Глава 1. Теоретические подходы к изучению направленности личности подростков из неблагополучных семей 8
1.1 Проблема направленности личности в психологической науке 8
1.2 Типологии личностной направленности: подходы к классификации 15
1.3 Психологический портрет подростков из неблагополучных семей 20
Выводы по 1 главе 32
Глава 2. Эмпирическое исследование направленности личности подростков
из неблагополучных семей 33
2.1 Организация и методы исследования 33
2.2 Анализ результатов исследования 39
2.3 Возможные способы коррекции направленности личности подростков из
неблагополучных семей 58
Выводы по 2 главе 63
Заключение 64
Список использованной литературы 65
Приложения 72
Актуальность: Подростковый возраст, включает в себя период, начиная от 14 до 16 лет, и является довольно сложным этапам, как для ребенка, так и для родителей. В это время происходят не только физические, но и качественные преобразования, которые затрагивают все стороны личности.
Большинство авторов педагогики и психологии считают, что данный возраст является критическим периодом, поскольку он считается возрастом формирования независимого человека. Основными особенностями данного возраста являются способность сознательно строить свою собственную жизнь и способность реализовать себя в соответствии со своими целями. Именно про эти ключевые понятия описываются в нашей дипломной работе.
С давних времен человечество всегда было озабочено тем, как влияет семья на становление личности ребенка. Платон и Аристотель в своих сочинениях отмечали что «мы находим их отношение к семье как к фактору воспитания, оценку ее роли в становлении и развитии жизни каждого подростка».
Направленность личности проявляется во всех видах потребностей, мотивах и мотивационных образованиях, определяя психологический облик личности. Семья играет большую роль в становлении личности подростка, но число неблагополучных семей с каждым годом возрастает все больше, и страдают дети. Подростковый возраст - это самый трудный и сложный. Стремясь определиться в мире, понять свои возможности, значимость в жизни, подросток считает себя уже достаточно взрослым и самостоятельным.
Отрицательно влияют на поведение подростков семьи, которые находятся в социально опасном положении, при котором родители не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению, отрицательно влияют на поведение подростков, жестоко обращаются с ними. В таких семьях нарушаются законные права и интересы подростков, отсутствует необходимый контроль за поведением и жизнью, что очень важно не упустить в подростковом возрасте.
Так как семья выступает первой референтной группой, чьи нормы и правила усваивает ребенок, соответственно, при неблагоприятной обстановке происходит потеря общественных и нравственных ценностей, что ведет к социальной и духовной деградации, которая, в подростковом возрасте, и проявляется в асоциальном поведении. Семьи, в которых ребенок переживает дискомфорт, стрессовые ситуации жестокость Л.Я. Олиференко назвал неблагополучными. Под неблагополучием мы понимаем его разные проявления: психические (угрозы, подавление), физические (побои, насилие), социальное (шантаж, выживание из дома).
Все описанное выше усложняет, у ребенка психика не выдерживает и перестает воспринимать педагогические воздействия, социальные и
нравственные ценности. Расстройства эмоционального поведения и личности, приобретенных таким образом, затрудняют формирование нормальных межличностных отношений и приводят к крайнему неадаптированности ребенка в целом.
Не уравновешенное воздействие психики ребенка сказывается на воспитание, социальные и моральные ценности. В результате такие расстройства ведут к затруднительному формированию хороших отношений между людьми и приводят к отрицательным последствиям для детей в целом.
С.А.Беличева к неблагополучным относит пять типов семей:
Криминально-аморальные — семьи, в которых преобладают криминальные факторы риска;
Аморально-асоциальные - характеризуются антиобщественными установками и ориентациями;
Семьи с откровенно стяжательскими ориентациями—семьи, живущие по принципу «цель оправдывает средства»;
Конфликтные—в которых личные взаимоотношения супругов строятся не по принципу взаимоуважения и взаимопонимания, а по принципу конфликта, отчуждения;
Педагогически несостоятельные - утратившие свое влияние в силу психологических причин;
Социальная неадаптированность ребенка - это в свою очередь, изменение личности и расстройство в поведении. Это ведет к созданию стойкому психопатическому состоянию.
Ученые считают, что важную роль играет склонность семьи к алкоголизму или наркомании. Статистика показывает, что если дети родились, где родители выпивают алкоголь, подвержены риску в будущем тоже стать пьющими людьми.
К большому сожалению, учителя в школе не догадываются о проблемах, связанные с воспитанием детей где родители болеют алкоголизмом. Чтобы в последующем использовать полученные результаты, чтобы улучшить методы воспитания таких детей, необходимо изучить трудности, связанные с психическим и личным развитием детей - алкоголиков.
