АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ БРОНЗОВОГО ВЕКА В СОБРАНИИ МУЗЕЯ АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ АЛТАЯ АГУ: ПРОБЛЕМА ХРАНЕНИЯ И ЭКСПОНИРОВАНИЯ
|
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ РАСКОПКИ, ПРИЕМ И ХРАНЕНИЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕКЦИЙ В МУЗЕЯХ 10
1.1 Документаця, сопровождающая раскопки и прием археологических
коллекций в музеи 10
1.2 Теоретический и правовой аспект хранения и экспонирования
археологических коллекций в музеях 21
1.3 Документирование хранения археологических коллекций 26
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ХРАНЕНИЯ И ЭКСПОНИРОВАНИ
ПРЕДМЕТОВ БРОНЗОВОГО ВЕКА В МАЭ АЛТАЯ АГУ 35
2.1 История создания Музея археологии и этнографии алтая и коллекции
бронзового века 35
2.2 Хранение и экспонирование предметов в Музее археологии и этнографии
алтая 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ РАСКОПКИ, ПРИЕМ И ХРАНЕНИЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕКЦИЙ В МУЗЕЯХ 10
1.1 Документаця, сопровождающая раскопки и прием археологических
коллекций в музеи 10
1.2 Теоретический и правовой аспект хранения и экспонирования
археологических коллекций в музеях 21
1.3 Документирование хранения археологических коллекций 26
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ХРАНЕНИЯ И ЭКСПОНИРОВАНИ
ПРЕДМЕТОВ БРОНЗОВОГО ВЕКА В МАЭ АЛТАЯ АГУ 35
2.1 История создания Музея археологии и этнографии алтая и коллекции
бронзового века 35
2.2 Хранение и экспонирование предметов в Музее археологии и этнографии
алтая 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы. Сохранение культурного наследия является одним из важнейших частей культурной сферы нашего государства, так как по сохранившемся предметам можно определить какой вклад был сделан людьми ранее для развития общества. Особенно это актуально в современности, поскольку в обществе идет переосмысление и меняется подход к изучению истории.
Перед музейно-выставочными учреждениями стоит задача быть понятными, интересными и востребованными для всех, а особенно для молодого поколения россиян, воспитывающегося в эпоху информационной и технологической революции, сохранив при этом всё ценное, что было накоплено за предыдущий исторический период. Музеи обязаны открывать себя внешнему миру во всем многообразии своих функций и возможностей. Тесная взаимосвязь музейных учреждений с целями и задачами современного общества выступает гарантией существования и получения ресурсов для дальнейшего развития в постоянно изменяющемся мире. Сейчас невозможно представить это поступательное развитие без учета современных тенденций в музейно-выставочной деятельности.
Музеи являются социокультурными учреждениями, которые помимо хранения предметов культуры для будущих поколений занимаются общим развитием творческого потенциала и работают с пониманием у посетителей художественного процесса. И с помощью своих экспозиций музей может в полной мере удовлетворить потребность посетителей .
Современное музееведение под музейной экспозицией понимает целостную предметно-пространственную систему, в которой музейные предметы и другие экспозиционные материалы объединены концептуальным - научным и художественным - замыслом. Музейная экспозиция - основная форма музейной коммуникации. Музейные экспозиции принято подразделять на постоянные и временные; временные экспозиции называются выставки.
Экспозиционная работа - одно из направлений музейной деятельности, основное содержание, которого заключается в проектировании экспозиции, монтаже и демонтаже экспозиций, проведении реэкспозиции, наблюдении за состоянием экспозиции, ведении текущей экспозиционной документации.
Проблемы хранения и экспонирования археологических коллекций всегда стоял остро в практике музеев. Вопросы были самого разного уровня - от температуры хранения и влажности помещения и до соблюдения правил использования музейных фондов, предусмотренных нормативными документами Российской Федерации.
Эпоха бронзы оказала значительное влияние на развитие производящих форм хозяйства специфически степного типа, основы которого были заложены с началом перехода к энеолиту. Тогда был накоплен первый опыт хозяйственного освоения степей и сложились основы степного скотоводства.
Бронзовая коллекция, представленная в Музее археологии и этнографии Алтая, представлена в полной мере тремя коллекциями:
• Эпоха ранней бронзы - Елунинская культура (XX-XVII вв.до н.э.);
• Эпоха развитой бронзы - Андроновская культура (XV-XII вв. до н.э.);
• Эпоха поздней бронзы (конец II- начало I тыс. до н.э.) .
