Формирование имиджа педагога-предпринимателя в системе современного школьного китайского образования
|
Введение 3
Глава 1.Теоретические основы формирования имиджа педагога частной школы в системе современного китайского образования
1.1. Имидж педагога частной школы в системе современного китайского
образования как объект современных научных исследований 9
1.2. Проблема формирования имиджа педагога-предпринимателя в системе современного китайского образования в педагогической теории
и практике 20
1.3. Организационно-педагогические условия формирования имиджа педагога частной школы в системе современного китайского образования 34
Выводы по первой главе 44
Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по формированию имиджа педагога частной школы в системе современного китайского образования 44
2.1. Результаты диагностики сформированности имиджа педагога частной школы в системе современного китайского образования 44
2.2. Опыт реализации организационно-педагогических условий формирования имиджа педагога частной школы в системе современного китайского образования 56
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по
формированию имиджа педагога частной школы в системе современного китайского образования 67
Выводы по второй главе 78
Заключение 79
Список литературы 84
Приложения
Глава 1.Теоретические основы формирования имиджа педагога частной школы в системе современного китайского образования
1.1. Имидж педагога частной школы в системе современного китайского
образования как объект современных научных исследований 9
1.2. Проблема формирования имиджа педагога-предпринимателя в системе современного китайского образования в педагогической теории
и практике 20
1.3. Организационно-педагогические условия формирования имиджа педагога частной школы в системе современного китайского образования 34
Выводы по первой главе 44
Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по формированию имиджа педагога частной школы в системе современного китайского образования 44
2.1. Результаты диагностики сформированности имиджа педагога частной школы в системе современного китайского образования 44
2.2. Опыт реализации организационно-педагогических условий формирования имиджа педагога частной школы в системе современного китайского образования 56
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по
формированию имиджа педагога частной школы в системе современного китайского образования 67
Выводы по второй главе 78
Заключение 79
Список литературы 84
Приложения
Современные тенденции развития китайского общества, характеризующиеся глобальностью, масштабностью, высокой скоростью изменений и связанные с внедрением рыночных механизмов в экономику страны, определяют новые требования к компетентности педагогов, воспитывающих поколение, которое будет жить в изменившейся социально-экономической среде. В этих условиях необходимо, чтобы образование соответствовало актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
В настоящее время в Китае возрастает потребность в подготовке конкурентоспособных специалистов в области педагогического образования; анализе, интерпретации и разработке содержательного и методического обеспечения процесса формирования имиджа педагога, наделенного предпринимательскими качествами.
Как и во многих других странах, в Китае развита система как государственного, так и частного образования. Причем, в частных школах наиболее остро ощущается необходимость наличия предпринимательских качеств у педагога. В условиях конкуренции частные школы не могут существовать без педагогов - активных субъектов, способных вырабатывать собственную стратегию профессионального роста, обладающего конкурентоспособными качествами и профессиональной мобильностью.
Процесс подготовки таких специалистов требует четкой постановки целей и определения ценностей, которые будут определять, какие качества педагога будут влиять на повышение его авторитета среди учащихся, какой имидж должен быть сформирован у этого педагога.
Не вызывает сомнения, что современный педагог должен быть квалифицированным специалистом, способным к разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности, творческому саморазвитию и самореализации; уметь не только предоставлять качественные образовательные услуги, но и создавать новые, соответствующие потребностям рынка, общества, государства, т. е. быть успешным менеджером образования, владеющим основами управления образовательными системами.
Вместе с тем, обостряется противоречие между практикой формирования имиджа педагога частных школ в Китае и недостаточной разработанностью путей совершенствования этого процесса в новых экономических условиях. В то же время, очевидно, что создание нового имиджа педагога будет способствовать реализации имеющихся у частной школы преимуществ.
