Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Стратегии психологической адаптации рабочих к вахтовым условиям труда на Крайнем Севере

Работа №88557

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы87 с.
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
165
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования стратегий психологической адаптации вахтовых рабочих на Крайнем Севере 7
1.1. Теоретические основания изучения феномена психологической
адаптации 7
1.2. Обзор зарубежной и отечественной литературы по рассмотрению
копинг-стратегий личности 16
1.3. Особенности адаптации людей работающих вахтовым методом 24
Глава 2. Эмпирическое исследование адаптационных стратегий вахтовых работников на Крайнем Севере 35
2.1. Организация эмпирического исследования 35
2.2. Анализ результатов проведенного исследования 41
Заключение 56
Список использованной литературы 59
Приложения 66


Актуальность проблемы исследования. Так как, северные территории нашей страны отличаются достаточно экстремальным и специфическим характером проживания, одной из альтернативных форм осуществления трудовой деятельности является вахтовая форма труда.
Вахтовый метод представляет собой особую форму, когда работник оказывается вдали от своей постоянной среды проживания. Человека как бы «вырывают» из обычной повседневной жизни, и помещают в достаточно нестандартные условия. Конечно же, это не может не отобразиться на психологическом состоянии сотрудника, вызывая в последующем сильнейший психологический стресс.
Помимо этого, главной особенностью пребывания в такой местности, является влияние негативных климатических, географических, производственных и даже социальных факторов воздействия, на физиологическое и психическое здоровье индивида. Это говорит о том, что человеку необходимо намного больше личностных ресурсов для поддержания нормальной жизнедеятельности, в условиях вахтовой работы.
Более того, было доказано, что все применяемые варианты вахтовой формы труда, в основном противоречат системе протекания приспособительной формы поведения индивида к такой среде. Так как, общая продолжительность вахты составляет не более одного месяца, а сам адаптационный процесс к новому месту и режиму труда протекает в пределах 6-8 недель [13].
Поэтому, вопрос исследования психологической адаптации в районах Крайнего Севера остается одной из актуальных проблем в арктической политике нашей страны.
Степень научной изученности. На данное время, имеется хороший арсенал научных исследований, в области адаптации вахтового персонала на Крайнем Севере.
В первую очередь, необходимо брать во внимание работы в области естественно-научного цикла. Так, в свое время, пытались доказать силу
негативных изменений в организме человека физиологического статуса, при разных режимах дня и ночи, в условиях Крайнего Севера, что указывает на специфические условия для жизни любого индивида. Работы медицинской направленности доказывают этот факт: благодаря сильной динамике
гематологических показателей и сильной реакции кардиореспираторной системы (А.Б. Гудков, Г.Н. Дёгтева, А.С. Сарычев и др.).
Такие авторы как С.Г Кривощеков, А.К. Собакин, В.И. Хаснулин и др. активно изучали феномен «северного» стресса в условиях Крайнего Севера, помимо этого уделялось большое внимание индивидуальным показателям снижения работоспособности населения, что говорит о многозначности негативных факторов влияния на человека.
Благодаря разным типологическим особенностям ВНД, и сугубо индивидуальному жизненному опыту и образованию, работники, осуществляющие свою трудовую деятельность, в условиях северных широт, имеют абсолютно разный адаптационный потенциал (ГМ. Данишевский, Н.Р. Деряпа, Л.Н. Тарасова, А.Л. Максимов и др.).
В рамках психологических исследований большое внимание уделялось степени негативного воздействия производственных факторов на работника (О.Ю. Абубакирова, В.В. Собольникова, В.И. Хаснулина и др.).
Во время осуществления трудовых обязанностей, каждый работник рискует подвергнуться ряду негативных изменений, а именно: повышается вероятность получить эмоциональное выгорание на работе (В.С. Крамар, А.Г Ананенков, О.П. Андреев и др.) и возможность появления психоэмоционального напряжения у вахтовых работников (В.И. Хаснулин). Также возрастает агрессивная форма поведения, и конфликтность (Н.Н. Симонова). Помимо этого, в условиях вахты повышается вероятность появления чувства социальной изолированности (Н. Н. Симонова).
Объект исследования: стратегии психологической адаптации.
Предмет исследования: стратегии психологической адаптации вахтовых работников.
Цель исследования: выявить специфику стратегий психологической адаптации людей работающих вахтовым методом на Крайнем Севере.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретико-методологические подходы к
исследованию психологической адаптации вахтовых рабочих на Крайнем Севере.
