Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Роль способности к имитации в развитии социального познания у дошкольников с нарушением интеллекта разной степени тяжести

Работа №88547

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы86 с.
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
129
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретические аспекты изучения имитации как основного механизма развития социального познания у дошкольников с нарушением интеллекта разной степени тяжести 8
1.1. Теоретические подходы к рассмотрению имитации как основного механизма развития и социального обучения детей дошкольного возраста .... 8
1.2 Развитие социального познания у детей с низким уровнем интеллекта ... 12 Глава 2. Исследование имитации как основного механизма развития и
социального обучения детей дошкольного возраста 25
2.1 Организация и методы исследования имитации как основного механизма развития и социального обучения детей дошкольного возраста 25
2.2. Анализ результатов исследования имитации как основного механизма
развития и социального обучения детей дошкольного возраста 36
2.3. Практическое применение результатов исследования 50
Заключение 55
Список использованной литературы 58
Приложения 66


Актуальность исследования. В данный момент, проблема исследования в возрастной психологии, психологии развития и в социальной психологии получила большой интерес в рамках изучения развития механизма имитации у типично развивающихся детей и у детей с атипичным развитием.
Так как, именно механизм имитации является основным механизмом социального обучения у дошкольников, с помощью которого дошкольник знакомится с большим спектром знаний и навыков.
Имитация (подражание) - является основным навыком общения, который проявляется на ранних этапах онтогенеза и играет важную роль в социальном функционировании и в развитии когнитивных способностей, таких как: речь, эмоциональный отклик, эмоциональный обмен,
символическое мышление, игра и совместное внимание (Я. К. Смирнова).
Проблема исследования. До настоящего времени большинство исследований в данной области было направлено на изучение механизма имитации и нарушений связанных с дефицита имитации только у детей с расстройством аутистического спектра (З. Фрейд, Л. Кольберг, М. Мур, А. Мелтзофф, Д. Болдуин, Н. Миллер, Д. Доллард, А. Бандура, Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожцев и т. д.).
Так как проведенные ранее исследования доказывали, что имитационные способности можно наблюдать у типично развивающихся детей с первого месяца жизни, которые играют большую роль в развитии социальных и когнитивных навыков. Таким образом, можно говорить о том, что имитационные способности оказывают влияние в первый год жизни ребенка на развитие непосредственно-эмоционального личностного общения; на развитие вокальной имитации; на развитие речи в целом; на изучение и воспроизведение новых форм поведения; на моторное развитие; на символическое мышление; а также на развитие социального познания.
А у детей с расстройством аутистического спектра нарушения имитационных способностей можно наблюдать уже с 11 до 30 месяцев, более заметным и ярко выраженно дефицит имитационных способностей проявляется в возрасте от двух лет. Таким образом дефицит механизма имитации оказывает колоссальное влияние на развитие ребенка. Ведь из-за данного дефицита с возрастом у ребенка начинают проявляться сложности во взаимодействие как со взрослыми, так и со сверстниками.
На наш взгляд, проблема, которую необходимо рассмотреть в рамках изучения механизма имитации, это специфичность раннего имитационного дефицита не только в группе детей с расстройством аутистического спектра, но и при других формах атипичного развития, таких как нарушение интеллекта и задержка психического развития.
Так как необходимо изучить на группах дошкольников с задержкой психического развития и дошкольников с нарушением интеллекта роль когнитивного развития в имитационной способности.
Цель научной исследовательской работы: проанализировать групповые различия имитационной способности типично развивающихся детей, детей с задержкой психического развития и детей с нарушением интеллекта, а также выделить изменения в уровне модели психического, которые будут связаны с изменениями в имитации.
Объект исследования: механизм имитации.
Предмет исследования: имитация, как основной механизм развития социального познания у дошкольников с нарушением интеллекта разной степени тяжести.
