и роли этих государств в региональной политике КНР.
Ко второй группе источников относятся высказывания официальных лиц по данной в работе проблематике: Главы правительственной комиссии по делимитации и демаркации границ Саламата Аламанова, депутата Собрания народных представителей Джамина Акималиева.
К третьей группе относятся издания периодического характера и интернет-сайты. В работе использовались материалы таких интернет-сайтов: Китайский информационный Интернет-центре , Секретариата ШОС и Региональной антитеррористической структуры ШОС, интернет-портал РИА Новости, Информационно-правовая система Кыргызской Республики «Токтом», «Центральная Азия: сегодня и завтра», Информационный портал «Время Востока», «Topnews.kg» и др.
Структура работы. Введение, две главы, заключение, список литера-туры. В первой главе раскрываются особенности политической стратегии Китая в Центральной Азии после распада СССР, а именно: внешнеполитические интересы и приоритеты КНР в Центральной Азии в 1990-е годы и становление их межрегионального сотрудничества с КНР. Вторая глава посвящена погранично-территориальным проблемам КНР с постсоветскими странами в Центральной Азии.
Для государств Центральной Азии Китай представлял собой один из полюсов в рамках многовекторной дипломатии. Он являлся также частью международных отношений в регионе и достаточно важным партнером. Со своей стороны китайская дипломатия была вынуждена сталкиваться с другими региональными акторами. Ни в китайской, ни в российской внешней политике регион не являлся приоритетным, однако его важность подчеркивалась действиями внешних сил и расширением регионального соперничества. В связи с военной операцией союзных войск НАТО в Афганистане обозначились угрозы дестабилизации, в том числе и на северо-западе КНР. В Пекине данные шаги были расценены как продолжение политики «окружения Китая» и прямая угроза безопасности и интересам КНР в региональном и глобальном аспектах. Необходимо было урегулирование границ.
Уже с момента распада СССР начался процесс определения границ КНР с постсоветским странами Центральной Азии. Урегулирование границ с КНР началось с подписания и ратификации пограничного соглашения в 1991 г. С годами полемика по вопросам истории формирования границы постепенно вышла из сферы межгосударственных отношений РФ и КНР.
Пограничные вопросы являются одними из чувствительных сторон внешней и внутренней политики. На осознании эмоциональной силы этого фактора и строят свою тактику во всем мире оппоненты власти в странах, которые решают пограничные проблемы. Они выводят людей на границы, провоцируя вооруженные конфликты, в которых погибают люди - жертвы амбиций политиков. По данным на 1999 год, Центра исследования международных границ Даремского университета Великобритании, в мире имели место 95 вооруженных столкновений, связанных с пограничными вопросами, что составляло 75% всех локальных конфликтов. После распада Советского Союза сложилась новая геополитическая ситуация, которая потребовала оформления ранее не существовавшей границы между Казахстаном и Китаем. Сюда же относится и желание трёх стран обеспечить национальную безопасность в условиях наращивания конфликтного потенциала региона.
Экономические факторы сыграли также большую роль в решении территориально-пограничной проблемы. События прошлого порождают разногласия в наши дни, особенно если спорная территория представляет интерес с экономической точки зрения: имеет богатые недра, источники пресной воды, выход к морю. Важны этнический и национальный факторы развития стран.
В связи с этим, тема квалификационной работы «Урегулирование территориально-пограничных споров между КНР и странами постсоветским Центральной Азии» представляется актуальной.
Проблема работы: как и на основе какой нормативно-правовой базы происходил процесс урегулирования территориально-пограничных споров между КНР и странами постсоветским Центральной Азии.
Объект настоящего исследования - территориально-пограничные споры между КНР и странами постсоветским Центральной Азии.
Предметом исследования является процесс урегулирования территориально-пограничных споров между КНР и странами постсоветским Центральной Азии.
Изучение пограничных вопросов является объектом научного анализа и публикаций исследователей в Центральной Азии, в Китае, США, России.
В отечественной научной литературе тема сотрудничества КНР и стран центральноазиатского региона поднималась в работах ведущих востоковедов: М.Л. Титаренко, С.Г. Лузянин, А.Д. Воскресенский, А.В. Лукин, А.Ф. Клименко, В.Я. Воробьев, А.Д. Богатуров, А.И. Подберезкин, Э. Габдулин и др. Исследования по большей части были призваны систематизировать роли различных акторов в региональных процессах, тогда как политика Китая в Центральной Азии становилась частью более общих исследований и теоретизирования. Полномасштабным исследованиям по проблематике можно отнести монографию В. Хлюпина «Геополитический треугольник. Казахстан - Китай - Россия. Прошлое и настоящее пограничной проблемы», которая полностью посвящена актуальным проблемам пограничного урегулирования. Мнение автора, основанное на доступной договорной базе, заключается в том, что Казахстан уступил часть собственной территории Китаю.
