Глава I. Теоретико-методологические основания проблемы взаимосвязи, осознанной саморегуляции и склонности к девиантному поведению подростков 6
1.1 Развитие личности в подростковом возрасте 6
1.2 Проблема нормы и патологии в развитии личности 12
1.3. Формирование способностей к саморегуляции подростков в подростковый период (зарубежные/отечественные) 26
Глава II. Эмпирическое исследование взаимосвязь между склонности к девиантному поведению подростков и развитием их осознанной саморегуляции 38
2.1 Общая схема исследования 38
2.2 Результаты исследования и их обсуждение 41
2.2.1 Склонность к проявлению девиантного поведения подростков 41
2.2.2. Склонность к девиантному поведению подростков и влияния на них семейного окружения 49
Заключение 55
Список используемой литературы и источников информации 57
Приложение А 61
Приложение Б 66
Приложение В 68
Приложение Г 73
Приложение Д 80
Приложение Е 89
Данный дипломный проект посвящен изучению склонности к девиантному поведению подростков в контексте их психологических особенностей.
Актуальность темы исследования.
В связи с социально-политическими изменениями в России и устранением идеологических барьеров в последнее десятилетие возник вопрос о сближении отечественной и мировой психологии, что потребовало пересмотра понятия развития личности.
В настоящее время проблема психической деятельности личности относится к числу базовых вопросов в психологии. В переходный период данная проблема остра встала в российском социуме и тому показателем является не только большое количество видеороликов, снятых самими девиантными подростками, но и выход в отечественной киноиндустрии ряда сериалов, свидетельствующих об этом: «Аль Капотня», «В контакте» и т.п. В связи с большим количеством событий и происшествий, освещенных в различных медиа источниках, отсутствия преград и ограничений в доступе к подобной информации, как подросткам, так и взрослому, становится доступным объемное информационное поле.
При взаимодействии с окружающим миром подросток регулярно сталкивается с выбором различных способов реализации той или иной деятельности в зависимости от поставленных им или его окружением целей, его личностных особенностей или условиями окружающей
действительности.
Начинается перестройка психофизиологического развития подростка и обновление всех биологических систем, которые вносят свою специфику в функционирование семьи, в социальную активность и статусе в обществе.
Также в этот период семья, как система, переживает нелегкий период. У каждой семьи есть своя цикличность жизнедеятельности. Подростковый период, как правило, совпадает со средним возрастом одного, или обоих родителей, с учётом цикличности жизнедеятельности семьи. Тем самым, данные события провоцируют пристальное внимание к ребенку, или слишком отдаляют ребенка от семьи. Данные положения подтверждают значимость и необходимость изучения склонности подростка к девиантному поведению.
Практика психологии требует от специалиста качественной методологической подготовки как в области интерпретации конкретных проблем, так и в поиске адекватных методов их решения. Кроме того, отмечается необходимость формирования профессионального мышления и «здорового», ответственного сомнения в своих возможностях, накопленных технологиях. Все это делает необходимым рефлексию научным сообществом и практиками актуальных методологических проблем.
Кроме того, в последние десятилетия во всем мире отмечается тенденция резкого усложнения структуры отклонений в развитии, значительно увеличивается число сочетанных нарушений, а в 90-х годах XX века появились новые формы отклонений и несформированности определенных сфер психического развития. Наконец, выделяются особые формы дизонтогенеза, достаточно сложные для психолого-педагогической диагностики и применения к ним сложившегося понятийного аппарата. В настоящее время вопрос о понятиях нормы и отклонения от неё является актуальным. На этом основании можно предположить, что недостаточный уровень саморегуляции отрицательных психических состояний у подростков ведет к девиациям.
Цель данного исследования: изучение склонности к девиантному поведению подростков в контексте их психологических особенностей.
Объектом ВКР является психологические особенности подростков.
Предмет дипломной работы: психологические особенности
подростков, склонных к девиантному поведению.
В соответствии с целью дипломной работы были поставлены следующие задачи:
1. Обзор основных теоретических подходов к изучению проблемы развития личности в подростковом возрасте;
2. Анализ психологических особенностей развития личности в подростковом возрасте;
3. Исследование психологических особенностей подростков, склонных к девиантному поведению;
4. Анализ, обработка и систематизация полученных результатов.
