Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности социального интеллекта подростков, склонных к гаджет-зависимости

Работа №88645

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2022
Стоимость4330 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
197
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические и методологические основы изучения социального интеллекта подростков, склонных к гаджет-зависимости 6
1.1. Понятие социального интеллекта 6
1.2. Психологические особенности детей подросткового
возраста 10
1.3. Проблема гаджет-зависимости в психолого-педагогической
литературе 14
Глава 2. Результаты эмпирического исследования социального интеллекта подростков, склонных к гаджет-зависимости 24
2.1. Организация исследования социального интеллекта подростков,
склонных к гаджет-зависимости 24
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования социального
интеллекта подростков, склонных к гаджет-зависимости 28
2.3 Программа профилактики интернет-зависимости у
подростков 37
Заключение 50
Список использованной литературы 52
Приложение 1 57
Приложение 2

Актуальность исследования. В современное время, гаджеты для подростков являются одним из составляющих их жизни. Они настолько плотно вошли в наш мир, что взяли на себя роль способа коммуникации, получения информации, отдыха. Сейчас, крайне трудно представить наш мир без гаджетов: теперь, чтобы почитать книгу, посмотреть фильм, поиграть в игры, достаточно скачать их в интернете на телефон или компьютер, чтобы связаться с друзьями, вместо общения в реальном мире, можно написать им в одной из множества социальных сетей. Послушать музыку, посмотреть, который час, поставить будильник, воспользоваться калькулятором, узнать сегодняшнюю дату, найти какую-либо информацию, всё это можно сделать с помощью компактного телефона, который помещается в кармане. Именно эта лёгкость получения любой информации и способности в любое время провести досуг, привлекает подростков. Но у этого есть и обратная сторона - подростки всё чаще отдают приоритет виртуальному общению, вместо живого. А с учётом того, что гаджеты с каждым годом всё больше развиваются, становясь технологичнее и доступнее, они начинают выступать средой, которая формирует социальный интеллект [21].
Степень изученности проблемы исследования. Влияние гаджет- зависимости на социальный интеллект подростков - недостаточно изученный феномен. Тогда, как изучение влияния компьютерной, интернет и игровой зависимости происходило ещё в 90-х годах ХХ века, исследования в работах таких учёных, как К. Янг, Д. Джейнтал, Д. Гринфилд, А.В. Березина, М.А. Андреева, А.С. Шапкин и др., то влияние гаджет-зависимости - это достаточно новая и плохо изученная область исследования. Исследования представлены в работах М. Гриффитса, М.С. Иванова и др.
Объектом исследования выступает социальный интеллект личности.
Предметом - особенности социального интеллекта подростков, склонных к гаджет-зависимости.
Цель данного исследования - изучение социального интеллекта подростков, склонных к гаджет-зависимости.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Проанализировать теоретико-методологические подходы по проблеме исследования социального интеллекта в контексте интернет- зависимости.
2. Разработать программу эмпирического исследования социального интеллекта подростков, склонных к гаджет-зависимости.
3. Выявить особенности социального интеллекта подростков,
склонных к гаджет-зависимости.
4. Сравнить компоненты социального интеллекта у подростков, склонных и не склонных к гаджет-зависимости.
5. Проанализировать компоненты социального интеллекта с разным уровнем склонности к гаджет-зависимости.
6. Разработать и реализовать программу по развитию социального интеллекта подростков, склонных к гаджет-зависимости.
Гипотезы исследования:
1. Вероятно, склонные к гаджет-зависимости подростки, будут обладать более низким уровнем социального интеллекта.
2. Вероятно, существует связь между социальным интеллектом и склонностью к гаджет-зависимости в подростковом возрасте.
Теоретико-методологическим основаниями работы являются:
1. Теория социального интеллекта Дж. Гилфорда.
2. Теория интернет-зависимости К. Янг.
3. Возрастная периодизация Л.С. Выготского.