Объект исследования - личностная направленность.
Предмет исследования - личностная направленность у подростков из неблагополучных семей.
Цель исследования - выявить особенности направленности личности подростков из неблагополучных семей.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что у подростков склонных к зависимому поведению из неблагополучных семей может выделяться доминирующая личностная направленность, низкая самооценка.
Задачи:
1. выявить проблемы изучения направленности личности в психологической науке;
2. Рассмотреть типологии личностной направленности: подходы к классификации;
3. Составить психологический портрет подростков из семей, которые злоупотребляют алкоголь.
4. Провести эмпирическое исследование направленности личности подростков из таких семей, которые злоупотребляют алкоголь и не только;
5. Выбрать возможные подходы к психологической профилактике для разработки адекватных стратегий для взаимодействия подростков из неблагополучных семей с окружающими ими людьми.
Методологической основой исследования служат важные принципы отечественной и зарубежной психологии; труды, отражающие характер влияния семьи на личностное развитие ребенка таких авторов как Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, Н. Аккерман. А.И. Захаров, B.C. Мухина; а также работы, посвященные изучению личностных особенностей детей из семей алкоголиков, Л.И. Захарова, И.С. Кона, А.С. Спиваковской, И.О. Смирновой,
B. C. Собкина, И. Лангмейера, З. Матейчек и других.
В работе использовался следующий комплекс методов исследования:
1. Теоретические методы: анализ научной психолого¬
педагогической литературы, синтез, обобщение.
2. Эмпирические методы: методы сбора эмпирических данных (биографический метод и психологическое тестирование) тестирование по методикам: Шкала созависимости Д. Фишера (адаптация В. Д. Москаленко); Методика определения доминирующей личностной направленности подростка И.Д. Егорычевой; Методика диагностики направленности личности Б. Басса (Опросник Смекала-Кучера); Методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн (модификация А.М. Прихожан).
3. Методы математико-статистической обработки данных (U- критерий Манна-Уитни, корреляционный и регрессионный анализ с использованием программы IMB SPSS Statistics 23).
4. Качественный анализ и содержательная интерпретация результатов.
Эмпирическая база исследования: исследование проводилось в МБОУ Налобихинская СОШ им. Скурлатого. Выборка составила 45 подростков, от 14 до 16 лет, 23 мальчиков и 22 девочек (с письменного согласия родителей).
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, заключения, список из 68 использованной в работе литературы, 4 приложений, 5 таблиц, 10 рисунков.
В выпускной квалификационной работе были охарактеризованы научно-психологические подходы к изучению образа семьи; рассмотрены социальные изменения как фактор трансформации образа семьи в представлении подростков; выделены психологические особенности несовершеннолетних; разработана программа эмпирического исследования в представлении несовершеннолетних из неблагополучных семей; получены статистически значимые различия в эмпирических группах; проанализирована специфика в представлении несовершеннолетних по результатам эмпирического исследования; осуществлено практическое применение результатов эмпирического исследования.
Таким образом, выдвинутые в ходе работы гипотезы подтвердились, поставленные задачи нами решены, цель достигнута. Полученные в эмпирическом исследовании результаты можно использовать для подготовки несовершеннолетних к дальнейшей жизни, в том числе и семейной, а так же в службах защиты прав детей. Исследование обозначает темы, которые необходимо обсуждать в этом возрасте с целью развития (коррекции) представлений и поведения. Выпускная квалификационная работа может быть очередным шагом на пути изучения образа семьи в представлении несовершеннолетних.
1. Алексеева Е.Н. Развитие представлений о семье и образе родителя в системе детско-родительских отношений // Теория и практика общественного развития. 2019. № 12. С. 173-176.
2. Алексеева Д.Л. Дети и родители: территория соприкосновения // Мир психологии. 2016. №2. С. 45-51.
3. Аргентова Л.В., Аргентова Т.Е. Психологические проблемы неполных семей разного типа и их психолого-педагогическое сопровождение. Кемерово: Изд-во Кемеровский гос. университет, 2017. 144 с.
4. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. Москва: Аспект пресс, 2015. 301 с.
5. Бобкова Т.С. Социокультурные представления о семье и браке подростков в разных социально-педагогических ситуациях развития // Казанский педагогический журнал. 2013. № 5. С. 156-163.
6. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения // Психологические исследования. 2017. №2. С. 63- 69.
7. Буровихина И.А. Субъективная картина жизненного пути современных подростков // Вестник Московского университета. 2016. № 4. С. 148-160.