В современных педагогических исследованиях ученые все чаще обращаются к теме формирования имиджа педагога, рассматриваются подходы к проблеме реализации условий формирования профессиональных качеств современного специалиста (Н.В. Введенский, В.С. Елагина, Т.И. Матвеева, И.П. Подласый, А.В. Хуторской, Д.Л. Шашауров и др.); изучается значимость предпринимательских качеств современного учителя (И.И. Антонова, Т.А. Волошина, С.Б. Данилов, В.В. Демидов, А.В. Жадаев, В.В. Журавлев, О.В. Каткова, М.И. Мелихова, Т.В. Обухова и др.).
Проблемы формирования имиджа педагога в разных аспектах освещены учеными, которые исследовали: психологию индивидуальности (Б. Ананьев и др.); особенности становления «Я-концепции» личности (Р Бернс); концептуальные основы и практический инструментарий имиджелогии (П. Берд и др.); сущность профессионального имиджа специалиста (И. Алехина, И. Зязюн, О.А Машкина, Е.А. Опфер, Цзян Сяоянь, Н.М Шкурко и др.). Труды Е.И. Артамоновой, С.Н. Захаровой, А.А. Калюжного, Н.А. Тарасенко, В.М. Шепель и других посвящены вопросам формирования имиджа педагога.
Однако почти полностью отсутствуют исследования, посвященные вопросам формирования имиджа педагогов частных школ в современных условиях.
Теоретическое обоснование формирования имиджа педагога в научной литературе в значительной степени опирается на идеи гуманистической педагогики.
В педагогической науке интенсивно разрабатываются проблемы личностно-ориентированной направленности педагогического процесса (Б.С. Гершунский, В.В. Краевский, А.В. Петровский, В.В. Сериков, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская и др.).
Изучение состояния современного китайского школьного образования, в том числе частного, отражено в работах Н.Е. Боревской, Ей Юйхуа, Куай Мин, Ли Яньхуэй, Лю Пэнфээй, Лю Цяофан, Се Нин, Су Сяохуань, Хао Кэмин, Цай Кэюн, Чжан Чжии, ЧэньЧжаомин, Ши Хан, Юй Синь Янь и др.
В научно-педагогической литературе недостаточно раскрыты условия и механизмы формирования предпринимательских качеств учителя, которые позволяют не только овладеть новыми профессиональными знаниями, но и свободно адаптироваться в современных социально-экономических условиях через самореализацию в предпринимательской деятельности. Перспективы интенсивного развития образования в Китае требуют поиска и внедрения новых подходов к содержанию и организации образовательного процесса с использованием современных форм, методов, средств и технологий на всех этапах профессиональной деятельности.
Данной работой автор пытается восполнить существующий пробел в разработке путей формирования имиджа педагога частной школы в Китае.
Актуальность работы определяется тем, что на данном этапе социально-экономического развития Китая повышается значимость имиджа как важного профессионального качества современного конкурентноспособного педагога, положительно сформированный имидж педагога оказывает огромное влияние на развитие личности ребенка.
Анализ психолого-педагогической литературы и опыта практической педагогической деятельности позволил выявить противоречие между возрастающей потребностью китайского общества в педагогах, способных к разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности, творческому саморазвитию и самореализации, обладающего предпринимательскими качествами и неразработанностью педагогических условий формирования имиджа педагога частного школьного образования в Китае.
Проблема исследования обусловлена необходимостью выявления путей формирования имиджа педагога частной школы в рамках новой парадигмы образования Китая.
Объект исследования - имидж педагога частной школы в Китае.
Предмет исследования - организационно-педагогические условия формирования имиджа педагога частного школьного образования в Китае.
Цель исследования - выявить организационно-педагогические условия формирования имиджа педагога в системе современного китайского образования.
Задачи исследования:
1. Выявить сущность понятия «имиджа педагога частной школы» как феномена педагогической науки.
2. Определить степень изученности проблемы формирования имиджа педагога в системе современного китайского образования в педагогической теории и практике.
3. Провести анализ опыта формирования имиджа педагога частной школы в Китае.
4. Выявить перспективные направления формирования имиджа педагога частной школы в Китае.
5. Провести опытно-экспериментальную проверку эффективности выявленных организационно-педагогических условий формирования имиджа педагога частной школы в Китае.
