ЮВЕЛИРНЫЕ УКРАШЕНИЯ ТЮРКОЯЗЫЧНЫХ НАРОДОВ XIX - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВВ. (ПО МАТЕРИАЛАМ МУЗЕЕВ АЛМАТЫ (РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН) И БАРНАУЛА (РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ)
|
Глава I. ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИЗУЧЕНИЯ ЮВЕЛИРНЫХ УКРАШЕНИЙ ТЮРКОЯЗЫЧНЫХ НАРОДОВ 15
1.1. Источники и литература XIX - первой половины ХХ веков 15
1.2. Исследовательские работы 2-ой половины ХХ - ХХ1 веков 29
Глава II. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УКРАШЕНИЙ ТЮРКОЯЗЫЧНЫХ НАРОДОВ 42
2.1. Комплекс головных украшений 47
2.2. Шейно-нагрудные и поясные изделия 68
2.3. Украшения для рук и ног 82
Глава III. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЗНАЧЕНИЙ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ 93
3.1. Особенности возрастного фактора в ювелирных изделиях 94
3.2. Имущественная дифференциация 108
3.3. Сакрально-семантическое значение ювелирных украшений 119
Заключение 140
Список источников и использованной литературы 145
Глоссарий 160
Перечень сокращений и условных обозначений 165
Приложение 166
1.1. Источники и литература XIX - первой половины ХХ веков 15
1.2. Исследовательские работы 2-ой половины ХХ - ХХ1 веков 29
Глава II. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УКРАШЕНИЙ ТЮРКОЯЗЫЧНЫХ НАРОДОВ 42
2.1. Комплекс головных украшений 47
2.2. Шейно-нагрудные и поясные изделия 68
2.3. Украшения для рук и ног 82
Глава III. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЗНАЧЕНИЙ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ 93
3.1. Особенности возрастного фактора в ювелирных изделиях 94
3.2. Имущественная дифференциация 108
3.3. Сакрально-семантическое значение ювелирных украшений 119
Заключение 140
Список источников и использованной литературы 145
Глоссарий 160
Перечень сокращений и условных обозначений 165
Приложение 166
Актуальность. Развитие и сохранение культуры связано с нахождением адекватных механизмов ее трансляции, а также с действенностью живых традиций. Приобщение к культурным ценностям, их усвоение и постижение связаны с развитием творческих способностей, художественного вкуса, эмоциональной отзывчивости. Одним из подобных «механизмов» следует считать украшения.
Ювелирное дело, исходя из долгой истории существования человечества, является одним из древних ремесел. С течением времени происходило усложнение форм и художественного оформления, развитие техник, придание образности и наделение изделий сакральным смыслом. На сегодняшний день украшения выступают показателем материальной и духовной культуры народа, его национальной идентичности. Целый ряд подчиненных друг другу элементов: материал, декоративное оформление, семантическое значение, как отражение мировоззрения той или иной культуры, - содержат в себе ценные сведения источниковедческого значения. Особая роль отводилась ювелирным изделиям в традиционном костюме, где каждому отдельному украшению отводилось собственное место в зависимости от его назначения. Через них формируется образ человека и его поведенческие характеристики, формируется образ владельца. Украшения выступают признаком социального статуса, конфессиональной принадлежности, возраста и пола, являются отражением эпохи и истории народа. Историко-этнографическое исследование ювелирных изделий позволяет проследить генетические корни отдельных народов, а также этнокультурные связи между ними.
Тюркоязычные народы представляют собой большую группу, родство которой проявляется не только в лингвистическом соответствии, но и общих параллелях традиционного уклада, быта, культуры. Исходя из отобранного нами материала музейных коллекций г. Алматы и г. Барнаула, в данной работе рассматриваются ювелирные украшения казахов, узбеков, туркмен, уйгуров, ногайцев, алтайцев, телеутов. Исследователями уже предпринимались попытки обобщенного исследования украшений различных народов тюркской языковой группы. Однако, в контексте изучения указанных нами этносов, параллели, создание единых классификаций, выделение общего и особенного не проводилось, а рассмотренные нами коллекции музеев не сопоставлялись.
Актуальность данного исследования обусловлена потребностью сохранения значимости культурных взаимосвязей, как важной составляющей истории, влияния духовного опыта, определением воздействия сакрально¬семантических особенностей на бытовой уклад населения и демонстрацией взаимосвязи духовной и материальной культуры в традициях тюркоязычных народов с целью их дальнейшей интеграции в рамках межгосударственного, культурного взаимодействия и диалога.
Исходя из того, что на сегодняшний день ряд традиций приходит в упадок, уровень использования традиционных ювелирных изделий в повседневной жизни с каждым годом становится все ниже. Тем не менее, государствами создаются программы нацеленные на сохранение духовной и материальной культуры, а потому отмечается возрастающий интерес и к традиционным ремеслам. На сегодняшний день хранящийся в музеях материал становится одним из главных этнографических источников по исследованию историко-культурных взаимосвязей и бытового уклада тюркоязычных народов ушедших столетий, способом трансляции и презентации национального достояния обществу сегодня.
Данная работа представляет собой комплексное исследование традиционных украшений, указанных тюркоязычных народов, как важнейшей части материальной культуры в тесной связи с общественно-экономическим укладом, природно-климатическими условиями, религиозно¬мифологическими представлениями.
Цель и задачи исследования. Основной целью данного исследования является анализ ювелирных украшений тюркоязычных народов XIX - начала XX веков и их взаимосвязи с этнокультурной средой, который осуществлен на основе ювелирных коллекций музеев г. Алматы (Республика Казахстан) и г. Барнаула (Российская Федерация).
Исходя из этого, нами были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать степень изученности ювелирных украшений тюркоязычных народов в научной литературе.
2. Классифицировать ювелирные украшения по функциональному признаку и соответствующим формам.
3. Выделить особенности и параллели художественной металлопластики рассмотренных народов.
4. Выявить сакрально-семантические особенности изделий и их составных компонентов, исходя их половозрастных, социально-знаковых, магико-религиозных функций.
Объектом исследования являются коллекции Государственного музея искусств им. А. Кастеева (г. Алматы), Центрального государственного музея Республики Казахстан (г. Алматы), музея Алматы (г. Алматы), Алтайского государственного краеведческого музея (г. Барнаул), Государственного художественного музея Алтайского края (г. Барнаул), Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая (г. Барнаул), Бийского краеведческого музея имени В.В. Бианки (г. Бийск).
Предметом исследования стали ювелирные украшения тюркоязычных народов: казахов, узбеков, туркмен, уйгуров, ногайцев, алтайцев, телеутов XIX - первой половины ХХ вв.
Вопросы историографии и степень изученности темы. В настоящее время в опубликованных исследованиях по истории ювелирного искусства прослежены отдельные этапы развития древнего, средневекового и традиционного ювелирного искусства, разработаны методы исследования украшений. Несмотря на то, что в мировой науке накоплен значительный материал по ювелирному делу, существует проблема комплексного изучения ювелирного искусства во всем его многообразии и взаимодействии с другими видами искусств в культурно-историческом процессе, а также изучении специфики связей между народами.
