Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сохранение и презентация культурного наследия коренных народов Алтая в музейных учреждениях Алтайского края и Республики Алтай

Работа №88517

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы115 с.
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
247
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ КОЛЛЕКЦИЙ ПОСВЯЩЕННЫХ КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ КОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ АЛТАЯ В МУЗЕЙНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ И АЛТАЙСКОГО КРАЯ 19
1.1. Национальный музей Республики Алтай имени А. В. Анохина 19
1.2. Алтайский государственный краеведческий музей (г. Барнаул) 22
1.3. Государственный музей истории, литературы и искусства Алтая (г.
Барнаул) 27
1.4. Бийский краеведческий музей имени В.В. Бианки 29
1.5. Музей Алтайского сказителя Н.У. Улагашева (с. Паспаул) 32
1.6. Этнографический развлекательный парк «Легенда» (с. Полеводка) 34
1.7. Национально-культурный центр кумандинской культуры
(с.Красногорское) 35
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ КОРЕННОГО
НАСЕЛЕНИЯ АЛТАЯ 41
2.1. Характеристика материального культурного наследия коренных народов,
проживающих на севере Республики Алтай 41
2.2. Характеристика материального культурного наследия коренных народов,
проживающих на юге Республики Алтай 45
2.3. Характеристика нематериального культурного наследия коренного
населения Алтая 47
ГЛАВА 3. СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ СОХРАНЕНИЯ И ПРЕЗЕНТАЦИИ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ КОРЕННЫХ НАРОДОВ АЛТАЯ В МУЗЕЙНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ АЛТАЙСКОГО КРАЯ И РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ 59
3.1. Методы сохранения и презентации объектов культурного наследия коренных народов Алтая в региональных музейных учреждениях Республики
Алтай и Алтайского края 59
3.2. Способы сохранения и презентации объектов культурного наследия
коренных народов Алтая в муниципальных музейных учреждениях Республики Алтай и Алтайского края 64
3.3. Приемы сохранения и презентации объектов культурного наследия
коренных народов Алтая в частных музейных учреждениях Республики Алтай и Алтайского края 66
Заключение 72
Список источников и литературы 78
Приложение 87

Актуальность. Российская Федерация как современное правовое государство обязана защищать, сохранять культурное наследие проживающих на ее территории народов и формировавшееся веками для поколений. Сохранять культурное наследие можно в естественной среде, но она подвержена изменениям. Сегодня основным инструментом сохранения культурного наследия является музей. Изучение опыта выявления, изучения, сохранения и популяризации культурного наследия коренного населения Алтая необходимо для того чтобы определить слабые и сильные стороны этих процессов и еще раз привлечь внимание к вопросу сохранения культурного наследия.
Республика Алтай - один из субъектов Российской Федерации, который отличается своей устойчивой, стабильной общественно-политической ситуацией.Результаты переписи населения 2010 года показали, что в Республике Алтай зарегистрированы представители 91 национальности, в том числе: 55,68% русских, 33,38% - алтайцев, 6,07% - казахов.
Единство и многообразие этнокультурных связей с положительной стороны характеризует культурное взаимовлияние между народами, однако, вопросы сохранения традиционных этнических культур, толерантного отношения между этносами в республике актуальны и сегодня.
К началу XX века, каждый регион в составе России наряду с общеисторическими, историко-культурными ценностями имел свои особенности.
Алтайский край также этнически и конфессионально стабилен. Однако важной задачей сегодня является консолидация на основе традиционных художественных ценностей, патриотизма и гуманизма, использования культурного и научного потенциала Алтайского края усилий органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества, направленных на сохранение и укрепление этнокультурного пространства региона, упрочение общероссийской гражданской и духовной общности.
Немаловажно также содействие установлению и укреплению связей между этнокультурными объединениями в Алтайском крае и Республике Алтай, в том числе национально-культурными автономиями; разработка предложений о сохранении и развитии национальной самобытности, развитии национального языка, национальной культуры, общероссийской гражданской и духовной культуры; сохранение и обогащение исторического и культурного наследия Алтайского края и Республики Алтай; содействие сохранению и развитию национальных, общегражданских традиций, возрождению художественных народных промыслов, ремёсел, фольклора; содействие проведению научных исследований в сфере межнациональных отношений; содействие развитию краеведения, охране национальных памятников истории и культуры; осуществление связей с советами по делам национальностей и культурному наследию при органах исполнительной власти других субъектов Российской Федерации; оказание содействия общественным и культурным организациям народов Алтайского края и Республики Алтай в осуществлении их связей с соотечественниками, проживающими за рубежом. Это важно, ведь гармоничные межэтнические отношения в многонациональных государствах являются важнейшим фактором гармонизации общества.Основу для организации этого процесса составляет информация о каждом народе: история, национальные особенности культуры, традиции, культурное наследие.
Еще несколько десятилетий назад проблемы коренных народов находились вне поля научного и общественного интереса. В наши дни усилия всего мирового сообщества, правительств, неправительственных организаций и их отдельных представителей направлены на благо коренных народов и борьбу за их права. К примеру, последние десятилетия Организация объединенных наций (ООН), Европейский союз, неправительственные международные организации прилагают немалые усилия к тому, чтобы учесть интересы коренных народов, сохранить особенности их культуры, сориентировав внутреннюю политику на соблюдение принципов взаимоуважения, толерантности.
