ВВЕДЕНИЕ 4
1 ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 8
1.1 Понятие, принципы и функции местного самоуправления в РФ 8
1.2 Правовые основы местного самоуправления в РФ, виды муниципальных
образований в России 11
1.3 Организационные основы и особенности осуществления местного
самоуправления в различных муниципальных образованиях 15
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
(НА ПРИМЕРЕ ЖУРАВЛИХИНСКОГО СЕЛЬСКОГО СОВЕТА ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ) 24
2.1 Структура органов местного самоуправления, полномочия и общие
положения, регламентирующие деятельность Журавлихинского сельского Совета 24
2.2 Анализ практической деятельности Администрации Журавлихинского
сельского Совета по решению вопросов местного значения 31
2.3 Основные формы работы Администрации Журавлихинского сельского
Совета по взаимодействию с населением 40
3 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ И НЕКОТОРЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ
В современном государстве, где властная организация и ее осуществление основываются на принципе разделения властей, неотъемлемой частью становится местное самоуправления. Принципы местного самоуправления позволяют обеспечить децентрализацию системы управления, что в конечном итоге приводит к тому, что система становится более гибкой и пригодной к обеспечению интересов общества на местах с учетом различных местных особенностей.
Наличие местного самоуправления является одним из важнейших демократических принципов. Он позволяет гражданам и различным административно-территориальным единицам самостоятельно и в собственных интересах управлять некоторой частью общественных дел.
Развитие местного самоуправления имеет исключительно важное значение не только потому, что позволяет создавать условия для более активного и инициативного решения местных проблем, обеспечения нормальной повседневной жизни людей. Оно жизненно важно для нашей страны и потому, что связано и с укреплением государственной целостности Российской Федерации. Без полноценного и эффективного местного самоуправления Россия не может быть демократическим правовым государством. Одна из серьезных проблем развития местного самоуправления - совершенствование уставов муниципальных образований и организация работы по осуществлению их основных полномочий.
Местное самоуправление - одна из демократических основ системы управления обществом, важнейший структурный элемент устройства власти, это одна из форм реализации народа принадлежащий ему власти. Народ может осуществлять власть различными способами (ст.3 Конституции РФ), в том числе и через местное самоуправления, предполагающая известную самостоятельность, автономность местных органов.
Актуальность вопроса подчеркнута тем, что в 2020 г. Конституция Российской Федерации была дополнена тезисом о том, что органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в РФ и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории (глава 8, пункт 3 статьи 132) [1]. Для сельских территорий интерес к теме связан с внесением ряда изменений в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [3], в том числе по введению нового вида муниципальных образований - муниципального округа, а также с обсуждением и принятием в первом чтении Государственной Думой РФ законопроекта № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» (далее законопроект) [10], который предусматривает переход на одноуровневую систему местного самоуправления.
Местное самоуправление как деятельность по самостоятельному решению вопросов местного значения, затрагивает важные для каждого гражданина проблемы, касающиеся обеспечения жизнедеятельности людей на конкретной территории. Образование, ЖКХ, благоустройство, работа общественного транспорта и другие жизненно важные вопросы беспокоят каждого жителя нашей страны, поэтому проблема эффективного осуществления органами местного самоуправления своих полномочий является на сегодняшний день одной из первоочередных. От того, насколько население активно участвует в принятии решений, касающихся его жизнедеятельности, зависит политическая и социально -экономическая стабильность развития соответствующей территории. Ответственный выбор органов и должностных лиц местного самоуправления и грамотный общественный контроль за их деятельностью предопределяют эффективность местного самоуправления в конкретном муниципальном образовании.
Местное самоуправление в Российской Федерации регулируется Конституцией РФ, федеральными законами, призванными установить общие принципы организации системы органов местного самоуправления. В ходе выпускной квалификационной работы (далее ВКР) предстоит проанализировать законы, разработанные как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, регулирующие вопросы местного самоуправления, и муниципальные правовые акты (Устав поселения, решения, принятые на местном референдуме; решения Совета депутатов; постановления и распоряжения главы сельсовета; постановления и распоряжения администрации сельсовета).