8. Васильева Е.Н., Щербакова А.В. Изучение отношения подростков, юношества и молодежи к своим будущим родительским ролям // В мире научных открытий. 2016. № 9(45). С. 214-239.
9. Василенко А.А., Яничева Т.Г. Представление юношей и девушек о будущей семье в зависимости от типа родительской семьи // Научные исследования выпускников факультета психологии СПБГУ. 2014. Том 2. С. 63- 71.
10. Василюк Ф.Е. Структура образа // Вопросы психологии. 1993. № 5.
С. 5-19. 64
11. Векилова С.А. Психология семьи: учебник и практикум для вузов. Москва.: Юрайт, 2020. 308 с.
12. Вербицкий Р.Ю. Социальные представления как предмет социальной психологии // Вестник Университета ГУУ. 2015. №11. С. 311-315.
13. Гуриева С.Б. Педагогические условия формирования у подростков представлений о семье // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2017. № 4(11). С. 83-86.
14. Данилова М.В., Наумова Д.В. Особенности воспитания в неполных семьях // Проблемы современной науки и образования. 2018. № 4 (18). С. 75 -
77.
15. Девятых С.Ю. Образ семьи в оценочных эталонах юношей и девушек // Вестник Витебского государственного медицинского университета. 2016. Том 2, № 4. С. 112-115.
16. Дьяченко М.И. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости подростков с асоциальным поведением // Вопросы психологии.
2017. №2. С. 52- 55.
17. Зеленина М.М. Психологические особенности агрессивных
проявлений лиц, осужденных условно [Электронный ресурс] // Психология и право. 2011. Том 1. №2. URL:
https://psyjournals.ru/psyandlaw/2011/n2/40892_full .shtml
18. Игебаева Ф.А. Семья в трансформирующемся российском обществе // Социологические исследования. 2014. № 9. С.73-76.
19. Иконникова Д.А. Представление о любви, семье и браке у современных юношей и девушек // Бюллетень медицинских интернетконференций. 2018. Том 4, № 5. С. 887-889.
20. Ипполитова Е.А., Гурова О.С., Михеева И.В. [и др.]. Семья и брак в
современном изменяющемся мире: конструирование социальных
представлений: монография. Барнаул: Изд-во АЗБУКА, 2012. 256 с.
21. Истратова О.Н., Карпенко А.А. Влияние условий воспитания на 65 формирование представлений о семейных ролях в подростковом возрасте // Известия ЮФУ. Технические науки. 2018. № 10 (111). С. 174-180.
22. Каменская Е.Н. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций. Ростов на Дону: Изд-во Феникс, 2013. 328 с.
23. Карпенко А.А., Истратова О.Н. Влияние условий воспитания на формирование образа семьи в подростковом возрасте // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2011. № 10(123). С. 205-211.
24. Карпова В.М., Филиппова Е.В. Представления о родительской и будущей семье в подростковом и юношеском возрасте // Психологическая наука и образование. 2017. № 4. С. 84-96.
25. Ковалев С.В. Психология современной семьи. Санкт-Петербург: Издво Питер, 2015. 269 с.
26. Козубовский В.М. Общая психология: личность: учеб. Пособие. Минск.: Амалфея, 2018. 448 с.
27. Кон И.С. Психология ранней юности. Москва: Изд-во
НОРМАИНФРА, 2016. 521 с.
28. Коннер О. Психология семьи. Санкт-Петербург: Изд-во Питер, 2016. 487 с.
29. Коряковцева О.А. Социально-педагогическое сопровождение семей с детьми: учеб. пособие для вузов. Москва: Юрайт, 2020. 225 с.
30. Кудрявцева Т.В. Особенности воспитания в неполной семье// Сборники конференции НИЦ Социосфера. 2017. № 3. С. 36 - 41.
31. Кулиш О.Г. Взаимосвязь образа семьи и развития самосознания у детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов: дис. ... канд. психол. наук. Москва., 2019. 213 с.
32. Кучмаева О.В., Кучмаев М.Г., Петрякова О.Л. Трансформация института семьи и семейные ценности // Вестник славянских культур. 2019. Том.13. № 3. С. 20-29.
33. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Санкт-Петербург: Изд-во 66 Питер, 2014. 745 с.
34. Леонтьев Д.А. Психология смысла. Москва: Изд-во ЮНИТИ- ДАНА, 2018. 345 с.
35. Матвеева Т.М. Психологические аспекты формирования психологической готовности к браку у современной молодежи // Гуманитарные и социальные науки. 2019. № 6. С. 302-311.
