Аннотация 3
Введение 5
1. Развитие кофейной индустрии в Китае 13
1.1 Появление и распространение кофе в Китае 13
1.2 Производство кофе на территории Китая 23
2. Китай и мировой рынок кофе 32
2.1 Международные кофейные компании на китайском рынке 32
2.2 Китай - часть мирового рынка кофе 39
Заключение 48
Список используемых источников и литературы
Актуальность исследования. Данная тема представляет интерес, так как кофе с каждым годом все больше становится популярным напитком не только на рынке Китая, но и в мире в целом. Стоит отметить, что количество потребителей кофе в Китае растет, а вместе с ним увеличивается и количество кофеен — как международных компаний, так и местных.
Известный кофейный консультант и бариста Джемс Хоффманнв своей книге «Всемирный Атлас кофе: от зерна до чашки» писал, что в наши дни кофе хорош, как никогда раньше. Производители лучше осведомлены о произрастании кофе и работают с большим количеством его сортов, располагают особыми методами выращивания. Обжарщики, в свою очередь, больше осознают, что важно использовать только спелые ягоды. К тому же они начали понимать больше в процессе обжарки. Открываются новые кофейни, где предлагают очень хороший кофе. Пристальный интерес к кофе проявляют потребители. Это побуждает индустрию кофе учиться рассказывать о происхождении зерна, его вкусовых характеристиках и особенностях. Столетиями кофе был продуктом массового потребления, но никогда раньше он не приковывал к себе столько внимания.
Кофейная история начинается с неизвестного куста, найденного в холмах Эфиопии. Догадки и фантазии, смешанные с достоверными фактами превратили этот напиток в один из самых популярных в мире. Сейчас кофе находится на втором месте по обороту после нефти. Кофе очень важен в международном товарообмене и занятости населения в некоторых беднейших странах. Например, в Бурунди, Эфиопии, Руанде и Уганде до 50 % бюджета страны зависит от продажи кофе.
Поначалу кофе считался лекарственным растением. Все первые записи и упоминания о кофе у арабов говорят только о его медицинском применении. Около 950 года арабы стали замачивать зеленые ягоды кофе в холодной воде, чтобы приготовить первый кофейный напиток. Кофе начали обжаривать и молоть только в 13 веке, когда арабы стали использовать тяжелые сковороды, нагреваемые на костре из древесного угля.
Кофейная индустрия в Китае появилась относительно недавно, но кофе уже стал популярным на китайском рынке напитком. С ростом уровня жизни и растущей осведомленностью о культуре кофе, рынок кофейной продукции в Китае находится на подъеме.
Таким образом, изучение и анализ не только рынка кофе в Китае, но и международного рынка кофе является актуальной темой, так как кофейная индустрия с каждым годом все больше развивается и становится интересной для потребителя.
Объектом исследования выступает кофейная индустрия в Китае, охватывая период с начала XX века - XXI вв.
Предметом исследования является рынок кофе на территории Китая в XX-XXI вв.
Историография проблемы данного исследования представлена в основном зарубежными авторами и наиболее изучена китайскими специалистами.
Индустрия кофе в Китае стремительно развивается и становится интересна потребителю. Йи Синь в работе «Анализ рынка кофейной индустрии Китая» писал, что кофейная промышленность Китая постоянно развивается. Из-за позднего старта и отсталого уровня появилось много проблем в производстве, продажах и других звеньях. Кофейный рынок страны сталкивается с сильными конкурентами в отрасли, такими как иностранные бренды, например, Starbucks. В связи с этим, хоть Китай с оптимизмом и позитивным отношением относится к будущему индустрии кофе, он должен принять определенные контрмеры против существующих проблем, чтобы способствовать долгосрочному развитию кофейной промышленности Китая.
