Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Совершенствование профессионального мастерства педагога в системе частного хореографического образования

Работа №88636

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы116
Год сдачи2022
Стоимость4925 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
170
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Система хореографического образования в России 8
1.1. Становление хореографического образования 8
1.2. Педагогическая деятельность и профессиональное мастерство педагога-
хореографа 27
Глава 2. Условия совершенствования профессионального мастерства педагога в системе частного хореографического образования 42
2.1. Условия совершенствования профессионального мастерства педагога-
хореографа 42
2.2. Опытно-экспериментальная работа по применению условий совершенствования профессионального мастерства педагогов-хореографов 51
Заключение 76
Список литературы 77
Приложения

Искусство является фактором идейно-нравственного, а не только эстетического воспитания для общества, и человек искусства несет на себе груз ответственности за то, что он транслирует в общество. Какие ценности и идеалы он привьет многими своими произведениями. Искусство может создавать как высокие и добрые нравственные идеалы, так и низкопробные и разрушительные образцы, которые, как средство воспитания зачастую оказываются во многом эффективнее образовательных программ и действий властей.
Именно поэтому деятель искусств как воспитатель общества и активный творец, должен обладать как выраженными творческими способностями, так и соответствующей нравственной сферой, определяющей характер его творчества.
Обучение творческим образовательным программам не может не опираться на научно-теоретические основания профессиональной деятельности, но все-таки ведущей ролью в нем является перенимание живого профессионального опыта у тех педагогов, которые его имеют, то есть, которые являются не теоретиками-распространителями знаний, а наставниками-практиками, чему в системе художественного образования придается особое значение. Чем больший опыт художественной деятельности имеет педагог, тем больше он может передать ученикам. И поэтому единство и унифицированность современного подхода к оценке качества образования, реализуемой министерством образования и науки РФ, в которой наличие ученых степеней и званий у педагогов является важнейшим признаком качества учебного процесса, не соответствует всему многообразию характерных черт системы художественного образования.
Как отмечают многие ученые, развитие эрудиции, концептуализация профессиональной практики, умение представить материал как делом, так и словом - это именно те качества современного педагога, которые дают ему возможность индивидуализировать обучение, работать с самыми различными психотипами учащихся.
Практическая направленность профессионального образования предопределяет и характер подготовки художественно-творческих педагогических кадров. Преподаватель специальных художественных дисциплин осваивает методику преподавания, перенимая ее непосредственно от своего педагога, и обогащает ее собственным опытом. Разрыв непрерывной цепи подготовки творческих и педагогических кадров в сфере искусства приводит к нарушению традиций. Отсюда вытекает особая важность задачи не просто сохранить и продолжить традиции, сформированные за длительное время существования хореографического образования в России, но и развить их в соответствии с заложенными в них качественными ориентирами.
В образовательной ситуации начала XXI века, когда появляется множество учебных и творческих центров, обучающих танцовщиков как в соответствии с Федеральным Законом №273 «Об образовании в Российской Федерации», так и вне связи с ним, нужно в большей степени обращать внимание на эффективность обучения всех кадровых звеньев хореографического искусства, осуществляемого на всех этапах образования.
Несмотря на уникальность и специфичность хореографического образования, необходимо соблюдать и реализовывать при его реализации все принципы и подходы, характерные для образования в сфере искусства. Однако, стоить отметить, что качество и содержание профессиональной подготовки как самих педагогов, так и их учеников, не во всем соответствует закономерностям педагогики искусства. В связи с этим учебно-воспитательный процесс частных хореографических учебных заведений нуждается в совершенствовании и обновлении методических основ.
Все вышеописанное определяет высокую значимость разработки эффективных условий совершенствования профессионального мастерства педагогов в системе частного хореографического образования, которые будут учитывать специфику творческой деятельности всех субъектов хореографического искусства и предоставлять возможность проявления всех составляющих их одаренности и высокого нравственно-эстетического отношения к своей художественно-творческой и педагогической деятельности.
Степень разработанности темы.
За последние 20 лет отдельные вопросы разработки технологий и методов профессионального образования, мастерства и совершенствования квалификации педагогов в системе хореографического образования исследовались неоднократно. Все они рассматривают пути оптимизации профессиональной подготовка педагогов-хореографов по таким направлениям, как формирование профессиональной мотивации, создание специальных организационно-педагогических условий их обучения и воспитания, развитие их психологических компетенций, индивидуализация их обучения и дальнейшей профессиональной деятельности. Однако они не освещают проблем, заявляемых в настоящем исследовании.
