Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические основания исследования психологических особенностей подростков, склонных к интернет- зависимому поведению 7
1.1 Понятие интернет-зависимого поведения 7
1.2 Особенности интернет-зависимого поведения в психолого-педагогической литературе 11
1.3 Психологические особенности личности интернет-зависимых
подростков 16
1.4 Современное состояние проблемы психологических особенностей
личности подросткового возраста с интернет-зависимостью 22
Глава 2 Эмпирическое исследование психологических особенностей подростков, склонных к интернет-зависимому поведению 29
2.1 Программа и организация исследования 29
2.2 Анализ и интерпретация данных 31
Заключение 41
Список использованной литературы 44
Приложения
Актуальность исследования. В современном мире Интернет является важнейшей частью практически любой сферы жизнедеятельности человека. Все больше увеличивается его популярность и распространенность среди разных слоев населения. Поэтому, многие люди начинают пользоваться сетью Интернет ещё с детского возраста. Таким образом, он оказывает сильное влияние на период формирования личности и психики ребенка. По мнению социологов самыми регулярными и активными пользователями интернет-среды являются дети и подростки [44].
Безусловно Интернет улучшил и облегчил многие сферы жизни. Но все с тем, усугубляется проблема интернет-зависимости в мире. Возрастной группой наиболее уязвимой к негативным влияниям являются подростки. Этот возрастной период характеризуется: незрелостью, изменчивостью настроения, поиском новых ощущений. У подростков подверженных интернет-зависимости возникают депрессии, трудности социализации, конфликтные ситуации в школе и семье.
Существует множество психологических исследований посвященные раскрытию психологических особенностей личности с химической аддикцией. С другой стороны изучением, именно, поведенческих аддикций, в частности интернет-зависимости, специалисты начали заниматься недавно.
В отечественной и зарубежной психологии изучением психологических особенностей зависимых посвящены работы: (А.Е. Личко, 1991; В.М. Ялтонский, 2001; А.О. Бухановский, 2003; В.Д. Менделевич, 2005; И.Н. Пятницкая, 1994). Первыми кто предпринял попытки выделить психологические особенности у индивидов с интернет-зависимым поведениям были (К. Юнг, К.Р. Роджерс, 1998). В дальнейшем исследователи связывали личностные особенности с интернет-аддикцией: шизоидные проявления (Allison S.E. et al., 2006), интроверсия и позиционирование себя одиноким (Caplan S.E. et al., 2009), агрессивные проявления и отчуждение от
других (Caplan S.E. et al., 2009; Chiu S. et al. 2004; Kim E.J. et al., 2008; Mehroof M., Griffiths M.D., 2010), стремление к остроте ощущений (Chiu S. et al., 2004; Mehroof M., Griffiths M.D., 2010), понижение персонального личного контроля и нарциссизм (Kim E.J. et al., 2008). Корреляцию интернет- аддикции и алекситимии, степени выраженности способностей к эмпатии (Р.Ф. Теперик, М.А. Жукова, 2009). Связь интернет-аддикции с пониженной оценкой своего "я" и депрессивным состоянием (А.Ю. Егоров, 2005). Связь игровой компьютерной зависимости с повышенной ситуативной тревожностью, интенсивным психологическим напряжением, общим отходом от личной нормы, спадом работоспособности и вегетативного показателя (О.В Литвиненко, 2008).
Таким образом, несмотря на большое количество исследований, проведенных как в нашей стране, так и в зарубежных странах, посвященных изучению психологических особенностей связанных со склонностью к интернет-зависимому поведению, данное явление остается еще не до конца изученным.
На сегодняшний день возникла необходимость в систематизации исследовательских данных, в теоретическом анализе психологических особенностей интернет-зависимого поведения лиц подросткового возраста. Они составляет большую часть интенсивных Интернет пользователей. Одним из самых важных вопросов профилактики данного феномена - изучение психологических особенностей подростков с разным уровнем интернет-зависимого поведения.
Объект исследования - психологические особенности подростков.
Предмет исследования - психологические особенности подростков, склонных к интернет-зависимому поведению.
Цель исследования - рассмотреть психологические особенности подростков, склонных к интернет-зависимому поведению.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть содержание основных теоретических подходов понятия интернет-зависимого поведения;
2. Рассмотреть особенности интернет-зависимого поведения в психолого-педагогической литературе;
3. Изучить психологические особенности личности подростков с интернет-зависимым поведением;
4. Проанализировать современное состояние проблемы
психологических особенностей личности подросткового возраста с интернет-зависимостью;
5. Разработать программу по профилактике подростков со склонностью к интернет-зависимому поведению.
Гипотеза исследования:
Интернет-зависимые подростки отличаются от подростков, не имеющих интернет-зависимость повышенным уровнем тревожности и агрессивности, а также склонны к самообвинению.
Теоретико-методологическую основу дипломной работы составили теоретические положения интернет-зависимого поведения: А.Е Войскунского, Д.И. Фельдштейна, А.Ю. Егорова, К. Янга, А. Голдберга; теоретические представления о психологических особенностях подростков: С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, А.Е. Личко, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, Ц.П. Короленко, Л.И. Божовича.