В своей работе Юй Хуан «О применении маркетинговой стратегии кофе к традиционной культуре Китая» рассматривал специфику китайского рынка кофе. Он отметил, что кофе стал частью повседневной жизни на территории европейских стран, а также, что подавляющее большинство потребителей кофе в Китае - это городская молодежь. Кофе по-прежнему считается высококлассным продуктом для потребителя. Поэтому основная проблема, которую должны решить кофейные компании, заключается в том, чтобы большему количеству людей дать понять, что такое кофе и принять данный напиток как часть культуры. Стоит отметить, что традиционная культура страны или региона глубоко влияет на ценности и поведенческий выбор людей. Только обладая глубоким пониманием традиционной культуры целевого рынка, кофейные компании могут лучше удовлетворять эстетические потребности клиентов и понимать их вкусы. Поэтому статья Юй Хуаня начинается с идеологических аспектов, обычаев и художественных аспектов традиционной китайской культуры. Автор анализирует предпочтения китайской общественности в отношении компаний и дает рекомендации для стратегических решений кофейных компаний на китайском рынке.
В отечественной историографии частично затрагивается данная проблема. Прежде всего, рассматривается мировой рынок кофе.
В работе Е.В. Смоленцева «Производство кофе как элемент мирового рынка кофе» рассматривает, что рынок кофе в значительной степени зависит от объемов производства зеленого кофе, а также от его потребления. В статье рассматривается баланс мирового рынка кофе, его динамика. Анализируется информация по производству кофе в разрезе основных стран производителей в общем объеме производства зеленого кофе, и в том числе по основным видам - арабике и робусте.
Мировой рынок кофе является разновидностью мировых продовольственных рынков, система которых предназначена для обеспечения населения продуктами питания. Хотя кофе не является продуктом первой необходимости, его рынок масштабен и по объему торговли уступает только рынку нефти.
Е. В. Смоленцева в своей работе «Мировой экспорт и импорт кофе» 5 рассматривает современное состояние рынка кофе в аспекте экспорта и импорта различных видов кофе - зеленого, обжаренного и кофейного экстракта. Анализируется динамика и основные тенденции экспорта и импорта как в натуральном, так и в стоимостном выражении. Состояние мирового рынка кофе определяют четыре основных фактора - производство кофе, его экспорт, импорт и ценообразование на рынке кофе.
В статье «Кофейные плантации как фактор, определяющий производство кофе в мире» рассмотрена динамика и структура площадей, занятых под возделыванием кофе, а также объемы производства кофе в мире по основным странам-производителям. Выявлена взаимосвязь между этими показателями рынка кофе.
Стоит отметить работу «Тенденции и проблемы развития мирового рынка кофе», авторами которой являются Винничек Л. Б., Кафтулина Ю. А., Батова В. Н. В современных условиях, кофе - продукт высокорентабельный и очень привлекательный для бизнеса на всех стадиях его развития: от кофейной плантации до чашечки бодрящего напитка. Оборот, связанный с кофе, занимает в статистике мировой торговли второе место, уступая лишь нефти, что является свидетельством ключевой роли кофе на мировой арене. Кофе принято считать одним из символов глобализации. В связи с этим исследование проблем и перспектив развития мирового рынка кофе является актуальным.
Подводя итог историографическому обзору, можно сделать вывод о том, что степень изученности проблемы в основном представлена зарубежными авторами, в тоже время рынок кофе в Китае мало изучен. В работах отечественных историографов в основном представлены исследования о мировом рынке кофе.
Целью исследования является изучение и анализ рынка кофейной индустрии в Китае, а также положение Китая на мировом рынке кофе.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи исследования:
- обозначить краткую историю возникновения кофе в Китае.
- рассмотреть процесс развития кофейной индустрии на территории Китая.
- рассмотреть и провести анализ производства кофе в Китае.
- рассмотреть соотношение местных и международных компаний на рынке кофе на территории Китая.
- обозначить Китай на международном рынке кофе.
Хронологические и территориальные рамки исследования. В качестве нижней границы исследования рассматривается начало ХХ века, так как в это время на территории Китая появляется кофе и постепенно формируется рынок. Верхней временной границей взят 2022 г., так как это позволит рассмотреть современный уровень развития кофейной индустрии в Китае. Территориальные рамки исследования совпадают с современными границами Китая.