Задачи:
1. Проанализировать теоретико-методологические подходы к изучению механизма имитации у детей дошкольного возраста в отечественной и зарубежной литературе;
2. Разработать и апробировать программу эмпирического исследования проявления механизма имитации у дошкольников с нарушением интеллекта разной степени тяжести;
3. Установить каким способом имитация влияет на накопление социального опыта и социальное познание в целом.
Гипотезы:
1. Возможно, дефицит механизма имитации у детей с задержкой психического развития и у детей с нарушением интеллекта будет препятствовать накоплению социального опыта и развитию модели психического.
2. Скорее всего, дефицит механизма имитации при разной степени нарушений интеллекта будет иметь специфические особенности.
Теоретико-методологические основания исследования:
1. Операциональная теория интеллекта (Ж. Пиаже; И. Узгирис);
2. Теории социального научения (Н. Миллер и Д. Доллард);
3. Концепция подражания как свойство детской личности (Е. В. Субботский);
4. Культурно-историческая концепция (Л. С. Выготский);
5. Теория модели психического (Е. А. Сергиенко).
Методы исследования:
1. Теоретический анализ данных;
2. Методы сбора и фиксации данных:
2.1. Классические задачи на модель психического:
- «Тест на ошибочное мнение» «Салли-Энн» [76];
- Задача на исследование возможности использования направления взора как показателя желания другого человека «Что хочет Чарли?» [42];
- Задача на понимание принципа «видение приводит к знанию»: «Какая девочка знает, что лежит в коробке?» [41];
- Задача на понимание намерений с опорой на внешние признаки [68].
2.2. Нейропсихологические пробы [12].
2.3. Пробы Хэда ( Г. Хэд ) [28].
2.4. Определение и повторение эмоций с помощью мобильного приложения «EQally».
3. Математико-статистический анализ данных.
Для обработки данных, полученных в ходе эмпирического исследования, была использована программа статистической обработки информации SPSS V.23.0, а для нахождения различий между группами был использован дисперсионный анализ (ANOVA).
Эмпирическая база исследования:
Выборку составили: типично развивающиеся дошкольники 5-7 лет (средний возраст 6 лет) ( n=40), дошкольники с нарушением интеллекта (класс F70-F79 по МКБ-10) (n=7), дошкольники с нарушениями развития,
характерными для разных форм ЗПР, в том числе смешанных F80-F89, по МКБ-10 диагноз задержки психического развития (n=22). При постановке диагноза психологом и психиатром в рамках медико-психолого-педагогической комиссии оценивался уровень интеллектуального развития при помощи теста интеллекта Векслера для дошкольного и младшего школьного возраста (Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence, WPPSI). Дети с задержкой психического развития показали уровень интеллекта ниже среднего (<85 баллов), дети с нарушением интеллекта - низкий уровень (<70 баллов). Дети с нормативным возрастным развитием по результатам диагностики психологом детского сада имели средний уровень развития интеллекта (>100 баллов).
Апробация и внедрение результатов исследования:
1. Результаты эмпирического исследования апробированы на региональной конференции для студентов, магистрантов и аспирантов «Мой выбор НАУКА!» (г. Барнаул, 2021).
2. Результаты эмпирического исследования изложены в статье: Смирнова Я. К., Кудинова А. И. Роль навыков имитации в социальном познании детей с нарушением интеллекта // Вестник психологии и педагогики алтайского государственного университета. 2021. № 2. С. 116-137.
Практическая значимость работы: результаты проведенного
исследования могут быть применены практикующими психологами для создания коррекционных программ для дошкольников с нарушением интеллекта разной степени тяжести, которые будут создаваться с учетом специфических особенностей развития данной группы дошкольников.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, в котором 80 источников, из них 42 на иностранном языке, в работе имеются 16 рисунков, 3 таблицы и 4 приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В процессе проведения исследования нами были рассмотрены основные подходы к пониманию механизма имитации (подражания). Имитация является базовым навыком общения, который у типично развивающихся детей появляется на ранних этапах онтогенеза и играет важную роль в социальном функционировании и в развитии когнитивных навыков, таких как развитие способности к эмоциональному отклику, обмен эмоциями, речь, игровое поведение, символическое мышление ( Я. К. Смирнова).
