Глава 1.Теоретико-методологическая база исследования 7
1.1 Концепция стрессоустойчивости личности: теории эмоционального и
профессионального стресса 7
1.2 Концепция идентичности личности: структурные теории эгоидентичности 28
1.3 Концепция синдрома эмоционального выгорания 41
Глава 2. Методы и экспериментальный план исследования 48
2.1. Исследовательский дизайн 48
2.2. Экспериментальная статистика и доказательство гипотез 52
Заключение 65
Список литературы 67
Приложения 76
Актуальность проблемы исследования.
Представители экстремальных профессий в большей мере подвержены регулярному сильному воздействию стрессовых факторов во время выполнения служебной деятельности, а потому должны обладать достаточным уровнем стрессоустойчивости не только к эмоциональному, но и профессиональному стрессу. В работе рассматривается проблема защитных копинг - стратегий повседневного и профессионального стресса у пожарных спасателей, специфика деятельности которых предполагает высокий уровень резистентности к разным видам стресса как адаптационного синдрома.
Новизна постановки проблемы касается изучения не столько психофизиологических, сколько психодинамических механизмов стрессоустойчивости личности как профессиональной компетенции сотрудников спасательных служб МЧС на примере службы противопожарных караулов. Мы исследуем специфику манифестации и восприятия защитных механизмов личности пожарного спасателя, как копингов совладения с профессиональным и повседневным стрессом.
Цель исследования - изучение психодинамических защитных механизмов как внутренних копингов совладения с профессиональным и повседневным стрессом у пожарных спасателей.
Объект исследования - профессиональный стресс в условиях деятельности сотрудников противопожарной службы.
Предмет исследования - психодинамические копинги совладения с профессиональным стрессом у сотрудников противопожарной службы.
Задача (общая) - выявление защитных механизмов личности пожарного спасателя как внутренних психодинамических копингов совладения с профессиональным и повседневным стрессом в условиях служебной деятельности.
Задачи:
1. Выявить и сравнить типы психодинамического копинга личности в профессиональном и повседневном стрессе с учетом типов защит синдрома выгорания.
2. Выявить и сравнить типы психодинамического копинга личности в профессиональном и повседневном стрессе с учетом типов защит в структуре идентичности (перестройки Я - функций по конструктивному, дефицитарному, деструктивному типу).
3. Сравнить компенсаторные возможности личности в профессиональном и повседневном стрессе с учетом психодинамических типов совладания со стрессом.
Гипотеза (общая):
Предполагается, что профессиональный и повседневный стресс представлены разным копингом психодинамических защит личности.
Гипотезы:
1. На профессиональный стресс влияют психодинамические защиты, связанные с синдромом выгорания.
2. На профессиональный стресс влияют психодинамические защиты, связанные со структурной перестройкой Я - функций идентичности личности.
3. Компенсаторные возможности личности в профессиональном и повседневном стрессе связаны с разной перестройкой Я - функций:
- по конструктивному типу в повседневном стрессе,
- по дефицитарному и деструктивному типу в профессиональном выгорании.
Методология и теория исследования:
Классическая парадигма стресса Г. Селье в логике
профессиографических исследований стрессоустойчивости представлена концепциями: профессионального (А. А. Реан, А. В. Коваленко, Л. А. Шиканов) и повседневного эмоционального стресса (М. Д. Петраш, О. Ю. Стрижицкая, Л. А. Головей, С. С. Савенышева).
Изучение психодинамики копингов профессионального и эмоционального стресса представлено исследованиями психологических защит в синдроме эмоционального (В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова,
Н.В. Гришина, В.Е. Орел) и профессионального (Г. Фрейденбергер, К. Маслач, С. Джексон.) выгорания; а также психодинамических нарушений идентичности личности (теория структурной идентичности Г. Аммона).
Исследовательский инструментарий:
1. Методика оценки профессионального стресса (опросник Вайсмана) [31].
2. Методика оценки повседневного стресса (опросник М.Д. Петраш) [52].
3. Опросник профессионального выгорания MBI (К. Маслач, С. Джексон) [38].
4. Шкала восприятия стресса ШВС-10 (С. Коен В.А. Абабков) [1].
5. Я - структурный тест (Г. Аммон) [4].