И, как у любой коллекции, у коллекции бронзового века Музея археологии и этнографии Алтая также имеются проблемы в хранении и экспонировании. Исходя из вышеперечисленных фактов, мы сформулировали тему нашего исследования: «Археологическая коллекция бронзового века в собрании Музея археологии и этнографии Алтая АГУ: проблема хранения и экспонирования».
Цель исследования - выявить проблемы хранения и экспонирования предметов бронзовой коллекции в Музея археологии и этнографии Алтая.
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
• рассмотреть правовой аспект хранения и экспонирования археологических коллекций в музеях;
• систематизировать и дать характеристику комплексов документов, необходимой для принятия археологических коллекций в музеи их хранения и экспонирования;
• выявить этапы становления и рассмотреть историю создания Музея археологии и этнографии Алтая;
• проанализировать особенности хранения и экспонирования археологических коллекций бронзового века на примере Музея археологии и этнографии Алтая.
Объект исследования - процедура хранения и экспонирования предметов археологических коллекций на территории Российской Федерации. Предмет исследования - изучение проблематики хранения и экспонирования предметов коллекции бронзы (на примере Музея археологии и этнографии Алтая).
Новизна настоящего исследования заключается в выявлении, систематизации и изучении проблематики хранения и экспонирования предметов коллекции бронзы на территории Алтайского края. Ранее исследования проблем в Музее археологии и этнографии Алтая не предпринималось.
Степень изученности темы. Обзор литературы представлен двумя направлениями исследования. Первое направление представлено работами, освещающими правовые аспекты хранения и экспонирования предметов археологических коллекций, второе - работами, в которых рассмотрены особенности проблематики хранения и экспонирования предметов.
Нормативно-правовая сфера исследований представлена работами О.А. Быстровой и Д.А. Кумалетдинова.
О.А. Быстрова в своей работе отмечает, что если культурная ценность не входит в состав музейного фонда, то она и не может называться музейным предметом или музейной коллекцией, и при исключении из состава музейного фонда культурная ценность прекращает именоваться музейной, следовательно, встает вопрос хранения данного предмета в самом музее. Однако в понятии музейный предмет и музейная коллекция отсутствует представление о том, что культурной ценности необходимо числиться в музейном фонде, чтобы называться музейным предметом. Таким образом, как отмечает О.А. Быстрова, закон не позволяет определить, когда культурная ценность признается музейным предметом . В своей другой работе исследователь О.А. Быстрова отмечает, что до 2002 года вся деятельность музеев подлежала обязательному лицензированию - это относилось к государственным музеям. Однако существуют и частные музеи, в которых тоже находятся музейные предметы и коллекции, где, как отмечает автор, хранение предметов может быть не таким, как продекларировано в законодательстве, что может нести вред музейным предметам. Контроль за ними возможен только опосредованный. Лицензирование в полной мере позволило бы государству следить за сохранностью музейных ценностей, находящихся в таких музеях, поскольку утрата лицензии означала бы не только закрытие музея, но и передачу музейных предметов в другие музеи, способные осуществлять свои функции в соответствии с законом . Д.А. Камалетдинов подходит к вопросу хранения музейных предметов с коммерческой точки зрения. Идет акцент внимания на особой сохранности предметов для дальнейшего воспроизведения посредством изготовления - различные репродукции, макеты, муляжи и т.д .
Вторая группа рассматривает вопросы хранения и экспонирования предметов. К данной тематике можно отнести работы Е.А. Нестерова и А.С. Мухаметшиной.
Е.А. Нестеров отмечает, что из-за упрощенной системы приема археологических коллекций университетских музеев часто возникает проблема составления систематизированного, развернутого описания музейных археологических предметов, что, порой, не дает полного представления о хранении предметов . А.С. Мухаметшина в своей работе подчеркивает, что проблема приема-передачи в музей археологических коллекций становится в последнее время актуальной площадкой взаимодействия между музеями и исследователям. Опыт учетно- хранительской составляющей фондовой работы с археологическими коллекциями в музеях предполагает необходимость комплексного подхода к сохранению движимого археологического наследия, детальную разработку и организацию действенной цепочки учета археологических коллекций. Учет и хранение музейных коллекций и музейных предметов является одними из основных направлений фондовой работы любого музея вне зависимости от ведомственной принадлежности, имеющего в собственности, во владении или в пользовании музейные предметы и музейные коллекции .