Методы исследования:
1. Анализ теоретико-методологических источников по проблеме исследования социального интеллекта и интернет зависимости.
2. Методы сбора эмпирических данных: анкетирование, Методика исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда (адаптация Е.С. Михайловой), тест-опросник интернет-зависимость К. Янг, адаптированный под руководством В.А. Лоскутовой (Буровой) [35], [46].
3. Методы математико-статистической обработки данных - анализ достоверности различий (U-критерий Манна-Уитни); корреляционный анализ по методу Пирсона с использованием программы компьютерной обработки «SPSS 23.0».
Эмпирическую базу исследования составили 30 студентов Алтайского Архитектурно-Строительного колледжа, из них 14 человек, имеющие склонность к интернет-зависимости и 16 человек, не имеющие склонность к интернет-зависимости.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав работы, заключения, списка использованной литературы, включающего в себя 51 источник и 2 приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе моего исследования мною были проанализированы теоретические подходы к понятию «социального интеллекта» и склонности к «гаджет-зависимости», а также, особенностям их развития. Для измерения данных феноменов я подобрал две диагностические методики.
С помощью теста К.Янг на склонность к интернет-зависимости в контексте гаджет-зависимости, мной были сформированы две группы подростков - группа склонных к интернет - зависимости и контрольная группа.
При помощи теста Дж. Гилфорда «социальный интеллект», было подтверждено, что подростки склонные к гаджет - зависимости, имеют негативные изменения в особенностях формирования социального интеллекта.
При помощи U-критерия Манна-Уитни мы посмотрели достоверные различия между шкалами в группах. Метод корреляционного анализа по методу Пирсона показал взаимосвязь между шкалами в группах.
Исходя из проведённого эмпирического исследования, можно прийти к выводу, что чем ниже социальный интеллект подростка, тем больше шанс на то, что у него возникнет гаджет-зависимость.
Руководствуясь исследованием, можно предположить, что именно низкий уровень социального интеллекта, как важная коммуникативная особенность, является одним из определяющих факторов, влияющих на умение строить общение с другими людьми и познавать мир. А неумение наладить коммуникативную связь с ровесниками, в свою очередь, является одной из ведущих предпосылок к развитию гаджет-зависимости.
Ссылаясь на статистику, представленную в исследовании, видно, что чем выше склонность с гаджет-зависимому поведению, тем ниже социальный интеллект. Больше всего, у гаджет-зависимых, проблемы с познанием классов поведения. Это говорит о том, что они обладают плохой чувствительностью к некоторым аспектам человеческих взаимоотношений, плохо улавливают характер и тон разговора.
Заключительным этапом исследования явилась разработка программы, направленной на формирование социального интеллекта и повышения адаптивных возможностей подростков.


1. Антимозг: цифровые технологии и мозг/ Манфред Шпитцер; пер. с немецкого А. Г. Гришина - Москва: АСТ, 2014 - 288 с.
2. Антропова, К. А. Проблема компьютерной зависимости школьников / К. А. Антропова, А. А. Колесникова // Педагогика: наука и образование. - 2014. - С. 10-14.
3. Асмолов А. Г., Цветков А. В., Цветкова Н. А. Психологическая модель интернет-зависимости личности // Мир психологии. 2004. № 1. С. 179-193.
4. Баярд, Д. Ваш беспокойный студент / Д. Баярд, Р. Баярд. - Москва : Академия, 2012. - 316 с.
5. Белинская, Е.П. Человек в информационном мире [Текст] / Е.П. Белинская. // Социальная психология в современном мире. - М.: Аспект Пресс. 2008. - С. 203-220.
6. Бережнова, Д. Б. Влияние виртуальной среды на агрессивное
поведение подростков [Электронный ресурс] / Д. Б. Бережнова, А. А.
