Склонность к отклоняющемуся поведению подростков в контексте детско-родительских взаимоотношений
|
Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические основания исследования склонности к отклоняющемуся поведению подростков в контексте
детско-родительских взаимоотношений 7
1.1 Общая характеристика подросткового возраста 7
1.2 Содержание понятий «отклоняющегося поведения» и «детско-
родительских взаимоотношений» 13
1.3 Причины отклоняющегося поведения подростков 22
Глава 2 Эмпирическое исследование детско-родительских взаимоотношений и склонности к отклоняющемуся поведению подростков 35
2.1 Программа исследования 35
2.2 Анализ результатов исследования детско-родительских взаимоотношений
и склонности к отклоняющемуся поведению подростков 39
2.3 Результаты исследования после реализации программы 53
Заключение 63
Список использованной литературы 66
Приложения
Глава 1 Теоретико-методологические основания исследования склонности к отклоняющемуся поведению подростков в контексте
детско-родительских взаимоотношений 7
1.1 Общая характеристика подросткового возраста 7
1.2 Содержание понятий «отклоняющегося поведения» и «детско-
родительских взаимоотношений» 13
1.3 Причины отклоняющегося поведения подростков 22
Глава 2 Эмпирическое исследование детско-родительских взаимоотношений и склонности к отклоняющемуся поведению подростков 35
2.1 Программа исследования 35
2.2 Анализ результатов исследования детско-родительских взаимоотношений
и склонности к отклоняющемуся поведению подростков 39
2.3 Результаты исследования после реализации программы 53
Заключение 63
Список использованной литературы 66
Приложения
Актуальность данной темы исследования связана с современной Россией, которая в настоящее время характеризуется острыми экономическими и политическими изменениями, идеологическими ценностями, традициями и нравственными изменениями населения, значительным влиянием на поведение, мышление и образ жизни будущего поколения в целом. Общество, нормы, правила, отношения в нем оказывают большое влияние на подростков.
Подростковый возраст традиционно считается самым сложным в процессе воспитания детей не только в период полового созревания, но и в связи с приобретением новых форм, методов и навыков общения. Это одна из характерных особенностей подростка: высокая потребность в общении, а также отсутствие коммуникативных и организационных навыков. Главной особенностью развития подростка является его неспособность к самостоятельной жизни и задачам, он еще менее устойчив к проблемам, которые могут возникнуть на пути.
Отношения между родителями и детьми и их влияние на девиантное поведение были очень важны для психологической науки.
Социальная и научная значимость проблемы профилактики и профилактики девиантного поведения доказана во многих теоретических и практических исследованиях. Изучение литературы по данному вопросу показало, что имеются значительные теоретические достижения в области профилактики поведенческих отклонений.
Проблемой превенции и профилактики уже сложившихся дезадаптивных форм поведения занимались такие зарубежные ученые, как: Г. Беккер, И. Гофман, Э. Дюркгейм, А. Коэн, Э. Лемерт, Ч. Ломброзо, Р. Мертон, Н. Смелзер, и др. В России проблемы девиантного поведения изучались и изучаются такими учеными и исследователями как: С.А. Беличева, Я.И. Гилинский, Е.В. Змановская, Ю.А. Клейберг, И.С. Кон, В.И. Кудрявцев, А.Е. Личко, В.Д. Менделевич, Л.Б. Шнейдер и др. Анализ работ данных авторов, позволил выделить основные факторы отклоняющегося поведения подростков: недостатки и ошибки в семейном воспитании, нарушения в сфере межличностных взаимоотношений, ошибки педагогов, социальные причины и др.
Объект исследования - отклоняющееся поведение подростков.
Предмет - склонность к отклоняющемуся поведению подростков в контексте детско-родительских отношений.
Цель исследования- изучить наличие и выраженность склонности к отклоняющемуся поведению у подростков 13-15 лет, обучающихся в общеобразовательной школе и особенности детско-родительских отношений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретико-методологические основы изучения
склонности к отклоняющемуся поведению подростков в контексте детско- родительских взаимоотношений.
2. Разработать и апробировать программу эмпирического исследования склонности к отклоняющемуся поведению в контексте детско-родительских взаимоотношений.
3. Изучить склонность к разным видам отклоняющегося поведения у подростков, в зависимости от характера их взаимодействия с родителями.
4.Осуществить практическое применение программы профилактики отклоняющегося поведения подростков «Ладонь в ладони».
Гипотеза исследования:
Наличие и выраженность склонности к разным видам отклоняющегося поведения у подростков 13-15 лет будут взаимосвязаны с особенностями существующих в семьях детско-родительских отношений.
Методы исследования:
- Методы сбора и изучения научной информации.
- Методы количественной и качественной обработки полученных результатов (коэффициент ранговой корреляции Спирмена, U-критерий Манна - Уитни. Метод регрессионного анализа).