Источниковая база исследования. Источники, послужившие основой данного исследования, представляют собой статистические данные, а также исследования зарубежных авторов, публикации в прессе.
По данным глобальной исследовательской компании Mintel, в 2019 году рынок кофе в Китае оценивался в 100 миллиардов юаней (15,6 миллиарда долларов). Зона производства кофе в провинции Юньнань, крупнейшем производителе зерен в Китае, неуклонно росла за последние 10 лет и к концу 2020 года составила 99 800 гектаров. По данным местной отраслевой ассоциации, более 200 тысяч домашних хозяйств с населением более миллиона человек в восьми округах и 31 уезде задействованы в этой отрасли. Данное исследование показывает, что с улучшением уровня жизни в Китае, а также в связи с влиянием Западной культуры, в последние годы растут объемы потребления кофе. Но стоит отметить, что, несмотря на рост популярности кофе в Китае, потребление кофе на душу населения по сравнению с Западными странами находится на низком уровне.
Объемы импорта не обжаренного кофе в Китай в 2019 г. составили 10571,2 тонны, что на 22% по сравнению с прошлым годом. Стоимость импорта составила 27,13 млн долларов США, что на 9,7% больше, чем в предыдущем году. Объемы экспорта кофе меньше объемов импорта.
Провинция Юньнань является лидером-экспортером китайского кофе. Свой кофе Китай чаще всего экспортирует в такие страны, как Германия, США, Бельгия и Вьетнам. Данный источник отражает объемы импорта и экспорта кофе в Китае.
Данные показывают, что к концу апреля 2022 года количество кофеен на территории Китая достигло 117 300. В основном они сосредоточены в крупных городах. Поскольку рынок продолжает развиваться, в Китае все еще есть много возможностей для роста количества кофеен и для развития индустрии кофе. Данный источник показывает насколько развита культура кофе на территории Китая, так как можно увидеть, что основной потребитель кофе в данном регионе сосредоточен в крупных городах.
Таким образом, источниковая база выглядит достоверно и поможет решить поставленные задачи.
Методологическая основа и методы исследования.
Быстрое развитие экономики, повышение уровня жизни населения, рост влияния Китая в сфере международного взаимодействия, - все это вызывает необходимость всестороннего изучения модернизации в Китае.
Концептуальной основой модернизации является теория строительства социализма с китайской спецификой. При осуществлении модернизации в Китае обязательно учитывается руководящая роль марксизма в идеологии страны. В исследованиях модернизации китайскими учеными большое внимание уделяется проблеме китаизации марксизма, утверждается, что « в процессе практического сочетания модернизации Китая и марксизма происходит китаизация последнего», именно поэтому в основу системы взглядов на развитие рынка кофе в Китае легла марксистская методологическая основа.
В процессе исследования использовались общенаучные методы, в том числе анализа и синтеза, абстрагирования, систематизации и обобщения.
Изучение рынка кофе в Китае опирается на анализ наиболее значимых публикаций в прессе, исследования в основном зарубежных специалистов индустрии кофе в данном регионе. А также анализ импорта и экспорта кофе в Китае с помощью статистических данных.
Апробация работы. Основные положения данного дипломного проекта докладывались на IX Региональной конференции «Мой выбор - НАУКА!» (г. Барнаул, 2022г.)
Структура работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из двух глав, введения и заключения, списка литературы.
Введение раскрывает актуальность выбранной темы, задает предмет и объект исследования, устанавливает его цели и задачи, выявляет теоретическую и практическую значимость.
Первая глава посвящена истории появления кофе на территории Китая, а также рассматривается производство кофе в данном регионе.
Во второй главе изучается Китай на международном рынке кофе, рассматриваются международные кофейные компании, их влияние на рынок кофе в Китае, а также и на потребителя. Обозначается влияние западного образа жизни на культуру кофе на территории Китая. Изучается специфика китайского рынка кофе.