С помощью имитации также возможно «культурное развитие ребенка» и формирование высших психических функций. Проявление дефицита имитационных способностей в раннем возрасте может оказать колоссальное влияние на интеллектуальное развитие дошкольников.
Таким образом, на основании сделанных выводов в процессе изучения научной психологической литературы, нами была сформулирована цель, проанализировать групповые различия имитационной способности типично развивающихся детей, детей с задержкой психического развития и детей с нарушением интеллекта, а также выделить изменения в уровне модели психического, которые будут связаны с изменениями в имитации.
Для достижения поставленной цели было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 69 дошкольников 5-7 лет ( средний возраст 6 лет). Из них: типично развивающиеся дошкольники (n=40), дошкольники с нарушением интеллекта (класс F70-F79 по МКБ-10) (n=7), дошкольники с нарушениями развития, характерными для разных форм ЗПР, в том числе смешанных F80-F89, по МКБ-10 диагноз задержка психического развития (n =22).
Проведенное нами эмпирическое исследование состояло из трех основных этапов.
На первом этапе с помощью дисперсионного анализа были выявлены значимые различия между контрастными группами: типично развивающихся дошкольников, дошкольников с задержкой психического развития и дошкольников с нарушением интеллекта.
У дошкольников с задержкой психического развития и у дошкольников с нарушением интеллекта были зафиксированы ошибки при выполнении проб Хэда и выполнении ритмов по образцу, которые свидетельствуют о существовании трудностей в понимании инструкции; нарушениях в моторно-двигательной имитации, которая играет огромную роль в развитии вокальной имитации; в изучении и запоминании новых моделей поведения, которые дошкольник будет способен применять в дальнейшем; а также нарушения в общении со взрослыми и со сверстниками.
На втором этапе при помощи дисперсионного анализа также были выявлены значимые различия по уровню модели психического между группами: типично развивающихся дошкольников, дошкольников с
задержкой психического развития и дошкольников с нарушением интеллекта.
Полученные данные, на этом этапе, можно считать подтверждением гипотезы о том, что именно с помощью механизма имитации становится возможным накапливать социальный опыт даже при сниженных когнитивных способностях, и то, что именно имитация в значительной степени связана с когнитивным развитием ребенка. Также, именно эти результаты дают возможность утверждать, что для становления и развития модели психического необходимо иметь пороговый уровень интеллекта.
На третьем этапе исследования, для изучения уровня понимания эмоций других и возможности повторять данные эмоции, были зафиксированы нарушения в модулях модели психического, которые в свою очередь оказывают большое влияние на развитие имитационных навыков, тем самым снижая уровень понимания своих и чужих эмоций, а также уровень возможности: понимания, планирования и прогнозирования действий других.
Исходя из полученных данных, можно говорить о том, что механизм имитации является базовым инструментом обучения, а также это подчеркивает важность коррекционной деятельности для развития имитационных способностей у дошкольников.
Подводя итоги следует отметить, что полученные результаты в процессе эмпирического исследования вносят большой вклад в разработку изучаемой проблемы, так как были зафиксированы индикаторы дефицита механизма имитации в контрастных группах, а также были описаны характеристики дефицита имитационных способностей у дошкольников с нарушением интеллекта с разной степенью тяжести.
Таким образом, исходя из выше перечисленного, следуют выводы: задачи, поставленные в выпускной квалификационной работе, полностью выполнены, гипотезы доказаны, цель достигнута, результаты могут быть применены в психологическую практику.



1. Авдеева Н. Н. Понятие идентификации и его применение к проблеме понимания человека человеком // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. 1975. С. 6 - 9.
2. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе //
Вопросы психологии. 1978. № 2. С. 24 - 28.
3. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе //
Вопросы психологии. 1978. № 4. С. 24 - 27.
4. Болдуин Д. М. Духовное развитие индивидуума и человеческого рода. М.,1911. 336 с.
5. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967. С. 19 - 49.
6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967. 96 с.
7. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч.: в 6 тт. М., 1982. Том 2. 504 с.
8. Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 тт. М., 1983. Том. 3. 369 с.
9. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПБ.: Союз, 2004. 220 с.
10. Гиппенрейтер Ю. Б. Развиваем эмоциональный интеллект. Вместе переживаем и играем. М.: Изд-во АСТ, 2019. 96 с.
11. Гиппенрейтер Ю. Б. Эмоции и поступки. Интеллектуальные психологические игры для детей и взрослых. М.: Изд-во АСТ, 2015. 32 с.
12. Глозман Ж. М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. СПБ: Питер, 2008. 80 с.
13. Гордеева Н. Д., Зинченко В. П. Функциональная структура действия. М., 1982. 210 с.
14. Еманова С. В. Педагогика и психология раннего и дошкольного возраста : учебное пособие. Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2021. 142 с.
15. Иосифян М. А., Мершина Е. А., Баженова Д. А., Синицын В. Е., Ларина О. М., Печенкова Е. В. Мозговые механизмы нарушения модели психического при расстройствах аутистического спектра и шизофрении: обзор данных фМРТ // Клиническая и специальная психология. 2020. Том 9. № 1. С. 17 - 46.
16. Карпова С. Н., Колобова И. Н. Особенности ориентировки на слово у детей. М., 1978. 168 с.
17. Лехтман-Абрамович Р. Я., Фрадкина Ф. И. Этапы развития игры и действий с предметами в раннем детстве. М., 1949. 76 с.
18. Лисина М. И., Галигузова Л. Н. Становление потребности детей в общении со взрослым и сверстником // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. М., 1980. С 55 - 78.
19. Мухина В. С. Детская психология. М., 1985. 272 с.
20. Новоселова С. Л. Развитие мышления в раннем возрасте. М., 1978. 160 с.
21. Новгородцева А. П., Яковлева Н. В. Видеомоделирование от первого лица как способ обучения имитации детей с аутизмом // Клиническая и специальная психология. М., 2018. Том 7. № 3. С. 167 - 176.
22. Обухова Л. Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М., 1978. 191 с.
23. Обухова Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М.: Изд-во Тривола., 1998. 352 с.
24. Обухова Л. Ф. Шаповаленко И. В. Формы и функции подражания в детском возрасте. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. 112 с.
25. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969. 659 с.
26. Поддъяков Н. Н. Особенности ориентировочной деятельности дошкольников при формировании и автоматизации практических действий // Вопросы психологии. 1960. № 2. С. 21.
27. Просецкий В. А. Роль подражания в формировании личности школьника. М., 1949. 240 с.
28. Семенова А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Академия, 2002. С. 18.
29. Сергиенко Е. А., Лебедева Е. И., Прусакова О. А. Модель психического в онтогенезе человека. М.: Институт психологии РАН, 2009. 415 с.
30. Смирнова Я. К. Имитация и способность формировать социальный опыт на основе модели психического в дошкольном возрасте // Вестник Кемеровского государственного университета. 2019. Том 21. № 3. С. 751 - 762.
31. Смирнова Я. К., Макашова А. В., Харитонова М. А. Способность дошкольников использовать представления о знаниях другого человека и способах его изменения // Клиническая и специальная психология. 2019. Том 8. № 2. C. 105 - 123.
32. Смирнова Я. К., Кудинова А. И. Роль навыков имитации в социальном познании детей с нарушением интеллекта // Вестник психологии и педагогики алтайского государственного университета. 2021. № 2. С. 116 - 137.
33. Смирнова Я. К., Янова Н. Г. Сравнительное исследование имитационной способности при атипичном развитии в дошкольном возрасте// Психолог. 2020. № 3. С 103 - 117.
34. Собкин В. С. К формированию представления о механизмах процесса идентификации в общении // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1975. 255 с.
35. Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. М., 1984. 472 с.
36. Субботский Е. В. Психология отношений партнерства у дошкольников. М., 1976. 144 с.