Изучение этнографии является важной задачей. Материальная культура, традиции, обычаи, религия, язык, история различныхэтносовнеповторимы, разнообразны и входят в общечеловеческую культуру. На сегодняшний день в России актуальным является вопрос сохранения культурного наследия разных народов, являющихся неотъемлемой частью наследия нашей страны. В ходе данной работы важно изучить материальную и духовную культуру коренных народов Алтая для решения проблем этногенеза, также для выявления особенностей развития данного этноса.
Посещая музеи Алтайского края и Республики Алтай, и знакомясь с этнографическими коллекциями, есть возможность прикоснуться к культуре народов, населяющих Алтай. Поэтому важно выяснить, каким образом в музеях Алтайского края и Республики Алтай представлены объекты культурного наследия алтайцев и какие формы деятельности используются для их сохранения в музейных учреждениях разного статуса и уровня: региональных государственных, муниципальных, частных.
Цель работы. Выявить особенности способов и приёмов сохранения и презентации культурного наследия коренного населения Алтая в различных музейных учреждениях Алтайского края и Республики Алтай.
Задачи работы. Для достижения заданной цели в первую очередь нужно:
1. охарактеризовать музейные учреждения Алтайского края и Республики Алтай, в которых представлено культурное наследие алтайцев;
2. определить материальное и духовное культурное наследие коренных народов Республики Алтай, сохраняемое в музейных учреждениях Республики Алтай и Алтайского края;
3. выявить особенности презентации культурного наследия алтайцев в музеях Алтайского края и Республики Алтай.
Объект работы.Объектом работы является этнокультурное наследие коренного населения Алтая, под которым понимается совокупность уникальных культурных ценностей народа, которые не только выступают основой для связи его поколений, но и маркером для их этнической самоидентификации, а также гарантом для равноправного существования этноса в глобальном мире.
Предмет работы. Предметом являются особенности музейной работы, связанные с сохранением и презентацией культурного наследия, а также способы презентации и сохранения объектов культурного наследия коренного населения Алтая в различных музейных учреждениях Алтайского края и Республики Алтай.
Территориальные рамки. Территориальные рамки исследования охватывают Алтайский край и Республику Алтай (приложение, рисунок №1).
В данной работе исследуется сохранение и презентация культурного наследия коренных народов Алтая в музеях Алтайского края и Республики Алтай, так как согласно статистическим данным Всероссийской переписи населения 2010 года около 34% жителей Республики Алтай назвали себя алтайцами, более 6% - казахами. К коренным малочисленным народам себя отнесли 4%. Из них наиболее многочисленными являются теленгиты (1,8%) и тубалары (0,9%), челканцы и кумандинцы - по 0,5%, шорцы - 0,04%.
Хронологические рамки. В исследовании рассматриваются процесс изучения, сохранения и презентации объектов культурного наследия в XIX - ХХ1вв., так как в этот период были основаны изучаемые нами музеи Алтайского края и Республики Алтай. Именно в этот период активно велось изучение культуры коренных народов Алтая.
Методология и методика исследования^ качестве методологической основы в работе выступают теоретические подходы, сформировавшиеся в российской этнологии и музееведении применительно к этнокультурному наследию народов и к основным формам музейной работы.
В современной музеологической науке установлены и используется следующие понятия, которые применяются в настоящем исследовании.
Согласно определению, выработанному Международным советом музеев (ИКОМ), музей - это постоянное некоммерческое учреждение, призванное служить обществу и способствовать его развитию, доступное широкойпублике, занимающееся приобретением, хранением, исследованием, популяризацией и экспонированием материальных свидетельств о человеке и его среде обитания в целях изучения, образования, а также для удовлетворения духовных потребностей.
Профиль музея - это его специализация. Основополагающим признаком классификации здесь выступает связь музея с конкретной наукой или видом искусства, техникой, производством и его отраслями. Эта связь прослеживается в составе фондов музея, в тематике его научной, экспозиционной и культурно-образовательной деятельности.
Совокупность музейных предметов, связанных общностью одного или нескольких признаков и представляющих научный, художественный или познавательный интерес как единое целое, называется музейной коллекцией.
Музейная экспозиция - это целенаправленная и научно обоснованная демонстрация музейных предметов, которые организованы композиционно, снабжены комментарием, технический музейный образ природных и общественных явлений.
Метод построения экспозиции - обоснованный научно и исходящий из содержания экспозиции порядок группировки и организации экспозиционных материалов. Традиционно выделяют следующие методы экспонирования: коллекционный (систематический), ансамблевый,
иллюстративный, музейно-образный.
Культура - исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей. Данное понятие сформировано на основании многочисленных трудов 3
различных ученых.
Коренные народы - нации, которые обитали на своих землях до формирования существующих государственных границ, до прихода туда переселенцев из других мест; народы, связанные с определенной территорией и проживающие на ней с незапамятных времен до настоящего времени; исконное население.
Нация - исторически сложившаяся часть человечества, объединенная устойчивой общностью языка, территорией, экономической жизнью и культурой.
Языковая группа - совокупность социально взаимодействующих индивидов, обнаруживающих определенное единство языковых признаков, проявляемое на уровне речи как речевое единство.
Традиция - элемент социального или культурного наследия, передающийся от поколения к поколению в социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы и правила поведения, отношение к конкретным моральным и нравственным ценностям, обычаи, обряды.
Обычай - унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для членов данного общества.
Многонациональное государство - это государство, на территории которого проживают различные этносы - нации, народности, национальные и этнографические группы.
