Совершенствование профессионального мастерства педагога в системе частного хореографического образования
|
Введение 3
Глава 1. Система хореографического образования в России 8
1.1. Становление хореографического образования 8
1.2. Педагогическая деятельность и профессиональное мастерство педагога-
хореографа 27
Глава 2. Условия совершенствования профессионального мастерства педагога в системе частного хореографического образования 42
2.1. Условия совершенствования профессионального мастерства педагога-
хореографа 42
2.2. Опытно-экспериментальная работа по применению условий совершенствования профессионального мастерства педагогов-хореографов 51
Заключение 76
Список литературы 77
Приложения
Глава 1. Система хореографического образования в России 8
1.1. Становление хореографического образования 8
1.2. Педагогическая деятельность и профессиональное мастерство педагога-
хореографа 27
Глава 2. Условия совершенствования профессионального мастерства педагога в системе частного хореографического образования 42
2.1. Условия совершенствования профессионального мастерства педагога-
хореографа 42
2.2. Опытно-экспериментальная работа по применению условий совершенствования профессионального мастерства педагогов-хореографов 51
Заключение 76
Список литературы 77
Приложения
Искусство является фактором идейно-нравственного, а не только эстетического воспитания для общества, и человек искусства несет на себе груз ответственности за то, что он транслирует в общество. Какие ценности и идеалы он привьет многими своими произведениями. Искусство может создавать как высокие и добрые нравственные идеалы, так и низкопробные и разрушительные образцы, которые, как средство воспитания зачастую оказываются во многом эффективнее образовательных программ и действий властей.
Именно поэтому деятель искусств как воспитатель общества и активный творец, должен обладать как выраженными творческими способностями, так и соответствующей нравственной сферой, определяющей характер его творчества.
Обучение творческим образовательным программам не может не опираться на научно-теоретические основания профессиональной деятельности, но все-таки ведущей ролью в нем является перенимание живого профессионального опыта у тех педагогов, которые его имеют, то есть, которые являются не теоретиками-распространителями знаний, а наставниками-практиками, чему в системе художественного образования придается особое значение. Чем больший опыт художественной деятельности имеет педагог, тем больше он может передать ученикам. И поэтому единство и унифицированность современного подхода к оценке качества образования, реализуемой министерством образования и науки РФ, в которой наличие ученых степеней и званий у педагогов является важнейшим признаком качества учебного процесса, не соответствует всему многообразию характерных черт системы художественного образования.
Как отмечают многие ученые, развитие эрудиции, концептуализация профессиональной практики, умение представить материал как делом, так и словом - это именно те качества современного педагога, которые дают ему возможность индивидуализировать обучение, работать с самыми различными психотипами учащихся.
Практическая направленность профессионального образования предопределяет и характер подготовки художественно-творческих педагогических кадров. Преподаватель специальных художественных дисциплин осваивает методику преподавания, перенимая ее непосредственно от своего педагога, и обогащает ее собственным опытом. Разрыв непрерывной цепи подготовки творческих и педагогических кадров в сфере искусства приводит к нарушению традиций. Отсюда вытекает особая важность задачи не просто сохранить и продолжить традиции, сформированные за длительное время существования хореографического образования в России, но и развить их в соответствии с заложенными в них качественными ориентирами.
В образовательной ситуации начала XXI века, когда появляется множество учебных и творческих центров, обучающих танцовщиков как в соответствии с Федеральным Законом №273 «Об образовании в Российской Федерации», так и вне связи с ним, нужно в большей степени обращать внимание на эффективность обучения всех кадровых звеньев хореографического искусства, осуществляемого на всех этапах образования.
Несмотря на уникальность и специфичность хореографического образования, необходимо соблюдать и реализовывать при его реализации все принципы и подходы, характерные для образования в сфере искусства. Однако, стоить отметить, что качество и содержание профессиональной подготовки как самих педагогов, так и их учеников, не во всем соответствует закономерностям педагогики искусства. В связи с этим учебно-воспитательный процесс частных хореографических учебных заведений нуждается в совершенствовании и обновлении методических основ.
Все вышеописанное определяет высокую значимость разработки эффективных условий совершенствования профессионального мастерства педагогов в системе частного хореографического образования, которые будут учитывать специфику творческой деятельности всех субъектов хореографического искусства и предоставлять возможность проявления всех составляющих их одаренности и высокого нравственно-эстетического отношения к своей художественно-творческой и педагогической деятельности.
Степень разработанности темы.
За последние 20 лет отдельные вопросы разработки технологий и методов профессионального образования, мастерства и совершенствования квалификации педагогов в системе хореографического образования исследовались неоднократно. Все они рассматривают пути оптимизации профессиональной подготовка педагогов-хореографов по таким направлениям, как формирование профессиональной мотивации, создание специальных организационно-педагогических условий их обучения и воспитания, развитие их психологических компетенций, индивидуализация их обучения и дальнейшей профессиональной деятельности. Однако они не освещают проблем, заявляемых в настоящем исследовании.
