Психологическое время взрослых людей с различным уровнем субъективного экономического благополучия
|
Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические основания изучения психологического времени взрослых людей с различным уровнем субъективного экономического благополучия 11
1.1 Научно-психологические подходы к изучению психологического времени
личности
1.2 Понятие, уровни, факторы субъективного экономического благополучия
(СЭБ) 23
1.3 Психологические особенности взрослых людей 30
Глава 2 Эмпирическое исследование психологического времени взрослых людей с разным уровнем субъективного экономического благополучия 36
2.1 Программа исследования 36
2.2 Результаты исследования 40
Заключение 71
Список использованной литературы 71
Приложения
Глава 1 Теоретико-методологические основания изучения психологического времени взрослых людей с различным уровнем субъективного экономического благополучия 11
1.1 Научно-психологические подходы к изучению психологического времени
личности
1.2 Понятие, уровни, факторы субъективного экономического благополучия
(СЭБ) 23
1.3 Психологические особенности взрослых людей 30
Глава 2 Эмпирическое исследование психологического времени взрослых людей с разным уровнем субъективного экономического благополучия 36
2.1 Программа исследования 36
2.2 Результаты исследования 40
Заключение 71
Список использованной литературы 71
Приложения
Актуальность проблемы исследования. В настоящее время наше общество переживает непростую ситуацию. Мир вокруг стремительно меняется: возникают новые обстоятельства, значительно усиливается неоднозначный информационный поток, привычный круг общения, коммуникации внутри трудовых коллективов, отношений с членами семьи и так далее, могут претерпевать достаточно болезненные трансформации.
В современных непростых условиях человеческого существования время выступает одним из наиболее ценных ресурсов, кроме того, ценность этого ресурса еще более возрастает при осознании его невосполнимости.
Вообще, время в человеческой жизни вступает не только, как некий ресурс, психологическое время личности в современной научной мысли трактуется как универсальная величина, которая характеризует реальное время психических процессов, состояний и свойств личности, рассматривает совокупность таких процессов как восприятие и переживание времени, отношение ко времени, временная ориентация и т.д., то, что в конечном итоге определяет поведение личности.
Забелина Е.В. в своей работе очень точно рассуждает, что в современной жизни мы наблюдаем постоянно увеличивающийся поток информации и рост количества событий, в которые в той или иной степени оказываемся вовлеченными. Обратная сторона этого процесса - ускоренное устаревание товаров, услуг, профессиональных компетенций и т.д. В условиях современного общества, с его культурой потребления и высоким уровнем конкуренции, все чаще приходится совершать выбор в пользу того или иного товара или решения, причем времени на обдумывание становится все меньше. Очевидно, что время стало крайне важным, дефицитным ресурсом [26]. Люди по-разному адаптируются к меняющимся обстоятельствам: кто-то учится планированию и старается более рационально использовать свое время, а кто-то в своих действиях руководствуется импульсами и ценностями, зачастую навязанными извне [26].
Психологическое время является фактором, влияющим в том числе на экономическое сознание личности и во многом определяющим формирование субъективного экономического благополучия.
В настоящей работе предлагается исследование того, как различаются в восприятии психологического времени люди с различным уровнем субъективного экономического благополучия.
В структуре субъективного благополучия человека, среди прочих факторов, важное место занимает благополучие экономическое: обеспеченность человека материальными благами, источниками их пополнения и надежды на благоприятные перспективы в этом вопросе. Интересны для исследования именно взрослые люди, имеющие постоянную работу.
Степень изученности проблемы исследования. Изучение проблемы психологического времени актуализировались еще в 20-30 гг. ХХ в., когда научная мысль стала развиваться в том числе и в сторону изучения социально-культурного содержания психики человека.
Предпосылками фокусирования научной мысли на этой проблеме стали в том числе исследования социальной функции памяти П.Жане, исследования жизненного пути личности Ш. Бюлер. В работах Ш. Бюлер приводятся исследования о том, как на разных возрастных этапах жизненного пути личность реализует свое стремление к самоосуществлению и как это стремление сопряжено с жизненными целями и ценностями, меняющимися с возрастом.
К.Левин в своих работах уделял внимание психологическому времени, в частности, рассматривал вопросы «психологического поля в данный момент» с позиций оценки жизненных ситуаций личности, того как происходит масштабирование как прожитых ситуаций, так и представляемых будущих событий. Идеи К. Левина в каком-то смысле стимулировали исследования временных перспектив личности, оказав тем самым существенное влияние на направление дальнейших исследований психологического времени личности.
