Роль способности к имитации в развитии социального познания у дошкольников с нарушением интеллекта разной степени тяжести
|
Глава 1. Теоретические аспекты изучения имитации как основного механизма развития социального познания у дошкольников с нарушением интеллекта разной степени тяжести 8
1.1. Теоретические подходы к рассмотрению имитации как основного механизма развития и социального обучения детей дошкольного возраста .... 8
1.2 Развитие социального познания у детей с низким уровнем интеллекта ... 12 Глава 2. Исследование имитации как основного механизма развития и
социального обучения детей дошкольного возраста 25
2.1 Организация и методы исследования имитации как основного механизма развития и социального обучения детей дошкольного возраста 25
2.2. Анализ результатов исследования имитации как основного механизма
развития и социального обучения детей дошкольного возраста 36
2.3. Практическое применение результатов исследования 50
Заключение 55
Список использованной литературы 58
Приложения 66
1.1. Теоретические подходы к рассмотрению имитации как основного механизма развития и социального обучения детей дошкольного возраста .... 8
1.2 Развитие социального познания у детей с низким уровнем интеллекта ... 12 Глава 2. Исследование имитации как основного механизма развития и
социального обучения детей дошкольного возраста 25
2.1 Организация и методы исследования имитации как основного механизма развития и социального обучения детей дошкольного возраста 25
2.2. Анализ результатов исследования имитации как основного механизма
развития и социального обучения детей дошкольного возраста 36
2.3. Практическое применение результатов исследования 50
Заключение 55
Список использованной литературы 58
Приложения 66
Актуальность исследования. В данный момент, проблема исследования в возрастной психологии, психологии развития и в социальной психологии получила большой интерес в рамках изучения развития механизма имитации у типично развивающихся детей и у детей с атипичным развитием.
Так как, именно механизм имитации является основным механизмом социального обучения у дошкольников, с помощью которого дошкольник знакомится с большим спектром знаний и навыков.
Имитация (подражание) - является основным навыком общения, который проявляется на ранних этапах онтогенеза и играет важную роль в социальном функционировании и в развитии когнитивных способностей, таких как: речь, эмоциональный отклик, эмоциональный обмен,
символическое мышление, игра и совместное внимание (Я. К. Смирнова).
Проблема исследования. До настоящего времени большинство исследований в данной области было направлено на изучение механизма имитации и нарушений связанных с дефицита имитации только у детей с расстройством аутистического спектра (З. Фрейд, Л. Кольберг, М. Мур, А. Мелтзофф, Д. Болдуин, Н. Миллер, Д. Доллард, А. Бандура, Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожцев и т. д.).
Так как проведенные ранее исследования доказывали, что имитационные способности можно наблюдать у типично развивающихся детей с первого месяца жизни, которые играют большую роль в развитии социальных и когнитивных навыков. Таким образом, можно говорить о том, что имитационные способности оказывают влияние в первый год жизни ребенка на развитие непосредственно-эмоционального личностного общения; на развитие вокальной имитации; на развитие речи в целом; на изучение и воспроизведение новых форм поведения; на моторное развитие; на символическое мышление; а также на развитие социального познания.
А у детей с расстройством аутистического спектра нарушения имитационных способностей можно наблюдать уже с 11 до 30 месяцев, более заметным и ярко выраженно дефицит имитационных способностей проявляется в возрасте от двух лет. Таким образом дефицит механизма имитации оказывает колоссальное влияние на развитие ребенка. Ведь из-за данного дефицита с возрастом у ребенка начинают проявляться сложности во взаимодействие как со взрослыми, так и со сверстниками.
На наш взгляд, проблема, которую необходимо рассмотреть в рамках изучения механизма имитации, это специфичность раннего имитационного дефицита не только в группе детей с расстройством аутистического спектра, но и при других формах атипичного развития, таких как нарушение интеллекта и задержка психического развития.
Так как необходимо изучить на группах дошкольников с задержкой психического развития и дошкольников с нарушением интеллекта роль когнитивного развития в имитационной способности.
Цель научной исследовательской работы: проанализировать групповые различия имитационной способности типично развивающихся детей, детей с задержкой психического развития и детей с нарушением интеллекта, а также выделить изменения в уровне модели психического, которые будут связаны с изменениями в имитации.
Объект исследования: механизм имитации.
Предмет исследования: имитация, как основной механизм развития социального познания у дошкольников с нарушением интеллекта разной степени тяжести.
