ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
МОТИВАЦИЕЙ РАБОТНИКОВ В ОРГАНИЗАЦИИ 9
1.1 Сущность, виды и основные методы мотивирования работников в организации 9
1.2 Методы оценки эффективности управления мотивацией работников в
организации 19
1.3 Влияние мотивации на управление работниками организации 25
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МОТИВАЦИЕЙ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ (на материалах ТОО «ДОККА-СЕМЕЙ»)
2.1 Общая характеристика организации 30
2.2 Анализ и оценка системы управления мотивацией работников организации
3 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ
УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ 65
3.1 Меры по совершенствованию управления мотивацией работников
организации 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Последнее десятилетия важную роль для организации играет человеческий капитал. Его усилия воздействует на успех и производительность предприятия. Но для возникновения данного усилия сотрудникам, вне зависимости от своего положения в организационной системе, необходимо быть заинтересованными в выполнении своих обязанностей/ Сотрудники организации - это совокупность личностей, каждый из которых в разной степени характеризуется интеллектуальностью, творчеством и способностью к саморазвитию. Поэтому сегодня персонал представляет собой не просто сбор личностей, а целостную команду действующая для достижения общих целей. Каждый руководитель организации стремится к внедрению и развитию системы мотивации на своем предприятии, которая будет основана не только на материальном поощрении сотрудников, но и направлена на удовлетворение нематериальных мотивов сотрудников, их личных целей, которые должны будут совпадать с целями организации. Однако без четкого представления картины мотивов своих сотрудников сделать это крайне затруднительно. Перед руководителем встает задача формирования трудовой мотивации каждой рабочей единицы предприятия для более эффективного управления персонала, для этого необходимо ответить на ряд вопросов: «что движет человеком?», «что побуждает его к действиям?», «какая мотивация помогает человеку осуществлять ту или иную деятельность?», «что побуждает сотрудников к эффективной трудовой деятельности?». Так что же такое мотивация? Мотивация - это способность персонала оказывать влияние на осуществление постеленных целей организации прикладывая к этому значительные усилия и таким образом удовлетворять свои личные потребности.
Путь к результативному управлению человеческими ресурсами лежит через системный подход к созданию мотивации для каждого сотрудника индивидуально. Менеджеру важно иметь представление о том, что движет сотрудником, что наиболее эффективно влияет на эго трудовую деятельность, какие стимулы и мотивы значатся основой его поступков, помогает сформировать результативную систему мотивации и методов. Для этого нужно иметь представление в причинах возникновения мотивов у людей и о способах их реализации. Система мотивации для сотрудников организации может быть собрана из различных методов, выбор которых обуславливается системой стимулов и управления на предприятии, а также от сферы деятельности предприятия.
С проблемой создания эффективной системы мотивации сталкивается практический каждый руководитель организации. Суть вопроса заключается в процессе внедрения и адаптации в отдельно взятых предприятиях. В современных условиях, лидирующую роль в организации занимает сфера управления человеческими ресурсами, а именно мотивация сотрудников организации, поскольку именно мотивация является причиной тех или иных действий человека. Соединение личных интересов и ориентация сотрудников на достижение целей, поставленных организацией, является главной целью в управлении персоналом. Для усиления мотивации сотрудников как функции менеджмента, руководитель прибегают к изменению содержания труда, увеличение социальных ожиданий персонала, повышения уровня образования и многому другому. На данный момент для результативной деятельности предприятия требуются инициативные и исполнительные сотрудники, которые стремятся к самореализации личности в рамках данной организации. Совершенствовать выше перечисленные качества исключительно традиционными методами, а именно материальным стимулированием и строгим внешним контролем, наказанием и поощрением, практически невозможно. Только те личности, которые осознано осуществляют какую-либо деятельность, складывая в это смысл, и идут к поставленным целям и целям самой организации, могут достичь высоких результатов. Исходя из этого можно сказать, что задачей мотивационного менеджмента, является формирование таки сотрудников. Основным инструментом каждого руководителя для увеличения эффективности любого предприятия - человеческие ресурсы. Именно от высококвалифицированности, инициативности, адаптивности и опытности персонала зависит успех и эффективность всего предприятия. Высококачественное, инновационное оборудование, новейшие технологии, не имеют никакого смысла без сотрудников обладающими данными качествами. Исходя из этого можно сказать, что качественный менеджмент, как и успех всего предприятия, зависит на прямую от способов мотивации сотрудников. Замотивированный работник - это залог успеха организации, гарантии качества и производительности ее деятельности.