Источниковая база исследования представлена двумя группами источников. Первая группа - нормативно-правовые и нормативно¬методические документы, определяющие порядок хранения и экспонирования предметов археологических коллекций. Можно выделить основные источники:
1. Федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерации» ;
2. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» ;
3. Положение о порядке проведения археологических полевых работ и составления научной отчетной документации ;
4. Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР ;
5. Приказ об Единых правил организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций ;
Вторая группа источников представлена нормативно-правовой документацией Музея археологии и этнографии Алтая и археологическими коллекциями из фондов.
Хронологические рамки по представленной работе можно разделить на две группы:
• 1991 г. по настоящее время. Однако при изучении законодательства нижняя хронологическая граница была расширена до 1985 г.
• также с 1991 года, при изучении история становления и развития Музея археологии и этнографии Алтая, также расширило хронологическую границу до 1973 года.
Во вторую группу по хронологическому признаку также входят памятники из археологических коллекций по бронзовому веку, проблематика хранения и экспонирования которых изучалась в данной работе - 22 - 8 вв. до н.э.
Территориальные исследования: археологические памятники с территории Горного Алтая и Степного Алтая.
Апробация. Основные положения, представленные в настоящей работе, были представлены на Международной научной конференции студентов и молодых ученых «Фараби элем!» (Алма-Аты 2022 г.).
Мамедова Д.А. Документационная составляющая раскопок и приема археологических коллекций в музеи // Международное Фарабиевское чтение. Материалы международной конференции студентов и молодых ученых. - Алма-Аты: «Казак университет», 2022 - С. 403-404.
Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка источников и литературы, приложения. Основная часть состоит из двух глав, в первой главе рассматриваются правовые аспекты и документационная составляющая археологических раскопок, порядок приема и хранения предметов археологии. Вторая глава посвящена проблемам сохранения и изучения археологических коллекций бронзового века в Музее археологии и этнографии Алтая Алтайского государственного университета.
Перед музейно-выставочными учреждениями стоит задача быть понятными, интересными и востребованными для всех, а особенно для молодого поколения россиян, воспитывающегося в эпоху информационной и технологической революции, сохранив при этом всё ценное, что было накоплено за предыдущий исторический период. Музеи обязаны открывать себя внешнему миру во всем многообразии своих функций и возможностей. Тесная взаимосвязь музейных учреждений с целями и задачами современного общества выступает гарантией существования и получения ресурсов для дальнейшего развития в постоянно изменяющемся мире. Сейчас невозможно представить это поступательное развитие без учета современных тенденций в музейно-выставочной деятельности.
Музеи являются социокультурными учреждениями, которые помимо хранения предметов культуры для будущих поколений занимаются общим развитием творческого потенциала и работают с пониманием у посетителей художественного процесса. И с помощью своих экспозиций музей может в полной мере удовлетворить потребность посетителей .
Современное музееведение под музейной экспозицией понимает целостную предметно-пространственную систему, в которой музейные предметы и другие экспозиционные материалы объединены концептуальным - научным и художественным - замыслом. Музейная экспозиция - основная форма музейной коммуникации. Музейные экспозиции принято подразделять на постоянные и временные; временные экспозиции называются выставки.
Экспозиционная работа - одно из направлений музейной деятельности, основное содержание, которого заключается в проектировании экспозиции, монтаже и демонтаже экспозиций, проведении реэкспозиции, наблюдении за состоянием экспозиции, ведении текущей экспозиционной документации.
Проблемы хранения и экспонирования археологических коллекций всегда стоял остро в практике музеев. Вопросы были самого разного уровня - от температуры хранения и влажности помещения и до соблюдения правил использования музейных фондов, предусмотренных нормативными документами Российской Федерации.
Эпоха бронзы оказала значительное влияние на развитие производящих форм хозяйства специфически степного типа, основы которого были заложены с началом перехода к энеолиту. Тогда был накоплен первый опыт хозяйственного освоения степей и сложились основы степного скотоводства.