П.Фресс в процессе изучения социальной деятельности личности обозначил характеристики того, как формируется и развивается временное представление. Ему принадлежит такое понятие как "временной кругозор"[97].
Т Коттл более подробно стремился понять, как происходит процесс взаимодействия личности с конкретными временными величинами: прошлым, настоящим и будущим. Как специфические переживания временных зон в их взаимодействии формируют временной горизонт личности. Т Коттл выделил 2 концепции в рамках которых происходит интеграция временных переживаний человека: линейная и пространственная. [17]
Можно назвать еще множество работ видных ученых, в которых так или иначе рассматривалась тематика психологического времени личности: К.А. Абульханова-Славская, Ю.М. Стрелков, В.И. Ковалев, А.А. Кроник и Е.И. Головаха, В.А. Москвин и В.В.Попович, И.А. Ральникова, О.С. Гурова и т.д.
Кроме упомянутых выше исследователей, к часто цитируемым работам по психологии времени относятся работы С.Л.Рубинштейна, Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева, Б.И. Цуканова, А.С.Дмитриева, из зарубежных авторов: Ф. Зимбардо, Р. Сворд, Ж. Нюттени т.д.
Итак, можно сказать, что психологическое время является фактором, опосредующим субъективный опыт личности при формировании картины своего жизненного пути, выступает фактором самоактуализации, творчества, профессиональной деятельности и т.д.
Что касается исследования в области экономической психологии, они изначально стали неким продолжением развивающейся на Западе экономической теории. Одним из первых проблему взаимосвязи психологии и экономики рассматривал еще признанный основоположник экономики как науки А.Смит.
Д. Кейнс, разрабатывая теорию макроэкономики, уделял значительное внимание исследованию «человека экономического».
Одним из основателей экономической психологии, как научной дисциплины, можно считать Дж. Катона. Он исходил из того, что существует очевидная связь между поведением людей и экономикой. Взаимное влияние экономических условий на поведение людей очевидно.
Г. Висведе — еще один исследователь экономического поведения личности в Институте экономической социологии и психологии Кельнского университета рассматривал особенности экономической жизни людей, влияние психологического фактора, рациональных и нерациональных установок каждой отдельной личности и их преобладание в обществе на протекание экономических процессов.
Невозможно не упомянуть здесь таких ученых-психологов, как Д. Канемана и А. Тверски.В частности, Д. Канеман занимался в свое время, исследованиями на тему взаимосвязи между доходом и ощущениям счастья.
Д.Канеман и А.Тверски предложили новую теорию - теорию перспективы (prospect theory), объясняющую нерациональное поведение людей в ситуациях принятия решений. Ученые пришли к выводу, что у людей в основном отсутствуют способности правильно предвидеть будущие последствия выборов и действий, совершаемых в настоящем. Ориентиром в ситуациях сложного выбора выступают либо некие ценности, либо общепринятые стандарты. Это объясняется тем, что срдний нормальный человек готов отказываться от будущей выгоды ради того, чтобы не ухудшить свое настоящее положение. Особенно актуальны положения данной теории для понимания мотивов поведения человека в экономической деятельности [35].
В отечественной психологии и на постсоветском пространстве важно отметить таких исследователей экономического благополучия человека, как О.С. Дейнеко и В.А. Хащенко. Им принадлежат исследования по теме непосредственно субъективного переживания экономического благополучия личностью, отношения человека к вещам, деньгам, предпринимательству и т.д. Так, В. Хащенко в своих работах приводит не только подробный теоретический анализ проблем личности и группы в системе экономических отношений, но освещает и методические вопросы исследования социально-психологических объектов - личности и группы, дает описание диагностических методик и программ исследования.
На сегодняшний день отмечаются периодические попытки установить взаимосвязь между временным восприятием личности и уровнем ее экономической адаптации. Данное направление исследований представляется перспективным и со временем может оформиться в полноценную целостную модель психологического времени в экономическом сознании и поведении человека. Здесь хочется отметить современные работы Е.В. Забелиной[26], И.В. Зобниной [42], исследующие взаимосвязи между благополучием экономических субъектов и их особенности восприятия психологического времени.
