Глава 1. Теоретико-методологические подходы к исследованию представлений о гендерной идентичности девочек-подростков, воспитывающихся в семьях разного типа 8
1.1 Г ендерная идетничность и её характеристика 8
1.2 Гендерная социализация в семье 20
1.3 Гендерная идентичность девочек-подростков в семьях разного
типа 25
Глава 2. Эмпирическое исследование представлений о гендерной идентичности у девочек-подростков, воспитывающихся в семьях разного типа 32
2.1 Программа и организация эмпирического исследования 32
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 39
Заключение 56
Список используемой литературы 59
Приложения 67
На сегодняшний день проблема изучения гендерной идентичности девушек-подростков является актуальной. Данная тема является малоизученной. Выбор нашего исследования заключается в том, что тема личностных гендерных особенностей девушек-подростков является не до конца изученной, отсутствует мало источников научных эмпирических данных об этом феномене.
Гендерная психология является одним из актуальных направлений в психологии научных знаний, занимающейся изучением личностных характеристик мужчин и женщин, выявлением различий между психологическими характеристиками по полу [22].
Термин «гендер» показывает социальный статус и социально - психологические характеристики личности, связанные с полом и сексуальностью, но возникающие во взаимодействии с другими людьми в рамках определенной культуры. Гендерная идентичность является продуктом социального становления, так же как один из ключевых факторов, предопределенную поведенческую активность и установки личности в контексте межличностных отношений.
Подростковый возраст является важным периодом становления гендерной идентичности, так как в этом возрасте происходит осознание своего места в мире, поиск себя, своей идентичности, оптимальной для собственного развития. Гендерная идентичность представляет собой сложный процесс, который предполагает наличие примеров фемининного и маскулинного поведения.
Семья имеет большое значение в процессе социализации подростков. Именно там закладываются поло-ролевые установки. Видя отношения отца и матери, подростки стараются быть похожими на них и ведут себя именно так, по отношению к противоположному полу как ведут себя
родители. Принятие на себя мужской или женской роли, представляет собой одну из важнейших задач подросткового возраста [21].
Психологические исследования в этой сфере знания посвящены: изучению социальной и личностной идентичности, как основы становления и формирования развивающейся личности (Э. Эриксон, Д.Б. Эльконин); формированию гендерной идентичности подростков в условиях семьи (О.Н. Курдыбаха); особенностям гендерной идентичности у современных подростков (Н.И. Волчкова, М.В. Федяева).
Сложности гендерной идентичности современного подростка связаны с тем, что существовавшие ранее традиционные образы мужественности или женственности в современных условиях во многом изменились и продолжают меняться. Это создает серьезные трудности для подростка, пытающегося интегрировать в своей личности, различные социальные роли, образы поведения и черты, чтобы впоследствии успешно адаптироваться во взрослом мире [17].
Адаптивное развитие девочки - подростка в период полового созревания определяется не только, своевременными гормональными и телесными изменениями, но и развитием конструктивных отношений с противоположным полом, с собственной матерью и отцом. По статистике за последние пять лет в России все большую долю семей составляют неполные семьи. В подавляющем большинстве случаев это семьи одиноких матерей, разведенных женщин и вдов с детьми [40].
Несмотря на большое количество исследований, проведенных как в нашей стране, так и в зарубежных странах, посвященных изучению гендерной идентичности подростков, представления о гендерной идентичности девочек-подростков воспитывающихся в семьях разного типа является еще не до конца изученной и требует дальнейшего не только теоретического, но и эмпирического изучения.
Объект исследования: гендерная идентичность девочек-подростков.
Предмет исследования: представления о гендерной
идентичности девочек - подростков в семьях разного типа.
Цель исследования: выявить представления о гендерной идентичности у девочек-подростков, воспитывающихся в полных и не полных семьях.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретико-методологические основания изучения представлений о гендерной идентичности девочек-подростков, воспитывающихся в семьях разного типа.
2. Разработать и апробировать программу эмпирического исследования представлений о гендерной идентичности девочек-подростков, воспитывающихся в семьях разного типа.
