Глава 1. Теоретико-методологические аспекты изучения механизмов психологической защиты личности ветеранов боевых действий 9
1.1. Определение понятия психологической защиты личности в
психологической науке 9
1.2. Исследования механизмов психологической защиты личности
ветеранов боевых действий 19
1.3. Психологический портрет ветеранов боевых действий зрелого
возраста 24
Глава 2. Эмпирическое исследование механизмов психологической
защиты личности ветеранов боевых действий 36
2.1. Организация исследования 36
2.2. Анализ результатов исследования 48
2.3. Методические рекомендации к психологическому сопровождению
ветеранов боевых действий 60
Заключение 64
Список использованной литературы 66
Приложения 72
Актуальность изучения личностных особенностей военнослужащих, участвовавших в боевых действиях, связано с тем, что большинство работ акцентируют свое исследование на изучение посттравматического стресса (далее ПТРС), который был результатом нахождения длительного времени в экстремальных ситуациях, и такие условия действительно могут повлиять на изменение личностных характеристик человека. Рассмотреть механизмы психологической защиты личности ветеранов боевых действий стало актуальным для нашего исследования. В основе практически всех теорий личности лежит предположение о том, что личность как социально-психологический феномен представляет собой жизненно устойчивое в своих основных проявлениях образование. Начало зарождения подходов к понятию механизмов психологических защит идет из психоанализа и связано со структурной теорией З. Фрейда, с позиций которой механизмы психологических защит относятся к структуре «Эго» и выполняют регулирующую функцию, можно сказать что «Эго» организует и как бы объединяет мыслительные и психические процессы личности. Поэтому можно сказать, что механизмы психологических защит характеризуют устойчивость личности, последовательность ее действий и предсказуемость ее поведение, это придает поступкам закономерный характер. Ряд механизмов психологических защит повторяются, становятся регулярными и вызывают не объективное восприятие действительности, а значит может вызывать дезадаптацию, потому актуальным стало изучение механизмов психологической защиты личности ветеранов боевых действий.
Психологические защиты выступают объектом знания и изучения в различных сферах психологического знания. Изучая влияние
психологических защит ученными была выделена их роль в жизни человека такими ученными как О. Кернберг, К. Роджерс, Ф. Перлз, И. Ялом и др., они рассматривали психологические защитные механизмы как специфическое
для человека условие социально-психологической адаптации личности. В настоящее время механизмы психологической защиты рассматриваются как индивидуально-психологические характеристики личности. Для
отечественной психологической науки проблема изучения механизмов психологической защиты военнослужащих, участвующих в современных локальных войнах и вооруженных конфликтах, является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных, так как вопросы адаптации к социально-политическим и экономическим особенностям общественной жизни важны после участия в военных действиях, что оказывает существенное влияние на общее моральное состояние военнослужащих и может отражаться на их психическом здоровье .
Вопросы изменения личности под воздействием психотравмирующих факторов, экстремальных ситуаций рассматриваются в рамках концепции реакций на травматический стресс (И.О. Котенев, Е.О. Лазебная, М.Ш. Магомед-Эминов и др.), авторами выделены показатели изменений личности участников локальных военных конфликтов.
Большая часть военнослужащих, изначально психически и физически здоровых, пройдя через «горячие точки» и испытав на собственном опыте все ужасы и тягостные последствия смертельной обстановки боевых действий, приобрели психические расстройства и нуждаются в долговременном психологическом сопровождении, как правило с последующей помощью в социализации. Последствия проживания данных состояний можно увидеть в деформации развития личности, под которой понимаются негативные изменения психических процессов, состояний, свойств и качеств личности под воздействием окружающей среды (Братусь Б.С, 1988), особенно часто проявляются в так называемых негативных психических состояниях (НПС). К числу неблагоприятных состояний относят ситуации монотонности, постоянной тревожности, отсутствия мотивации, а также индифферентное состояние (С.А. Дружилов, 2014), в дальнейшем чреватых искажением поведения и приобретением психологических заболеваний. Поэтому ветераны боевых действий своевременно нуждаются в квалифицированной психологической помощи.
В России над проблемой реабилитации военных и ликвидации негативных состояний работали В.М. Ахутин, А. Кемпински, Н. Коупленд, Е.О. Лазебная, Б.Ф. Ломов, М.Ш. Магомед-Эминов, А.Г. Маклаков, В.А. Пухов, СВ. Чермянин, Е.Б. Шустов и многие другие. Актуальность работы определяется тем, что как во всем мире, так и в России стали часто происходить межнациональные и межрегиональные вооруженные конфликты. Вся психологическая помощь, основывается на адаптации солдат к условиям театра военных действий и реже на помощи при деформации личности и посттравматическом расстройстве, что не может решить огромную часть психологических проблем, а также не устраняет преморбидного состояния, что создает большинство внутриличностных конфликтов, после возвращения в нормальную общественную обстановку.
