Особенности социального интеллекта подростков, склонных к гаджет-зависимости
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические и методологические основы изучения социального интеллекта подростков, склонных к гаджет-зависимости 6
1.1. Понятие социального интеллекта 6
1.2. Психологические особенности детей подросткового
возраста 10
1.3. Проблема гаджет-зависимости в психолого-педагогической
литературе 14
Глава 2. Результаты эмпирического исследования социального интеллекта подростков, склонных к гаджет-зависимости 24
2.1. Организация исследования социального интеллекта подростков,
склонных к гаджет-зависимости 24
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования социального
интеллекта подростков, склонных к гаджет-зависимости 28
2.3 Программа профилактики интернет-зависимости у
подростков 37
Заключение 50
Список использованной литературы 52
Приложение 1 57
Приложение 2
Глава 1. Теоретические и методологические основы изучения социального интеллекта подростков, склонных к гаджет-зависимости 6
1.1. Понятие социального интеллекта 6
1.2. Психологические особенности детей подросткового
возраста 10
1.3. Проблема гаджет-зависимости в психолого-педагогической
литературе 14
Глава 2. Результаты эмпирического исследования социального интеллекта подростков, склонных к гаджет-зависимости 24
2.1. Организация исследования социального интеллекта подростков,
склонных к гаджет-зависимости 24
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования социального
интеллекта подростков, склонных к гаджет-зависимости 28
2.3 Программа профилактики интернет-зависимости у
подростков 37
Заключение 50
Список использованной литературы 52
Приложение 1 57
Приложение 2
Актуальность исследования. В современное время, гаджеты для подростков являются одним из составляющих их жизни. Они настолько плотно вошли в наш мир, что взяли на себя роль способа коммуникации, получения информации, отдыха. Сейчас, крайне трудно представить наш мир без гаджетов: теперь, чтобы почитать книгу, посмотреть фильм, поиграть в игры, достаточно скачать их в интернете на телефон или компьютер, чтобы связаться с друзьями, вместо общения в реальном мире, можно написать им в одной из множества социальных сетей. Послушать музыку, посмотреть, который час, поставить будильник, воспользоваться калькулятором, узнать сегодняшнюю дату, найти какую-либо информацию, всё это можно сделать с помощью компактного телефона, который помещается в кармане. Именно эта лёгкость получения любой информации и способности в любое время провести досуг, привлекает подростков. Но у этого есть и обратная сторона - подростки всё чаще отдают приоритет виртуальному общению, вместо живого. А с учётом того, что гаджеты с каждым годом всё больше развиваются, становясь технологичнее и доступнее, они начинают выступать средой, которая формирует социальный интеллект [21].
Степень изученности проблемы исследования. Влияние гаджет- зависимости на социальный интеллект подростков - недостаточно изученный феномен. Тогда, как изучение влияния компьютерной, интернет и игровой зависимости происходило ещё в 90-х годах ХХ века, исследования в работах таких учёных, как К. Янг, Д. Джейнтал, Д. Гринфилд, А.В. Березина, М.А. Андреева, А.С. Шапкин и др., то влияние гаджет-зависимости - это достаточно новая и плохо изученная область исследования. Исследования представлены в работах М. Гриффитса, М.С. Иванова и др.
Объектом исследования выступает социальный интеллект личности.
Предметом - особенности социального интеллекта подростков, склонных к гаджет-зависимости.
Цель данного исследования - изучение социального интеллекта подростков, склонных к гаджет-зависимости.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Проанализировать теоретико-методологические подходы по проблеме исследования социального интеллекта в контексте интернет- зависимости.
2. Разработать программу эмпирического исследования социального интеллекта подростков, склонных к гаджет-зависимости.
3. Выявить особенности социального интеллекта подростков,
склонных к гаджет-зависимости.
4. Сравнить компоненты социального интеллекта у подростков, склонных и не склонных к гаджет-зависимости.
5. Проанализировать компоненты социального интеллекта с разным уровнем склонности к гаджет-зависимости.