2. Разработать и апробировать программу эмпирического исследования стратегий психологической адаптации у вахтовых рабочих .
3. Выявить стратегии психологической адаптации у лиц, работающих вахтовым и стационарным методом работы.
4. Сравнить показатели стратегий психологической адаптации между вахтовыми и стационарными рабочими.
5. Сформулировать общие рекомендации по психологическому сопровождению вахтовых работников на производстве, в условиях Крайнего Севера.
Гипотезы исследования:
1. Скорее всего, у работников вахтового метода будут преобладать деструктивные стратегии психологической адаптации.
2. Вероятно, выбору определенных стратегий психологической адаптации способствует личностная зрелость вахтового работника.
Теоретико-методологические основания исследования:
1. Гуманистический подход к пониманию психологической адаптации личности (К.Роджерс).
2. Психологическая концепция психической адаптации человека в труде (В.И. Лебедев).
3. Психологические аспекты профессиональных рисков вахтовых работников на Крайнем Севере (В.Л. Спиридонов).
4. Теоретическое положение о копинг-стратегиях личности (К. Карвер).
5. Концепция индивидуального Моросанова).
Методы исследования:
Теоретические методы исследования: анализ, интерпретация и обобщение научно-психологической литературы по главной теме исследования.
Эмпирические методы исследования: психологическое тестирование: 1. опросник COPE К. Карвера (модификация Е.И. Рассказовой, Т.О. Гордеевой, Е.Н. Осиной.) [44], 2. Методика диагностики социально-психологической
адаптации Роджерса-Даймонд (Опросник СПА) [43], 3. Опросник «Стиль
саморегуляции» (В.И. Моросановой) [8].
Математико-статистические методы: т-критерий Стьюдента, факторный анализ. Обработка осуществлялась с помощью статистического пакета «IBM SPSS STATISTICS 23.0».
Эмпирическая база исследования: в исследовании приняли участие 40 северных работников в возрасте от 20-27 лет, имеющие стаж работы от 2-4 лет. Большая часть испытуемых являются представителями рабочих профессий. Все респонденты были поделены на две группы. В первую выборку вошли 20 северных работников вахтовой формы труда, работающие по графику месяц на месяц. Вторая выборка состояла из людей, работающих на стационарной основе, в населенных пунктах на Крайнем Севере.
Структура работы: данная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы, в котором 71 источник, из них 6 на иностранном языке, 9 рисунков, 1 таблица и 4 приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Актуальность проблемы стратегий психологической адаптации вахтовых работников на Крайнем Севере, объясняется тем, что человек, оказавшийся в таких суровых условиях и, находясь там продолжительное время, начинает подвергаться значительному количеству негативных факторов, которые сильно дестабилизируют психологическое состояние. В условиях севера, появляется необходимость в активизации и задействовании дополнительных адаптационных ресурсов, для того чтобы работник смог качественно выполнять свою трудовую деятельность. Далеко не каждый человек сможет решиться на устройство по такой форме труда, для этого нужна большая степень психологической готовности и четких представлений, что может ждать его во время пребывания вне привычной среды. Так, например, если в семье работника произойдет какая-нибудь серьёзная ситуация, требующая помощи главы семейства, из-за большой удаленности работник не сможет приехать и помочь своим близким, что в последующем может вызвать большое эмоциональное напряжение и переживание за свою семью. Или, если работнику понадобиться медицинская или психологическая помощь качественного специалиста, что, к сожалению, не всегда доступно в таких условиях. По сей день, не на всех предприятиях, которые ориентируется на вахтовую форму, есть кабинет психолога, что утяжеляет процесс проживания таких сотрудников. А так как, вахтовая форма труда становится все более популярной и востребованной среди разного населения всех регионов нашей страны, то поэтому повышается значимость исследований, психологической направленности, которые смогут благоприятно повлиять на внутреннее состояние и отношения человека ко всем аспектах такой работы.
Мы выявили, что тема приспособительного поведения вахтовиков, изучается в основном представителями естественных наук. Что повышает уникальность и влияние работ психологического характера по данной теме.
В изучении понимания психологической адаптации, стоит четко понимать, что некоторые авторы выделяют ее в отдельный вид приспособления,
а другие пытаются ее совместить с другими видами адаптации, например с социальной или психической. Поэтому, при рассмотрении научных работ, проведенных разными исследователями по данной теме, стоит уделять большое внимание трактовке именно психологической адаптации личности.