Сохранение объектов культурного наследия - направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор).
Согласно конвенции ЮНЕСКО по охране культурного и природного наследия (2003 г.), нематериальное культурное наследие - совокупность основанных на традиции форм культурной деятельности и представлений человеческого сообщества, формирующая у его членов чувство самобытности и преемственности. К нематериальному культурному наследию относятся обычаи, знания и навыки, язык, устный эпос, музыка, танец, игры, мифология, ритуалы, ремесла, традиционные формы коммуникации и экологические представления, знаки и символы и т.п. Стремительное исчезновение объектов нематериального культурного наследия в условиях глобализации и массовой культуры заставило международное сообщество обратиться к проблеме его сохранения. Принципы сохранения нематериального культурного наследия определены в «Международной конвенции об охране нематериального культурного наследия» (2003) .
Коллекционный музей, музей, деятельность которого базируется в первую очередь на коллекциях движимых объектов. Исторически коллекционный музей - это наиболее древний и распространенный тип музея, сложившийся ранее ансамблевых музеев и средовых музеев. Термин «Коллекционный музей» стал применяться в российском музееведении (музеологии) в кон. 1980-х гг. в связи с введением классификации музеев по доминантному типу хранимого музеем наследия.
Ансамблевый музей - музей, деятельность которого базируется в первую очередь на музеефикации недвижимых объектов культурного и природного наследия. К ансамблевым музеям относят дома-музеи, музеи-монастыри, музеи-храмы, музеи-усадьбы, дворцы-музеи и т.п. Разделение музеев по доминантному типу хранимого музеем наследия на коллекционные музеи и ансамблевые музеи было предложено российским музееведением в кон. 1980-х гг. С концаХХ в. прослеживается тенденция трансформации целого ряда ансамблевых музеев в средовые музеи.
Музейный предмет — движимый объект культурного и природного наследия, первоисточник знаний и эмоций, изъятый из среды бытования или музеефицированный вместе с фрагментом среды и включенный в собрание музейное. Обладает значимым для социума информационным потенциалом, музейной ценностью, которая складывается из научной, исторической, мемориальной, художественной ценности, и свойствами музейного предмета.
Культурное и природное наследие - совокупность объектов культуры и природы, отражающих этапы развития общества и природы и осознаваемых социумом как ценности, подлежащие сохранению и актуализации. Одной из культурных форм, выработанных человечеством для сохранения и трансляции культурного и природного наследия является музей.
В работе использованы следующие методы: общенаучные методы (метод научного описания истории формирования этнографических коллекций, объектов культурного наследия коренного населения Алтая, сравнительный метод использовался в основном в третьей главе), дисциплинарные методы (исторический метод использовался для того чтобы раскрыть историю формирования этнографических коллекций, хронологический метод использовался для того чтобы проследить развитие деятельности музеев на протяжении периода с Х1Хв. по XXI в., картографический метод использовался для того чтобы при помощи карты наглядно продемонстрировать территориальные рамки исследования).
Источники. Музейные экспозиции: («Алтайская этнография»
Национальный музей им. А.В. Анохина; «Этнография Алтая» и «Алтай - дом религий» Алтайский государственный краеведческий музей; «Культура древних народов Алтая» Государственный музей истории, литературы, искусства и культуры Алтая).
Вещественные источники:коллекция фотографий В.В. Сапожникова (Алтайский государственный краеведческий музей), предметы быта, музыкальные инструменты, одежда («Алтайская этнография» Национальный музей им. А.В. Анохина,«Этнография Алтая» и «Алтай - дом религий» Алтайский государственный краеведческий музей; «Культура древних народов Алтая» Государственный музей истории, литературы, искусства и культуры Алтая).
Письменные источники:Материалы, опубликованные в монографиях ("Очерки по истории алтайцев", "Этнический состав и происхождение алтайцев" Л. П. Потапова;), журналах и сборниках статей ("Мир музея", "Краеведческие записки", "Вопросы археологии и этнографии Горного Алтая" и др.).
Электронные ресурсы: (сайт «Российская музейная энциклопедия», «Культура России. РФ», «Музей России», «Государственный каталог музейного фонда. РФ»), а также официальные сайты музеев.
Историографический обзор. Ученые соприкасаются с Алтаем со второй половины XVIII в. и дали пока солидные результаты в своих исследовательских работах по географии, ботанике, геологии, по описанию быта, занятий, верований и экономике.
Ниже представлены ученые XIX-XX веков, которые в своих работах изучали культуру коренных народов Алтая.
Биография протоиерея, алтайского миссионера и этнографа В. И. Вербицкого (1827 - 1890) - это пример того, как много может сделать человек для общества и науки за свою жизнь. Активно изучалась культура шорцев и телеутов, а также быт, образ жизни и многие стороны материальной и духовной культуры алтайцев (Приложение, рисунок № 2).
Так же В. И. Вербицкий готовясь к своей миссионерской деятельности активно изучал алтайский язык. В 1869 г. в соавторстве с миссионером Макарием Невским под редакцией Н. И. Ильминского вышла "Краткая грамматика алтайского языка" , а затем в 1884 году - "Словарь алтайского и аладагского наречий тюркского языка" .Эта грамматика долгое время являлась образцом для всех последующих грамматик по тюркским языкам, хотя ее главная цель — практическая, миссионерская. Собственно, научной цели ее авторы не имели в виду. В обоих трудах содержится шорский лингвистический материал и сведения по грамматике шорского языка.