В заключение работы подводятся итоги исследования и делаются основные выводы.
Подводя итог проделанной работы, стоит отметить, что сегодня кофе становится популярным на китайском рынке напитком. Стоит отметить, что количество потребителей кофе в Китае с каждым годом все больше растет, а вместе с ним увеличивается и количество кофеен — как международных компаний, так и местных.
Культура кофе появилась недавно на территории Китая и обрела популярность благодаря компании Starbucks. Ценовая политика на рынке кофе в Китае основывается на более высокой цене продукта, чем в других странах. Это можно назвать концептом продажи кофе на территории Китая.
В ходе данного исследования была рассмотрена специфика китайского рынка, в которой кофе как продукт для потребителя ассоциируется с показателем статуса. Также стоит отметить, что популярность кофе росла благодаря интересу китайцев к западной культуре и образу жизни.
Проанализировав всю информацию по теме исследования, можно сделать вывод, что кофе с каждым годом все больше становится популярным напитком не только на рынке Китая, но и в мире в целом. Кофе - продукт высокорентабельный и очень привлекательный для бизнеса на всех стадиях его развития: от кофейной плантации до чашки. Оборот, связанный с кофе, занимает в статистике мировой торговли второе место, уступая лишь нефти, что является свидетельством ключевой роли кофе на мировой арене.
В ходе исследования в соответствии с целью были выполнены все поставленные задачи. Рассмотрено появление кофейной индустрии в Китае и ее развитие, изучен процесс производства кофе в данном регионе, а также обозначен рынок кофейной индустрии в Китае как часть мирового рынка кофе.
Стоит отметить, что многим людям в Китае сетевые кофейни кажутся неотъемлемой частью развития страны и аутентичной кофейной культуры, и символизирует новый тип современной жизни.
Всё больше и больше кофейных зёрен продается внутри страны, есть возможность появления продуктов более глубокой переработки, и это позволит опробовать новые технологии. Это может принести больше прибыли производителям кофе, что будет способствовать появлению новых рабочих мест. Многие местные компании начали задумываться о способах развития всей отрасли на фоне растущего спроса.
Поскольку размер рынка кофе в Китае растет, он предлагает безграничный потенциал для индустрии кофейных зерен. В будущем КНР может стать основным потребителем кофе. Из-за растущего разрыва между спросом и предложением на внутреннем рынке кофе, иностранные производители увеличивают ассортимент экспортируемых кофейных зерен. Кроме того, с постоянным улучшением бытового уровня жизни потребительский спрос на кофе будет быстро расти.
Подводя итог, хочется отметить выполнение цели, поставленной в начале исследования - в ходе работы были изучены все аспекты, отмеченные перед ее началом, а также выполнены все задачи, сформулированные для лучшего понимания темы исследования.
1. Смоленцева Е. В. Производство кофе как элемент мирового рынка
кофе. // Московский экономический журнал. - 2019. №7. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/proizvodstvo-kofe-kak-element-mirovogo-rynka-kofe/viewer(Дата обращения: 13.05.22)
2. Смоленцева Е. В. Мировой экспорт и импорт кофе. // Московский
экономический журнал. - 2019. №7. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/mirovoi-eksport-i-import-kofe/viewer (Дата
обращения: 13.05.22)
3. Смоленцева Е. В. Кофейные плантации как фактор,
определяющийпроизводство кофе в мире. // Московский экономический журнал. - 2019. №7. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/kofei-nye-plantatsii-kak-faktor-opredelyayuschii-proizvodstvo-kofe-v-mire/viewer(Дата обращения: 13.05.22)
4. Винничек Л. Б., Кафтулина Ю. А., Батова В. Н. Тенденции и проблемы развития мирового рынка кофе. // Московский экономический журнал. - 2017. №1. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-i-problemy-razvitiya-mirovo go-rynka-kofe/viewer
(Дата обращения: 23.06.22)
5. Ли Инцин, Алексис Хоой, Ма Чжипи. Китайский кофе готов выйти на
мировой рынок.// Российская газета Китайский взгляд. - 2021.№141. URL: https://rg.ru/2021/06/29/kitajskij-kofe-gotov-vyjti-na-mirovoj-rynok.html (Дата
обращения: 21.06.22)
6. Ван Лань, Чжао Инин. Связь между китаизацией марксизма и модернизацией Китая // Реформа и открытость. - 2010. - № 3. - С. 16-17.