Помимо этого, было установлено, что в психологической работе с данной категорией сотрудников, следует обращать внимание на уровень оказываемого вреда внешних условий на здоровье индивида, которые могут привести к личностной и профессиональной деформации.
Вахта на севере предполагает не только влияние природных факторов, но и социального и психологического направления. Так, например, на предприятии большое значение для любого сотрудника имеет аспект того, как его воспринимают его коллеги и руководство, так как, он вынужден с ними взаимодействовать как на рабочем месте в системе профессиональных отношений, так и вне работы, на отдыхе.
Опираясь на полученные выводы из теоретического рассмотрения выбранной темы, в рамках нашего исследования мы смогли установить значимые различия в способах совладания со стрессовой ситуации, особенностях адаптивного поведения и сформированных стилях регуляции поведения между двумя категориями сотрудников - вахтовыми и стационарными. Так, у вахтовиков выявлено сочетание адаптивных и неадаптивных копингов, что говорит о том, что существуют определенные трудности в адаптации к такой среде. При этом, взяв во внимание данные трудности, они в полной мере самостоятельны и независимы в работе, предпочитают надеяться только на свои силы. Обладают высокой степенью саморегуляции, что подчеркивает особенность выбранной ими формата труда, которая предполагает строгое соблюдение всех прописанных правил на производстве.
Более того, мы определили преобладающие индивидуально-личностные характеристики личности, которые определяют выбор той или иной стратегии, в группе вахтовых и стационарных работников. Так, в выборке вахтовиков, преобладают такие личные качества, как рациональность мышления, с развитыми аналитическими качествами. Такой работник предпочитает сдержанное эмоциональное реагирование на ту, или иную ситуацию. В принципе старается соблюдать все требования и правила на производстве. При этом, имеет свои независимые взгляды на мир, но не старается навязывать их каждому собеседнику. Возможны трудности в понимании и выражении своего состояния и чувств. Выявлена некая ригидность, которая выражается в непоколебимости и излишней категоричности во взглядах, из-за данного качества может затрудняться процесс приспособления к новой среде.
В группе стационарных работников, были выделены другие значимые личностные качества, которые отличаются более развитым адаптивным поведением. Они более живые и энергичные в обыденной жизни. В общении стараются быть простыми и непринужденными, стремятся произвести о себе хорошее впечатление. Способны без особых трудностей делать несколько дел одновременно, и быстро переключаться с одного рода деятельности на другую. Помимо этого, имеют четкие представления о том, чего хотят в своей жизни, и не боятся об этом высказывать. Обладают неким непостоянством в поведении, возможны резкие перепады настроения, что может снижать уровень контроля над своим поведением. Могут быстро утомляться в работе, что приведет к большому выгоранию и снижению качества исполняемой работы.
Результаты проведенного исследования помогли нам разработать и применить определенный психологический тренинг, с целью развития адаптивных стратегий приспособительного поведения у вахтовых работников во время осуществления своих трудовых обязанностей на производстве.
Резюмируя все вышеизложенное можно сделать заключение, что цель была достигнута, сформированные в рамках данного исследования задачи были решены, гипотезы подтверждены.



1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ред.
от. 25.02.2022, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) // Собрание
законодательства РФ. 2022. № 1 (ч. 1). Ст. 299.
2. Алехин И.В. Изменение условий подготовки студентов высших учебных заведений и их адаптации в условиях трансформации российского общества // Вестник Башкирского университета. 2008. № 2. С. 366-368.
3. Акименко А.К. Взаимосвязь представлений о лжи и стратегий поведения в системе социально-психологической адаптации личности // дис. канд. психол. наук: 19.00.05. Саратов, 2008. 217 с.
4. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. № 1. С. 3-18.
5. Антипов В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям // Психология для всех. Издательство: Владос, 2002. 94 с.
6. Афанасьева Р.Ф. Профессиональный риск для здоровья работников: Руководство. 2003. С. 149-157.
7. Борисова Н.В. Личность в отечественной философско-психологической традиции: вызовы современности // Ярославский педагогический вестник. 2018. №4. С. 180-187.
8. Банщикова Т.Н., Моросанова В.И Стратегии преодоления стрессовых ситуаций: психометрические характеристики русской версии методики // СПЖ. 2020. №76. С. 55-77.
9. Бандура А. Теория социального научения. СПб.: Евразия, 2000. 320 с.