Задачи:
1. Проанализировать теоретико-методологические подходы к изучению механизма имитации у детей дошкольного возраста в отечественной и зарубежной литературе;
2. Разработать и апробировать программу эмпирического исследования проявления механизма имитации у дошкольников с нарушением интеллекта разной степени тяжести;
3. Установить каким способом имитация влияет на накопление социального опыта и социальное познание в целом.
Гипотезы:
1. Возможно, дефицит механизма имитации у детей с задержкой психического развития и у детей с нарушением интеллекта будет препятствовать накоплению социального опыта и развитию модели психического.
2. Скорее всего, дефицит механизма имитации при разной степени нарушений интеллекта будет иметь специфические особенности.
Теоретико-методологические основания исследования:
1. Операциональная теория интеллекта (Ж. Пиаже; И. Узгирис);
2. Теории социального научения (Н. Миллер и Д. Доллард);
3. Концепция подражания как свойство детской личности (Е. В. Субботский);
4. Культурно-историческая концепция (Л. С. Выготский);
5. Теория модели психического (Е. А. Сергиенко).
Методы исследования:
1. Теоретический анализ данных;
2. Методы сбора и фиксации данных:
2.1. Классические задачи на модель психического:
- «Тест на ошибочное мнение» «Салли-Энн» [76];
- Задача на исследование возможности использования направления взора как показателя желания другого человека «Что хочет Чарли?» [42];
- Задача на понимание принципа «видение приводит к знанию»: «Какая девочка знает, что лежит в коробке?» [41];
- Задача на понимание намерений с опорой на внешние признаки [68].
2.2. Нейропсихологические пробы [12].
2.3. Пробы Хэда ( Г. Хэд ) [28].
2.4. Определение и повторение эмоций с помощью мобильного приложения «EQally».
3. Математико-статистический анализ данных.
Для обработки данных, полученных в ходе эмпирического исследования, была использована программа статистической обработки информации SPSS V.23.0, а для нахождения различий между группами был использован дисперсионный анализ (ANOVA).
Эмпирическая база исследования:
Выборку составили: типично развивающиеся дошкольники 5-7 лет (средний возраст 6 лет) ( n=40), дошкольники с нарушением интеллекта (класс F70-F79 по МКБ-10) (n=7), дошкольники с нарушениями развития,
характерными для разных форм ЗПР, в том числе смешанных F80-F89, по МКБ-10 диагноз задержки психического развития (n=22). При постановке диагноза психологом и психиатром в рамках медико-психолого-педагогической комиссии оценивался уровень интеллектуального развития при помощи теста интеллекта Векслера для дошкольного и младшего школьного возраста (Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence, WPPSI). Дети с задержкой психического развития показали уровень интеллекта ниже среднего (<85 баллов), дети с нарушением интеллекта - низкий уровень (<70 баллов). Дети с нормативным возрастным развитием по результатам диагностики психологом детского сада имели средний уровень развития интеллекта (>100 баллов).
Апробация и внедрение результатов исследования:
1. Результаты эмпирического исследования апробированы на региональной конференции для студентов, магистрантов и аспирантов «Мой выбор НАУКА!» (г. Барнаул, 2021).
2. Результаты эмпирического исследования изложены в статье: Смирнова Я. К., Кудинова А. И. Роль навыков имитации в социальном познании детей с нарушением интеллекта // Вестник психологии и педагогики алтайского государственного университета. 2021. № 2. С. 116-137.
Практическая значимость работы: результаты проведенного
исследования могут быть применены практикующими психологами для создания коррекционных программ для дошкольников с нарушением интеллекта разной степени тяжести, которые будут создаваться с учетом специфических особенностей развития данной группы дошкольников.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, в котором 80 источников, из них 42 на иностранном языке, в работе имеются 16 рисунков, 3 таблицы и 4 приложения.
Так как, именно механизм имитации является основным механизмом социального обучения у дошкольников, с помощью которого дошкольник знакомится с большим спектром знаний и навыков.
Имитация (подражание) - является основным навыком общения, который проявляется на ранних этапах онтогенеза и играет важную роль в социальном функционировании и в развитии когнитивных способностей, таких как: речь, эмоциональный отклик, эмоциональный обмен,
символическое мышление, игра и совместное внимание (Я. К. Смирнова).
