Стратагемность китайского мышления как фактор развития современного Китая (80-е гг. XX в. - начало XXI в.)
|
Аннотация 3
Введение 5
Глава 1. Стратагемность как основа китайского мышления 14
1.1. Понятия «стратагемность» и «стратагема» 14
1.2. Формирование китайского менталитета и стратагемность 33
Глава 2. Стратагемность как фактор реформ КНР 1980-х гг 46
2.1. Влияние стратагемности на процесс осуществления реформ 1980-х гг.
2.2. Проявление стратагемности в развитии КНР в начале XXI в 55
Заключение 66
Список литературы и источников:
Введение 5
Глава 1. Стратагемность как основа китайского мышления 14
1.1. Понятия «стратагемность» и «стратагема» 14
1.2. Формирование китайского менталитета и стратагемность 33
Глава 2. Стратагемность как фактор реформ КНР 1980-х гг 46
2.1. Влияние стратагемности на процесс осуществления реформ 1980-х гг.
2.2. Проявление стратагемности в развитии КНР в начале XXI в 55
Заключение 66
Список литературы и источников:
Актуальность исследования. Стремительный экономический рост Китайской Народной Республики, находящейся в состоянии глубокого экономического кризиса к началу 80-х гг. XX в., вызывает не только научный, но и обывательский интерес и восхищение, что отражается в возникновении такой формулировки для стремительной модернизации Китая, как «китайское экономическое чудо». Проведенные экономические реформы привели к повышению международного статуса Китайской Народной Республики, в настоящее время Китай является одним из самых мощных государств, и по прогнозам экономистов, в ближайшее десятилетие Китай обгонит США по объему ВВП и станет первой экономикой мира, что превратит его в экономического гегемона планеты. Основными факторами успеха реформ в Китае являются всестороннее изучение экономического опыта Японии и Г ермании, экономика которых была разрушена после Второй мировой войны 1941-1945 гг., опыта социалистических стран, в том числе модели сочетания плана и рынка (в СССР, Польше, Венгрии, Чехии, Югославии), и на основе этих исследований - разработка собственной модели экономического развития; внедрение элементов рынка при сохранении социалистической системы. Однако при объективной значимости материальных факторов успеха реформ, конкретных практических действий и предприятий, нельзя недооценивать и нематериальные факторы реформ, их культурный аспект. Внедрение рыночных элементов проводилось и в других социалистических странах, в том числе и в СССР, но, как показывает история, Советский Союз не смог преуспеть в данном эксперименте, в то время как Китай, в отличие от распавшегося СССР, к настоящему времени является одной из ведущих держав мира. Особенности исторического развития китайской цивилизации не могли не отразиться на менталитете нации, особенности мышления которой также можно считать одним из факторов, влияющих на развитие Китая. Опыт становления экономически мощной державы вызывает научный интерес ученых всех стран, чем обуславливается актуальность данной работы, в которой будет рассмотрен культурный аспект реформ, а именно: влияние феномена стратагемности китайского мышления на осуществление реформ и на их результаты.
Таким образом, стратагемность мышления китайской цивилизации представляет собой объект настоящего исследования, в то время как предметом исследования будет являться роль и место стратагемности в развитии современного Китая (80-е гг. XX в. - начало XXI в.).
Историография проблемы. Данная тема имеет достаточно разнообразную историографию в том случае, если мы говорим об отдельном изучении стратагемности как культурного феномена и китайских реформах как политико-экономического феномена, однако, что касается их смежного изучения, то степень научной разработанности данной проблемы крайне низка.
В настоящее время существует очень много работ, посвященных развитию современного Китая. Для данного исследования интерес представляют работы, посвященные политике, экономике и идеологии Китая, начиная с 1980-х гг., так как перечисленные сферы оказывают определяющее влияние на развитие любого государства.
Основной работой, содержащей информацию о состоянии Китая к концу 70-х гг. ХХ в., о политическом развитии, об экономических реформах является книга Р. Медведева «Подъем Китая».
Среди статей, посвященных современной политике Китая, стоит отметить статью А.Д. Воскресенского, так как в ней показаны основные изменения политической системы и государственного аппарата Китая после реформ 1980-х гг.
