Глава I. Мумии: уникальный феномен в музейных коллекциях
России
1.1 Исторический опыт изучения мумий и их научная значимость
1.2 Обзор мумий в музейных собраниях России
Глава II. Проект исторической реконструкции «Мумии: по следам
древних культур
2.2 Создание и практическая реализация культурно-просветительского
проекта «Мумии: по следам древних культур». Анализ полученных
результатов
Заключение
На этапе современного развития общества, которое испытывает интенсивные процессы глобализации особенно актуальным становится вопрос сохранения и преемственности культурного наследия, которое является эмоционально-значимой информацией для последующих поколений, передавая ее через артефакты [8]. Мумии, как особые реликвии культурного наследия, во все времена были окружены тайнами и загадками, с первых открытий археологами и по сей день они привлекают внимание ученых и простых обывателей. Познакомиться с мумиями цивилизации древнего Египта, скифской эпохи и других исторических периодов, можно при изучении коллекций ряда российских музеев.
Актуальность темы исследования. Мумии являются весьма специфическим музейным предметов и демонстрация в экспозиции подобных объектов, связана с целым рядом проблем, с которыми сталкиваются современные музеи. На законодательном уровне данные объекты культурного наследия не выделены в отдельную категорию, относятся к антропологическим коллекциям и чаще всего, входят в состав археологических коллекций, поэтому анализ проблем хранения и экспонирования мумий, а также истории изучения и формирования коллекций мумифицированных останков в российских музеях, является актуальной темой в музеологии.
Самые значительные и обширные коллекции подобных объектов культурного наследия России хранятся в Кунсткамере - Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (МАЭ РАН), Государственном Эрмитаже (ГЭ), Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (ГМИИ им. А.С. Пушкина), Национальном музее республики Алтай имени А.В. Анохина и др.
В последние десятилетия ориентация исследований музейных предметов и археологических коллекций, в том числе мумифицированных останков людей и животных, существующая в России и мировом научном сообществе, направлена на применение комплекса современных естественно-научных
разработок и методик. Для получения фундаментальных сведений, которые необходимы для выявления наиболее благоприятных и приемлемых методов консервации, реставрации и экспонирования мумий, а также определения оптимальных режимов хранения подобных объектов культурного наследия, использование лишь традиционных методик бывает не достаточно. Информация из письменных и вещественных источников не дает полного объема данных, как междисциплинарные исследования узких специалистов различных областей.
Однако до настоящего времени отсутствуют обобщающие работы по изучению мумий, экспонируемых в музеях России. Поэтому исследование коллекций мумифицированных останков, определение научной значимости, а также анализ условий хранения и экспонирования, требует рассмотрения на современном этапе развития музеологии, так как подобные раритеты относятся к уникальным музейным предметам [75, с. 171].
Данная работа представляет собой комплексное исследование, затрагивающее законодательную, теоритическую и практическую область знания о экспонировании мумий. А также представляет проектную часть исследования и вводит в научный оборот новый фактический материал, отражающий результаты новаторских решений в экспонировании мумий в региональных музеях.
Цель настоящего диссертационного исследования представить по возможности, целостный обзор российских музеев, в которых экспонируются мумии, отразить их значимость для науки и последующих поколений. Продемонстрировать практическую реализацию культурно-просветительского проекта «Мумии: по следам древних культур», как один из возможных способов решения проблем экспонирования мумий в региональных музеях.
В рамках магистерской диссертации для достижения намеченной цели следует реализовать задачи:
1) Проанализировать историю изучения мумифицированных останков от истоков до современности, выявить их научную значимость;
2) Дать обзор формированию музейных коллекциях мумий в России;
3) Определить условия необходимые для хранения и экспонирования мумий, обозначить круг проблем в данном вопросе;
4) Осветить возможность экспонирования исторических реконструкций - моделей мумий, на примере практической реализации культурно-просветительского проекта «Мумии: По следам древних культур».
Объектом исследования избраны мумии в музеях России.
Предметом исследования является анализ хранения и экспонирования мумий, а также определение их научной значимости для будущих поколений, как культурного наследия.
