Склонность к девиантному поведению подростков в контексте их психологических особенностей
|
Глава I. Теоретико-методологические основания проблемы взаимосвязи, осознанной саморегуляции и склонности к девиантному поведению подростков 6
1.1 Развитие личности в подростковом возрасте 6
1.2 Проблема нормы и патологии в развитии личности 12
1.3. Формирование способностей к саморегуляции подростков в подростковый период (зарубежные/отечественные) 26
Глава II. Эмпирическое исследование взаимосвязь между склонности к девиантному поведению подростков и развитием их осознанной саморегуляции 38
2.1 Общая схема исследования 38
2.2 Результаты исследования и их обсуждение 41
2.2.1 Склонность к проявлению девиантного поведения подростков 41
2.2.2. Склонность к девиантному поведению подростков и влияния на них семейного окружения 49
Заключение 55
Список используемой литературы и источников информации 57
Приложение А 61
Приложение Б 66
Приложение В 68
Приложение Г 73
Приложение Д 80
Приложение Е 89
1.1 Развитие личности в подростковом возрасте 6
1.2 Проблема нормы и патологии в развитии личности 12
1.3. Формирование способностей к саморегуляции подростков в подростковый период (зарубежные/отечественные) 26
Глава II. Эмпирическое исследование взаимосвязь между склонности к девиантному поведению подростков и развитием их осознанной саморегуляции 38
2.1 Общая схема исследования 38
2.2 Результаты исследования и их обсуждение 41
2.2.1 Склонность к проявлению девиантного поведения подростков 41
2.2.2. Склонность к девиантному поведению подростков и влияния на них семейного окружения 49
Заключение 55
Список используемой литературы и источников информации 57
Приложение А 61
Приложение Б 66
Приложение В 68
Приложение Г 73
Приложение Д 80
Приложение Е 89
Данный дипломный проект посвящен изучению склонности к девиантному поведению подростков в контексте их психологических особенностей.
Актуальность темы исследования.
В связи с социально-политическими изменениями в России и устранением идеологических барьеров в последнее десятилетие возник вопрос о сближении отечественной и мировой психологии, что потребовало пересмотра понятия развития личности.
В настоящее время проблема психической деятельности личности относится к числу базовых вопросов в психологии. В переходный период данная проблема остра встала в российском социуме и тому показателем является не только большое количество видеороликов, снятых самими девиантными подростками, но и выход в отечественной киноиндустрии ряда сериалов, свидетельствующих об этом: «Аль Капотня», «В контакте» и т.п. В связи с большим количеством событий и происшествий, освещенных в различных медиа источниках, отсутствия преград и ограничений в доступе к подобной информации, как подросткам, так и взрослому, становится доступным объемное информационное поле.
При взаимодействии с окружающим миром подросток регулярно сталкивается с выбором различных способов реализации той или иной деятельности в зависимости от поставленных им или его окружением целей, его личностных особенностей или условиями окружающей
действительности.
Начинается перестройка психофизиологического развития подростка и обновление всех биологических систем, которые вносят свою специфику в функционирование семьи, в социальную активность и статусе в обществе.
Также в этот период семья, как система, переживает нелегкий период. У каждой семьи есть своя цикличность жизнедеятельности. Подростковый период, как правило, совпадает со средним возрастом одного, или обоих родителей, с учётом цикличности жизнедеятельности семьи. Тем самым, данные события провоцируют пристальное внимание к ребенку, или слишком отдаляют ребенка от семьи. Данные положения подтверждают значимость и необходимость изучения склонности подростка к девиантному поведению.
Практика психологии требует от специалиста качественной методологической подготовки как в области интерпретации конкретных проблем, так и в поиске адекватных методов их решения. Кроме того, отмечается необходимость формирования профессионального мышления и «здорового», ответственного сомнения в своих возможностях, накопленных технологиях. Все это делает необходимым рефлексию научным сообществом и практиками актуальных методологических проблем.
Кроме того, в последние десятилетия во всем мире отмечается тенденция резкого усложнения структуры отклонений в развитии, значительно увеличивается число сочетанных нарушений, а в 90-х годах XX века появились новые формы отклонений и несформированности определенных сфер психического развития. Наконец, выделяются особые формы дизонтогенеза, достаточно сложные для психолого-педагогической диагностики и применения к ним сложившегося понятийного аппарата. В настоящее время вопрос о понятиях нормы и отклонения от неё является актуальным. На этом основании можно предположить, что недостаточный уровень саморегуляции отрицательных психических состояний у подростков ведет к девиациям.
Цель данного исследования: изучение склонности к девиантному поведению подростков в контексте их психологических особенностей.
Объектом ВКР является психологические особенности подростков.
Предмет дипломной работы: психологические особенности
подростков, склонных к девиантному поведению.