В статьях Чжан Чжифена и Д-Б.О. Регзеновой подробно анализируются экономические реформы 1980-х гг., содержатся обширные статистические и аналитические данные о реформах Дэн Сяопина.
Экономическое состояние Китая начала XXI в. анализируют в своих статьях С.А. Влазнева и В.И. Кузнецов. В них содержится информация об изменениях и достижениях в экономике Китая в начале XXI в., а также прогнозы по дальнейшему ее развитию. Из иностранной литературы в этой области можно отметить работу китайского ученого Ван Хуайчао.
Идеологический аспект развития современного Китая отражен в статьях Ю. Феоктистова, А.А. Косорукова, Чжао Цзяньина. Ю. Феоктистов исследовал эволюцию подходов руководства Китая к модернизации за тридцатилетний период с 1978 г. по 2008 г., а в статье Чжао Цзяньина логически продолжает рассматриваться изменение подходов до 2018 г., в то время как А.А. Косоруков в своей статье рассказывает об изменениях внешнеполитической стратегии Китая до первого десятилетия ХХ в.
Вышеперечисленные статьи позволяют составить комплексное представление о процессе развития Китая с начала 80-х гг. ХХ в.
Стратагемность как феномен китайской культуры начали активно изучать сравнительно недавно, базовым трудом по изучению стратагем и стратагемности мышления китайцев является работа Харро фон Зенгера «36 стратагем: о китайском искусстве жить и выживать». Проделав колоссальный труд длинною в 15 лет, изучая китайские издания по культуре Китая, содержащие сведения о стратагемах, древнекитайские тексты, а также японские, вьетнамские и южнокорейские публикации, Харро фон Зенгер в 1988 г. в Швейцарии опубликовал свою монографию о китайских стратагемах, которая уже к началу 1990-х гг. стала бестселлером европейской синологии. В своем труде Харро фон Зенгер расшифровывал значения стратагем с помощью многочисленных примеров их применения в разные периоды истории. Кроме примеров из истории Китая, работа содержит также примеры применения стратагем и в истории (древней и современной) других государств, что позволяет говорить о том, что стратагемы применялись и другими народами в том числе.
Интерес представляет также труд российского ученого В.В. Малявина, который перевел древнекитайский канон «Тридцать шесть стратагем» . Его работа включает не только список стратагем и их расшифровку, но также цитаты, разъясняющие смысл стратагем терминами «Книги перемен» и комментарий, содержащий примеры прецедентов стратагем в истории.
Новая концепция озвучена в работе А.И. Воеводина «Стратагемы - стратегии войны, манипуляции, обмана» , который изучал стратагемы одновременно с В.В. Малявиным. В своей работе он стремится не только раскрыть сущность стратагем, но и показать, как они работают на практике. Более того, он включает в список стратагем, помимо основных тридцати шести, еще двадцать дополнительных стратагем и восемь антистратагем.
После того, как работы по китайским стратагемам были изучены широким кругом исследователей, появилось большое количество статей, посвященных стратагемам и стратагемности. Исследования Н.М. Катковой, В.С. Мясникова, Т.А. Еремкиной рассматривают истоки формирования стратагемности мышления китайской цивилизации, а также уже начинают позиционировать стратагемность как одну из базовых характеристик китайского менталитета.
Стратагемы, как базовые принципы поведения, существующие в менталитете каждого китайца, не могут не оказывать влияние на разные сферы жизни китайского народа - от небольших, бытовых действий, до дел государственного масштаба, вследствие чего ученые начали рассматривать влияние стратагемности на разные сферы жизнедеятельности общества.
Одновременно с Харро фон Зенгером и независимо от него на китайские стратагемы обратил внимание и отечественный синолог В.С. Мясников, который впоследствии написал предисловие к русскому изданию монографии Харро фон Зенгера. В работе «Империя Цин и Русское государство в XVII в.» В.С. Мясников уже рассматривал стратагемы как культурную особенность, влияющую на китайскую политику, а именно на проявление стратагемности в сфере китайской дипломатии.
Н.А. Богданова в своей статье так же, как и В.С. Мясников, рассматривает влияние стратагемности на ведение Китаем дипломатии, но если В.С. Мясников рассматривал данный аспект в контексте истории взаимоотношений Цинской империи с Россией в XVII в., то Н.А. Богданова подходит к этому вопросу с теоретической точки зрения, приводя отдельные сюжеты из истории.