3. Определить тип гендерной идентичности девочек-подростков из полных и неполных семей.
4. Выявить представления о распределении ролей в семье девочек- подростков из полных и неполных семей.
5. Сравнить представления о гендерной идентичности у девочек- подростков, воспитывающихся в семьях разного типа.
6. Разработать рекомендации по организации работы специалистов с семьёй.
Гипотеза исследования: Скорее всего, тип семьи может влиять на представления о гендерной идентичности у девочек - подростков, а именно степень соответствия личности стереотипам маскулинности - феминности, а именно типы гендерных установок, касающиеся распределения ролей в семье.
Методология исследования:
- работа Э. Эриксон, раскрывающие закономерности формирования личности в подростковом возрасте. При переходе в пятую стадию (12-18 лет) ребенок сталкивается, как утверждает классический психоанализ, с про¬буждением «любви и ревности» к родителям. Успешное решение этой проблемы зависит от того, найдет ли он предмет любви в собственном поколении. Эриксон не отрицает возникновения этой проблемы у подростков, но указывает, что существуют и другие. Подросток созревает физиологически и психически, и в добавление к новым ощущениям и желаниям, которые появляются в результате этого созревания, у него развиваются и новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Важное место в новых особенностях психики подростка занимает его интерес к мыслям других людей, к тому, что они сами о себе думают. Подростки могут создавать себе мысленный идеал семьи, религии, общества, по сравнению с которым весьма проигрывают далеко несовершенные, но реально существующие семьи, религии и общества. Подросток способен вырабатывать или перенимать теории и мировоззрения, которые сулят примирить все противоречия и создать гармоническое целое.
- работа практического исследователя Е.П. Ильин гендерного подхода, рассматривающих гендерную идентичность, социальные роли, гендерные аспекты самореализации личности и т.д.;
- исследовательские работы А.И. Захарова, о значимости семьи в психологическом развитии подростков, формировании их личности.
Методы исследования:
1) Анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
2) Методы сбора эмпирических данных: психологическое
тестирование:
• Методика «Тест-опросник изучения родительских установок (PARI)» Е.С. Шефер и Р.К. Белл в адаптации Т.В. Нещерет и полоролевой опросник С. Бем) [6];
• Методика «Пословицы» под редакцией И.С. Клециной [26].
• Тест межличностных отношений Т. Лири (модификация Ю.А Решетняк, Г.С. Васильченко) [32].
• Опросник «Я женщина (мужчина)» Автор Л.Н. Ожигова на основе методики «Неоконченные предложения» [48].
3) Методы математико-статистической обработки данных: t-критерий Стьюдента с применением статистического пакета STATISTIKA 10.0.
Выборка исследования: в исследовании приняло 30 учащихся МОУ «Тагланская СОШ» 8 «А» и 9 «Б» классов (возраст 13-15 лет). Испытуемые девочки подросткового возраста из полных (15) и не полных (15) семей.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные могут быть использованы в психологической и педагогической работе с подростками и их семьями.
Структура работы: ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 90 источников и 3 приложений.
Данное исследование было предпринято с целью изучения представлений о гендерной идентичности у девочек-подростков, воспитывающихся в полных и не полных семьях. В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.
В процессе теоретического анализа научной литературы было подчеркнуто, что гендерная идентичность представляет собой одну из базовых структур социальной идентичности, характеризующую человека с точки зрения его принадлежности к группе мужчин либо женщин, причем наиболее значимым является то, к какой группе сам человек себя относит. Гендерная идентичность активно складывается на протяжении всей жизни субъекта, в ходе социализации и активного взаимодействия с окружающими. Начинает сформировываться с самого рождения. Достижение согласованности гендерной идентичности приходится в основном на подростковый и юношеский возраст и выступает как важнейшая потребность личности и смысловой механизм, обеспечивающий дальнейшую реализацию внутренних ценностей личности во внешнее пространство.