Актуальность выпускной квалификационной работы характеризуется сложностью определения результативной системы мотивации и стимулирование труда как для всей организации, так и для каждого сотрудника отдельно. На практике использование определённых методов мотивации оказывается намного сложнее, чем предполагается, ведь теории по усовершенствованию данных систем во многом не систематизированы и можно сказать беспорядочны, что приводит к определённым затруднениям для руководителей в использовании технологий и методов мотивации.
Цель работы: изучение процесса и разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления мотивацией работников ТОО «ДОККА- СЕМЕЙ».
Исходя из поставленной цели работы определим следующие задачи:
1. Изучить основы теории мотивации и особенности методов стимулирования персонала;
2. Проанализировать производственно-хозяйственную деятельность в организации;
3. Осуществить анализ действующей системы управления мотивацией и стимулированием работников организации, выявить его проблемы и недочеты;
4. Выявить основные мотивационные факторы работы персонала;
5. Разработать рекомендации по совершенствованию системы мотивации и стимулирования деятельности сотрудников.
Объектом исследования выступает товарищество с ограниченной ответственностью «ДОККА-СЕМЕЙ»
Предметом исследования выпускной квалификационной работы: теоретические основы развития системы мотивации и стимулирования сотрудников организации.
В качестве методов научной работы применяется, библиографический анализ, классификация информации, наблюдение, описание, дедукция, синтез, конкретизация, анализ, сравнения, моделирование и другие.
Новизна исследования характеризуется разработкой рекомендаций по созданию механизма способного усовершенствовать систему мотивации сотрудников организации в рамках общей стратегии организационных изменений.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в применении полученных данных об организации в управленческой деятельности для товарищества с ограниченной ответственностью «ДОККА-СЕМЕЙ» при корректировке или разработке системы управления человеческими ресурсами.
В первой главе «Теоретические основы анализа системы управления мотивацией персонала в организации» раскрывается сущность понятий мотивация и стимулирование, рассматриваются основные концепции мотивации в управлении персоналом.
Во второй главе «Анализ системы управления мотивацией персонала в организации (на примере ТОО «ДОККА-СЕМЕЙ»).» составляется краткая характеристика деятельности объекта исследования и мотивации, применяемая на данном предприятии.
В третьей главе «Основные направления совершенствования системы управления персоналом» выявлены недостатки в действующей системе мотивации и предложены рекомендации по разработке и совершенствованию данной области управления.
Теоретическую основу для написания выпускной квалификационной работы составила: учебная литература, труды отечественных авторов, научные и научно - популярные статьи по теме. В качестве практической основы ТОО «ДОККА- СЕМЕЙ» были предоставлены данные статистические, архивные и бухгалтерские отчетности за 2019-2021 год и отчет по преддипломной практике написанный мной в период с 21.03.2022 до 14.05.2022.
Ключевые термины: мотив, мотивационная структура, мотивационный механизм, стимул, стимулирование персонала, материальное стимулирование, нематериальное стимулирование, управление персоналом, управление человеческим ресурсами, теории мотивации.
Основным фактором для успешной «жизни» предприятия является замотивированный сотрудник. Трудовая мотивация - самопобуждение и побуждение человека к трудовой активности для реализации как организационных, так и личных целей. Мотивация зависит от внутреннего побуждения, завязанного на его ценностях. Практически в любых теоретических концепциях описывается важность разработки и развитие трудовой мотивации сотрудника, где она является основополагающим фактором создания сплоченной и эффективной организации.
Особое место во всех мотивационных системах с начала индустриального развития занимала заработная плата, ее организация, установление общего уровня и дифференциация в зависимости от профессии, квалификации, важности работника для предприятия и т.д., потому, что именно вознаграждение в денежном выражении является безусловным лидером в применяемых на практике методах мотивации своего персонала.
Определяющим фактором, отражающим конкурентоспособность, стабильности и развития предприятия, является человеческие ресурсы, которые имеют понимание и профессиональное виденье для достижения поставленным передними производственных задач. Политика организации по отношению к трудовым ресурсам должна демонстрировать благоприятную атмосферу коллектива, его социально - психологический климат, возможность продвижения по карьерной лестнице, стабильность, чувство значимости и важности каждой рабочей единицы и прочее.