Вопросы изучения костюма народов Центральной Азии не раз находили свое отражение в трудах исследователей и являются одной из основных составляющих большинства этнографических работ. Так, казахский национальный костюм подробно описывается в работе И.В. Захаровой и Р.Д. Ходжаевой [Захарова, Ходжаева, 1964]. Отдельные публикации посвящены традиционной одежде и костюму туркмен [Худайбердиева, 2019], уйгуров [Каримова, 2005; Чжан, 2019], узбеков [Момунбаева, 2016; Сухарева, 1979], алтайцев [Потапов, 1951; Екеева, Екеев, 2021; Нечаева, Нехвядович, 2020; Chandyeva, 2011], ногайцев [Канокова, 2016, 2018]. Выделяются общие
работы, посвященные костюму народов Центральной Азии [Захарова, Лобачева, Люшкевич, 1989; Савельева, 2015; Чвырь, 2020]. Данный аспект направленных исследований приобретает особое значение ввиду произошедших изменений, связанных с присоединением многих территории к России в конце XIX в.
Несмотря на достаточный интерес к традиционной одежде со стороны исследователей современности, упоминания о ней мы встречаем еще в литературе XVIII-XIX вв. Так, русскими путешественниками, вместе с описанием костюма и бытового уклада приводится и перечисление отдельных украшений. Известны сведения о казахских «мастерах- серебрянниках» Левшина А.И., данные им в труде «Описание киргиз- казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей» [Левшин, 1996]. Со сравнительно-сопоставительным анализом костюмов и ювелирных изделий казахов, ногайцев и татар можно ознакомиться в работе П.С. Палласа [Паллас, 1773]. Свидетельства В.А. Потто, касающиеся казахской одежды, содержат много интересных подробностей. Так, им приводятся общие сведения о костюме, а также более узкие, к примеру, о бархатных тюбетейках «с выдровым или бобровым околышками», нагруднике, «по-казахски - унгуршэ», «тык-жага - небольшой стоячий воротник, украшенный также
кораллами, фигурками из дутого серебра, а то и просто разноцветными стеклянными шариками». К информации об украшениях можно взять следующее: «к предметам щегольства и моды должно приписать у женщин: монисты, браслеты, серьги, кольца и перстни» [Потто, 1877, с. 167].
Среди исследователей, в трудах которых можно отметить общее описание одежды населения Сибири, в группу которых входят и интересующие нас народы, а вместе с тем и отдельных ювелирных изделий выделяются работы И. Г. Георги [Георги, 1799], Я. И. Линденау [Линденау, 1983]. Фрагментарно, в качестве составляющей костюма, сведения об украшениях и их описание приведены в труде исследователя XIX века В. В. Радлова [Радлов, 1989].
Подлинно научное комплексное исследование культуры тюркоязычных народов началось при Советской власти. Во второй половине 1920-х годов велось изучение тюркских языков и письменности; с конца 1920-1930-х годов начинается планомерное изучение истории, археологии, этнографии тюркоязычных народов. Одной из подобных выступает работа С.И. Руденко, где представлено своеобразие одежды и украшений регионов Западного и Восточного Казахстана [Руденко, 1927].
В целом же, сформированные в ходе 1930-х годов экспедиции, работавшие на территории Центральной Азии и Сибири послужили отправной точкой в более пристальном внимании и изучении со стороны ученых второй половины ХХ века вопроса о промыслах и ремеслах. Так, алтайским украшениям, в контексте изучения костюма, посвящены работы Л.П. Потапова [Потапов, 1951, 1953], в исследовании туркменских
украшений большую работу проделала Г.П. Васильева [Васильева, 1973,
1989] , изделия уйгуров рассмотрены в трудах Л.А. Чвырь [Чвырь, 1982, 1986,
1990] , Д.А. Фахретдинова [Фахретдинова, 1988] об узбекских изделиях писали Т.К. Басенов [Басенов, 1958] и А.Х. Маргулан [Маргулан, 1986] о казахах.
Особое место занимают вышедшие в это время альбомы и каталоги по коллекциям как отдельных народов, так и отдельных музеев. Так, в 1984 году под авторством Н.С. Сычевой в свет выходит альбом «Ювелирные украшения народов Средней Азии и Казахстана», содержащий изделия XIX - XX вв. из собрания Государственного музея искусства народов Востока (г. Москва) [Сычева, 1984].
В 2008 г. Государственным музеем искусств имени А. Кастеева выпускается каталог «Ювелирное искусство Казахстана XIX - XX вв.», который содержит полные сведения о коллекции музея. Материал структурирован по месту и способу ношения, а заключительный раздел посвящен имеющимся в музее украшениям народов Центральной Азии и Кавказа [Ювелирное искусство Казахстана., 2008]. Участие в составлении и разработке данного каталога приняла известный казахстанский этнограф, доктор исторических наук Ш.Ж. Тохтабаева. Следует отметить особый вклад ее в изучение ювелирного искусства казахского народа и его семантических особенностей. В многочисленных трудах и на основе многолетних полевых исследований Ш.Ж. Тохтабаевой была составлена подробная классификация изделий по способу и месту ношения, а также территориальным особенностям, рассмотрено функциональное и знаковое значение, формы традиционного ювелирного искусства, периоды развития и становления, а также влияние различных факторов на его формирование. На сегодняшний день труды Ш.Ж. Тохтабаевой являются наиболее полным исследованием в отношении сакрально-символических особенностей ювелирных украшений казахского народа и воспринимаются как первостепенный материал для изучения по данной тематике.
Работы XXI в. характеризуются возросшим интересом к материальной культуре, усилению национального самосознания и значительно новым этапом в исследовательской деятельности.
Изучению рассматриваемых нами народов посвящены книги серии «Народы и культуры», издание которых происходит в Институте этнологии и антропологии РАН с 1997 г. и по настоящее время. По выделенным нами народам информация приводится в следующих томах: «Народы Дагестана» [Народы Дагестана, 2006], «Тюркские народы Сибири» [Тюркские народы Сибири, 2006], Узбеки [Узбеки, 2011], «Туркмены» [Туркмены, 2016], «Казахи» [Казахи, 2019]. Сведения о ювелирном искусстве содержатся в главах о материальной традиционной культуре. Отмечается степень распространенности украшений, видовые примеры, используемый материал, а также особенности оформления. Отдельные упоминания затрагивают связанные с ними верования и семантику форм.
Работы XXI в. включают в себя диссертационные исследования таких авторов, как А.И. Мамбетова [Мамбетова, 2005], занимающаяся изучением сакрально-семантических особенностей украшений казахов, К.М. Яковлева, составившая подробную сравнительную классификацию ювелирных украшений алтайской культурной общности [Яковлева, 2011], Ф.Ю. Канокова, работы которой посвящены исследованиям декоративно-прикладного искусства ногайцев [Канокова, 2012, 2019]. Уйгурскому
мастерству художественной обработки металла посвящена глава книги Р.У. Каримовой [Каримова, 2005].
