Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Склонность к отклоняющемуся поведению подростков в контексте детско-родительских взаимоотношений

Работа №88648

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы128
Год сдачи2022
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
208
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические основания исследования склонности к отклоняющемуся поведению подростков в контексте
детско-родительских взаимоотношений 7
1.1 Общая характеристика подросткового возраста 7
1.2 Содержание понятий «отклоняющегося поведения» и «детско-
родительских взаимоотношений» 13
1.3 Причины отклоняющегося поведения подростков 22
Глава 2 Эмпирическое исследование детско-родительских взаимоотношений и склонности к отклоняющемуся поведению подростков 35
2.1 Программа исследования 35
2.2 Анализ результатов исследования детско-родительских взаимоотношений
и склонности к отклоняющемуся поведению подростков 39
2.3 Результаты исследования после реализации программы 53
Заключение 63
Список использованной литературы 66
Приложения

Актуальность данной темы исследования связана с современной Россией, которая в настоящее время характеризуется острыми экономическими и политическими изменениями, идеологическими ценностями, традициями и нравственными изменениями населения, значительным влиянием на поведение, мышление и образ жизни будущего поколения в целом. Общество, нормы, правила, отношения в нем оказывают большое влияние на подростков.
Подростковый возраст традиционно считается самым сложным в процессе воспитания детей не только в период полового созревания, но и в связи с приобретением новых форм, методов и навыков общения. Это одна из характерных особенностей подростка: высокая потребность в общении, а также отсутствие коммуникативных и организационных навыков. Главной особенностью развития подростка является его неспособность к самостоятельной жизни и задачам, он еще менее устойчив к проблемам, которые могут возникнуть на пути.
Отношения между родителями и детьми и их влияние на девиантное поведение были очень важны для психологической науки.
Социальная и научная значимость проблемы профилактики и профилактики девиантного поведения доказана во многих теоретических и практических исследованиях. Изучение литературы по данному вопросу показало, что имеются значительные теоретические достижения в области профилактики поведенческих отклонений.
Проблемой превенции и профилактики уже сложившихся дезадаптивных форм поведения занимались такие зарубежные ученые, как: Г. Беккер, И. Гофман, Э. Дюркгейм, А. Коэн, Э. Лемерт, Ч. Ломброзо, Р. Мертон, Н. Смелзер, и др. В России проблемы девиантного поведения изучались и изучаются такими учеными и исследователями как: С.А. Беличева, Я.И. Гилинский, Е.В. Змановская, Ю.А. Клейберг, И.С. Кон, В.И. Кудрявцев, А.Е. Личко, В.Д. Менделевич, Л.Б. Шнейдер и др. Анализ работ данных авторов, позволил выделить основные факторы отклоняющегося поведения подростков: недостатки и ошибки в семейном воспитании, нарушения в сфере межличностных взаимоотношений, ошибки педагогов, социальные причины и др.
Объект исследования - отклоняющееся поведение подростков.
Предмет - склонность к отклоняющемуся поведению подростков в контексте детско-родительских отношений.
Цель исследования- изучить наличие и выраженность склонности к отклоняющемуся поведению у подростков 13-15 лет, обучающихся в общеобразовательной школе и особенности детско-родительских отношений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретико-методологические основы изучения
склонности к отклоняющемуся поведению подростков в контексте детско- родительских взаимоотношений.
2. Разработать и апробировать программу эмпирического исследования склонности к отклоняющемуся поведению в контексте детско-родительских взаимоотношений.
3. Изучить склонность к разным видам отклоняющегося поведения у подростков, в зависимости от характера их взаимодействия с родителями.
4.Осуществить практическое применение программы профилактики отклоняющегося поведения подростков «Ладонь в ладони».
Гипотеза исследования:
Наличие и выраженность склонности к разным видам отклоняющегося поведения у подростков 13-15 лет будут взаимосвязаны с особенностями существующих в семьях детско-родительских отношений.
Методы исследования:
- Методы сбора и изучения научной информации. 
- Методы количественной и качественной обработки полученных результатов (коэффициент ранговой корреляции Спирмена, U-критерий Манна - Уитни. Метод регрессионного анализа).