Проявление стратагемности во внешней политике Китая так же рассматривается в статье Ю.А. Ишутиной. Ю.А. Ишутина рассматривает стратегию поведения Китая на международной арене, главным образом - в азиатском регионе, а также проявление стратагемности в региональной политике Китая.
Применение стратагем во внешней политике стало предметом исследования Е.Н. Курьяновой. В своей статье она также рассматривала стратагемы, которые применяет КНР при ведении внешней политики в конкретных исторических периодах и с разными странами (например, по отношению к США в 70-80-е гг. ХХ в., к Африканским странам в период первого десятилетия XXI в. и другие).
Историография настоящей проблемы показывает, что перечисленные выше исследования носят описательный характер и нет комплексного исследования, посвященного влиянию стратагемности мышления китайцев как базовой характеристики китайского менталитета на осуществление ими политики и экономики страны, которые главным образом задают основной вектор развития государства, что определяет основную цель данной работы.
Цель исследования: проанализировать влияние стратагемности мышления китайской цивилизации на развитие Китая в конце XX в. - начале XXI в.
В соответствии с сформулированной целью, необходимо решить следующие задачи:
1) охарактеризовать понятие стратагемности китайской
цивилизации
2) проанализировать идеологическую основу реформ 80-х гг. XX в.
3) проследить влияние стратагемности китайского мышления на процесс преобразований с 80-х гг. ХХ в.
4) определить роль стратагемности в развитии современного Китая
Хронологические и территориальные рамки. Хронологические рамки исследования охватывают период с 80-х гг. ХХ в. до начала XXI столетия, так как именно реформы 1980-х гг. стали отправной точкой успешного развития современного Китая. Однако, логика исследования также требует обращения к более ранним периодам истории Китая, когда стратагемность как феномен получила свое становление и развитие. Территориальные рамки исследования охватывают территорию Китайской Народной Республики.
Источниковую базу исследования составляют делопроизводственные и повествовательные источники.
К делопроизводственным источникам относятся политические планы китайских лидеров, отраженные в их речах и докладах с выступлений на съездах КПК, а также экономические планы, представленные китайскими пятилетками на современном этапе. Данные материалы позволят проанализировать основные векторы направления развития Китая, начиная с 80-х гг. ХХ в., а также по итогам проведенных пятилеток оценить получившиеся результаты.
Повествовательные источники представлены летописями Сыма Цяня «Шицзи» и Сяо Цзысяна «Наньци шу», а также китайскими философскими трактатами «Тридцать шесть стратагем», «Сунь-цзы бинфа», «Сунь-бинь бинфа». Данные источники позволяют решить одну из поставленных задач работы, а именно: рассмотреть феномен стратагемности китайского мышления, раскрыть значение понятия «стратагемность» и дать ему определение, которое будет использоваться в качестве базового при поиске признаков его влияния на развитие современного Китая и оценке влияния в целом. Другими источниками, позволяющими дополнить значение стратагемности мышления китайцев являются также европейские древнефилософские труды Секста Юлия Фронтина и Полиэна.
В целом представленная источниковая база выглядит репрезентативной и позволяет решить поставленную в данной работе цель.
Методологической базой исследования являются основные принципы цивилизационного подхода, представленные работами русского мыслителя Н.В. Данилевского, английского историка А. Тойнби и немецкого философа О. Шпенглера. Влияние стратагемности на ход реформ и современное развитие Китая мы рассматриваем именно как отличительную черту китайского менталитета, как особенность китайской цивилизации. Такой подход поможет определить роль стратагемности в политической линии Китая и осуществляемых преобразованиях с 80-х гг. XX в. до настоящего времени. Другим основополагающим принципом исследования является принцип детерминизма, обуславливающий наличие причинно-следственных связей всех явлений действительности. В контексте цивилизационного подхода будут применяться такие общенаучные методы исследования, как анализ, синтез, системный метод и метод индукции. С помощью метода «анализ» мы рассмотрим основные положения трактата «Тридцать шесть стратагем», рассмотрим реформы 1980-х гг. и их результаты, рассмотрим факт влияния стратагемности на ход реформ; с помощью «синтеза» обобщим проанализированные данные; «системный метод», «метод индукции»: на основе изученных фактов сформулируем конечный вывод: оказала ли стратагемность влияние на успех китайских реформ 80-х гг. XX в. и оказывает ли влияние на развитие Китая в настоящее время. Кроме общенаучных методов будет также использоваться исторические методы исследования, такие как: принцип историзма и типологический метод. «Принцип историзма» подразумевает рассмотрение зарождения и становления феномена стратагемности, а также влияние на его становление других факторов. «Типологический метод» поможет установить на основании повторяющихся моделей поведения определенный тип мышления китайской нации, обуславливающий успех проведения модернизации Китая.