Зная механизмы психологической защиты ветеранов боевых действий, можно будет систематизировать условия и пути оптимизации реадаптации ветеранов к общению и деятельности в условиях реального социума, учитывать их мотивацию и находить индивидуальный подход к каждому.
Цель исследования: изучить механизмы психологической защиты личности, ценностно-смысловые ориентации ветеранов боевых действий зрелого возраста.
Объект исследования: механизмы психологической защиты личности.
Предмет исследования: механизмы психологической защиты
личности ветеранов боевых действий в зрелом возрасте.
Задачи исследования:
1. Провести анализ теоретико-методологических подходов к изучению понятия механизмов психологических защит личности в зарубежной и отечественной литературе, а также рассмотреть различные их классификации и виды психологических защит.
2. Разработать программу эмпирического исследования по изучению особенностей механизмов психологических защит мужчин зрелого возраста, принимавших участие в боевых действиях, подобрать соответствующий диагностический инструментарий.
3. Эмпирически определить особенности системы жизненных ценностей мужчин в зрелом возрасте, принимавших участие в боевых действиях. Провести интерпретацию и анализ полученных в результате исследования данных.
4. Показать практическое применение результатов исследования в работе психолога: предложить методические рекомендации к проведению программы индивидуального консультирования с целью обучения способам психологической саморегуляции для ветеранов, принимавших участие в боевых действиях.
Гипотеза исследования строилась на предположении, что существует специфика в проявлениях механизмов психологических защит, смысло-жизненных ориентациях ветеранов боевых действий зрелого возраста, которые определяют ценностные ориентации личности.
Теоретико - методологическими основаниями работы стали:
- изучение основных аспектов теорий и концепций о механизмах психологических защит (З. Фрейд, Б. Карвасарский, Л.Д. Демина, И.А. Ральникова);
- принцип системности в изучении личности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев,
К.К. Платонов)
- возрастная периодизация личности Э. Эриксона;
- о деструктивном влиянии боевых действий на психику и личность бойца (Дьяченко М.И., Глоточкин А.Д., Абдурахманов Р.А., Съедин С.И.)
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ психологической литературы по проблеме исследования, синтез, обобщение.
2. Эмпирические методы: методы сбора эмпирических данных
(биографический метод и психологическое тестирование). Тестирование проходило по методикам: Методика исследования (тест-опросник
механизмов психологической защиты «Индекс жизненного стиля», «life style index» (lsi) (Р. Плутчик, Г. Келлерман, Х.Р. Конте, адаптация Е.С. Романова, Л.Р. Гребенников) [39]; тест «Смысло-жизненные ориентации» (Д.А. Леонтьев, 1992) [28]; методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич) [42].
3. Методы математико - статистической обработки данных с использованием программы компьютерной обработки статистических данных «SPSS 23.0». (Критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ Пирсона, Регрессионный анализ)
Выборка исследования. В исследование приняли участие ветераны боевых действий и мужчины не проходившие воинскую службу зрелого возраста (от 37 лет до 50 лет), с их письменного добровольного согласия, всего 60 человек. Участники исследования были разделены на две группы: группа контраста и контрольная группа. Исследование группы контраста ветеранов боевых действий проходило на базе общества ветеранов г. Барнаула, куда вошли военнослужащие, имеющие опыт боевых действий. Объем группы контраста составил всего 29 ветеранов боевых действий зрелого возраста. Контрольная группа включала мужчин зрелого возраста, которые проживают в городе Барнауле, не проходившие воинскую службу в «горячих точках», общий объем группы контраста составил 31 человек (для получения достоверных результатов все респонденты имеют полные семьи, женаты).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 60 источников в том числе 4 источника на иностранном языке. Текст работы содержит 3 таблицы, 4 рисунка и 5 приложений.
Исходя из анализа теоретических подходов и проведённого исследования, можно сказать, что фактически, каждый ветеран боевых действий проходит определенный жизненный путь, переполненный кризисами (психическими травмами), которые разрушают довоенные представления о себе и мире; травматическое переживание «ломает» всю психологическую систему защиты личности. В результате на познавательном уровне жизнь делится на две половины (не всегда равные) - жизнь до травмы и после неё. При этом первая половина жизни («жизнь до травмы»), предопределяет вторую - «жизнь после травмы». Причиной этой поломки является как стресс - феномен настолько неизвестный, насколько и исследованный, так и своеобразная «личностная предиспозиция».
