Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения особенностей нервно-психической устойчивости сотрудников государственной противопожарной службы в контексте личностных качеств 7
1.1 Понятия и концепции нервно-психической устойчивости 7
1.2 Особенности профессиональной деятельности и личностных качеств
сотрудников противопожарной службы 21
1.3 Формирование нервно-психической устойчивости сотрудников
противопожарной службы 28
Глава 2. Эмпирическое исследование нервно-психической устойчивости сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России в
контексте личностных качеств 35
2.1 Программа и методика исследования 35
2.2 Результаты эмпирического исследования нервно-психической
устойчивости сотрудников противопожарной службы, в контексте личностных качеств 40
2.3 Рекомендации и упражнения по профилактике нервно-психических срывов в профессиональной деятельности сотрудников противопожарной
службы 52
Заключение 60
Список используемой литературы 64
Приложения
Деятельность человека и её результаты обусловлены не только стойкими индивидуальными качествами, но и временными сдвигами, которые формируются в его организме и определяются как психические состояния.
Психические состояния личности в большей мере влияют на готовность человека к выполнению любой деятельности, в первую очередь профессиональной. Ведь именно на работе взрослый человек проводит большую часть своего времени. Здесь он общается с коллегами, взаимодействует с ними, дает распоряжения, и сам выполняет поручения. И все указанные действия в значительной степени зависят от качеств, которые присущи человеку: черт личности, особенностей его характера, психики, доминирующих в настоящий момент эмоциональных состояний.
Все вышесказанное в полной мере касается и экстремальной психологии вообще, и психологии деятельности сотрудников противопожарной службы, в частности. Выполнение поставленной задачи тем же пожарным при ликвидации чрезвычайной ситуации будет зависеть от уровня его профессиональной, физической и психологической подготовки. А психологическая готовность включает умение владеть собой, умение регулировать свое состояние, умение преодолевать стресс и соответственно, уменьшать его влияние. И это становится возможным в том случае, если и руководители, и сами сотрудники противопожарной службы будут иметь знания о доминирующих психических состояниях в различных жизненных ситуациях, о возможности предупреждения негативных состояний и борьбы с уже возникшими отрицательными эмоциональными состояниями.
Проблема изучения нервно-психической устойчивости не является новой в психологии. Её изучением занимались и занимаются такие ученые как: Е.В. Зинченко, Б.Р. Мандель, Ю.А. Фесенко, Л.П. Чурилов, В.А. Худик.
Психологические проблемы управления нервно-психической устойчивостью являются достаточно разработанными как в зарубежной, так и в отечественной литературе. Однако, недостаточно проработанной на сегодня существует проблема формирования нервно-психической устойчивости в контексте личностных особенностей у сотрудников государственной противопожарной службы.
Степень изученности проблемы: проблема нервно-психической устойчивости в трудных и экстремальных жизненных ситуациях раскрыта в трудах М.И. Дьяченко, Т. Рибо, Е.А. Милерян, С.М. Оя, О.А. Черникова, Л.М. Аболина, Н.А. Аминова, В.А. Пономаренко, В.М. Смирнова, А.И.Трохачева, Я. Рейковского, Ю.В. Щербатых, Д.А. Леонтьева, Н.В. Гришиной, К. Муздыбаева, Т.Л. Крюковой, И.П. Шкуратова, Л.В. Куликова.
Цель работы: изучить особенности нервно-психической устойчивости сотрудников государственной противопожарной службы в контексте личностных качеств.
Объект исследования: нервно-психическая устойчивость личности.
Предмет исследования: взаимосвязь нервно-психической
устойчивости и личностных качеств сотрудников государственной противопожарной службы.
Задачи исследования:
1. Провести теоретико-методологический анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме нервно-психической устойчивости личности.
2. Изучить особенности условий работы сотрудников государственной противопожарной службы во взаимосвязи с нервно-психической устойчивостью личности и личностными качествами.
3. Разработать и провести эмпирическое исследование особенностей нервно-психической устойчивости и личностных качеств сотрудников государственной противопожарной службы
4. Проанализировать взаимосвязь нервно-психической устойчивости с личностными особенностями сотрудников государственной противопожарной службы.
5. Предложить рекомендации по профилактике нервно-психических срывов в профессиональной деятельности для сотрудников государственной противопожарной службы.
Гипотеза исследования: вероятно, существует взаимосвязь между нервно-психической устойчивостью и личностными особенностями сотрудников государственной противопожарной службы.