В работе были использованы методики:
1. Методика склонности к отклоняющемуся поведению А.Н. Орёл.
2.Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской (ВРР).
3. Методика «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев).
4. Карта наблюдений отклоняющегося поведения (О.Г. Проскуровская).
5. Авторская анкета для родителей, направленная на диагностику отклоняющегося поведения подростков.
Теоретико-методологические основания:
- Концепция возрастной периодизации (Г.С. Абрамова);
- Определения понятия «отклоняющееся поведение», причины его возникновения (Е.В. Змановской и А.Ю. Егорова)
- Научные взгляды на анализ детско-родительских взаимоотношений (Н.А.Переломова).
Выборка: В эмпирическом исследовании приняли участие подростки 13-15 лет, в количестве 60 человек, 30 подростков (17 мальчиков, 13 девочек) вошли в экспериментальную группу, 30 подростков (11 мальчиков и 19 девочек) составили контрольную группу. Критерий формирования контрольной и экспериментальной групп состоял в степени выраженности склонности подростков к отклоняющемуся поведению, выявленной при помощи методики склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орёл). Контрольную группу составили подростки с показателями до 50/60 Т-баллов, в экспериментальную группу вошли подростки с показателями от 50/60 Т- баллов по шкалам методики.
Также в выборку вошли педагоги в количестве 20 человек, пол- женский, возраст 40-45лет.
Подростковый возраст традиционно считается самым сложным в процессе воспитания детей не только в период полового созревания, но и в связи с приобретением новых форм, методов и навыков общения. Это одна из характерных особенностей подростка: высокая потребность в общении, а также отсутствие коммуникативных и организационных навыков. Главной особенностью развития подростка является его неспособность к самостоятельной жизни и задачам, он еще менее устойчив к проблемам, которые могут возникнуть на пути.
Отношения между родителями и детьми и их влияние на девиантное поведение были очень важны для психологической науки.
Социальная и научная значимость проблемы профилактики и профилактики девиантного поведения доказана во многих теоретических и практических исследованиях. Изучение литературы по данному вопросу показало, что имеются значительные теоретические достижения в области профилактики поведенческих отклонений.
Проблемой превенции и профилактики уже сложившихся дезадаптивных форм поведения занимались такие зарубежные ученые, как: Г. Беккер, И. Гофман, Э. Дюркгейм, А. Коэн, Э. Лемерт, Ч. Ломброзо, Р. Мертон, Н. Смелзер, и др. В России проблемы девиантного поведения изучались и изучаются такими учеными и исследователями как: С.А. Беличева, Я.И. Гилинский, Е.В. Змановская, Ю.А. Клейберг, И.С. Кон, В.И. Кудрявцев, А.Е. Личко, В.Д. Менделевич, Л.Б. Шнейдер и др. Анализ работ данных авторов, позволил выделить основные факторы отклоняющегося поведения подростков: недостатки и ошибки в семейном воспитании, нарушения в сфере межличностных взаимоотношений, ошибки педагогов, социальные причины и др.
Объект исследования - отклоняющееся поведение подростков.
Предмет - склонность к отклоняющемуся поведению подростков в контексте детско-родительских отношений.
Цель исследования- изучить наличие и выраженность склонности к отклоняющемуся поведению у подростков 13-15 лет, обучающихся в общеобразовательной школе и особенности детско-родительских отношений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретико-методологические основы изучения
склонности к отклоняющемуся поведению подростков в контексте детско- родительских взаимоотношений.
2. Разработать и апробировать программу эмпирического исследования склонности к отклоняющемуся поведению в контексте детско-родительских взаимоотношений.
3. Изучить склонность к разным видам отклоняющегося поведения у подростков, в зависимости от характера их взаимодействия с родителями.
4.Осуществить практическое применение программы профилактики отклоняющегося поведения подростков «Ладонь в ладони».
Гипотеза исследования:
Наличие и выраженность склонности к разным видам отклоняющегося поведения у подростков 13-15 лет будут взаимосвязаны с особенностями существующих в семьях детско-родительских отношений.
Методы исследования:
- Методы сбора и изучения научной информации.
- Методы количественной и качественной обработки полученных результатов (коэффициент ранговой корреляции Спирмена, U-критерий Манна - Уитни. Метод регрессионного анализа).
В работе были использованы методики:
1. Методика склонности к отклоняющемуся поведению А.Н. Орёл.
2.Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской (ВРР).
3. Методика «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев).
4. Карта наблюдений отклоняющегося поведения (О.Г. Проскуровская).
5. Авторская анкета для родителей, направленная на диагностику отклоняющегося поведения подростков.