37. Тонкова-Ямпольская Р. В. Спектрографическая и интонационная характеристика голосовых звуков новорожденных детей // Материалы VI научной конференции по вопросам возрастной морфологии, физиологии и биохимии. М., 1963. С. 17 - 24.
38. Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. 304 с.
39. Ackerman D., Alexander P., Firestone M., Perkins A. L. The me book: Teaching manual for parents and teachers of developmentally disabled children. Baltimore: University Park Press, 1981. P. 153 - 161.
40. Avikainen S., Wohlschlager A., Hari R. Impaired mirror-image imitation in Asperger and high-functioning autistic subjects // Current Biology. 2003. № 13. P. 339 - 341.
41. Baron-Cohen S., Goodhart F. The «seeing leads to knowing» deficit in autism the Pratt and Bryant probe // British Journal of Developmental Psychology. 1994. V. 12. P. 397 - 402.
42. Baron-Cohen S., Cross P. Reading the eyes: evidence for the role of perception in the development of a «Theory of Mind» // Mind and Language.1992. P.173-186.
43. Bates E. The emergence of symbols: Cognition and communication in infancy. N.Y., 1976. P. 205 - 256.
44. Bololoi D., Rizeanu S. Teaching gross motor imitation skills to children diagnosed with autism. Romanian // Journal of Psychological Studies. 2017. № 5. P. 17 - 23.
45. Charman T., Baron-Cohen S., Swettenham J., Baird G., Drew A., Cox A. Predicting language outcome in infants with autism and pervasive developmental disorder // International Journal of Language and Communication Disorders. 2003. № 38. P. 265 - 285.
46. Dawson G., Rogers S., Munson J., Smith M., Winter J. Randomized, controlled trial of an intervention for toddlers with autism: the Early Start Denver Model // Pediatrics. 2010. № 125. P. 17 - 23.
47. Edwards L. A. А Meta-Analysis of Imitation Abilities in Individuals // With Autism Spectrum Disorders First published. 2014. № 3. Р. 363 - 380.
48. Escalona A., Field T., Nadel J., Lundy B. Brief report: imitation effects on children with autism // Autism Dev Disord. 2002. № 32. P. 141 - 144.
49. Field T. Imitation Enhances Social Behavior of Children With Autism Spectrum Disorder // Review Behavioral Development Bulletin. 2017. № 1. P. 86 - 93.
50. Field T., Nadel J., Ezell S. Imitation Therapy for Young Children with Autism // Autism Spectrum Disorders-From Genes to Enviromen. 2011. P. 288 - 298.
51. Jarrold C., Brock J. To match or not to match? Methodological issues in autism-related research // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2004. № 34. P. 81 - 86.
52. Harre R. Encyclopedia dictionary of psychology. N.Y., 1983. 490 p.
53. Heimann M., Laberg K. E., Nordoen B. Imitative interaction increases social interest and elicited imitation in non-verbal children with autism // Infant and Child Development. 2006. № 15. P. 297 - 309.
54. Henschell T. Over-Imitation in Four-to-Six-Year-Old Children with Autism and Typically Developing // Rehabilitation, human resources and communication disorders undergraduate honors thesese. 2013. № 6. P. 2 - 26.
55. Ingersoll B., Dvortcsak A., Whalen C., Sikora D. The effect of a developmental, social pragmatic language intervention on expressive language skills in young children with autism spectrum disorders // Focus on Autism and Other Developmental Disabilities. 2005. № 20. P. 213 - 222.
56. Ingersoll B. Teaching imitation to children with autism: A focus on social reciprocity // The Journal of Speech and Language Pathology - Applied Behavior Analysis. 2007. № 2. P. 269 - 277.
57. Kalbe E. et al. Elevated emotional reactivity in affective but not cognitive components of theory of mind: A psychophysiological study // Journal of Neuropsychology, 2007. № 1 P. 27 - 38.
58. Kleeberger V., Pat M. Teaching generalized imitation skills to a preschooler with autism using video modelling // Journal of positive behaviour interventions. 2008. P. 116 - 127.