Теоретико-методологические основания:
Теоретические обоснования развития нервно-психической
устойчивости в силовых структурах (Т.Н. Берг, Л.И. Спивак, А.Г. Маклаков), деятельностный подход (А.Н. Леонтьев).
Методы и методики исследования:
1. Анализ теоретико-методологических источников по проблеме исследования: абстракция и конкретизация, анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение.
2. Методы сбора эмпирических данных: Анкета оценки нервно¬психической устойчивости «Прогноз» В.Ю. Рыбникова [54]; Методика многостороннего исследования личности (ММИЛ) по Ф. Березину [58, С. 4]; 16 PF опросник Р.Б. Кеттела [22].
Математико-статистические методы обработки данных:
корреляционный анализ Спирмена, Дисперсионный анализ (ANOVA), факторный анализ методом главных компонент с Varimax-вращением. Обработка данных проводилась с помощью программы IBM SPSS StatisticsVersion 23.
Выборка представлена 76 мужчинами в возрасте 30-35 лет, со стажем работы 4-5 лет, которые являются сотрудниками ГУ МЧС России по Алтайскому краю.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы в котором 96 источников, из них 25 на иностранном языке, в работе имеется 4 рисунка, 3 таблицы и 4 приложения.
Нервно-психическая устойчивость для сотрудников экстремальных профессий, в том числе для сотрудников противопожарной службы является актуальной и достаточно значимой на любом из этапов становления профессиональной деятельности сотрудника. Особенно важным является выявление личностных особенностей во взаимосвязи с уровнем нервно¬психической устойчивости, что в дальнейшем будет очень важно для прогнозирования нервно-психических срывов в процессе профессиональной деятельности.
Особенность профессии сотрудников противопожарной службы заключается в постоянном нахождении в условиях потенциального риска и психологического напряжения, обусловленного целым рядом событий, например таких как: потенциальный риск для жизни и здоровья, высокий уровень ответственности, риск возникновения непредвиденных ситуаций, риск негативных последствий в случае принятия неправильного решения и дефицит времени на обдумывание решения. Хотелось бы отметить, что сотрудники противопожарной службы целенаправленно входят в ситуацию, которая представляет собой потенциальную опасность для жизни и здоровья. Сотрудники данной профессии каждодневно подвержены риску и опасности на своём рабочем месте, именно поэтому высокие показатели уровня нервно¬психической устойчивости являются значимыми для сотрудников противопожарной службы. Нервно-психическая устойчивость проявляется в сохранении «нормальной» работоспособности в условиях стресса, в адекватном реагировании в экстремальной ситуации, в сохранении самоконтроля, в умении совладать своим поведением и несмотря не на что, выполнять поставленную профессиональную задачу.
В теоретической части мы проанализировали понятие «нервно¬психическая устойчивость» в отечественной и зарубежной литературе с точки зрения различных авторов. Описали факторы, влияющие на снижение нервно-психической устойчивости. Так же были выявлены особенности деятельности сотрудников противопожарной службы, их условий труда, а так же психологических особенностей профессиональной деятельности.
Было определено, что наиболее эффективным методом в рамках данного исследования, выступает когнитивно-поведенческий подход. На основе данного подхода были выделены техники и упражнения для сотрудников противопожарной службы. Были предложены рекомендации для сотрудников противопожарной службы по повышению нервно-психической устойчивости и уменьшению вероятности нервно-психических срывов в профессиональной деятельности. Так же данные рекомендации, могут быть использованы в деятельности психолога МЧС.
В ходе исследования сотрудники были поделены на 2 группы: 1 группа -сотрудники с низким уровнем нервно-психической устойчивости, 2 группа -сотрудники с высоким уровнем нервно-психической устойчивости. Были выделены личностные особенности в зависимости от уровня нервнопсихической устойчивости.
В работе сделаны следующие выводы:
1. Нервно-психическая устойчивость - это способность человека противостоять трудностям, контролировать свои эмоции, проявлять самообладание выдержку и такт. Это многогранное и мультифакторное понятие, которое содержит в себе комплекс абсолютно всех личностных качеств индивида, которые предоставляют возможность сохранять контроль и работоспособность в экстремальных условиях среды (психологических, социальных и др.), адекватно воспринимать сильные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, отражающие характерные черты профессиональной деятельности, без негативных последствий для собственной деятельности, деятельности окружающих, а так же своего здоровья.
2. Деятельность сотрудников МЧС России является экстремальной и опасной. Именно в таких стрессовых ситуациях, сотрудникам необходима нервно-психическая устойчивость. Специалисты МЧС во время устранения возгораний и результатов того или иного происшествия подвергаются воздействию множества негативных воздействий извне.