Для данного периода также характерно большое количество статей, связанных с различными аспектами ювелирного дела.
В целом, анализ литературы позволяет говорить о том, что историография по теме ювелирного искусства тюркоязычных народов содержит разнообразный и ценный фактический материал. Работы авторов XIX века, в контексте разработанности темы, несут отрывочный характер. Можно предположить, что в указанное время украшения были зафиксированы в ходе описания бытового уклада населения. В трудах же авторов советского и современного периодов украшения рассматриваются узко, изначально в качестве элемента традиционного костюма и позже в качестве ремесла и предмета прикладного искусства. Тем не менее, следует отметить, что в большей степени исследователями затрагивается классификация, в то время как функции украшений отводятся на второй план, что не позволяет целостно раскрыть ювелирные изделия, как предмет этнической культуры и отражения мировосприятия народов. А потому, накопленный материал требует обобщения и обзора с разных сторон.
Источниковедческую базу настоящего исследования составили вещественные и изобразительные источники. Привлечены и использованы печатные, а также электронные музейные каталоги [Государственный каталог музейного.; Сычева, 1984; Ювелирное искусство Казахстана., 2008]
Вещественные источники представлены музейными этнографическими и фотоколлекциями, а также коллекциями драгоценных металлов по ювелирным украшениям. Основную базу составили коллекции Государственного музея искусств им. А. Кастеева (г. Алматы), Центрального государственного музея Республики Казахстан (г. Алматы), музея Алматы (г. Алматы), Алтайского государственного краеведческого музея (г. Барнаул), Бийского краеведческого музея имени В.В. Бианки (г. Бийск). На основе данных коллекций была проведена общая классификация изделий, на базе которой сформулированы основные результаты исследования.
Изобразительные источники представлены карандашными набросками Г.И. Гуркина (Государственный художественный музей Алтайского края) и репродукцией работы «Татары» М.С. Знаменского из акварельной серии художника «От Тобольска до Обдорска» (Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая). Данные работы стоит рассматривать через призму субъективного восприятия художников, в то время как фотоснимки, фиксирующие реалии жизни, представляют нам более достоверную информацию. К таким снимкам относятся фото Е.Е. Бегечева, Е.Е. Борисова, С.И. Борисова, К.К. Кошкарова.
Методы исследования. Методологической базой диссертационной работы являются труды ведущих историков и этнографов, разработки которых затрагивают область методологии и методики исследований этнографического характера.
Так, применение культурологического подхода (В.Г. Афанасьев, М.С. Каган) потребовалось при рассмотрении украшений тюркоязычных народов, как элемента национальной культуры [Афанасьев, 1981; Каган, Солонина, 2005]. Семиотический метод (С.Т. Махлина, Б.А. Успенский, А.Я. Флиер) позволяет определить знаковость предметов ювелирного искусства и рассмотреть с точки зрения культурного текста [Махлина, 2000; Успенский, 1995; Флиер, 2000]. Оба принципа позволяют определить знаковость форм и составных элементов украшения, а также их рассмотрение в качестве культурного текста, содержащего широкий пласт функциональной информации. Цивилизационный подход, главным образом нашедший свое отражение в трудах О. Шпенглера и А. Тойнби, позволил определить своеобразие мастерства металлопластики, как часть культурной структуры [Шпенглер, 1998; Тойнби, 1991]
С целью изложения фактического материала, его анализа и обобщения в ходе исследования был применен общенаучный принцип историзма [Степанищев, 2009; Арзамаскин, 2011], позволивший определить культурно¬исторический контекст использования украшений и развития ремесла, и системный подход, в ходе применения которого ювелирные изделия воспринимаются, как целостный комплекс взаимосвязанных элементов.
Историко-сопоставительный и историко-типологический методы, базирующиеся на принципе аналогии, при исследовании традиционных украшений позволяют определить видовые параллели между народами и выявить этнокультурные и этногенетические взаимосвязи [Ковальченко, 2003]. Указанные методы помогают определить степень распространения отдельных видов и типов ювелирных изделий, их родство и близость между народами одной языковой группы, определить схожести и отличия ювелирных изделий рассматриваемых народов, не только в контексте их классификации, но и в контексте системы сакрально-семантических представлений. Сравнительный анализ при изучении традиционных украшений делает их ценным историко-этнографическим источником. Сравнению подлежат как сами изделия, так и материал, характер изготовления, технологические приемы, декор и стиль орнамента, способ ношения и т.д.
Хронологические рамки исследования - XIX - первая половина ХХ вв. Данные временные рамки характеризуют период расцвета обработки металлов в среде тюркоязычных народов. Украшения этого времени представляют собой хорошо сформированный единый комплекс.
Новизна работы. Впервые систематизирован и сопоставлен этнографический материал по ювелирному искусству из музейных коллекций городов Алматы и Барнаула XIX - начала ХХ века. Комплексный подход к работе позволил расширить аспекты изучения и сформировать полную картину о применении и значении ювелирных украшений в среде рассматриваемых тюркоязычных народов. В исследовании приведены сведения о локальных, функциональных, сакрально-семантических и культово-религиозных особенностях. Впервые введены некоторые раннее неопубликованные материалы из музейных коллекций.
Апробация. В период с 2020 по 2022 гг. основные положения работы были представлены на конференциях различного уровня. Автор принимала участие в следующих конференциях:
• Региональная конференция «Мой выбор - НАУКА!» (г. Барнаул, 2021 г.);
• Всероссийская научно-практическая конференция (с международным участием) «Сохранение и изучение культурного наследия Алтая» (г. Барнаул, 2021, 2022 гг.);
• Международная научная конференция студентов и молодых ученых «Фараби элем!» (г. Алматы, 2021, 2022 гг.).
Получен диплом I степени за участие в республиканском конкурсе на лучшую научную работу студентов по естественным, общественным, гуманитарным и экономическим наукам (Республика Казахстан, 2021 г.), а также диплом I степени за участие в конференции «Фараби элем!» (2021 г.).
В рамках проведенного исследования были подготовлены и изданы такие публикации:
• Бояринцева К. Общее и особенное в женских ювелирных украшениях тюркоязычных народов Центральной Азии // VIII МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФАРАБИЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ. Материалы международной конференции студентов и молодых ученых «ФАРАБИ ОЛЕМ1» Алматы, Казахстан, 6-8 апреля 2021 годы. - Алматы: Казак Университет!, 2021. - С. 172.
• Бояринцева К.Е. Ювелирные украшения казахов XIX - начала XX в.: анализ музейных коллекций // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. - 2021. - Вып. XXVII. - С. 345-352.
• Бояринцева К. Головные украшения казахов (по материалам музейных коллекций) // Сборник материалов международной научной конференции студентов и молодых ученых «ФАРАБИ 0ЛЕМ1», Алматы, Казахстан, 4-15 апреля 2022 года. - Алматы, 2022. - С. 400-401.