Любая организация, которая видит себя в будущем лидером на рынке, должна создать мощную мотивационную систему, под которой предполагается комбинирование определенных способов и приемов положительно влияющие на трудовую активность сотрудников организации, а также побуждающие их к определенному поведению в ходе осуществления деятельности, сопровождающуюся определенным удовлетворением индивидуальных потребностей.
Анализ механизмов мотивации в организации основывался на исследовании, того насколько организация способная осуществлять поставленные задачи.
По итогам проведенного анализа были обнаружены некоторые недочеты мотивационной системы:
- не сформирована и не очевидная для сотрудников система оплаты труда, расплывчатое обоснование материальной и социальной поддержки сотрудников;
- недостаточная мотивация для торговых представителей.
С целью проведения реализованной мотивационной политики и определённой работы по ее осуществлению в рамках предложенного проекта, рекомендуется создание механизмов для мотивации, которые способны буду отвечать требованиям эффективности труда у торговых представителей.
В процессе осуществления предложенных рекомендации, необходимо учитывать важность проведения некоторых мероприятий в ТОО «ДОККА-СЕМЕЙ»:
- разработать и осуществить мероприятия носящие разъяснительно - информационный характер;
- детальное разъяснение необходимости внедрения модернизированной мотивационной системы, показать его положительные стороны и как это отразится на определенной категории сотрудников. Тут же провести дискуссии и ответить руководителю на вопросы подчиненных.
- разработка/доработка регламентированных документов, нужных для осуществления рекомендаций;
- обучение специалистов, в том числе и директора, необходимыми процедурами и знаниями сопутствующие данным внедрениям разработанной мотивационной системы;
Возложить ответственность по внедрению, поддержанию и контролю новых мотивационных методов на директора ТОО «ДОККА-СЕМЕЙ», поддержку в данной работе будет осуществлять главный бухгалтер.
Другими словами, реализация рекомендаций по модернизации мотивационной системы ТОО «ДОККА-СЕМЕЙ» даст возможность повысить престижность организации, замотивировать действующий персонал (в частности торговых представителей), к тому же поспособствуют повышению экономических и финансово-хозяйственных показателей организации.
1. Трудовой кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-V (с
изменениями и дополнениями по состоянию на 30.12.2021 г) [Электронный ресурс] // «25 юрист». - Режим доступа:
https://online.zakon.kz/Document/7doc id=38910832&pos=4;-108#pos==4;-108- (Дата обращения: 01.06.2022)
2. Закон Республики Казахстан от 18 декабря 1992 года № 1787-XII «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 24.11.2021 г.) [Электронный ресурс] // «25 юрист» - Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc id=1001550&pos=1;-
16#pos=1;-16(Дата обращения: 10.06.2022)
3. Аакер, Д. Стратегическое рыночное управление / Д. Аакер. - СПб.: Питер, 2011. - 496 с.
4. Абенова, Ж.Б. Управление системами оплаты труда и вознаграждения персонала / Ж.Б. Абенова // Вестник магистратуры.- 2014.- №3(30). - Том II. - С. 4-9.
5. Бойетт, Д.Г. Путеводитель по царству мудрости. Лучшие идеи мастеров управления / Д.Г. Бойетт, Д.Т. Бойетт. - М.: Олимп-бизнес, 2012. - 395 с.
6. Варданян, И. Система мотивации персонала и ее совершенствование // Кадровик.ру. - 2012. - № 12. - С. 76 - 82.
7. Ветлужских Е. Мотивация и оплата труда. Инструменты, методики, практика. - М.: Альпина, 2016. - 159 с.
8. Ветлужских Е.Н. Что способствует повышению эффективности ново системы мотивации и оплаты труда /Альманах. Мотивация персонала. Разработка системы, оценка эффективности, 2012, №1, с. 128 - 133
9. Виханский, О. С. Менеджмент: Учебник / О.С. Виханский, А.Н. Наумов. - М.: Экономист. 2011. - 670 с.
10. Волгин, А.П. Управление персоналом в условиях рыночной экономики / 71 А.П. Волгин. - М.:Юнити, 2012. - 541с.
11. Галенко, В.П. Управление персоналом и эффективность предприятий / В.П. Галенко, О.А. Страхова, С.И. Файбушевич - М.: Ника-Центр, 2010. - 324 с.
12. Давыдов, А.В. Мотивация и оплата труда в рыночной экономике / А.В. Давыдов. Новосибирск, 2012. - 213 с.
13. Добровинский, А.П. Управление персоналом организации / А.П. Добровинский. - Томск: ТПУ, 2011. - 416 с. 17.