3. Выявлены отличительные особенности личности, которые напрямую связаны с нервно-психической устойчивостью. Так, те работники, которые имеют низкий уровень нервно-психической устойчивости могут иметь такие отличительные черты личности как: склонность к непостоянству, неорганизованности, безответственности, импульсивности, отсутствие усилий по выполнению групповых требований и норм, зависимости от мнения группы, отсутствие собственного мнения, застенчивости, раздражительности, низкой самостоятельности, критическому отношению к себе и окружающим, трудностям в межличностных отношениях, неуверенность в себе, страхом, ранимостью, склонность к депрессиям. В то же время, для сотрудников с высоким уровнем нервно-психической устойчивости характерны такие отличительные черты личности как: развитое чувство долга, выполнение всех требований группы и моральных норм, стабильность, добросовестность, деловая направленность, находчивость, стремление иметь собственное мнение, целеустремлённость, склонность к прогнозированию результатов своего поведения, склонность к доминированию и стремлению к победе.
5. Получены факторные модели, отражающие личностные особенности сотрудников противопожарной службы в зависимости от уровня их нервно-психической устойчивости.
6. Разработаны рекомендации по повышению уровня нервно - психической устойчивости и снижению вероятности нервно-психических срывов в процессе профессиональной деятельности для сотрудников противопожарной службы.
Таким образом, в работе была достигнута поставленная цель, а именно были изучены особенности нервно-психической устойчивости сотрудников противопожарной службы в контексте личностных качеств. Все поставленные, перед началом исследования задачи были выполнены. Гипотеза подтверждена.
1. Абрамова Г. С. Общая психология: учебное пособие. 2-е изд., М.: ИНФРА-М, 2020. 496 с.
2. Альперович В. Д. Качественные и количественные методы фундаментальных исследований в психологии: учебное пособие. Ростов-на- Дону: Издательство Южного федерального университета. 2017. 114 с.
3. Бабурин С. В. Психология пенитенциарного стресса и адаптации: Учебное пособие. Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2016. 315 с.
4. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Методы исследования уровня субъективного контроля // Психолог. журнал. 1984. Т.5. № 3. С. 152¬161.
5. Бобрищев А. А. Взаимосвязь уровня субъективного контроля со стресс-преодолевающим поведением сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России с различным уровнем адаптированности // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2016. № 1. C. 92-97.
6. Бодров В.А. Информационный стресс. Учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2000. 352 с.
7. Варданян Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости. Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. 1983. С. 542-543.
8. Вассерман Л.И., Беребин М.А., Косенков Н.И. О системном подходе к оценке психической адаптации // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. 1994. № 3. С. 16-25.
9. Власенко Н. Ю. Исследование личностного адаптационного потенциала и его физиологических коррелятов у пожарных-спасателей // Социально-экологические технологии. 2020. № 1. С. 97-110.
10. Гуц Д. С., Нургалеев В.С. Самоприобщение личности к экстремальной деятельности: Монография. Красноярск: СФУ, 2016. 220 с.
11. Дарвиш О.Б. Психологическая устойчивость как базовая характеристика личности // Сибирский педагогический журнал. 2008. №7.
С.362-370.
12. Дыхан Л. Б. Меры зашиты и действия населения в чрезвычайных ситуациях социального характера: учебное пособие; Южный федеральный университет. Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2019. 116 с.
13. Евсеев Л. Л. Психологическая готовность курсантов к профессиональной деятельности в опасных ситуациях на разных этапах профессиональной подготовки // Весшк МаПлёускага дзяржаунага ушверсггэта 1мя А.А. Куляшова. Серыя C. Псххолага-педагаычныя навукг педагоПка, псххалоПя, методыка. 2020. № 1(55). С. 63-68.
14. Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты: монография / отв. ред. А.В. Махнач, Л.Г. Дикая. М.: Институт психологии РАН, 2016. 755 с.
15.Заварзина О. В. Психология экстремальных ситуаций: Учебник М.: Курс, 2018. 176 с.
16.Захарова В. Г. Профессионально важные качества сотрудников ФСИН, обеспечивающие нервно-психическую устойчивость // Социально-гуманитарные инновации: стратегии фундаментальных и прикладных научных исследований: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Оренбург. 2020. С. 167-176.
17.Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора. Очерки психологии труда оператора. М.: Наука, 1974. С. 138-172.