Степень изученности темы исследования. В настоящее время в опубликованных изданиях представлена немногочисленная информация отражающая вопросы хранения и экспонирования мумифицированных объектов культурного наследия. При изучении процесса формирования музейных коллекций мумий в России выявлены те труды, в которых данная тема была каким-либо образом представлена. Среди первых таких работ стоит отметить исследования о музеях в собраниях, которых находятся мумии. С.П. Бойко, и Р.Ф. Ист в своих монографиях представляют историю создания и формирования первых коллекций в Кунсткамере, упоминая информацию о египетских мумиях, переданных в первый российский музей [6; 35]. Исследование Ю.Г. Шапиро, посвящено Государственному Эрмитажу и его шедеврам, в том числе египетским мумиям [86]. Н.А. Лебедева, К. Хадсон, Т.Ю. Юренева, а также ряд других исследователей в своих монографиях представляют материалы по истории формирования египетских коллекции в ведущих музеях России и появление первых мумий в музейных собраниях [45; 83; 89]. Значительный труд по изучению мумий в России, и в европейских странах был предпринят исследователем С.Н. Неподкосовым в его монографии «Мертвая голова» [56]. А.О. Китова в ряде своих публикаций дает характеристику мумификации в Древнем Египте, а также затрагивает тематику посвященную изучению мумий в разные исторические периоды [36; 37].
Подобной теме также посвящены исследования таких ученых, как А.А. Крол, В.И. Молодин, Н.В. Полосьмак, Е.С. Николенко, К.В. Пименова, А.А. Тишкин, Е.Г. Толмачева, М.В. Хартанович, Е.Б. Яцишина и др. [43; 49; 64, 65; 57; 61; 74; 76; 84; 90].
Для подготовки практической реализации культурно-просветительского проекта «Мумии: по следам древних культур» была проанализирована литература по следующим направлениям: основы музеологии, научно¬фондовая работа в музее, методология исследования объектов культурного наследия, основы проектирования музейных экспозиций, экскурсоведение - А.А. Тишкина, В.В. Горбунова, Т.В. Гребенниковой, Т.В. Галкиной, Б.В. Емельянова, Т.Ю. Юреневой и др. [75; 18; 25; 14; 32; 88].
Также были изучены сайты музеев, их коллекции, информация о экспонатах и виртуальные туры - ГЭ, МАЭ РАН, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Национального музее республики Алтай имени А.В. Анохина, «Музея судебной медицины» Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова и др.
Несмотря на представленные работы, комплексного исследования по истории изучения, формирования и экспонирования мумий в музеях России предпринято не было. Нет ни одного обобщающего труда, который бы в полной мере представлял научную значимость и раскрывал проблемы сохранности музейных предметов подобного типа.
Источниковая база исследования. С целью изучения проблем хранения и экспонирования мумифицированных останков в музее были проанализированы нормативные акты и законодательная база РФ: Этический кодекс ИКОМ для музее; ФЗ № 54 «О музейном фонде РФ и музеях РФ» от 26.05.1996 г.; Государственный каталог Российской Федерации; ФЗ № 73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ от 25.06.2002 г.; Законодательная база РФ в области культурной политики и ряд других документов. Изучение законодательных и подзаконных актов продемонстрировало отсутствие методических рекомендаций в отношении мумифицированных останков, в которых как правило лишь представлены общие сведения относительно хранения и экспонирования антропологических коллекций.
Методология и методы исследования. В диссертационном исследовании использовались общенаучные методы - анализ и синтез. Анализ источников и литературы, а также непосредственно подлинных мумифицированных объектов культурного наследия в ГЭ, в ГМИИ им. А. С. Пушкина, Национальном музее республики Алтай имени А.В. Анохина и ряде зарубежных музеев, дало возможность отдельно изучить исследуемые объекты в контексте единого целого. Синтез - объединил изучаемые артефакты в единую совокупность. Изучение и анализ законодательных документов и официальных сайтов российских музеев позволило ознакомится с фактами характеризующими современное состояние исследуемой проблематики.
На основе частного научного метода моделирования и гипотетического метода, были получены новые теоретические предпосылки решения проблем экспонирования мумий, которые были проверены в ходе эксперимента - создания аутентичных высоко-художественных копий мумий и их демонстрация музейной аудитории.