14.Заказнов А.В. Система мотивации и оплаты труда как один из ключевых факторов успешной деятельности организаций /Альманах. Мотивация персонала. Разработка системы, оценка эффективности, 2018, №3, с. 80 - 89
15. Ильин, Е.П. Дифференциальная психология мужчины и женщины / Е.П. Ильин. - М., 2011. - 544 с.
16. Карпов А.В. Психология менеджмента: учебное пособие / А.В. Карпов. - М.: 72 Гардарики, 2011. - 584 с.
17. Кибанов, А.Я. Основы управления персоналом: учебник / А.Я. Кибанов. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 313 с.
18. Кибанов, А.Я. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: Учеб. / Под ред. А.Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 2017. - 215 с.
19. Когдин, А.А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в управлении персоналом / А.А. Когдин // Основы экономики, управления и права. - 2012. - № 4.-С. 80-83.
20. Комаров, Е.И. Современные тенденции мотивации и стимулирования персонала / Е.И. Комаров, Н.А. Жданкин // Управление персоналом. - 2009. - № 23. - С. 65-69.
21. Кравченко, А.И. История менеджмента: учебное пособие для ВУЗов / А.И. Кравченко. - М.: Академ. проект, 2012. - 555 с.
22. Ковальчук Ю. Ю., Проценко Р. В. Совершенствование системы мотивации трудовой деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 589-592.
23. Кузнецов О.И. Грейдинг в системе управления персоналом многопрофильного учреждения здравоохранения [Электронный ресурс] /Кузнецов О.И.. - Электрон. дан. // Научная электронная библиотека «Киберленинка». - Режим доступа:. https://cyberleninka.ru/- (Дата обращения: 01.06.2022).
24. Макарова, И.К. Управление персоналом / И.К. Макарова. - М.: Институт международного права и управления персоналом им. Грибоедова, 2019. - 120 с.
25. Мансуров Р.Е. Практический опыт изменения системы материальной мотивации в компании /Альманах. Мотивация персонала. Разработка системы, оценка эффективности, 2012, №1, с. 104
26. Надеждина, В. Эффективная мотивация персонала. Как добиться максимум результата при минимуме затрат / В. Налдеждина. - Минск: Харвест, 2018. - 256с.
27. Немов, Р.С. Психология: учебное пособие для студ. Вузов / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2011. - 688 с.
28. Овсюк, Н.В. Мотивация персонала: сущность и современные проблемы / Н.В. Овсюк // Бизнес-Информ. - 2019. - № 3. - С. 205-210.
29. Патрахина Т. Н., Романчук К. П. Сущность и содержание понятия «мотивация» в системе управления // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 461-464.
30. Поляков, В. Пять шагов к достойной работе / В. Поляков, Ю. Яновская. - СПб.: Питер, 2017. - 221 с.
31. Пугачев, В.П. Руководство персоналом организации: учебник по специальности «Менеджмент» / В.П. Пугачев. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 278 с.
32. Рачкова С.Б., Ладная М.А. Мотивация персонала в современных экономических условиях/Альманах. Мотивация персонала. Разработка 74 системы, оценка эффективности,2012, №1, с. 1
33. Савельев В. И., Курбацкий А. В., Кальметьева А. А. Мотивация труда как приоритетное направление повышения эффективности использования трудовых ресурсов // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 471-473.
34. Самоукина, Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах / Н.В. Самоукина. - М.: Вершина, 2010. - 244 с.
35. Самоукина Н.В. Нематериальная мотивация персонала в условиях кризиса/Альманах. Мотивация персонала. Разработка системы, оценка эффективности, 2012, №1, с. 108 - 118
36. Старцев, Ю.Н. Мотивационный «разогрев» персонала при технико-технологическом перевооружении предприятия / Ю.Н. Старцев // Вестник Челябинского государственного университета. - 2014. - № 15 (344). - С. 142- 146.
37. Стаут, Л.У. Управление персоналом. Настольная книга менеджера / Л.У. Стаут. - М.: ООО «Издательство «Добрая книга», 2011. - 239 с. 53.
38. Тикунова Т.Н. Особенности построения системы мотивации /Альманах. Мотивация персонала. Разработка системы, оценка эффективности, 2012, №1, с. 120 - 126
39. Травин, В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия: Учебно- 75 практическое пособие / В.В. Травин, В.А. Дятлов. - М.: Академия, 2009. - 272 с.
40. Управление персоналом / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л.Еремина. - М.: Юнити, 2010. - 560 с.