Москаленко // Теоретические и практические аспекты социальной педагогики и психологии девиантного поведения : сб. науч. тр. - Кубанский гос. ун-т. - Краснодар, 2017. - С. 11-14. - Режим доступа:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30084259
7. Бобнева, М.И. Нормы общения и внутренний мир личности / М.И. Бобнева// проблема общения в психологии/ (под ред. Б.Ф. Ломова). М., 1981. с 264
8. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. — М., 1983
9. Веккер Л. М. Психические процессы. - Т.1 - л., 1974.
/Воображение и психологическое время: 262 - 271.
Представление/воображение/: 278 - 295. - 400 с.].
10. Войскунский А. Е. Личность в сети: становление и современное состояние киберпсихологии. Образование и развитие личности в современном коммуникативном пространстве. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Аспринт Иркутск, 2016. - с. 17-26.
11. Войскунский А.Е. Интернет - новая область исследований в психологической науке. Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. - М.: Смысл, 2002. - Выпуск 1. - с. 82-101.
12. Войскунский, А. Е. Феномен зависимости от Интернета / под ред. А. Е. Войскунского. - Москва : Проспект, 2015. - 226 с.
13. Войскунский, А.Е. Актуальные проблемы зависимости от Интернета/ А.Е. Войскунский. // Психологический журнал. - 2004. - № 1. - С. 90-100
14. Войскунский, А.Е. Киберпсихология в прошлом, настоящем и будущем/ А.Е. Войскунский. // Журнал практического психолога. - 2010. - №4. - С. 7-16
15. Выготский, Л. С. Лекции по психологии / Л. С. Выготский. - Санкт- Петербург : Питер, 2009. - 268 с.
16. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд // Психология мышления. - М., 1965. - 397 c
17. Егоров А. Ю. Нехимические зависимости. — СПб.: Речь, 2007. — 190 с.
18. Егоров А. Ю. Современные представления об интернет- аддикциях и подходах к их коррекции [Электронный ресурс]. // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. — 2015. — N 4(33). — C. 4— URL:http://mprj.ru(дата обращения: 25.04.2022).
19. Емельянов, Ю.А. Активное социально-психологическое обучение / Ю.А. Емельянов. - Л., 1985. - 312 с.
20. Ершова Р. В. Пупиллографические предикторы интернет- зависимости // Сегменты социально-педагогической сферы монография в 2 томах. ГОУ ВО Мос. обл. «Государственный социально-гуманитарный университет»; ассоциация социальных педагогов московской области «социальные педагоги Подмосковья». Коломна, 2015. с. 233-250.
21. Интернет в России: динамика проникновения [Электронный ресурс]. // Интернет газета Фонд Общественное Мнение - URL:http://fom.ru(дата обращения: 23.04.2022).
22. Качан, Г.А. Факторы риска формирования гаджет-зависмости в подростковом возрасте [Электронный ресурс] / Г.А. Качан, Н.Л. Гаврилова // Наука - образованию, производству, экономике. - Витебск, 2017. - С. 52-53. URL:https://elibrary.ru(дата обращения: 20.05.2022)
23. Компьютерная аддикция, подростковый возраст, мотивационная сфера, общение, развитие. Коваль Т. В. Особенности мотивационного профиля подростков, склонных к развитию компьютерной зависимости / Российский научный журнал. — 2013. — № 4 (35). — С. 230—235.
24. Королева, Д.О. Исследование повседневности современных
подростков: присутствие в социальных сетях как неотъемлемая
составляющая общения [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2016. - Том 5. № 2. - С. 55-61. URL:
http://psyjournals.ru/jmfp/2016/n2/82380.shtml(дата обращения: 20.05.2022),
25. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия. - М., Академический проект, 2000. - 460 с.
26. Корчагина Н.В. Проблема соотношения академического и социального интеллекта в отечественной и зарубежной психологии/ Н.В.Корчагина //Прикладная психология и психоанализ — 2006 — №4 — с. 3-6.
27. Кошкин, К. В. Аддикции отношений / К. В. Кошкин. - Москва : Академия, 2013. - 258 с.
28. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 464 с.
29. Кулагина И.Ю. Психология жизненного цикла человека - М.: ТЦ «Сфера», 2009. - 546 с.