В подростковый период происходит половое созревание, осознание и принятие половой роли, закладывается мировоззрение, формируются базовые черты личности. Сознание и самосознание подростков достигают того уровня, на котором происходит овладение понятийным мышлением, накапливается опыт, осваиваются различные социальные роли, в том числе и гендерные. Различия в поведении мальчиков и девочек подросткового возраста определяются не столько их анатомо-физиологическими особенностями, сколько социальными и культурными факторами.
Семья является наиболее влиятельным и важным фактором гендерной социализации на всех этапах развития. Значение семьи обусловлено единством, родством, мотивом деятельности, целью, намерениями, адекватностью их деятельности, и взаимной семейной любовью. В системе отношение родитель-ребенок, важная роль в гендерной идентичности принадлежит эмоциональным отношениям, при доминировании эмоционального тона, действует механизм фасилитации, положительного стимулирования воздействия членов семьи друг на друга, что положительно отражается на процесс социализации.
Нарушение семейной структуры, и особенно семейное неблагополучие, оказывают мощнейшее влияние на становление гендерной идентичности, а также на развитие личности подростка, приводя к различным личностным деформациям, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь. Состав семьи, и особенно неблагополучие в семье сильно влияет на формирование и развитие гендерной идентичности детей подросткового возраста. Неполнота семьи приводит к столкновению со специфическими трудностями, влияющими на процессы развития и воспитания ребенка, а также на формирование его личности.
Результаты эмпирического исследования показали, что девочки обеих групп характеризуют себя как андрогинных личностей, у которых выражены и традиционно женские и традиционно мужские черты.
Девочки из полных семей более авторитарны и эгоистичны. У девочек из неполных семей больше выражена агрессивность, подозрительность, подчиненность, зависимость, несколько больше выражено дружелюбие и альтруистичность. У девочек из полных семей идеальный образ более альтруистичный, отзывчивый. У девочек из неполных идеальный образ более авторитарный, эгоистичный, агрессивный, подчиненный, зависимый, дружелюбный. У девочек обеих групп средний уровень приверженности и соответствия гендерным стереотипам.
Результаты статистического сравнения показали значимые различия в характеристике реального и идеального Я у девочек из полных и неполных семей. Девочки из неполных семей более требовательные, прямолинейные, упрямые, настойчивые, критичные по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям, подозрительные, скептичные, чем девочки из полных семей. Девочки из неполных значительно больше стремятся к независимости, себялюбию, к соперничеству, а также к дружелюбию, сотрудничеству, кооперации, общительности.
Гипотеза исследования частично подтвердилась: тип семьи может влиять на представления о гендерной идентичности девочкек-подростков. Девочки из неполных семей имеют более выраженный андрогинный тип поведения, менее привержены гендерным стереотипам, имеют более современные, эгалитарные представления о распределении ролей в семье. Однако эти различия статистически не значимы.
1. Абульханова-Славская К.А.Стратегия жизни. М.: Мысль,1991. 299с.
2. Ажгихина Н.И. Гендерные стереотипы в современных массмедиа . Гендерные исследования. 2000. № 5. 273 с.
3. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины. Вопросы психологии. 1991. № 4. С. 74-82.
4. Бем С. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. С. Бем . М.: РОССПЭН, 2004. 217 с.
5. Бир А. Мужчины и женщины: динамика идентичности. Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1. Вып. 1. 34 с.
6. Белкин А. И. Биологические и социальные факторы, формирующие
половую идентификацию. В кн.: Соотношение биологического и
социального в человеке Отв. ред. В. М. Банщиков, Б. Ф. Ломов. Материалы к симпозиуму. М., 1975. С. 777-790.
7. Волкова А.Н. Психология брака и семьи: Учебно-методическое пособие к курсу «Психология семьи и семейная психотерапия». Ч. 1. СПб.: ПМА, 2004. 88 с.
8. Голод С.И. Российские сексуальные стандарты и их трансформации вторая половина ХХ столетия. СПб.: Петербург, 2010. 272 с.
