Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Региональная инвестиционная политика: состояние, проблемы, перспективы (на материалах Алтайского края)

Работа №88492

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

экономика

Объем работы83
Год сдачи2022
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
244
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ
РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА 7
1.1 Сущность региональной инвестиционной политики 7
1.2 Полномочия органов государственной власти в сфере инвестиционной
деятельности 14
1.3 Влияние внутренних и внешних факторов на содержание региональной
инвестиционной политики 17
2. ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В
АЛТАЙСКОМ КРАЕ 24
2.1 Краткая характеристика региона Алтайского края 24
2.2 Итоги реализации региональной инвестиционной стратегии в рамках
Стратегии развития Алтайского края до 2025 года 34
2.3 Анализ выполнения государственных инвестиционных программ и
проектов 42
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ 50
3.1 Обоснование и выбор приоритетов инвестирования в экономику Алтайского
края 50
3.2 Фонд поддержки социально-экономического развития Алтайского края как
инструмент привлечения инвестиций в экономику 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена давно назревшей необходимостью развития экономики регионов, вызванной современной экономической ситуацией, характеризующейся глобализацией экономики, с одной стороны, и нестабильностью экономики, экономическими кризисами, с другой стороны.
В этой связи особую значимость приобретает региональная инвестиционная политика, направленная не только на эффективное привлечение, но и на максимально рациональное использование привлеченных инвестиций.
Особое внимание уделено влиянию негативных тенденций на развитие регионов, таких как низкая плотность населения, удаленность от центра, неблагоприятные условия развития, значительное сокращение численности населения из-за миграционного оттока. Отмечены проблемы юридического, финансово-экономического, социального характера, сдерживающие развитие регионов России. Среди них актуализируется кадровая политика по привлечению высококвалифицированных сотрудников.
Степень изученности темы исследования. Региональная инвестиционная политика является методологически наименее разработанным направлениям национальной социально-экономической политики.
Исследованию методологических аспектов инвестиционной сферы, а также понятию, целям, содержанию, механизмам повышения эффективности инвестиционной политики и ее роли в развитии экономики, посвящены труды Князева О.А., Герасенко В.П., Осипова П.Ю., Савон И.В., Николаева М.А. Сравнительному анализу инвестиционной политики в различных регионах уделяется значительное внимание в трудах Махотаева М.Ю., Сокурова С.А., Дубровской Ю.В.
Исследования названных авторов стали стимулом углубленного изучения способов и источников финансового обеспечения реализации региональной инвестиционной политики в условиях ограниченности и централизации бюджетных ресурсов. Становится особенно востребованной разработка государственной политики по формированию региональных инвестиционных стратегий, которая позволит активизировать включение регионов в процесс формирования благоприятного инвестиционного климата субъектов и страны в целом.
Объект исследования - инвестиционная политика как элемент социально-экономической политики региона.
Предмет исследования - региональная инвестиционная политика Алтайского края.
Цель исследования - анализ теоретических аспектов реализации региональной инвестиционной политики и разработка практических рекомендаций, направленных на совершенствование региональной инвестиционной политики Алтайского края.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические вопросы формирования и реализации региональной инвестиционной политики региона;
- дать характеристику нормативно-правовому регулированию
инвестиционной деятельности;
- выполнить оценку реализации инвестиционной политики в Алтайском крае;
- охарактеризовать основные направления повышения эффективности инвестиционной политики в Алтайском крае;
- оценить роль Фонда поддержки социально-экономического развития Алтайского края в привлечении инвестиций в экономику региона.
Методология и методы исследования. Методологическую основу исследования составляют принципы системного и структурно - функционального подходов, основы теории управления, региональные аспекты реализации государственной политики в области формирования инвестиционной политики России. В процессе исследования использовались разработки и рекомендации отечественных и зарубежных специалистов по вопросам применения государственных программ в регионах России. В работе нами будут использованы обще логические методы анализа и синтеза, обобщение, а также анализ документов (научной литературы, нормативных правовых актов, статистических данных), метод экспертных оценок. Для обработки и анализа информации будут использованы статистические методы, сравнительно-сопоставительный анализ.