Теоретико-методологические основания:
- Концепция возрастной периодизации (Г.С. Абрамова);
- Определения понятия «отклоняющееся поведение», причины его возникновения (Е.В. Змановской и А.Ю. Егорова)
- Научные взгляды на анализ детско-родительских взаимоотношений (Н.А.Переломова).
Выборка: В эмпирическом исследовании приняли участие подростки 13-15 лет, в количестве 60 человек, 30 подростков (17 мальчиков, 13 девочек) вошли в экспериментальную группу, 30 подростков (11 мальчиков и 19 девочек) составили контрольную группу. Критерий формирования контрольной и экспериментальной групп состоял в степени выраженности склонности подростков к отклоняющемуся поведению, выявленной при помощи методики склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орёл). Контрольную группу составили подростки с показателями до 50/60 Т-баллов, в экспериментальную группу вошли подростки с показателями от 50/60 Т- баллов по шкалам методики.
Также в выборку вошли педагоги в количестве 20 человек, пол- женский, возраст 40-45лет.
В результате исследования, проведенного в рамках настоящей выпускной квалификационной работы, были решены следующие задачи, а именно:
Поставленная гипотеза нашла своё подтверждение. Существование значимых корреляционных взаимосвязей между шкалами к разным видам отклоняющегося поведения детско-родительских взаимоотношений доказывает, что наличие и выраженность склонности к разным видам отклоняющегося поведения у подростков 13-15 лет будут взаимосвязаны с особенностями существующих в семьях детско-родительских отношений.
Раскрыты теоретические аспекты изучения отклоняющегося поведения как социально-психологического феномена. Отклоняющееся поведение - это поведение, характеризующееся отклонением от наиболее важных социальных норм, причиняющее значительный ущерб социуму и самой личности, и сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. Чаще всего девиантное поведение носит разрушительный характер и вызывает осуждение и отрицательную оценку социума. Кроме этого, девиантное поведение сопровождается не только социально-психологической дезадаптацией, но и деструктивностью личности.
Рассмотрены факторы формирования отклоняющегося поведения в подростковом возрасте. К отклонениям в поведении приводят и такие социальные факторы, как социальные стрессовые события. К этой же группе факторов относятся долговременное пребывание в статусе объекта буллинга, что оказывают непосредственное негативное воздействие на личностное развитие подростка. Физические травмы, неоднократные моральные унижения, психологическое давление, отстранение подростка от значимой деятельности, активное игнорирование и отвержение сверстников, постоянные угрозы и запугивание, вымогательство, принуждение к совершению поступков против своей воли - все это может привести к развитию девиантности подростка.
Выявлены социально-психологические условия профилактики отклоняющегося поведения у подростков, в результате чего было выявлено, что профилактика отклоняющегося поведения должна осуществляться с учетом возрастных и психолого-педагогических особенностей, мотивации, интересов и установок подростков, условий их обучения и воспитания при обязательном адекватном выборе направлений и методов профилактики. Все это необходимо учитывать при разработке профилактической программы. Вышеизложенное позволяет предположить, что реализация программы профилактики отклоняющегося поведения подростков будет способствовать снижению уровня девиантности, способствовать успешной социализации подростков.
Проведено экспериментальное исследование отклоняющегося поведения у подростков. Исследование показало, что значительная часть исследуемых подростков демонстрируют проявления отклоняющегося поведения, в данном возрасте заключающиеся в повышенной агрессии по отношению к окружающим, в том числе сверстникам, родителям и педагогам, неумении контролировать собственные эмоции, стремлении нарушать запреты и протестовать. Также было выявлено, что у некоторой части подростков такое поведение связано с тем, что родители уделяют недостаточно внимания своему ребенку. Полученные данные актуализировали разработку и внедрение программы профилактики отклоняющегося поведения у подростков.
Была выявлена взаимосвязь показатель отклоняющегося поведения и детско родительских отношений, которая заключается в следующем:
1. Боязнь неудач и конфликтах в семейных отношениях приводит к увеличению риска отклоняющегося поведения.
2. Чем выше уровень прямой физической агрессии, чем выше склонность к отклоняющемуся поведению подростков.
3. Отсутствие внимания родителей к своим детям, ведёт к формированию отклоняющегося поведения детей.
На основании полученных результатов экспериментального исследования разработана программа профилактики отклоняющегося поведения подростков «Ладонь в ладони» и проведена оценка её эффективности. Полученные данные свидетельствуют об эффективности разработанной программы профилактики отклоняющегося поведения подростков, так как показатели подростков в экспериментальной группе после реализации данной программы значительно изменились. Подростки стали лучше контролировать собственные эмоции, стали более открытыми и дружелюбными, а родители стали больше уделять внимания своим детям. В тоже время в контрольной группе, где программа реализована не была, результаты практически не изменились.