Проблема исследования. До настоящего времени большинство исследований в данной области было направлено на изучение механизма имитации и нарушений связанных с дефицита имитации только у детей с расстройством аутистического спектра (З. Фрейд, Л. Кольберг, М. Мур, А. Мелтзофф, Д. Болдуин, Н. Миллер, Д. Доллард, А. Бандура, Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожцев и т. д.).
Так как проведенные ранее исследования доказывали, что имитационные способности можно наблюдать у типично развивающихся детей с первого месяца жизни, которые играют большую роль в развитии социальных и когнитивных навыков. Таким образом, можно говорить о том, что имитационные способности оказывают влияние в первый год жизни ребенка на развитие непосредственно-эмоционального личностного общения; на развитие вокальной имитации; на развитие речи в целом; на изучение и воспроизведение новых форм поведения; на моторное развитие; на символическое мышление; а также на развитие социального познания.
А у детей с расстройством аутистического спектра нарушения имитационных способностей можно наблюдать уже с 11 до 30 месяцев, более заметным и ярко выраженно дефицит имитационных способностей проявляется в возрасте от двух лет. Таким образом дефицит механизма имитации оказывает колоссальное влияние на развитие ребенка. Ведь из-за данного дефицита с возрастом у ребенка начинают проявляться сложности во взаимодействие как со взрослыми, так и со сверстниками.
На наш взгляд, проблема, которую необходимо рассмотреть в рамках изучения механизма имитации, это специфичность раннего имитационного дефицита не только в группе детей с расстройством аутистического спектра, но и при других формах атипичного развития, таких как нарушение интеллекта и задержка психического развития.
Так как необходимо изучить на группах дошкольников с задержкой психического развития и дошкольников с нарушением интеллекта роль когнитивного развития в имитационной способности.
Цель научной исследовательской работы: проанализировать групповые различия имитационной способности типично развивающихся детей, детей с задержкой психического развития и детей с нарушением интеллекта, а также выделить изменения в уровне модели психического, которые будут связаны с изменениями в имитации.
Объект исследования: механизм имитации.
Предмет исследования: имитация, как основной механизм развития социального познания у дошкольников с нарушением интеллекта разной степени тяжести.
Задачи:
1. Проанализировать теоретико-методологические подходы к изучению механизма имитации у детей дошкольного возраста в отечественной и зарубежной литературе;
2. Разработать и апробировать программу эмпирического исследования проявления механизма имитации у дошкольников с нарушением интеллекта разной степени тяжести;
3. Установить каким способом имитация влияет на накопление социального опыта и социальное познание в целом.
Гипотезы:
1. Возможно, дефицит механизма имитации у детей с задержкой психического развития и у детей с нарушением интеллекта будет препятствовать накоплению социального опыта и развитию модели психического.
2. Скорее всего, дефицит механизма имитации при разной степени нарушений интеллекта будет иметь специфические особенности.
Теоретико-методологические основания исследования:
1. Операциональная теория интеллекта (Ж. Пиаже; И. Узгирис);
2. Теории социального научения (Н. Миллер и Д. Доллард);
3. Концепция подражания как свойство детской личности (Е. В. Субботский);
4. Культурно-историческая концепция (Л. С. Выготский);
5. Теория модели психического (Е. А. Сергиенко).
Методы исследования:
1. Теоретический анализ данных;
2. Методы сбора и фиксации данных:
2.1. Классические задачи на модель психического:
- «Тест на ошибочное мнение» «Салли-Энн» [76];
- Задача на исследование возможности использования направления взора как показателя желания другого человека «Что хочет Чарли?» [42];
- Задача на понимание принципа «видение приводит к знанию»: «Какая девочка знает, что лежит в коробке?» [41];
- Задача на понимание намерений с опорой на внешние признаки [68].
2.2. Нейропсихологические пробы [12].
2.3. Пробы Хэда ( Г. Хэд ) [28].
2.4. Определение и повторение эмоций с помощью мобильного приложения «EQally».
3. Математико-статистический анализ данных.
Для обработки данных, полученных в ходе эмпирического исследования, была использована программа статистической обработки информации SPSS V.23.0, а для нахождения различий между группами был использован дисперсионный анализ (ANOVA).