18.Зинченко Е. В. Психологические аспекты стресса: Учебное пособие Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2017. 91 с.
19. Ильин Е.П. Теория функциональной системы и психофизиологического состояния. В кн.: Психические состояния. СПб.: Питер; 2001.С.73-83.
20. Ильинский С.В., Гладышева Е.А. Особенности стрессоустойчивости сотрудников противопожарной службы. Вестник Самарской гуманитарной академии. 2013. №2. С.34-45.
21. Истратова О. Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. 8-е изд. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. 376 с.
22. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р.Б. Кеттелла. СПб., 2001. С. 55- 81, 96-97.
23. Казанков В.В. Трехфакторная модель психологической устойчивости субъекта деятельности. Вестник ЛГУим. А.С. Пушкина.2010. №3. С.65-76.
24. Климонтова О.А. Психологическая устойчивость к стрессам // Вестник Науки и Творчества. № 1(37), 2019. С.18-21.
25. Коваль Н. А. Социально-психологические основы духовности личности // Вестник ТГУ. Тамбов, 2011. № 8. С. 23-28.
26. Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. СПб.: Питер; 2004.
27. Лазарус Р. С. Теория стресса и психофизиологические исследования. Эмоциональный стресс: физиологические и психологические реакции. Под ред. Л. Леви, В.Н. Мясищева. Спб.: Питер, 2000. 235с.
28. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. 63 с.
29. Лосев К. В. Особенности взаимосвязи показателей социометрического статуса, свойств личности и нервно-психической устойчивости у курсантов военного вуза // Научное мнение. 2021. № 10. С. 54-59.
30. Макадей Л. И., Осипова Н.В., Терещенко Э.В. Роль нервно-психической устойчивости в совладающем поведении военнослужащих // Социально-психологическая адаптация мигрантов в современном мире: Материалы 5-й Международной научно-практической конференции. Пенза: Изд-во Перо, № 4 (52), 2020. С. 134-138.
31. Макаркин С. В. Государственный пожарный надзор: Учебное пособие. М.: Флинта, Изд-во Урал. 2017. 248 с.
32. Мандель Б. Р. Дифференциальная психология. Модульный курс: учебное пособие. М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2020. 315 с.
33. Мандель Б. Р. Психология стресса: учебное пособие. М.: ФЛИНТА, 2019. 252 с.
34. Мартынова Е. В. Индивидуальное психологическое консультирование. Теория, практика, обучение. М.: Генезис, 2016. 385 с.
35. Марьин М.И., Петров В.Е. Энциклопедия юридической психологии. М., 2002.
36. Масаев В. Н., Вдовин О.В., Муховиков Д.В. Основы организации и ведения аварийно-спасательных работ // Спасательная техника и базовые машины: Учебное пособие для слушателей, курсантов и студентов Сибирской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России. Железногорск: ФГБОУ ВО СПСА ГПС МЧС России, 2017. 179 с.
37. Методика определения стрессостойкости и социальной адаптации Холмса и Раге. Практикум по психологии личности. СПб., 2001. С. 418-420.
38. Мусийчук М.В. Методологические основы психологии: учебник. М.: ФЛИНТА, 2019. 108 с.
39. Неврозы и стресс: монография. Ю. А. Фесенко, Л. П. Чурилов, В. А. Худик. Санкт-Петербург: Фолиант, 2018. 352 с.
40. Нечипоренко В.В., Лыткин В.М., Синенченко А.Г. Диагностика расстройств личности у военнослужащих. Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. Бехтерева. 2004. №2. С. 22-26.
41. Обухова Ю. В. Современная практическая психология в обеспечении ресурсов самореализации личности: Монография. Ростов-на- Дону: Южный федеральный университет, 2016. 305 с.
42. Обухова Ю. В. Актуальные вопросы психологии личности: теория и практика: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2018. 142 с.
43. Оноприенко М. Г. Безопасность жизнедеятельности. Защита территорий и объектов экономики в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие. М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2020. 400 с.
44. Островский Э.В. Основы психологии: учеб. Пособие. М.: Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2018. 272 с.
45. Пашинина Е. И., Родионова Е.О. Социально-психологические ресурсы обеспечения нервно-психической устойчивости сотрудников сектора повышенной безопасности // Наука и инновации-современные концепции: сборник научных статей по итогам работы Международного научного форума: Инфинити, 2021. С. 116-123.
46. Пирогова Л. В., Корзунин В. А. Краткосрочная программа реабилитации специалистов ГПС МЧС России. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2020. Т. 25, № 1(80). С. 37-42.