Гипотеза исследования основана на положении о том, что формированию имиджа педагога частной школы в системе современного китайского образования будет способствовать реализация следующих условий:
- организация образовательного процесса как пространства для формирования имиджа педагога частной школы;
- развитие индивидуальности педагога на основе формирования его креативности и критического мышления;
- повышение уровня предпринимательской культуры педагога частной школы;
- непрерывность саморазвития педагога, постоянное повышение его квалификации.
Методологической основой исследования являются диалектические принципы взаимосвязи субъекта и объекта, процесса и результата, единства традиции и новации, единичного, особенного и общего.
Исследование опирается на следующие концепции:
- педагогическая теория личности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.);
-концепция личностно-ориентированного образования (К.А.
Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, А. Маслоу, К. Роджерс и др.);
- теория субъектности в образовании (Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, В.П. Зинченко и др.);
- компетентностный подход в образовании (В.Н. Введенский, А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской и др.);
- личностно-деятельностный подход (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г. И. Щукина, Б. Д. Эльконин и др.)
- теория профессионального образования (Н.М. Александрова, А.П. Беляева, С.Я. Батышев, Е.В. Ткаченко и др.);
- исследования, посвященные предпринимательской компетентности учителя (И.И. Антонова, А.В. Батаршев, Л.В. Горюнова, В.В. Демидов, Т.В. Обухова, А.И. Смирнов и др.);
- исследования развития китайского школьного образования (Н.Е. Боревская, Ей Юйхуа, Куай Мин, Ли Яньхуэй, Лю Пэнфээй, Лю Цяофан, Су Сяохуань, Юй Синь Янь и др.);
- положения педагогической инноватики (В.И. Загвязинский, М.М.
Поташник, А.В. Хуторской и др.).
Для достижения поставленной цели и решения задач в работе использован комплекс методов:
- методы познания (анализ, синтез, обобщение, сравнение, аналогия, систематизация и прогнозирование);
- теоретическое обобщение и интерпретация результатов педагогических исследований;
- педагогическое наблюдение, метод опроса (анкетирование, беседа).
Научная новизна исследования: выявлены организационно-педагогические условия формирования имиджа педагога частной школы в рамках новой парадигмы образования.
Теоретическая значимость исследования: определены и обоснованы профессиональные качества педагога частного школьного образования в Китае, составляющие основу имиджа; определены уровневые характеристики сформированности имиджа педагога частной школы; предложена модель формирования имиджа педагога частной школы в Китае.
Практическая значимость исследования: на основе выявленных профессиональных качеств педагога частного школьного образования в Китае разработана методика диагностики сформированности имиджа педагога частной школы, а также методические рекомендации по формированию имиджа педагога и программа обучающего семинара.
Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждаются путем подборки эмпирических и статистических данных, свидетельствующих об эффективности предлагаемых в данной работе мер.
В настоящее время в Китае возрастает потребность в подготовке конкурентоспособных специалистов в области педагогического образования; анализе, интерпретации и разработке содержательного и методического обеспечения процесса формирования имиджа педагога, наделенного предпринимательскими качествами.
Как и во многих других странах, в Китае развита система как государственного, так и частного образования. Причем, в частных школах наиболее остро ощущается необходимость наличия предпринимательских качеств у педагога. В условиях конкуренции частные школы не могут существовать без педагогов - активных субъектов, способных вырабатывать собственную стратегию профессионального роста, обладающего конкурентоспособными качествами и профессиональной мобильностью.
Процесс подготовки таких специалистов требует четкой постановки целей и определения ценностей, которые будут определять, какие качества педагога будут влиять на повышение его авторитета среди учащихся, какой имидж должен быть сформирован у этого педагога.
Не вызывает сомнения, что современный педагог должен быть квалифицированным специалистом, способным к разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности, творческому саморазвитию и самореализации; уметь не только предоставлять качественные образовательные услуги, но и создавать новые, соответствующие потребностям рынка, общества, государства, т. е. быть успешным менеджером образования, владеющим основами управления образовательными системами.