Радлов Василий Васильевич (1837-1918) - выдающийся русский ученый академик, археолог, востоковед, этнограф, и педагог (приложение, рисунок № 3).
Радлова, прежде всего, интересовали материалы по этнографии, языку, фольклору алтайцев. В первом томе своего обширного многотомного труда «Образцы народной литературы тюркских племен» (Спб 1866-1907) ., имеются записанные ученым тексты алтайцев, шорцев и тувинцев. Богатейшие фольклорные материалы были опубликованы в этом труде. Тюрколог А. Н. Самойлович писал впоследствии, что это издание является «первой серией капитальных трудов Радлова по возведению фундамента тюркологии».
Этнографическая и археологическая части книги «Из Сибири» Василия Васильевича Радлова по мнению исследователя О.А. Деревянко, являются важнейшим источником и примером комплексного подхода в исторической науке. Книга была издана в 1884 г. в Германии и сразу приобрела широкую известность в Европе, сделав имя автора так же популярным среди этнографов и археологов, как его прежние труды среди специалистов- лингвистов (приложение, рисунок № 4).
Исследователь Сибири, археолог, этнограф Николай Михайлович Ядринцев(1842-1894) (приложение, рисунок №5).
Ученый посетил почти все районы Алтая во время экспедиции (1886, 1889, 1891) в Минусинский край и к верховьям Орхона.Н.М.
Ядринцевоткрыл развалины Хара-Балгаса и древней монгольской столицы - Каракорума, а также памятники древнетюркской письменности - орхоно- енисейские надписи. Так же Николай Михайлович Ядринцев собрал огромный материал по хозяйству и быту народов Сибири. Этнографическое их изучение он не отделял от постоянной борьбы за удовлетворение практических нужд населения Сибири. Этим вопросам посвящены две важнейшие его работы: «Сибирь как колония» (в 1882 г. издана по случаю трехсотлетия присоединения Сибири к России») и «Сибирские инородцы, их быт и современное положение» (1891 г.).
Записи по шаманизму известного алтайского ученого-этнографа А. В. Анохина (1869 - 1931) (приложение, рисунок № 6), опубликованные в монографии «Материалы по шаманству у алтайцев» (1924 г.) имеют
большое научное значение, так как в них содержатся важные исторические свидетельства о далеком прошлом алтайских народов ( приложение, рисунок № 7).
С 1906 по 1931 гг. Андрей Викторович совершил многочисленные этнографические и фольклорные экспедиции по Южной Сибири, Монголии, Восточному Казахстану. В течение многих лет сотрудничал с Музеем антропологии и этнографии, где сегодня хранятся материалы его экспедиций.
Дыренкова Надежда Петровна (1899-1941) - входит в первую плеяду виднейших советских этнографов, получивших специальное образование в 20-30-е годы. Она сразу стала заниматься этнографией тюркских народов Сибири и по настоянию своих учителей включила в круг своих интересов изучение языков, фольклора этих народов (приложение, рисунок № 8).
Темой своей научной работы она выбрала: «Мировоззрение,
религиозные представления и формы культа у турецких охотничьих и скотоводческих племен тюрко-монгольских народов». Исследование этой темы, по ее мнению, должно было составить цикл отдельных работ, а также изучение шорского, карагасского (тофаларского), урянхайского (тувинского) и анатолийско-турецкого языков. Последний, как полагала Н.П. Дыренкова, ей крайне необходим для всестороннего охвата и доступа к современной турецкой научной литературе. Только в первый год работы над темой она выполняет написание таких работ как: «Атрибуты шамана турецко¬монгольских племен», «Культ животных и его отражение в шаманстве турецких племен», «Становление шамана по представлениям сибирских народов» .
Потапов Леонид Павлович (1905-2000). Советский и российский
этнограф, доктор исторических наук, профессор, крупнейший исследователь истории и культуры алтайцев, шорцев, хакасов, тувинцев и некоторых других народов Южной Сибири. Опубликовал «Краткий очерк культуры и быта алтайцев» (Горно-Алтайск, 1948)(приложение, рисунок № 9)
На сегодняшний день работу по изучению и сохранению традиционной народной культуры алтайцев ведут научные сотрудники музея А.В. Анохина Республики Алтай, в частности директор Национального музея им. А.В. Анохина к.и.н., Еркинова Р. М., кандидат искусствоведения, заслуженный работник культуры.
Вопросы выявления, сохранения, изучения и популяризации культурного наследия в музейных учреждениях изучала О.Н. Труевцева. В своей работе: «Музейный туризм в Алтайском крае: опыт и перспективы развития» автор рассматривает туристские ресурсы музеев Алтайского края, выявляет основные проблемы и перспективы развития музейного туризма. Музейный туризм рассматривается как фактор развития региона, туристического потенциала музеев и прилегающих территорий, возможность расширения миссии музеев.15
В ходе написания историографического обзора мы проследили историю этнографического изучения культуры коренного населения Алтая и выполнили поставленные задачи.
Во-первых, было выделено два этапа этнографического изучения народов Алтая: первый этап - Х1Хвек характеризуется количественным ростом информации. Возрастает интерес к культуре алтайцев. Различные аспекты материальной и духовной культуры, а также флора и фауна Алтая впервые активно изучается столичными Российскими и зарубежными учеными с познавательными целями. Второй этап - ХХ век - качественным ростом информации. Учеными делаются попытки проследить причинно¬следственные связи и истоки того или иного культурного явления.