Исследователи из Центральной Азии рассматривают территориально-пограничные споры с КНР фрагментарно в свете развитие дипломатических отношений с КНР, в основном и применительно к своим государствам. База для проведения научных изысканий создана в Казахстанском институте стратегических исследований (КИСИ) при Президенте РК. Изучение истории региональной политики Китая встречается в работах казахстанских востоковедов Б. Турарбекова, К.Л. Сыроежкина и др. В монографии К.Л. Сыроежкин рассматривает проблему безопасности региона.
Исследования из Таджикистана представлены трудами учёных и дипломатов: Т.Н. Назарова, А.С. Сатторзоды, дипломатов Х. Зарифи, Р.К. Алимова и профессора Н.М. Мирзоева. В своих исследованиях Т.Н. Назаров подробно проанализировал сотрудничество Таджикистана со странами- участницами ШОС в сфере экономики, Х. Зарифи и А. Сатторов в своем труде всецело разобрали вопрос пограничных проблем между Таджикистаном и Китаем, Р.К. Алимов в своих исследованиях в основном концентрируется на таджикско-китайских отношениях. Работы А. Мамадазимова освящены внешнеполитической деятельности Таджикистана и многовекторной работе ШОС и её отдельным проблемам. Остальные работы центральноазиатских авторов представлены научными статьями и не носят комплексного характера.
Проблемами, по тематике близкими данному исследованию, занимались и зарубежные авторы. Одна из первых западных работ, опубликованных после распада СССР, в которой предпринята попытка сформулировать цели и задачи китайской дипломатии в регионе, стала статья Л. Харрис. Проблемы безопасности региона и участия в диалоге Китая исследовали Р. Онг и Э. Вишник. Проблемам определения границ региона и теоретизированию в рамках «старого» и «нового» регионализма посвящены работы Ф. Старра, А. Бора. В большинстве своем американские и европейские авторы предпочитают работать в рамках авторских коллективов, они характеризуются хорошей проработкой проблематики и различными подходами. Однако, данные работы могут быть использованы лишь частично, так как западная историография очень четко ориентирована на достижение внешнеполитических задач.
Среди китайских ученых также существует ряд исследователей, затрагивающих вопросы взаимодействия России и Китая в сфере региональной безопасности и ШОС, в их числе Сунь Чжуанчжи, Фэн Юйцзюнь, Лю Цзюнь, Ши Цзэ, Чэнь Юйжун, Чжэн Юй, Ли Цзиньфэн, Сунь Цзин и т.д. Попытку первого комплексного исследования региональной и трансграничной политики КНР в Центральной Азии представил в 1996 и 1999 гг. Син Гуанчэн .
К началу 2000-х гг. выделяются новые центры, формируется так называемая «шанхайская школа». Проблематикой ШОС здесь занимались Чжао Хуашэн и др. Таким образом, к 2000 году были опубликованы монографии, которые определили круг наиболее известных в своих областях китайских исследователей.
Определенный вклад в исследование истории международных отношений в Центральной Азии внесли соответствующие научные центры, сформировавшиеся за 1990-е - 2000-е гг. в Западной Сибири и на Алтае. Алтайскую востоковедческую школу, ярко представленную в работах В.А. Моисеева, В.А. Бармина отличает не только глубокая разработка проблематики российско-китайского взаимодействия в Центральной Азии в XVIII - начале XX вв., новой и новейшей истории Синьцзяна и Афганистана, но и интерес к со-временным международно-политическим и социально-экономическим реалиям Центральной Азии. В рамках сложившейся в 2000-е гг. томской востоковедческой школы выполнен ряд диссертационных исследований, посвященных современной истории международных отношений в Центральной Азии. Постоянным предметом научных интересов алтайских, томских историков и международников является проблематика торгово-экономических, гуманитарных, миграционных связей между Сибирью и Центральной Азией.
Периодическая печать представлена статьями В. Парамонова, О. Столповского ; З.М. Курбановой «Таджикистан-Китай: становление государственной границы» и др.
Таким образом, в литературе обстоятельно изучены многие отдельные аспекты и конкретные сюжеты межгосударственных и мирополитических взаимодействий, сложившихся в Центральной Азии либо непосредственно связанных с региональной проблематикой. В то же время востребованными остаются исследования, фокусирующие внимание на проблеме урегулирования территориально-пограничных споров между КНР и странами постсоветским Центральной Азии» остаётся слабоизученной.
Цель работы - изучить процесс урегулирования территориально-пограничных споров между КНР и странами постсоветским Центральной Азии.
Задачи исследования:
- охарактеризовать внешнеполитические интересы КНР в Центральной Азии в 1990-е годы;
- раскрыть внешнеполитические приоритеты в постсоветских регионах Центральной Азии и становление межрегионального сотрудничества с КНР;
- проанализировать погранично-территориальные споры между Китаем и странами Центральной Азии в постсоветской период;
- выделить этапы формирования договорно-правовой базы между КНР и странами Центральной Азии.