Вместе с тем, обостряется противоречие между практикой формирования имиджа педагога частных школ в Китае и недостаточной разработанностью путей совершенствования этого процесса в новых экономических условиях. В то же время, очевидно, что создание нового имиджа педагога будет способствовать реализации имеющихся у частной школы преимуществ.
В современных педагогических исследованиях ученые все чаще обращаются к теме формирования имиджа педагога, рассматриваются подходы к проблеме реализации условий формирования профессиональных качеств современного специалиста (Н.В. Введенский, В.С. Елагина, Т.И. Матвеева, И.П. Подласый, А.В. Хуторской, Д.Л. Шашауров и др.); изучается значимость предпринимательских качеств современного учителя (И.И. Антонова, Т.А. Волошина, С.Б. Данилов, В.В. Демидов, А.В. Жадаев, В.В. Журавлев, О.В. Каткова, М.И. Мелихова, Т.В. Обухова и др.).
Проблемы формирования имиджа педагога в разных аспектах освещены учеными, которые исследовали: психологию индивидуальности (Б. Ананьев и др.); особенности становления «Я-концепции» личности (Р Бернс); концептуальные основы и практический инструментарий имиджелогии (П. Берд и др.); сущность профессионального имиджа специалиста (И. Алехина, И. Зязюн, О.А Машкина, Е.А. Опфер, Цзян Сяоянь, Н.М Шкурко и др.). Труды Е.И. Артамоновой, С.Н. Захаровой, А.А. Калюжного, Н.А. Тарасенко, В.М. Шепель и других посвящены вопросам формирования имиджа педагога.
Однако почти полностью отсутствуют исследования, посвященные вопросам формирования имиджа педагогов частных школ в современных условиях.
Теоретическое обоснование формирования имиджа педагога в научной литературе в значительной степени опирается на идеи гуманистической педагогики.
В педагогической науке интенсивно разрабатываются проблемы личностно-ориентированной направленности педагогического процесса (Б.С. Гершунский, В.В. Краевский, А.В. Петровский, В.В. Сериков, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская и др.).
Изучение состояния современного китайского школьного образования, в том числе частного, отражено в работах Н.Е. Боревской, Ей Юйхуа, Куай Мин, Ли Яньхуэй, Лю Пэнфээй, Лю Цяофан, Се Нин, Су Сяохуань, Хао Кэмин, Цай Кэюн, Чжан Чжии, ЧэньЧжаомин, Ши Хан, Юй Синь Янь и др.
В научно-педагогической литературе недостаточно раскрыты условия и механизмы формирования предпринимательских качеств учителя, которые позволяют не только овладеть новыми профессиональными знаниями, но и свободно адаптироваться в современных социально-экономических условиях через самореализацию в предпринимательской деятельности. Перспективы интенсивного развития образования в Китае требуют поиска и внедрения новых подходов к содержанию и организации образовательного процесса с использованием современных форм, методов, средств и технологий на всех этапах профессиональной деятельности.
Данной работой автор пытается восполнить существующий пробел в разработке путей формирования имиджа педагога частной школы в Китае.
Актуальность работы определяется тем, что на данном этапе социально-экономического развития Китая повышается значимость имиджа как важного профессионального качества современного конкурентноспособного педагога, положительно сформированный имидж педагога оказывает огромное влияние на развитие личности ребенка.
Анализ психолого-педагогической литературы и опыта практической педагогической деятельности позволил выявить противоречие между возрастающей потребностью китайского общества в педагогах, способных к разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности, творческому саморазвитию и самореализации, обладающего предпринимательскими качествами и неразработанностью педагогических условий формирования имиджа педагога частного школьного образования в Китае.
Проблема исследования обусловлена необходимостью выявления путей формирования имиджа педагога частной школы в рамках новой парадигмы образования Китая.
Объект исследования - имидж педагога частной школы в Китае.
Предмет исследования - организационно-педагогические условия формирования имиджа педагога частного школьного образования в Китае.
Цель исследования - выявить организационно-педагогические условия формирования имиджа педагога в системе современного китайского образования.
Задачи исследования:
1. Выявить сущность понятия «имиджа педагога частной школы» как феномена педагогической науки.