Вся проведённая работа показывает, что в качества участников и ветеранов боевых действий зависят от самой личности, а также от окружающих условий, в которых она находится. И под этими влияниями опасной внешней среды усваиваются определенные негативные механизмы психологической защиты личности, которые отрицательно влияют на адаптацию и изменяют ее поведение. Таким образом, участие в военных действиях, перенесенный стресс еще долго оказывает свое влияние на ветеранов боевых действий.
Поэтому актуальным является необходимость проведения психосоциальной работы с ветеранами боевых действий. Психолого-социальная реабилитация и психологическая поддержка должны являться основными направлениями работы с данной категорией населения для их успешной адаптации к условиям мирной жизни. Неотъемлемой частью социально-психологической реабилитации участников боевых действий к условиям мирной жизни, повышающей уровень их адаптации и эффективность жизнедеятельности, является восстановление их социально-трудового статуса. А так же психологическая помощь состоит в оказании поддержки клиенту посредством его психологического просвещения, а также в выработке, на основе результатов психодиагностики, специальных рекомендаций по изменению определенных психологических факторов, затрудняющих нормальное функционирование личности в условиях военной службы.
Таким образом, гипотезы исследования доказаны, задачи реализованы, цель достигнута.
1. Абдурахманов Р.А., Съедин С.И. Психологические последствия воздействия боевой обстановки: краткая история изучения психологических последствий участия в боевых действиях. Армия и общество, 1999. № 2., с.67-73.
2. Абраменкова В.В. Альтруизм//Социальная психология. Словарь /под.ред. М.Ю.Кондратьева//Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сосг. Л А Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2006. С. 176
3. Абульханова-Славская К.А. Личность в процессе деятельности и общения. Психология личности: В 2 т. Хрестоматия. Самара, 2002.С.301-330.
4. Авдеенко А.С., Ибрагимова Э.Ф., Соболева Е.В. Социальнопсихологическая помощь ветеранам. Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области, 2017. №2, с. 179.
5. Ананьев Б.Г. Избранные труды: В 2-х т., 1980. 232 с.
6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. 1968. 338 с.
7. Анцупов А.Я., Бондаренко В.Н. Военная психология и
педагогика: Учеб. пособие / Авт. кол.; под общ. ред. В. Ф. Кулакова; М-во обороны РФ, Гл. упр. воспитат. работы Вооруж. Сил РФ. М. Совершенство, 1998. С. 54-57.
8. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного (О неосознаваемых формах высшей нервной деятельности). - М.: Медицина, 1963. С. 438.
9. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности// Учебное пособие для вузов, М., Аспект Пресс, 2001. С. 303.
10. Белинский А.В., Лямин М.В. Медико-психологическая реабилитация участников боевых действий. 1997.С. 35-37. 11
11. Будассин С.А. Защитные механизмы личности. Программа спецкурса. М.: Просвещение, 1998. С. 354. 5
12. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций), 1984. 200 с.
13. Военная психология: методология, теория, практика. Учебно-методическое пособие. В 2-х ч. М.: ВУ,2004. - 384 с.
14. Воронцова М.В. Социальная реабилитация в социальных службах: метод. пособие, 2015. 302 с.
15. Генгер М.А. Особенности личности военнослужащих, учавствовавщих в боевых действиях. Армия и общество, 2013. С.33.
16. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности; психологической защиты. - М.: МГУ, 1998. С. 220.
17. Губарева О.В., Табурова Т.С. Особенности ценностей и совладающего поведения ветеранов боевых действий. Психология стресса и совладающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие. Материалы IV Международной конференции, 2016. Том 1.
18. Демина Л.Д. Введение в психологические проблемы социальной практики. - М.: ЭКСМО, 1994. С. 209.
19. Демина Л.Д., Ральникова И.А. Психическое здоровье и защитные механизмы личности. - М.: АКАДЕМИЯ, | 2000. C.289- 302.
20. Дробиницкий О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценностей и марксистская философия, 1967. С. 44-45.
21. Дробиницкий О.Г. Мир оживших предметов. Проблема
ценностей и марксистская философия, 1967. С. 44-45.
22. Еремина Т.И., Крюкова Н.П., Логинова Ю.Ю. Социально психологическая адаптация граждан, принимавших участие в боевых действиях, 2003. С. 45-52.
23. Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса // Вопросы психологии. 1990. №4. С. 14-23.
24. Калюжный А.С. Психология личности военнослужащего: НГТУ, 2004. -127 с.
25. Карвасарский Б. Д. Психотерапия. М.: Медицина, 1985.С. 304.