Математические методы статической обработки данных:
Экспериментальный план представлен статистическим анализом тестовых данных с применением корреляционного, регрессионного и факторного анализа, а также Т-статистики Стюдента с применением пакета Statistica 23.0.я
Эмпирическая база:
Противопожарные караулы МЧС районов Алтайского края и Горно-Алтайской области.
Выборку составили 60 сотрудников МЧС (пожарных спасателей) мужского пола (в возрасте от 23 до 52 лет), со стажем работы: от 1 года до 25 лет.
Практическая значимость работы - изучение психодинамических копингов совладания с профессиональным стрессом позволяют спрогнозировать программу мероприятий по профилактике синдрома и выработать наиболее благоприятную тактику преодоления стрессовых ситуаций, неизбежно возникающих в процессе служебной деятельности у сотрудников противопожарной службы МЧС.
Структура работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Проблема нашей выпускной квалификационной работы касается проблемы защитных копинг-стратегий повседневного и профессионального стресса у пожарных спасателей, специфика деятельности которых предполагает высокий уровень резистентности к разным видам стресса как адаптационного синдрома. В ходе работы нами были изучены теоретикометодологические подходы к профессиональному и повседневному эмоциональному стрессу в трудах отечественных и зарубежных психологов. Нами была осуществлена программа эмпирического исследования психодинамических копингов профессионального и эмоционального стресса.
По результатам проделанной работы нам удалось установить зависимость психодинамических копингов защитного поведения личности в профессиональном стрессе. Так, мы выяснили, что психодинамические копинги зависят от защитных механизмов профессионального и эмоционального выгорания, а также от структурных нарушений идентичности. Кроме того, мы выявили, что психодинамический копинг защитного поведения личности в повседневном и профессиональном стрессе имеет различия, и находится в зависимости от субъективного восприятия стресса и типов нарушения идентичности, связанных с перестройкой Я- функций.
Нами были получены следующие выводы:
1. Психодинамический копинг психологических защит личности в профессиональном стрессе зависит от защитных механизмов профессионального выгорания.
2. Психодинамический копинг психологических защит личности в профессиональном стрессе зависит от структурных нарушений идентичности.
3. Психодинамический копинг совладания с повседневным и профессиональным стрессом по-разному зависит от субъективного восприятия стресса и проявляется в разных типах структурной перестройки Я- функций.
4. В условиях повседневного стресса психодинамический копинг совладания связан с эмоциональным выгоранием (истощением) и проявляется конструктивным типом перестройки Я-функций идентичности.
5. В условиях профессионального стресса психодинамический копинг совладания связан с когнитивным выгоранием (деперсонализацией) и в большей степени проявляется дефицитарным и деструктивным типом перестройки Я-функций идентичности.
Результаты нашей работы могут применяться для дальнейшего исследования психодинамических копингов защитного поведения личности в профессиональном стрессе с целью мониторинга и предупреждения программы мероприятий по предотвращению синдрома эмоционального выгорания у сотрудников противопожарной службы МЧС.
Гипотезы исследования обоснованы, задачи выполнены, цель научной работы достигнута.
1. Абабков В.А., Барышникова К., Воронцова-Венгер О.В., Горбунов И. А., Капранова С. В., Пологаева Е. А., Стуклов К.А. Валидизация русскоязычной версии опросника «Шкала воспринимаемого стресса- 10». Вестник Санкт-Петербургского университета. 2016. №2. С. 6-15.
2. Авдулова Т. П. Структура идентичности и временная перспектива личности дошкольников. Психология обучения. 2009. № 11. С. 57-69.
3. Аксёнчикова Е. В. Я-структурная теория личности Г. Аммона. Философия и социальные науки. 2010. № 3. С. 13-18.
4. Аммон Г. Динамическая психиатрия. СПб.:
Психоневрологического института им. Бехтерева, 1995. 84 с.
5. Аммон Г. Психосоматическая терапия. СПб.: Речь, 2000. 211 с.
6. Аммон Г. Я-структурный тест URL: https://psylab.info (дата обращения: 07.10.2020).
7. Андреева Г. М. К вопросу о кризисе идентичности в условиях социальных трансформаций. Психологические исследования. 2011. №6. С. 223.