2. Определить степень изученности проблемы формирования имиджа педагога в системе современного китайского образования в педагогической теории и практике.
3. Провести анализ опыта формирования имиджа педагога частной школы в Китае.
4. Выявить перспективные направления формирования имиджа педагога частной школы в Китае.
5. Провести опытно-экспериментальную проверку эффективности выявленных организационно-педагогических условий формирования имиджа педагога частной школы в Китае.
Гипотеза исследования основана на положении о том, что формированию имиджа педагога частной школы в системе современного китайского образования будет способствовать реализация следующих условий:
- организация образовательного процесса как пространства для формирования имиджа педагога частной школы;
- развитие индивидуальности педагога на основе формирования его креативности и критического мышления;
- повышение уровня предпринимательской культуры педагога частной школы;
- непрерывность саморазвития педагога, постоянное повышение его квалификации.
Методологической основой исследования являются диалектические принципы взаимосвязи субъекта и объекта, процесса и результата, единства традиции и новации, единичного, особенного и общего.
Исследование опирается на следующие концепции:
- педагогическая теория личности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.);
-концепция личностно-ориентированного образования (К.А.
Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, А. Маслоу, К. Роджерс и др.);
- теория субъектности в образовании (Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, В.П. Зинченко и др.);
- компетентностный подход в образовании (В.Н. Введенский, А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской и др.);
- личностно-деятельностный подход (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г. И. Щукина, Б. Д. Эльконин и др.)
- теория профессионального образования (Н.М. Александрова, А.П. Беляева, С.Я. Батышев, Е.В. Ткаченко и др.);
- исследования, посвященные предпринимательской компетентности учителя (И.И. Антонова, А.В. Батаршев, Л.В. Горюнова, В.В. Демидов, Т.В. Обухова, А.И. Смирнов и др.);
- исследования развития китайского школьного образования (Н.Е. Боревская, Ей Юйхуа, Куай Мин, Ли Яньхуэй, Лю Пэнфээй, Лю Цяофан, Су Сяохуань, Юй Синь Янь и др.);
- положения педагогической инноватики (В.И. Загвязинский, М.М.
Поташник, А.В. Хуторской и др.).
Для достижения поставленной цели и решения задач в работе использован комплекс методов:
- методы познания (анализ, синтез, обобщение, сравнение, аналогия, систематизация и прогнозирование);
- теоретическое обобщение и интерпретация результатов педагогических исследований;
- педагогическое наблюдение, метод опроса (анкетирование, беседа).
Научная новизна исследования: выявлены организационно-педагогические условия формирования имиджа педагога частной школы в рамках новой парадигмы образования.
Теоретическая значимость исследования: определены и обоснованы профессиональные качества педагога частного школьного образования в Китае, составляющие основу имиджа; определены уровневые характеристики сформированности имиджа педагога частной школы; предложена модель формирования имиджа педагога частной школы в Китае.
Практическая значимость исследования: на основе выявленных профессиональных качеств педагога частного школьного образования в Китае разработана методика диагностики сформированности имиджа педагога частной школы, а также методические рекомендации по формированию имиджа педагога и программа обучающего семинара.
Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждаются путем подборки эмпирических и статистических данных, свидетельствующих об эффективности предлагаемых в данной работе мер.
Социальные, экономические, политические изменения, происходящие в Китае в настоящее время, определили необходимость формирования имиджа педагога частной школы как важного профессионального качества современного конкурентоспособного специалиста.
Под имиджем педагога мы понимаем представление о педагоге, как о новом типе личности, обладающей предпринимательскими компетенциями, проектным, инновационным мышлением, способной создавать и реализовывать предпринимательские проекты в образовательной сфере, инициировать и успешно реализовывать частные образовательные услуги и др.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что процесс формирования имиджа должен быть основан на развитии умений самопознания, саморазвития, самореализации педагога, а также на развитии способности к инновационной деятельности, выработке инновационного стиля педагогического мышления. Предпринимательская культура является важной составляющей структуры имиджа педагога частной школы.