•Бояринцева К.Е. Семантическое значение камней в ювелирном искусстве казахов: историографический обзор // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. - 2022. - Вып. XXVIII. С. 25-30.
• Бояринцева К.Е., Шалгинбаева С.Х. Ювелирные украшения в культуре казахов: трансформация традиций в современных условиях // Известия АлтГУ. Исторические науки и археология. - 2022. - №2 (124) (в печати).
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, структурированных в параграфы, заключения, списка источников и использованной литературы, глоссария и приложения, демонстрирующего основные положения работы.
В первой главе проведен историографический обзор источников и литературы по теме исследования. Рассмотрены основополагающие труды, затрагивающие XIX-XXI вв.
Во второй главе - рассмотрены ювелирные изделия казахов, узбеков, туркмен, уйгуров, ногайцев, алтайцев, телеутов XIX - первой половины ХХ вв. Представлена классификация украшений изучаемых народов в соответствии с местом ношения.
Третья глава посвящена функционированию описанных ювелирных изделий, возрастным особенностям их ношения, социально-знаковому и имущественному признаку, а также сакрально-семантическому и магико- религиозному значению.
Ювелирное дело, исходя из долгой истории существования человечества, является одним из древних ремесел. С течением времени происходило усложнение форм и художественного оформления, развитие техник, придание образности и наделение изделий сакральным смыслом. На сегодняшний день украшения выступают показателем материальной и духовной культуры народа, его национальной идентичности. Целый ряд подчиненных друг другу элементов: материал, декоративное оформление, семантическое значение, как отражение мировоззрения той или иной культуры, - содержат в себе ценные сведения источниковедческого значения. Особая роль отводилась ювелирным изделиям в традиционном костюме, где каждому отдельному украшению отводилось собственное место в зависимости от его назначения. Через них формируется образ человека и его поведенческие характеристики, формируется образ владельца. Украшения выступают признаком социального статуса, конфессиональной принадлежности, возраста и пола, являются отражением эпохи и истории народа. Историко-этнографическое исследование ювелирных изделий позволяет проследить генетические корни отдельных народов, а также этнокультурные связи между ними.
Тюркоязычные народы представляют собой большую группу, родство которой проявляется не только в лингвистическом соответствии, но и общих параллелях традиционного уклада, быта, культуры. Исходя из отобранного нами материала музейных коллекций г. Алматы и г. Барнаула, в данной работе рассматриваются ювелирные украшения казахов, узбеков, туркмен, уйгуров, ногайцев, алтайцев, телеутов. Исследователями уже предпринимались попытки обобщенного исследования украшений различных народов тюркской языковой группы. Однако, в контексте изучения указанных нами этносов, параллели, создание единых классификаций, выделение общего и особенного не проводилось, а рассмотренные нами коллекции музеев не сопоставлялись.
Актуальность данного исследования обусловлена потребностью сохранения значимости культурных взаимосвязей, как важной составляющей истории, влияния духовного опыта, определением воздействия сакрально¬семантических особенностей на бытовой уклад населения и демонстрацией взаимосвязи духовной и материальной культуры в традициях тюркоязычных народов с целью их дальнейшей интеграции в рамках межгосударственного, культурного взаимодействия и диалога.
Исходя из того, что на сегодняшний день ряд традиций приходит в упадок, уровень использования традиционных ювелирных изделий в повседневной жизни с каждым годом становится все ниже. Тем не менее, государствами создаются программы нацеленные на сохранение духовной и материальной культуры, а потому отмечается возрастающий интерес и к традиционным ремеслам. На сегодняшний день хранящийся в музеях материал становится одним из главных этнографических источников по исследованию историко-культурных взаимосвязей и бытового уклада тюркоязычных народов ушедших столетий, способом трансляции и презентации национального достояния обществу сегодня.
Данная работа представляет собой комплексное исследование традиционных украшений, указанных тюркоязычных народов, как важнейшей части материальной культуры в тесной связи с общественно-экономическим укладом, природно-климатическими условиями, религиозно¬мифологическими представлениями.
Цель и задачи исследования. Основной целью данного исследования является анализ ювелирных украшений тюркоязычных народов XIX - начала XX веков и их взаимосвязи с этнокультурной средой, который осуществлен на основе ювелирных коллекций музеев г. Алматы (Республика Казахстан) и г. Барнаула (Российская Федерация).
Исходя из этого, нами были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать степень изученности ювелирных украшений тюркоязычных народов в научной литературе.
2. Классифицировать ювелирные украшения по функциональному признаку и соответствующим формам.
3. Выделить особенности и параллели художественной металлопластики рассмотренных народов.
4. Выявить сакрально-семантические особенности изделий и их составных компонентов, исходя их половозрастных, социально-знаковых, магико-религиозных функций.
Объектом исследования являются коллекции Государственного музея искусств им. А. Кастеева (г. Алматы), Центрального государственного музея Республики Казахстан (г. Алматы), музея Алматы (г. Алматы), Алтайского государственного краеведческого музея (г. Барнаул), Государственного художественного музея Алтайского края (г. Барнаул), Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая (г. Барнаул), Бийского краеведческого музея имени В.В. Бианки (г. Бийск).
Предметом исследования стали ювелирные украшения тюркоязычных народов: казахов, узбеков, туркмен, уйгуров, ногайцев, алтайцев, телеутов XIX - первой половины ХХ вв.
Вопросы историографии и степень изученности темы. В настоящее время в опубликованных исследованиях по истории ювелирного искусства прослежены отдельные этапы развития древнего, средневекового и традиционного ювелирного искусства, разработаны методы исследования украшений. Несмотря на то, что в мировой науке накоплен значительный материал по ювелирному делу, существует проблема комплексного изучения ювелирного искусства во всем его многообразии и взаимодействии с другими видами искусств в культурно-историческом процессе, а также изучении специфики связей между народами.
Вопросы изучения костюма народов Центральной Азии не раз находили свое отражение в трудах исследователей и являются одной из основных составляющих большинства этнографических работ. Так, казахский национальный костюм подробно описывается в работе И.В. Захаровой и Р.Д. Ходжаевой [Захарова, Ходжаева, 1964]. Отдельные публикации посвящены традиционной одежде и костюму туркмен [Худайбердиева, 2019], уйгуров [Каримова, 2005; Чжан, 2019], узбеков [Момунбаева, 2016; Сухарева, 1979], алтайцев [Потапов, 1951; Екеева, Екеев, 2021; Нечаева, Нехвядович, 2020; Chandyeva, 2011], ногайцев [Канокова, 2016, 2018]. Выделяются общие
работы, посвященные костюму народов Центральной Азии [Захарова, Лобачева, Люшкевич, 1989; Савельева, 2015; Чвырь, 2020]. Данный аспект направленных исследований приобретает особое значение ввиду произошедших изменений, связанных с присоединением многих территории к России в конце XIX в.