8. Апчел В.Я., Лымаренко В.М., Павлова Н. В., Исторические аспекты изучения проблемы стресса. Вестник Российской военно-медицинской академии. 2012. №4. С. 255-260.
9. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1987. 108 с.
10. Бильданов В.Р, Бисеров Г.К, Шагивалеева Г.Р. Психология стресса и методы его профилактики: учебник. Елабуга: ЕИ КФУ, 2015. 142 с.
11. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М.: ПЕРСЭ, 1995. 6 с.
12. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: ПЕРСЭ, 2006. 15с; 528 с.
13. Бойко. В.В. Методика диагностики уровня профессионального выгорания. URL: https: psylab.info (дата обращения: 28.09.2021).
14. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Филин, 1996. 472с.
15. Бусыгина И. С., Распопин Е.В. Внутриличностные ресурсы стрессоустойчивости личности. Краткие сообщения. 2013. Т.6. №2. С. 93-97.
16. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М.: Моск. ун-т, 1984. 2 с.
17. Водопьянова, Н. Е., Старченкова Е. С. Психология управления персоналом. Психическое выгорание. М.: Юрайт, 2018. 299 с.
18. Водопьянова, Н. Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях. Н. Е. Водопьянова. - СПб.: СПбГУ, 2000. - С.443-463.
19. Всемирная организация здравоохранения. Термины МЧС России. URL: https: www.mchs.gov.ru (дата обращения: 13.08.2021).
20. Гельгорн Э. Эмоции и эмоциональные расстройства. Под ред. Дж. Луфборроу. М.: Мир, 1966. 672 с.
21. Голиков В. В. Создание семьи как показатель развития общей эго-идентичности у девушек в период ранней взрослости. Сборник «Общественные и гуманитарные науки в современном мире». 2014. С. 50-54.
22. Даниленко А. В. Избранные особенности личности в контексте проблемы совладания с переживаниями, а также выбора адекватных копинг- стратегий. Материалы международной научно-практической конференции, г. Красноярск, 2014 г. Красноярск, 2014. С. 58-68.
23. Добряков И.В. Оказание психологической и психиатрической помощи при чрезвычайных ситуациях: Бишкек: Папирус-Print, 2013. 366 с.
24. Дорохова А. В., Игумнова Л. И., Привалина Т.И. Разрешение конфликтов: учебник. М.: Академия, 2013. 192 с.
25. Злоказов К.В. Деструктивность и идентичность личности. Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН. 2014. №2. С. 61-73.
26. Злоказов К.В. Современные модели развития идентичности личности (в контексте эриксонианской традиции). Педагогическое образование в России. 2015. №11. С. 99-108.
27. Злоказов К.В., Чудакова С. Н. Нарушения социальной идентичности как причина распространения экстремистской идеологии в молодежной среде. Прикладная юридическая психология. 2017. №3. С. 17-24.
28. Калашникова М. М. Теоретический анализ содержания понятия «Стресс». Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2015. № 4. С. 45-49.
29. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. СПб.: Питер, 2004. 3 с.
30. Ким В. В. Общие меры профилактики преступности осужденных, больных туберкулезом. Прикладная юридическая психология. 2013. № 4. С. 119-121.
31. Р.В.Куприянов Р. В., Кузьмина Ю.
М. Психодиагностика стресса. Казань: КНИТУ, 2012. 212 с.
32. Козырева Т. С. Психологическая идентичность личности сотрудников учреждений пенитенциарной системы под влиянием особых условий деятельности. Сибирский педагогический журнал. 2009. С. 419-422.
33. Лазарус Р.С. Теории стресса и психофизиологические
исследования. Л.: Медицина, 1970. 179 с; 196 с.
34. Лебедев И. Б., Русецкая Д.В., Маркелов В. В. Психофизический тренинг как направление в коррекционной работе. Рязань: Book jet, 2018. 228 с.
35. Леонова А. Б., Чернышева О. Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития: хрестоматия. М.: Радикс, 1994. 228 с.
36. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2001. 347 с.
37. Мандель Б.Г. Психология стресса: учебник. М.: Флинта, 2014. 7 с.
