ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ
КОММУНИКАЦИЙ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ 6
1.1 Концептуальные основы маркетинговых коммуникаций и их роль в
управлении организацией 6
1.2 Основные виды и формы маркетинговых коммуникаций 11
1.3 Современные подходы к оценке эффективности маркетинговых
коммуникаций 17
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ
КОММУНИКАЦИЙ В ООО «АХТАМАР» 25
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Ахтамар» 25
2.2 Особенности организации комплекса маркетинговых коммуникаций в
структуре маркетинговой деятельности ООО «Ахтамар» 34
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ ДЛЯ ООО «АХТАМАР» 51
3.1 Пути совершенствования системы маркетинговых коммуникаций в ООО «Ахтамар» 51
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
Актуальность темы исследования обусловлена переосмысливанием роли маркетинговых коммуникаций в эффективном управлении современной организацией, функционирующей в условиях рыночной неопределенности и колоссального товарного изобилия. Сложившийся за двадцатилетний период и адаптированный многими отечественными организациями алгоритм производственно-сбытового процесса утратил свою актуальность по причине отсутствия в нем мероприятий осведомительного характера, используемых для доведения до покупателя информации о предлагаемых товарах или услугах. Сегодня не достаточно просто произвести новый продукт или услугу, важно, посредством маркетинговых коммуникаций, довести до потребителя информацию о выгодах покупателя, получаемых им в случае приобретения данного продукта. Кроме этого, маркетинговые коммуникации позволяют хозяйствующему субъекту своевременно реагировать на изменения потребительских предпочтений и рыночной ситуации и предпринимать необходимые меры для поддержания устойчивого спроса на предлагаемые товары или услуги, привлечения новых потребителей и сохранения соответствующего уровня конкурентоспособности.
Роль маркетинговых коммуникаций в управлении организацией очень значима, что обусловлено первостепенностью управления именно внешней средой хозяйствующего субъекта, на первое место в которой выдвигается управление взаимодействием с потребителем. Маркетинговые коммуникации способны оказывать влияние на поведение целевой группы потребителей, повышая их заинтересованность в продукции (услугах) организации и, тем, самым, усиливают побуждение потребителя в совершении покупки. Кроме этого маркетинговые коммуникации способны поддерживать лояльность потребителя как к продукции (услугам) организации так и к компании.
Маркетинговые коммуникации должны стать обязательным компонентом стратегии развития любой производственно-сбытовой организации, нацеленной на долгосрочное существование и успешное развитие на рынке, так как именно они устанавливают отношения между потребителями и хозяйствующим субъектом с целью повышения спроса и осведомленности потребителей об организации. Отсутствие коммуникации организации с покупателями (как реальными, так и потенциальными) не позволит ей понять, какой способ предложения товаров покупателям будет наиболее эффективным и позволит всесторонне продемонстрировать все его свойства и преимущества и, в конечном итоге, приведет к продаже. Кроме этого, коммуникация с потребителем позволяет компании показать целевой аудитории преимущества свои преимущества перед конкурентами и существенно укрепить позиции бренда.
Эффективность применения маркетинговых коммуникаций имеет важнейшее значение для бизнеса, так как много в деятельности организации определяет именно продвижение, поэтому в управлении компанией им отводится значимая роль. Такие задачи бизнеса как обеспечение продаж, вывод новых продуктов, выход на новые рынки, брендинг могут быть решены посредством комплекса маркетинговых коммуникаций, успех их решения зависит от качества реализации комплекса маркетинговых коммуникаций.
По причине несогласованности целей и задач организации с информацией, отправляемой по коммуникативным каналам потребителю, многие собственники современного бизнеса допускает ошибки при выборе маркетинговых коммуникаций, что в результате приводит к снижению объема продаж и отсутствию важных конкурентных преимуществ. Это еще раз подтверждает актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Цель исследования - разработать направления совершенствования системы маркетинговых коммуникаций для ООО «Ахтамар».
Поставленная цель может быть достигнута посредством решения следующих задач:
- изучить теоретические аспекты применения маркетинговых коммуникаций в управлении организацией;
- рассмотреть особенности комплекса маркетинговых коммуникаций, применяемых в ООО «Ахтамар»;
- разработать комплекс мероприятий, направленных на совершенствование маркетинговых коммуникаций в ООО «Ахтамар» и оценить их эффективность.
Объект исследования - Общество с ограниченной ответственностью «Ахтамар».