Общая гипотеза исследования: вероятно, подростки, склонные к проявлению девиантного поведения, отличаются психологическими особенностями от подростков без такой склонности .
Данная гипотеза изучена при осуществлении проверки частных эмпирических гипотез:
1. Склонность к проявлению девиантного поведения выше у подростков, с низким уровнем личностной саморегуляции, взаимосвязанной с другими личностными особенностями.
2. В семьях с адаптивными способами функционирования, склонность к девиантному поведению у подростков ниже.
Исследование включает следующие методики диагностики:
1. Диагностика осознанной саморегуляции осуществляется с
применением методики:
- «Стиль саморегуляции учебной деятельности — ССУД-М» (В.И. Моросанова, А.В. Ванин, Цыганов, 2011)
2. Диагностика отношений в семье учащихся включает следующие методики:
- «Опросник на привязанность к родителям для старших подростков» (М.В. Яремчук, 2005).
- «Опросник - шкала семейного окружения» (С.Ю. Куприянов,1985)
- «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (Е. Шафер, 1965)
3. Диагностика личностных особенностей учащихся и склонности к агрессивному поведению включает:
- «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел)
- «Личностный опросник (EPI)» (Г. Айзенк, 1963)
Эмпирическая база исследования
Выборка исследования состоит из 50 человек, среди которых 26 учащихся - 52,0% мальчики, остальные 24 (48%) человека девочки. Средний возраст подростков составляет мальчиков - 11 лет и девочек - 14 лет,
являются учащимися одной из барнаульских школ.
Практическая значимость. Даёт возможность применять профилактические меры в отношении снижения уровня девиации путем создания в семейном окружении адаптационной среды для воспитания подростка, с учетом развитости осознанной саморегуляции и психологических особенностей подростков .
Научные методы: анализа научных источников и литературы; анализ нормативно-правовой документации по теме курсового проекта; изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики;
Структура работы: состоит из введения, двух глав, первая глава - три параграфа, вторая глава - два параграфа и 2 подпараграфа, заключения, списка литературы, приложения.
Изучение проблемы склонности к девиантному поведению подростков в контексте их психологических особенностей исследовалась и рассматривалась в западной и отечественной психологии начиная с 50х годов двадцатого века и по настоящее время.
Данную проблему изучали ученые разных направлений психологии, которые имели разные подходы в изучении. Регуляция изучена со многих сторон, различных видов деятельности, различных психических состояний и процессов, регуляции личности и её поведения.
Стоит добавить, что рассмотрена склонность к девиантному поведению подростков в разрезе формирования процессов саморегуляции подростков, где психологическая особенность заключается в тесной взаимосвязи с формирование индивидуальной саморегуляции.
Итак, автор дипломного проекта может сделать вывод о том, что чем менее развита саморегуляция, тем выше склонность к девиантному поведению, где катализатором выступают средовые, семейные условия.
Подростковый возраст является сложным и очень важным этапом в жизни каждого индивида. В этот период активно проходят изменения как физиологические, так и психические процессы в организме. Определенные условия семейного характера, могут служить фундаментом для формирования детерминированных паттернов поведения у подростка. Физиологические особенности, личностные являются важным компонентом для формирования осознанной саморегуляции, и способствовать профилактикой по отношению склонности к девиантному поведению.
В результате проведенного эмпирического исследования взаимосвязи между развитием осознанной саморегуляции личности и склонности к девиантному поведения подростков получены следующие выводы:
1. Чем лучше развиты регуляторные функции, тем ниже склонность к проявлению девиантного поведения. По результатам также видно, что в зависимости от психологических особенностей подростка, зависит индивидуальное развитие осознанной саморегуляции. В результате проверки гипотеза была подтверждена, что склонность к проявлению девиантного поведения выше у подростков, с низким уровнем личностной саморегуляции.
2. Родители подростков, где склонность к проявлению девиантного поведения ниже, в большинстве случаев свойственен ряд особенностей. Например, позитивный интерес со стороны родителей к подросткам, как папы, так и мамы, является важной составляющей для низкого проявления склонности к девиантному поведению. Личностные особенности родителей, их заинтересованность по отношению к подростку, проявление теплых чувств, принятие ребенка, заинтересованность в нем, влияют на его более адаптивное поведение в обществе. В семьях, где доминируют деструктивные факторы воспитания по отношению к подросткам, там выше склонность к проявлению девиантного поведения, и низкий уровень личностной саморегуляции. Тем самым можно сделать вывод, что гипотеза подтверждена, что в семьях с адаптивными способами функционирования, склонность к девиантному поведению у подростков ниже.