10. Бехтер А.А., Филатова О.А. Адаптация шкалы Р Шварцера «проактивные аттитюды»: валидизация и психометрическая проверка на выборке российской молодежи // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2022. Т 19. С. 158-178.
11. Березин Ф.Б., Соколова Е.Д. Эмоциональный стресс: психологические механизмы, клинические проявления, психотерапия // Materia Мedica. 1996. №
1. С. 5-25.
12. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М.: Издательство Московского университета, 1984. 240 с.
13. Войтехович Т.С., Симонова Н.Н. Особенности саморегуляции работников различных групп профессий вахтового труда на Крайнем Севере // Российский психологический журнал. 2018. №2. С. 133-168.
14. Гасан А.С. Поведение личности в конфликтной ситуации // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2018. №1. С. 46-68.
15. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1998. 975 с.
16. Гудков А. Б., Дегтева Г. Н Эколого-гигиенические проблемы на арктических территориях интенсивной промышленной деятельности (обзор) // ОЗ. 2021. №4. С. 23-35.
17. Глейзер Д. Детская и подростковая психотерапия / Под ред. Д. Лейна, Э. Миллера. СПб: Питер, 2013. 143 с.
18. Гунина Е.В., Дудина О.В. К вопросу изучения цифровой среды как фактора социализации личности // КПЖ. 2020. №6. С. 143-157.
19. Дружилов С.А. Критерии эффективности профессионалов в условиях совместной деятельности // Объединенный научный журнал. М, 2001. № 22. С. 44-45.
20. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Рус.яз. Медиа, 2005. 683 с.
21. Денисова А.О. Психологический климат и социально-психологическая адаптация персонала в организации // ПНиО. 2017. №1. С. 23-38.
22. Дондушпан Д.В. Оценка трудового потенциала в предприятии // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. №6. С. 11-32.
23. Кобзарь А.И. Прикладная математическая статистика. М.:Физматлит, 2006. 816 с.
24. Ковель М.И., Глинкина Г.В. Диалектика учебного процесса. Модуль «Оценка и самооценка в учебном процессе»: учеб. пособие. Красноярск: СибГТУ, 2009. 180 с.
25. Коцюбинский А.П., Шейнина Н.С. Уточнение основных понятий концепции адаптации психически больных // История Сабуровой дачи. Успехи психиатрии, неврологии, нейрохирургии и наркологии: Сборник научных работ Украинского НИИ клинической и экспериментальной неврологии и психиатрии и Харьковской городской клинической психиатрической больницы № 15 (Сабуровой дачи) / Под общ. ред. И. И. Кутько, П. Т Петрюка. Харьков, 1996. Т 3. С. 233-235.
26. Кириленко И.Н., Овсяник С.Б. Исследование детско-родительских отношений в зарубежных научных школах: психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистическая психология // Гуманизация образования. 2018. №2. С. 66-73.
27. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М., 1983. 368 с.
28. Камынина И.В. Копинг-стратегии личности в экстремальных условиях жизнедеятельности / автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.01. Хабаровск, 2008. 22 с.
29. Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. Л.: Медицина, 1982. 272 с.
30. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. Психология индивидуальных различий. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, В. Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982.
31. Конькина Е.В., Черемисина А.А. Влияние профессиональной идентичности личности на социальную адаптированность // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №66. С. 45-68.
32. Кириллова Е.П. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и копинг- поведения у студентов-будущих психологов // Форум молодёжной науки. 2020. №2. С. 78-94.
33. Киселева А.А., Малых Т.А. Копинг-стратегии будущих педагогов // Педагогический ИМИДЖ. 2018. №4. С. 59-84.
34. Костригин А.А., Стоюхина Н.Ю. Проблемы практической и прикладной психологии (вступительная статья выпускающих редакторов) // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2019. №2. С. 123-146.
35. Лебедев В.И. Экстремальная психология. Психическая деятельность в технических и экологически замкнутых системах. М.: Юнити-Дана, 2001. 431 с.
36. Малкина-Пых И.Г. Психология поведения жертвы: Справочник
практического психолога. М.: Эксмо, 2012. 34 с.
37. Малышев И.В. Характеристика социально-психологической адаптации и копинг-стратегий личности в разных условиях социализации // Russian Journal of Education and Psychology. 2012. №12. С. 42-67.
38. Митина О.В., Михайловская И.Б. Факторный анализ для психологов. М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001. 169 с.
39. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. М.: Эксмо, 2010. 368 с.
40. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. № 5. С. 20-30.