Актуальность проблемы определяется противоречием, где, с одной стороны, развитие системы органов местного самоуправления является одной из приоритетных задач государства, так как полномочия, установленные законодательством и делегируемые муниципальным органам, дают возможность гражданам самостоятельно решать локальные проблемы на местах. А с другой стороны, отсутствие достаточного финансирования, дефицит местных бюджетов, технологическая и ресурсная ограниченность не позволяет в полном объеме выполнять эти функции, и не способствует социально -экономическому развитию муниципалитетов, поэтому данная тема исследования является крайне важной.
Субъектом местного самоуправления в сельской местности является, прежде всего, и главным образом местное население, выражающее свою волю путем выборов органов местного самоуправления, референдума и других форм прямого волеизъявления.
Объектом исследования является местное самоуправление в сельской местности, предметом - его анализ на примере Журавлихинского сельского Совета Первомайского района Алтайского края.
Цель ВКР - на основе исследования теоретических и организационных аспектов организации деятельности органов местного самоуправления и ее практического анализа на примере Администрации Журавлихинского сельского Совета выявить проблемы в данной сфере и предложить некоторые пути по совершенствованию местного самоуправления в Журавлихинском сельском Совете Первомайского района Алтайского края.
Для реализации указанной цели поставлены следующие задачи:
- изучить сущность местного самоуправления, рассмотреть его законодательные основы;
- проанализировать местное самоуправление в сельской местности;
- описать организацию деятельности в сфере работы с населением в Администрации Журавлихинского сельского Совета;
- рассмотреть общие проблемы в деятельности органов местного
самоуправления и на основе проведенного анализа выявить проблемы в деятельности органов местного самоуправления Администрации
Журавлихинского сельского Совета;
- определить пути повышения эффективности работы администрации сельсовета.
В процессе написания ВКР были использованы следующие методы исследования: изучение научной литературы, законодательства, нормативный, статистический, метод сравнительного анализа документов, информации и практической деятельности муниципальных органов.
ВКР состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и литературы и 4 приложений. В первой главе рассматриваются теоретические подходы к изучению организации деятельности органов местного самоуправления, их нормативное правовое регулирование. Вторая глава посвящена практическому изучению и анализу организации деятельности органов местного самоуправления на примере Администрации Журавлихинского сельского Совета Первомайского района Алтайского края. В третьей главе рассмотрены проблемы в исследуемой области и предложены некоторые пути по повышению эффективности функционирования деятельности Журавлихинского сельского Совета Первомайского района Алтайского края.
Анализ деятельности органов местного самоуправления на конкретном примере показал, что в целом деятельность администрации Журавлихинского сельского поселения ведется со строгим соблюдением соответствующих нормативных актов и положений.
В систему муниципальных правовых актов поселения входят:
1) Устав поселения, муниципальные правовые акты о внесении в него изменений и дополнений;
2) решения, принятые на местном референдуме;
3) решения Совета депутатов;
4) постановления и распоряжения главы сельсовета;
5) постановления и распоряжения администрации сельсовета.
Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории поселения.
За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами Алтайского края.
Устав и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме, являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории поселения. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить Уставу сельсовета и правовым актам, принятым на местном референдуме.
В ходе ВКР были изучены основные направления деятельности Администрации Журавлихинского сельского поселения, взаимодействие с Первомайским муниципальным районом, задачи, решаемые в процессе этого взаимодействия, роль и место администрации в системе местного самоуправления.
Миссией Администрации Журавлихинского сельского поселения является проведение различных собраний, выборов и референдумов по вопросам местного значения, достижение высокого уровня развития территории и населения. Основной целью деятельности администрации поселения является эффективное управление соответствующей территорией и обеспечение непосредственного участия жителей в решении вопросов местного значения.