При описании и анализа теоретического обзора, можно было сделать предположение, что семья, осознанная саморегуляция, тесно связанны со склонностью к проявлению девиантного поведения среди подростков.
Важными особенностями подростков, склонных к девиантному поведению, являются проблемы во взаимоотношениях в семье, нарушения социально-коммуникативных навыков, личностные особенности
(экстраверсия и нейротизм) и низкий уровень саморегуляции. На основе чего были выдвинуты гипотезы, в результате эмпирического исследования были подтверждены.
1. Абраменкова В.В.Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре // М.:Изд-во «Моск. психол.-соц. ин-т», Воронеж, Изд-во «Модэк», 2000. 416 с.
2. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность / Под ред. академика О.Г. Газенко. М.: Наука, 1990. 496 с.
3. Богдановская И. М., Иконникова Г.Ю., Королева Н.Н. Роль современной информационно-коммуникативной среды в формировании идентичности и образа мира современных подростков // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 7. № 1.
4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 350 с.
5. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. - 500 с.
6. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. - СПб.: Речь, 2004. - 140 с.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология.М.: Педагогика, 1991.
8. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. - М.: Московский психолого- социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 239с.
9. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: ЧеРо, 1998. -230 с.
10. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. М.: Мысль, 1994. 399 с.
11. Добренькова В. И. Американская социологическая мысль. М.: Междунар. ун-т бизнеса и управления, 1996. 556 с.
12. Евтюшкин В.П. Семь вечных духовных практик. Психологическое консультирование. - М.: АСТ; СПб. Сова, 2007. - 285с.
13.Зейгарник Б.В., Холмогорова А.Б., Мазур Е.С. Саморегуляция поведения в норме и патологии // Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 2. С. 122—132.
14.Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М.: Издательство Московского университета, 1982. 128 с.
15.Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения). - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
16. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб.: ООО «Речь», 2000. - 27
17. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции
деятельности. М.: Наука, 1980. 256 с.
18. Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции
деятельности. М., 1980. С. 110.
19. Леонтьев Д.А. Личностный потенциал как потенциал
саморегуляции // Личностный потенциал: структура и
диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. 679 с.
20. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). - СПб.: Амфора,
2001. -348 с.
21. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб.: ООО Изд-во «Речь», 2001. - 191 с.
22. Моросанова В.И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека // Психологический журнал.
2002. Т. 23. № 6. С. 5—17.
23. Матанцева Т. Н. Возрастные и специфические особенности
личностной саморегуляции подростков с задержкой психического развития // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2012. No 1(1).
24. Моросанова В.И. Осознанная саморегуляция человека как
метаресурс достижения учебных и профессиональных целей // Личность, интеллект, метакогниции: Материалы II
Международной научно-практической конференции 20 - 22
апреля 2017 г., Калуга, Россия. Калуга: Изд-во АКФ «Политоп», 2018. С. 104 - 114.
25. Пиаже Ж. Психология интеллекта. СПб.: Питер, 2004. 192 с.
26. Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия/Сост. К.В. Сельченок. Харвест, 1999. - 656 с.
27. Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. - 96 с.
28. Собчик Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений. Практическое руководство. - СПб.: Речь, 2002. - 96 с.
29. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. - 95 с.
30. Галагузова, М.А. Беляева, Ю.Н. Галагузова [и др.] Социальная педагогика : под общ. ред. дра пед. наук, проф. М.А. Галагузовой. -2016.
31. Фромм А. Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации. —Екатеринбург АРД ЛТД, 1996. - 321 с.
32.Чижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность. -
Ярославль: Академия развития: Академия, К°: Академия
Холдинг, 2001. - 159 с.
33. Шилова М.А. Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 95 с.
34. Adler A. Practice and theory of individual psychology. M.: ‘For Economic Literacy’ fund, 1995. P. 96.
35. Bandura A. Selfefficacy: the exercise of control. N.Y.: W.H. Freeman & Co, 1997. 604 р.