Содержание 2
Введение 3
1. Теоретические аспекты управления конкурентоспособностью организации .. 5
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности организации 5
1.2 Основные факторы, влияющие на конкурентоспособность организации .... 11
1.3 Основные методы оценки конкурентоспособности организации 22
2. Анализ конкурентоспособности организации (на материалах ООО
«ВИЛАНД») 34
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности организации 34
2.2 Анализ рыночного положения организации 38
2.3 Оценка конкурентного положения организации 47
3. Разработка практических рекомендаций по повышению
конкурентоспособности организации 57
Заключение 72
Список использованных источников
Актуальность темы исследования. В рыночной экономике конкурентоспособность является основой коммерческого успеха организации. Особое внимание в маркетинговой деятельности организации уделяют изучению конкурентов. Это позволит быстрее и качественнее удовлетворить потребности клиента по сравнению с конкурентами. Когда организация знает сильные и слабые стороны у конкурентов, она оценивает их потенциал, их стратегию и т.д. Тем самым организация «целится» в слабые стороны организации, где конкуренты слабы. Из этого можно заключить следующее, что организация может улучшить свои способности, свои силы в конкуренции.
В контексте мировых экономических тенденций, обусловленных динамичными изменениями в технологиях и экономике, а также растущими изменениями во внешней и внутренней среде, основы для формирования конкурентного преимущества на рынке недостаточно развиты, а проблема стабильной конкурентоспособности на всех уровнях экономики, особенно для организаций это приобрело особенно важное значение. Сложная экономическая ситуация требует от организаций постоянного повышения уровня своей конкурентоспособности. Если еще недавно деятельность большинства организаций была направлена на увеличение доли рынка, то сегодня, в условиях экономической нестабильности, многие компании смещают акценты в стратегии своего развития на увеличение числа постоянных клиентов.
Таким образом, повышение эффективности управления конкурентоспособностью организаций является чрезвычайно важной задачей, что обуславливает актуальность темы данной выпускной квалификационной работы.
Методы определения конкурентоспособности организации изложены в работах И.З. Должанского, Т.О. Загорной, СМ. Клименко, Т.В. Емельяненко, Н.К. Моисеевой, В.Д. Жарикова, О.В. Юрченко, К. Оман.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ конкурентоспособности ООО «ВИЛАНД» и разработка практических рекомендаций по ее повышению.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
- описать понятие и сущность конкурентоспособности;
- рассмотреть основные факторы, влияющие на
конкурентоспособность;
- описать основные методы оценки конкурентоспособности организации;
- привести общую характеристику и анализ рыночного положения организации;
- провести анализ конкурентоспособности организации на основе сбора первичных данных;
- разработать практические рекомендации по повышению конкурентоспособности организации.
Объектом исследования является ООО «ВИЛАНД». В качестве предмета исследования выступает конкурентоспособность организации.
В рамках системного подхода к исследованию были применены методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, статистический метод, методы анализа абсолютных и относительных показателей.
Разработанные рекомендации по повышению уровня конкурентоспособности ООО «ВИЛАНД» на рынке будут способствовать улучшению эффективности деятельности организации.
В нынешней экономической системе очевидно, что конкуренция является двигателем образования и развития общества, а также важным инструментом экономии ресурсов. Для поддержания конкуренции, как и многих других экономических факторов, требуется хорошее управление, определяющее основные средства поддержания, использования и развития конкурентных преимуществ. Концепция конкурентного преимущества отражает превосходство продукта, бренда или организации над конкурентами в битве на рынке.
Конкурентные преимущества создаются в процессе развития сильных сторон компании через ее недостатки и могут быть реализованы одной конкурирующей компанией перед другими в рыночных условиях.
Любая организация, которое собирается войти на рынок или уже вступает на рынок, на первом этапе сталкивается с препятствием в лице других организаций уже функционирующих на данном рынке, другими словами конкурентов. Это обуславливает их подстраивать свою деятельность под параметры рынка. При том в качестве конечной цели можно выделить победу в конкурентной борьбе, при этом не случайную победу, а являющуюся закономерным итогом постоянных и грамотных усилий организации. Достижение победу в первую очередь обусловлено конкурентоспособностью товаров и услуг организации, а также конкурентоспособностью самого организации.
В настоящее время существует ряд факторов, которые влияют на конкурентоспособность компании, а также субъективные факторы, которые зависят от управленческой команды организации и определения работы, связанной с конкурентоспособностью. Такие факторы, как характеристики потребителей, навыки и ресурсы компании, характеристики целевых рынков и поведение потребителей, напрямую определяют конкурентоспособность организации.
Достаточно широкий спектр таких факторов сокращается за счет сосредоточения внимания на так называемых конкурентных преимуществах компании, то есть тех характеристиках, которые предлагают компании преимущества перед ее основными конкурентами.