41. Осницкий А.К. Определение характеристик социальной адаптации // Психология и школа. 2004. №1. С.43-56.
42. Оспичев И.М. Проблемы вахтового метода работы в современных условиях // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. №6. С. 75-98.
43. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие / ред. Д. Я. Райгородского. Самара, 1998. 664 с.
44. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. — СПб.: Речь,
2001.
45. Рассказова Е.И., Гордеева Т.О. Копинг-стратегии в структуре деятельности и саморегуляции: психометрические характеристики и возможности применения методики COPE // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. № 1. С. 82-118.
46. Реан А.Л., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 2014. 211 с.
47. Сандомирский М.Е. Психическая адаптация в условиях пенитенциарного стресса и личностно-типологические особенности осужденных. Уфа: Здравоохранение Башкортостана, 2001. 88 с.
48. Сапоровская М.В. Детско-родительские отношения и совладающее (копинг) поведение родителей как факторы школьной адаптации первоклассников / автореф. дис. канд. психол. наук. 19.00.07. КГУ, 2005. 22с.
49. Симанина Е.Д. Адаптация персонала // Научный журнал. 2018. №6. С. 8-25.
50. Сирота Н.А. Копинг-поведение в подростковом возрасте: автореф. дис. докт. мед. наук. СПб., 1994. 23 с.
51. Словарь-справочник: учеб. пособие для студентов / ред. С. С. Тверская. Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. 160 с.
52. Смирнов А.А., Живаев Н.Г. Психология вузовской адаптации: учеб. пособие. Ярославль: ЯрГУ, 2009. 119 с.
53. Соловьев А.И. Абитуриент-студент: проблемы адаптации // Высшее образование в России. 2007. № 4. 3 с.
54. Ткаченко Б.И., Моляренко Ю.Е. Основы физиологии человека. СПб, 1994. Т 1. С. 118-240.
55. Тужба Э.Н. Адаптация личности в условиях новой социальной среды: теория исследования // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. №11. С. 52-75.
56. Третьяк Л.П., Руденко А.М. Особенности системы управления профессиональными рисками // Инженерно-строительный вестник Прикаспия.
2019. №1. С. 87-99.
57. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни / Пер. Г. Барышникова. М.: АСТ, 2009.
58. Федорова Ю.А., Гизатуллина Г.И. Психологическое сопровождение развития личности профессионала в условиях работы вахтовым методом // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №71. С. 64-87.
59. Хадарцев A.A. Коррекция программ адаптации при хроническом бронхите у лиц, работающих на Крайнем Севере // Нижегородский медицинский журнал.
2002. №2. С. 150-155.
60. Цзимань М. Ресурсы и риски психологической адаптации китайских студентов при обучении в российском вузе // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. №2. С. 95-123.
61. Цховребова И.Ч., Тибилова И.В. Методы и средства оценки профессиональных рисков // Процветание науки. 2021. №1. С. 113-132.
62. Чехлатый Е.И., Веселова Н.В. Особенности отношения к здоровью и лечению, личностные конфликты и способы их разрешения (копинг-поведение) у больных неврозами // Интегративные аспекты современной психотерапии. СПб, 1992. 186 с.
63. Чухрова М.Г., Кузнецова Ю.В. Незавершенная адаптация и социальная депривация специалистов, работающих вахтовым методом // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2021. №1. С. 156-165.
64. Штак С.В. Анализ проблемы социально-психологической адаптации в условиях трансформации Российского общества // Сибирская психология сегодня. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. С. 267-273.
65. Ялтонский В.М. Копинг-поведение здоровых и больных наркоманией / дис. д-ра мед. наук: 14.00.45. СПб., 1995. 398 с.
66. Lazarus R.S. Psyhological stress and the coping process. N.Y.: McGraw-Hill, 1966. 257 р.
67. Lazarus R.S. The stress and coping paradigm // Models for Clinical Psychopathology. N. Y: Spectrum, 1981. PP. 177-214.
68. Lazarus R.S., Folkman S. Stress, appraisal, and coping. N. Y.: Springer, 1984. 456 р.
69. Murphy L.B. The widening world of childhood. N.Y.: Basic Books, 1962. 399 p.
70. Weber H. Belastungsverarbeitung // Zeitschrift fur Klinische Psychologic. 1992. Bd. 21. H. 1. S. 17-27.
71. Wong PT. Effective management of life stress: The resource-congruence model //
Stress Medicine. 1993. Vol. 9. PP. 51-60.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