Во-вторых, в каждом периоде мы можем выделить ученых, внесших наибольший вклад в изучение вопроса.
Так, в XIX веке значительный вклад внесли такие исследователи как В. И. Вербицкий, В. В. Радлов, Г. Н. Потанин, Н. М. Ядринцев. В наше время работы этих авторов можно считать ценнейшимиинформационными источниками, так как они основаны на уникальных полевых материалах. В XX веке расширили круг этнографических исследований, ввели в научный оборот новые материалы, характеризующие различные аспекты традиционной культуры коренных народов Алтая А.В. Анохин , Н. П. Дыренкова , Л. П. Потапов . С конца 60-х годов изучением культуры и истории алтайцев занимается Ф. А. Сатлаев .
Выше мы проследили историю изучения культуры коренных народов Алтая и можем сделать вывод: в начале ХХ1века перед исследователями
встают такие вопросы как изучение этногенеза алтайцев. Необходимо историко-этнографическое исследование таких этнических групп алтайцев как толос, теленгит, туба, чалканду и т.д. Отсутствуют монографические исследования по общей этнографии алтайцев. Совершенно не изучена область народных знаний, представлений, народных игр и развлечений алтайцев. Не разработаны многие проблемы духовной культуры алтайцев.
Так же, необходимо, например, выяснить окончательно вопрос о том, какой этнический тип населения и откуда проник на Алтай и в Минусинскую котловину в так называемое «карасукское время» (середина II тысячелетия— VII в. до н. э.), в составе которого могли быть древнейшие предки ряда современных народов Сибири, не только тюркоязычных, но и, например, кетов, происхождение которых до сего времени остается загадочным. Все еще не ясным остается вопрос об этническом составе обитателей Горного Алтая в так называемое «скифское время» (V—III вв. до н. э.), памятники культуры которых широко известны по раскопкам Пазарыкских курганов. Накапливаются доказательства о происхождении этой культуры, характеризующейся ахеменидскими импортными вещами, породистыми лошадьми из Средней Азии, из районов обитания саков, вероятно, ираноязычных племенных объединений.
Обобщающих исследований о методах сохранения, экспонирования и популяризации культурного наследия коренных народов Алтая в современных реалиях немного. Эта тема также требует изучения.
Апробация. Написанные ранее исследовательские работы по данной тематике успешно прошли апробацию: курсовая работа за первый курс «История формирования этнографических коллекций в музеях Алтая» была представлена в виде научного доклада на Научно-практической конференции, проходившей в Алтайском государственном университете в 2018 году; курсовая работа за третий курс на тему «Сохранение и презентация нематериального наследия алтайцев в музейных учреждениях Республики Алтай» успешно представлена в 2020 году на I Международном научном молодежном форуме « Россия и тюркский мир: взгляд молодежи.» Текст доклада опубликован в сборнике по итогам форума с одноименным названием (приложение, рисунок № 10).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Основная цель настоящей выпускной квалификационной работы: выявить особенности, способы презентации и сохранения культурного наследия коренных народов Алтая в музейных учреждениях Алтайского края и Республики Алтай.
В первой главе данной исследовательской работы мы проследили историю формирования этнографических коллекций в музейных учреждениях Алтайского края и Республики Алтай. Можно сделать следующий вывод: наиболее значительное собрание по культуре коренных народов Алтая находится в Национальном музее Республики Алтай имени А.В. Анохина. Фонды музея содержат этнографические коллекции предметов быта, предметы гардероба, произведения декоративно-прикладного искусства. Среди экспонатов также есть фотодокументальные материалы, археологические находки с мерзлотных курганов, рунические письмена тюркского периода, шаманская атрибутика и др.
В Алтайском государственном краеведческом музеесобрана этнографическая коллекция, включающаяболее 2,5 тысячи музейных предметов по материальной и духовной культуре коренных жителей Алтая - алтайцев, телеутов, кумандинцев и переселенцевХУ111-ХХ вв. - русских,украинцев, немцев, мордвы, татар и др.
Мифологические представления о легендарных кочевниках Алтая, названных ещё в IV веке до н.э. древнегреческим учёным Геродотом «стерегущими золото грифами», приобрели современное звучание благодаря трудам археолога С.И. Руденко. В 1929-1954 гг. на Алтае он вскрыл серию захоронений скифских царей - курганов, находки из которых принесли Алтаю мировую славу. И на данный момент находятся в Государственном музее истории, литературы и искусства Алтая.
Хранящиеся в музее материалы экспедиции С.И. Руденко, часть подлинных находок из Пазырыкских курганов и кадры уникальной кинохроники, запечатлевшей раскопки, позволяют познакомиться с культурными особенностями древнего народа, обитавшего на территории Алтая.
Задача Государственного музея истории, искусства, литературы и культуры Алтая — показать место и значение Алтая в мировом культурно¬историческом развитии и формировании российской духовности.
Небольшие коллекции памятников культуры Алтая содержат фонды Бийского краеведческого музея им. В.В. Бианки. В составе музейных коллекций редкие предметы вооружения, коллекция самоваров, шаманские бубны.
Этнографическая коллекция раскрывает культуру коренных народов Алтая: телеутов, теленгитов, шорцев, кумандинцев и русских старожилов Алтая.
Музейные фонды Бийского краеведческого музея им. В.В. Бианки занимают второе место в крае по количеству экспонатов. Сегодня в фондах этого музея представлено 147 686 единиц хранения.