Предметом исследования выступают социально-экономические отношения, возникающие в процессе формирования системы маркетинговых коммуникаций в ООО «Ахтамар».
Методологическую базу исследования составили следующие подходы: структурный, системный, процессный, интеграционный, функциональный и ситуационный. Также в работе применены общие и специальные методы научного познания: метод диалектической логики, монографический, наблюдения, группировок, анализа и синтеза, сравнения, аналогий, графического представления результатов и другие.
Информационную базу исследования составили материалы научно-практических конференций и семинаров, монографическая и учебная литература, специальная литература и материалы периодической печати по изучаемой проблеме, ресурсы сети Internet, данные ООО «Ахтамар» и собственные исследования автора.
Структура выпускной квалификационной работы логически выдержана, имеет последовательные и взаимосвязанные между собой главы и разделы . Работа состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.
Роль маркетинговых коммуникаций в управлении организацией очень значима, что обусловлено первостепенностью управления именно внешней средой хозяйствующего субъекта, на первое место в которой выдвигается управление взаимодействием с потребителем. Они способны оказывать влияние на поведение целевой группы потребителей, повышая их заинтересованность в продукции (услугах) организации и, тем, самым, усиливают побуждение потребителя в совершении покупки. Кроме этого маркетинговые коммуникации способны поддерживать лояльность потребителя как к продукции (услугам) организации так и к компании. В связи с этим, в систему управления организацией должны быть встроены маркетинговые коммуникации как важнейший инструмент управления таким элементом внешней среды как потребители.
В качестве объекта исследования в работе была выбрана мебельная фабрика «Ахтамар». Компания является одним из крупнейших производителей мягкой и корпусной мебели в Алтайском крае, начавшим свою деятельность в 1998 году.
Анализируемая организация является прибыльной, рентабельной, стабильной и финансово устойчивой организацией, способной успешно функционировать и развиваться в условиях нестабильного рынка.
Мебельная фабрика «Ахтамар» выбрала для себя стратегию, использующую преимущества организации для осуществления маркетинговых возможностей. Пользуясь известностью на мебельном рынке Алтайского края и Сибири, высоким производственным потенциалом, квалификацией работников, высоким качеством продукции организация стремится к их сохранению для дальнейшего расширения высоким уровнем подготовки своего присутствия на рынке, получения высокой и стабильной прибыли и повышения конкурентоспособности производимой мебельной продукции.
В 2019-2021 гг. к числу основных маркетинговых коммуникаций, применяемых ООО «Ахтамар» в целях продвижения мебельной продукции, относились: реклама в журнале, реклама в сети Интернет, печатная реклама (листовки), PR, наружная реклама, стимулирование сбыта.
По результатам проведенного анализа можно сделать вывод, что маркетинговые коммуникации в ООО «Ахтамар» используются не достаточно эффективно. В основном применяются классические типы коммуникаций, которые уже утрачивают свою актуальность. Сайт организации требует доработок, как в части оформления, так и в части его наполненности необходимыми опциями. У интернет-ресурсов мебельной фабрики «Ахтамар» низкий уровень конверсии, то есть необходимо повышать эффективности их работы. Репутационная составляющая продвижения в ООО «Ахтамар» практически не развита, что влечет за собой негативную реакцию покупателей. Кроме этого, не уделяется внимание качественной работе каналов связи с покупателями, на что также следует обратить внимание, неразвиты личные продажи по причине низкой компетентности некоторых продавцов (особенно в магазинах, расположенных в не крупных городах и селах).
В качестве мероприятий, направленных на совершенствование маркетинговых коммуникаций, мы предложили:
2. SEO-продвижение сайта мебельной фабрики «Ахтамар».
3. Развитие продвижения мебельной фабрики «Ахтамар» и предлагаемой ей продукции на маркетплейсе «Ozon».
4. Организация обучения торгового персонала ООО «Ахтамар» для повышения эффективности личных продаж.
Внедрив в существующую систему маркетинговых коммуникаций новые, перспективные инструменты, ООО «Ахтамар» может существенно улучшить свои результаты деятельности. При относительно небольших затратах (598 тыс. руб. в год), анализируемая организация способна увеличить валовую прибыль в 3 раза, что подтверждает эффективность предложенных мероприятий и правильность сделанного выбора
1. Абаев, А.Л. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности : Учебник для бакалавров / А.Л. Абаев, В.А. Алексунин, М.Т. Гуриева. — Москва : Дашков и К, 2021. — 433 с.