Несмотря на достаточный интерес к традиционной одежде со стороны исследователей современности, упоминания о ней мы встречаем еще в литературе XVIII-XIX вв. Так, русскими путешественниками, вместе с описанием костюма и бытового уклада приводится и перечисление отдельных украшений. Известны сведения о казахских «мастерах- серебрянниках» Левшина А.И., данные им в труде «Описание киргиз- казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей» [Левшин, 1996]. Со сравнительно-сопоставительным анализом костюмов и ювелирных изделий казахов, ногайцев и татар можно ознакомиться в работе П.С. Палласа [Паллас, 1773]. Свидетельства В.А. Потто, касающиеся казахской одежды, содержат много интересных подробностей. Так, им приводятся общие сведения о костюме, а также более узкие, к примеру, о бархатных тюбетейках «с выдровым или бобровым околышками», нагруднике, «по-казахски - унгуршэ», «тык-жага - небольшой стоячий воротник, украшенный также
кораллами, фигурками из дутого серебра, а то и просто разноцветными стеклянными шариками». К информации об украшениях можно взять следующее: «к предметам щегольства и моды должно приписать у женщин: монисты, браслеты, серьги, кольца и перстни» [Потто, 1877, с. 167].
Среди исследователей, в трудах которых можно отметить общее описание одежды населения Сибири, в группу которых входят и интересующие нас народы, а вместе с тем и отдельных ювелирных изделий выделяются работы И. Г. Георги [Георги, 1799], Я. И. Линденау [Линденау, 1983]. Фрагментарно, в качестве составляющей костюма, сведения об украшениях и их описание приведены в труде исследователя XIX века В. В. Радлова [Радлов, 1989].
Подлинно научное комплексное исследование культуры тюркоязычных народов началось при Советской власти. Во второй половине 1920-х годов велось изучение тюркских языков и письменности; с конца 1920-1930-х годов начинается планомерное изучение истории, археологии, этнографии тюркоязычных народов. Одной из подобных выступает работа С.И. Руденко, где представлено своеобразие одежды и украшений регионов Западного и Восточного Казахстана [Руденко, 1927].
В целом же, сформированные в ходе 1930-х годов экспедиции, работавшие на территории Центральной Азии и Сибири послужили отправной точкой в более пристальном внимании и изучении со стороны ученых второй половины ХХ века вопроса о промыслах и ремеслах. Так, алтайским украшениям, в контексте изучения костюма, посвящены работы Л.П. Потапова [Потапов, 1951, 1953], в исследовании туркменских
украшений большую работу проделала Г.П. Васильева [Васильева, 1973,
1989] , изделия уйгуров рассмотрены в трудах Л.А. Чвырь [Чвырь, 1982, 1986,
1990] , Д.А. Фахретдинова [Фахретдинова, 1988] об узбекских изделиях писали Т.К. Басенов [Басенов, 1958] и А.Х. Маргулан [Маргулан, 1986] о казахах.
Особое место занимают вышедшие в это время альбомы и каталоги по коллекциям как отдельных народов, так и отдельных музеев. Так, в 1984 году под авторством Н.С. Сычевой в свет выходит альбом «Ювелирные украшения народов Средней Азии и Казахстана», содержащий изделия XIX - XX вв. из собрания Государственного музея искусства народов Востока (г. Москва) [Сычева, 1984].
В 2008 г. Государственным музеем искусств имени А. Кастеева выпускается каталог «Ювелирное искусство Казахстана XIX - XX вв.», который содержит полные сведения о коллекции музея. Материал структурирован по месту и способу ношения, а заключительный раздел посвящен имеющимся в музее украшениям народов Центральной Азии и Кавказа [Ювелирное искусство Казахстана., 2008]. Участие в составлении и разработке данного каталога приняла известный казахстанский этнограф, доктор исторических наук Ш.Ж. Тохтабаева. Следует отметить особый вклад ее в изучение ювелирного искусства казахского народа и его семантических особенностей. В многочисленных трудах и на основе многолетних полевых исследований Ш.Ж. Тохтабаевой была составлена подробная классификация изделий по способу и месту ношения, а также территориальным особенностям, рассмотрено функциональное и знаковое значение, формы традиционного ювелирного искусства, периоды развития и становления, а также влияние различных факторов на его формирование. На сегодняшний день труды Ш.Ж. Тохтабаевой являются наиболее полным исследованием в отношении сакрально-символических особенностей ювелирных украшений казахского народа и воспринимаются как первостепенный материал для изучения по данной тематике.
Работы XXI в. характеризуются возросшим интересом к материальной культуре, усилению национального самосознания и значительно новым этапом в исследовательской деятельности.
Изучению рассматриваемых нами народов посвящены книги серии «Народы и культуры», издание которых происходит в Институте этнологии и антропологии РАН с 1997 г. и по настоящее время. По выделенным нами народам информация приводится в следующих томах: «Народы Дагестана» [Народы Дагестана, 2006], «Тюркские народы Сибири» [Тюркские народы Сибири, 2006], Узбеки [Узбеки, 2011], «Туркмены» [Туркмены, 2016], «Казахи» [Казахи, 2019]. Сведения о ювелирном искусстве содержатся в главах о материальной традиционной культуре. Отмечается степень распространенности украшений, видовые примеры, используемый материал, а также особенности оформления. Отдельные упоминания затрагивают связанные с ними верования и семантику форм.
Работы XXI в. включают в себя диссертационные исследования таких авторов, как А.И. Мамбетова [Мамбетова, 2005], занимающаяся изучением сакрально-семантических особенностей украшений казахов, К.М. Яковлева, составившая подробную сравнительную классификацию ювелирных украшений алтайской культурной общности [Яковлева, 2011], Ф.Ю. Канокова, работы которой посвящены исследованиям декоративно-прикладного искусства ногайцев [Канокова, 2012, 2019]. Уйгурскому
мастерству художественной обработки металла посвящена глава книги Р.У. Каримовой [Каримова, 2005].
Для данного периода также характерно большое количество статей, связанных с различными аспектами ювелирного дела.
В целом, анализ литературы позволяет говорить о том, что историография по теме ювелирного искусства тюркоязычных народов содержит разнообразный и ценный фактический материал. Работы авторов XIX века, в контексте разработанности темы, несут отрывочный характер. Можно предположить, что в указанное время украшения были зафиксированы в ходе описания бытового уклада населения. В трудах же авторов советского и современного периодов украшения рассматриваются узко, изначально в качестве элемента традиционного костюма и позже в качестве ремесла и предмета прикладного искусства. Тем не менее, следует отметить, что в большей степени исследователями затрагивается классификация, в то время как функции украшений отводятся на второй план, что не позволяет целостно раскрыть ювелирные изделия, как предмет этнической культуры и отражения мировосприятия народов. А потому, накопленный материал требует обобщения и обзора с разных сторон.