Во второй главе работы нами была описана материальная и духовная культура коренных народов Алтая. Этнокультурное наследие Республики Алтай - это совокупность основанных на традиции форм культурной деятельности и представлений, формирующих чувство самобытности и преемственности у представителей коренных народов Алтая. Это культурные ценности Алтая, духовные: обычаи, традиции, обряды, исполнительские искусства, народные праздники и материальные: одежда, жилище, домашняя утварь, кухня.
В духовной культуре алтайцев, прежде всего, наблюдается идентичность старины и разнообразие ее форм. Каждый этнос в области духовной культуры имеет нечто свое, собственное, резко отличающееся от другого племени, хотя бы рядом живущего. Эта уникальность наблюдается в верованиях, былинном эпосе, в песнях, в легендах, в пословицах, в поговорках и т.д. И все же, фольклор алтайцев вводит их в общетюркский круг народного творчества, например, сказания о Чара Батые встречаются в Крыму и Северном Кавказе.С первых годов XVII столетия первобытная культура алтайцев начала переживать ломку и попадать под влияние более высоких культур (русской и туркестанской).
Каждый из коренных народов внес свой вклад в формирование и материальной культуры Алтайцев. Это своеобразие мы можем наблюдать в традициях приема пищи, традиционной кухне алтайцев одежде, традициях обустройства жилища.
В третьей главе исследовательской работы нами была рассмотрена просветительская деятельность с целью популяризации культурного наследия алтайцев в музейных учреждениях Алтайского края и Республики Алтай.
Рассмотренные нами в данной работе формы организации музеев имеют некоторые отличия в направлениях просветительской деятельности. Немаловажным фактором, влияющим на деятельность музеев, является финансовая поддержка.
Государственные региональные музеи более чем на 50% финансируются государством, соответственно имеют большие возможности для научно-исследовательской деятельности. На базе этих музеев основывается научно-методическое обеспечение, к примеру, муниципальных музейных учреждений. Эти музеи имеют все возможности для того чтобы быть лидерами музейного маркетинга: быть организаторами крупных выставок, разработчиками программ, туристских маршрутов, календаря событийного туризма с охватом всех музеев региона. Государственные региональные музеи уже сегодня могут формировать региональные музейные бренды и тем самым продвигать музейный продукт данного региона (в нашем случае - это формы просветительской деятельности, направленные на сохранение и демонстрацию культуры коренных народов Алтая).
В культурно-просветительской деятельности государственных музеев делается акцент на научную составляющую, достоверность информации, а материал раскрывается в наиболее традиционных формах: лекциях, экскурсиях, мастер-классах, на научных конференциях.
Материальное и культурное наследие коренных народов Алтая демонстрируется в экспозициях, художественно и технически оформляется с помощью света, аудио сопровождения, различных драпировок, этикетажа.
Муниципальные музеи являются наиболее распространенными. Это важный ресурс развития музейного дела, культурного развития регионов, а также такой важной для общества сферы как образование. В настоящее время существование муниципальных музеев подвержено большим рискам, так как они полностью финансируются муниципалитетами, являясь
некоммерческими учреждениями. В большинстве случаев у муниципалитетов отсутствуют достаточные финансовые средства для обеспечения полноценной исследовательской и культурно-просветительской деятельности музеев.
В культурно-просветительской деятельности муниципальных музеев делается акцент на научную составляющую, однако, вместе с тем добавляется и интерактивная часть: различные квесты, лекции, экскурсии, тематические вечера.
Для демонстрации объектов нематериального культурного наследия, к примеру, шаманизма, могут создаваться экспозиции, в которые входит шаманский бубен, колотушка. Создать соответствующую атмосферу духовности, мистичности помогает музыка, свет, цвет драпировок, оформления экспозиции.
Частные музейные учреждения - группы некоммерческих учреждений, включающие музеи и музейные учреждения, созданные частными лицами, принадлежащие им и поддерживаемые их средствами для демонстрации их аутентичных коллекций. Такое расширенное толкование представлено в связи с тем, что частный музей в современном виде представляет собой новое явление и проходит стадию формирования в качестве культурной формы.
Способы демонстрации культурного наследия в таких музеях разнообразны, интерактивны, зрелищны: тематические концерты,
музыкальные вечера, квесты, мастер-классы (в том числе и по приготовлению блюд традиционной кухни алтайцев с последующей дегустацией).
Эпос алтайцев может быть представлен через деятельность сказителей, к примеру, в формате аудио или видео. Одним из талантливых сказителей Алтая является Алексей Григорьевич Калкин. Легенды в экспозициях могут быть показаны в виде иллюстраций, рисунков или деревянных скульптур.
Частные музеи дают возможность посетителю принять участие в традиционных обрядах, народных праздниках, церемониях. Такой формат просветительской деятельности необходим для формирования узнаваемости, бренда данного музея, популярности среди посетителей, туристов.
Критически осмысливая свои проекты и выставки, музеи готовят продукцию, которая помогает посетителям понять специфику данного музея: каталоги, тематические буклеты, журналы.
Музеи так же демонстрируют культурное наследие, используя и сеть Интернет. Крупные музейные учреждения имеют свои сайты, а также представительство в социальных сетях. С помощью этих инструментов музеи транслируют свою деятельность, демонстрируют рекламу и популяризуют культурное наследие среди населения.
Таким образом, в результате изучения данной темы, стало возможным выявить и осветить формы культурно просветительской деятельности в музейных учреждениях Алтая, а также охарактеризоватьметоды сохранения, экспонирования и популяризации культурного наследия коренных народов Алтая в музейных учреждениях Республики Алтай и Алтайского края.