38. Маслач К., Джексон С., в адаптации Водопьяновой Н. Е. Диагностика эмоционального выгорания. URL: https: psylab.info (дата обращения: 22.10.2021).
39. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10-й пересмотр. 2019. URL: https: mkb- 10.com (дата обращения: 16.02.2022).
40. Мещеряков Б. Г, Зинченко В. П. Большой психологический словарь. М.: Прайм-Еврознак, 2003. 291 с.
41. Михайлов Л. А., Губанов В. М., Соломин В.П. Безопасность жизнедеятельности: учебник. Под ред. Л. А. Михайлова. М.: Академия, 2013. 272 с.
42. Морозова Т. Ю. Динамика копинг-стратегий в период кризиса 17 лет. Вестник Тамбовского университета. 2014. № 5. С. 207-214.
43. Назаретян А.П. Психология стихийного массового поведения: Толпа, слухи, политические и рекламные кампании: учебник. М.: Академия,
2013. 143 с.
44. Нестерова О.В. Когнитивная репрезентация понятия «стресс» и особенности поведения в ситуации профессионального стресса. Мир психологии. 2017. №3 (91). С. 218-220.
45. Никифорова Ю.И. Особенности эго-идентичности при переходе от ранней к средней взрослости у людей, перенесших психическую травму. Вестник КГУ. 2017. № 17. С. 107-111.
46. Николаека Е.К. Проблема эмоционального выгорания в современном мире. Скиф. Вопросы студенческой науки. 2021. № 2. С. 18-22.
47. Новицкий В.В., Гольдберг Е.Д., Уразовой О.И. Патофизиология: учебник. М.: Гэотар-Медиа, 2009. 472 с.
48. Орел В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии. Проблемы общей и организационной психологии. Яросл. гос. ун-т, 1999. С. 76-97.
49. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: учебник. М.: Академия, 2013. 126 с.
50. Парамузов А.В., Несмеянова Р.К. Создание и анализ психометрических свойств опросника «Статус управленческой идентичности». Организационная психология. 2019. №3. С. 120-152.
51. Патырбаева К.В., Козлов В.В., Мазур Е.Ю. и др. Идентичность: социально-психологические и социально-философские аспекты. Монография. Общие вопросы психологии. 2012. С. 250.
52. Петраш М.Д., Стрижицкая О.Ю., Головей Л.А., Савенышева С.С. Опросник повседневных стрессоров. Психологические исследования. 2018. № 57. С. 5-20. URL: http: psystudy.ru (дата обращения: 05.01.2022).
53. Писаревская Н.С. Новые медиа и кризис идентичности личности. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 3. С. 192-195.
54. Писаревская Н.С. Новые медиа и формирование
«сетевой идентичности» личности. Сборник материалов Международного научного форума. 2019. С. 269-270.
55. Погибенко Л.Б. Основные подходы к понятию «Профессиональн ого стресса» в отечественной и зарубежной психологии. Наука на благо человечества. 2016. С. 93-98.
56. Подопригора М. Г. Организационное поведение: учебник. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008. 49 с.
57. Положий Б.С. Динамическая психиатрия Гюнтера Аммона как интегративная концепция охраны и укрепления психического здоровья. Российский психиатрический журнал. 2018. № 2. С. 74-77.
58. Прохоров-Малясов Г.С. К проблеме кризиса духовной идентичности человека в информационном пространстве. Гуманитарные науки в 21 веке. 2014. № 3. С. 55-61.
59. Рассказова Е.И., Гордеева Т.О. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы исследования. Психологические исследования. 2011. №3. С. 4.
60. Русецкая Д.В. Программа психологического сопровождения сотрудников с негативными психическими состояниями. Человеческий капитал. 2020. № 3. С. 220-227.
61. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медицина, 1960. 254 с.
62. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1992. 105-109 с.
63. Славина, Ю. Б. Профессиональный стресс и его влияние на физическое и психологическое здоровье сотрудников. Молодой ученый. 2022. № 8. С. 169-171.
64. Смирнова О.В., Ананьева Е.П. Взаимосвязь смысложизненных ориентаций личности с гендерной идентичностью. Евразийский союз ученых. 2020. № 4-8. С. 64-67.