47. Пожарно-строевая подготовка: Учебно-методическое пособие Шемятихин В.А., Коробова Н.А., М.: Флинта, 2017. 116 с.
48. Правдина Л. Р. Психология профессионального здоровья: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2016. 208 с.
49. Психология кризисных и экстремальных ситуаций: индивидуальные жизненные кризисы; агрессия и экстремизм: Учебник Хрусталева Н.С. СПб: СПбГУ, 2016. 445 с.
50. Психология - наука будущего: Материалы VII Международной конференции молодых ученых «Психология-наука будущего». 14—15 ноября 2017 года, М., под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. М.: Институт психологии РАН, 2017. 998 с.
51. Рапохин Н. П. Прикладная психология: учеб. Пособие. М.: ИНФРА- М, 2020. 430 с.
52. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. 2003. 559 с.
53. Розов В.И. Системогенез как общая закономерность развития адаптивности в экстремальных условиях. Актуальные проблемы психологии: традиции и современность: матер, между нар. конф. Киев, 1992. [Электронный ресурс] http://adaptability.narod.ru/as.htm. (Дата обращения: 28.04.2022).
54. Рыбников В.Ю. Экспресс-методика "Прогноз-2" для оценки нервно-психической неустойчивости кандидатов на учебу в ВУЗ. М.: Воениздат, 1990. С. 132-135.
55. Савочкин Д. В., Кунах М.В. Управление в системе МЧС России: организационно-правовые и документальные аспекты: учебное пособие для курсантов и слушателей высших учебных заведений МЧС России. Железногорск: ФГБОУ ВО СПСА ГПС МЧС России, 2017. 164 с.
56. Самонов А. П. Влияние экстремальных условий на эффективность действий пожарного подразделения в связи с некоторыми индивидуально - психологическими особенностями пожарных [Электронный ресурс] https://www.dissercat.com/content/vliyanie-ekstremalnykh-uslovii-na-effektivnost- deistvii-pozharnogo-podrazdeleniya-v-svyazi-s. (Дата обращения: 15.04.2022).
57. Селье Г. Стресс без дистресса; под ред. Е. М. Крепса; предисл. Ю. М. Саарма; пер. с англ. [Электронный ресурс] http://lib.ru/PSIHO/SELYE/distree.txt_with-big-pictures.html. (Дата обращения: 12.05.2022).
58. Сярдин В.И., Каверник Е.А. Практикум по психодиагностике. Методики личностной диагностики. Учебно-методическое пособие. «Авангард», Севастополь, 2018.
59. Слауцкий С.В., Заряева Н.П. Опецифика профессиональной деятельности сотрудников МЧС России // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2015. №1 (6). С. 269-261.
60. Сорокоумова Е. А., Лаптев Р.В. Исследование саморегуляции, осознанности и нервно-психической устойчивости у сотрудников правоохранительных органов. Психолого-педагогический поиск. 2020. № 4(56). С. 100-108.
61. Спивак Л.И., Барабаш В.И. Оценка состояния нервно-психического здоровья кандидатов в военно-учебные заведения. Воен.-мед. журн. 1979. № 5. С. 15-17.
62. Спивак Л.И. Раннее выявление военнослужащих с нервно¬психическими расстройствами. Методическое пособие. М.: Воениздат, 1984. С. 41-44.
63. Старченкова Е. С. Психологические факторы профессионального
выгорания [Электронный ресурс] http://www.dslib.net/psixologia- truda/pshologicheskie-faktory-professionalnogo-vygoranija.html. (Дата
обращения: 21.03.2022).
64. Суторьма И. И., Загор В.В., Жукалов В.И. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций: учеб. пособие. Минск: Новое знание; М.: ИНФРА-М, 2019. 270 с.
65. Фаустова А.Г., Афанасьева А.Э., Виноградова И.С. Психологическая устойчивость и феноменологически близкие категории // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие, 9 (32), 18-27.
66. Фирмаль Л. А. Личностные особенности сотрудников системы МЧС // Понятие профессионально важных качеств в психологи, 5 (31), 21-25.
67. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера: предупреждение и ликвидация: материалы конференции (съезда, симпозиума). Железногорск: ФГБОУ ВО СПСА ГПС МЧС России, 2017. 120 с.
68. Швацкий А.Ю. История психологии: учеб. пособие. М.: ФЛИНТА, 2019. 322 с.
69. Ширшов В. Д. Психологическая готовность к действиям в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2020. 329 с.