6. Разработать и реализовать программу по развитию социального интеллекта подростков, склонных к гаджет-зависимости.
Гипотезы исследования:
1. Вероятно, склонные к гаджет-зависимости подростки, будут обладать более низким уровнем социального интеллекта.
2. Вероятно, существует связь между социальным интеллектом и склонностью к гаджет-зависимости в подростковом возрасте.
Теоретико-методологическим основаниями работы являются:
1. Теория социального интеллекта Дж. Гилфорда.
2. Теория интернет-зависимости К. Янг.
3. Возрастная периодизация Л.С. Выготского.
Методы исследования:
1. Анализ теоретико-методологических источников по проблеме исследования социального интеллекта и интернет зависимости.
2. Методы сбора эмпирических данных: анкетирование, Методика исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда (адаптация Е.С. Михайловой), тест-опросник интернет-зависимость К. Янг, адаптированный под руководством В.А. Лоскутовой (Буровой) [35], [46].
3. Методы математико-статистической обработки данных - анализ достоверности различий (U-критерий Манна-Уитни); корреляционный анализ по методу Пирсона с использованием программы компьютерной обработки «SPSS 23.0».
Эмпирическую базу исследования составили 30 студентов Алтайского Архитектурно-Строительного колледжа, из них 14 человек, имеющие склонность к интернет-зависимости и 16 человек, не имеющие склонность к интернет-зависимости.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав работы, заключения, списка использованной литературы, включающего в себя 51 источник и 2 приложения.
Степень изученности проблемы исследования. Влияние гаджет- зависимости на социальный интеллект подростков - недостаточно изученный феномен. Тогда, как изучение влияния компьютерной, интернет и игровой зависимости происходило ещё в 90-х годах ХХ века, исследования в работах таких учёных, как К. Янг, Д. Джейнтал, Д. Гринфилд, А.В. Березина, М.А. Андреева, А.С. Шапкин и др., то влияние гаджет-зависимости - это достаточно новая и плохо изученная область исследования. Исследования представлены в работах М. Гриффитса, М.С. Иванова и др.
Объектом исследования выступает социальный интеллект личности.
Предметом - особенности социального интеллекта подростков, склонных к гаджет-зависимости.
Цель данного исследования - изучение социального интеллекта подростков, склонных к гаджет-зависимости.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Проанализировать теоретико-методологические подходы по проблеме исследования социального интеллекта в контексте интернет- зависимости.
2. Разработать программу эмпирического исследования социального интеллекта подростков, склонных к гаджет-зависимости.
3. Выявить особенности социального интеллекта подростков,
склонных к гаджет-зависимости.
4. Сравнить компоненты социального интеллекта у подростков, склонных и не склонных к гаджет-зависимости.
5. Проанализировать компоненты социального интеллекта с разным уровнем склонности к гаджет-зависимости.
6. Разработать и реализовать программу по развитию социального интеллекта подростков, склонных к гаджет-зависимости.
Гипотезы исследования:
1. Вероятно, склонные к гаджет-зависимости подростки, будут обладать более низким уровнем социального интеллекта.
2. Вероятно, существует связь между социальным интеллектом и склонностью к гаджет-зависимости в подростковом возрасте.
Теоретико-методологическим основаниями работы являются:
1. Теория социального интеллекта Дж. Гилфорда.
2. Теория интернет-зависимости К. Янг.
3. Возрастная периодизация Л.С. Выготского.
Методы исследования:
1. Анализ теоретико-методологических источников по проблеме исследования социального интеллекта и интернет зависимости.
2. Методы сбора эмпирических данных: анкетирование, Методика исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда (адаптация Е.С. Михайловой), тест-опросник интернет-зависимость К. Янг, адаптированный под руководством В.А. Лоскутовой (Буровой) [35], [46].
3. Методы математико-статистической обработки данных - анализ достоверности различий (U-критерий Манна-Уитни); корреляционный анализ по методу Пирсона с использованием программы компьютерной обработки «SPSS 23.0».