Сведения об апробации исследования. Промежуточные результаты исследования были представлены на VII Региональной конференции «Мой выбор - НАУКА!» (Барнаул, 23 апреля 2020 г.), тема доклада: «36 китайских стратагем: структура и характеристика», а также на IX Региональной молодежной конференции «Мой выбор - НАУКА!» (Барнаул, 21 апреля 2022 г.), тема доклада: «Стратагемность в китайских религиозно-философских учениях».
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих по два подпункта, и заключения.
Глава 1 посвящена анализу такого феномена, как «стратагемность». В пункте 1.1. дана характеристика трактата «Тридцать шесть стратагем», даны определения понятиям «стратагема» и «стратагемность», а также расшифровка 36-ти стратагем. В пункте 1.2. исследуется влияние разных факторов развития китайской цивилизации на становление стратагемности мышления китайцев (например, географическое положение, религиозно-философские учения, социальные устои и другие).
Глава 2 посвящена исследованию влияния стратагемности мышления китайцев на развитие КНР на современном этапе. В пункте 2.1. рассматриваются реформы с 1980-х гг. и до конца ХХ в., а в пункте 2.1. - преобразования начала XXI в. с точки зрения стратагемности мышления китайских руководителей. Приводятся как примеры применения конкретных стратагем, так и в целом примеры влияния стратагемности на формулировки китайских руководителей и на политические действия
Таким образом, стратагемность мышления китайской цивилизации представляет собой объект настоящего исследования, в то время как предметом исследования будет являться роль и место стратагемности в развитии современного Китая (80-е гг. XX в. - начало XXI в.).
Историография проблемы. Данная тема имеет достаточно разнообразную историографию в том случае, если мы говорим об отдельном изучении стратагемности как культурного феномена и китайских реформах как политико-экономического феномена, однако, что касается их смежного изучения, то степень научной разработанности данной проблемы крайне низка.
В настоящее время существует очень много работ, посвященных развитию современного Китая. Для данного исследования интерес представляют работы, посвященные политике, экономике и идеологии Китая, начиная с 1980-х гг., так как перечисленные сферы оказывают определяющее влияние на развитие любого государства.
Основной работой, содержащей информацию о состоянии Китая к концу 70-х гг. ХХ в., о политическом развитии, об экономических реформах является книга Р. Медведева «Подъем Китая».
Среди статей, посвященных современной политике Китая, стоит отметить статью А.Д. Воскресенского, так как в ней показаны основные изменения политической системы и государственного аппарата Китая после реформ 1980-х гг.
В статьях Чжан Чжифена и Д-Б.О. Регзеновой подробно анализируются экономические реформы 1980-х гг., содержатся обширные статистические и аналитические данные о реформах Дэн Сяопина.
Экономическое состояние Китая начала XXI в. анализируют в своих статьях С.А. Влазнева и В.И. Кузнецов. В них содержится информация об изменениях и достижениях в экономике Китая в начале XXI в., а также прогнозы по дальнейшему ее развитию. Из иностранной литературы в этой области можно отметить работу китайского ученого Ван Хуайчао.
Идеологический аспект развития современного Китая отражен в статьях Ю. Феоктистова, А.А. Косорукова, Чжао Цзяньина. Ю. Феоктистов исследовал эволюцию подходов руководства Китая к модернизации за тридцатилетний период с 1978 г. по 2008 г., а в статье Чжао Цзяньина логически продолжает рассматриваться изменение подходов до 2018 г., в то время как А.А. Косоруков в своей статье рассказывает об изменениях внешнеполитической стратегии Китая до первого десятилетия ХХ в.