Разработанная программа профилактики отклоняющегося поведения подростков может быть применена педагогами образовательных учреждений. Таким образом, все поставленные задачи были решены, гипотеза подтверждена, а цель настоящей работы можно считать достигнутой.
Поставленная гипотеза нашла своё подтверждение. Существование значимых корреляционных взаимосвязей между шкалами к разным видам отклоняющегося поведения детско-родительских взаимоотношений доказывает, что наличие и выраженность склонности к разным видам отклоняющегося поведения у подростков 13-15 лет будут взаимосвязаны с особенностями существующих в семьях детско-родительских отношений.
Раскрыты теоретические аспекты изучения отклоняющегося поведения как социально-психологического феномена. Отклоняющееся поведение - это поведение, характеризующееся отклонением от наиболее важных социальных норм, причиняющее значительный ущерб социуму и самой личности, и сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. Чаще всего девиантное поведение носит разрушительный характер и вызывает осуждение и отрицательную оценку социума. Кроме этого, девиантное поведение сопровождается не только социально-психологической дезадаптацией, но и деструктивностью личности.
Рассмотрены факторы формирования отклоняющегося поведения в подростковом возрасте. К отклонениям в поведении приводят и такие социальные факторы, как социальные стрессовые события. К этой же группе факторов относятся долговременное пребывание в статусе объекта буллинга, что оказывают непосредственное негативное воздействие на личностное развитие подростка. Физические травмы, неоднократные моральные унижения, психологическое давление, отстранение подростка от значимой деятельности, активное игнорирование и отвержение сверстников, постоянные угрозы и запугивание, вымогательство, принуждение к совершению поступков против своей воли - все это может привести к развитию девиантности подростка.
Выявлены социально-психологические условия профилактики отклоняющегося поведения у подростков, в результате чего было выявлено, что профилактика отклоняющегося поведения должна осуществляться с учетом возрастных и психолого-педагогических особенностей, мотивации, интересов и установок подростков, условий их обучения и воспитания при обязательном адекватном выборе направлений и методов профилактики. Все это необходимо учитывать при разработке профилактической программы. Вышеизложенное позволяет предположить, что реализация программы профилактики отклоняющегося поведения подростков будет способствовать снижению уровня девиантности, способствовать успешной социализации подростков.
Проведено экспериментальное исследование отклоняющегося поведения у подростков. Исследование показало, что значительная часть исследуемых подростков демонстрируют проявления отклоняющегося поведения, в данном возрасте заключающиеся в повышенной агрессии по отношению к окружающим, в том числе сверстникам, родителям и педагогам, неумении контролировать собственные эмоции, стремлении нарушать запреты и протестовать. Также было выявлено, что у некоторой части подростков такое поведение связано с тем, что родители уделяют недостаточно внимания своему ребенку. Полученные данные актуализировали разработку и внедрение программы профилактики отклоняющегося поведения у подростков.
Была выявлена взаимосвязь показатель отклоняющегося поведения и детско родительских отношений, которая заключается в следующем:
1. Боязнь неудач и конфликтах в семейных отношениях приводит к увеличению риска отклоняющегося поведения.
2. Чем выше уровень прямой физической агрессии, чем выше склонность к отклоняющемуся поведению подростков.
3. Отсутствие внимания родителей к своим детям, ведёт к формированию отклоняющегося поведения детей.
На основании полученных результатов экспериментального исследования разработана программа профилактики отклоняющегося поведения подростков «Ладонь в ладони» и проведена оценка её эффективности. Полученные данные свидетельствуют об эффективности разработанной программы профилактики отклоняющегося поведения подростков, так как показатели подростков в экспериментальной группе после реализации данной программы значительно изменились. Подростки стали лучше контролировать собственные эмоции, стали более открытыми и дружелюбными, а родители стали больше уделять внимания своим детям. В тоже время в контрольной группе, где программа реализована не была, результаты практически не изменились.
Разработанная программа профилактики отклоняющегося поведения подростков может быть применена педагогами образовательных учреждений. Таким образом, все поставленные задачи были решены, гипотеза подтверждена, а цель настоящей работы можно считать достигнутой.
Подобные работы
- Психологическое здоровье семей подростков с девиантным поведением
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Особенности детско-родительских отношений в семье подростка, имеющего опыт девиантного поведения
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - Семейное взаимодействие в формировании отклоняющегося поведения подростков
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2017 - СЕМЕЙНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОПРОФИЛАКТИКА СКЛОННОСТИ К УПОТРЕБЛЕНИЮ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ ПОДРОСТКАМИ ПОСРЕДСТВОМ ОПТИМИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2021 - СПЕЦИФИКА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ПОДРОСТКАМИ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2020 - СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В
СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2023 - Направленность личности подростков из неблагополучных семей
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Нарушения в системе привязанностей и агрессия в общении со
сверстниками в контексте социальной тревоги у подростков
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022