7. Елизавета Петрова, Марина Давыдова.Luckin Coffee или Starbucks: кто победит в Китае? // ЭКД! - 2018. URL:https://ekd.me/2018/07/luckin-coffee-ili-starbaks-kto-pobedit/(Дата обращения: 22.06.22)
8. Калашникова Д.В. Специфика российского рынка кофе и
перспективы его
развития// В сборнике: Современные проблемы экономического развития Всероссийская научная студенческая конференция с международным участием: Сборник материалов. Омский государственный технический университет. 2015. С. 120-122.
9. Иванов, А. С. Каковы перспективы мирового рынка кофе в 2015 году? / А. С. Иванов // Российский внешнеэкономический вестник. - 2014. - № 11. - С. 15-17.
10. Кошелев В.М., Нгуен Хыу Нгуен Суан. Роль кооперации в производстве и реализации кофе во Вьетнаме//Экономика устойчивого развития. 2014. № 2 (18). С. 145-149.
11. Варакин, А. Изменение климата может вызвать глобальный неурожай кофе / А. Варакин // Ведомости. - 2014. - № 2. - С. 3.
12. Запекина, Н. В., Журавлева, Л. А. Национальные и региональные аспекты развития российской кофейной отрасли / Н. В. Запекина, Л. А. Журавлева // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 4 (35). - С. 30
13. Серебряник И.А., Золотухина Д.М. Мировой рынок кофе: базовые понятия//Тйеогейса1 &Applied Science. 2015. № 11. С. 23-25
14. Наумова, В. В. Информационная фальсификация кофе / В. В. Наумова // Бюллетень медицинских интернет-конференций. - 2012. - № 2. - Том 2. - С. 35
Источники сети интернет:
1. Крупнейшая платформа экспорта российских товаров в Китай [Электронный ресурс] URL:https://epinduorussia.ru/produkciya-na-eksport/kofe(Дата обращения: 17.06.22)
2. X ^ ^ Ж ^ [Электронный ресурс] URL:
http://huaon.com/channel/trend/811930.html(Дата обращения: 17.06.22)
3. Производство кофе в Китае - Coffee production in China [Электронный ресурс] URL:https://wiki5.ru/wiki/Coffee production in China(Дата обращения: 21.06.22)
4. Coffe wars [Электронный ресурс] URL:
https://en.wikipedia.org/wiki/Coffee wars#China(Дата обращения: 17.03.22)
5. Индустрия кофе в Китае [Электронный ресурс]. URL: https://shop.tastycoffee.ru/blog/industria-kofe-v-kitae(Дата обращения: 22.06.22)
6. История кофе в Китае [Электронный ресурс]. URL: https://kofella.net/sorta-kofe/kitayskiy-kofe.html(Дата обращения: 22.06.22)
7. Coffee institute [Электронный ресурс]. URL:
https://www.coffeeinstitute.org/global-impact/china(Дата обращения: 22.06.22)
8. The price of coffee in China [Электронный ресурс] URL: https://www.chinahighlights.com/travelguide/article/coffee.htm(Дата обращения: 17.03.22)
9. Costa Coffee in China: a ubiquitous player [Электронный ресурс]. URL: https://daxueconsulting.com/costa-coffee-china/(Дата обращения: 22.06.22)
10. Starbucks is Struggling in China [Электронный ресурс]. URL:
https://daxueconsulting.com/competition-of-coffee-shops-in-china/ (Дата
обращения: 22.06.22)
11. [Девять лет упорной работы и плодотворных результатов,
программа Starbucks Yunnan «Star» способствует развитию кофейной индустрии в Юньнань = ДДДЙ Жд^ЖЖВХХЖ“ Ж”Ж^ЙХХЖ Й^^^^й^^^, 13.10.2021]. - [Электронный ресурс] - URL:
https://www.starbucks.com.cn/en/about/news/starbucks-yunnan-plan/ (Дата
обращения: 05.12.21)
12. Кофеизация Китая [Электронный ресурс]. URL:
https://bjs.city/kofeizacziya-kitaya/(Дата обращения 22.11.2021).