Методологической основой исследования являются основные общенаучные методы (анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение и аналогия), а также принципы системности и историзма.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1992 г. (установление дипломатических отношений и начальный период функционирования постсоветских стран Центральной Азии в качестве независимых государств) по 2002г., когда Пекином была подписана серия соглашений о демаркации границ с Кыргызстаном, Таджикистаном и Казахстаном.
Источниковедческую базу исследования можно разбить следующим образом:
Первая группа: соглашения и договоры, заключенные между Китаем и постсоветскими центральноазиатскими странами: Доклады, Соглашения, Договоры, Заявления и т.д., в которых отражен изучаемый период истории. Нормативные источники составляют основу для изучения процесса урегулирования территориально-пограничных споров между КНР и странами пост-советским Центральной Азии:
- Соглашение «О кыргызско-китайской государственной границе» от 1996 года. «Соглашение» было подписано в Бишкеке. В документе отражен результат процесса определения международных границ Кыргызстана с со-предельными странами. За основу были приняты документы о границе Российской и Дай цинской империй, разделившие кыргызов на две части без их согласия. По современному международному праву, не имело значения то, что во времена раздела территории своего проживания, население современного Кыргызстана, кыргызы, не были субъектом переговоров;
- «Дополнительное Соглашение о кыргызско-китайской государственной границе», подписанное 26 августа 1999 года, - это решение проблемы о точке стыка государственных границ Кыргызстана, Казахстана и Китая, Кыргызстана, Таджикистана и Китая. По Дополнительному соглашению между Кыргызской Республикой и Китайской Народной Республикой о кыргызско-китайской государственной границе 70 % спорного участка в местности Узенгу-Кууш (район перевала Бедель) перешли Кыргызстану, 30 % - Китаю. Это соглашение было подписано президентом Кыргызстана и председателем КНР 26 августа 1999 года в нашей столице Бишкеке;
- Соглашение между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой о казахстанско-китайской государственной границе (г. Алматы, 26 апреля 1994 года) . С подписанием этого документа фактически завершился длительный переговорный процесс, и граница получила юридическое оформление. Под действие соглашения подпала вся граница, за исключением двух участков - район р. Сарычильды и район перевала Чаган-Обо.
- Соглашение «О таджикско-китайской государственной границе» от 1999 г. и др. В марте 1993 г. китайский президент Ян Шанкунь и таджикский президент Э. Рахмонов опубликовали совместное заявление о признании основных принципов «взаимоотношений», последовавших за визитом таджикского лидера в Пекин. Китай в этот период претендовал на значительную часть Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО). Согласно соглашению, Таджикистан сохранял полную юрисдикцию над спорным участком в районе перевала Карзак, но уступал Китаю около 200 км другого участка близ реки Маркансу.
Важными стали договоренности о границе 1996 и 1997 гг., которые заложили основу для развития «шанхайского процесса» - ШОС. Многосторонние соглашения с высокой степенью заинтересованности китайской стороны подкреплялись договоренностями двусторонними (например, строительство нефтепровода «Казахстан-Китай» и газопровода «Центральная Азия- Китай», различные транспортные проекты и практика кредитования). Особое место занимают документы о стратегическом партнерстве с Казахстаном и Таджикистаном, они характеризуют повышение места и роли этих государств в региональной политике КНР.
Ко второй группе источников относятся высказывания официальных лиц по данной в работе проблематике: Главы правительственной комиссии по делимитации и демаркации границ Саламата Аламанова, депутата Собрания народных представителей Джамина Акималиева.
К третьей группе относятся издания периодического характера и интернет-сайты. В работе использовались материалы таких интернет-сайтов: Китайский информационный Интернет-центре , Секретариата ШОС и Региональной антитеррористической структуры ШОС, интернет-портал РИА Новости, Информационно-правовая система Кыргызской Республики «Токтом», «Центральная Азия: сегодня и завтра», Информационный портал «Время Востока», «Topnews.kg» и др.
Структура работы. Введение, две главы, заключение, список литера-туры. В первой главе раскрываются особенности политической стратегии Китая в Центральной Азии после распада СССР, а именно: внешнеполитические интересы и приоритеты КНР в Центральной Азии в 1990-е годы и становление их межрегионального сотрудничества с КНР. Вторая глава посвящена погранично-территориальным проблемам КНР с постсоветскими странами в Центральной Азии.
В ходе исследования политической стратегии Китая в Центральной Азии после распада СССР, а также изучения погранично-территориальных проблем КНР с постсоветскими странами в Центральной Азии нами были сделаны следующие выводы.
Центральная Азия - перспективный для Китая регион, особенно в плане природных и энергоресурсов.