Эмпирическая база исследования:
Выборку составили: типично развивающиеся дошкольники 5-7 лет (средний возраст 6 лет) ( n=40), дошкольники с нарушением интеллекта (класс F70-F79 по МКБ-10) (n=7), дошкольники с нарушениями развития,
характерными для разных форм ЗПР, в том числе смешанных F80-F89, по МКБ-10 диагноз задержки психического развития (n=22). При постановке диагноза психологом и психиатром в рамках медико-психолого-педагогической комиссии оценивался уровень интеллектуального развития при помощи теста интеллекта Векслера для дошкольного и младшего школьного возраста (Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence, WPPSI). Дети с задержкой психического развития показали уровень интеллекта ниже среднего (<85 баллов), дети с нарушением интеллекта - низкий уровень (<70 баллов). Дети с нормативным возрастным развитием по результатам диагностики психологом детского сада имели средний уровень развития интеллекта (>100 баллов).
Апробация и внедрение результатов исследования:
1. Результаты эмпирического исследования апробированы на региональной конференции для студентов, магистрантов и аспирантов «Мой выбор НАУКА!» (г. Барнаул, 2021).
2. Результаты эмпирического исследования изложены в статье: Смирнова Я. К., Кудинова А. И. Роль навыков имитации в социальном познании детей с нарушением интеллекта // Вестник психологии и педагогики алтайского государственного университета. 2021. № 2. С. 116-137.
Практическая значимость работы: результаты проведенного
исследования могут быть применены практикующими психологами для создания коррекционных программ для дошкольников с нарушением интеллекта разной степени тяжести, которые будут создаваться с учетом специфических особенностей развития данной группы дошкольников.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, в котором 80 источников, из них 42 на иностранном языке, в работе имеются 16 рисунков, 3 таблицы и 4 приложения.
В процессе проведения исследования нами были рассмотрены основные подходы к пониманию механизма имитации (подражания). Имитация является базовым навыком общения, который у типично развивающихся детей появляется на ранних этапах онтогенеза и играет важную роль в социальном функционировании и в развитии когнитивных навыков, таких как развитие способности к эмоциональному отклику, обмен эмоциями, речь, игровое поведение, символическое мышление ( Я. К. Смирнова).
С помощью имитации также возможно «культурное развитие ребенка» и формирование высших психических функций. Проявление дефицита имитационных способностей в раннем возрасте может оказать колоссальное влияние на интеллектуальное развитие дошкольников.
Таким образом, на основании сделанных выводов в процессе изучения научной психологической литературы, нами была сформулирована цель, проанализировать групповые различия имитационной способности типично развивающихся детей, детей с задержкой психического развития и детей с нарушением интеллекта, а также выделить изменения в уровне модели психического, которые будут связаны с изменениями в имитации.
Для достижения поставленной цели было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 69 дошкольников 5-7 лет ( средний возраст 6 лет). Из них: типично развивающиеся дошкольники (n=40), дошкольники с нарушением интеллекта (класс F70-F79 по МКБ-10) (n=7), дошкольники с нарушениями развития, характерными для разных форм ЗПР, в том числе смешанных F80-F89, по МКБ-10 диагноз задержка психического развития (n =22).
Проведенное нами эмпирическое исследование состояло из трех основных этапов.
На первом этапе с помощью дисперсионного анализа были выявлены значимые различия между контрастными группами: типично развивающихся дошкольников, дошкольников с задержкой психического развития и дошкольников с нарушением интеллекта.
У дошкольников с задержкой психического развития и у дошкольников с нарушением интеллекта были зафиксированы ошибки при выполнении проб Хэда и выполнении ритмов по образцу, которые свидетельствуют о существовании трудностей в понимании инструкции; нарушениях в моторно-двигательной имитации, которая играет огромную роль в развитии вокальной имитации; в изучении и запоминании новых моделей поведения, которые дошкольник будет способен применять в дальнейшем; а также нарушения в общении со взрослыми и со сверстниками.
На втором этапе при помощи дисперсионного анализа также были выявлены значимые различия по уровню модели психического между группами: типично развивающихся дошкольников, дошкольников с
задержкой психического развития и дошкольников с нарушением интеллекта.
Полученные данные, на этом этапе, можно считать подтверждением гипотезы о том, что именно с помощью механизма имитации становится возможным накапливать социальный опыт даже при сниженных когнитивных способностях, и то, что именно имитация в значительной степени связана с когнитивным развитием ребенка. Также, именно эти результаты дают возможность утверждать, что для становления и развития модели психического необходимо иметь пороговый уровень интеллекта.