Одним из важных этапов на пути к сохранению духовного наследия Республики Алтай является утверждение государственного реестра объектов нематериального культурного наследия. На сегодняшний день в списке 21 объект, однако, процесс формирования реестра продолжается. Материальное наследие алтайцев активно изучается и демонстрируется публике в музейных учреждениях Алтайского края и Республики Алтай.
Деятельность музейных учреждений удовлетворяет культурные потребности посетителей, закомя их с этнокультурным наследием коренных народов Алтая различными способами в зависимости от статуса и уровня музея.
Знакомство с духовным культурным наследием проводится как в устной форме с использованием различных современных технологий, так и путем оформления экспозиций, где объекты духовной культуры получают материальное воплощение.
Материальное культурное наследие представлено в музейных учреждений в рамках экспозиций, которые художественно и технически оформляются с помощью этикетажа, различных цветовых драпировок, света, аудио сопровождения.



1. Анохин, А. В. Бурханизм в Западном Алтае: учебное пособие - Новосибирск: Сибирские огни, 1927. - 253 с.
2. Анохин, А. В. Материалы по шаманству у алтайцев: учебное пособие - Ленинград: Издательство Российской академии наук, 194. - 150 с.
3. Анохин, А.В. Аборигены Алтая / А.В. Анохин // Краеведческие записки. - Барнаул, 2009. - с.13-15.
4. Баранов, П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Обществознание полный экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ - М.: Астрель, 2016. - 623 с.
5. Богомазова, Т.Г. Информационно-экспозиционный комплекс в музее // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2005. - №6. - с.84-87.
6. Бородаева, Н.А. Этнографические снимки В.В. Сапожникова в коллекции Алтайского государственного краеведческого музея / Н.А.Бородаева // Краеведческие записки. - Барнаул. ОАО ИШ1 Алтай,1999. - С 62-69.
7. Вербицкий, В.И. Алтайские инородцы. Сборник этнографических статей и исследований: учебное пособие - М.,1893. - 256 с.
8. Гельмерсен, Г. П. Телецкое озеро и телеуты Восточного Алтая // Горный журнал. 1840. Т. I. Кн. 1. С. 41-61; Кн. 2. С. 239-261; Кн. 3.
С. 421-446. Т. II. Кн. 4. С. 17-57.
9. Гребенникова, Т.Г. Культурный туризм и музеи: учебное пособие - М.: Перо, 2014 - 118 с.
10. Гребенникова, Т.Г. Музеолгия: введение в профессию: учебное пособие/ Т.Г. Гребенникова. - Барнаул: Издательство Алтайского университета, 2014. - 106 с.
11. Гришаев, В.Ф. Барнаульский музеум в 1836 г. / В.Ф. Гришаев // Алтайский сборник. - Барнаул. Алтайский краевой краеведческий музей, 1993. - С 31-38.
12. Дыренкова, Н. П. Культ огня у алтайцев и телеут: учебное пособие - Ленинград: Академия наук СССР, 1927. - 16 с.
13. Дыренкова, Н. П. Шорский фольклор: учебное пособие - Москва - Ленинград: Академия наук СССР, 1940. - 448 с.
14. Дьяконова, В.П. Религиозные представления алтайцев и тувинцев о природе и человеке / И.С. Вдовин // Природа и человек в религиозных верованиях народов Сибири и Севера . - Л., 1976 - с. 268-291
15. Екеев, Н.В. Шаманские традиции / Н.В Екеев // Традиционные знания коренных народов Алтае-саянскогоэкорегиона в области природопользования. - 310 с.
16. Екеев, Н.В. Шаманские традиции / Н.В. Екеев // Традиционные знания коренных народов Алтае-Саянского экорегиона в области природопользования. - Барнаул.: Азбука, 2009. с 152 - 155
17.Зайцева, Е.П. Алтайский национальный костюм: учебное пособие - Горно-Алтайск.: Горно-Алтайское отделение Алтайского книжного издательства, 1990 - 80с.
18.Закс, А.Б. Экспозиция ансамблевая/ А.Б. Закс // Российская музейная энциклопедия. - М.: Прогресс риполклассик, 2001. С 201¬203.
19. Кликс, Р.Р. Художественное проектирование экспозиции:
монография / Р.Р. Кликс. - М., 1978. - 368с., ил.
20. Ледебур, К. Ф. Путешествие по Алтайским горам и джунгарской Киргизской степи / К. Ф. Ледебур, А. А. Бунге, К. А. Мейер: Пер. с нем. / В. В. Завалишин, Ю.П. Бубенков. - Новосибирск: ВО «Наука», Сибирская издательская фирма, 1993. - 415 с.
21. Майстровская, А.И. Музейная экспозиция. Искусство-Архитектура- Дизайн. Тенденции формирования./ М.Т. Майстровская ; Рос. ин-т культурологии, Моск. гос. художеств. -промышл. ун-т им. С.Г. Строганова. - М., 2002. - 275 с.
22. Назаров, И.И. Петр Иванович Каралькин и его вклад в изучение народов Сибири / И.И.Назаров // Краеведческие записки. - Барнаул, 2009. - с.4-8//
23. Орлов В. В. 80 лет со дня открытия Бийского краеведческого музея им. В. В. Бианки // Страницы истории Алтая, 2000 г.: календарь памят. дат. Барнаул, 2000. С. 12-15. Библиогр.: с. 14-15.