В работе были использованы методики:
1. Методика склонности к отклоняющемуся поведению А.Н. Орёл.
2.Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской (ВРР).
3. Методика «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев).
4. Карта наблюдений отклоняющегося поведения (О.Г. Проскуровская).
5. Авторская анкета для родителей, направленная на диагностику отклоняющегося поведения подростков.
Теоретико-методологические основания:
- Концепция возрастной периодизации (Г.С. Абрамова);
- Определения понятия «отклоняющееся поведение», причины его возникновения (Е.В. Змановской и А.Ю. Егорова)
- Научные взгляды на анализ детско-родительских взаимоотношений (Н.А.Переломова).
Выборка: В эмпирическом исследовании приняли участие подростки 13-15 лет, в количестве 60 человек, 30 подростков (17 мальчиков, 13 девочек) вошли в экспериментальную группу, 30 подростков (11 мальчиков и 19 девочек) составили контрольную группу. Критерий формирования контрольной и экспериментальной групп состоял в степени выраженности склонности подростков к отклоняющемуся поведению, выявленной при помощи методики склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орёл). Контрольную группу составили подростки с показателями до 50/60 Т-баллов, в экспериментальную группу вошли подростки с показателями от 50/60 Т- баллов по шкалам методики.
Также в выборку вошли педагоги в количестве 20 человек, пол- женский, возраст 40-45лет.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате исследования, проведенного в рамках настоящей выпускной квалификационной работы, были решены следующие задачи, а именно:
Поставленная гипотеза нашла своё подтверждение. Существование значимых корреляционных взаимосвязей между шкалами к разным видам отклоняющегося поведения детско-родительских взаимоотношений доказывает, что наличие и выраженность склонности к разным видам отклоняющегося поведения у подростков 13-15 лет будут взаимосвязаны с особенностями существующих в семьях детско-родительских отношений.
Раскрыты теоретические аспекты изучения отклоняющегося поведения как социально-психологического феномена. Отклоняющееся поведение - это поведение, характеризующееся отклонением от наиболее важных социальных норм, причиняющее значительный ущерб социуму и самой личности, и сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. Чаще всего девиантное поведение носит разрушительный характер и вызывает осуждение и отрицательную оценку социума. Кроме этого, девиантное поведение сопровождается не только социально-психологической дезадаптацией, но и деструктивностью личности.
Рассмотрены факторы формирования отклоняющегося поведения в подростковом возрасте. К отклонениям в поведении приводят и такие социальные факторы, как социальные стрессовые события. К этой же группе факторов относятся долговременное пребывание в статусе объекта буллинга, что оказывают непосредственное негативное воздействие на личностное развитие подростка. Физические травмы, неоднократные моральные унижения, психологическое давление, отстранение подростка от значимой деятельности, активное игнорирование и отвержение сверстников, постоянные угрозы и запугивание, вымогательство, принуждение к совершению поступков против своей воли - все это может привести к развитию девиантности подростка.
Выявлены социально-психологические условия профилактики отклоняющегося поведения у подростков, в результате чего было выявлено, что профилактика отклоняющегося поведения должна осуществляться с учетом возрастных и психолого-педагогических особенностей, мотивации, интересов и установок подростков, условий их обучения и воспитания при обязательном адекватном выборе направлений и методов профилактики. Все это необходимо учитывать при разработке профилактической программы. Вышеизложенное позволяет предположить, что реализация программы профилактики отклоняющегося поведения подростков будет способствовать снижению уровня девиантности, способствовать успешной социализации подростков.
Проведено экспериментальное исследование отклоняющегося поведения у подростков. Исследование показало, что значительная часть исследуемых подростков демонстрируют проявления отклоняющегося поведения, в данном возрасте заключающиеся в повышенной агрессии по отношению к окружающим, в том числе сверстникам, родителям и педагогам, неумении контролировать собственные эмоции, стремлении нарушать запреты и протестовать. Также было выявлено, что у некоторой части подростков такое поведение связано с тем, что родители уделяют недостаточно внимания своему ребенку. Полученные данные актуализировали разработку и внедрение программы профилактики отклоняющегося поведения у подростков.