Эмпирическую базу исследования составили 30 студентов Алтайского Архитектурно-Строительного колледжа, из них 14 человек, имеющие склонность к интернет-зависимости и 16 человек, не имеющие склонность к интернет-зависимости.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав работы, заключения, списка использованной литературы, включающего в себя 51 источник и 2 приложения.
В ходе моего исследования мною были проанализированы теоретические подходы к понятию «социального интеллекта» и склонности к «гаджет-зависимости», а также, особенностям их развития. Для измерения данных феноменов я подобрал две диагностические методики.
С помощью теста К.Янг на склонность к интернет-зависимости в контексте гаджет-зависимости, мной были сформированы две группы подростков - группа склонных к интернет - зависимости и контрольная группа.
При помощи теста Дж. Гилфорда «социальный интеллект», было подтверждено, что подростки склонные к гаджет - зависимости, имеют негативные изменения в особенностях формирования социального интеллекта.
При помощи U-критерия Манна-Уитни мы посмотрели достоверные различия между шкалами в группах. Метод корреляционного анализа по методу Пирсона показал взаимосвязь между шкалами в группах.
Исходя из проведённого эмпирического исследования, можно прийти к выводу, что чем ниже социальный интеллект подростка, тем больше шанс на то, что у него возникнет гаджет-зависимость.
Руководствуясь исследованием, можно предположить, что именно низкий уровень социального интеллекта, как важная коммуникативная особенность, является одним из определяющих факторов, влияющих на умение строить общение с другими людьми и познавать мир. А неумение наладить коммуникативную связь с ровесниками, в свою очередь, является одной из ведущих предпосылок к развитию гаджет-зависимости.
Ссылаясь на статистику, представленную в исследовании, видно, что чем выше склонность с гаджет-зависимому поведению, тем ниже социальный интеллект. Больше всего, у гаджет-зависимых, проблемы с познанием классов поведения. Это говорит о том, что они обладают плохой чувствительностью к некоторым аспектам человеческих взаимоотношений, плохо улавливают характер и тон разговора.
Заключительным этапом исследования явилась разработка программы, направленной на формирование социального интеллекта и повышения адаптивных возможностей подростков.
С помощью теста К.Янг на склонность к интернет-зависимости в контексте гаджет-зависимости, мной были сформированы две группы подростков - группа склонных к интернет - зависимости и контрольная группа.
При помощи теста Дж. Гилфорда «социальный интеллект», было подтверждено, что подростки склонные к гаджет - зависимости, имеют негативные изменения в особенностях формирования социального интеллекта.
При помощи U-критерия Манна-Уитни мы посмотрели достоверные различия между шкалами в группах. Метод корреляционного анализа по методу Пирсона показал взаимосвязь между шкалами в группах.
Исходя из проведённого эмпирического исследования, можно прийти к выводу, что чем ниже социальный интеллект подростка, тем больше шанс на то, что у него возникнет гаджет-зависимость.
Руководствуясь исследованием, можно предположить, что именно низкий уровень социального интеллекта, как важная коммуникативная особенность, является одним из определяющих факторов, влияющих на умение строить общение с другими людьми и познавать мир. А неумение наладить коммуникативную связь с ровесниками, в свою очередь, является одной из ведущих предпосылок к развитию гаджет-зависимости.
Ссылаясь на статистику, представленную в исследовании, видно, что чем выше склонность с гаджет-зависимому поведению, тем ниже социальный интеллект. Больше всего, у гаджет-зависимых, проблемы с познанием классов поведения. Это говорит о том, что они обладают плохой чувствительностью к некоторым аспектам человеческих взаимоотношений, плохо улавливают характер и тон разговора.
Заключительным этапом исследования явилась разработка программы, направленной на формирование социального интеллекта и повышения адаптивных возможностей подростков.
Подобные работы
- Эмоциональный интеллект подростков, склонных к гаджет-зависимости
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ ПОДРОСТКОВ С ПРИЗНАКАМИ ИНТЕРНЕТ ЗАВИСИМОСТИ
ОТ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ ТИК-ТОК
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2022 - Практики селф-трекинга студенческой молодежи: преимущества и риски
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022