Личностно-деятельностный и компетентностный подходы в педагогике явились основой для обоснования педагогических условий формирования имиджа педагога частной школы:
- организация образовательного процесса как пространства для формирования имиджа педагога частной школы;
- развитие индивидуальности педагога на основе формирования его креативности и критического мышления;
- повышение уровня предпринимательской культуры педагога частной школы;
- непрерывность саморазвития педагога, постоянное повышение его квалификации.
Первое условие предполагает построение образовательного пространства, в котором личность будет иметь возможность «ощущать» перерождение своей личности, действовать в новых обстоятельствах и с новыми личными качествами, а именно: педагог будет использовать инновационные образовательные технологии, креативно, творчески, с учетом современных тенденций развития науки и образования подходить к отбору и проектированию содержания школьного обучения, выбору форм и методов обучения и воспитания учащихся; выстраивать в диалоге успешную коммуникацию с учащимися и коллегами и т.д.
Такая деятельность педагога способствует формированию необходимых профессионально-личностных качеств, обеспечивающих успех этой деятельности, и в соответствии с которыми педагог выступает полноценным субъектом своего профессионально-личностного развития. Включение личности в деятельность, направленную на оказание частных образовательных услуг, удовлетворение потребностей общества и его членов в повышении уровня образования, инновационное использование образовательных ресурсов и получение экономической выгоды, позволяет сформировать предпринимательские качества педагога. Включение педагогов в активную, имеющую для них важное значение, образовательную деятельность, приближенную к условиям современного бизнеса, способствует приобретению педагогами профессионального опыта, развитию психических функций и способностей, формируя систему отношений к миру и к самому себе.
Второе условие - развитие индивидуальности педагога на основе формирования его креативности и критического мышления - достигается за счет восприятия педагогом себя как индивидуальности, позитивного отношения к себе, адекватной самооценки, развитой «мотивации на успех.
Третье условие связано с развитием компетентности педагогов в области предпринимательства, овладением предпринимательскими качествами, развитием умений оценки состояния и прогнозирования рынка образовательных услуг Китая, формированием конкурентоспособного специалиста.
Реализация четвертого условия - непрерывность саморазвития педагога, постоянное повышение его квалификации - обеспечивается за счет постоянного развития когнитивной, эмоциональной и волевой сторон личности и выражается в совокупности общекультурных, профессиональных, личностных компетенций.
Выявленные нами организационно-педагогические условия формирования имиджа педагога частной школы требовали опытно-экспериментальной проверки.
Диагностический этап опытно-экспериментальной работы заключался в выявлении критериев, показателей, уровневых характеристик оценки профессиональной деятельности педагога частной школы для выявления уровня сформированности его имиджа, разработке диагностических методик, проведении диагностики. Критериями оценки сформированности имиджа педагога частной школы являются: профессиональная компетентность педагога, динамика учебных достижений обучающихся, результаты деятельности педагога в области развития познавательной активности учащихся, личностные и профессиональные качества педагога
Диагностический этап исследования формирования имиджа педагога включал использование методов наблюдения, анкетирования и опроса и показал невысокий уровень сформированности имиджа 25 педагогов Синьцзянской международной школы-интерната «Да Гуан Хуа» (Китай, г. Урумчи), в которой проводился эксперимент.
На основном этапе эксперимента была проведена работа по обеспечению предложенных организационно-педагогических условий, влияющих на формирование имиджа педагога частной школы в системе современного китайского образования. Основными проведенными мероприятиями стали конкурс-смотр «Образовательное пространство современной школы как фактор развития познавательной активности» и обучающий семинар для педагогов школы «Профессиональный имидж педагога частной школы: путь к успеху».
Проведенный конкурс-смотр способствовал формированию умений инновационной и предпринимательской деятельности, выработке инновационного стиля педагогического мышления и развитию предпринимательской культуры педагога частной школы. Программа рассчитана на 36 академических часов и позволяет получить опыт самоимиджирования педагога современной школы.