9. Горностай П.П. Ресурсы женственности и мужественности. Журнал практического психолога. 2003. № 6. С. 51-55.
10. Горбылева К.В. Влияние типов гендерной идентичности на психофизиологические параметры студентов А.Г. Зарифьян, Е.М. Бебинов. Ульяновский медико-биологический журнал. 2015. № 1. С. 84-89
11. Гурко Т.А. Сексуальные отношения, материнство и супружество несовершеннолетних женщин. М: Издательство Юрайт, 2016. 137 с.
12. Горбылева К.В. Влияние типов гендерной идентичности на психофизиологические параметры. А.Г. Зарифьян, Е.М. Бебинов. Ульяновский медико-биологический журнал. 2015. № 1. 89 с.
13. Гурко Т.А. Социология пола и гендерных отношений. Социология в России. Под ред. Ядова В. М. ИС РАН, 1998. С. 173-195.
14. Джеймс Ф.Л. Самоисполняющиеся пророчества: гендер с
социально-психологической точки зрения. Сексология. СПб.: Питер. 2001. С. 144 - 161.
15. Ениколопов С.Н., Дворянчиков Н.В. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии. Психологический журнал. - № 3, т. 22, 2001. С. 100-115.
16. Жеребкина И. Феминистская теория 90-х годов: проблематизация женской субъективности. Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие. Под ред. И.А. Жеребкиной. Харьков: СПб.: Алетейя, 2001. 43 с.
17. Журженко Т. Экономическая теория и феминизм. Теория и история феминизма. Под ред. И.А. Жеребкиной., ХЦГИ, Ф-Пресс. 1996. С. 181-223.
18. Завьялова Е.К. Социально-психологическая адаптация женщины в современных условиях (профессионально-личностный аспект): автореф. дис. д-ра психол. наук. СПб., 1998. С. 34-45.
19. Зиммерманн Д. и Уэст К. Создание гендера. 1970. С. 123- 147.
20. Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Институционализация гендерных исследований в России. Гендерный калейдоскоп. Курс лекций под ред. М.М. Малышевой. М.: Academia, 2015. С. 95-99.
21. Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Социальное конструирование гендера как феминистская теория. Женщина. Гендер. Культура. - М.: МЦГИ,
1999. С. 60- 63.
22. Знаков В.В. Половые, гендерные и личностные различия в понимании моральной дилеммы. Психологический журнал. 2018. Т. 25. № 1. С. 41-52.
23. Иванова Е. Гендерная проблематика в психологии // Введение в гендерные исследования. Часть I: Учебное пособия. Под ред. И.А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ; СПб.: Алетейя, 2001. С. 312-345.
24. Ильин Е.П. Пол и гендер. СПб.: Питер, 2010. 688 с.
25. Клецина И.С. Психология гендерных отношений: теория и практика СПб.: Алетейя, 2004. 309 с.
26. Клецина И.С. Самореализация и гендерные стереотипы. Психологические проблемы самореализации личности. СПб 1998. С. 188-202.
27. Кириллина В.Н. Социокультурные аспекты гендерного конфликта (по материалам западной социологии). Женщина и мужчина на пути к устойчивому развитию. Под ред. Е.Н. Никоноровой. М.: Изд-во РЭФИА, 1997. С. 66-79.
28. Клецина И.С. Гендерная психология. 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Питер, 2009. 496 с.
29. Кон И.С. Маскулинность как история. Гендерные проблемы в общественных науках. Отв. ред. И.М. Семашко. М.: РАН, 2001. 38 с.
30. Кон И.С. Введение в сексологию: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Олимп, ИНФРА, 1999. С. 77-92.
31. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М. : «Академия», 2009. 232 с.
32. Левин К. Теория поля в социальных науках СПб. Речь,2000.С.34-51.
33. Маглыш В.А. Роль родительского воспитания в формировании воспитательных аттитюдов личности. Социально-педагогическая работа.
2005. №7. С. 10-15.
34. Малкина-Пых И.Г. Гендерная терапия (справочник практического психолога) М.: Эксмо, 2006. 928 с.
35. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству. Вопросы психологии. 2000. № 5. С. 18-27.
36. Митина О.В. Женское гендерное поведение в социальном и кросс- культурном аспектах.Общественные науки и современность 1999.С. 179-191.
37. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. 6-е изд., стереотип.М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 34-52.
38. Нартова-Бочавер С.К. Психология личности и межличностных отношений. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. С. 89-100.
39. Нечаева Н. А. Идеал женщины в структуре гендерных картин мира.Гендерные тетради. Вып. 2. СПб.: СПб. филиал Института социологии РАН, 1999. С. 55-65.
40. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995. 289 с.
41. Ожигова Л.Н. Исследование гендерной идентичности и гендерных стереотипов личности. Практикум по гендерной психологии. И.К. Клецина (ред.). СПб.: Питер, 2003. С. 82-86.
42. Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека. Вопросы психологии. 1995. № 2. С. 5-18.
43. Попова Л.В. Теория и практика современного феминизма: женское движение в США . Введение в гендерные исследования: Учебное пособие под ред. И.А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ; СПб.: Алетейя, 2001. С. 635-663.
44. Попова Л. Психологические исследования и гендерный подход Женщина. Гендер. Культура. М.: МЦГИ, 1999. С. 119-130..
45. Посадская А.И. Женские исследования в России. Гендерные аспекты социальной трансформации. М., 1996. Вып. 15.С. 180-183.
46. Соколова Е.Т. К обоснованию клинико-психологического изучения расстройства гендерной идентичности. Вопросы психологии. 2001. № 6. С. 3.
47. Суменко Л. В. Социально-педагогическая поддержка детей из многодетных семей с признаками дисфункций социальных ролей. Современные технологии социальной работы с семьёй и детьми. Ставрополь,
2016. С.198 - 215.
48. Овчарова Р.В. Семейная академия: вопросы и ответы. М.: Сфера, 2006. 142 с.
49. Слепкова В.И. Практикум по психологической диагностике семейных отношений. Т. А. Заеко. Мн. : БГПУ, 2013. 176 с.
50. Смирнова Е. Феноменология родительства в молодых семьях. Психология зрелости и старения 2005 № 1. 12 с.
51. Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений: модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т.Лири: методическое руководство. М.: МКЦ ГУ по труду и социальным вопросам Мосгорисполкома, 1990. 48 с.
52. Соколова Е.Т. К обоснованию клинико-психологического изучения расстройства гендерной идентичности. Вопросы психологии. 2001. № 6. 16 с.
53. Суменко Л. В. Социально-педагогическая поддержка детей из многодетных семей с признаками дисфункций социальных ролей. Современные технологии социальной работы с семьёй и детьми. 2016. 215 с.
54. Овчарова Р.В. Семейная академия: вопросы и ответы. М.:
Сфера, 2006. 142 с.
55. Флотская Н.Ю. Особенности половой идентичности подростков, воспитывающихся в городском и сельском социуме. Вестник Поморского ун - та. 2008. № 2. С. 117-124.
56. Усова, Е. Б. Возрастная психология. Изд-во МИУ, 2009. 49 с.
57. Уэст К., Зиммерман Д. Создание гендера. Гендерные тетради. Вып. №1. СПб.: филиал Ин-та социологии РАН, 1997. С. 94-124.
58. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. С. 28-36.
59. Фрейд З. Психология бессознательного. М. 1999. 422 с.
60. Хрестоматия феминистских текстов. Переводы. Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.: издательство «Дмитрий Буланин»,
2000. С. 148-156.
61. Шакирова Г.Ф. Особенности внутриличностного гендерного ролевого конфликта у мужчин и женщин в условиях современного общества: Казань, 2011. С. 11-27.
62. Шкопоров Н.Б. Психологическое пространство личности и гипотеза проникновения в среду: теоретический анализ. Социальнопсихологические основы средообразования. Под ред. Т. Нийта, М. Хейдметса и Ю. Круусвалла. Таллин, 1985. С. 106-108.