В соответствии с целью дипломной работы были поставлены следующие задачи:
1. Обзор основных теоретических подходов к изучению проблемы развития личности в подростковом возрасте;
2. Анализ психологических особенностей развития личности в подростковом возрасте;
3. Исследование психологических особенностей подростков, склонных к девиантному поведению;
4. Анализ, обработка и систематизация полученных результатов.
Общая гипотеза исследования: вероятно, подростки, склонные к проявлению девиантного поведения, отличаются психологическими особенностями от подростков без такой склонности .
Данная гипотеза изучена при осуществлении проверки частных эмпирических гипотез:
1. Склонность к проявлению девиантного поведения выше у подростков, с низким уровнем личностной саморегуляции, взаимосвязанной с другими личностными особенностями.
2. В семьях с адаптивными способами функционирования, склонность к девиантному поведению у подростков ниже.
Исследование включает следующие методики диагностики:
1. Диагностика осознанной саморегуляции осуществляется с
применением методики:
- «Стиль саморегуляции учебной деятельности — ССУД-М» (В.И. Моросанова, А.В. Ванин, Цыганов, 2011)
2. Диагностика отношений в семье учащихся включает следующие методики:
- «Опросник на привязанность к родителям для старших подростков» (М.В. Яремчук, 2005).
- «Опросник - шкала семейного окружения» (С.Ю. Куприянов,1985)
- «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (Е. Шафер, 1965)
3. Диагностика личностных особенностей учащихся и склонности к агрессивному поведению включает:
- «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел)
- «Личностный опросник (EPI)» (Г. Айзенк, 1963)
Эмпирическая база исследования
Выборка исследования состоит из 50 человек, среди которых 26 учащихся - 52,0% мальчики, остальные 24 (48%) человека девочки. Средний возраст подростков составляет мальчиков - 11 лет и девочек - 14 лет,
являются учащимися одной из барнаульских школ.
Практическая значимость. Даёт возможность применять профилактические меры в отношении снижения уровня девиации путем создания в семейном окружении адаптационной среды для воспитания подростка, с учетом развитости осознанной саморегуляции и психологических особенностей подростков .
Научные методы: анализа научных источников и литературы; анализ нормативно-правовой документации по теме курсового проекта; изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики;
Структура работы: состоит из введения, двух глав, первая глава - три параграфа, вторая глава - два параграфа и 2 подпараграфа, заключения, списка литературы, приложения.
Актуальность темы исследования.
В связи с социально-политическими изменениями в России и устранением идеологических барьеров в последнее десятилетие возник вопрос о сближении отечественной и мировой психологии, что потребовало пересмотра понятия развития личности.
В настоящее время проблема психической деятельности личности относится к числу базовых вопросов в психологии. В переходный период данная проблема остра встала в российском социуме и тому показателем является не только большое количество видеороликов, снятых самими девиантными подростками, но и выход в отечественной киноиндустрии ряда сериалов, свидетельствующих об этом: «Аль Капотня», «В контакте» и т.п. В связи с большим количеством событий и происшествий, освещенных в различных медиа источниках, отсутствия преград и ограничений в доступе к подобной информации, как подросткам, так и взрослому, становится доступным объемное информационное поле.
При взаимодействии с окружающим миром подросток регулярно сталкивается с выбором различных способов реализации той или иной деятельности в зависимости от поставленных им или его окружением целей, его личностных особенностей или условиями окружающей
действительности.
Начинается перестройка психофизиологического развития подростка и обновление всех биологических систем, которые вносят свою специфику в функционирование семьи, в социальную активность и статусе в обществе.
Также в этот период семья, как система, переживает нелегкий период. У каждой семьи есть своя цикличность жизнедеятельности. Подростковый период, как правило, совпадает со средним возрастом одного, или обоих родителей, с учётом цикличности жизнедеятельности семьи. Тем самым, данные события провоцируют пристальное внимание к ребенку, или слишком отдаляют ребенка от семьи. Данные положения подтверждают значимость и необходимость изучения склонности подростка к девиантному поведению.
Практика психологии требует от специалиста качественной методологической подготовки как в области интерпретации конкретных проблем, так и в поиске адекватных методов их решения. Кроме того, отмечается необходимость формирования профессионального мышления и «здорового», ответственного сомнения в своих возможностях, накопленных технологиях. Все это делает необходимым рефлексию научным сообществом и практиками актуальных методологических проблем.
Кроме того, в последние десятилетия во всем мире отмечается тенденция резкого усложнения структуры отклонений в развитии, значительно увеличивается число сочетанных нарушений, а в 90-х годах XX века появились новые формы отклонений и несформированности определенных сфер психического развития. Наконец, выделяются особые формы дизонтогенеза, достаточно сложные для психолого-педагогической диагностики и применения к ним сложившегося понятийного аппарата. В настоящее время вопрос о понятиях нормы и отклонения от неё является актуальным. На этом основании можно предположить, что недостаточный уровень саморегуляции отрицательных психических состояний у подростков ведет к девиациям.