Вышеперечисленные статьи позволяют составить комплексное представление о процессе развития Китая с начала 80-х гг. ХХ в.
Стратагемность как феномен китайской культуры начали активно изучать сравнительно недавно, базовым трудом по изучению стратагем и стратагемности мышления китайцев является работа Харро фон Зенгера «36 стратагем: о китайском искусстве жить и выживать». Проделав колоссальный труд длинною в 15 лет, изучая китайские издания по культуре Китая, содержащие сведения о стратагемах, древнекитайские тексты, а также японские, вьетнамские и южнокорейские публикации, Харро фон Зенгер в 1988 г. в Швейцарии опубликовал свою монографию о китайских стратагемах, которая уже к началу 1990-х гг. стала бестселлером европейской синологии. В своем труде Харро фон Зенгер расшифровывал значения стратагем с помощью многочисленных примеров их применения в разные периоды истории. Кроме примеров из истории Китая, работа содержит также примеры применения стратагем и в истории (древней и современной) других государств, что позволяет говорить о том, что стратагемы применялись и другими народами в том числе.
Интерес представляет также труд российского ученого В.В. Малявина, который перевел древнекитайский канон «Тридцать шесть стратагем» . Его работа включает не только список стратагем и их расшифровку, но также цитаты, разъясняющие смысл стратагем терминами «Книги перемен» и комментарий, содержащий примеры прецедентов стратагем в истории.
Новая концепция озвучена в работе А.И. Воеводина «Стратагемы - стратегии войны, манипуляции, обмана» , который изучал стратагемы одновременно с В.В. Малявиным. В своей работе он стремится не только раскрыть сущность стратагем, но и показать, как они работают на практике. Более того, он включает в список стратагем, помимо основных тридцати шести, еще двадцать дополнительных стратагем и восемь антистратагем.
После того, как работы по китайским стратагемам были изучены широким кругом исследователей, появилось большое количество статей, посвященных стратагемам и стратагемности. Исследования Н.М. Катковой, В.С. Мясникова, Т.А. Еремкиной рассматривают истоки формирования стратагемности мышления китайской цивилизации, а также уже начинают позиционировать стратагемность как одну из базовых характеристик китайского менталитета.
Стратагемы, как базовые принципы поведения, существующие в менталитете каждого китайца, не могут не оказывать влияние на разные сферы жизни китайского народа - от небольших, бытовых действий, до дел государственного масштаба, вследствие чего ученые начали рассматривать влияние стратагемности на разные сферы жизнедеятельности общества.
Одновременно с Харро фон Зенгером и независимо от него на китайские стратагемы обратил внимание и отечественный синолог В.С. Мясников, который впоследствии написал предисловие к русскому изданию монографии Харро фон Зенгера. В работе «Империя Цин и Русское государство в XVII в.» В.С. Мясников уже рассматривал стратагемы как культурную особенность, влияющую на китайскую политику, а именно на проявление стратагемности в сфере китайской дипломатии.
Н.А. Богданова в своей статье так же, как и В.С. Мясников, рассматривает влияние стратагемности на ведение Китаем дипломатии, но если В.С. Мясников рассматривал данный аспект в контексте истории взаимоотношений Цинской империи с Россией в XVII в., то Н.А. Богданова подходит к этому вопросу с теоретической точки зрения, приводя отдельные сюжеты из истории.
Проявление стратагемности во внешней политике Китая так же рассматривается в статье Ю.А. Ишутиной. Ю.А. Ишутина рассматривает стратегию поведения Китая на международной арене, главным образом - в азиатском регионе, а также проявление стратагемности в региональной политике Китая.
Применение стратагем во внешней политике стало предметом исследования Е.Н. Курьяновой. В своей статье она также рассматривала стратагемы, которые применяет КНР при ведении внешней политики в конкретных исторических периодах и с разными странами (например, по отношению к США в 70-80-е гг. ХХ в., к Африканским странам в период первого десятилетия XXI в. и другие).
Историография настоящей проблемы показывает, что перечисленные выше исследования носят описательный характер и нет комплексного исследования, посвященного влиянию стратагемности мышления китайцев как базовой характеристики китайского менталитета на осуществление ими политики и экономики страны, которые главным образом задают основной вектор развития государства, что определяет основную цель данной работы.