Была выявлена взаимосвязь показатель отклоняющегося поведения и детско родительских отношений, которая заключается в следующем:
1. Боязнь неудач и конфликтах в семейных отношениях приводит к увеличению риска отклоняющегося поведения.
2. Чем выше уровень прямой физической агрессии, чем выше склонность к отклоняющемуся поведению подростков.
3. Отсутствие внимания родителей к своим детям, ведёт к формированию отклоняющегося поведения детей.
На основании полученных результатов экспериментального исследования разработана программа профилактики отклоняющегося поведения подростков «Ладонь в ладони» и проведена оценка её эффективности. Полученные данные свидетельствуют об эффективности разработанной программы профилактики отклоняющегося поведения подростков, так как показатели подростков в экспериментальной группе после реализации данной программы значительно изменились. Подростки стали лучше контролировать собственные эмоции, стали более открытыми и дружелюбными, а родители стали больше уделять внимания своим детям. В тоже время в контрольной группе, где программа реализована не была, результаты практически не изменились.
Разработанная программа профилактики отклоняющегося поведения подростков может быть применена педагогами образовательных учреждений. Таким образом, все поставленные задачи были решены, гипотеза подтверждена, а цель настоящей работы можно считать достигнутой.



1. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал, 1984. Т. 5. №5. С.63-70.
2. Асмолов А.Г. Б.С.Братусь Б.В.Зейгарник. Перспективы исследования смысловых образований личности. Вопр. психологии, 1979, №4. С 35-45.
3. В.А.Бардадымов Аутентичность личности как комплексный показатель риска возникновения отклоняющего поведения В.А. Бардадымов Образование и здоровье. Экономические, медицинские и социальные проблемы: сборник статей V международной научно-практ конф. Пенза: Приволжский Дом знаний, 2010. С. 19-22
4. С.Б.Белогуров Популярно о наркотиках и наркоманиях. Книга для всех. С. Б. Белогуров СПб.: Питер, 2008. 254 с.
5. Э.Берн Игры в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы / Э. Берн. Пер. с англ. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. 480 с.
6. Бойков А.Е. Первичная профилактика различных видов зависимостей подростков и подростков в образовательной среде. А. Е. Бойков / Молодой ученый. 2014. №3.С. 871-874.
7. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль,1998. 301 с.
8. Варцалкина В.В. Некоторые психолого-педагогические аспекты антинаркотической пропаганды В. В. Варцалкина. Нальчик, 2000. 288 с.
9. Винникотт Д.В. Разговор с родителями Д.В. Винникотт. М.: Класс, 2011. 421 с.
10. Воликова С.В. Калина О.Г. Холмогорова А.Б. Валидизация опросника детской депрессии М. Ковач // Вопросы психологии. 2011. № 5.
11. Выготский Л.С. Лекции по психологии Л.С Выготский. СПб.: Питер,
2009. 268 с.
12. Гурова О.С. Ипполитова Е.А. Ральникова И.А. Семейные перспективы современных студентов. Известия Алтайского государственного
66
университета. 2010. №2(66). Т. 1. 66.c.
13. Дружинин В.И. Психология семьи: учебное пособие. СПб.: Питер, 2006. 176 с.
14. Еарифуллин Р.Р. Скрытая профилактика наркомании: Практическое руководство для педагогов и родителей Р. Р. Еарифуллин. М.: СК Сфера, 2002. 266 с.
15. Еригорьев Е.И. Профилактика отклоняющего поведения: опыт медико-психологического исследования и богословские основания : учебное пособие / Г. И. Григорьев В. А. Кулганов, Ю. А. Парфенов. СПб.: РХТА, 2016. 428с.
16. Данилин А. Как спасти подростков от наркотиков А. Данилин, И. Данилина. М.; 2011. 185 с.
17. Дмитриева Н. В. Аддиктология: настольная книга Н. В. Дмитриева, Ц. П. Короленко. М.: Академия, 2012. 231 с.
18. Егоров А. Ю. Любовные и сексуальные аддикции А. Ю. Егоров. М.: Просвещение, 2014. 245 с.
19. Журавлев Д. Причины депрессии в школе. Народное образование. 2002. № 6. С. 182.
20. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы Социально-политический журнал. 2015. № 2. С. 47-53.
21. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Со10. Иовчук Н.М. Психология эмоций. СПб.: Питер, 1999. 336 с.
22. Кляйн М. Развитие в психоанализе М. Кляйн, С. Айзекс, Д. Райвери, П. Хайманн ; под ред. И. Ю. Романова. М.: Академический проект, 2011. 321 с.
23. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М.: Медицина, 1979. 607с.
24. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. М.: Педагогика, 1997. 528 с.
25. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М.: Педагогика, 1998. 160 с.
26. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М.1984. 252 с.
27. Комиссарова М.С Любовная аддикция М. С. Комиссарова. М.: ACT, 2013. 258 с.
28. Коркина М.В. Дисморфомания в подростковом возрасте. М.: Медицина, 1984. 224 социально-политический журнал. 2015. № 2. С. 47-53.
29. Крэйнг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000, 992 с.
30. Коломинский Я. Л. Основы психологии: Я.Л Коломинский. М.: АСТ,
2010. 351 с.
31. Короленко Ц.П. Семь путей к катастрофе Ц. П. Короленко Т. А. Донских. Новосибирск: Наука, 2010. 261 с.
32. Короленко Ц.П. Психосоциальная аддиктология Ц.П. Короленко Н.В. Дмитриева. Новосибирск: Олсиб, 2011. 251 с.
33. Котов А.В. К природе двух форм отклоняющего поведения А.В. Котов Клиническая фармакология и лекарственная терапия. 2010. Том 8, № 1.С. 13¬24.
34. Кошкин К.В. Аддикции отношений. К. В. Кошкин. М.: Академия, 2013. 258 с.
35. Кошелева А. А. Взаимосвязь самооценки и локуса контроля у подростков.
А. А. Кошелева Проблемы и перспективы развития экспериментальной науки. Уфа: Омега Сайнс, 2018. С. 204-210.
36. Крутых Е. В. Взаимосвязь самоактуализации и локуса контроля личности Е. В. Крутых В мире научных открытий. 2014. № 5.1 (53). С. 520-526.
37. Крюкова Т.Л. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними. СПБ.: Речь, 2005. 240 с.
38. Кузьмина О.В. Личностные особенности организации времени. М.1993. С. 5-6.
39. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости. М.: 2003. 464 с.
40. Кулаков С. А. Диагностика и психотерапия отклоняющего поведения у подростков. С. А. Кулаков. М.: Просвещение, 2008. 462 с.
41. Кулаков С.А. Психотерапия и психопрофилактика отклоняющего поведения у подростков С. А. Кулаков. М.: Еардарика, 2003. 470 с.
42. Ландова Л.А. Социологическая теория девиантного поведения. Социально-политический журнал. 1993. № 4. С. 87-125.
43. Леонидова А.В Влияние уровня субъективного контроля личности на склонность к аддиктивному поведению среди подростков А. В. Леонидова Государственная политика российской федерации в сфере борьбы с терроризмом, коррупцией и наркотизацией общества. Чебоксары: Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), 2018. С. 126-131.
44. Литвиненко К. С. Субъективный контроль как компонент самосознания.
К. С. Литвиненко Т. М. Щеголева. Проблемы теории и практики современной психологии. Иркутск: Иркутский государственный
университет, 2020. С. 25-28.
45. Мантула Л.В. Типы людей и «локус контроля» Л. В. Мантула Е. А. Антошкина. Вестник образовательного консорциума среднерусский университет. Серия: гуманитарные науки. 2020. №15. С. 61-62.
46. Маркова О.Ю. Психология пола и возраста. СПб.: Речь, 2000. 350 с.
47. Мацковский М.С. Российская семья в изменяющемся мире. Семья в России. 1995. №3/4. С.25-35.
48. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения В. Д. Менделеевич. СПБ: Речь, 2016. 396 с.
49. Мирошниченко Е.В. Концептуальный базис понятия «девиантное поведение» Е. В. Мирошниченко // Педагогический журнал. 2017.№1. Т.7. С. 353-360.
50. Мицык Т.А. Девиантное поведение подростков как следствие неблагополучного взросления. Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2016. № 2. С. 125-139.