Цель данного исследования: изучение склонности к девиантному поведению подростков в контексте их психологических особенностей.
Объектом ВКР является психологические особенности подростков.
Предмет дипломной работы: психологические особенности
подростков, склонных к девиантному поведению.
В соответствии с целью дипломной работы были поставлены следующие задачи:
1. Обзор основных теоретических подходов к изучению проблемы развития личности в подростковом возрасте;
2. Анализ психологических особенностей развития личности в подростковом возрасте;
3. Исследование психологических особенностей подростков, склонных к девиантному поведению;
4. Анализ, обработка и систематизация полученных результатов.
Общая гипотеза исследования: вероятно, подростки, склонные к проявлению девиантного поведения, отличаются психологическими особенностями от подростков без такой склонности .
Данная гипотеза изучена при осуществлении проверки частных эмпирических гипотез:
1. Склонность к проявлению девиантного поведения выше у подростков, с низким уровнем личностной саморегуляции, взаимосвязанной с другими личностными особенностями.
2. В семьях с адаптивными способами функционирования, склонность к девиантному поведению у подростков ниже.
Исследование включает следующие методики диагностики:
1. Диагностика осознанной саморегуляции осуществляется с
применением методики:
- «Стиль саморегуляции учебной деятельности — ССУД-М» (В.И. Моросанова, А.В. Ванин, Цыганов, 2011)
2. Диагностика отношений в семье учащихся включает следующие методики:
- «Опросник на привязанность к родителям для старших подростков» (М.В. Яремчук, 2005).
- «Опросник - шкала семейного окружения» (С.Ю. Куприянов,1985)
- «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (Е. Шафер, 1965)
3. Диагностика личностных особенностей учащихся и склонности к агрессивному поведению включает:
- «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел)
- «Личностный опросник (EPI)» (Г. Айзенк, 1963)
Эмпирическая база исследования
Выборка исследования состоит из 50 человек, среди которых 26 учащихся - 52,0% мальчики, остальные 24 (48%) человека девочки. Средний возраст подростков составляет мальчиков - 11 лет и девочек - 14 лет,
являются учащимися одной из барнаульских школ.
Практическая значимость. Даёт возможность применять профилактические меры в отношении снижения уровня девиации путем создания в семейном окружении адаптационной среды для воспитания подростка, с учетом развитости осознанной саморегуляции и психологических особенностей подростков .
Научные методы: анализа научных источников и литературы; анализ нормативно-правовой документации по теме курсового проекта; изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики;
Структура работы: состоит из введения, двух глав, первая глава - три параграфа, вторая глава - два параграфа и 2 подпараграфа, заключения, списка литературы, приложения.
Изучение проблемы склонности к девиантному поведению подростков в контексте их психологических особенностей исследовалась и рассматривалась в западной и отечественной психологии начиная с 50х годов двадцатого века и по настоящее время.
Данную проблему изучали ученые разных направлений психологии, которые имели разные подходы в изучении. Регуляция изучена со многих сторон, различных видов деятельности, различных психических состояний и процессов, регуляции личности и её поведения.
Стоит добавить, что рассмотрена склонность к девиантному поведению подростков в разрезе формирования процессов саморегуляции подростков, где психологическая особенность заключается в тесной взаимосвязи с формирование индивидуальной саморегуляции.
Итак, автор дипломного проекта может сделать вывод о том, что чем менее развита саморегуляция, тем выше склонность к девиантному поведению, где катализатором выступают средовые, семейные условия.
Подростковый возраст является сложным и очень важным этапом в жизни каждого индивида. В этот период активно проходят изменения как физиологические, так и психические процессы в организме. Определенные условия семейного характера, могут служить фундаментом для формирования детерминированных паттернов поведения у подростка. Физиологические особенности, личностные являются важным компонентом для формирования осознанной саморегуляции, и способствовать профилактикой по отношению склонности к девиантному поведению.
В результате проведенного эмпирического исследования взаимосвязи между развитием осознанной саморегуляции личности и склонности к девиантному поведения подростков получены следующие выводы:
1. Чем лучше развиты регуляторные функции, тем ниже склонность к проявлению девиантного поведения. По результатам также видно, что в зависимости от психологических особенностей подростка, зависит индивидуальное развитие осознанной саморегуляции. В результате проверки гипотеза была подтверждена, что склонность к проявлению девиантного поведения выше у подростков, с низким уровнем личностной саморегуляции.