Таким образом, выделилось следующее противоречие: с одной стороны психологическое время и субъективное экономическое благополучие личности как психологические категории активно изучаются как отечественными, так и зарубежными авторами, а с другой стороны исследований проблематики психологического времени взрослых работающих людей с разным уровнем субъективного экономического благополучия на современном этапе развития психологической науки недостаточно.
Цель выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) - выделить особенности психологического времени взрослых людей с различным уровнем субъективного экономического благополучия.
Объект выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) - психологическое время личности.
Предмет выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) -психологическое время взрослых людей с различным уровнем субъективного экономического благополучия.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Выделить теоретико-методологические основания изучения психологического времени взрослых людей с различным уровнем субъективного экономического благополучия.
2. Разработать и апробировать программу эмпирического исследования психологического времени взрослых людей с различным уровнем субъективного экономического благополучия.
3. Выделить особенности психологического времени взрослых людей с низким и высоким уровнем субъективного экономического благополучия.
4. Разработать программу психологического тренинга по повышению уровня субъективного экономического благополучия.
Гипотезы исследования:
1. Психологическое время взрослых людей с низким и высоким уровнем субъективного экономического благополучия имеет свои особенности, выражающиеся в специфике переживания времени, выраженности временной ориентации, содержании временной установки на прошлое, настоящее и будущее.
2. Параметры психологического времени взрослых людей взаимосвязаны с индексами субъективного экономического благополучия.
Теоретико-методологические основания:
-причинно-целевая концепция психологического времени личности А.А. Кроника и Е.И. Головахи,
- понятие временной перспективы в работах Ф.Зимбардо,
- подход к изучению временных установок Ж. Нюттена,
- анализ субъективного экономического благополучия в работах В.А. Хащенко.
В работе использовался следующий комплекс методов: анализ вторичных источников по проблеме исследования, анкетирование, психологическое тестирование (циклический тест времени Т Коттла, методика «Опросник временной перспективы» Ф. Зимбардо, шкала временных установок Ж. Нюттена, методика «Временной дифференциал» А.А. Кроника, Е.И. Головахи, опросник субъективного экономического благополучия В.Хащенко), методы математико-статистической обработки данных (U-критерий Манна-Уитни, факторный анализ, корреляционный анализ). Статистическая обработка данных производилась при помощи программы spss 23,0.
Выборка. В исследовании приняло участие 39 человек в возрасте 30-47 лет, работающих в различных государственных, бюджетных и коммерческих организациях, имеющих стаж работы по профессии не менее 5 лет.
Научная новизна:
- выделены особенности психологического времени (переживания времени, временной установки, временной ориентации) у людей с различным уровнем субъективного экономического благополучия в возрасте 30-47 лет;
- выявлена взаимосвязь параметров психологического времени и индексов субъективного экономического благополучия у взрослых работающих людей.
Теоретическая значимость:
1. Дополнены положения причинно-целевой концепции психологического времени выявлением особенностей психологического времени взрослых работающих людей с разным уровнем субъективного экономического благополучия.
2. Расширено теоретическое знание об особенностях отношения к собственному материальному положению людей через определение степени взаимосвязи параметров психологического времени у взрослых работающих людей возраста 30-47 лет.
Практическая значимость:
Результаты исследования выступили основанием для разработки программы психологического тренинга для изменения восприятия психологического времени.
Полученные результаты могут быть использованы практическими психологами, бизнес-коучами для оказания психологической помощи той категории людей, которые испытывают сложности экономической адаптации, связанные с особенностями их психологического восприятия прошедшего, настоящего и будущего.
Положения, выносимые на защиту:
1. Особенности психологического времени респондентов с низким уровнем СЭБ заключаются в акцентировании своего внимания на настоящем времени, в котором целью является получение положительных переживаний с одновременным ощущением предопределенности своего положения; переживанием прошлого, как наполненного не только положительными, но и в равной степени отрицательными событиями и меньшая, чем у людей с высоким уровнем СЭБ, ориентированность на будущее.
2. Респонденты с высоким уровнем СЭБ в качестве особенностей психологического восприятия времени демонстрируют акцентирование своего внимания на будущем, которое в их восприятии характеризуется позитивными ожиданиями. Этот оптимизм основывается на положительном опыте прошлого и активной, и так же положительной картиной настоящего.