Китай преследует множество экономических интересов в Центральной Азии, это развитие экономического взаимодействия в рамках стратегии «выхода за рубеж»; гарантия доступа к энергоресурсам Центральной Азии; использование территории региона, как транзита для строительства магистралей, которые будут связывать Китай с Ближним Востоком, Европой и Южной Азией, а также это содействие безопасности регионов КНР, которые имеют общую границу со странами Центральной Азии.
Китай развивает сотрудничество с Центральной Азии и придерживается независимой, самостоятельной, мирной внешней политики. В отношении соседних регионов Китай выступает в качестве дружественного партнера. В приоритете страны - четыре стратегических направления: безопасность, энергетика, торговля, культурное сотрудничество. сохранение добрососедства и дружбы и укрепление политического взаимодоверия; наращивание взаимодействия в области безопасности и обеспечение стабильности в регион.
После распада Советского Союза общую границу с Китаем, протяженностью три тысячи километров, имеют Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Исторически границы формировались в результате вооруженных действий, поэтому для стран очень важна безопасность границ. Структура безопасности на границах России, Китая, Казахстана, Таджикистана и Киргизии складывается исходя из документов Шанхайской Организации Сотрудничества и других соглашений.
На глобальном уровне для КНР отношения с пограничными государствами имеют второстепенное значение. Первостепенное значение имеют отношения с США и другими развитыми странами. Однако на региональном уровне этим отношениям отводится приоритетная роль, что еще раз подтверждается сотрудничеством в рамках ШОС, а также серией соглашений.
Для государств Центральной Азии отношения с КНР и на глобальном и на региональном уровне имеют первостепенное значение. КНР является одним из «полюсов силы».
Нормативно-правовой базой урегулирования пограничных вопросов между КНР и постсоветскими странами Центральной Азии стали Соглашения между республиками и КНР. Начиная с 1992 года достигнутые договоренности в целом позитивно стимулировали процесс урегулирования пограничных вопросов между Китаем и граничащими с ним центрально-азиатскими государствами.
Документы, относящиеся к пограничному урегулированию, практически поставили точку в долгосрочном процессе урегулирования пограничного вопроса между странами, который довольно остро стоял еще во времена СССР.
Центральная Азия - перспективный для Китая регион, особенно в плане природных и энергоресурсов.
Китай преследует множество экономических интересов в Центральной Азии, это развитие экономического взаимодействия в рамках стратегии «выхода за рубеж»; гарантия доступа к энергоресурсам Центральной Азии; использование территории региона, как транзита для строительства магистралей, которые будут связывать Китай с Ближним Востоком, Европой и Южной Азией, а также это содействие безопасности регионов КНР, которые имеют общую границу со странами Центральной Азии.
Китай развивает сотрудничество с Центральной Азии и придерживается независимой, самостоятельной, мирной внешней политики. В отношении соседних регионов Китай выступает в качестве дружественного партнера. В приоритете страны - четыре стратегических направления: безопасность, энергетика, торговля, культурное сотрудничество. сохранение добрососедства и дружбы и укрепление политического взаимодоверия; наращивание взаимодействия в области безопасности и обеспечение стабильности в регион.
После распада Советского Союза общую границу с Китаем, протяженностью три тысячи километров, имеют Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Исторически границы формировались в результате вооруженных действий, поэтому для стран очень важна безопасность границ. Структура безопасности на границах России, Китая, Казахстана, Таджикистана и Киргизии складывается исходя из документов Шанхайской Организации Сотрудничества и других соглашений.
На глобальном уровне для КНР отношения с пограничными государствами имеют второстепенное значение. Первостепенное значение имеют отношения с США и другими развитыми странами. Однако на региональном уровне этим отношениям отводится приоритетная роль, что еще раз подтверждается сотрудничеством в рамках ШОС, а также серией соглашений.
Для государств Центральной Азии отношения с КНР и на глобальном и на региональном уровне имеют первостепенное значение. КНР является одним из «полюсов силы».
Нормативно-правовой базой урегулирования пограничных вопросов между КНР и постсоветскими странами Центральной Азии стали Соглашения между республиками и КНР. Начиная с 1992 года достигнутые договоренности в целом позитивно стимулировали процесс урегулирования пограничных вопросов между Китаем и граничащими с ним центрально-азиатскими государствами.
Документы, относящиеся к пограничному урегулированию, практически поставили точку в долгосрочном процессе урегулирования пограничного вопроса между странами, который довольно остро стоял еще во времена СССР.
Подобные работы
- Внешняя политика Китая в Центральной Азии
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2020 - Стратегии государств в Центральноазиатском регионе: внутренние и внешние вызовы (Сыктывкарский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2020 - Российско-китайское сотрудничество в рамках ШОС (Российский Университет Дружбы Народов)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025