В целом финансовые показатели организации стабильны. Но есть определенные нюансы, которые могут негативно повлиять на конкурентоспособность компании.
ООО «Виланд» успешно работает на рынке. За это время компания накопила достаточный опыт в обслуживании клиентов, а также в предоставлении услуг, связанных с этой деятельностью. Компания имеет высокий уровень менеджмента и оптимальную организационную структуру, позволяющую поддерживать высокий уровень сервиса и хороший уровень корпоративной культуры.
В ООО «Виланд» функциональная система управления сбытом. В основу построения структуры отдела сбыта, положены товарный и функциональный принципы.
Основными конкурентами можно считать: ООО «Альта-Сайдинг Алтай», ООО «Аск-Сервис», ООО «Алюпласт», ОАО «Автоколонна 1935», ООО «Олди». Самым главным и основным конкурентом фирма считает ООО «Олди».
В результате проведенного исследования было выявлены следующие проблемы влияющие на конкурентоспособность ООО «Виланд»:
- слабая степень известности по сравнению с конкурентами,
- недостаточная рекламная политика,
- недостаточная мотивация персонала для предоставления качественных товаров и услуг.
Итак, с целью повышения конкурентоспособности исследуемой организации были предложены следующие мероприятия:
1 Совершенствование кадровой стратегии с целью повышения эффективности работы персонала
2 Совершенствование рекламной деятельности
3 Укрепление имиджа организации
Показатели после реализации рекомендаций по улучшению стратегии повышения конкурентоспособности, выше, чем до реализации, поэтому они эффективны и могут быть реализованы.
Вышеуказанные меры по совершенствованию стратегии повышения конкурентоспособности помогут организации занять лидирующие позиции на рынке.
1. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках: закон Правительства РФ № 70-ФЗ от 06.05.1998 [Текст] // Российская газета. -2003. - № 202. - 08 октября.
2. Абдулгазис, Э. Д. Конкурентная политика организации сущность,
принципы, ориентиры и подходы формирования / Э. Д. Абдулгазис // Междисциплинарные исследования XXI века: теория, методология, практика : Материалы XXXVI Всероссийской научно-практической конференции, Ростов- на-Дону, 10-11 марта 2022 года. - Ростов-на-Дону: Издательство
"Манускрипт", 2022. - С. 249-253.
3. Амирова, С. А. Пути повышения конкурентоспособности организации / С. А. Амирова // Актуальные вопросы современной экономики. - 2022. - № 3. - С. 433-438.
4. Анализ конкурентного потенциала организации / И. Г. Лозовая, А. С. Гребенникова, А. С. Гребенников, В. А. Демидов // Актуальные вопросы экономики : сборник статей X Международной научно-практической конференции, Пенза, 05 февраля 2022 года. - Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2022. - С. 104-106.
5. Анисимова, А. Ю. Повышение конкурентоспособности организации и финансовых результатов его деятельности в условиях рыночной неопределённости / А. Ю. Анисимова, А. Э. Галимзарова // Современные исследования как драйвер роста экономики и социальной сферы : сборник статей II Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 21 февраля 2022 года. - Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2022. - С. 63-67.
6. Антонов, Г.Д. Управление конкурентоспособностью организации / Г.Д. Антонов. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 298 с.
7. Астахова, М. А. Влияние качества услуг на конкурентоспособность торгового организации / М. А. Астахова // Российская наука: тенденции и возможности : Сборник научных статей / Научный редактор Е.В. Попова. - Москва : Издательство "Перо", 2022. - С. 23-25.
8. Банникова, М. А. Конкурентоспособность предприятий в условиях цифровой экономики / М. А. Банникова, Д. Н. Фролова, К. Ю. Добрин // Внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы : сборник статей Международной научно-практической конференции, Волгоград, 12 января 2022 года. - Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "ОМЕГА САЙНС", 2022. - С. 109-112.
9. Бушмелева, Ю. В. Конкурентоспособность организации в современных рыночных условиях / Ю. В. Бушмелева, Н. А. Асанова // Социально-экономическое развитие региона в контексте обеспечения экономической безопасности. - Краснодар: ФГБУ "Российское энергетическое агентство" Минэнерго России Краснодарский ЦНТИ- филиал ФГБУ "РЭА" Минэнерго России, 2022. - С. 10-16.
10. Вишнягова, Е. А. Экосистема как механизм устойчивого развития промышленности / Е. А. Вишнягова, И. А. Соловьева // Вестник Южно- Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. - 2022. - Т. 16. - № 1. - С. 62-76.
11. Гарипов, А. А. Влияние стратегии ценообразования на
конкурентоспособность организации / А. А. Гарипов // Радиоэлектроника, электротехника и энергетика : тезисы докладов Двадцать восьмой
международной научно-технической конференции студентов и аспирантов, Москва, 17-19 марта 2022 года. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Центр полиграфических услуг " РАДУГА", 2022. - С. 483.