На третьем этапе исследования, для изучения уровня понимания эмоций других и возможности повторять данные эмоции, были зафиксированы нарушения в модулях модели психического, которые в свою очередь оказывают большое влияние на развитие имитационных навыков, тем самым снижая уровень понимания своих и чужих эмоций, а также уровень возможности: понимания, планирования и прогнозирования действий других.
Исходя из полученных данных, можно говорить о том, что механизм имитации является базовым инструментом обучения, а также это подчеркивает важность коррекционной деятельности для развития имитационных способностей у дошкольников.
Подводя итоги следует отметить, что полученные результаты в процессе эмпирического исследования вносят большой вклад в разработку изучаемой проблемы, так как были зафиксированы индикаторы дефицита механизма имитации в контрастных группах, а также были описаны характеристики дефицита имитационных способностей у дошкольников с нарушением интеллекта с разной степенью тяжести.
Таким образом, исходя из выше перечисленного, следуют выводы: задачи, поставленные в выпускной квалификационной работе, полностью выполнены, гипотезы доказаны, цель достигнута, результаты могут быть применены в психологическую практику.
С помощью имитации также возможно «культурное развитие ребенка» и формирование высших психических функций. Проявление дефицита имитационных способностей в раннем возрасте может оказать колоссальное влияние на интеллектуальное развитие дошкольников.
Таким образом, на основании сделанных выводов в процессе изучения научной психологической литературы, нами была сформулирована цель, проанализировать групповые различия имитационной способности типично развивающихся детей, детей с задержкой психического развития и детей с нарушением интеллекта, а также выделить изменения в уровне модели психического, которые будут связаны с изменениями в имитации.
Для достижения поставленной цели было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 69 дошкольников 5-7 лет ( средний возраст 6 лет). Из них: типично развивающиеся дошкольники (n=40), дошкольники с нарушением интеллекта (класс F70-F79 по МКБ-10) (n=7), дошкольники с нарушениями развития, характерными для разных форм ЗПР, в том числе смешанных F80-F89, по МКБ-10 диагноз задержка психического развития (n =22).
Проведенное нами эмпирическое исследование состояло из трех основных этапов.
На первом этапе с помощью дисперсионного анализа были выявлены значимые различия между контрастными группами: типично развивающихся дошкольников, дошкольников с задержкой психического развития и дошкольников с нарушением интеллекта.
У дошкольников с задержкой психического развития и у дошкольников с нарушением интеллекта были зафиксированы ошибки при выполнении проб Хэда и выполнении ритмов по образцу, которые свидетельствуют о существовании трудностей в понимании инструкции; нарушениях в моторно-двигательной имитации, которая играет огромную роль в развитии вокальной имитации; в изучении и запоминании новых моделей поведения, которые дошкольник будет способен применять в дальнейшем; а также нарушения в общении со взрослыми и со сверстниками.
На втором этапе при помощи дисперсионного анализа также были выявлены значимые различия по уровню модели психического между группами: типично развивающихся дошкольников, дошкольников с
задержкой психического развития и дошкольников с нарушением интеллекта.
Полученные данные, на этом этапе, можно считать подтверждением гипотезы о том, что именно с помощью механизма имитации становится возможным накапливать социальный опыт даже при сниженных когнитивных способностях, и то, что именно имитация в значительной степени связана с когнитивным развитием ребенка. Также, именно эти результаты дают возможность утверждать, что для становления и развития модели психического необходимо иметь пороговый уровень интеллекта.
На третьем этапе исследования, для изучения уровня понимания эмоций других и возможности повторять данные эмоции, были зафиксированы нарушения в модулях модели психического, которые в свою очередь оказывают большое влияние на развитие имитационных навыков, тем самым снижая уровень понимания своих и чужих эмоций, а также уровень возможности: понимания, планирования и прогнозирования действий других.
Исходя из полученных данных, можно говорить о том, что механизм имитации является базовым инструментом обучения, а также это подчеркивает важность коррекционной деятельности для развития имитационных способностей у дошкольников.
Подводя итоги следует отметить, что полученные результаты в процессе эмпирического исследования вносят большой вклад в разработку изучаемой проблемы, так как были зафиксированы индикаторы дефицита механизма имитации в контрастных группах, а также были описаны характеристики дефицита имитационных способностей у дошкольников с нарушением интеллекта с разной степенью тяжести.
Таким образом, исходя из выше перечисленного, следуют выводы: задачи, поставленные в выпускной квалификационной работе, полностью выполнены, гипотезы доказаны, цель достигнута, результаты могут быть применены в психологическую практику.





