Введение
Приложение 1
Логопедическое обследование 2-х детей
Разработать или взять готовую речевую карту и по ней провести обследование с логопедическим заключением.
Приложение 2
Индивидуальные образовательные маршруты по результатам обследования
Приложение 3
Индивидуальные задания обучающегося (на 2-х детей)
Приложение 4
Фронтальное задание обучающегося
Приложение 5
Индивидуальное задание: из списка индивидуальных заданий
(Составить перечень дидактических пособий по развитию речевого дыхания)
Приложение 6
Рефлексивный анализ собственной учебной деятельности
(достижения, трудности, пожелания)
Старший дошкольный возраст - это период усвоения ребенком разговорного языка, а также становление и развития всех сторон его речи: -фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Научными исследованиями в области дефектологии доказано исключительно важное значение раннего распознавания речевого недоразвития и его более ранней коррекции, что позволяет предупреждать затруднения детей при обучении в школе.
Таким понятием, как «произносительная сторона речи» охватываются следующие аспекты: фонетика речи и речедвигательные навыки, которыми оно определяется. К этому относятся следующие навыки: речевое дыхание, голосообразование, воспроизведение звуков, словесное ударение, фразовая интонация, соблюдение норм орфоэпии. Произносительной стороной речи объединяются следующие компоненты речевой деятельности: звукопроизношение, фонационное дыхание, голосовые функции и просодика (темп, ритм, мелодика и интонация речи). Основными компонентами произносительной речи являются интонация и система фонем.
Усвоение языка - это длительный и трудоемкий процесс, в том числе и усвоение ребенком родного языка. Это происходит в заданной последовательности, основываясь на созревании нервного и мышечного аппарата ребенка. Первым этапом развития можно назвать первые месяцы жизни ребенка. На этом этапе развиваются следующие анализаторы: зрительный, слуховой, двигательно-кинестетический. Стоит отметить, что сенсорное развитие осуществляется при участии двигательных импульсов.
Коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста при выраженных нарушениях речи приводит к значительной их компенсации. Проблемой дифференциальной диагностики и методикой преодоления разных форм речевых нарушений занимались многие специалисты: О. В. Правдина, Е. М. Мастюкова, О. Г. Приходько, Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, Е. Ф. Архипова и другие.
В настоящее время проблема формирования произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста приобрела особую актуальность. При поступлении в школу дети проходят тестовую диагностику, от того насколько хорошо развита произносительная сторона речи зависит общая речевая компетенция ребёнка и процесса формирования письма и чтения.
Цель педагогической практики: формирование профессиональных компетенций в области педагогической и исследовательской деятельности; реализация теоретических и методологических основ планирования психолого-педагогического исследования и организации коррекционно-образовательной работы с детьми с нарушениями речи.