Завершающий этап опытно-экспериментальной работы свидетельствовал о том, что обеспечение предложенных в исследовании организационно-педагогических условий формирования имиджа педагога частной школы привело к значительному повышению уровня мотивации и уровня сформированности имиджа педагога частной школы, а также значительно повысило авторитет педагогов среди учащихся.
Результаты проведенного исследования подтверждают основные положения выдвинутой гипотезы и позволяют сделать следующие выводы:
1. Имидж педагога частной школы в Китае следует рассматривать как личностно-интегративное образование, определяющее устойчивое поведение педагога в условиях модернизации китайского образования, стимулирующих его предприимчивость с ориентацией на получение конкурентоспособного интеллектуального или предметного продукта педагогической деятельности.
2. Выявленные и проверенные в ходе исследования организационно-педагогические условия формирования имиджа педагога частной школы в Китае способствуют моделированию предпринимательской деятельности, приближенной к действительности, позволяя более эффективно формировать имидж педагога частной школы. Наиболее значимыми в этом процессе являются: формирование позитивной мотивации к предпринимательству и саморазвитию личностно-деловых качеств; взаимодействие педагога и учащихся, педагога и коллег в учебной, внеучебной и практической деятельности; обогащение образовательной среды школы, нацеленной на повышение ее конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.
3. В результате проведенного исследования была доказана эффективность предложенных условий формирования имиджа педагога частной школы, которые позволили повысить общий уровень сформированности профессиональных, организаторских, творческих, коммуникативных качеств по разработанным критериям и показателям.
Изложенные в работе выводы не претендуют на исчерпывающее решение исследуемой проблемы. В дальнейших исследованиях целесообразно сосредоточить внимание на вопросах реализации образовательного менеджмента в системе современного китайского образования, формировании конкурентоспособной образовательной среды частной школы и другое.
Под имиджем педагога мы понимаем представление о педагоге, как о новом типе личности, обладающей предпринимательскими компетенциями, проектным, инновационным мышлением, способной создавать и реализовывать предпринимательские проекты в образовательной сфере, инициировать и успешно реализовывать частные образовательные услуги и др.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что процесс формирования имиджа должен быть основан на развитии умений самопознания, саморазвития, самореализации педагога, а также на развитии способности к инновационной деятельности, выработке инновационного стиля педагогического мышления. Предпринимательская культура является важной составляющей структуры имиджа педагога частной школы.
Личностно-деятельностный и компетентностный подходы в педагогике явились основой для обоснования педагогических условий формирования имиджа педагога частной школы:
- организация образовательного процесса как пространства для формирования имиджа педагога частной школы;
- развитие индивидуальности педагога на основе формирования его креативности и критического мышления;
- повышение уровня предпринимательской культуры педагога частной школы;
- непрерывность саморазвития педагога, постоянное повышение его квалификации.
Первое условие предполагает построение образовательного пространства, в котором личность будет иметь возможность «ощущать» перерождение своей личности, действовать в новых обстоятельствах и с новыми личными качествами, а именно: педагог будет использовать инновационные образовательные технологии, креативно, творчески, с учетом современных тенденций развития науки и образования подходить к отбору и проектированию содержания школьного обучения, выбору форм и методов обучения и воспитания учащихся; выстраивать в диалоге успешную коммуникацию с учащимися и коллегами и т.д.
Такая деятельность педагога способствует формированию необходимых профессионально-личностных качеств, обеспечивающих успех этой деятельности, и в соответствии с которыми педагог выступает полноценным субъектом своего профессионально-личностного развития. Включение личности в деятельность, направленную на оказание частных образовательных услуг, удовлетворение потребностей общества и его членов в повышении уровня образования, инновационное использование образовательных ресурсов и получение экономической выгоды, позволяет сформировать предпринимательские качества педагога. Включение педагогов в активную, имеющую для них важное значение, образовательную деятельность, приближенную к условиям современного бизнеса, способствует приобретению педагогами профессионального опыта, развитию психических функций и способностей, формируя систему отношений к миру и к самому себе.