Цель исследования: проанализировать влияние стратагемности мышления китайской цивилизации на развитие Китая в конце XX в. - начале XXI в.
В соответствии с сформулированной целью, необходимо решить следующие задачи:
1) охарактеризовать понятие стратагемности китайской
цивилизации
2) проанализировать идеологическую основу реформ 80-х гг. XX в.
3) проследить влияние стратагемности китайского мышления на процесс преобразований с 80-х гг. ХХ в.
4) определить роль стратагемности в развитии современного Китая
Хронологические и территориальные рамки. Хронологические рамки исследования охватывают период с 80-х гг. ХХ в. до начала XXI столетия, так как именно реформы 1980-х гг. стали отправной точкой успешного развития современного Китая. Однако, логика исследования также требует обращения к более ранним периодам истории Китая, когда стратагемность как феномен получила свое становление и развитие. Территориальные рамки исследования охватывают территорию Китайской Народной Республики.
Источниковую базу исследования составляют делопроизводственные и повествовательные источники.
К делопроизводственным источникам относятся политические планы китайских лидеров, отраженные в их речах и докладах с выступлений на съездах КПК, а также экономические планы, представленные китайскими пятилетками на современном этапе. Данные материалы позволят проанализировать основные векторы направления развития Китая, начиная с 80-х гг. ХХ в., а также по итогам проведенных пятилеток оценить получившиеся результаты.
Повествовательные источники представлены летописями Сыма Цяня «Шицзи» и Сяо Цзысяна «Наньци шу», а также китайскими философскими трактатами «Тридцать шесть стратагем», «Сунь-цзы бинфа», «Сунь-бинь бинфа». Данные источники позволяют решить одну из поставленных задач работы, а именно: рассмотреть феномен стратагемности китайского мышления, раскрыть значение понятия «стратагемность» и дать ему определение, которое будет использоваться в качестве базового при поиске признаков его влияния на развитие современного Китая и оценке влияния в целом. Другими источниками, позволяющими дополнить значение стратагемности мышления китайцев являются также европейские древнефилософские труды Секста Юлия Фронтина и Полиэна.
В целом представленная источниковая база выглядит репрезентативной и позволяет решить поставленную в данной работе цель.
Методологической базой исследования являются основные принципы цивилизационного подхода, представленные работами русского мыслителя Н.В. Данилевского, английского историка А. Тойнби и немецкого философа О. Шпенглера. Влияние стратагемности на ход реформ и современное развитие Китая мы рассматриваем именно как отличительную черту китайского менталитета, как особенность китайской цивилизации. Такой подход поможет определить роль стратагемности в политической линии Китая и осуществляемых преобразованиях с 80-х гг. XX в. до настоящего времени. Другим основополагающим принципом исследования является принцип детерминизма, обуславливающий наличие причинно-следственных связей всех явлений действительности. В контексте цивилизационного подхода будут применяться такие общенаучные методы исследования, как анализ, синтез, системный метод и метод индукции. С помощью метода «анализ» мы рассмотрим основные положения трактата «Тридцать шесть стратагем», рассмотрим реформы 1980-х гг. и их результаты, рассмотрим факт влияния стратагемности на ход реформ; с помощью «синтеза» обобщим проанализированные данные; «системный метод», «метод индукции»: на основе изученных фактов сформулируем конечный вывод: оказала ли стратагемность влияние на успех китайских реформ 80-х гг. XX в. и оказывает ли влияние на развитие Китая в настоящее время. Кроме общенаучных методов будет также использоваться исторические методы исследования, такие как: принцип историзма и типологический метод. «Принцип историзма» подразумевает рассмотрение зарождения и становления феномена стратагемности, а также влияние на его становление других факторов. «Типологический метод» поможет установить на основании повторяющихся моделей поведения определенный тип мышления китайской нации, обуславливающий успех проведения модернизации Китая.
Сведения об апробации исследования. Промежуточные результаты исследования были представлены на VII Региональной конференции «Мой выбор - НАУКА!» (Барнаул, 23 апреля 2020 г.), тема доклада: «36 китайских стратагем: структура и характеристика», а также на IX Региональной молодежной конференции «Мой выбор - НАУКА!» (Барнаул, 21 апреля 2022 г.), тема доклада: «Стратагемность в китайских религиозно-философских учениях».