Бронзовая коллекция, представленная в Музее археологии и этнографии Алтая, представлена в полной мере тремя коллекциями:
• Эпоха ранней бронзы - Елунинская культура (XX-XVII вв.до н.э.);
• Эпоха развитой бронзы - Андроновская культура (XV-XII вв. до н.э.);
• Эпоха поздней бронзы (конец II- начало I тыс. до н.э.) .
И, как у любой коллекции, у коллекции бронзового века Музея археологии и этнографии Алтая также имеются проблемы в хранении и экспонировании. Исходя из вышеперечисленных фактов, мы сформулировали тему нашего исследования: «Археологическая коллекция бронзового века в собрании Музея археологии и этнографии Алтая АГУ: проблема хранения и экспонирования».
Цель исследования - выявить проблемы хранения и экспонирования предметов бронзовой коллекции в Музея археологии и этнографии Алтая.
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
• рассмотреть правовой аспект хранения и экспонирования археологических коллекций в музеях;
• систематизировать и дать характеристику комплексов документов, необходимой для принятия археологических коллекций в музеи их хранения и экспонирования;
• выявить этапы становления и рассмотреть историю создания Музея археологии и этнографии Алтая;
• проанализировать особенности хранения и экспонирования археологических коллекций бронзового века на примере Музея археологии и этнографии Алтая.
Объект исследования - процедура хранения и экспонирования предметов археологических коллекций на территории Российской Федерации. Предмет исследования - изучение проблематики хранения и экспонирования предметов коллекции бронзы (на примере Музея археологии и этнографии Алтая).
Новизна настоящего исследования заключается в выявлении, систематизации и изучении проблематики хранения и экспонирования предметов коллекции бронзы на территории Алтайского края. Ранее исследования проблем в Музее археологии и этнографии Алтая не предпринималось.
Степень изученности темы. Обзор литературы представлен двумя направлениями исследования. Первое направление представлено работами, освещающими правовые аспекты хранения и экспонирования предметов археологических коллекций, второе - работами, в которых рассмотрены особенности проблематики хранения и экспонирования предметов.
Нормативно-правовая сфера исследований представлена работами О.А. Быстровой и Д.А. Кумалетдинова.
О.А. Быстрова в своей работе отмечает, что если культурная ценность не входит в состав музейного фонда, то она и не может называться музейным предметом или музейной коллекцией, и при исключении из состава музейного фонда культурная ценность прекращает именоваться музейной, следовательно, встает вопрос хранения данного предмета в самом музее. Однако в понятии музейный предмет и музейная коллекция отсутствует представление о том, что культурной ценности необходимо числиться в музейном фонде, чтобы называться музейным предметом. Таким образом, как отмечает О.А. Быстрова, закон не позволяет определить, когда культурная ценность признается музейным предметом . В своей другой работе исследователь О.А. Быстрова отмечает, что до 2002 года вся деятельность музеев подлежала обязательному лицензированию - это относилось к государственным музеям. Однако существуют и частные музеи, в которых тоже находятся музейные предметы и коллекции, где, как отмечает автор, хранение предметов может быть не таким, как продекларировано в законодательстве, что может нести вред музейным предметам. Контроль за ними возможен только опосредованный. Лицензирование в полной мере позволило бы государству следить за сохранностью музейных ценностей, находящихся в таких музеях, поскольку утрата лицензии означала бы не только закрытие музея, но и передачу музейных предметов в другие музеи, способные осуществлять свои функции в соответствии с законом . Д.А. Камалетдинов подходит к вопросу хранения музейных предметов с коммерческой точки зрения. Идет акцент внимания на особой сохранности предметов для дальнейшего воспроизведения посредством изготовления - различные репродукции, макеты, муляжи и т.д .
Вторая группа рассматривает вопросы хранения и экспонирования предметов. К данной тематике можно отнести работы Е.А. Нестерова и А.С. Мухаметшиной.
Е.А. Нестеров отмечает, что из-за упрощенной системы приема археологических коллекций университетских музеев часто возникает проблема составления систематизированного, развернутого описания музейных археологических предметов, что, порой, не дает полного представления о хранении предметов . А.С. Мухаметшина в своей работе подчеркивает, что проблема приема-передачи в музей археологических коллекций становится в последнее время актуальной площадкой взаимодействия между музеями и исследователям. Опыт учетно- хранительской составляющей фондовой работы с археологическими коллекциями в музеях предполагает необходимость комплексного подхода к сохранению движимого археологического наследия, детальную разработку и организацию действенной цепочки учета археологических коллекций. Учет и хранение музейных коллекций и музейных предметов является одними из основных направлений фондовой работы любого музея вне зависимости от ведомственной принадлежности, имеющего в собственности, во владении или в пользовании музейные предметы и музейные коллекции .