3. Параметры психологического времени влияют на конкретные индексы экономического благополучия. Так, более высокие показатели субъективного экономического благополучия формируются под действием позитивного восприятия прошлого, настоящего и будущего. Напротив, снижение индексов экономического благополучия связывается с ростом показателей негативного прошлого и фаталистического настоящего.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация) состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего в себя 110 источников. Текст работы содержит 25 рисунков и 6 приложений.
В современных непростых условиях человеческого существования время выступает одним из наиболее ценных ресурсов, кроме того, ценность этого ресурса еще более возрастает при осознании его невосполнимости.
Вообще, время в человеческой жизни вступает не только, как некий ресурс, психологическое время личности в современной научной мысли трактуется как универсальная величина, которая характеризует реальное время психических процессов, состояний и свойств личности, рассматривает совокупность таких процессов как восприятие и переживание времени, отношение ко времени, временная ориентация и т.д., то, что в конечном итоге определяет поведение личности.
Забелина Е.В. в своей работе очень точно рассуждает, что в современной жизни мы наблюдаем постоянно увеличивающийся поток информации и рост количества событий, в которые в той или иной степени оказываемся вовлеченными. Обратная сторона этого процесса - ускоренное устаревание товаров, услуг, профессиональных компетенций и т.д. В условиях современного общества, с его культурой потребления и высоким уровнем конкуренции, все чаще приходится совершать выбор в пользу того или иного товара или решения, причем времени на обдумывание становится все меньше. Очевидно, что время стало крайне важным, дефицитным ресурсом [26]. Люди по-разному адаптируются к меняющимся обстоятельствам: кто-то учится планированию и старается более рационально использовать свое время, а кто-то в своих действиях руководствуется импульсами и ценностями, зачастую навязанными извне [26].
Психологическое время является фактором, влияющим в том числе на экономическое сознание личности и во многом определяющим формирование субъективного экономического благополучия.
В настоящей работе предлагается исследование того, как различаются в восприятии психологического времени люди с различным уровнем субъективного экономического благополучия.
В структуре субъективного благополучия человека, среди прочих факторов, важное место занимает благополучие экономическое: обеспеченность человека материальными благами, источниками их пополнения и надежды на благоприятные перспективы в этом вопросе. Интересны для исследования именно взрослые люди, имеющие постоянную работу.
Степень изученности проблемы исследования. Изучение проблемы психологического времени актуализировались еще в 20-30 гг. ХХ в., когда научная мысль стала развиваться в том числе и в сторону изучения социально-культурного содержания психики человека.
Предпосылками фокусирования научной мысли на этой проблеме стали в том числе исследования социальной функции памяти П.Жане, исследования жизненного пути личности Ш. Бюлер. В работах Ш. Бюлер приводятся исследования о том, как на разных возрастных этапах жизненного пути личность реализует свое стремление к самоосуществлению и как это стремление сопряжено с жизненными целями и ценностями, меняющимися с возрастом.
К.Левин в своих работах уделял внимание психологическому времени, в частности, рассматривал вопросы «психологического поля в данный момент» с позиций оценки жизненных ситуаций личности, того как происходит масштабирование как прожитых ситуаций, так и представляемых будущих событий. Идеи К. Левина в каком-то смысле стимулировали исследования временных перспектив личности, оказав тем самым существенное влияние на направление дальнейших исследований психологического времени личности.
П.Фресс в процессе изучения социальной деятельности личности обозначил характеристики того, как формируется и развивается временное представление. Ему принадлежит такое понятие как "временной кругозор"[97].
Т Коттл более подробно стремился понять, как происходит процесс взаимодействия личности с конкретными временными величинами: прошлым, настоящим и будущим. Как специфические переживания временных зон в их взаимодействии формируют временной горизонт личности. Т Коттл выделил 2 концепции в рамках которых происходит интеграция временных переживаний человека: линейная и пространственная. [17]
Можно назвать еще множество работ видных ученых, в которых так или иначе рассматривалась тематика психологического времени личности: К.А. Абульханова-Славская, Ю.М. Стрелков, В.И. Ковалев, А.А. Кроник и Е.И. Головаха, В.А. Москвин и В.В.Попович, И.А. Ральникова, О.С. Гурова и т.д.