2. Родители подростков, где склонность к проявлению девиантного поведения ниже, в большинстве случаев свойственен ряд особенностей. Например, позитивный интерес со стороны родителей к подросткам, как папы, так и мамы, является важной составляющей для низкого проявления склонности к девиантному поведению. Личностные особенности родителей, их заинтересованность по отношению к подростку, проявление теплых чувств, принятие ребенка, заинтересованность в нем, влияют на его более адаптивное поведение в обществе. В семьях, где доминируют деструктивные факторы воспитания по отношению к подросткам, там выше склонность к проявлению девиантного поведения, и низкий уровень личностной саморегуляции. Тем самым можно сделать вывод, что гипотеза подтверждена, что в семьях с адаптивными способами функционирования, склонность к девиантному поведению у подростков ниже.
При описании и анализа теоретического обзора, можно было сделать предположение, что семья, осознанная саморегуляция, тесно связанны со склонностью к проявлению девиантного поведения среди подростков.
Важными особенностями подростков, склонных к девиантному поведению, являются проблемы во взаимоотношениях в семье, нарушения социально-коммуникативных навыков, личностные особенности
(экстраверсия и нейротизм) и низкий уровень саморегуляции. На основе чего были выдвинуты гипотезы, в результате эмпирического исследования были подтверждены.
Данную проблему изучали ученые разных направлений психологии, которые имели разные подходы в изучении. Регуляция изучена со многих сторон, различных видов деятельности, различных психических состояний и процессов, регуляции личности и её поведения.
Стоит добавить, что рассмотрена склонность к девиантному поведению подростков в разрезе формирования процессов саморегуляции подростков, где психологическая особенность заключается в тесной взаимосвязи с формирование индивидуальной саморегуляции.
Итак, автор дипломного проекта может сделать вывод о том, что чем менее развита саморегуляция, тем выше склонность к девиантному поведению, где катализатором выступают средовые, семейные условия.
Подростковый возраст является сложным и очень важным этапом в жизни каждого индивида. В этот период активно проходят изменения как физиологические, так и психические процессы в организме. Определенные условия семейного характера, могут служить фундаментом для формирования детерминированных паттернов поведения у подростка. Физиологические особенности, личностные являются важным компонентом для формирования осознанной саморегуляции, и способствовать профилактикой по отношению склонности к девиантному поведению.
В результате проведенного эмпирического исследования взаимосвязи между развитием осознанной саморегуляции личности и склонности к девиантному поведения подростков получены следующие выводы:
1. Чем лучше развиты регуляторные функции, тем ниже склонность к проявлению девиантного поведения. По результатам также видно, что в зависимости от психологических особенностей подростка, зависит индивидуальное развитие осознанной саморегуляции. В результате проверки гипотеза была подтверждена, что склонность к проявлению девиантного поведения выше у подростков, с низким уровнем личностной саморегуляции.
2. Родители подростков, где склонность к проявлению девиантного поведения ниже, в большинстве случаев свойственен ряд особенностей. Например, позитивный интерес со стороны родителей к подросткам, как папы, так и мамы, является важной составляющей для низкого проявления склонности к девиантному поведению. Личностные особенности родителей, их заинтересованность по отношению к подростку, проявление теплых чувств, принятие ребенка, заинтересованность в нем, влияют на его более адаптивное поведение в обществе. В семьях, где доминируют деструктивные факторы воспитания по отношению к подросткам, там выше склонность к проявлению девиантного поведения, и низкий уровень личностной саморегуляции. Тем самым можно сделать вывод, что гипотеза подтверждена, что в семьях с адаптивными способами функционирования, склонность к девиантному поведению у подростков ниже.
При описании и анализа теоретического обзора, можно было сделать предположение, что семья, осознанная саморегуляция, тесно связанны со склонностью к проявлению девиантного поведения среди подростков.
Важными особенностями подростков, склонных к девиантному поведению, являются проблемы во взаимоотношениях в семье, нарушения социально-коммуникативных навыков, личностные особенности
(экстраверсия и нейротизм) и низкий уровень саморегуляции. На основе чего были выдвинуты гипотезы, в результате эмпирического исследования были подтверждены.
Подобные работы
- Склонность к зависимому поведению подростков
в контексте копинг стратегий
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Склонность к отклоняющемуся поведению подростков в контексте детско-родительских взаимоотношений
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2022 - КОРРЕКЦИЯ СКЛОННОСТИ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2016 - Депрессивные симптомы у подростков, склонных к девиациям
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Склонность к девиантному поведению в контексте копинг-стратегий у подростков, оставшихся без попечения родителей
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Фрустрация как предиктор риска девиантного поведения подростков
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2020 - СПЕЦИФИКА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ПОДРОСТКАМИ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2020 - Особенности игровых предпочтений девиантных подростков как социально-педагогический ресурс коррекции поведенческих нарушений (Психология девиантного поведения, Новосибирский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2025 - Гендерные различия в проявлении девиантности у подростков
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017