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих по два подпункта, и заключения.
Глава 1 посвящена анализу такого феномена, как «стратагемность». В пункте 1.1. дана характеристика трактата «Тридцать шесть стратагем», даны определения понятиям «стратагема» и «стратагемность», а также расшифровка 36-ти стратагем. В пункте 1.2. исследуется влияние разных факторов развития китайской цивилизации на становление стратагемности мышления китайцев (например, географическое положение, религиозно-философские учения, социальные устои и другие).
Глава 2 посвящена исследованию влияния стратагемности мышления китайцев на развитие КНР на современном этапе. В пункте 2.1. рассматриваются реформы с 1980-х гг. и до конца ХХ в., а в пункте 2.1. - преобразования начала XXI в. с точки зрения стратагемности мышления китайских руководителей. Приводятся как примеры применения конкретных стратагем, так и в целом примеры влияния стратагемности на формулировки китайских руководителей и на политические действия
Таким образом, мы пришли к выводу, что стратагемность оказывает большое влияние на развитие Китая, что доказывает, что духовная культура, как душа каждой цивилизации, продолжает жить в современном мире в той или иной форме, вопрос лишь заключается в востребованности достижений цивилизации в настоящее время. И стратагемность мышления - один из важных инструментов достижения поставленных целей, именно поэтому она сейчас востребована во всех сферах жизни китайского общества.
Стратагемность - это результат тысячелетий развития китайской цивилизации и китайской философии, ставший особенностью национальной психологии и культуры Китая; это тактическое искусство мышления, действующего по принципам расчета, оценки ситуации и выбора наиболее оптимального действия при решении какой-либо проблемы с максимальным извлечением выгоды и минимальной затратой ресурсов.
Стратагемность оказала большое влияние на начальный этап проведения реформ в 80-х гг., что проявилось, например, в таких формулировках Дэн Сяопина, как «действовать, исходя из реальных условий» и «переходить реку, нащупывая камни», так как стратагемность исходит из важности учета объективных условий окружающей среды и знания своих возможностей и ресурсов. Кроме того, выдвинутая концепция «социализма с китайской спецификой» соотносится со стратагемой №25 «Выкрасть балки и подменить колонны, не передвигая дома», где «домом» является «социалистический строй», а «балки» и «колонны» - это сочетающиеся в китайском управлении рыночные и плановые элементы. Внедрение рыночных элементов в командно-административную систему соотносится со стратагемой №16 - «Если хочешь поймать, сначала отпусти». Тезисы Дэн Сяопина, направленные на сужение деятельности во внешней политике (хладнокровно наблюдать, укреплять позиции, уверенно реагировать на изменения, скрывать свои возможности, не привлекать к себе внимания, никогда не становиться лидером, делать конкретные дела) соотносятся со стратагемами №4 «В покое ожидать утомленного врага» и №9 «Наблюдать за огнем с противоположного берега». Эти и другие примеры применения стратагем в политической риторике и экономических преобразованиях Китая в конце ХХ в. говорит о широком влиянии стратагемности мышления китайцев на процесс развития китайского государства.
Стратагемность мышления в большей степени проявляется в ведении внешней политики Китая, так как стратагемы изначально возникли как часть военного искусства, направленного против врагов государства, и только потом распространилась и на другие сферы жизни общества. Ведение китайцами внешней политики в начале XXI в. соотносится с выдвинутой концепцией «мягкой силы», которая является непосредственным явлением стратагемности китайской политики, так как главным образом опирается как раз на непрямые действия с целью достижения собственных целей. «Мягкая сила» - это стратагемное воздействие, не уступающее по эффективности военным методам и методам принуждения, и даже наоборот, - превосходящее «жесткую силу». Политика «мягкой силы», проявляется, например, в выдвинутой Си Цзиньпином концепции «Один пояс - один путь».
Политика «мягкой силы» Китая и стратагемность в сочетании с внутренними преобразованиями имели огромный успех - Китай стабильно развивается, а его роль в международных отношениях стремительно растет.