Администрация Журавлихинского сельсовета реализует полномочия по вопросам местного значения, в том числе в области финансов, экономики и собственности, в области социальной политики, в области безопасности и иные полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с федеральными законами, законами Алтайского края, уставом сельсовета и иными муниципальными правовыми актами.
Основными проблемами в реализации полномочий Администрации Журавлихинского сельсовета по решению вопросов местного значения являются финансовые. Из -за того, что бюджет сельского поселения является дефицитным, остаются не решенными ряд социальных проблем, проблемы экономики и среды жизнедеятельности.
Основной целью развития Администрации Журавлихинского сельского Совета должно стать повышение устойчивости развития экономики и качества жизни населения, обеспечение эффективной занятости населения, создание условий для повышения уровня жизни граждан.
В связи с тем, что бюджет Администрации Журавлихинского сельсовета не сможет покрыть все расходы на предлагаемые мероприятия, их финансирование предлагается осуществлять за счет средств, выделяемых из краевого и федерального бюджетов, а также из внебюджетных источников.
Необходимо совершенствовать деятельность по разработке муниципальных программ развития территории сельсовета, участвовать в федеральных и региональных программах, привлечении грантов, направленных на развитие территории и создание благоприятной среды, развитие бизнеса. активизировать работу по реализации проектов поддержки местных инициатив.
Мы уже отмечали, что согласно законопроекту № 40361-8 в период с 2023 по 2028 гг. на территории всей страны должен быть осуществлен переход на одноуровневую систему МСУ, и тогда оно будет представлено только городским или муниципальным округом, а также внутригородской территорией города федерального значения [10]. При этом «сельсоветы» останутся либо в виде территориальных подразделений администрации округа, либо полностью ликвидируются. Переход на одноуровневую модель МСУ в нашей стране неизбежен, а в ряде регионов, таких как Алтайский край, даже необходим в связи с низкой численностью населения сельских поселений и дотационностью местных бюджетов [44]. Эксперты отмечают, что в этом случае на территории нового округа возрастает потребность в институтах ТОС и сельских старост, приходящих на замену муниципальным выборам, так как «в этом смысле институты гражданского общества восполняют временный вакуум, связанный с отсутствием институтов власти на конкретной территории» [26]. А согласно статье 27 ФЗ № 131 органам ТОС, так же как и старостам, могут быть выделены необходимые для их деятельности средства из местного бюджета, к примеру, в виде грантов или компенсаций каких-либо затрат [43]. После ликвидации поселенческого уровня МСУ необходимо начать или активизировать работу п о созданию общественных советов на территориях вновь созданных муниципальных округов. В этой ситуации еще большее внимание должно быть уделено слаженным действиям муниципальных органов поселения и его жителей.
Несмотря на постоянное реформирование местного самоуправления Администрация Журавлихинского сельсовета всячески старается поддерживать благоприятный климат на территории, как во взаимоотношениях с населением, так и путем коллективной работы депутатов и администрации по решению различных вопросов местного значения и внедрению лучших муниципальных практик.
К примеру, ежегодно 21 апреля в Российской Федерации отмечается День местного самоуправления, он был введен 10 лет назад по Указу Президента РФ от 10.06.2012 № 805. День местного самоуправления - российский профессиональный праздник для сотрудников муниципалитетов. Торжество справляют работники органов местного самоуправления различных муниципальных образований. Традиционно в этот день в Журавлихинском сельсовете проводится круглый стол, на котором происходит вручение грамот, дипломов и благодарностей лучшим сотрудникам и активистам.
Мы надеемся, что органы и МСУ совместно с органами государственной власти и населением приложат все силы и действенные средства для успешной реализации поставленных задач, для создания благоприятных социально - экономических условий, комплексного и устойчивого развития Журавлихинского сельсовета Первомайского района Алтайского края.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // [Электронный ресурс] -URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/.