2. Акулич, М.В. Интернет-маркетинг: Учебник для бакалавров / М.В. Акулич. — Москва : Дашков и К, 2021. — 346 с.
3. Березин, И.С. Маркетинг. Большой толковый словарь Александра Панкрухина / И.С. Березин, С.В. Карпова, Н.Р. Коро. — Москва : Дашков и К,
2022. — 520 с.
4. Бернет Дж. Маркетинговые коммуникации: Интегрированный подход / Дж. Бернет, С. Мориарти. — СПб.: Пите, 2015. — 864 с.
5. Божук, С.Г. Маркетинговые исследования: учебник для вузов / С.Г. Божук. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 304 с.
6. Виханский, О. С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. — Москва : Магистр: ИНФРА-М, 2021. — 656 с.
7. Вылегжанин, Д.А. Теория и практика паблик-рилейшнз / Д.А. Вылепканин. — Москва : Ф, 2019. — 371 с.
8. Вютерс, Б. Онлайн-влияние. Как управлять поведением людей, чтобы они совершали покупки в онлайне / Б. Вютерс, Ж. Гроэн. — Москва : Библос, 2021. — 448 с.
9. Гавра Д.П. Основы теории коммуникации / Д.П. Гавра. — Москва : Юрайт, 2020. — 231 с.
10. Гнатюк, О. Основы теории коммуникации / О. Гнатюк. — Москва : КноРус, 2021. — 172 с.
11. Горнштейн, М.Ю. Современный маркетинг: Монография / М.Ю. Горнштейн. — Москва : Дашков и К, 2022. — 404 с.
12. Гойхман, О.Я. Основы теории коммуникации: Учебное пособие / О.Я. Гойхман, Л.М. Гончарова, В.И. Дубинский. — Москва : Инфра-М, 2018. — 253 с.
13. Гришкевич, Д. А. Анализ сущности и особенности реализации маркетинговых коммуникаций / Д. А. Гришкевич. // Молодой ученый. — 2018.
— № 51 (237). — С. 225-228.
14. Губарец, М.А. Продвижение и позиционирование в маркетинге, или Как продвинуть любой товар: Учебно-практическое пособие / М.А. Губарец, Е.И. Мазилкина. — М.: Дашков и К, 2022. — 222 с.
15. Джефкинс, Ф. Паблик-рилейшнз / Пер. с англ. под ред. Б.Л. Еремина.
— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 416 с.
16. Деминг, Э. Менеджмент нового времени: простые механизмы, ведущие к росту, инновациям и доминированию на рынке / Э. Деминг; пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер, 2019. — 182 с.
17. Депутатова, Е.Ю. Особенности коммуникативной политики розничных торговых предприятий в современных условиях / Е.Ю. Депутатова, Н.В. Ребрикова // Российское предпринимательство. — 2018. — № 11. — С. 3413-3424.
18. Домнин, В.Н. Брендинг / В.Н. Домнин. — М.: Юрайт, 2020. — 493 с.
19. Егоршин, А. П. Эффективный маркетинг организации: учебник для вузов / А. П. Егоршин. — Нижний Новгород: НИЭМ, 2020. — 302 с.
20. Егорушкина, Т.Н. Управление предприятиями торговли: проблемы и пути решения в условиях конкурентной среды / Т.Н. Егорушкина, Е.В. Этова // Научные исследования: от теории к практике. — 2018. — № 3. — С. 275-278.
21. Зайцева, Е.А. Управление бизнес процессами торгового предприятия / Е.А. Зайцева, А.С. Попова // Инновационная наука. 2019. — № 6-1. — С. 108¬110.
22. Захарова, Ю.А. Торговый маркетинг: эффективная организация продаж: Практическое пособие / Ю.А. Захарова. — Москва : Дашков и К, 2022.
— 132 с.
23. Карпова, С. В. Маркетинговый анализ. Теория и практика: учебное пособие для вузов / С. В. Карпова, С. В. Мхитарян, В. Н. Русин; под общей редакцией С. В. Карповой. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 181 с.
24. Катлип С. Паблик-рилейшнз. Теория и практика / С.Катлип, А. Сентер, Г. Брум. — Москва : Вильямс, 2016. — 624 с.