Проблема настоящего исследования заключается в отсутствии эффективных условий совершенствования профессионального мастерства педагога в системе частного хореографического образования.
Цель исследования - разработка условий совершенствования профессионального мастерства педагогов в системе частного хореографического образования.
Объект исследования: система частного хореографического образования.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия совершенствования профессионального мастерства педагогов в системе частного хореографического образования.
Задачи исследования:
- изучить и проанализировать историю развития хореографического образования в России;
- выявить структуру профессиональной деятельности и содержание профессионального мастерства педагога в системе частного хореографического образования;
- изучить и проанализировать существующие формы и методы совершенствования профессионального мастерства педагога в системе частного хореографического образования;
- теоретически обосновать и экспериментально апробировать условия совершенствования профессионального мастерства педагога в системе частного хореографического образования.
Гипотеза.
Гипотеза исследования состоит в предположении того, что процесс совершенствования профессионального мастерства педагога в системе частного хореографического образования будет наиболее эффективным, если создать оптимальные организационно-педагогические условия:
1. Повышение профессиональной квалификации;
2. Применение современных технологий в преподавании специальных хореографических дисциплин;
3. Участие в творческих конкурсах.
Методы:
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования, включающий теоретический анализ, наблюдение, собеседование, анкетирование, педагогический эксперимент,
количественный и качественный анализ полученных данных.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- выявлены организационно-педагогические условия, способствующие более эффективному совершенствованию профессионального мастерства педагога в системе частного хореографического образования.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнено понятие профессионального мастерства педагога-хореографа и определены организационно-педагогические условия его совершенствования в системе частного хореографического образования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические результаты доведены до уровня практического применения. Предложенные условия способствуют совершенствованию профессионального мастерства педагогов-хореографов.
База исследования
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Образцовой студии Заслуженного коллектива Алтайского края народного театра танца имени Розы Фибер города Барнаула в 2021-2022 гг.
Магистерства диссертация изложена на 115 страницах, состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 58 источников, десяти приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В соответствии с поставленной в работе целью, были решены следующие задачи:
1. Проведен анализ литературы, который позволил более подробно изучить процесс становления хореографического образования в России и его состояние в настоящий момент.
2. Выявлена структура деятельности и содержание профессионального мастерства педагога в системе частного хореографического образования.
3. Проведен анализ существующих форм и методов совершенствования профессионального мастерства педагога.
4. Выявлены организационно-педагогические условия:
- Повышение профессиональной квалификации;
- Применение современных технологий в преподавании специальных хореографических дисциплин;
- Участие в творческих конкурсах.
5. Разработана программа в соответствии с предложенными условиями по совершенствованию профессионального мастерства педагога-хореографа.
6. Проведена опытно-экспериментальная работа по апробированию
предложенных условий. Анализ результатов которой показал положительную динамику по всем трем выделенным показателям. Результаты опытно-экспериментальной работы позволили сделать вывод, что выявленные в процессе работы условия способствуют совершенствованию профессионального мастерства педагогов-хореографов, и подтвердить истинность гипотезы.



1. Андриади И. П. Основы педагогического мастерства. Москва: Академия, 1999. 160 с.
2. Бакланова Н. К. Профессиональное мастерство работника культуры. Москва: МГИК, 1994. 120 с.
3. Бахрушин Ю. А. История русского балета. Москва : Советская Россия, 1965. 227 с.
4. Бобина О. С. Ресурсы образовательного учреждения для совершенствования профессиональной компетентности // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 6. С. 64-67.
5. Болотова А. К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие. Москва: ИД ГУ ВШЭ, 2017. 526 с.
6. Борисоглебский М. Материалы по истории русского балета. Ленинград: Ленингр. гос. хореогр. училище, 1938. Т. 1. 379 с.
7. Бородин Е. М., Крупнова А. В., Бородина К. Н. Критерии, показатели и уровни сформированности педагогического мастерства // Научно¬методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 13. С. 1316-1320.
8. Боярчиков H. H. Педагогика и танец // Балет. 1988. № 5. С. 32-34.