65. Солдатова Е.Л. Нормативные кризисы развития личности взрослого человека. Вестник ЮУрГУ. 2007. № 31. С. 39-47.
66. Солдатова Е.Л., Шляпникова И.А. Связь эго-идентичности и
личностной зрелости. Вестник ЮУрГУ. 2015. № 1. С. 29-33.
67. Солдатова Е.Л Эго-идентичность в нормативных кризисах развития. Вопросы психологии. 2006. № 5. С. 74-84.
68. Старченкова Е.С. Концепция проактивного совладающего поведения. Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. 2009. № 2. С. 198-206.
69. Суворова В.В. Психофизиология стресса. М.: Педагогика, 1975. 208-112 с.
70. Судаков К.В., Умрюхин П.Е. Системные основы эмоционального стресса. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. 4 с; 89 с; 112 с.
71. Сухова Е.В. Понятие «Копинг-стратегии» и пример
асоциальных копинг стратегий. Прикладная юридическая психология.
2014. № 1. С. 76-83.
72. Труфанова Т.А. Управление профессиональными стрессами: современные методы и подходы. Социально-экономические явления и процессы. 2016. № 8. С. 72-79.
73. Чуманов Ю.В. Психофизический тренинг как способ развития способностей принимать решения в ситуациях неопределенности ориентиров поиска. Инновации в образовании. 2018. № 5. С. 139-147.
74. Шаповал В.А. Психодинамическая диагностика и прогнозирование психического здоровья сотрудников силовых ведомств. Вестник СПбГУ. 2010. №12. С. 235-245.
75. Шингаев С.М. О разработке концепции психологического обеспечения профессионального здоровья менеджеров. Вестник ДГУ, гуманитарные науки. 2020. № 4. С. 22-26.
76. Шляпникова И.А. Проблема взаимосвязи личностной зрелости и эго-идентичности: теоретические предпосылки. От истоков к современности.
2015. С. 80-82.
77. Шойгу Ю.С., Павлова, М.В. Кузнецова Т.Ю. Психология экстремальных ситуаций: учебник. Под ред. Ю.С. Шойгу. М.: Академия, 2013. 320 с.
78. Щербатых Ю.В. Психология стресса. М.: Академия, 2005. 250 с.
79. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции: учебник. СПб: Питер, 2006. 134-135 с.
80. Эриксон Э.Э. Идентичность: юность и кризис. Под ред.
Толстых А. В. М.: Прогресс, 1996. 149-151 с.
81. Aspinwall L. G., Taylor S.E. A stitch in time: Self-regulation and proactive coping. Psychological Bulletin. 1997. V. 1. P.417-436.
82. Billings A.G., Moos R.H. Coping, stress, and social ressources among adults with unipolar depression. J. Pers. and Soc. Psychol. 1984. V. 46. P. 877— 891.
83. Breakwell G.M. Resisting representations and identity processes. Papers on Social Representations. 2010. № 19. P.61 -70.
84. Burke P.J. Identity processes and social stress. American Sociological Review. 1991. № 6. Р. 836 - 849.
85. Carver C.S., Scheier M.F., Weintraub J. K. Assessing Coping Strategies: A theoretically based approach. J. Pers. and Soc. Psychol. 1989. V. 56. P. 267—283.
86. Causey D.L., Dubow E.F. Negotiating the transition to junior high school: The contributions of coping strategies and perceptions of the school environment. Prevention in Human Services. 1993. № 10. Р. 59-81.
87. Freudenberger H.J. Staff burn-out. Journal of Social Issues. 1974
88. Hogg M.A. Social identity theory. In: P. J. Burke (Ed.) Contemporary social psychological theories. Stanford: Stanford University Press. 2006. P. 111 - 136.
89. Marcia, J.E. Identity in adolescence. J.E. Marcia. N.Y.: John Wiley, 1980. 15p.
90. Stets J.E. Identity theory. In: P. J. Burke (Ed.) Contemporary social psychological theories. Stanford: Stanford University Press. 2006. P. 88 - 110.
91. Thayer R.E. Problem perception, optimism, and related states as a function of time of day (diurnal rhythm) and moderate exercise: Two arousal systems in interaction. Motivation and Emotion. 1987. V. 11. Р. 19-36.