Информационная база исследования: статистические данные, опубликованные на официальных сайтах Федеральной службы государственной статистики, Управление Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю, о реализации государственных программ таких как «Экономическое развитие и
инновационная экономика» подпрограммы «Инвестиционный климат» рассчитанной до 2024 года; официальные сайты Министерства экономического развития Алтайского края, нормативно-правовые акты федерального и регионального уровня, такие как Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 N 39-ФЗ» и Закон «Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае» от 3 апреля 2014 года; электронные системы «Гарант» и «Консультант+»; научные публикации по вопросам совершенствования региональной инвестиционной политики.
Научная новизна настоящей работы заключается в обеспечении научной доказанности и обоснованности влияния внутренних и внешних социально-экономических факторов на содержание инвестиционной политики региона.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в развитии базовых понятий о содержаний региональной политики, с ориентацией на наличие множества субъектов региональной политики и различного характера отношений между данными субъектами. Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в процессе реализации органами государственной власти региона инвестиционной политики.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Законодательное регулирование инвестиционной деятельности на территории Алтайского края требует изменения в части совершенствования механизма государственных гарантий прав субъектов инвестиционной деятельности, а также в части установления ответственных государственных органов для контроля за реализацией инвестиционных проектов, запланированных к реализации согласно инвестиционной стратегии края.
2. Требуется корректировка инвестиционной стратегии края, обусловленная необходимостью предусмотреть конкретные меры по повышению инвестиционной привлекательности таких направлений как деятельность гостиниц и обеспечение электрической энергией. Такими мерами могут быть, например, налоговые льготы, или налоговые каникулы, а также иные меры государственной поддержки.
3. Фонд поддержки социально-экономического развития Алтайского края является эффективным инструментом по привлечению инвестиций для реализации приоритетных инвестиционных проектов Алтайского края, посредством активного сотрудничества с крупными российскими компаниями, обеспечит устойчивую связь между государством и бизнесом, обеспечит последовательное развитие системы государственно-частного партнерства.
Структура работы ВКР состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников, включает 3 таблицы, 9 рисунков, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования выполнена поставленная цель и решены заявленные задачи. Так, в процессе выполнения бакалаврской работы охарактеризовано законодательное регулирование инвестиционной деятельности в Алтайском крае; проанализированы итоги реализации региональной инвестиционной стратегии в рамках Стратегии развития Алтайского края до 2025 года; сделан анализ выполнения государственных инвестиционных программ и проектов в Алтайском крае.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Результатом изучения теоретических вопросов формирования и реализации региональной инвестиционной политики региона стал вывод о том, что законодательное регулирование инвестиционной деятельности на территории Алтайского края требует изменения в части совершенствования механизма государственных гарантий прав субъектов инвестиционной деятельности: предлагается разработать и принять на уровне Правительства Алтайского края программу мероприятий по контролю за соблюдением прав национальных и иностранных инвесторов на территории Алтайского края. Кроме того, представляется необходимым реформирование законодательства в части установления ответственных государственных органов для контроля за реализацией инвестиционных проектов, запланированных к реализации согласно инвестиционной стратегии края.
Анализ реализации инвестиционной стратегии показал соответствие объема инвестиций целям и приоритетным направлениям инвестиционной стратегии в целом, при одновременном несоответствии в части таких значимых направлений как деятельность гостиниц и обеспечение электрической энергией, газом и паром. Для эффективного развития данных направлений представляется необходимым обеспечение государственными органами власти благоприятных условий для привлечения инвестиционного капитала. В этой части необходима корректировка инвестиционной стратегии края, обусловленная необходимостью предусмотреть конкретные меры по повышению инвестиционной привлекательности указанных направлений деятельности, которыми могут быть, например, налоговые льготы, или налоговые каникулы, а также иные меры государственной поддержки.
Оценка реализации инвестиционной политики в Алтайском крае показала следующее. Посредством изучения итогов реализации инвестиционных программ и проектов удалось установить соответствие фактических показателей плановым в целом, согласно Стратегии по таким направлениям как по развитию агропромышленного, туристко-рекреационного комплекса, образования, здравоохранения, добычи полезных ископаемых и развитие инфраструктуры. Однако, анализ обнаружил наличие некоторых инвестиционных проектов, реализация которых на данный момент «заморожена» в связи с отсутствием инвесторов (например, проект «Строительство Алтайской конденсационной электрической станции (КЭС) 660 МВт»). Данная проблема также может быть решена посредством ранее предложенных изменений законодательства в части установления дополнительных прав инвесторов, а также создания привлекательных и выгодных условий для привлечения инвесторов посредством налоговых льгот или налоговых каникул, грантовой поддержки и иных мер.