В последние годы системный подход является обязательным в ходе научного исследования. В диссертационной работе системный подход позволил в ходе определения научной значимости мумий, как объектов культурного наследия учесть предысторию данного феномена для науки и рассмотреть перспективы его развития.
С целью изложения фактического материала, его анализа и обобщения в ходе исследования был применен общенаучный принцип историзма [3, с. 9], позволивший учесть конкретные исторические условия, при которых происходил процесс формирования первых коллекций мумифицированных останков в российских музеях и их изучение в разные исторические периоды.
Также был использован сравнительно-типологический метод и метод классификаций, основной метод в изучении археологических памятников, который дал возможность классифицировать мумифицированные останки и причислить их к антропологическим коллекциям и объектам археологического культурного наследия.
Территориальные рамки исследования охватывают различные города России, где в музейных собраниях представлены мумии - Москва, Санкт- Петербург, Горно-Алтайск и др.
Хронологические рамки исследования затрагивают весьма обширный период: с древнейшей истории человечества до 2022 г.
Научная значимость состоит в оптимизации и систематизации существующей научно-методологической базы по исследуемой теме. Представлена целостная картина, отражающая историю изучения и формирования коллекций мумий в России, обозначены проблемы хранения и экспонирования подобных объектов культурного наследия,
продемонстрированы пути их решения.
Новизна исследования заключается во введении в научный оборот ранее не опубликованных материалов по практической реализации культурно-просветительского проекта «Мумии: по следам древних культур».
Апробация работы. Основные положения данного исследования в период с 2020 по 2022 г. докладывались на конференциях разного уровня. Автор принимал участие в следующих конференциях:
1) XXVII Всероссийская научно-практическая конференция (с международным участием) «Сохранение и изучение культурного наследия Алтая», (г. Барнаул, Россия, 2021 г.);
2) Региональная молодежная конференция «Мой выбор - Наука!» (г. Барнаул, Россия, 2021 г.);
3) Международная конференция студентов и молодых ученых «Фараби элем!» (г. Алматы, Казахстан, 2022 г.).
В рамках диссертационного исследования были подготовлены и опубликованы следующие публикации:
1) Новожилова Е.Н. Сотрудничество с музеем «Город» в рамках реализации проекта «Memento mori» // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края: сборник научных статей / гл. ред. А.А. Тишкин. - Барнаул: Изд-во Алт ун-та, 2021. - Вып. XXVII. - С. 402-406.
2) Новожилова Е.Н. Опыт реализации проекта исторической реконструкции «Мумии: по следам древних культур» // Международное Фарабиевское чтение. Материалы международной конференции студентов и молодых ученых. - Алматы: «Казак университет», 2022. - С. 406-407.
Структура работы. Магистерская диссертация включает введение, две главы, структурированные в параграфы, заключение, библиографический список, перечень условных обозначений и сокращений, приложение.
В первой главе представлена характеристика различных способ мумификации, а также исторический опыт изучения мумифицированных останков с древнейших времен до настоящих дней, современными научными методами междисциплинарного исследования. Продемонстрирован обзор музеев России, в собраниях которых представлены мумии.
Во второй главе проанализирована законодательная документация Российской Федерации по хранения и экспонирования мумифицированных останков, выявлен круг проблем в данном вопросе. Показы этапы создания, апробации и практической реализации культурно-просветительского проекта «Мумии: по следам древних культур.
В заключении хотелось бы отметить, что проведенное нами исследования, феномена мумий в музейных коллекциях России, продемонстрировало, что подобные объекты культурного наследия относятся к особой категории и обладают существенным научным потенциалом для развития комплексных междисциплинарных исследований, а также являются источником уникальной информации, позволяющей ученым получить ценные сведения о жизни индивида и сообщества, к которому он принадлежал. Интерес исследователей к подобным артефактам и первые научные изыскания относятся примерно к XVI в. и вплоть до XVIII в. преобладали в среде фармацевтов. Однако именно они произвели первые попытки изучения мумий методом аутопсии и зафиксировали научное описание этого процесса. Революционным шагом в улучшении качества научного исследования мумий в конце XIX - начале ХХ вв., стала рентгенография, впервые позволившая изучить внутреннюю структуру мумий без нарушения ее целостности. Развитие технологий неинвазивных исследовательских методов мумифицированных объектов в ХХ начале XXI вв., способствовали сохранению объектов культурного наследия и популяризации исследовательских проектов в музейной деятельности, на основе использования методов 3-D моделирования и исторической реконструкции внешнего облика мумий, с помощью стереолитография. Трехмерная визуализация предоставила возможность на более качественном уровне, использовать подобные объекты культурного наследия, в музейно-выставочной деятельности, а также способствовала знакомству с научными достижениями широкой аудитории.