Литература на английском языке:
1. Rebecca Harbeck. The Evolution Of China’s Coffee Industry. //US-China Today /a publication of the USC U.S. - China Institute, 2019. URL: https://china.usc.edu/evolution-chinas-coffee-industry-0(Дата обращения: 18.05.22)
2. Zhenjia Chen. Arabica Coffee Production in the Yunnan Province of China. // Proceedings of the 24th International Conference on Coffee Science (ASIC). /Universidade NOVA de Lisboa, 2013. URL: https://www.researchgate.net/publication/280314851 Arabica Coffee Production
in the Yunnan Province of China(Дата обращения: 18.05.22)
3. Tasmin Grant. Entering China’s Emerging Coffee Market. // Perfect Daily
Grind, 2020. URL: https://perfectdailygrind.com/2020/02/entering-chinas-
emerging-coffee-market/(Дата обращения: 18.05.22)
4. Tim Heinze. Yunnan coffee feature. // Fresh cup magazine, 2016. URL: https://www.freshcup.com/yunnan-coffee/(Дата обращения: 21.06.22)
5. Michael Zakkou. Why Starbucks Succeeded In China: A Lesson For All
Retailers. // Forbes. - 2017. URL:
https://www.forbes.com/sites/michaelzakkour/2017/08/24/why-starbucks-succeeded-in-china-a-lesson-for-all-retailers/?sh=10043b8f7923(Дата обращения: 22.06.22)
Литература на китайском языке:
1. Йи Синь [ Ж ^ ]. Чжонггуокафейчханешичхангхангтсинг фен си [Анализ рынка кофейной индустрии Китая. = ФЙЙЖЖ^ЖЙЖЖЖЖ] / Йи Синь // Сибейчженгфадасюэ [Северо-Западный университет политических наук и права = Й ^ Й Й ^ ^ ] - 2017. URL:
https ://kns. cnki. net/kcms/detail/detail. aspx?dbcode=CJFD&dbname=CJFDLASN2017&filename=QCSY201709216&uniplatform=NZKPT&v=S42tH9RrQInOx1mozXTN11mM80T9oWC7FJk9hthmtGG-yyizHpsPvjAe E3gcl3W (Дата
обращения: 14.05.22)
2. Юй Хуан [ Ж Ж ]. Лун кафейингсяоцхелюе дуй
чжонггуочхуантхонгвенхуа де ингюонг [О применении маркетинговой стратегии кофе к традиционной культуре Китая. = ХЙИ^^Ж^ЖФЙ^ Ш»] / Юй Хуан // Шангевенхуа [Коммерческая культура = ЙЖХ X ] - 2022. URL:
https://kns.cnki.net/kcms/detail/detail.aspx?dbcode=CJFD&dbname=CJFDAUTO&filename=SYWH202205020&uniplatform=NZKPT&v= tEs-iB3fi8XWdxJ7bKtgsoT0BGJ-KABw4uqJyY5DOW P14yYWaIT GKBZe5 6-k(Дата обращения: 14.05.22)
3. Чэнь Си [ |Ж Ж ]. Шичханг тьенли кафей чжонглей дзинг пхен [«Выброс» сортов кофе с огромным рыночным потенциалом. = ЖйЖФ МЖ МЕ^“#<”] / Чэнь Си// Beijing Youth Daily = 4ЬЖЖЖ<- 2021. URL: http://ent.people.com.cn/n1/2021/1117/c1012-32284627.html(Дата обращения: 23.06.22)