Психологические особенности подростков, склонных к интернет- зависимому поведению
|
Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические основания исследования психологических особенностей подростков, склонных к интернет- зависимому поведению 7
1.1 Понятие интернет-зависимого поведения 7
1.2 Особенности интернет-зависимого поведения в психолого-педагогической литературе 11
1.3 Психологические особенности личности интернет-зависимых
подростков 16
1.4 Современное состояние проблемы психологических особенностей
личности подросткового возраста с интернет-зависимостью 22
Глава 2 Эмпирическое исследование психологических особенностей подростков, склонных к интернет-зависимому поведению 29
2.1 Программа и организация исследования 29
2.2 Анализ и интерпретация данных 31
Заключение 41
Список использованной литературы 44
Приложения
Глава 1 Теоретико-методологические основания исследования психологических особенностей подростков, склонных к интернет- зависимому поведению 7
1.1 Понятие интернет-зависимого поведения 7
1.2 Особенности интернет-зависимого поведения в психолого-педагогической литературе 11
1.3 Психологические особенности личности интернет-зависимых
подростков 16
1.4 Современное состояние проблемы психологических особенностей
личности подросткового возраста с интернет-зависимостью 22
Глава 2 Эмпирическое исследование психологических особенностей подростков, склонных к интернет-зависимому поведению 29
2.1 Программа и организация исследования 29
2.2 Анализ и интерпретация данных 31
Заключение 41
Список использованной литературы 44
Приложения
Актуальность исследования. В современном мире Интернет является важнейшей частью практически любой сферы жизнедеятельности человека. Все больше увеличивается его популярность и распространенность среди разных слоев населения. Поэтому, многие люди начинают пользоваться сетью Интернет ещё с детского возраста. Таким образом, он оказывает сильное влияние на период формирования личности и психики ребенка. По мнению социологов самыми регулярными и активными пользователями интернет-среды являются дети и подростки [44].
Безусловно Интернет улучшил и облегчил многие сферы жизни. Но все с тем, усугубляется проблема интернет-зависимости в мире. Возрастной группой наиболее уязвимой к негативным влияниям являются подростки. Этот возрастной период характеризуется: незрелостью, изменчивостью настроения, поиском новых ощущений. У подростков подверженных интернет-зависимости возникают депрессии, трудности социализации, конфликтные ситуации в школе и семье.
Существует множество психологических исследований посвященные раскрытию психологических особенностей личности с химической аддикцией. С другой стороны изучением, именно, поведенческих аддикций, в частности интернет-зависимости, специалисты начали заниматься недавно.
В отечественной и зарубежной психологии изучением психологических особенностей зависимых посвящены работы: (А.Е. Личко, 1991; В.М. Ялтонский, 2001; А.О. Бухановский, 2003; В.Д. Менделевич, 2005; И.Н. Пятницкая, 1994). Первыми кто предпринял попытки выделить психологические особенности у индивидов с интернет-зависимым поведениям были (К. Юнг, К.Р. Роджерс, 1998). В дальнейшем исследователи связывали личностные особенности с интернет-аддикцией: шизоидные проявления (Allison S.E. et al., 2006), интроверсия и позиционирование себя одиноким (Caplan S.E. et al., 2009), агрессивные проявления и отчуждение от
других (Caplan S.E. et al., 2009; Chiu S. et al. 2004; Kim E.J. et al., 2008; Mehroof M., Griffiths M.D., 2010), стремление к остроте ощущений (Chiu S. et al., 2004; Mehroof M., Griffiths M.D., 2010), понижение персонального личного контроля и нарциссизм (Kim E.J. et al., 2008). Корреляцию интернет- аддикции и алекситимии, степени выраженности способностей к эмпатии (Р.Ф. Теперик, М.А. Жукова, 2009). Связь интернет-аддикции с пониженной оценкой своего "я" и депрессивным состоянием (А.Ю. Егоров, 2005). Связь игровой компьютерной зависимости с повышенной ситуативной тревожностью, интенсивным психологическим напряжением, общим отходом от личной нормы, спадом работоспособности и вегетативного показателя (О.В Литвиненко, 2008).
Таким образом, несмотря на большое количество исследований, проведенных как в нашей стране, так и в зарубежных странах, посвященных изучению психологических особенностей связанных со склонностью к интернет-зависимому поведению, данное явление остается еще не до конца изученным.
На сегодняшний день возникла необходимость в систематизации исследовательских данных, в теоретическом анализе психологических особенностей интернет-зависимого поведения лиц подросткового возраста. Они составляет большую часть интенсивных Интернет пользователей. Одним из самых важных вопросов профилактики данного феномена - изучение психологических особенностей подростков с разным уровнем интернет-зависимого поведения.
Объект исследования - психологические особенности подростков.
Предмет исследования - психологические особенности подростков, склонных к интернет-зависимому поведению.