Второе условие - развитие индивидуальности педагога на основе формирования его креативности и критического мышления - достигается за счет восприятия педагогом себя как индивидуальности, позитивного отношения к себе, адекватной самооценки, развитой «мотивации на успех.
Третье условие связано с развитием компетентности педагогов в области предпринимательства, овладением предпринимательскими качествами, развитием умений оценки состояния и прогнозирования рынка образовательных услуг Китая, формированием конкурентоспособного специалиста.
Реализация четвертого условия - непрерывность саморазвития педагога, постоянное повышение его квалификации - обеспечивается за счет постоянного развития когнитивной, эмоциональной и волевой сторон личности и выражается в совокупности общекультурных, профессиональных, личностных компетенций.
Выявленные нами организационно-педагогические условия формирования имиджа педагога частной школы требовали опытно-экспериментальной проверки.
Диагностический этап опытно-экспериментальной работы заключался в выявлении критериев, показателей, уровневых характеристик оценки профессиональной деятельности педагога частной школы для выявления уровня сформированности его имиджа, разработке диагностических методик, проведении диагностики. Критериями оценки сформированности имиджа педагога частной школы являются: профессиональная компетентность педагога, динамика учебных достижений обучающихся, результаты деятельности педагога в области развития познавательной активности учащихся, личностные и профессиональные качества педагога
Диагностический этап исследования формирования имиджа педагога включал использование методов наблюдения, анкетирования и опроса и показал невысокий уровень сформированности имиджа 25 педагогов Синьцзянской международной школы-интерната «Да Гуан Хуа» (Китай, г. Урумчи), в которой проводился эксперимент.
На основном этапе эксперимента была проведена работа по обеспечению предложенных организационно-педагогических условий, влияющих на формирование имиджа педагога частной школы в системе современного китайского образования. Основными проведенными мероприятиями стали конкурс-смотр «Образовательное пространство современной школы как фактор развития познавательной активности» и обучающий семинар для педагогов школы «Профессиональный имидж педагога частной школы: путь к успеху».
Проведенный конкурс-смотр способствовал формированию умений инновационной и предпринимательской деятельности, выработке инновационного стиля педагогического мышления и развитию предпринимательской культуры педагога частной школы. Программа рассчитана на 36 академических часов и позволяет получить опыт самоимиджирования педагога современной школы.
Завершающий этап опытно-экспериментальной работы свидетельствовал о том, что обеспечение предложенных в исследовании организационно-педагогических условий формирования имиджа педагога частной школы привело к значительному повышению уровня мотивации и уровня сформированности имиджа педагога частной школы, а также значительно повысило авторитет педагогов среди учащихся.
Результаты проведенного исследования подтверждают основные положения выдвинутой гипотезы и позволяют сделать следующие выводы:
1. Имидж педагога частной школы в Китае следует рассматривать как личностно-интегративное образование, определяющее устойчивое поведение педагога в условиях модернизации китайского образования, стимулирующих его предприимчивость с ориентацией на получение конкурентоспособного интеллектуального или предметного продукта педагогической деятельности.
2. Выявленные и проверенные в ходе исследования организационно-педагогические условия формирования имиджа педагога частной школы в Китае способствуют моделированию предпринимательской деятельности, приближенной к действительности, позволяя более эффективно формировать имидж педагога частной школы. Наиболее значимыми в этом процессе являются: формирование позитивной мотивации к предпринимательству и саморазвитию личностно-деловых качеств; взаимодействие педагога и учащихся, педагога и коллег в учебной, внеучебной и практической деятельности; обогащение образовательной среды школы, нацеленной на повышение ее конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.
3. В результате проведенного исследования была доказана эффективность предложенных условий формирования имиджа педагога частной школы, которые позволили повысить общий уровень сформированности профессиональных, организаторских, творческих, коммуникативных качеств по разработанным критериям и показателям.
Изложенные в работе выводы не претендуют на исчерпывающее решение исследуемой проблемы. В дальнейших исследованиях целесообразно сосредоточить внимание на вопросах реализации образовательного менеджмента в системе современного китайского образования, формировании конкурентоспособной образовательной среды частной школы и другое.