Источниковедческую базу настоящего исследования составили вещественные и изобразительные источники. Привлечены и использованы печатные, а также электронные музейные каталоги [Государственный каталог музейного.; Сычева, 1984; Ювелирное искусство Казахстана., 2008]
Вещественные источники представлены музейными этнографическими и фотоколлекциями, а также коллекциями драгоценных металлов по ювелирным украшениям. Основную базу составили коллекции Государственного музея искусств им. А. Кастеева (г. Алматы), Центрального государственного музея Республики Казахстан (г. Алматы), музея Алматы (г. Алматы), Алтайского государственного краеведческого музея (г. Барнаул), Бийского краеведческого музея имени В.В. Бианки (г. Бийск). На основе данных коллекций была проведена общая классификация изделий, на базе которой сформулированы основные результаты исследования.
Изобразительные источники представлены карандашными набросками Г.И. Гуркина (Государственный художественный музей Алтайского края) и репродукцией работы «Татары» М.С. Знаменского из акварельной серии художника «От Тобольска до Обдорска» (Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая). Данные работы стоит рассматривать через призму субъективного восприятия художников, в то время как фотоснимки, фиксирующие реалии жизни, представляют нам более достоверную информацию. К таким снимкам относятся фото Е.Е. Бегечева, Е.Е. Борисова, С.И. Борисова, К.К. Кошкарова.
Методы исследования. Методологической базой диссертационной работы являются труды ведущих историков и этнографов, разработки которых затрагивают область методологии и методики исследований этнографического характера.
Так, применение культурологического подхода (В.Г. Афанасьев, М.С. Каган) потребовалось при рассмотрении украшений тюркоязычных народов, как элемента национальной культуры [Афанасьев, 1981; Каган, Солонина, 2005]. Семиотический метод (С.Т. Махлина, Б.А. Успенский, А.Я. Флиер) позволяет определить знаковость предметов ювелирного искусства и рассмотреть с точки зрения культурного текста [Махлина, 2000; Успенский, 1995; Флиер, 2000]. Оба принципа позволяют определить знаковость форм и составных элементов украшения, а также их рассмотрение в качестве культурного текста, содержащего широкий пласт функциональной информации. Цивилизационный подход, главным образом нашедший свое отражение в трудах О. Шпенглера и А. Тойнби, позволил определить своеобразие мастерства металлопластики, как часть культурной структуры [Шпенглер, 1998; Тойнби, 1991]
С целью изложения фактического материала, его анализа и обобщения в ходе исследования был применен общенаучный принцип историзма [Степанищев, 2009; Арзамаскин, 2011], позволивший определить культурно¬исторический контекст использования украшений и развития ремесла, и системный подход, в ходе применения которого ювелирные изделия воспринимаются, как целостный комплекс взаимосвязанных элементов.
Историко-сопоставительный и историко-типологический методы, базирующиеся на принципе аналогии, при исследовании традиционных украшений позволяют определить видовые параллели между народами и выявить этнокультурные и этногенетические взаимосвязи [Ковальченко, 2003]. Указанные методы помогают определить степень распространения отдельных видов и типов ювелирных изделий, их родство и близость между народами одной языковой группы, определить схожести и отличия ювелирных изделий рассматриваемых народов, не только в контексте их классификации, но и в контексте системы сакрально-семантических представлений. Сравнительный анализ при изучении традиционных украшений делает их ценным историко-этнографическим источником. Сравнению подлежат как сами изделия, так и материал, характер изготовления, технологические приемы, декор и стиль орнамента, способ ношения и т.д.
Хронологические рамки исследования - XIX - первая половина ХХ вв. Данные временные рамки характеризуют период расцвета обработки металлов в среде тюркоязычных народов. Украшения этого времени представляют собой хорошо сформированный единый комплекс.
Новизна работы. Впервые систематизирован и сопоставлен этнографический материал по ювелирному искусству из музейных коллекций городов Алматы и Барнаула XIX - начала ХХ века. Комплексный подход к работе позволил расширить аспекты изучения и сформировать полную картину о применении и значении ювелирных украшений в среде рассматриваемых тюркоязычных народов. В исследовании приведены сведения о локальных, функциональных, сакрально-семантических и культово-религиозных особенностях. Впервые введены некоторые раннее неопубликованные материалы из музейных коллекций.
Апробация. В период с 2020 по 2022 гг. основные положения работы были представлены на конференциях различного уровня. Автор принимала участие в следующих конференциях:
• Региональная конференция «Мой выбор - НАУКА!» (г. Барнаул, 2021 г.);
• Всероссийская научно-практическая конференция (с международным участием) «Сохранение и изучение культурного наследия Алтая» (г. Барнаул, 2021, 2022 гг.);
• Международная научная конференция студентов и молодых ученых «Фараби элем!» (г. Алматы, 2021, 2022 гг.).
Получен диплом I степени за участие в республиканском конкурсе на лучшую научную работу студентов по естественным, общественным, гуманитарным и экономическим наукам (Республика Казахстан, 2021 г.), а также диплом I степени за участие в конференции «Фараби элем!» (2021 г.).
В рамках проведенного исследования были подготовлены и изданы такие публикации:
• Бояринцева К. Общее и особенное в женских ювелирных украшениях тюркоязычных народов Центральной Азии // VIII МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФАРАБИЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ. Материалы международной конференции студентов и молодых ученых «ФАРАБИ ОЛЕМ1» Алматы, Казахстан, 6-8 апреля 2021 годы. - Алматы: Казак Университет!, 2021. - С. 172.
• Бояринцева К.Е. Ювелирные украшения казахов XIX - начала XX в.: анализ музейных коллекций // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. - 2021. - Вып. XXVII. - С. 345-352.
• Бояринцева К. Головные украшения казахов (по материалам музейных коллекций) // Сборник материалов международной научной конференции студентов и молодых ученых «ФАРАБИ 0ЛЕМ1», Алматы, Казахстан, 4-15 апреля 2022 года. - Алматы, 2022. - С. 400-401.
•Бояринцева К.Е. Семантическое значение камней в ювелирном искусстве казахов: историографический обзор // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. - 2022. - Вып. XXVIII. С. 25-30.
• Бояринцева К.Е., Шалгинбаева С.Х. Ювелирные украшения в культуре казахов: трансформация традиций в современных условиях // Известия АлтГУ. Исторические науки и археология. - 2022. - №2 (124) (в печати).
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, структурированных в параграфы, заключения, списка источников и использованной литературы, глоссария и приложения, демонстрирующего основные положения работы.
В первой главе проведен историографический обзор источников и литературы по теме исследования. Рассмотрены основополагающие труды, затрагивающие XIX-XXI вв.
Во второй главе - рассмотрены ювелирные изделия казахов, узбеков, туркмен, уйгуров, ногайцев, алтайцев, телеутов XIX - первой половины ХХ вв. Представлена классификация украшений изучаемых народов в соответствии с местом ношения.
Третья глава посвящена функционированию описанных ювелирных изделий, возрастным особенностям их ношения, социально-знаковому и имущественному признаку, а также сакрально-семантическому и магико- религиозному значению.
Ювелирное искусство есть не что иное, как один из способов демонстрации сознания народа, его жизненного уклада, культурного восприятия. Украшения могут рассказать о хозяине буквально все: возраст, семейное положение, особенности веры, социальный статус и прочее, а потому материал художественной металлопластики выступает большим полем для исследований.