63. Шишлова Е.Э. Трансформация гендерной идентичности:
социально-психологический аспект. Вестник МГИМО университета. 2012. № 1. С. 205-209.
64. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи. Юстицкис. СПб. : Питер, 2000. 656 с.
65. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис.СПб. : Фонд «Университетская книга», 1996. 592 с.
66. Юнг. К.Г. Психологические типы. Пер. Софии Лорие (под ред. В. Зеленского). Спб.: Азбука, 2001. 34 с.
67. Altman I. Children and Environment. Human behavior and Environment I. Altman, J. Wohlwill. N. Y.: London, 1978.
68. Altman I. The environment and social behavior. Privacy, personal space, crowding. N. Y., 1975.
69. Barker R. Ecologycal psychology: Concepts and methods for studying the environment of human behavior. - Stanford, 1968.
70. Bem S.L. The Measurement of Psychological Androgyny. Journal Consult. Clin. Psychol. Vol. 42. No. 2. 1974. P.155-162.
71. Berndt T.J., Heller K.A. Gender stereotypes and social inferences: A developmental study. Journal of Personality and Social Psychology, 1986. v. 50. 889-898 р.
72. Eagly, A.H. Sex differences in social behavior: A social-role interpretation. Hillsdale, N.J. Erlbaum, 1987.
73. Fagot B.I. The influence of sex of child on parental reactions to toddler childre. Child Development, 1973. v. 49. 459-465p.
74. Garfinkel H. Studies in Ethnomethodology. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1967.
75. Goffman E. Gender display. Studies in the Anthropology of Visual Communication, №. 3. 1976. 69-77 p.
76. Goffman E. The arrangement between sexes. Theory and society, - №. 4. 1977. . 301-331p
77. Goffman E. The Presentation of Self in Everyday Life. Harmondsworth: Penguin, 1990.
78. Golan M. B. Privacy, interaction and self-esteem. Unpublished PhD dissertation, Environmental Psychology Program, U. of N. Y., 1978.
79. Heft H. High residential density and perceptial-cognitive development: An examination of effects of crowding and noise in the home. Wohlwill J. F., van Vliet (Ed). Habitats for Children: The impact of Density. N. Y., 1985. 39-76 p.
80. Huston, A. C. Sex-typing. In P. H. Mussen & E. M. Hetherington (Eds.), Handbook of child psychology. New York: Wiley. Vol. 4. 1983. 387- 467p.
81. Hyde J.S., Half the Human Experience: The Psychology of Woman. Lexington, MA: D.C. Heath and Company, 1991.
82. Heibrun A.B. Measurement of masculine and feminine sex-role identities as independent dimensions J. of Consulting and Clin. Psychol. 1976. V. 44. P. 183-190 p.
83. Kenrick D. Т. Gender, genes, and the social environment: A biosocial interactionist perspective. P. Shaver, C. Hendrick (eds.). Sex and gender: Review of personality and social psychology, v. 7, Beverly Hills, Sage, 1987, 14-43p.
84. Langlois J.H., Downs А.С. Mothers, fathers, and peers and socialization agents of sex-typed play behaviors in young children. Child Development, 1980.м 1247p.
85. Lott, В., & Maluso, D. The social learning of gender. In A. E. Beall & R.
J. Sternberg (Eds.), The psychology of gender. New York: Guilford Press, 1993 99 p.
86. Martin, C. L Attitudes and expectations about children with nontraditional and traditional gender roles. Sex Roles, 1990. 151-165 p.
87. Mischel, W. Sex typing and socialization. In P. H. Mussen (Ed.), Carmichael's manual of child psychology. New York: Wiley. 1970. Vol.2.
88. Simmel A. Privacy is not an isolated freedom. J. Pennock, J. Chapman (Eds.) Privacy. N. Y., 1971.
89. Smith M.J. Persuasion and Human Action. Belmont, CA: Wadsworth, 1982.126p.
90. Wolfe Maxine. Childhood and Privacy. I. Altman.1978. 175-222 p.