Проблема настоящего исследования заключается в отсутствии эффективных условий совершенствования профессионального мастерства педагога в системе частного хореографического образования.
Цель исследования - разработка условий совершенствования профессионального мастерства педагогов в системе частного хореографического образования.
Объект исследования: система частного хореографического образования.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия совершенствования профессионального мастерства педагогов в системе частного хореографического образования.
Задачи исследования:
- изучить и проанализировать историю развития хореографического образования в России;
- выявить структуру профессиональной деятельности и содержание профессионального мастерства педагога в системе частного хореографического образования;
- изучить и проанализировать существующие формы и методы совершенствования профессионального мастерства педагога в системе частного хореографического образования;
- теоретически обосновать и экспериментально апробировать условия совершенствования профессионального мастерства педагога в системе частного хореографического образования.
Гипотеза.
Гипотеза исследования состоит в предположении того, что процесс совершенствования профессионального мастерства педагога в системе частного хореографического образования будет наиболее эффективным, если создать оптимальные организационно-педагогические условия:
1. Повышение профессиональной квалификации;
2. Применение современных технологий в преподавании специальных хореографических дисциплин;
3. Участие в творческих конкурсах.
Методы:
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования, включающий теоретический анализ, наблюдение, собеседование, анкетирование, педагогический эксперимент,
количественный и качественный анализ полученных данных.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- выявлены организационно-педагогические условия, способствующие более эффективному совершенствованию профессионального мастерства педагога в системе частного хореографического образования.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнено понятие профессионального мастерства педагога-хореографа и определены организационно-педагогические условия его совершенствования в системе частного хореографического образования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические результаты доведены до уровня практического применения. Предложенные условия способствуют совершенствованию профессионального мастерства педагогов-хореографов.
База исследования
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Образцовой студии Заслуженного коллектива Алтайского края народного театра танца имени Розы Фибер города Барнаула в 2021-2022 гг.
Магистерства диссертация изложена на 115 страницах, состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 58 источников, десяти приложений.
Именно поэтому деятель искусств как воспитатель общества и активный творец, должен обладать как выраженными творческими способностями, так и соответствующей нравственной сферой, определяющей характер его творчества.
Обучение творческим образовательным программам не может не опираться на научно-теоретические основания профессиональной деятельности, но все-таки ведущей ролью в нем является перенимание живого профессионального опыта у тех педагогов, которые его имеют, то есть, которые являются не теоретиками-распространителями знаний, а наставниками-практиками, чему в системе художественного образования придается особое значение. Чем больший опыт художественной деятельности имеет педагог, тем больше он может передать ученикам. И поэтому единство и унифицированность современного подхода к оценке качества образования, реализуемой министерством образования и науки РФ, в которой наличие ученых степеней и званий у педагогов является важнейшим признаком качества учебного процесса, не соответствует всему многообразию характерных черт системы художественного образования.
Как отмечают многие ученые, развитие эрудиции, концептуализация профессиональной практики, умение представить материал как делом, так и словом - это именно те качества современного педагога, которые дают ему возможность индивидуализировать обучение, работать с самыми различными психотипами учащихся.
Практическая направленность профессионального образования предопределяет и характер подготовки художественно-творческих педагогических кадров. Преподаватель специальных художественных дисциплин осваивает методику преподавания, перенимая ее непосредственно от своего педагога, и обогащает ее собственным опытом. Разрыв непрерывной цепи подготовки творческих и педагогических кадров в сфере искусства приводит к нарушению традиций. Отсюда вытекает особая важность задачи не просто сохранить и продолжить традиции, сформированные за длительное время существования хореографического образования в России, но и развить их в соответствии с заложенными в них качественными ориентирами.
В образовательной ситуации начала XXI века, когда появляется множество учебных и творческих центров, обучающих танцовщиков как в соответствии с Федеральным Законом №273 «Об образовании в Российской Федерации», так и вне связи с ним, нужно в большей степени обращать внимание на эффективность обучения всех кадровых звеньев хореографического искусства, осуществляемого на всех этапах образования.
Несмотря на уникальность и специфичность хореографического образования, необходимо соблюдать и реализовывать при его реализации все принципы и подходы, характерные для образования в сфере искусства. Однако, стоить отметить, что качество и содержание профессиональной подготовки как самих педагогов, так и их учеников, не во всем соответствует закономерностям педагогики искусства. В связи с этим учебно-воспитательный процесс частных хореографических учебных заведений нуждается в совершенствовании и обновлении методических основ.
Все вышеописанное определяет высокую значимость разработки эффективных условий совершенствования профессионального мастерства педагогов в системе частного хореографического образования, которые будут учитывать специфику творческой деятельности всех субъектов хореографического искусства и предоставлять возможность проявления всех составляющих их одаренности и высокого нравственно-эстетического отношения к своей художественно-творческой и педагогической деятельности.