В данной работе нами были рассмотрены ювелирные украшения таких тюркоязычных народов, как казахи, узбеки, уйгуры, туркмены, ногайцы, алтайцы. Основной материал исследования составили музейные коллекции городов Алматы и Барнаул.
В ходе работы были обозначены ряд моментов, затрагивающих классификацию изделий, функциональное и семантическое значение предметов ювелирного мастерства.
Интерес исследователей к ювелирным украшениям начинает проявляться с XVIII века. В XIX в. сведения значительно пополняются путевыми записками, отчетами о путешествиях на территорию Центральной Азии и Сибири. Сведения об украшениях фиксируются исследователями при описании костюма и анализом социальной структуры рассматриваемых народов. В это же время начинают свое формирование музейные коллекции, а сами украшения презентуются на различных этнографических выставках. Несмотря на то, что планомерное научное исследование культуры тюркоязычных народов берет свое начало с приходом Советской власти, комплексные труды по ювелирному искусству начинают выпускаться с 1950¬х годов. Это во многом связано с тем, что для первой половины ХХ века характерны полевые исследования, формирование крупных экспедиций и накопление материала с целью его последующего изучения. Во второй половине ХХ века защищаются первые диссертационные исследования по темам традиционного костюма и украшений, выпускаются книги и статьи. В XXI веке отмечается значительный рост исследований по ювелирному ремеслу тюркоязычных народов, его истокам и истории, что вероятно связано с подъемом уровня национального самосознания после распада СССР, а также повышенным интересом к материальной культуре. В это время выпускаются монографии по декоративно-прикладному искусству, продолжают защищаться диссертации, основанные на классификации украшений и их функциональном значении. Характерной особенностью является повышенное внимание к изучению сакрально-семантических особенностей ювелирных изделий, их магико-религиозному содержанию.
Классификация служит основным подспорьем для исследований и основной формой группировки материала. При исследовании ювелирных изделий тюркоязычных народов она демонстрирует видовое множество типов и подтипов. Исходя из собранного нами материала, ювелирные украшения были поделены на следующие группы: головные, шейно-нагрудные, поясные изделия, украшения для рук и украшения для ног.
Внутренние деления представляются следующими:
• головные: украшения для головных уборов/налобные, височные, накосные и ушные;
• шейно-нагрудные: украшения для шеи, нагрудники, амулетницы, нагрудные застежки, броши, пуговицы, туалетные наборы;
• поясные: застежки, пояса;
• украшения для рук: кольца, перстни, браслеты;
• украшения для ног: ножные браслеты, нашивные металлические бляшки для кожаной обуви.
В зависимости от ареала бытования и художественных особенностей выделяются характерные для того или иного народа варианты исполнения изделий. Отмечаются прямые или косвенные этнографические параллели, влияние на образование которых оказали сходные социально-экономические условия, тесный культурный контакт и торговые отношения, общие художественные традиции. В рамках исследования выделены и украшения исключительно традиционного характера, не имеющие аналогов за пределами территории бытования. В качестве наиболее яркого примера стоит привести украшения «гульяка» и «асык», характерные только лишь для туркменского народа, «цудаги жузхк» - казахского, булавка «каш» - уйгурского и т.д.
Родство исполнения и художественной стилистики отражается как в деталях украшений, так и в технологических приемах, семантических определениях и сакральных формах. Отражена в украшениях и интенсивность этнокультурных контактов. В данном случае имеет место заимствование отдельных элементов, технических приемов и целых украшений. Общие черты выделяются при изготовлении накосных украшений, ожерелий, браслетов и колец. Характерным украшением для большинства рассматриваемых народов является и амулет «тумар» в различных формах и вариациях, однако с единой оберегательной функцией.
В возрастной градации, имущественных различиях и магико- религиозных смыслах украшений отражено их функциональное значение.
С учетом возрастных особенностей, нами были выделены следующие основные группы: дети до 4-5 лет; предсвадебный возраст до 10-12 лет; группа невест от 12 до 16 лет; замужние женщины среднего возраста до 40 лет; группа пожилого возраста 40-60 лет и старше.
Особенности возрастных делений проявлялись в количестве носимых украшений, сложности их исполнения, месте расположения изделия в системе костюма, а также наделяемой символике и сакрализации.
Имущественные различия определяются рядом факторов. Из основных, по нашему мнению, следует выделить материал, количество украшений, одностильность комплекта и его детализация. Именно эти пункты формируют представление о состоятельности человека и его социальном статусе. Наиболее показательны изделия из золота, в то время, как украшения из серебра скорее более желательны, ввиду наделяемого сакрального смысла. Также большую роль играют и камни: драгоценные и полудрагоценные - признак достатка, стекло - его отсутствия. Тем не менее следует отметить, что последние, с распространением цветосемантики довольно быстро вошли в моду и активно применялись и в украшениях людей среднего достатка.
Изделия, составляющие единый комплект также могли позволить себе только состоятельные люди, высшие сословия. Обычно металл и камни предоставлялись самими заказчиками, а потому простое население попросту не могло позволить себе большое количество материала для разового заказа. Проработанность украшений также зависела от финансовых, материальных возможностей. Чем меньше детализация и чем скромнее применяемые технологические приемы в обработке и декоре, тем меньшего достатка семья, обратившаяся к мастеру.
Тем не менее, важной и превалирующей функцией украшений остается защитная, а потому люди старались заказать изделия, соответствовавшие «эталонным» нормам и правилам их изготовления.
Так, магико-религиозное, охранное значение базируется на трех основных аспектах: материал, цвет, орнамент.
Основной материал изготовления украшений - металл, а именно серебро и золото, заключает в себе космогонические представления. Для камней характерны лечебные и благопожелательные функции. Из них наиболее распространены сердолик, бирюза, коралл, жемчуг и перламутр.
Символика цвета связана с мировосприятием народов и глубокими природными ассоциациями. Основная триада: красный - символ огня и крови, синий - символ неба, белый - чистоты и изобилия. Во многом роль сохранения цветовых символов сохранялась в камнях, а потому для многих ювелирных изделий характерно их изобилие. Больше камней - сильнее оберег.
В класификации орнамента выделяются следующие основные группы:
• геометрический;
• космогонический;
• зооморфный;
• растительный.
Часто на ювелирных украшениях можно встретить их комбинации. Доминирующие функции орнамента: множительная и защитная. Применение указанных групп характерно не только для общего декора, но и для форм самих изделий. На большее распространение той или иной группы влияют и бытовые, территориальные условия. Так, к примеру, для оседлых народов характерны растительные формы, в то время, как для кочевых - зооморфные.
В целом, можно заключить, что в среде тюркоязычных народов прослеживается глубокая связь художественных и семантических признаков украшений. Сходство ювелирный изделий характерно как для отдельных категорий, так и для целых комплектов. Тем не менее наличие отличительных, характерных традиционных признаков именно то, что выделяет металлопластику каждого отдельного народа, а особенности оформления являются показателем мастерства каждой отдельной культуры.