Методы и методики исследования:
• анализ трудов отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования;
• Эмпирические методы:
1. Шкала «Интернет-зависимости» Чена (Chen Internet addiction Scale, CIAS), (Приложение 1).
2. Тест-опросник «Самоотношение» В. Столина (Приложение 2).
3. Тест «Самооценка психических состояний» Айзенка (Приложение 3)
• методы математико-статистической обработки данных: статистическая обработка данных проводилась с использованием непараметрического критерия U-критерия Манна Уитни (обработка полученных данных в программе «SPSS v.23.0»).
Эмпирическая база исследования: Общеобразовательная школа (МБОУ «Маралихинская СОШ»). В исследовании приняли участие 31 подросток учащиеся 7-8 класса (13-14 лет). Из которых 17 девушек и 14 юношей.
В результате теоретического анализа существующих различных подходов в психологии выделяются различные формулировки понятия интернет-зависимости, которые описываются в зависимости от точки зрения исследователя на проблему.
Проведенное теоретическое исследование проблемы интернет- зависимого поведения среди подросткового возрастного периода позволяет сделать следующие выводы: интернет-зависимость является патологическим желанием прибывать в сети Интернет.
В результате исследования мы выявили особенности психологические особенности подростков, склонных к интернет-зависимому поведению у выборки в целом. Полученные результаты говорят о том, что подростки с устойчивой интернет-зависимостью характеризуются: эмоциональной нестабильностью и частой переменной ориентиров. Зачастую нестабильность выражается в повышенной тревожности и агрессии, конфликтности особенно с людьми старшего возраста, например, родителями или школьными педагогами. Постоянный поиск состояния полной удовлетворенности приводит к тому, что подростки оказываются в интернете, где становятся зависимыми пользователями, стремясь иметь постоянное присутствие в комфортной для себя среде.
Симптоматика Интернет-зависимости определяется возникновением в процессе использования Интернета проблем психологического характера, формированию стрессов, а также падению статуса пользователя в социальном, психологическом или материальном плане, нарушение его физических возможностей.
Подростковый возраст является основным периодом для личностного формирования индивида, определения его дальнейшей профессиональной направленности, создания стратегий собственного развития и самореализации в обществе, выбора моделей взаимодействия с внешней социальной средой. Какие социально-личностные ориентиры сформируются в подростке, такое направление движения будет им выбрано и в дальнейшей жизни. Таким образом, в подростковом периоде необходимо уделять повышенное внимание вопросам направления и корректировки курса формирующегося индивида.
Наличие Интернет-зависимости в подростковом возрасте становится причиной формирования разнообразных психологических проблем, проявлению депрессивного состояния, уходу от общения в реальной жизни в пользу виртуального пространства, ухудшению уровня адаптации подростков к социальной среде, снижению самооценки. Кроме того, постоянное нахождение в Интернете ведет к дискомфорту при отсутствии доступа к сети и личностной слабости человека, отсутствию у него волевых качеств, боязнь прямого диалога с оппонентом в жизни.
Основными причинами появления у подростков зависимости от Интернета можно назвать ряд причин личностного характера, имеющих возрастную составляющую. Среди них: постоянное стремление к новым ощущениям, обостренное состояние тревоги и агрессивности по отношению к социальной среде, отсутствие необходимых коммуникативных навыков. Все это ведет к тому, что в Интернете формируется огромный пласт представителей подростковой среды находящихся в группе риска.
На основании проведённого эмпирического исследования мы можем сделать вывод, что у подростков с минимальным риском возникновения интернет-зависимости достоверно выше показатели по шкалам глобального самоотношения и ожидания положительного отношения других и достоверно ниже по шкале самообвинение, чем у подростков с выраженной и устойчивой интернет-зависимостью.
Показатели по данным шкалам достоверно выше у подростков с выраженной и устойчивой Интернет-зависимостью. Что указывает на то, что подростки этой группы более возбудимы, нетерпеливы, требовательны и несдержаны. Им свойственны мрачные предчувствия, депрессии, размышления, беспокойство, тревожность в трудных ситуациях, самообвинение и субъективное чувство, что их не принимает группа.
Подростки с выраженной и устойчивой Интернет-зависимостью имеют значимо более высокий уровень тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности.
Таким образом гипотеза о том, что интернет-зависимые подростки отличаются от подростков, не имеющих интернет-зависимость повышенным уровнем тревожности и агрессивности, а также склонны к самообвинению доказана.
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980. 338 с.
2. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Мотивация пользователей Интернета. Гуманитарные исследования в Интернете: Под ред. А.Е. Войскунского. М.: Можайск-Терра, 2000. 431 с.
3. Бабаева Ю.Д., Войскунский А. Е., Смыслова О. В. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете. Под ред А.Е.Войскунского. М.: Можайск-Терра, 2000. с. 11-39.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Директ-Медиа, 2008. 612 с.
6. Вересаева О. "Психология и интернет на пороге ХХ! века". Психологическая газета. 1996. №12. с. 4-6.