2. Европейская хартия местного самоуправления (совершено в
Страсбурге 15.10.1985) [Электронный ресурс]. URL:
http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_20361/.
3. Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131 -ФЗ (ред. от 30.12.2021 № 492 -ФЗ) [Электронный ресурс]. URL:
http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/.
4. О муниципальной службе в Российской Федерации: Федеральный закон от 02.03.2007 № 25 -ФЗ (ред. от 30.04.2021 №116 -ФЗ) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_66530/.
5. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 01.04.2022 № 90-ФЗ) [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_37119/.
6. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 №
273-ФЗ (ред. от 01.04.2022 № 90-ФЗ) [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/.
7. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145 -ФЗ (ред. от 16.04.2022 № 101 -ФЗ и № 102-ФЗ) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/.
8. О социальной защите инвалидов в Российской Федер ации:
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181 -ФЗ (ред. от 28.06.2021 № 219 -ФЗ) [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_75542/.
9. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 31.05.2019 № 696 (ред. от 24.12.2021) [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/72260516/.
10. Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти: Проект закона № 40361-8 [Электронный ресурс]. - URL: https://sozd. duma. gov.ru/bill/403 61-8.
11. Устав (Основной Закон) Алтайского края: Закон Алтайского края от 05.06.1995 № 3-ЗС (в ред. от 05.05.2021 № 38-ЗС [Электронный ресурс]. URL: https://www. altairegion22 .ru/official_docs/one-4. html.
12. О статусе и границах муниципальных и административно -
территориальных образований Первомайского района Алтайского края: Закон Алтайского края от 27.12.2008 № 12-ЗС [Электронный ресурс]. URL:
https://base.garant.ru/7321116/.
13. О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Алтайском крае: Закон Алтайского края от 10.10.2011 № 130 - ЗС [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/7338255/.
14. Устав муниципального образования Журавлихинский сельсовет Первомайского района Алтайского края: принят решением Совета депутатов от 11.09.2011 (ред. от 23.04.2019 №7) // [Электронный ресурс]. URL: http://www.perv-alt.ru/selsovety/zhuravlikhinskiy/.
15. О бюджете муниципального образования Журавлихинский сельсовет
Первомайского района Алтайского края за 2021 год: решение Журавлихинского сельского Совета депутатов Первомайского района Алтайского кр ая от 22.12.2020 №18 [Электронный ресурс]. URL: https://www.perv-
alt.ru/selsovety/zhuravlikhinskiy/.
16. Об исполнении бюджета за 2021 год: р ешение Жур авлихинского сельского Совета депутатов Первомайского района Алтайского кр ая от
31.05.2022 № 14 [Электронный ресурс]. URL: https://www.perv-
alt. ru/selsovety/zhuravlikhinskiy/.
17. Муниципальная программа «Комплексное развитие систем
коммунальной инфраструктуры муниципального образования Журавлихинский сельсовет Первомайского района Алтайского края на 2018- 2026 годы»: постановление администрации Журавлихинского сельсовета от 30.03.2018 № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://www.perv-
alt.ru/selsovety/zhuravlikhinskiy/.
18. Муниципальная программа «Комплексное развитие социальной инфраструктуры муниципального образования Журавлихинский сельсовет Первомайского района Алтайского края на 2018 - 2037 годы»: постановление администрации Журавлихинского сельсовета от 30.03.2018 № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://www.perv-alt.ru/selsovety/zhuravlikhinskiy/.
19. Муниципальная программа «Комплексное развитие транспортной
инфраструктуры муниципального образования сельское поселение Журавлихинский сельсовет Первомайского района Алтайского края на 2018 - 2037 годы» : постановление администрации Журавлихинского сельсовета от 30.03.2018 № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://www.perv-
alt.ru/selsovety/zhuravlikhinskiy/.
20. Батычко В.Т. Муниципальное право: конспект лекций. - М.: Издательство ТТИ ЮФУ, 2010.