Роль Китая на международной арене значительно возросла по сравнению с серединой XX в., Китай стал одним из значимых мировых полюсов, одной из ведущих держав международного сообщества. Китаю удалось, согласно стратагеме №30 «Превратить роль гостя в роль хозяина», будучи «гостем» на протяжении XX в., Китай стал признанным «хозяином» в XXI в. Китай сейчас - одно из государств, определяющих международный порядок, что позволяет ему создавать мировую систему в соответствии с его национальными интересами. Стратагемные принципы ведения политики, как внутренней, так и внешней, широко используются китайским руководством и способствуют успешному развитию Китая. Стратагемность мышления, как отличительная особенность китайской цивилизации, широко применяется в настоящее время китайским обществом на всех уровнях - от государственного до бытового, так как стратагемный подход к жизни и ведению любых дел обеспечивает успешное достижение поставленных целей.
Стратагемность - это результат тысячелетий развития китайской цивилизации и китайской философии, ставший особенностью национальной психологии и культуры Китая; это тактическое искусство мышления, действующего по принципам расчета, оценки ситуации и выбора наиболее оптимального действия при решении какой-либо проблемы с максимальным извлечением выгоды и минимальной затратой ресурсов.
Стратагемность оказала большое влияние на начальный этап проведения реформ в 80-х гг., что проявилось, например, в таких формулировках Дэн Сяопина, как «действовать, исходя из реальных условий» и «переходить реку, нащупывая камни», так как стратагемность исходит из важности учета объективных условий окружающей среды и знания своих возможностей и ресурсов. Кроме того, выдвинутая концепция «социализма с китайской спецификой» соотносится со стратагемой №25 «Выкрасть балки и подменить колонны, не передвигая дома», где «домом» является «социалистический строй», а «балки» и «колонны» - это сочетающиеся в китайском управлении рыночные и плановые элементы. Внедрение рыночных элементов в командно-административную систему соотносится со стратагемой №16 - «Если хочешь поймать, сначала отпусти». Тезисы Дэн Сяопина, направленные на сужение деятельности во внешней политике (хладнокровно наблюдать, укреплять позиции, уверенно реагировать на изменения, скрывать свои возможности, не привлекать к себе внимания, никогда не становиться лидером, делать конкретные дела) соотносятся со стратагемами №4 «В покое ожидать утомленного врага» и №9 «Наблюдать за огнем с противоположного берега». Эти и другие примеры применения стратагем в политической риторике и экономических преобразованиях Китая в конце ХХ в. говорит о широком влиянии стратагемности мышления китайцев на процесс развития китайского государства.
Стратагемность мышления в большей степени проявляется в ведении внешней политики Китая, так как стратагемы изначально возникли как часть военного искусства, направленного против врагов государства, и только потом распространилась и на другие сферы жизни общества. Ведение китайцами внешней политики в начале XXI в. соотносится с выдвинутой концепцией «мягкой силы», которая является непосредственным явлением стратагемности китайской политики, так как главным образом опирается как раз на непрямые действия с целью достижения собственных целей. «Мягкая сила» - это стратагемное воздействие, не уступающее по эффективности военным методам и методам принуждения, и даже наоборот, - превосходящее «жесткую силу». Политика «мягкой силы», проявляется, например, в выдвинутой Си Цзиньпином концепции «Один пояс - один путь».
Политика «мягкой силы» Китая и стратагемность в сочетании с внутренними преобразованиями имели огромный успех - Китай стабильно развивается, а его роль в международных отношениях стремительно растет.
Роль Китая на международной арене значительно возросла по сравнению с серединой XX в., Китай стал одним из значимых мировых полюсов, одной из ведущих держав международного сообщества. Китаю удалось, согласно стратагеме №30 «Превратить роль гостя в роль хозяина», будучи «гостем» на протяжении XX в., Китай стал признанным «хозяином» в XXI в. Китай сейчас - одно из государств, определяющих международный порядок, что позволяет ему создавать мировую систему в соответствии с его национальными интересами. Стратагемные принципы ведения политики, как внутренней, так и внешней, широко используются китайским руководством и способствуют успешному развитию Китая. Стратагемность мышления, как отличительная особенность китайской цивилизации, широко применяется в настоящее время китайским обществом на всех уровнях - от государственного до бытового, так как стратагемный подход к жизни и ведению любых дел обеспечивает успешное достижение поставленных целей.
Подобные работы
- История изменения баланса сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе с 1991 года
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2024