7. Войскунский А.Е. Интернет-зависимость: психологическая динамика и тенденции развития. Ред.- сост. А.Е. Войскунский. М.: Акрополь, 2009. 279с.
8. Войскунский А.Е. Симпозиум по проблеме зависимости от Интернета. Вопросы психологии. М.: Педагогика, 2009. № 4. с. 165-167.
9. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета. Психологический журнал. М.: Наука, 2004, т.25. № 1. с. 90-100.
10. Войскунский А.Е. Направления исследований опосредствованной Интернетом деятельности. Вестник Московского университета. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2017, №1. Серия 14: Психология. с. 51-66.
11. Войскунский А.Е. Исследования Интернета в психологии. Интернет и российское общество: Под ред. И. Семенова. М.: Гендальф, 2002. с. 235-250.
12. Войскунский А.Е. Интернет - новая область исследований в психологической науке. Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. - М.: Смысл, 2002. Выпуск 1. с. 82-101.
13. Войскунский А.Е. Психологические исследования феномена Интернет - аддикции. Тезисы докладов 2-й Российской конференции по экологической психологии. М.: Экопсицентр РОСС, 2000. с. 251-253.
14. Войскунский А.Е. Личность в сети: становление и современное состояние киберпсихологии. Образование и развитие личности в современном коммуникативном пространстве. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Аспринт Иркутск, 2016. с. 17-26.
15. Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета. Гуманитарные исследования в Интернете. Под ред. А.Е. Войскунского. М.: Можайск-Терра, 2000. с.100-131.
16. Выготский Л.С. Педология подростка Т.4. Собр. соч.: В 6 Т. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
17. Егоров А.Ю. Нехимические зависимости. СПб.: Речь, 2007. 190 с.
18. Егоров А.Ю., Кузнецова Н., Петрова Е. Особенности личности подростков с интернет-зависимостью. Вопросы психического здоровья детей и подростков. т.5. № 2, 2005 с. 20-27.
19. Егоров А.Ю. Психология девиантного поведения. СПб.: СЗГМУ им. И. И. Мечникова, 2016. 282 с.
20. Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройства поведения у подростков: клинико-психологические аспекты. СПб.: Речь, 2005. 436 с.
21. Жичкина А.Е., Белинская Е.П. Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков-пользователей Интернета. Труды по социологии образования. М.: ЦСО РАО, 2000. Т.5. Вып.7. с.431-460.
22. Кисикова К.А. Проблема современного общества - компьютерная зависимость подростков. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Орск, № 3-7. 2016. С. 20-28.
23. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М.Бехтерева. СПб.: Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт, 1991. №1. с. 8-15.
24. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия. М.: Академический проект, 2000. 460 с.
25. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. М.: ТЦ «Сфера», 2001. 464 с.
26. Кучеренко В.В., Петренко В.Ф., Госсохин А.В. Измененные состояния сознания: психологический анализ. Вопросы психологии. М.: Педагогика, 1998. № 3. с. 70-78.
27. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, Академия, 2005. 352 с.
28. Личко А.Е. Подростковая наркология: руководство для врачей/ А.Е. Личко, B.C. Битенский. Л.: Медицина, 1991. 301 с.
29. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. М.: Медицина, 1985. 407 с.
30. Маслов, О.Р., Пронина Е.Е. Психика и реальность: типология виртуальности. Виртуальная реальность в психологии и искусственном интеллекте. М.: Российская Ассоциация Искусств. Интеллекта, 1998. с.-225.
31. Пьянкова Н.Г., Матвиюк В.М. Влияние глобальной сети интернет на психику подростков. М.:Концепт № S30. 2014. С. 32-40.
32. Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание. М.: АН СССР, 1957. 328 с.
33. A.A. Рукавишников, М.В. Соколова; под науч. ред. В.И. Чиркова. Методическое руководство по применению личностного опросника Р. Кеттелла 16 PF. - СПб. ИМАТОН, 2002. 95 с.
34. Рыбалтович Д.Г., Зайцев В.В. Интернет-зависимость: реальная патология или норма развития информационного человечества? Вестник психотерапии. СПб.: МИРВЧ, 2011. №40 (45). с. 23-34.
35. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Издательство Московского Университета, 1983. 284 с.
36. Толстых H.H. Изучение мотивации подростков имеющих пагубные привычки. Вопросы психологии. М.: Педагогика,1989. №2. С. 35- 38.
37. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные психологические труды. М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. 432 с.
38. Чудова И.В. Особенности образа "Я""Жителя Интернета" Психологический журнал, 2002. т. 22. № 1. с.113-117.
39. Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младшего подростка. М.: Просвещение, 1967. 360 с.
40. Эриксон Э. Детство и общество. М.: Летний сад, 2000. 416 с.
41. Юсупов P.M., Заболотский В.П. Научно-методологические основы информатизации. СПб.: Наука, 2000. 455 с.
42. Янг К. Диагноз - Интернет-зависимость. Мир Интернет. 2000. №2. - с.24-29.
43. Griffiths M. Internet addiction: Fact or fiction? // Psychologist. 1999. V.12. N.5. P.246-250.