При анализе основных направлений повышения эффективности инвестиционной политики в Алтайском крае удалась установить, что наиболее привлекательным с точки зрения инвестирования, а также с учетом необходимости развития инфраструктуры Алтайского края с целью снижения затрат на реализацию инвестиционных проектов, исходя из природного потенциала региона, а также с учетом существующих проблем региона, приоритетными направлениями инвестирования в экономику Алтайского края являются:
- производство и распределение электроэнергии, газа и воды;
- добыча полезных ископаемых;
- обрабатывающие производства;
- развитие инфраструктуры;
- развитие туристско-рекреационного комплекса;
- развитие малого и среднего предпринимательства.
Фонд поддержки социально-экономического развития Алтайского края станет эффективным инструментом по привлечению инвестиций для реализации приоритетных инвестиционных проектов Алтайского края, посредством активного сотрудничества с крупными российскими компаниями, обеспечит устойчивую связь между государством и бизнесом, обеспечит последовательное развитие системы государственно-частного партнерства.
При этом взаимодействие бизнеса, общества и государства посредством реализации проектов Фонда выгодно абсолютно всем участникам данного партнерства.
Так государство реализует инвестиционную политику, экономив бюджетные средства; повышает уровень развития отечественного спорта, социального развития.
Общество получает социально значимые проекты, посредством которых решаются острые социальные проблемы (отсутствие занятости детей и подростков в районах края, отсутствие массового спорта, высокий уровень правонарушений среди несовершеннолетних, нарастающий уровень социальной напряженности, вызванный в том числе, в связи с пандемией и экономическим кризисом, оставившими значительную часть населения без работы, снизившими доход большой части населения).
Коммерческие организации, в свою очередь, через участие в деятельности Фонда кроме экономической выгоды (налоговые льготы), укрепляют свой бренд, повышают лояльность клиентов, усиливают корпоративную культуру и формируют в глазах своей целевой аудитории имидж социально ориентированного бизнеса, которому стоит доверять, что в целом способствует также развитию не только самой компании, и росту доходности бизнеса, но и влияет на экономическое развитие региона, который, в свою очередь, получает еще больше инвестиций от растущего и развивающегося бизнеса.



1. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-Ф3 // Российская газета. - 1999. - N 41-42.
2. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ // Российская газета. - 1999. - N 206.
3. Об утверждении государственной программы Российской Федерации Экономическое развитие и инновационная экономика : Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 316 // Собрании законодательства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. - N 18 (часть II) ст. 2162
4. Об установлении налоговых льгот для резидентов территории опережающего социально-экономического развития, созданных на территориях монопрофильных муниципальных образований (моногородов) Алтайского края: Закон Алтайского края, принятый 26.12.2017 № 107-ЗС // Алтайская правда. - 2017. - №224
5. Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития Алтайского края: Указ губернатора Алтайского края от 28 декабря 2016 года N 176 // Алтайская правда. - 2016. - N 221
6. Статистические данные Министерства экономического развития Алтайского края об объеме инвестиций в основной капитал за период с 2019 по 2021 гг. - Неопубл. материалы.
7. Ахмадеев А.М. Основные направления инвестиционной политики России на современном этапе // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. - 2020. - № 1 (31). - С. 15-21.
8. Балясова А.А. Структурно-инвестиционная политика как
инструмент укрепления экономической безопасности государства // Российская
72 экономика в условиях новых вызовов : материалы Всерос. науч.-практ. конф.
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва». - Саранск, 2018. - С. 81-85.
9. Белова Л.А. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в системе обеспечения экономической безопасности региона / Л.А. Белова // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. - № 27(1). - С. 30-35.
10. Борискин А.И. Приоритеты инвестиционной политики региона / А.И. Борискин, В.В. Хубулова // Вестник Академии знаний. - 2018. - № 4 (27).
- С. 273-278.
11. Вахромеева М.П. Современные особенности инвестиционной политики в России / М.П. Вахромеева, Н.О Субботина // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2019. - Т. 4, № 3. - С. 35-39.