51. Ноздрачева В.В. Отклоняющееся поведение подростков как следствие социализации в условиях трудной жизненной ситуации В. В. Ноздрачева. От мечты к открытию: психологические исследования молодых ученых. Курск: Университетская книга 2021. С. 98-101.
52. Леус Э.В. Методическое руководство по применению теста СДП (склонность к девиантному поведению) [Электронный ресурс] URL: http://studopedia.net/5 77879 leus-ev-metodicheskoerukovodstvo-po-primeneniyu-testa-sdp-sklonnost-k-deviantnomu-povedeniyu.html(дата обращения 08.02.2021).
53. Лешер О.В. Двирская Ю.В. Формирование подростка как личности безопасного типа: поведенческий аспект. Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии.2015. №58. С. 41-45.
54. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1983. 259 с.
55. Лозовая Г.В. Тест на зависимость (аддикцию). Методика диагностики склонности к 13 видам зависимостей / Г. В. Лозовая. М.: Академия, 2013. - 98 с.
56. Максимова Н. Ю. О склонности подростков к аддиктивному поведению Н. Ю. Максимова Вопросы психологии. 2001. №11. С. 4549.
57. Мещеряков Б. Г. Большой психологический словарь Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. М.: Прайм - Еврознак, 2003. 672 с.
58. Мицык Т.А. Девиантное поведение подростков как следствие неблагополучного взросления. Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2016. № 2. С. 125-139.
59. Молчанова Т. К. Составление образовательных программ: практические рекомендации Т. К. Молчанова, Н. К. Виноградова. М.: Педагогика, 2011. 218 с.
60. Муньягисеньи Э. Влияние неблагоприятных фактов микросреды на формирование отклоняющего поведения у подростков Э. Муньягисеньи Психологическая наука и образование. 2001. №4. С. 32-36.
61. Немов О.В. Ешер Ю.В. Двирская Р.С. Психология Р. С. Немов. М.: Просвещение: Владос 2005. 512 с.
62. Педагогический энциклопедический словарь Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. 528 с.
63. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни Н. Пезешкиан. М.: Академия,2005. 256 с.
64. Петрусевич Д.Ф. Сущностные характеристики девиантного поведения подростков. Вестник ТГПУ. 2013. Вып. 6 (108). С. 195-198.
65. Подлипалин А.А. Возникновение понятия девиантного поведения в
системе педагогического знания А.А. Подлипалин Социально¬
педагогические и социально-психологические исследования: актуальные и приоритетные направления. Астрахань: Астраханский университет, 2018. С. 100-104.
66. Прялухина А.В. Проблемы развития девиантной личности подростков Человеческий капитал. 2017. № 3. С. 88-90.
67. Пчегалтук С.К. Локус контроля в современной психологии С. К. Пчегалтук Международный студенческий научный вестник. 2015. №5-2. С. 272-273.
68. Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти А. А. Реан. М.: Прайм Еврознак, 2012. 475 с.
69. Петровский А.В. История и теория психологии. В 2 т. Т.1. А. В. Петровский М. Е. Ярошевский. Ростов/ Дон: Феникс, 2006. 413 с.
70. Подласый И.П.Курс лекций по коррекционной педагогике. М.: ВЛАДОС, 2002. 352 с.
71. Подольский А. Идобаева О.Хейманс П. Диагностика подростковой депрессивности. СПб.: Питер, 2004. 202 с.
72. Психология зависимости: хрестоматия сост. К. В. Сельченок. Минск: Харвест, 2007. 592 с.
73. Разживина Н.В. Особенности личностных диспозиций подростков, склонных к девиантному поведению, в условиях общеобразовательной школы Н. В. Разживина Северо-Кавказский психологический вестник. 2013. № 11/3. С. 41-44.
Франц С.В. Условия и формы профилактики отклоняющегося поведения подростков. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2013. С. 68-75.
74. Херсонский Б.Г.Дворняк С.В.Психология и профилактика семейных конфликтов. К.: Здоровье, 1991. 192 с.
75. Прялухина А.В.Проблемы развития девиантной личности подростков Человеческий капитал. 2017. № 3. С. 88-90.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