24. Попова И. В. Формирование этнографической коллекции
Алтайского краевого краеведческого музея (некоторые итоги экспедиций 1988-1995 гг.) // Этнография Алтая : материалы II научно-практической конференции / редкол.: Т. К. Щеглова (отв. ред.), М. А. Демин, Т. М. Степанская [и др.]. - Барнаул, 1996. - С. 176-181
25. Попова, И.В. Формирование этнографической коллекции алтайского краевого краеведческого музея (некоторые итоги экспедиций 1988-1995 г.) / И.В. Попова // Этнография Алтая. - Барнаул. Государственный художественный музей Алтайского края, 1996. - С 182-187.
26. Попова, И.В. Этнографическая коллекция: формирование,
презентация / И.В. Попова // Краеведческие записки. - Барнаул. : Алтайский государственный краеведческий музей, 2009. С 187-199
27. Потанин, Г. Н. Очерки о Северо-Западной Монголии: учебное
пособие - СПб: Издательство: Выпуски 1, 3 - Типография В. Безобразова и Комп. (СПб); Выпуски 2, 4 - Типография В.
Киршбаума (СПб),1881-1883. - 372 с.
28. Потанин, Г.Н. Очерки северо-западной Монголии том IV: учебное пособие - Спб., 1893. - 2196 с.
29. Потапов Л. П. Очерки по истории алтайцев. М. Л., 1953г. - 444с.
30. Потапов Л.П. Этнический состав и происхождение алтайцев. Л., 1969. - 23 с.
31. Потапов, Л. П. Очерки по истории Шории: учебное пособие - Ленинград: Академия наук СССР, 1936. - 260 с.
32. Радлов, В. В. Краткая грамматика алтайского языка / Н. И. Ильминский, М. Я. Глухарев, В. В. Радлов - Казань: Университетская типография, 1869. - 298 с.
33. Радлов, В. В. Опыт словаря тюркских наречий: учебное пособие - СПб: Типография Императорской Академии наук, 1893. - 510 с.
34. Радлов, В. В. Словарь алтайского и аладагского наречий тюркского языка: учебное пособие - Казань: Типография В. М. Ключикова, 1884. - 249 с.
35. Радлов, В.В. «Из Сибири»: учебное пособие - М.: Наука, 1989. - с.17
36. Розен, М.Ф. Изучение населения алтайских гор. Этнографические и
лингвистические исследования / М.Ф. Розен //Очерки об исследователях и исследованиях Алтая. - Барнаул. День, 1996. - с 173-176
37. Сагалаев, Н.М. Мифология и верования алтайцев. Центрально¬азиатские влияния: учебное пособие - Новосибирск., 1984. - 120 с.
38. Сатлаев, Ф. А. Кумандинцы (историко- этнографический очерк): - Горно-Алтайск, 1974. - 198 с.
39. Тадыев П.Е. Этнический состав дореволюционных алтайцев и особенности их административного устройства / П.Е. Тадыев // Записки ГАНИИИЯЛ. - Горно-Алтайск. 1964. - с. 3-16.
40. Тадыев, П. Е. Реакционная сущность шаманизма и бурханизма: учебное пособие - Ленинград: книжное издательство, 1955. - 46 с.
41. Тишкин, А.А. Основы музеологии: учебное пособие / А.А. Тишкин,
Т.Г. Гребенникова. - Барнаул: Издательство Алтайского
университета, 2013. - 214 с.
42. Фролов, Я.В. Археологическая и этнографическая коллекции Барнаульского музея в XIX в. / Я.В. Фролов // Краеведческие записки. - Барнаул. ОАО ИПП Алтай, 2001. - С 57-64.
43.Чихачев, П. А. Путешествие в Восточный Алтай: учебное пособие - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1842. - 360 с.
44. Шляхтина, Л.М. Основы музейного дела: учебное пособие для студентов педагогического университета им. А.И Герцена. - СПБ.:СпецЛит, 2000. - 160с.
45. Щеглова, Т.К. Алтайское многоголосье / Т.К.Щеглова, И.В. Попова // Истоки. Народный костюм. - Барнаул, 2011. - С.6-8 //
46. Юренева, Т.Ю. Музееведение: учебник для высшей школы - М.: Альма-Матер; Академический Проект. - 2007. - 560 с.
47. Ядринцев, Н. М. Поездка по Западной Сибири и в Горно-Алтайский округ: учебное пособие - Омск: Издательство Западно-Сибирского отделения Русского географического общества», 1880. - 147 с.
48. Ядринцев, Н. М. Алтай и его инородческое царство. Очерки
путешествия по Алтаю / В. А. Скубневский, В. П. Кладова, Е. А. Челяева, Н. В. Воробьева // Алтай в трудах ученых и
путешественниковХУШ - начала XX веков. - Барнаул. А. Р. Т., 2005. - с. 267-296
49. Ядринцев, Н. М. Сибирские инородцы, их быт и современное положение: этнографические и статистические исследования с приложением статистических таблиц / Н. М. Ядринцев. - Санкт- Петербург: Издание И. М. Сибирякова, 1891 (Типография И. Н. Скороходова). - 308 с.
50. Ядринцев, Н.М. Сибирь как колония: к юбилею трехсотлетия: современное положение Сибири, ее нужды и потребности, ее прошлое и будущее / Н. М. Ядринцев. - Санкт-Петербург: Типография М. М. Стасюлевича, 1882. - 471 с.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