Цель исследования - рассмотреть психологические особенности подростков, склонных к интернет-зависимому поведению.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть содержание основных теоретических подходов понятия интернет-зависимого поведения;
2. Рассмотреть особенности интернет-зависимого поведения в психолого-педагогической литературе;
3. Изучить психологические особенности личности подростков с интернет-зависимым поведением;
4. Проанализировать современное состояние проблемы
психологических особенностей личности подросткового возраста с интернет-зависимостью;
5. Разработать программу по профилактике подростков со склонностью к интернет-зависимому поведению.
Гипотеза исследования:
Интернет-зависимые подростки отличаются от подростков, не имеющих интернет-зависимость повышенным уровнем тревожности и агрессивности, а также склонны к самообвинению.
Теоретико-методологическую основу дипломной работы составили теоретические положения интернет-зависимого поведения: А.Е Войскунского, Д.И. Фельдштейна, А.Ю. Егорова, К. Янга, А. Голдберга; теоретические представления о психологических особенностях подростков: С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, А.Е. Личко, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, Ц.П. Короленко, Л.И. Божовича.
Методы и методики исследования:
• анализ трудов отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования;
• Эмпирические методы:
1. Шкала «Интернет-зависимости» Чена (Chen Internet addiction Scale, CIAS), (Приложение 1).
2. Тест-опросник «Самоотношение» В. Столина (Приложение 2).
3. Тест «Самооценка психических состояний» Айзенка (Приложение 3)
• методы математико-статистической обработки данных: статистическая обработка данных проводилась с использованием непараметрического критерия U-критерия Манна Уитни (обработка полученных данных в программе «SPSS v.23.0»).
Эмпирическая база исследования: Общеобразовательная школа (МБОУ «Маралихинская СОШ»). В исследовании приняли участие 31 подросток учащиеся 7-8 класса (13-14 лет). Из которых 17 девушек и 14 юношей.
Безусловно Интернет улучшил и облегчил многие сферы жизни. Но все с тем, усугубляется проблема интернет-зависимости в мире. Возрастной группой наиболее уязвимой к негативным влияниям являются подростки. Этот возрастной период характеризуется: незрелостью, изменчивостью настроения, поиском новых ощущений. У подростков подверженных интернет-зависимости возникают депрессии, трудности социализации, конфликтные ситуации в школе и семье.
Существует множество психологических исследований посвященные раскрытию психологических особенностей личности с химической аддикцией. С другой стороны изучением, именно, поведенческих аддикций, в частности интернет-зависимости, специалисты начали заниматься недавно.
В отечественной и зарубежной психологии изучением психологических особенностей зависимых посвящены работы: (А.Е. Личко, 1991; В.М. Ялтонский, 2001; А.О. Бухановский, 2003; В.Д. Менделевич, 2005; И.Н. Пятницкая, 1994). Первыми кто предпринял попытки выделить психологические особенности у индивидов с интернет-зависимым поведениям были (К. Юнг, К.Р. Роджерс, 1998). В дальнейшем исследователи связывали личностные особенности с интернет-аддикцией: шизоидные проявления (Allison S.E. et al., 2006), интроверсия и позиционирование себя одиноким (Caplan S.E. et al., 2009), агрессивные проявления и отчуждение от
других (Caplan S.E. et al., 2009; Chiu S. et al. 2004; Kim E.J. et al., 2008; Mehroof M., Griffiths M.D., 2010), стремление к остроте ощущений (Chiu S. et al., 2004; Mehroof M., Griffiths M.D., 2010), понижение персонального личного контроля и нарциссизм (Kim E.J. et al., 2008). Корреляцию интернет- аддикции и алекситимии, степени выраженности способностей к эмпатии (Р.Ф. Теперик, М.А. Жукова, 2009). Связь интернет-аддикции с пониженной оценкой своего "я" и депрессивным состоянием (А.Ю. Егоров, 2005). Связь игровой компьютерной зависимости с повышенной ситуативной тревожностью, интенсивным психологическим напряжением, общим отходом от личной нормы, спадом работоспособности и вегетативного показателя (О.В Литвиненко, 2008).
Таким образом, несмотря на большое количество исследований, проведенных как в нашей стране, так и в зарубежных странах, посвященных изучению психологических особенностей связанных со склонностью к интернет-зависимому поведению, данное явление остается еще не до конца изученным.
На сегодняшний день возникла необходимость в систематизации исследовательских данных, в теоретическом анализе психологических особенностей интернет-зависимого поведения лиц подросткового возраста. Они составляет большую часть интенсивных Интернет пользователей. Одним из самых важных вопросов профилактики данного феномена - изучение психологических особенностей подростков с разным уровнем интернет-зависимого поведения.
Объект исследования - психологические особенности подростков.
Предмет исследования - психологические особенности подростков, склонных к интернет-зависимому поведению.