21. Зотов В.Б. Система муниципального управления: Учебник для вузов. / Под редакцией В.Б. Зотова. / - СПб.: Лидер, 2005. - 343 с.
22. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. Учебник. - М.: Юрист, 2005.
23. Лапин В.А., Любовный В.Я. Реформы местного самоуправления и административно - территориальное устройство России. - М.: Дело, 2005.
24. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления: Учебник. - М.: Юристъ, 2005 - 314 с.
25. Местное самоуправление в России: состояние, проблемы, пути совершенствования. Итоговый доклад / О.Г. Зевина, А.Э. Ковалевский, Б.И. Макаренко, А.Н. Максимов, Н.М. Миронов, С.А. Михеев, Д.Ф. Шавишвили. - М.: Экон-Информ, 2009. - 524 с.
26. Нарутто С.В., Шугрина Е.С. Муниципальная демократия: от теории к практике: монография. М.: Юрлитинформ, 2020. 272 с.
27. Алимурзаев Г.А. Местное самоуправление: к концептуальному обоснованию главных задач в сфере экономики // Российский экономический журнал. 2004. № 3. С. 3.
28. Васильев В.М. О функциональном назначении местного самоуправления // Журнал российского права. 2007. № 7. С. 14-15.
29. Виниченко О.Ю. Местное самоуправление в контексте самобытности
российской государственности // Государство и право. 2009. № 11.
С. 90-93.
30. Воронин А.Г. Основные принципы формирования структуры управления муниципальным образованием // Городское управление. 2005. № 5. С. 35.
31. Герасимова Е.Г. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления // Практика муниципального управления. 2008. № 9. С. 3.
32. Гулидов П.В. Местное самоуправление как одна из форм государственного устройства России // Российская юстиция. 2007. № 5. С. 22 - 24.
33. Князев С.Д. Местное самоуправление в Российской Федерации: конституционная природа и значение для муниципального права // Журнал российского права. 2008. № 6. С. 11 -20.
34. Леонтьев Г.В. Местное самоуправление — ресурс государства для управления развитием // Местное самоуправление. 2005. № 22. С. 5.
35. Леонтьев Г.В. Предложения о повышении эффективности системы местного самоуправления как инструмента новой социальной политики // Режим доступа:http://cskp.ru.
36. Лякишева В.Г., Рыжих А.В. Роль представительного органа в системе муниципального управления // Алтайский вестник государственной и муниципальной службы. 2014. № 11. С. 25 -29.
37. Лякишева В.Г., Шошина М.А. О некоторых управленческих аспектах
реформирования местного самоуправления // Алтайский Вестник
государственной и муниципальной службы. 2014. № 11. С. 99-101.
38. Микулич М. В основе новой программы - предложения регионов // Местное самоуправление на Алтае. - 2019. № 5 (102). С. 3 -9.
39. О социально -экономической ситуации в Алтайском крае в 2020 году // Местное самоуправление на Алтае. - 2021. № 3 (116). С. 7 -9.
40. Председатель Правительства России побывал в Алтайском крае // Местное самоуправление на Алтае. - 2021. № 3 (116). С. 3 -7.
41. Татаркин А.А. Пути совершенствования местного самоуправления // Федерализм. 2008. №1. С. 117-132.
42. Труевцев В.А. Об опыте укрупнения районов // Местное самоуправление на Алтае. 2007. № 1.
43. Юдина В.В. Как назначить старосту. // Местное самоуправление на Алтае. 2019. № 8 (105). С. 44 -46.
44. Юдина В.В. О процедуре создания муниципальных округов. // Местное самоуправление на Алтае. 2020. № 4 (109). С. 30-34.
45. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/munst.htm/.
46. Официальный сайт Первомайского района Алтайского края [Электронный ресурс]. URL: http://www.perv-alt.ru/selsovety/zhuravlikhinskiy/.
47. Текущий архив Администрации Журавлихинского сельского совета Первомайского района Алтайского края за 2019-2022 гг.