В данной работе нами были рассмотрены ювелирные украшения таких тюркоязычных народов, как казахи, узбеки, уйгуры, туркмены, ногайцы, алтайцы. Основной материал исследования составили музейные коллекции городов Алматы и Барнаул.
В ходе работы были обозначены ряд моментов, затрагивающих классификацию изделий, функциональное и семантическое значение предметов ювелирного мастерства.
Интерес исследователей к ювелирным украшениям начинает проявляться с XVIII века. В XIX в. сведения значительно пополняются путевыми записками, отчетами о путешествиях на территорию Центральной Азии и Сибири. Сведения об украшениях фиксируются исследователями при описании костюма и анализом социальной структуры рассматриваемых народов. В это же время начинают свое формирование музейные коллекции, а сами украшения презентуются на различных этнографических выставках. Несмотря на то, что планомерное научное исследование культуры тюркоязычных народов берет свое начало с приходом Советской власти, комплексные труды по ювелирному искусству начинают выпускаться с 1950¬х годов. Это во многом связано с тем, что для первой половины ХХ века характерны полевые исследования, формирование крупных экспедиций и накопление материала с целью его последующего изучения. Во второй половине ХХ века защищаются первые диссертационные исследования по темам традиционного костюма и украшений, выпускаются книги и статьи. В XXI веке отмечается значительный рост исследований по ювелирному ремеслу тюркоязычных народов, его истокам и истории, что вероятно связано с подъемом уровня национального самосознания после распада СССР, а также повышенным интересом к материальной культуре. В это время выпускаются монографии по декоративно-прикладному искусству, продолжают защищаться диссертации, основанные на классификации украшений и их функциональном значении. Характерной особенностью является повышенное внимание к изучению сакрально-семантических особенностей ювелирных изделий, их магико-религиозному содержанию.
Классификация служит основным подспорьем для исследований и основной формой группировки материала. При исследовании ювелирных изделий тюркоязычных народов она демонстрирует видовое множество типов и подтипов. Исходя из собранного нами материала, ювелирные украшения были поделены на следующие группы: головные, шейно-нагрудные, поясные изделия, украшения для рук и украшения для ног.
Внутренние деления представляются следующими:
• головные: украшения для головных уборов/налобные, височные, накосные и ушные;
• шейно-нагрудные: украшения для шеи, нагрудники, амулетницы, нагрудные застежки, броши, пуговицы, туалетные наборы;
• поясные: застежки, пояса;
• украшения для рук: кольца, перстни, браслеты;
• украшения для ног: ножные браслеты, нашивные металлические бляшки для кожаной обуви.
В зависимости от ареала бытования и художественных особенностей выделяются характерные для того или иного народа варианты исполнения изделий. Отмечаются прямые или косвенные этнографические параллели, влияние на образование которых оказали сходные социально-экономические условия, тесный культурный контакт и торговые отношения, общие художественные традиции. В рамках исследования выделены и украшения исключительно традиционного характера, не имеющие аналогов за пределами территории бытования. В качестве наиболее яркого примера стоит привести украшения «гульяка» и «асык», характерные только лишь для туркменского народа, «цудаги жузхк» - казахского, булавка «каш» - уйгурского и т.д.
Родство исполнения и художественной стилистики отражается как в деталях украшений, так и в технологических приемах, семантических определениях и сакральных формах. Отражена в украшениях и интенсивность этнокультурных контактов. В данном случае имеет место заимствование отдельных элементов, технических приемов и целых украшений. Общие черты выделяются при изготовлении накосных украшений, ожерелий, браслетов и колец. Характерным украшением для большинства рассматриваемых народов является и амулет «тумар» в различных формах и вариациях, однако с единой оберегательной функцией.
В возрастной градации, имущественных различиях и магико- религиозных смыслах украшений отражено их функциональное значение.
С учетом возрастных особенностей, нами были выделены следующие основные группы: дети до 4-5 лет; предсвадебный возраст до 10-12 лет; группа невест от 12 до 16 лет; замужние женщины среднего возраста до 40 лет; группа пожилого возраста 40-60 лет и старше.
Особенности возрастных делений проявлялись в количестве носимых украшений, сложности их исполнения, месте расположения изделия в системе костюма, а также наделяемой символике и сакрализации.
Имущественные различия определяются рядом факторов. Из основных, по нашему мнению, следует выделить материал, количество украшений, одностильность комплекта и его детализация. Именно эти пункты формируют представление о состоятельности человека и его социальном статусе. Наиболее показательны изделия из золота, в то время, как украшения из серебра скорее более желательны, ввиду наделяемого сакрального смысла. Также большую роль играют и камни: драгоценные и полудрагоценные - признак достатка, стекло - его отсутствия. Тем не менее следует отметить, что последние, с распространением цветосемантики довольно быстро вошли в моду и активно применялись и в украшениях людей среднего достатка.
Изделия, составляющие единый комплект также могли позволить себе только состоятельные люди, высшие сословия. Обычно металл и камни предоставлялись самими заказчиками, а потому простое население попросту не могло позволить себе большое количество материала для разового заказа. Проработанность украшений также зависела от финансовых, материальных возможностей. Чем меньше детализация и чем скромнее применяемые технологические приемы в обработке и декоре, тем меньшего достатка семья, обратившаяся к мастеру.
Тем не менее, важной и превалирующей функцией украшений остается защитная, а потому люди старались заказать изделия, соответствовавшие «эталонным» нормам и правилам их изготовления.
Так, магико-религиозное, охранное значение базируется на трех основных аспектах: материал, цвет, орнамент.
Основной материал изготовления украшений - металл, а именно серебро и золото, заключает в себе космогонические представления. Для камней характерны лечебные и благопожелательные функции. Из них наиболее распространены сердолик, бирюза, коралл, жемчуг и перламутр.
Символика цвета связана с мировосприятием народов и глубокими природными ассоциациями. Основная триада: красный - символ огня и крови, синий - символ неба, белый - чистоты и изобилия. Во многом роль сохранения цветовых символов сохранялась в камнях, а потому для многих ювелирных изделий характерно их изобилие. Больше камней - сильнее оберег.
В класификации орнамента выделяются следующие основные группы:
• геометрический;
• космогонический;
• зооморфный;
• растительный.
Часто на ювелирных украшениях можно встретить их комбинации. Доминирующие функции орнамента: множительная и защитная. Применение указанных групп характерно не только для общего декора, но и для форм самих изделий. На большее распространение той или иной группы влияют и бытовые, территориальные условия. Так, к примеру, для оседлых народов характерны растительные формы, в то время, как для кочевых - зооморфные.
В целом, можно заключить, что в среде тюркоязычных народов прослеживается глубокая связь художественных и семантических признаков украшений. Сходство ювелирный изделий характерно как для отдельных категорий, так и для целых комплектов. Тем не менее наличие отличительных, характерных традиционных признаков именно то, что выделяет металлопластику каждого отдельного народа, а особенности оформления являются показателем мастерства каждой отдельной культуры.