25. Климин, А.И. Методы определения эффекта стимулирования продаж // Практика рыночных исследований / А.И. Климин. Информационно- аналитический сборник. - Санкт-Петербург: ГОР-ТИС МК, 2016. — 24-27 с.
26. Колышкина, Т. Б. Реклама в местах продаж: учебное пособие для вузов / Т. Б. Колышкина, И. В. Шустина, Е. В. Маркова. — Москва : Юрайт, 2021. — 222 с.
27. Коробейников, К.С. Методики оценки эффективности инструментов маркетинговых коммуникаций / К. С. Коробейников // Молодой ученый. — 2021. — № 25 (367). — С. 136-138.
28. Костылева, Н.В. Управление коммуникациями в менеджменте: учебное пособие / Н.В. Костылева, И.В. Котляревская, Ю.А. Мальцева. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. — 127 с.
29. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер, Г. Армстронг, В. Вонг, Дж. Сондерс. — Москва : Вильямс, 2019. — 752 с.
30. Кузьмина, О.Г. Интегрированные маркетинговые коммуникации. Теория и практика рекламы / О.Г. Кузьмина, О.Ю. Посухова. — Москва : ИНФРА-М, 2018. — 187 с.
31. Латышова, Л.С. Маркетинговый анализ: инструментарий и кейсы: Учебное пособие / Л.С. Латышова. — Москва : Дашков и К, 2021. — 142 с.
32. Маркетинг торгового предприятия: Учебник для бакалавров / Т.Н. Парамонова, И.Н. Красюк, В.В. Лукашевич. — Москва : Дашков и К, 2022. — 282 с.
33. Маркетинг: Учебник для бакалавров / С.У. Нуралиев, Д.С. Нуралиева. — Москва : Дашков и К, 2022. — 360 с.
34. Маркетинговые исследования: Практикум / Е.Н. Скляр, Авдеенко Г.И., Алексунин В.А. — Москва : Дашков и К, 2021. — 214 с.
35. Маркетинговые коммуникации: проблемы, возможности и
перспективы развития: монография / Б.В. Артамонов, В.А. Бородай, Л.В. Новак, А.С. Петренко, В.Ю. Савицкая, Г.С. Цветкова. — Нижний Новгород: НОО «Профессиональная наука», 2018. — 162 с.
36. Миллер Д. Расскажите о своем бренде так, чтобы в него влюбились / Д. Миллер. — Москва : Альпина Паблишер, 2020. — 232 с.
37. Наумов, В. Н. Стратегическое взаимодействие рыночных субъектов в маркетинговых системах: монография / В. Н. Наумов, В. Г. Шубаева. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 270 с.
38. Николаенко, Н.А. Сущность и роль PR в деятельности современной организации / Н.А. Николаено // Бюллетень науки и практики. — № 5. — 2019.
— 56 с.
39. Писарский, И.В. Коммуникация на раз-два-три / И.В. Писарский. — Москва : АСТ, 2021. — 208 с.
40. Пономарева, Е. Маркетинговые коммуникации: виды и
маркетинговый треугольник // Генеральный директор. — 2019. —
[Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.gd.ru/articles/10286- marketingovye-kommunikatsii(дата обращения 24.04.2022).
41. Романов, А. Для чего нужны маркетинговые коммуникации //
ReklamaPlanet. — 2019. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
https://reklamaplanet.ru/marketing/marketingovyekommunikatsii(дата обращения 11.04.2022).
42. Романюк, Ю.В. Методы формирования и реализации маркетинговых коммуникационных стратегий / Ю.В. Романюк // Научные труды Московского гуманитарного университета. — 2020. — №1. — С. 47-52.
43. Уэллс, У. Реклама: принципы и практика / У. Уэллс, Дж. Барнет, С. Мориарти. пер. с англ. под ред. С.Г. Божук. — Санкт-Петербург: Питер, 2003.
— 523 с.
44. Шадрин, В.Г. Использование бессознательного в маркетинговых коммуникациях потребителя с брендом / В.Г. Шадрин, О.В. Коновалова, М.А. Шемчук // Креативная экономика. — 2019. — № 11. — С. 2289-2300.
45. Шарков, Ф.И. Интегрированные коммуникации: реклама, паблик рилейшнз, брендинг / Ф.И. Шарков. — М.: Дашков и К°, 2020. — 322 с.
46. Штебнер, С. В. Маркетинговые коммуникации организации / С.В. Штебнер // Наука Красноярья. — 2021. — №2. — С. 196-200.