30. Кучеренко В.В., Петренко В.Ф., Госсохин А.В. Измененные состояния сознания: психологический анализ. Вопросы психологии. - М.: Педагогика, 1998. - № 3. - с. 70-78.
31. Лешер, О. В. Формирование подростка как личности безопасного типа : поведенческий аспект / О.В. Лешер, Ю.В. Двирская // Личность, семья и общество : вопросы педагогики и психологии. - 2015. - №58. - С. 41-45.
32. Личко, А.Е. Психоматии и акцентуация характера у подростков/
A. Е. Личко. - СПб.: Речь. 2010. - 250с
33. Лозовая, Г. В. Тест на зависимость (аддикцию). Методика диагностики склонности к 13 видам зависимостей / Г. В. Лозовая. - Москва : Академия, 2013. - 98 с.
34. Лоскутова В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств: Дисс. канд. мед. наук. Новосибирск, 2004. Петровский А.В., Петровский В.А. Индивид и его потребность быть личностью // Вопр. философии. 1982. № 3. С. 44 - 53.
35. Лоскутова, В. А. Интернет-зависимость - патология ХХ1 века? /
B. А. Лоскутова // Вопросы ментальной медицины и экологии. - 2017. - № 1. - С. 11-13.
36. Маслов, О.Р., Пронина Е.Е. Психика и реальность: типология виртуальности. Виртуальная реальность в психологии и искусственном интеллекте.- М.: Российская Ассоциация Искусств. Интеллекта, 1998 - с. 211-225.
37. Михайлова (Алешина), Е.С. Методика исследования социального интеллекта. Руководство по использованию / Е.С. Михайлова (Алешина). - СПб.: ГП «Иматон», 1996
38. Нижегородцева Н. В. Психология до- школьного возраста: методические рекомендации. - Ярославль: ЯГПУ. 2013. - 95 с.
39. Реан, А. А. Психология человека от рождения до смерти / А. А. Реан. - Москва : Прайм - Еврознак, 2012. - 475 с.
40. Рыбалтович Д.Г., Зайцев В.В. Интернет-зависимость: реальная патология или норма развития информационного человечества? Вестник психотерапии. - СПб.: МИРВЧ, 2011. - №40 (45). - с. 23-34.
41. Ушаков Д. В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект: теория, измерение, исследование / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 11-28.
42. Холл С. История одной кучи песку // Холл С. Очерки по изучению ребенка. - Б. м.: Пучина, 1925. С. 125-141.
43. Южанинова А.Л. К проблеме диагностики социального интеллекта личности [Текст] / В сб.: «Проблемы оценивания в психологии». — Саратов, издательство Саратовского университета, 1984 г.
44. Юркевич B.C. Проблема эмоционального интеллекта
// Вестник практической психологии образования. 2005.№ 3 (4). Июль—
сентябрь. С. 4-10.
45. Янг К. Клинические аспекты интернет-зависимого поведения// Медицинская психология в России.2015. № 4. С.7
46. Янг, К. С. Диагноз - Интернет-зависимость / К. С. Янг // Мир Интернет. - 2000. - №2. - С. 24-29.
47. D. J. Kuss M. D. Griffiths, L. Karila, J. Billieux Internet Addiction: A Systematic Review of Epidemiological Research for the Last Decade [Статья] // Current Pharmaceutical Design. - 2014 r.. - Т. 20. 2.
48. Edward l. Thorndike. Intelligence and its uses// Harper’s Magazine. - 1920. - №140. - с. 227-235.
49. Griffiths M. Internet addiction: Fact or fiction? // Psychologist. 1999. V. 12. N.5. P.246-250.
50. N. S. Schutte et al./Personality and Individual Differences 25 (1998) 167-177.
51. R.I.P. Ivan K. Goldberg, M.D.Psychiatrist bridged worlds of talk¬therapy psychiatry and medication-centered practice.November 27, 2013.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