36. Микляева А.В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования: монография. Санкт-Петербург, 2017. С. 8-47.
37. Нагорнова А. Ю. [и др.]. Психолого-педагогические особенности семьи XXI века: коллективная научная монография. Ульяновск, 2016. 424 с.
38. Нестерова А.А. Проблема изучения семейного мифа //
Аспирантский сборник. 2018. № 1 (12). 369 с.
39. Палей А.И. Модальностная структура эмоциональности и когнитивный стиль поведения подростков, совершивших правонарушения // Вопросы психологии. 2019. № 1. С. 118-126.
40. Писарева А.А. Образ родителей у подростков с нарушениями адаптации // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2019. № 98. С. 291-295.
41. Подольский А.И., Погожина И.Н. Анализ феномена психологического давления во внутрисемейных отношениях как основа типологии семейных конфликтов // Образование личности. 2018. №4. С. 123¬129.
42. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб. пособие для вузов. М.: Юрайт, 2020. 234 с.
43. Рубинштейн С.Л. Общая психология. Санкт-Петербург: Изд-во Питер, 2016. 746 с.
44. Руденский Е.В. Психология отклоняющегося развития личности подростка. М.: Изд-во АСТ, 2015. 471 с.
45. Савенкова И.В. Представления о семье и особенностях воспитания у 67 подростков из разных социальных слоев // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2018. № 6 (178). С. 106-112.
46. Сапоровская М.В. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте. М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2018. 369 с.
47. Сапоровская М.В., Крюкова Т.Л., Сергиенко Е.А. Родители и дети: развитие совладающего поведения в семье. М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2008. 369 с.
48. Сатир В. Психотерапия семьи. Санкт-Петербург: Изд-во Ювента,
2018. 284 с.
49. Семенова Л.Э., Урусова Е.А. Источники становления представлений старших подростков о семье: психологический анализ // Вестник Мининского университета. 2015. № 3 (11). С. 8.
50. Слободчикова М.Ю. Шелехов И.Л., Гребенникова Е.В., Образ партнера противоположного пола у современной молодежи: монография. Томск, 2013. 232 с.
51. Соколова Е.К. Подходы к проблеме отклоняющегося поведения // Вопросы психологии. 2017. №4. С. 113-116.
52. Соловьева Е.А. Психология семьи и семейное воспитание: учеб. пособие для вузов. М.: Юрайт, 2020. 255 с.
53. Сухов А.Н. Социальная психология: учеб. пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. М.: ИЦ Академия, 2018. 240 с.
54. Табейкина Е.К. Образ семьи в представлениях современной молодежи // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 6. С. 26-30.
55. Терентьева Ю.В. Психология противоправного поведения. М.: Изд- во ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 455 с.
56. Терехин В.А., Криченко Е.В. Психологические аспекты качества семейно-брачных отношений // РЭГ. 2015. №12 (42). С. 23-29.
57. Тигунцева Г.Н., Третьякова Л.М. Подросток-правонарушитель: социальные и психолого-педагогические аспекты: учеб. пособие. Иркутск: Иркут.гос.ун-та, 2018. - 236 с.
58. Филинова Н.В., Федюкина Н.В. Современный образ российской семьи в информационном пространстве // Годичные научные чтения филиала РГСУ. 2018. № 2 (12). С. 5-14.
59. Фомина О.И. Личностные особенности подростков с отклоняющимся противоправным поведением и с поведением в норме // Мир психологии. 2018. №1. С. 87-89.
60. Фрейд З. Психоанализ. Санкт-Петербург: Изд-во Питер, 2017. 745 с.
61. Фурманов И.А. Социально-психологические проблемы поведения: Курс лекций для студентов отделения психологии. Минск: БГУ, 2018. 91 с.
62. Целуйко В.М. Психология современной семьи. М.: Изд-во Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2016. 288 с.
63. Шаповалов В.Ф. Особенности российской культуры. Семья и брак в России // Обществ. науки и современность. 2018. №2. С.163-172.
64. Шутценбергер А.А. Синдром предков. Москва: Изд-во
«Психотерапия», 2017. 253 с.
65. Шуман С.Г. Семейные конфликты: причины, пути устранения. СанктПетербург: Питер, 2012. 392 с.
66. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи. Санкт- Петербург: Питер, 2014. 656 с.
67. Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуализации. СанктПетербург: Питер, 2013. 698 с.
68. Ярмольник И.М. Нейропсихологические механизмы регуляции
эмоционального состояния подростков-правонарушителей в ситуации кризиса: теоретический и практический аспекты эмпирического
исследования // Вопросы психологии. 2018. №2. С. 74-75.