Источниковая база исследования представлена двумя группами источников. Первая группа - нормативно-правовые и нормативно¬методические документы, определяющие порядок хранения и экспонирования предметов археологических коллекций. Можно выделить основные источники:
1. Федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерации» ;
2. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» ;
3. Положение о порядке проведения археологических полевых работ и составления научной отчетной документации ;
4. Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР ;
5. Приказ об Единых правил организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций ;
Вторая группа источников представлена нормативно-правовой документацией Музея археологии и этнографии Алтая и археологическими коллекциями из фондов.
Хронологические рамки по представленной работе можно разделить на две группы:
• 1991 г. по настоящее время. Однако при изучении законодательства нижняя хронологическая граница была расширена до 1985 г.
• также с 1991 года, при изучении история становления и развития Музея археологии и этнографии Алтая, также расширило хронологическую границу до 1973 года.
Во вторую группу по хронологическому признаку также входят памятники из археологических коллекций по бронзовому веку, проблематика хранения и экспонирования которых изучалась в данной работе - 22 - 8 вв. до н.э.
Территориальные исследования: археологические памятники с территории Горного Алтая и Степного Алтая.
Апробация. Основные положения, представленные в настоящей работе, были представлены на Международной научной конференции студентов и молодых ученых «Фараби элем!» (Алма-Аты 2022 г.).
Мамедова Д.А. Документационная составляющая раскопок и приема археологических коллекций в музеи // Международное Фарабиевское чтение. Материалы международной конференции студентов и молодых ученых. - Алма-Аты: «Казак университет», 2022 - С. 403-404.
Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка источников и литературы, приложения. Основная часть состоит из двух глав, в первой главе рассматриваются правовые аспекты и документационная составляющая археологических раскопок, порядок приема и хранения предметов археологии. Вторая глава посвящена проблемам сохранения и изучения археологических коллекций бронзового века в Музее археологии и этнографии Алтая Алтайского государственного университета.
Прием предметов археологических коллекций, их учёт и хранение являются одними из основных и важнейших направлений деятельности любого музея, на которых строится музейная работа и от которых зависит эффективность дальнейшей работы музея.
Была изучена документационная составляющая раскопок - что идет до самих раскопок и какие этапы следуют после нее. Была исследована нормативно-правовая база, которая регулирует данную ситуацию и определены их изменения, которые были необходимы из-за устаревания некоторых определенных законов, что было необходимо в ходе изменений в сфере технологий и общества в принципе.
Рассматривая прием предметов археологических коллекций на хранение в музей как саму процедуру, так и документационную составляющую к ней, можно сказать, что данный процесс трудоемкий, требующий особой точности и следование нормативно-законодательной базе, которая регулирует ситуацию, касаемую данного вопроса.
История создания и становления Музея археологии и этнографии Алтая играет большую роль в изучении памятников археологических культур, а, в частности, эпохи бронзы. Именно данный период времени имеет масштабный характер на территории Западной Сибири, что делает его одним из многочисленных коллекций в Музее археологии и этнографии Алтая.
Рассматривая проблематику хранения и экспонирования предметов археологических коллекций периода бронзы, можно сделать вывод о том, что трудности имеют две направленности:
• действие фактора времени - это касается и появляющейся патины на предметах, и переполненности фондохранилища;
• не зависящими от Музея археологии и этнографии Алтая, а регламентированными законодательством;
Переполненность фондохранилища можно отнести и к проблемам законодательства, поскольку с появлением новых нормативно-правовых актов Музею придется принимать все предметы археологических раскопок в основной фонд, что будет затруднять хранение по имеющимся регламентированным правилам коллекций эпохи бронзы, которые требуют определенных факторов (температуры, влажности и др.), поскольку разные предметы требую разных условий сохранности.
Какие проблемы также имеются с законодательством?