12. Давыдова, А. Р. Методы оценки конкурентоспособности организации и инструменты её повышения / А. Р. Давыдова // Наука и общество: актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник статей Международной научно-практической конференции, Пенза, 17 апреля 2022 года. - Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2022. - С. 30-33.
конкурентоспособности организации деревообрабатывающей отрасли / М. М. Заборцева, Е. А. Воронина // Национальные экономические системы в контексте формирования глобального экономического пространства : Сборник научных трудов / Под общей редакцией З.О. Адамановой. - Симферополь : Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2022. - С. 199-202.
14. Ивахник, Д. Е. Оценка конкурентоспособности бизнес-процессов организации / Д. Е. Ивахник // "Фотинские чтения - 2021" (осеннее собрание) : Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции, приуроченной к 70-летию ИМИ - ИжГТУ, Ижевск, 25-27 ноября 2021 года. - Ижевск: Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова, 2022. - С. 15-25.
15. Ишмаева, О. В. Реализация производственной стратегии как важный фактор повышения конкурентоспособности организации / О. В. Ишмаева // Парадигма. - 2022. - № 2-1. - С. 27-29.
16. Казначеева, С. Н. К вопросу о конкурентоспособности современного организации / С. Н. Казначеева, И. Б. Бичева // Наука Красноярья. - 2022. - Т. 11. - № 2-2. - С. 53-60.
17. Ковзиков, А. М. Повышение конкурентоспособности организации (на примере ООО «Джайнер») / А. М. Ковзиков // Радиоэлектроника, электротехника и энергетика : тезисы докладов Двадцать восьмой международной научно-технической конференции студентов и аспирантов, Москва, 17-19 марта 2022 года. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Центр полиграфических услуг " РАДУГА", 2022. - С. 463.
18. Казакова, Н. С. Экономическая сущность конкуренции и
конкурентоспособности организации / Н. С. Казакова, И. В. Попова // Инновации и современные технологии в производстве и переработке сельскохозяйственной продукции : сборник статей по материалам
Всероссийской (национальной) научно-практической конференции, Курган, 20 января 2022 года. - Курган: Курганская государственная сельскохозяйственная академия им. Т.С. Мальцева, 2022. - С. 494-498.
19. Котлер, Ф. Маркетинг, менеджмент [Текст] / Ф. Котлер. - СПб.: Питер, 2013. - 896 с.
20. Ложкина Э.В. Роль недобросовестной конкуренции в развитии конкурентных отношений в условиях рыночной экономики // Юридическая наука в XXI веке. - 2018. - С. 150-154.
21. Магомедов, Ш.Ш. Конкурентоспособность товаров / Ш.Ш. Магомедов. - М.: Дашков и К, 2015. - 294 с.
22. Макашова, Е. М. Конкурентоспособность как результат HR-бренда и маркетинга человеческих ресурсов / Е. М. Макашова // Наука, общество, культура: проблемы и перспективы взаимодействия в современном мире : сборник статей VI Всероссийской научно-практической конференции, Петрозаводск, 06 января 2022 года. - Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2022. - С. 125-131.
23. Муртазалиева, М. Р. Конкурентоспособность организации при введении инновационных технологических процессов / М. Р. Муртазалиева // Научно-технический прогресс как механизм развития современного общества : сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, Саратов,, 13 января 2022 года. - Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2022. - С. 64-66.
24. Олькова М. А. Конкурентоспособность как объект управления / М.А. Олькова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - №8. - С. 57-59.
25. Отварухина Н. С. Управление конкурентоспособностью / Н. С. Отварухина, В. Р. Веснин. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 336 с.
26. Панько Ю.В. Условия и факторы современной конкуренции / Ю.В. Панько. - М. : Амирит, 2018. - 123 с. ISBN 978-5-534-08682-9.
27. Повышение конкурентоспособности строительного организации / Д. Ф. Шишкина, Д. А. Калинина, В. А. Савина [и др.] // Финансовая экономика. - 2022. - № 2. - С. 171-174.
28. Помаслова А.А. Правовая сущность конкуренции и ее роль в развитии рыночной экономики [Текст] / Помаслова А.А., Разумова Т.О. // Инновационное развитие экономики. Будущее России : материалы и докл. V Всерос. (нац.) науч.-практ. конф. - 2018. - С. 308-313.
29. Попов С. А. Актуальный стратегический менеджмент. Видение - цели - изменения : учеб.-практ. пособие / С. А. Попов. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 447 с. ISBN 978-5-534-07155-9.
30. Портер, М. Конкуренция [Текст] / М. Портер. - М.: Вильямс, 2015. - 229 с.