Степень разработанности темы.
За последние 20 лет отдельные вопросы разработки технологий и методов профессионального образования, мастерства и совершенствования квалификации педагогов в системе хореографического образования исследовались неоднократно. Все они рассматривают пути оптимизации профессиональной подготовка педагогов-хореографов по таким направлениям, как формирование профессиональной мотивации, создание специальных организационно-педагогических условий их обучения и воспитания, развитие их психологических компетенций, индивидуализация их обучения и дальнейшей профессиональной деятельности. Однако они не освещают проблем, заявляемых в настоящем исследовании.
Проблема настоящего исследования заключается в отсутствии эффективных условий совершенствования профессионального мастерства педагога в системе частного хореографического образования.
Цель исследования - разработка условий совершенствования профессионального мастерства педагогов в системе частного хореографического образования.
Объект исследования: система частного хореографического образования.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия совершенствования профессионального мастерства педагогов в системе частного хореографического образования.
Задачи исследования:
- изучить и проанализировать историю развития хореографического образования в России;
- выявить структуру профессиональной деятельности и содержание профессионального мастерства педагога в системе частного хореографического образования;
- изучить и проанализировать существующие формы и методы совершенствования профессионального мастерства педагога в системе частного хореографического образования;
- теоретически обосновать и экспериментально апробировать условия совершенствования профессионального мастерства педагога в системе частного хореографического образования.
Гипотеза.
Гипотеза исследования состоит в предположении того, что процесс совершенствования профессионального мастерства педагога в системе частного хореографического образования будет наиболее эффективным, если создать оптимальные организационно-педагогические условия:
1. Повышение профессиональной квалификации;
2. Применение современных технологий в преподавании специальных хореографических дисциплин;
3. Участие в творческих конкурсах.
Методы:
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования, включающий теоретический анализ, наблюдение, собеседование, анкетирование, педагогический эксперимент,
количественный и качественный анализ полученных данных.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- выявлены организационно-педагогические условия, способствующие более эффективному совершенствованию профессионального мастерства педагога в системе частного хореографического образования.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнено понятие профессионального мастерства педагога-хореографа и определены организационно-педагогические условия его совершенствования в системе частного хореографического образования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические результаты доведены до уровня практического применения. Предложенные условия способствуют совершенствованию профессионального мастерства педагогов-хореографов.
База исследования
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Образцовой студии Заслуженного коллектива Алтайского края народного театра танца имени Розы Фибер города Барнаула в 2021-2022 гг.
Магистерства диссертация изложена на 115 страницах, состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 58 источников, десяти приложений.
В соответствии с поставленной в работе целью, были решены следующие задачи:
1. Проведен анализ литературы, который позволил более подробно изучить процесс становления хореографического образования в России и его состояние в настоящий момент.
2. Выявлена структура деятельности и содержание профессионального мастерства педагога в системе частного хореографического образования.
3. Проведен анализ существующих форм и методов совершенствования профессионального мастерства педагога.
4. Выявлены организационно-педагогические условия:
- Повышение профессиональной квалификации;
- Применение современных технологий в преподавании специальных хореографических дисциплин;
- Участие в творческих конкурсах.
5. Разработана программа в соответствии с предложенными условиями по совершенствованию профессионального мастерства педагога-хореографа.
6. Проведена опытно-экспериментальная работа по апробированию
предложенных условий. Анализ результатов которой показал положительную динамику по всем трем выделенным показателям. Результаты опытно-экспериментальной работы позволили сделать вывод, что выявленные в процессе работы условия способствуют совершенствованию профессионального мастерства педагогов-хореографов, и подтвердить истинность гипотезы.
1. Проведен анализ литературы, который позволил более подробно изучить процесс становления хореографического образования в России и его состояние в настоящий момент.
2. Выявлена структура деятельности и содержание профессионального мастерства педагога в системе частного хореографического образования.
3. Проведен анализ существующих форм и методов совершенствования профессионального мастерства педагога.
4. Выявлены организационно-педагогические условия:
- Повышение профессиональной квалификации;
- Применение современных технологий в преподавании специальных хореографических дисциплин;
- Участие в творческих конкурсах.
5. Разработана программа в соответствии с предложенными условиями по совершенствованию профессионального мастерства педагога-хореографа.
6. Проведена опытно-экспериментальная работа по апробированию
предложенных условий. Анализ результатов которой показал положительную динамику по всем трем выделенным показателям. Результаты опытно-экспериментальной работы позволили сделать вывод, что выявленные в процессе работы условия способствуют совершенствованию профессионального мастерства педагогов-хореографов, и подтвердить истинность гипотезы.
Подобные работы
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ
У ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ СОВРЕМЕННОГО ЭСТРАДНОГО
ТАНЦА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017