Кроме упомянутых выше исследователей, к часто цитируемым работам по психологии времени относятся работы С.Л.Рубинштейна, Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева, Б.И. Цуканова, А.С.Дмитриева, из зарубежных авторов: Ф. Зимбардо, Р. Сворд, Ж. Нюттени т.д.
Итак, можно сказать, что психологическое время является фактором, опосредующим субъективный опыт личности при формировании картины своего жизненного пути, выступает фактором самоактуализации, творчества, профессиональной деятельности и т.д.
Что касается исследования в области экономической психологии, они изначально стали неким продолжением развивающейся на Западе экономической теории. Одним из первых проблему взаимосвязи психологии и экономики рассматривал еще признанный основоположник экономики как науки А.Смит.
Д. Кейнс, разрабатывая теорию макроэкономики, уделял значительное внимание исследованию «человека экономического».
Одним из основателей экономической психологии, как научной дисциплины, можно считать Дж. Катона. Он исходил из того, что существует очевидная связь между поведением людей и экономикой. Взаимное влияние экономических условий на поведение людей очевидно.
Г. Висведе — еще один исследователь экономического поведения личности в Институте экономической социологии и психологии Кельнского университета рассматривал особенности экономической жизни людей, влияние психологического фактора, рациональных и нерациональных установок каждой отдельной личности и их преобладание в обществе на протекание экономических процессов.
Невозможно не упомянуть здесь таких ученых-психологов, как Д. Канемана и А. Тверски.В частности, Д. Канеман занимался в свое время, исследованиями на тему взаимосвязи между доходом и ощущениям счастья.
Д.Канеман и А.Тверски предложили новую теорию - теорию перспективы (prospect theory), объясняющую нерациональное поведение людей в ситуациях принятия решений. Ученые пришли к выводу, что у людей в основном отсутствуют способности правильно предвидеть будущие последствия выборов и действий, совершаемых в настоящем. Ориентиром в ситуациях сложного выбора выступают либо некие ценности, либо общепринятые стандарты. Это объясняется тем, что срдний нормальный человек готов отказываться от будущей выгоды ради того, чтобы не ухудшить свое настоящее положение. Особенно актуальны положения данной теории для понимания мотивов поведения человека в экономической деятельности [35].
В отечественной психологии и на постсоветском пространстве важно отметить таких исследователей экономического благополучия человека, как О.С. Дейнеко и В.А. Хащенко. Им принадлежат исследования по теме непосредственно субъективного переживания экономического благополучия личностью, отношения человека к вещам, деньгам, предпринимательству и т.д. Так, В. Хащенко в своих работах приводит не только подробный теоретический анализ проблем личности и группы в системе экономических отношений, но освещает и методические вопросы исследования социально-психологических объектов - личности и группы, дает описание диагностических методик и программ исследования.
На сегодняшний день отмечаются периодические попытки установить взаимосвязь между временным восприятием личности и уровнем ее экономической адаптации. Данное направление исследований представляется перспективным и со временем может оформиться в полноценную целостную модель психологического времени в экономическом сознании и поведении человека. Здесь хочется отметить современные работы Е.В. Забелиной[26], И.В. Зобниной [42], исследующие взаимосвязи между благополучием экономических субъектов и их особенности восприятия психологического времени.
Таким образом, выделилось следующее противоречие: с одной стороны психологическое время и субъективное экономическое благополучие личности как психологические категории активно изучаются как отечественными, так и зарубежными авторами, а с другой стороны исследований проблематики психологического времени взрослых работающих людей с разным уровнем субъективного экономического благополучия на современном этапе развития психологической науки недостаточно.
Цель выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) - выделить особенности психологического времени взрослых людей с различным уровнем субъективного экономического благополучия.
Объект выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) - психологическое время личности.
Предмет выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) -психологическое время взрослых людей с различным уровнем субъективного экономического благополучия.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Выделить теоретико-методологические основания изучения психологического времени взрослых людей с различным уровнем субъективного экономического благополучия.
2. Разработать и апробировать программу эмпирического исследования психологического времени взрослых людей с различным уровнем субъективного экономического благополучия.
3. Выделить особенности психологического времени взрослых людей с низким и высоким уровнем субъективного экономического благополучия.
4. Разработать программу психологического тренинга по повышению уровня субъективного экономического благополучия.