12. Диянова С.Н. Некоторые аспекты государственного регулирования инвестиционных процессов / С.Н. Диянова, А.Г. Абазян // Вестник Академии знаний. - 2019. - № 4 (33). - С. 104-108.
13. Доронина Н.Г. Проблемы и пути развития российского инвестиционного законодательства / Н.Г. Доронина // Журнал российского права. - 2018. - № 6. С. 5-14.
14. Ивантер В.В. Структурно-инвестиционная политика //
Экономические стратегии. - 2017. - Т. 19, № 4 (146). - С. 22-27.
15. Катов В.В. Структурная политика как основной фактор роста национальной экономики РФ // Ученые записки. - 2020. - № 2 (34). - С. 46-52.
16. Молчан А.С. Инвестиционная активность в российской экономике и структурные сдвиги в формировании инвестиционных ресурсов страны / А.С. Молчан, Н.В. Погребная // Научный журнал КубГАУ : электрон. журн. - 2017.
- № 129. - С. 116-129.
17. Основы структурно-инвестиционной политики в современных российских условиях / В.В. Ивантер, Б.Н. Порфирьев, А.А. Широв, И.Н. Шокин // Финансы: теория и практика. - 2017. - Т. 21, № 1 (97). - С. 6-15.
18. Серова А.В. Проблемы разработки инвестиционной политики России на современном этапе // Молодой ученый. - 2020. - № 38 (328). - С. 66¬68.
19. Структурная политика в России: новые условия и возможная повестка : тез. докл., Москва, 10-13 апр. 2018 г. / Ю. В. Симачев, Н. В. Акиндинова, А. А. Яковлев [и др.] ; науч. рук. Е. Г. Ясин ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М., 2018. - 32 с.
20. Структурно-инвестиционная политика в целях модернизации экономики России / В.В. Ивантер, Д.Р. Белоусов, А. А. Блохин [и др.] // Проблемы прогнозирования. - 2017. - № 4 (163). - С. 3-16.
21. Структурно-инвестиционная политика в целях обеспечения экономического роста в России : монография / под науч. ред. В.В. Ивантера. - М.: Научный консультант, 2017. - 196 с.
22. Сухарев О.С. Структурная и инвестиционная политика в регионе: методы оценки и реализации // Россия: тенденции и перспективы развития : ежегодник. - М.. 2020. - Вып. 15 (2). - С. 922-925.
23. Тютюкина Е.Б. Источники длинных денег для финансирования инфраструктурных инвестиций в России // Финансы. - 2018. - № 6. - С. 16-21.
24. Толстолесова Л.А. Структурно-инвестиционная политика как основа трансформации региональной экономики и повышения ее конкурентоспособности // Модернизация российского общества: новые экономические ориентиры : материалы XX Всерос. науч. конф. (национальной с междунар. участием). - Таганрог, 2019. - С. 383-387.
25. Фальцман В.К. Проблемы структурной, инвестиционной и инновационной политики в период кризиса // Проблемы прогнозирования. - 2016. - № 4 (157). - С. 14-23.
26. Целовальникова И.Ю. Правовое регулирование инвестиционной деятельности: Монография. М.: Юридический институт МИИТа, 2019. // СПС КонсультантПлюс. - С. 3.
27. Чернов С.А. Конкурентоспособность и инвестиционная привлекательность российской экономики в контексте структурных преобразований / С.А. Чернов, Е.И. Охрименко // e-FORUM : электрон. науч. журн. - 2018. - № 4 (5). - С. 6.
28. Официальный сайт Министерства экономического развития Алтайского края [Электронный ресурс] / URL: http://www.econom22.ru
29. Официальный сайт краевого автономного учреждения «Алтайский центр государственно-частного партнерства и привлечения инвестиций» [Электронный ресурс] / URL: http://altinvest22.ru
30. Официальный сайт Алтайского края [Электронный ресурс] / URL: http: //www.altairegion22 .ru
31. Официальный сайт Управления Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай [Электронный ресурс] / URL: http://akstat.gks.ru
32. Официальный сайт Министерства финансов Алтайского края [Электронный ресурс] / URL: http://fin22.ru/
33. Официальный сайт Рейтингового агентства «РИА Рейтинг» [Электронный ресурс] / URL: http://www.riarating.ru/
34. Сравнение регионов [Электронный ресурс] / URL: https://georating.ru/versus/regions/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