9. Буланкина М.К. Современные технологии совершенствования профессионального мастерства педагога в системе хореографического образования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Москва, 2016. 184 с
10. Бушковская Е. А. Организация сопровождения совершенствования педагогического мастерства, основанного на профессиональных знаниях междисциплинарности и непрерывном развитии личности учителя // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2008. № 3. С. 12 - 16.
11. Валюшина Н. М. Педагогические условия повышения квалификации учителей на основе использования дистанционных образовательных технологий. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Чита, 2013. 186 с.
12. Вековцева Т. А. Система содействия профессиональному саморазвитию преподавателя вуза // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2014. № 2 (4) - С. 68-72.
13. Воронина Ю. В. Структура и содержание профессиональной готовности педагога к реализации ФГОС общего образования // Вестник Оренбургского государственного университета. 2018. № 4 (216). С.23-30.
14. Головчин М. А. Социальное и профессиональное самочувствие учителей российских школ в период реформ и контрреформ // Идеи и идеалы. 2018. Т. 2. № 3 (37). С. 233-252.
15. Гревцева Г. Я. Подготовка будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом: монография. Челябинск: «Цицеро», 2015. 226 с.
16. Григораш О. В. Результаты реформирования системы образования в России // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. № 121. С. 367- 386.
17. Домбровская М. Г. Модель педагогического содействия становлению
готовности учителя к воспитанию патриотизма подростков // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование.
Педагогические науки. 2016. Выпуск 8. № 4. С. 87-93.
18. Донина И. А. Виртуальные профессиональные сообщества как фактор
становления конкурентоспособности педагога // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6; URL: http://science-
education.ru/ru/article/view?id=16409(дата обращения: 28.11.2020).
19. Ефремова Н. Г. Театр начинается с Орфея // Вопросы театра. 2019. № 1/2. С. 164-173.
20. Журавлева О. И. Профессиональная компетентность, мастерство и зрелость педагога в современной высшей школе // Педагогический эксперимент: подходы и проблемы. 2018. №4. С. 37-41.
21. Захаров Р. Записки балетмейстера. Москва: Искусство, 1976. 351 с.
22. Золотова Т. В. Совершенствование профессионального мастерства учителя как основа повышения качества образования // Новости образования. 2014. № 1. С.14-16.
23. Ивлеева Л. Д. Методика педагогического руководства любительским хореографическим коллективом: учеб. пособие. Челябинск: ЧГАКИ, 2013. 60 с.
24. Ильясова О. А. Развитие научно-методического потенциала сотрудников учреждения дополнительного профессионального образования как самообучающейся организации // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2018. № 2 (5). С. 176-181.
25. Ипатов А. В. Исследование личности артистов балета с целью оптимизации процесса самореализации и минимализации риска профессиональных деструкции // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. СПб. 2014. №3(32). С. 79-86.
26. Исаков В. М. Особенности модернизации хореографического образования // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы развития искусства балета и хореографического образования». Москва: МГАХ, 2013. С. 23-26.
27. Кандаурова А. В., Суртаева Н. Н. Дополнительное профессиональное педагогическое образование в условиях изменений социального взаимодействия // Человек и образование. 2015. № 3 (44). С. 21-26.
28. Климов Е. А. Пути в профессионализм: Психологический взгляд. Москва: МПСИ: Флинта, 2003. 320 с.
29. Красовская В. М. История русского балета. Ленинград: Искусство, 1978. 237 с.
30. Красовская В. М. Русский балетный театр от возникновения до середины 19 века. Санкт-Петербург: Лань, 2008. 384 с.
31. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. Москва: Высшая школа, 1990. 119 с.
32. Лаврентьева И. В. Предпочитаемые педагогами форматы повышения квалификации // Концепт. 2018. № 7. С. 1-16.
33. Лапина О. А. Опыт совершенствования профессионального мастерства учителя // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т. 3. № 1 (42). С 103-113.
34. Леонтьева И. А. Ш. Дидло — классик русского и мирового балетного
искусства: Лекция по истории балета. [Электронный ресурс] URL:
https://znanio.ru/media/sh-didlo--klassik-russkogo-i-mirovogo-baletnogo- iskusstva-lektsiya-po-istorii-baleta-predmet-ritmika-2559610(дата обращения: 02.04.2021)
35. Макарова Т. А. Андрагогические особенности обучения учителей проектным технологиям // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. №. 12. С. 160-163.
