ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1 Понятие и сущность стратегии 6
1.2 Подходы к классификации стратегий развития организации 11
1.3 Методологические основы процесса разработки стратегии 23
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ (НА МАТЕРИАЛАХ ООО ТД
«МОПС») 35
2.1 Общая характеристика организации 35
2.2 Анализ хозяйственной деятельности организации 40
2.3 Анализ стратегии развития организации 45
3 РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 60
3.1 Выбор стратегии развития организации 60
3.2 Разработка мероприятий по реализации выбранной стратегии 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ
Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.
«Долгосрочная эффективная работа любой организации, ее экономический рост определяются правильным выбором стратегических ориентиров, позволяющих наилучшим образом реализовать потенциально-технический и человеческий капитал и другие ресурсы» [1, c. 19].
В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации организации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.
«В самом общем виде стратегия может быть определена как эффективная деловая концепция, дополненная набором реальных действий, который способен привести эту деловую концепцию к достижению реального конкурентного преимущества, способного сохраняться длительное время. Разработка стратегии должна основываться на глубоком понимании рынка, оценке позиции организации на рынке, осознании своих конкурентных преимуществ» [2, c. 26].
В условиях ожесточающейся конкуренции развитие организации зависит от трех групп факторов: внутренней среды, внешней среды, динамических способностей.
Единой стратегии для всех организаций не существует. Каждая организация даже одной отрасли уникально, поэтому индивидуально и определение его стратегии, которая зависит от его потенциала, а также от многих внешних факторов.
Все вышесказанное определило актуальность данной темы и позволило выделить для теоретического и практического исследования проблему оценки эффективности стратегии развития организации.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ процесса формирования стратегии развития организации и обоснование мероприятий по реализации выбранной стратегии на примере торговой организации ООО ТД «МОПС», ведущей свою деятельность на барнаульском рынке одноразовой посуды.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и сущность стратегии;
- рассмотреть подходы к классификации стратегий развития организации и методам их разработки;
- провести стратегический анализ деятельности ООО ТД «МОПС» и вывить предпосылки для формирования стратегии развития;
- определить стратегию развития ООО ТД «МОПС», разработать мероприятия по ее реализации и дать оценку их эффективности.
Объектом исследования выступило ООО ТД «МОПС».
Предмет исследования - формирование стратегии развития ООО ТД «МОПС» и обоснование мероприятий по ее реализации.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и четырех приложений.
ООО ТД «МОПС» - интернет-магазин, занимающийся реализацией обширного ассортимента хозяйственно-бытовых товаров.
Товарооборот ООО ТД «МОПС» за 2021 год возрос на 12% или 6 468 тыс.руб.
За 2021 год валовый доход ООО ТД «МОПС» вырос на 15% по сравнению с 2020 годом, рост составил 4 116 тыс.руб.
Прибыль от реализации ООО ТД «МОПС» за 2021 год составила 2 789 тыс.руб., рост составил 398 тыс.руб. или 17%, при этом рентабельность продаж ООО ТД «МОПС» благодаря выросла с 4,4% за 2020 год до 4,6% за 2021 год.
Видно, что в целом структура товарооборота ООО ТД «МОПС» не подвержена значительным изменениям, наибольшую долю составляют товарные группы: «Одноразовая посуда» (26,9% в общем обороте) и «Пластиковая тара и пищевые контейнеры» (19,5% в общем обороте), а также «Хозяйственные товары и кухонные принадлежности» (16,6% в общем обороте).
Издержки обращения ООО ТД «МОПС» в 2021 году увеличились на 1955 тыс.руб. или 7,8%.
В составе издержек обращения ООО ТД «МОПС» наибольшую долю составляет ФОТ с отчислениями (88%). Рост этой статьи расходов на 7,6% явился определяющим для общего роста издержек обращения.
Крупными статьями издержек обращения ООО ТД «МОПС» являются также расходы на аренду и содержание помещений (4,2% общих издержек) и расходы на хранение, подработку и упаковку товаров (4% общих издержек).