Гипотезы исследования:
1. Психологическое время взрослых людей с низким и высоким уровнем субъективного экономического благополучия имеет свои особенности, выражающиеся в специфике переживания времени, выраженности временной ориентации, содержании временной установки на прошлое, настоящее и будущее.
2. Параметры психологического времени взрослых людей взаимосвязаны с индексами субъективного экономического благополучия.
Теоретико-методологические основания:
-причинно-целевая концепция психологического времени личности А.А. Кроника и Е.И. Головахи,
- понятие временной перспективы в работах Ф.Зимбардо,
- подход к изучению временных установок Ж. Нюттена,
- анализ субъективного экономического благополучия в работах В.А. Хащенко.
В работе использовался следующий комплекс методов: анализ вторичных источников по проблеме исследования, анкетирование, психологическое тестирование (циклический тест времени Т Коттла, методика «Опросник временной перспективы» Ф. Зимбардо, шкала временных установок Ж. Нюттена, методика «Временной дифференциал» А.А. Кроника, Е.И. Головахи, опросник субъективного экономического благополучия В.Хащенко), методы математико-статистической обработки данных (U-критерий Манна-Уитни, факторный анализ, корреляционный анализ). Статистическая обработка данных производилась при помощи программы spss 23,0.
Выборка. В исследовании приняло участие 39 человек в возрасте 30-47 лет, работающих в различных государственных, бюджетных и коммерческих организациях, имеющих стаж работы по профессии не менее 5 лет.
Научная новизна:
- выделены особенности психологического времени (переживания времени, временной установки, временной ориентации) у людей с различным уровнем субъективного экономического благополучия в возрасте 30-47 лет;
- выявлена взаимосвязь параметров психологического времени и индексов субъективного экономического благополучия у взрослых работающих людей.
Теоретическая значимость:
1. Дополнены положения причинно-целевой концепции психологического времени выявлением особенностей психологического времени взрослых работающих людей с разным уровнем субъективного экономического благополучия.
2. Расширено теоретическое знание об особенностях отношения к собственному материальному положению людей через определение степени взаимосвязи параметров психологического времени у взрослых работающих людей возраста 30-47 лет.
Практическая значимость:
Результаты исследования выступили основанием для разработки программы психологического тренинга для изменения восприятия психологического времени.
Полученные результаты могут быть использованы практическими психологами, бизнес-коучами для оказания психологической помощи той категории людей, которые испытывают сложности экономической адаптации, связанные с особенностями их психологического восприятия прошедшего, настоящего и будущего.
Положения, выносимые на защиту:
1. Особенности психологического времени респондентов с низким уровнем СЭБ заключаются в акцентировании своего внимания на настоящем времени, в котором целью является получение положительных переживаний с одновременным ощущением предопределенности своего положения; переживанием прошлого, как наполненного не только положительными, но и в равной степени отрицательными событиями и меньшая, чем у людей с высоким уровнем СЭБ, ориентированность на будущее.
2. Респонденты с высоким уровнем СЭБ в качестве особенностей психологического восприятия времени демонстрируют акцентирование своего внимания на будущем, которое в их восприятии характеризуется позитивными ожиданиями. Этот оптимизм основывается на положительном опыте прошлого и активной, и так же положительной картиной настоящего.
3. Параметры психологического времени влияют на конкретные индексы экономического благополучия. Так, более высокие показатели субъективного экономического благополучия формируются под действием позитивного восприятия прошлого, настоящего и будущего. Напротив, снижение индексов экономического благополучия связывается с ростом показателей негативного прошлого и фаталистического настоящего.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация) состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего в себя 110 источников. Текст работы содержит 25 рисунков и 6 приложений.
В рамках выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) были рассмотрены научно-психологические подходы к изучению психологического времени личности, проанализированы понятия, уровни, детерминанты субъективного экономического благополучия личности, дана характеристика психологических особенностей взрослых людей, разработана и апробирована программа эмпирического исследования психологического времени взрослых людей с разным уровнем субъективного экономического благополучия, проанализированы результаты исследования.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. В исследованиях отечественных и зарубежных ученых мы видим подтверждение идеи о том, что взаимодействие человека со временем - характеристика фундаментальная, а психологическое время личности является связующим звеном между структурами реальности и жизненным опытом человека. Показательно эта связь проявляется в экономической деятельности, где переживание материального благополучия основывается на умение планировать и активно организовывать свой жизненный путь, опираясь на опыт прошлого.