70. Шойгу Ю.С. Организация деятельности психологической службы МЧС России // Национальный психологический журнал. 2012. № 1 (7). С.131-133.
71. Шуткина Ж. А., Давыдов С.В. Взаимосвязь личностных качеств с нервно-психической устойчивостью у военнослужащих // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 63-7. С. 115-118/
72. Abdel-Fattah HMM. A. (2020). Emotional Intelligence and Emotional Stability in Crises.
73. Bajaj, B., Gupta, R., & Sengupta, S. (2018). Emotional Stability and Self-Esteem as Mediators Between Mindfulness and Happiness. Journal of Happiness Studies, 1-16.
74. Beck, A.T. Cognitive therapy: Past, present, and future. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 1993. 61, Vol. 61, № 2. p. 194-198.
75. DukhnovskiySV, BryuzginAA. Psikhologicheskaya ustoychivost' kak uslovie preodoleniya kriticheskikh situatsiy. Vestnik Kurganskogo gosudarstvennogo universiteta. 2008;1(11):131-3. (In Russ).
76. Folkman S., Lazarus R.S. An analysis of coping in a middle-age community sample J. of Health and Soc. Behav. 1980. Vol. 21. P. 219-239.
77. Neill J. What is psychologicalresilience. Доступно по: http://wilderdom.com/psychology/resilience/PsychologicalResilience.html. Ссылка активна на 02 февраля 2021.
78. Oriarewo, G.O., Ofobruku, S.A., AgbaezeE., K., & Tor, Z.A. (2018). The Influence of Emotional Stability on Employees’ Performance: A Review. South Asian Journal of Social Studies and Economics.
79. Kobasa, S. C. Stressful Life Events, Personality, and Health-Inquiry into Hardiness. Journal of Personality and Social Psychology, 1979. № 37, р. 1-1.
80. Kelly G. (1955) The psychology of Personal Constructs. New-York: Norton.
81. Lazarus A. (1968) Learning theory and the treatment of depression. Behav. Res.Ther., P. 83-89.
82. Lazarus R. Teorii stressa i psikhologicheskie issledovaniya. In: Emotsional'nyy stress. Leningrad; 1970. P. 178-208. (In Russ).
83. Lester D., Beck A.T. (1975) Suicidal intent, medical lethality of the suicideattempt, and components of depression. J. Clin. Psychol., 31: P. 11-12.
84. Lewinsohn P.M. (1974b) Clinical and theoretical aspects of depression. In:Innovative treatment Methods in Psychopathology, ed. K.Calhom, H.Adams &
K.Mitchel. New-York: Wiley, P.63-120.
85. Loeb A., Beck A.T., Diggory J. (1971) Differential effects of success and failure on depressed and nondepressed patients, J. Nerv. Ment. Dis., P 106¬114.
86. Maultsby M.C. (1968) The pamphlet as a therapeutic aid. Rational living, 3: P. 31-35.
87. Minkoff К., Bergman E., Beck A.T., Beck R. (1973) Hopelessness, depression and attemted suicide. Amer. j. Psychiatr., P. 455-459
88. Push A.J., Khatami M., Beck A.T. (1975) Cognitive and behavioral therapy in chronic depression. Behav. Ther., P. 398-404.
89. Sel'e G. Chto takoe stress. Optimal'nyyuroven'stressa. In: Psikhicheskie sostoyaniya. Saint- Petersburg: Piter; 2001. P. 424-30. (In Russ).
90. Shaw В. F. Comparison of cognitive therapy and behavior therapy in the treatment of depression. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 1977, P. 543-551.
91. Shaw B. F., and Hollon S. D. Cognitive therapy in a group format with depressed outpatients. Unpublished manuscript, University of Western Ontario (London), 1978. 452p.
92. Shelton J. L., and Ackerman, M. J. Homework in counseling and psychotherapy. Springfield, Ill.: Charles C. Thomas, 1974. 142p.
93. Shipley C. R., and Fazio, A. F. Pilot study of a treatment for psychological depression. Journal of Abnormal Psychology, 1973, P.372-376.
94. Spitzer R. L., Endicott J., and Robins E. Research diagnostic criteria: Rationale and reliability. Archives of General Psychiatry, 1978. P. 773-782.
95. Straus E. W. Phaenomenological Psychology: Selected Papers. New York: Basic Books, 1966. 254p.
96. Rogers, A.P., & Barber, L.K. (2019). Workplace intrusions and employee strain: the interactive effects of extraversion and emotional stability. Anxiety, Stress, & Coping, 32, 312 - 328.