Таким образом, видно, что показатели эффективности коммерческой деятельности ООО ТД «МОПС» имеют устойчивую тенденцию к росту.
Положительным моментом является превышение темпов роста валового дохода (15%) над темпами роста издержек обращения (8%), что влечет за собой увеличение прибыли от реализации ООО ТД «МОПС» (17%).
Основной стратегической целью ООО ТД «МОПС» является увеличение рыночной доли за три года на 5-7%.
В рамках стратегии развития ООО ТД «МОПС» предлагается реализовать стратегию, опирающуюся на поиске новых рыночных ниш и обновления продукции.
ООО ТД «МОПС» необходимо оптимизация ассортиментного портфеля, для чего предлагается:
- сокращать объемы продаж ассортиментной группы «Канцелярские товары» чтобы постепенно, исключить данную позицию из ассортиментного перечня;
- расширять ассортиментные группы «Салфетки, бумажные полотенца, туалетная бумага» и «Бытовая химия»;
- максимизировать прибыль от продаж ассортиментных групп Одноразовая посуда» и «Пластиковая тара и пищевые контейнеры»;
- увеличивать объемы продаж «Хозяйственные товары и кухонные принадлежности».
- ввести в ассортиментный перечень новую товарную группу «Индивидуальные СИЗ (перчатки, прихватки, верхонки, нарукавники, чехлы, фартуки)».
После этого ассортимент товаров ООО ТД «МОПС» можно будет считать оптимизированным, что повысит ее конкурентоспособность на рынке.
Благодаря тому, что была исключена товарная позиция «Канцелярские товары» с высокой закупочной стоимостью и заменена на товарную позицию «Индивидуальные СИЗ (перчатки, прихватки, верхонки, нарукавники, чехлы, фартуки)» со значительно более высокой закупочной рентабельностью, а также реализованы прочие предложения по оптимизации ассортимента ООО ТД «МОПС», были достигнуты следующие положительные результаты:
- увеличена выручка от реализации ООО ТД «МОПС» на 431,1 тыс.руб. или 0,7%;
- увеличен валовый доход ООО ТД «МОПС» на 818,7 тыс.руб. или 2,4%;
- увеличена прибыль от реализации ООО ТД «МОПС» на 818,7 тыс.руб. или 17,6%;
- соответственное увеличение рентабельности реализации ООО ТД «МОПС» с 7%% до 8,2%%.
Следовательно, реализация предложенных мероприятий по реализации выбранной стратегии развития позволит улучшить показатели хозяйственной деятельности ООО ТД «МОПС», укрепит его конкурентные преимущества и будет способствовать повышению конкурентоспособности торговой организации.
1. Абросимов И.Д. Менеджмент, как система управления хозяйственной деятельностью / И.Д. Абросимов. - М.: Знание, 2017. - 246 с.
2. Адров В.К. Управление предпринимательской деятельностью / В.К. Адров. - М.: Вектор, 2018. - 264, с.
3. Афанасьев М.П. Стратегия и практика организации / М.П. Афанасьев. - М.: Финстат, 2019. - 274 с.
4. Банникова Н.В. Стратегическое планирование и стратегии развития российских предприятий / Н.В. Банникова - М.: Вектор, 2014. - 262 с.
5. Виханский О. С. Стратегическое управление/ О.С. Виханский - М.: Гардарика, 2013. - 318 с.
6. Власова В.М. Основы предпринимательской деятельности / В.М. Власова. - М.: «Финансы и статистика», 2018. - 246 с.
7. Воробьёв А.Д. Методология стратегического менеджмента / А.Д. Воробьев. - М.: Гарадарика, 2019. - 372 с.
8. Гапоненко А.Л. Стратегическое управление / А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин. - М.: Дело, 2019. - 284 с.
9. Герчикова И.Н. Менеджмент / И.Н. Герчикова. - СПб.: Проспект,
2018. - 371 с.
10. Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент / Г.Я. Гольдштейн. - Таганрог: ТРТУ, 2018. - 307 с..