26. Колов С.А. Значение боевого и постбоевого стрессов в психопатологии комбатантов. Российский психиатрический журнал, 2010. С. 70-75.
27. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность, 1975. 304 с. 30
28. Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации. Новосибирск, 1992. 216 с.
29. Леонтьев Д.А. В.Франкл в борьбе за смысл. Вступит. стат. к книге 33 В.Франкл. Человек в поисках смысла, 1990. С. 5-22.
30. Леонтьев Д.А. Возвращение к человеку. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии, 1997. 438 с.
31. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций,
1992. С. 17.34
32. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: 2008.С.583
33. Менинжер В., Лиф М. Психические механизмы // Самосознание и защитные механизмы личности: хрестоматия. Самара: Изд. дом«Бахрах- М», 2003. С. 509-526.
34. Налчаджян А.А. Психологические защитные
механизмы//Самосознание и защитные механизмы личности: хрестоматия. Самара: Изд. дом«Бахрах-М», 2003. С. 395-480.
35. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). * Ереван, 1988. С. 125 - 126.
36. Пергаменщик Л.А. Социально-психологическая адаптация человека к кризисным событиям жизненного пути: автореф. докт. псих. наук. Минск, 1999. С. 32.
37. Пермогорская Е.М., Падун М.А. Посттравматический стресс и
семейные отношения у сотрудников ОВД-участников
контртеррористических операций на Северном Кавказе. Психологические исследования: электронный научный журнал, 2011.
38. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Словарь / Ростов-на Дону: «ФЕНИКС», 1998.С. 290.
39. Плутчик Р. Эмоции: психоэволюционная теория. Подходы к эмоциям, 1978.С.320.
40. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля / под ред. Л.И. Вассермана. - СПб., 1999. - 49 с.
41. Решетников М.М. Психопатология героического прошлого и будущие поколения. Всерос. конференция, 1997. С. 32-35.
42. Рокич М. Большая энциклопедия психологических тестов. Москва: Эксмо, 2009. С. 26-28.
43. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд., 1976. 416 с.
44. Савенко Ю.С. Проблема психологических механизмов и их типология // Самосознание и защитные механизмы личности: хрестоматия. Самара: Изд. дом«Бахрах-М», 2003. С. 622-639. 17
45. Сапогова Е.Е. Фундаментальная психология. Москва: Смысл, 2013. 767 с.
46. Семикина Т. Психодиагностика личностных качеств военнослужащих: Информационно-методический сборник. - М., 2003. -128 с.
47. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия, 1990. 360 с.
48. Серый А.В., Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности: уч.пособие. Кемерово: Кемеров. Гос.ун-т, 1992, 92 с.
49. Соловьев И. В. Жизнь после войны// Преодоление психологических последствий. Пермь, 2000. С. 43-45.
50. Соловьев И.В. Жизнь после войны. Преодоление психологических последствий. Пермь, 2000. С. 43-45.
51. Субботина Л.Ю. Психологическая защита и стресс. Харьков: Гуманит.центр, 2013.C. 300.
52. Фрейд 3. Психология Я и защитные механизмы. - Мл Знание,
1993. C.204.
53. Фрейд А. Форма альтруизма // Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. / Пер с англ. - М.: Педагогика, 1993. С.329.
54. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. / Пер. с англ. И.Б. Гриншпун. М.: Психотерапия, 2008. C.409.
55. Шамардина М.В., Орлова О.А. Система жизненных ценностей участников боевых действий // Актуальные проблемы психологической практики в силовых структурах: ментальное здоровье и условие его сохранения // Сборник докладов по материалам VI Международной межведомственной научно-практической конференции, Нижний Новгород, 2022. С.174-178
56. Экспресс-оценка военнослужащих и воинских коллективов /ред.- сост. Л.Д. Столяренко М., 2007. -203 с.
57. Эриксон Э. 8 стадий человеческой жизни. Когнито-центр, 1996. С.56 -70.
58. Anderson P.E., Davenport E., Watson G.G. The relatioships between prenilitary school recordand data and risk for posttraumatic stress disorder among Vietnam war veterans J.Nerv. Ment. Dis, 1998. 186 р.
59. Rachel Dekel. Being a Wife of a Veteran with Posttraumatic Stress Disorder. Family Relations, 2005. P. 24-36.
60. Sogomonyan F., Cooper J.L. Trauma faced by children of military families. Brief report. NCCP Mailman School of Public Health at Columbia University,2010. 75 p. 6
61. Tolman E.C. Behavior and Psychological Man: Essays in Motivation and Learning. University of California Press, 1958.286 p 6