31. Потеева М.А. Методология системной оценки конкурентоспособности организации по пяти конкурентным силам [Текст] / М.А. Потеева, Е.Р. Бондарева // Экон. исслед. и разработки. - 2017. - № 10. - С. 354-365.
32. Рамазанова, С. Б. Методы оценки и управления конкурентоспособностью организации / С. Б. Рамазанова // Актуальные вопросы современной экономики. - 2022. - № 3. - С. 561-567.
33. Савенкова В.И. Конкуренция как экономическая категория: её сущность, значение, виды [Текст] / Савенкова В.И., Довготько Н.А., Рязанцев И.И. // НаукаПарк. - 2017. - № 7 (58). - С. 78-80.
34. Савич, Е. О. Пути повышения конкурентоспособности организации [Текст] / Е.О. Савич // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 11. - С. 224-225.
35. Смышлякова, А. Н. Классификация, техники анализа и методики оценки конкурентоспособности организации / А. Н. Смышлякова, В. Н. Ходыревская // XXIV Всероссийская студенческая научно -практическая конференция Нижневартовского государственного университета. - Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2022. - С. 465-471.
36. Согова Д.Ф. Анализ методологии оценки конкурентоспособности организации // Приоритеты социально-экономического развития юга России : сб. ст. XIV межрегион. науч.-практ. конф. молодых ученых / науч. ред. Л.А. Воронина, И.Д.Золотарева. - Краснодар, 2017. - С. 134-139.
37. Стаценко, Е. В. О механизме обеспечения конкурентоспособности предприятий / Е. В. Стаценко, Н. К. Сербу // Тенденции развития современной экономики предприятий и организаций : Сборник научных трудов VII Внутривузовской научно-практической конференции, Симферополь, 08 февраля 2022 года. - Симферополь: Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 2022. - С. 76-78.
38. Тарасова, О. В. Методические подходы к оценке конкурентоспособности предприятий: теория и практика / О. В. Тарасова, К. В. Саликжанова // Теоретические и прикладные проблемы науки о человеке и обществе. - Петрозаводск : Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2022. - С. 186-232.
39. Тарханова, Д. А. Конкурентоспособность продукции и организации / Д. А. Тарханова, М. А. Богатиков // Стимулирование научно-технического потенциала общества в стратегическом периоде : сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Саратов, 09 февраля 2022 года. - Стерлитамак: Общество с ограниченной ответственностью "Агентство международных исследований", 2022. - С. 61-63.
40. Устимкин О.А. Оценка и пути повышения конкурентоспособности организации / О.А, Устимен // Форум молодых ученых. - 2019. - №1 (29). - С. 7-10.
41. Устюгова, И. Е. Совершенствование управления
конкурентоспособностью предприятий сферы услуг / И. Е. Устюгова, М. С. Деркачев // Фундаментальные научные исследования. - Анапа: «Научно¬
исследовательский центр экономических и социальных процессов» в Южном Федеральном округе, 2022. - С. 52-56.
42. Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия управления / Р.А. Фатхутдинов. - М. Инфра-М, 2015. - 396 с. ISBN 5-16¬000313-4
43. Черненкович С.С. Принципы организации внутреннего контроля на коммерческих организациих / С.С. Черненкович // Финансы коммерческих организаций: учет, контроль, анализ. - 2017. - №18. - С. 67-68
44. Чичиренко М.А. Методы оценки конкурентоспособности организации / М.А. Чичиренко // Аграрное образование и наука. 2017. № 1. С. 59.
45. Чочаева, Т. Ж. Конкурентоспособность и культура организации / Т.
Ж. Чочаева, А. И. Осипова // Совершенствование науки в наши дни: междисциплинарные аспекты. - Ростов-на-Дону: ЮЖНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ(ИУБиП); ООО "Издательство ВВМ", 2022. - С. 455-456.
46. Шабанова, Е. С. Подходы к оценке конкурентоспособности организации / Е. С. Шабанова, А. О. Спицына // Проблемы развития современного общества. - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2022. - С. 291-296.
47. Шахгираев, И. У. Формирование конкурентных преимуществ в условиях реализации инновационной стратегии организации / И. У. Шахгираев, Т. Ш. Пацагов // Вестник Чеченского государственного университета им. А.А. Кадырова. - 2022. - № 1(45). - С. 28-34.
48. Шишлонова, А. А. Конкурентоспособность организации: принципы и методы оценки / А. А. Шишлонова // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2022. - № 1-2(83). - С. 159-161.
49. Эванс, Д.Р. Маркетинг / Д.Р. Эванс. - М.: Экономика, 2016. - 259 с.
50. Яконицева М.В. Маркетинговые средства анализа
конкурентоспособности предприятий / М.В. Яконицева // Методология и практика бухгалтерского учета. - 2017. - №8. - С. 64-67.