11. Дюков И. Стратегия развития бизнеса. Практический подход / И. Дюков. - СПб.: Питер, 2018. - 284 с.
12. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент / А.Т. Зуб. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 436 с.
13. Идрисов А.Б. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций / И.Б. Идрисов. - М.: ЮНИТИ, 2019. - 294 с.
14. Каменипера С.Е. Организация, планирование, управление деятельностью промышленных предприятий / С.Е. Каменипера, Ф.М. Русинова.
- М.: Гарда, 2014. - 452 с.
15. Карась Л.Ю. Системный анализ в стратегическом менеджменте / Л.Ю. Карась, М.С. Тимохов, В.В. Черников. - М.: АЭФП, 2018. - 276 с.
16. Карлофф Б. Деловая стратегия / Б. Карлофф. - М.: АСТ, 2019. - 228 с.
17. Клейнер Г. Механизмы принятия стратегических решений и стратегическое планирование на предприятиях / Г Кленер. - М.: Финансы и статистика, 2014 - 462 с..
18. Коробейников О.П. Стратегическое поведение: от разработки до реализации / О.П. Коробейников, В.Ю Колосов, А.А. Трифилова. - М.: Гардарика, 2018. - 196 с.
19. Корешков В.К. Инструменты стратегического менеджмента / В.К. Корешков, М.М. Кане. - СПб.: Проспект, 2018 - 346 с.
20. Круглов М.И. Стратегическое управление компанией / М.И. Круглов.
- М.: РДЛ, 2019. - 448 с.
21. Люкшинов А.Н. Стратегический менеджмент / А.Н. Люкшинов. - М.: Дело, 2018. - 298 с.
22. Маркова В.Д. Стратегический менеджмент / В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова.. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 274 с.
23. Минцберг, Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий / Пер.с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб.: «Питер». - 2014. - 452 с.
24. Новакова О.И. Экономическое развитие предприятия / О.И. Новакова, Г.С. Мерзликина. - М.: Приор, 2018. - 328 с.
25. Панов А.И. Стратегический менеджмент / А.И. Панов. - М.: Интер, 2018. - 308 с.
26. Петров А.Н. Стратегическое планирование и управление / А.Н. Кузнецов. - СПб.: СПбУЭФ. - 2019. - 194 с.
27. Петров А.Н. Стратегическое планирование развития предприятия / А.Н. Петров. - СПб.: СПбУЭФ, 2019. - 154 с.
28. Попов С.А. Стратегическое управление / С.А. Попов. - М.: Дело, 2018. - 412 с.
29. Портер М. Конкурентная стратегия / М. Портер. - М.: Альпина, 2018. - 454 с.
30. Руденко А.И. Стратегическое планирование на предприятии / А.И. Руденко. - М.: Дело, 2018. - 376 с.
31. Салун В. Стратегическое планирование / В. Салун. - М.: Знание,
2018. -248 с.
32. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой / Под ред. А.П.Градова. — СПб.: Специальная литература, 2018. - 510 с.
33. Стратегическое планирование / Под ред. Э.А. Уткина. - М.: ЭКМОС, 2014. - 468 с.
34. Томпсон А. Стратегический менеджмент / А. Томпсон, А. Стрикленд. - М.: Дело, 2019. - 784 с.
35. Тютрина М.Ю. Формирование стратегии развития предприятия на основе выявления точек роста / М.Ю. Тютрина. - М.: Аспект Пресс, 2018. - 176 с.
36. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. - М.: ИНФРА-М. -
2019. - 250 с.
37. Хасси Д. Стратегия и планирование / Под ред. Л.А. Трофимовой. - СПб.: Питер, 2019. - 442 с.
38. Шеховцева Л.С. Понятия стратегического управления / Л.С. Шеховцова. - М.: Просвещение, 2019. - 368 с.
39. Шершнева З.Е. Стратегическое управление / З.Е. Шершнева. - М.:
Велби, 2019. - 368 с.
40. Шершнева З.Е. Стратегическое управление / З.Е. Шершнева, С.В. Оборская. - М.: Велби, 2018. - 368 с.