Цель исследования - рассмотреть психологические особенности подростков, склонных к интернет-зависимому поведению.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть содержание основных теоретических подходов понятия интернет-зависимого поведения;
2. Рассмотреть особенности интернет-зависимого поведения в психолого-педагогической литературе;
3. Изучить психологические особенности личности подростков с интернет-зависимым поведением;
4. Проанализировать современное состояние проблемы
психологических особенностей личности подросткового возраста с интернет-зависимостью;
5. Разработать программу по профилактике подростков со склонностью к интернет-зависимому поведению.
Гипотеза исследования:
Интернет-зависимые подростки отличаются от подростков, не имеющих интернет-зависимость повышенным уровнем тревожности и агрессивности, а также склонны к самообвинению.
Теоретико-методологическую основу дипломной работы составили теоретические положения интернет-зависимого поведения: А.Е Войскунского, Д.И. Фельдштейна, А.Ю. Егорова, К. Янга, А. Голдберга; теоретические представления о психологических особенностях подростков: С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, А.Е. Личко, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, Ц.П. Короленко, Л.И. Божовича.
Методы и методики исследования:
• анализ трудов отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования;
• Эмпирические методы:
1. Шкала «Интернет-зависимости» Чена (Chen Internet addiction Scale, CIAS), (Приложение 1).
2. Тест-опросник «Самоотношение» В. Столина (Приложение 2).
3. Тест «Самооценка психических состояний» Айзенка (Приложение 3)
• методы математико-статистической обработки данных: статистическая обработка данных проводилась с использованием непараметрического критерия U-критерия Манна Уитни (обработка полученных данных в программе «SPSS v.23.0»).
Эмпирическая база исследования: Общеобразовательная школа (МБОУ «Маралихинская СОШ»). В исследовании приняли участие 31 подросток учащиеся 7-8 класса (13-14 лет). Из которых 17 девушек и 14 юношей.
В результате теоретического анализа существующих различных подходов в психологии выделяются различные формулировки понятия интернет-зависимости, которые описываются в зависимости от точки зрения исследователя на проблему.
Проведенное теоретическое исследование проблемы интернет- зависимого поведения среди подросткового возрастного периода позволяет сделать следующие выводы: интернет-зависимость является патологическим желанием прибывать в сети Интернет.
В результате исследования мы выявили особенности психологические особенности подростков, склонных к интернет-зависимому поведению у выборки в целом. Полученные результаты говорят о том, что подростки с устойчивой интернет-зависимостью характеризуются: эмоциональной нестабильностью и частой переменной ориентиров. Зачастую нестабильность выражается в повышенной тревожности и агрессии, конфликтности особенно с людьми старшего возраста, например, родителями или школьными педагогами. Постоянный поиск состояния полной удовлетворенности приводит к тому, что подростки оказываются в интернете, где становятся зависимыми пользователями, стремясь иметь постоянное присутствие в комфортной для себя среде.
Симптоматика Интернет-зависимости определяется возникновением в процессе использования Интернета проблем психологического характера, формированию стрессов, а также падению статуса пользователя в социальном, психологическом или материальном плане, нарушение его физических возможностей.
Подростковый возраст является основным периодом для личностного формирования индивида, определения его дальнейшей профессиональной направленности, создания стратегий собственного развития и самореализации в обществе, выбора моделей взаимодействия с внешней социальной средой. Какие социально-личностные ориентиры сформируются в подростке, такое направление движения будет им выбрано и в дальнейшей жизни. Таким образом, в подростковом периоде необходимо уделять повышенное внимание вопросам направления и корректировки курса формирующегося индивида.
Наличие Интернет-зависимости в подростковом возрасте становится причиной формирования разнообразных психологических проблем, проявлению депрессивного состояния, уходу от общения в реальной жизни в пользу виртуального пространства, ухудшению уровня адаптации подростков к социальной среде, снижению самооценки. Кроме того, постоянное нахождение в Интернете ведет к дискомфорту при отсутствии доступа к сети и личностной слабости человека, отсутствию у него волевых качеств, боязнь прямого диалога с оппонентом в жизни.
Основными причинами появления у подростков зависимости от Интернета можно назвать ряд причин личностного характера, имеющих возрастную составляющую. Среди них: постоянное стремление к новым ощущениям, обостренное состояние тревоги и агрессивности по отношению к социальной среде, отсутствие необходимых коммуникативных навыков. Все это ведет к тому, что в Интернете формируется огромный пласт представителей подростковой среды находящихся в группе риска.
На основании проведённого эмпирического исследования мы можем сделать вывод, что у подростков с минимальным риском возникновения интернет-зависимости достоверно выше показатели по шкалам глобального самоотношения и ожидания положительного отношения других и достоверно ниже по шкале самообвинение, чем у подростков с выраженной и устойчивой интернет-зависимостью.