59. Kohlberg L. Stage and Sequence: The cognitive - developmental approach to socialization // Handbook of socialization theory and research. Chi., 1969. 347 p.
60. Leonard L., Schwartz R. Children’s imitation of lexical items. Child Dev. 1979. P. 19 - 27.
61. Maccoby E. E. Social development: Psychological growth and parent - child relationships. N. Y., 1980. 436 p.
62. Malvy I., Roux S., Zakian A., Debuly S., Sauvage D., Barthelemy C. A. Brief Clinical Scale for the Early Evaluation of Imitation Disorders in Autism // Autism. December. 1999. Vol. 3 (4). P. 357 - 369.
63. Marsh L., Pearson A., Ropar D., Hamilton A. Children with autism do not overimitate // Current Biology: CB. 2013. № 23(7). P. 266 - 268.
64. Meltzoff A. Understanding the intentions of others: Reenactment of intended acts by 18-month-old children // Developmental Psychology. 1995. P. 1 - 16.
65. Meltzoff A. N., Moore M. Imitation of facial and manual gestures by human neonates // Science. 1977. P. 75 - 78.
66. Nadel J. Perception-action coupling and imitation in autism spectrum disorder // Developmental Medicine , Child Neurology. 2015. № 57. P. 55 - 58.
67. Rogers S. J., Hepburn S. L., Stackhouse T. Imitation performance in toddlers with autism and those with other developmental disorders // Journal of Child Psychology and Psychiatry and Allied Disciplines. 2003. № 44. P. 763 - 781.
68. Singer T., Decety J. Social neuroscience of empathy // The Oxford Handbook of Social Neuroscience. N. Y.: Oxford University Press, 2011. P. 551 - 565.
69. Simpson A., Riggs K. J. Three-and 4-year-olds encode modeled actions in two ways leading to immediate imitation and delayed emulation // Developmental Psychology. 2011. № 47(3). P. 834 - 840.
70. Stone W. L., Yoder P. J. Predicting spoken language level in children with autism spectrum disorders // Autism. 2001. № 5. P. 341 - 361.
71. Uzgiris I. C. The many faces of imitation in infancy. Montada Leo. 1978. P. 305 - 337.
72. Uzgiris I. C. Two functions of imitation during infancy // Int. J. of Beh. Dev. 1981. v. 4. № 1. P. 1 - 12.
73. Uzgiris I. Imitation as activity: Its developmental aspects // Nadel J., Butterworth G. Imitation and Autism. Imitation in infancy. - Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1999. P. 186 - 206.
74. Volker M. A., Lopata C., Vujnovic K., Smerbeck A. M.,
Toomey J. A., Rodgers J. D. Comparison of the Bender Gestalt-II and VMI-V in samples of typical children and children with high-functioning autism spectrum disorders // Psychoedu. Assess. 2010. № 28. P. 187 - 200.
75. Tomasello M. The cultural oriins of human conition. Cambride: MA, Harard niersity Press, 1999. 256 p.
76. Wimmer H., Perner J. Beliefs about beliefs: representation and constraining function of wrong belief in young children’s understanding of deception // Cognition. 1983. V. 1. P. 103 - 128.
77. Williams J. H., Whiten A., Singh T. A Systematic review of action imitation in autistic spectrum disorder // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2004. № 34. P. 285 - 299.
78. Yirmiya N., Kasari C., Sigman M., Mundy P. Facial expressions of affect in autistic, mentally retarded and normal children // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1989. № 30. P. 725 - 735.
79. Young G. S., Rogers S. J., Hutman T., Rozga A., Sigman M., Ozonoff S. Imitation from 12 to 24 months in autism and typical development: a longitudinal Rasch analysis // Dev Psychol. 2011. № 47. P. 1565 - 1578.
80. Zwaigenbaum L., Bryson S., Rogers T., Roberts W., Brian J., Szatmari P. Behavioral manifestations of autism in the first year of life // International Journal of Developmental Neuroscience. 2005. № 23. P. 143 - 152.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