В музейных собраниях России мумии встречаются в коллекциях не только крупных столичных музеях - ГЭ, ГМИИ им. А.С. Пушкина, но и региональных и университетских. Интерес к мумиям со стороны посетителей музеев достаточно высок, именно поэтому данные артефакты находятся чаще всего в постоянных экспозициях, однако обзор и анализ музейных сайтов и коллекций продемонстрировал и наличие временных выставок, основанных на научных достижениях последних лет в области всестороннего изучения мумий учеными различных областей науки. Подобные выставки в 2021 - 2022 гг. появились в ГЭ и ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Анализ законодательной базы и практического опыта в хранении мумифицированных останков и их демонстрация в музейных экспозициях, имеет ряд проблем, как технического, так и морально-этического характера. Подобные объекты культурного наследия, представляют собой особую категорию и требует особого методологического подхода, с учетом многих факторов для поддержания особого режима хранения. Уважительное отношение, соблюдение интересов и мировоззрения коренного населения, для которых экспонируемые объекты, могут иметь сакральное значение, является неотъемлемым требованием, прописанным в Этическом кодексе ИКОМ. В настоящее время, для решения подобных вопросов, многие крупные российские музеи, прибегают к новым приемам в экспонировании мумий, придерживаясь концепции уважительного отношения к мумиям и наделяя их личностными качествами, с помощью современных научных достижений. Однако, в музеях российских регионов размещение выставок с мумифицированными объектами культурного наследия, становится не возможным, в связи с отсутствием необходимого технического оснащения для размещения подобных коллекций.
Возможности исторической реконструкции мумий, демонстрация высоко-художественных копий, аутентичных подлинному объекту культурного наследия, позволяет решать проблемы хранения, транспортировки и экспонирования. ИКОМ в этических рекомендациях для музеев, регламентирует правила использования копий в музейных экспозициях [87, с. 17] и не запрещает их использования, если существует такая потребность.
Для решения проблем экспонирования мумифицированных останков, в региональных музеях, в которых отсутствуют технические возможности демонстрации подлинных мумий, был разработан культурно-просветительский проект «Мумии: по следам древних культур», представляющий передвижную выставку исторических реконструкций, на которой экспонируются аутентичные копии самых популярных мумий, хранящихся в разных музеях мира, а также другие артефакты древней истории человечества. Цель проекта - популяризировать объекты культурного наследия и познакомить с ними широкую музейную аудитории.
Практическая реализация культурно-просветительского проекта «Мумии: по следам древних культур» продемонстрировала положительный опыт коммерциализации, готовность региональных музеев к сотрудничеству и высокий интерес музейной аудитории. За два года работы передвижной выставки «Мумии: по следам древних культур», она побывала в десяти музейных учреждениях - Барнаула, Бийска, Прокопьевска, Ленинск-Кузнецка, Абакана, Томска, Северска, Новокузнецка, Искитима и Бердска. Посещаемость составила 5777 человек, с учетом ограничений, связанных с эпидемиологической ситуацией в стране. В перспективные планы проекта входит расширения численности экспонатов и экспонирование в таких городах как Новосибирск, Красноярск, Омск, Норильск, Иркутск и других российских регионах. Стремление авторов проекта популяризировать возможности исторической реконструкции, проявляются в готовности к участию в международных конференциях и чтениях молодых ученых, в сфере музеологии и охраны памятников культурного и природного наследия. Новаторский подход к экспонированию мумифицированных останков, представленный в практической реализации культурно-просветительского проекта «Мумии: по следам древних культур», позволяет с одной стороны сохранять подобные объекты для научно¬исследовательской деятельности, с другой отвечает запросам коренного населения на уважительное отношение к останкам предков обладающих сакральным значением и отказу от их демонстрации музейной аудитории.