36. Максимов Н. Н. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: законодательно-нормативная база проектирования и реализации: Учебно-информационное издание. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2009. 100 с.
37. Мацаренко Т. Н. Социально-профессиональная адаптация артистов балета к педагогической деятельности в системе дополнительного образования детей: дис. ... канд. пед. н. Москва, 2012. 172 с.
38. Медник Е. А. Профессиональные сообщества и их роль в повышении квалификации педагогов // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 80-84.
39. Мельникова Е. П. Требования к педагогической деятельности педагога- хореографа на современном этапе образования в высших учебных заведениях культуры и искусства // Международный научно-исследовательский журнал. 2019. № 1 (79). С. 90-93.
40. Мухаметзянова Л. Ю. Арт-технологии в процессе развития творческого потенциала личности артиста балета // Academia: Танец, Музыка, Театр, Образование. Москва: Изд-во МГАХ. 2015. №1(37). С. 49-50.
41. Новерр Ж.-Ж. Письма о танце и балетах. Л.-М.: Искусство, 1965. 376 с.
42. Орынбай А. Ж., Тауекелова Г. Е. Критерии и показатели профессионально-творческого становления будущих педагогов-хореографов // Современное педагогическое образование. 2019. № 6. С. 92-96.
43. Палилей А. В., Бондаренко А. А. Процесс формирования профессиональной готовности педагога-хореографа к практической деятельности // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 39. С. 210-216.
44. Пидкасистый П.И. Педагогика. Уч. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей. Москва: Роспедагенство, 1996. 604 с.
45. Поповичева О. Н. Социально-культурные условия повышения педагогического мастерства специалистов учреждений дополнительного образования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00. Орел, 2013. 191 с.
46. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых». [Электронный ресурс] URL:
https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/dopolnitelnoe- obrazovanie/normativnye-dokumenty/professionalnyj-standart-pedagoga- dopolnitelnogo-obrazovaniya.html
47. Пряжников Н. С., Румянцева Л. С. Бюрократизация образовательного процесса как фактор «эмоционального выгорания» педагогов и психологов // Вестник московского городского педагогического университета. 2015. №3 (33). С. 45-62.
48. Савенко Т. Н. Профессиональные знания учителя как фундаментальная основа становления и развития педагогического мастерства: аналитический аспект // Весшк Мазырскага дзяржаунага педагапчнага ушверсггэта 1мя 1.П. Шамякша. 2014. № 1 (42). С. 90-96.
49. Серафимович И. В. Профессионализация мышления педагога и развитие профессиональных компетенций в условиях конкурсов профессионального мастерства // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Выпуск 8. № 2 (27). С. 382-386.
50. Серганова З. З. Принципы совершенствования профессионального мастерства учителей общеобразовательных организаций в процессе повышения квалификации // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2019. № 3 (40). С. 85-94.
51. Скляревская И. Тальони. Феномен и миф. Москва: Новое литературное обозрение, 2017. 359 с.
52. Смирнов С. А., Котов И. Б., Шиянов Е. Н. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед учеб. заведений. Москва: Изд-ский центр «Академия», 2001. 512 с.
53. Тихова Ю. Б. Совершенствование форм профессионального развития педагогических работников // Молодой ученый. 2019. № 48 (286). С. 161-163.
54. Усцелемова Н. А. Профессионально-педагогические аспекты
определения понятия «компетентность», «компетенция» и
«профессиональная устойчивость» // Сборник: Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях физической культуры. XXIII региональная научно-методическая конференция с международным участием. Челябинск: Изд-во: Урал. гос. ун. физ. культ. 2013. С. 216-217.
55. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (в ред. от 16.04.2022). [Электронный ресурс] URL: https://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii/(Дата обращения: 04.08.2021)
56. Филановская Т. А. Динамика хореографического образования в художественной культуре России ХУШ-ХХ веков: автореф. дис. ... д-ра культурологии: 24.00.01. СПб, 2011. 32 с.
57. Шукирова А. У. Профессиональное становление специалиста-педагога хореографии // Евразийский Союз Учёных. 2015. № 5 (14). С. 156-158.
58. Sachs C. World history of the dance. transi. by B. Schonberg. New York., 1965. IX, 469 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