Показатели по данным шкалам достоверно выше у подростков с выраженной и устойчивой Интернет-зависимостью. Что указывает на то, что подростки этой группы более возбудимы, нетерпеливы, требовательны и несдержаны. Им свойственны мрачные предчувствия, депрессии, размышления, беспокойство, тревожность в трудных ситуациях, самообвинение и субъективное чувство, что их не принимает группа.
Подростки с выраженной и устойчивой Интернет-зависимостью имеют значимо более высокий уровень тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности.
Таким образом гипотеза о том, что интернет-зависимые подростки отличаются от подростков, не имеющих интернет-зависимость повышенным уровнем тревожности и агрессивности, а также склонны к самообвинению доказана.
Проведенное теоретическое исследование проблемы интернет- зависимого поведения среди подросткового возрастного периода позволяет сделать следующие выводы: интернет-зависимость является патологическим желанием прибывать в сети Интернет.
В результате исследования мы выявили особенности психологические особенности подростков, склонных к интернет-зависимому поведению у выборки в целом. Полученные результаты говорят о том, что подростки с устойчивой интернет-зависимостью характеризуются: эмоциональной нестабильностью и частой переменной ориентиров. Зачастую нестабильность выражается в повышенной тревожности и агрессии, конфликтности особенно с людьми старшего возраста, например, родителями или школьными педагогами. Постоянный поиск состояния полной удовлетворенности приводит к тому, что подростки оказываются в интернете, где становятся зависимыми пользователями, стремясь иметь постоянное присутствие в комфортной для себя среде.
Симптоматика Интернет-зависимости определяется возникновением в процессе использования Интернета проблем психологического характера, формированию стрессов, а также падению статуса пользователя в социальном, психологическом или материальном плане, нарушение его физических возможностей.
Подростковый возраст является основным периодом для личностного формирования индивида, определения его дальнейшей профессиональной направленности, создания стратегий собственного развития и самореализации в обществе, выбора моделей взаимодействия с внешней социальной средой. Какие социально-личностные ориентиры сформируются в подростке, такое направление движения будет им выбрано и в дальнейшей жизни. Таким образом, в подростковом периоде необходимо уделять повышенное внимание вопросам направления и корректировки курса формирующегося индивида.
Наличие Интернет-зависимости в подростковом возрасте становится причиной формирования разнообразных психологических проблем, проявлению депрессивного состояния, уходу от общения в реальной жизни в пользу виртуального пространства, ухудшению уровня адаптации подростков к социальной среде, снижению самооценки. Кроме того, постоянное нахождение в Интернете ведет к дискомфорту при отсутствии доступа к сети и личностной слабости человека, отсутствию у него волевых качеств, боязнь прямого диалога с оппонентом в жизни.
Основными причинами появления у подростков зависимости от Интернета можно назвать ряд причин личностного характера, имеющих возрастную составляющую. Среди них: постоянное стремление к новым ощущениям, обостренное состояние тревоги и агрессивности по отношению к социальной среде, отсутствие необходимых коммуникативных навыков. Все это ведет к тому, что в Интернете формируется огромный пласт представителей подростковой среды находящихся в группе риска.
На основании проведённого эмпирического исследования мы можем сделать вывод, что у подростков с минимальным риском возникновения интернет-зависимости достоверно выше показатели по шкалам глобального самоотношения и ожидания положительного отношения других и достоверно ниже по шкале самообвинение, чем у подростков с выраженной и устойчивой интернет-зависимостью.
Показатели по данным шкалам достоверно выше у подростков с выраженной и устойчивой Интернет-зависимостью. Что указывает на то, что подростки этой группы более возбудимы, нетерпеливы, требовательны и несдержаны. Им свойственны мрачные предчувствия, депрессии, размышления, беспокойство, тревожность в трудных ситуациях, самообвинение и субъективное чувство, что их не принимает группа.
Подростки с выраженной и устойчивой Интернет-зависимостью имеют значимо более высокий уровень тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности.
Таким образом гипотеза о том, что интернет-зависимые подростки отличаются от подростков, не имеющих интернет-зависимость повышенным уровнем тревожности и агрессивности, а также склонны к самообвинению доказана.
Подобные работы
- ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ КАРТИНА МИРА ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - Эмоциональный интеллект подростков, склонных к гаджет-зависимости
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2022 - Диагностика и профилактика интернет-зависимости в подростковом возрасте
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА У ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМЫХ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ
ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие эмоционального интеллекта у студентов с риском Интернет-зависимости
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Особенности социального интеллекта подростков, склонных к гаджет-зависимости
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2022 - Специфика ценностно-смысловой сферы интернет-зависимых
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4670 р. Год сдачи: 2020 - ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ (НА ПРИМЕРЕ ПИЩЕВОЙ ЗАВИСИМОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019