2. Взрослые люди, обладающие высоким уровнем субъективного экономического благополучия склонны уделять меньшее значение своему прошлому, более приоритетными для них является будущее. Ожидание будущего сопровождается активными положительными переживаниями, и довольно оптимистично. Это положительно сказывается на оценке перспектив своего жизненного пути в целом, а также позволяет в более позитивном ключе подходить к вопросам планирования, имеющим несомненную важность в вопросах экономического хозяйствования.
3. Люди же с низким уровнем субъективного экономического благополучия склонны предавать большее значение своему прошлому. Такая позиция, вероятно, затрудняет возможность изменений своего материального положения, так как снижает возможности планомерно и целенаправленно работать над необходимыми будущими изменениями.
4. В ходе исследования выявлены корреляционные взаимосвязи
между индексами СЭБ (Индекс экономического оптимизма, Индекс субъективной адекватности дохода, Индекс текущего благосостояния семьи, Индекс экономического беспокойства, Индекс финансовой депривированности) а так же переживанием времени, как целостного образования, временной установкой на будущее и временной ориентацией, что свидетельствует о верности выдвигаемых гипотез.
5. По результатам проведенного эмпирического исследования была разработана программа психологического тренинга по оптимизации восприятия психологического времени взрослых людей с низким уровнем субъективного экономического благополучия (приложение 6).
Итак, все гипотезы подтверждены, задачи решены, цель достигнута. Данное исследование может служить очередным шагом в изучении как феномена психологического времени личности, так и феномена субъективного экономического благополучия взрослых людей.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. В исследованиях отечественных и зарубежных ученых мы видим подтверждение идеи о том, что взаимодействие человека со временем - характеристика фундаментальная, а психологическое время личности является связующим звеном между структурами реальности и жизненным опытом человека. Показательно эта связь проявляется в экономической деятельности, где переживание материального благополучия основывается на умение планировать и активно организовывать свой жизненный путь, опираясь на опыт прошлого.
2. Взрослые люди, обладающие высоким уровнем субъективного экономического благополучия склонны уделять меньшее значение своему прошлому, более приоритетными для них является будущее. Ожидание будущего сопровождается активными положительными переживаниями, и довольно оптимистично. Это положительно сказывается на оценке перспектив своего жизненного пути в целом, а также позволяет в более позитивном ключе подходить к вопросам планирования, имеющим несомненную важность в вопросах экономического хозяйствования.
3. Люди же с низким уровнем субъективного экономического благополучия склонны предавать большее значение своему прошлому. Такая позиция, вероятно, затрудняет возможность изменений своего материального положения, так как снижает возможности планомерно и целенаправленно работать над необходимыми будущими изменениями.
4. В ходе исследования выявлены корреляционные взаимосвязи
между индексами СЭБ (Индекс экономического оптимизма, Индекс субъективной адекватности дохода, Индекс текущего благосостояния семьи, Индекс экономического беспокойства, Индекс финансовой депривированности) а так же переживанием времени, как целостного образования, временной установкой на будущее и временной ориентацией, что свидетельствует о верности выдвигаемых гипотез.
5. По результатам проведенного эмпирического исследования была разработана программа психологического тренинга по оптимизации восприятия психологического времени взрослых людей с низким уровнем субъективного экономического благополучия (приложение 6).
Итак, все гипотезы подтверждены, задачи решены, цель достигнута. Данное исследование может служить очередным шагом в изучении как феномена психологического времени личности, так и феномена субъективного экономического благополучия взрослых людей.
Подобные работы
- Экономические убеждения как когнитивные факторы формирования субъективного экономического благополучия молодежи
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2024 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СУВЕРЕННОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ СОТРУДНИКОВ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ: КРИТЕРИИ И МЕТОДИКА ОЦЕНКИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2016 - Исследование взаимосвязи психотравмы с изменением жизненной перспективы личности на примере развода
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2021 - Групповое психологическое консультирование как средство развития жизнестойкости подростков
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2023 - ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ДЕДУШКИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Исследование биографической рефлексии и готовности к освоению возрастно-временных изменений во взаимосвязи с самооценкой уровня работоспособности на поздних этапах профессионализации
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2021 - Удовлетворенность жизнью и временная перспектива работников предприятия (на примере ПАО «АВТОВАЗ»)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2017