Несмотря на всю четкость и последовательность нормативно-правовых актов, имеется противоречие между действующим законодательством и реальной музейной практикой. Существует разрыв между профессиональным музейным сообществом, музеем и государством. К этим трудностям можно отнести регистрацию драгоценных металлов и драгоценных камней, которые встречаются в предметах эпохи бронзы повсеместно. До самой регистрации и, в принципе, принятия на хранение предметы должны пройти экспертизу апробации, которая находится, на данный момент, в Красноярске. Данная процедура имеет, как и материальный минус, так и временные трудности, что может тормозить работу Музея археологии и этнографии Алтая.
Еще одной сложностью является то, что помимо принятий больших объемов археологических коллекций, опять же из-за нормативно-правовой базы, которая обязывает все музеи принимать предметы с раскопок, и работы с ними, у Музея археологии и этнографии Алтая также поднимается вопрос о переносе данных об этих самых предметов на сайт Государственного каталога Российской Федерации. Да, с одной стороны, данная практика очень удобна, поскольку все музейные предметы собраны в одном месте и являются общедоступными для всех желающих изучить их. Сложность дает объем работы, который необходимо проделать для данной процедуры.
Музей археологии и этнографии делает большую работу по принятию на хранение, по хранению и экспонированию археологических коллекций и предметов по эпохе бронзы, сталкиваясь на своем пути с определенными сложностями и проблемами, которые могут появляться и из-за законодательства Российской Федерации, так и фактора результата реставрации.
Была изучена документационная составляющая раскопок - что идет до самих раскопок и какие этапы следуют после нее. Была исследована нормативно-правовая база, которая регулирует данную ситуацию и определены их изменения, которые были необходимы из-за устаревания некоторых определенных законов, что было необходимо в ходе изменений в сфере технологий и общества в принципе.
Рассматривая прием предметов археологических коллекций на хранение в музей как саму процедуру, так и документационную составляющую к ней, можно сказать, что данный процесс трудоемкий, требующий особой точности и следование нормативно-законодательной базе, которая регулирует ситуацию, касаемую данного вопроса.
История создания и становления Музея археологии и этнографии Алтая играет большую роль в изучении памятников археологических культур, а, в частности, эпохи бронзы. Именно данный период времени имеет масштабный характер на территории Западной Сибири, что делает его одним из многочисленных коллекций в Музее археологии и этнографии Алтая.
Рассматривая проблематику хранения и экспонирования предметов археологических коллекций периода бронзы, можно сделать вывод о том, что трудности имеют две направленности:
• действие фактора времени - это касается и появляющейся патины на предметах, и переполненности фондохранилища;
• не зависящими от Музея археологии и этнографии Алтая, а регламентированными законодательством;
Переполненность фондохранилища можно отнести и к проблемам законодательства, поскольку с появлением новых нормативно-правовых актов Музею придется принимать все предметы археологических раскопок в основной фонд, что будет затруднять хранение по имеющимся регламентированным правилам коллекций эпохи бронзы, которые требуют определенных факторов (температуры, влажности и др.), поскольку разные предметы требую разных условий сохранности.
Какие проблемы также имеются с законодательством?
Несмотря на всю четкость и последовательность нормативно-правовых актов, имеется противоречие между действующим законодательством и реальной музейной практикой. Существует разрыв между профессиональным музейным сообществом, музеем и государством. К этим трудностям можно отнести регистрацию драгоценных металлов и драгоценных камней, которые встречаются в предметах эпохи бронзы повсеместно. До самой регистрации и, в принципе, принятия на хранение предметы должны пройти экспертизу апробации, которая находится, на данный момент, в Красноярске. Данная процедура имеет, как и материальный минус, так и временные трудности, что может тормозить работу Музея археологии и этнографии Алтая.
Еще одной сложностью является то, что помимо принятий больших объемов археологических коллекций, опять же из-за нормативно-правовой базы, которая обязывает все музеи принимать предметы с раскопок, и работы с ними, у Музея археологии и этнографии Алтая также поднимается вопрос о переносе данных об этих самых предметов на сайт Государственного каталога Российской Федерации. Да, с одной стороны, данная практика очень удобна, поскольку все музейные предметы собраны в одном месте и являются общедоступными для всех желающих изучить их. Сложность дает объем работы, который необходимо проделать для данной процедуры.
Музей археологии и этнографии делает большую работу по принятию на хранение, по хранению и экспонированию археологических коллекций и предметов по эпохе бронзы, сталкиваясь на своем пути с определенными сложностями и проблемами, которые могут появляться и из-за законодательства Российской Федерации, так и фактора результата реставрации.





