Введение…………………………………………………………………………...3
1. Содержание понятия «библиотечное краеведение»………………………….5
2. Краеведческий туризм как форма библиотечной деятельности……………10
3. Краеведческая деятельность библиотек в условиях цифровой среды……...14
Заключение……………………………………………………………………….18
Список используемой литературы……………………………………………...19
Актуальность исследования. Библиотеки сегодня осознали себя навигаторами в безбрежном массиве информации (даже при отсутствии порой необходимой материально-технической базы), и это выгодно отличает их от других коммуникативных общественных структур. В библиотечном сознании идея доступа информации начинает преобладать над идеей владения ею.
Однако квалифицированное выполнение посреднических функций предполагает не только знание информационного рынка, но и умение оценить качество поставляемой им продукции и услуг, сделать правильный выбор, чтобы предоставить потребителю достоверную и надежную информацию.
Таким образом, базовая информационная функция библиотек связана не только с обеспечением универсального доступа к информационным ресурсам общества, но приобретает ресурсно-оценочный и ресурсно-ориентирующий характер. Ориентация в информационных ресурсах – оценка информационных ресурсов – доступ к информационным ресурсам – такова формула реализации информационной функции библиотек в современных условиях. Это в свою очередь лежит в основе тех инновационных преобразований в содержании, организации, технологии, формах и методах информационной деятельности библиотек, которые мы наблюдаем сегодня, и главное, в ее конечных результатах, которые могут оценить пользователи.
Краеведческая работа библиотек получила новый импульс для своего развития за счет углубления историко-исследовательского аспекта библиотечного краеведения и процесса музеефикации библиотек, а также формирования системы информационной поддержки образования, и создания специализированных образовательных структур в библиотеках (например, Интернет-курсов). Кроме того, библиотеки постепенно становятся системообразующим компонентом социально-культурной инфраструктуры, формируя вокруг себя особую культурную и информационно-коммуникативную среду. При этом они значительное внимание уделяют экологии национальных культур, формированию культуры межнациональных отношений.
Цель исследования – проследить особенности краеведческой деятельности библиотек.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) раскрыть содержание понятия «библиотечное краеведение»;
2) рассмотреть краеведческий туризм как форму библиотечной деятельности;
3) проанализировать краеведческую деятельность библиотек в условиях цифровой среды.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы.
В результате проведенного исследования сделаем следующие выводы.
Библиотеки как ресурсная база и организационная форма для удовлетворения информационных запросов пользователей развиваются наряду с другими культурными институтами в качестве навигаторов местной общественной жизни. Новый образ библиотеки как культурно-просветительского, образовательного и досугового центра позволяет отнести их к ведущим институтам социальной памяти, которые способствуют сохранению культурного наследия и обеспечивают духовное развитие общества.
Возрастает роль краеведческой деятельности библиотек в проектировании локальных общественных пространств. Разрабатываемые и реализуемые музейно-выставочные, экскурсионно-туристические, издательские, научно-просветительские, библиографические и творческие проекты позволяют решать проблемы национальной и местной идентичности через актуализацию социальной памяти. Для библиотек эмпирически это выражается в сохранении и развитии библиотечно-библиографических фондов и обеспечении населения краеведческой информацией, организационной поддержкой общественных инициатив в области краеведения.
1. Библиотековедение, библиографоведение и информатика: терминологический путеводитель / сост. И. Ю. Акифьева [и др.] ; науч. ред. М. Г. Вохрышева. – Москва: Либерея-Бибинформ, 2007. – 104 с
2. Библиотечное краеведение: терминол. слов. / СПбГАК; сост. В. С. Крейденко, А. В. Мамонтов. – Санкт-Петербург, 1998. – 86 с.
3. Елохина О. А. Экскурсионная деятельность библиотек как средство привлечения к чтению // Молодые в библиотечном деле. – 2017. – № 5. – С. 18-25.
4. Киренкова Н. Экскурсия, полная неожиданностей // Библиотека. – 2014. – № 4. – С. 63-66.
5. Кравченко М. «Краеведческий туризм» как перспективное направление библиотечной деятельности: опыт проведения краеведческой конференции // Новая библиотека. – 2013. – № 11-12. – С. 19-33.
6. Краеведческий туризм как форма библиотечной работы: методические рекомендации, библиография в помощь продвижению краеведческой литературы / Централизованная библиотечная система города Ярославля, Центральная библиотека имени М. Ю. Лермонтова; сост. Н. И. Фондо. – Ярославль, 2018. – 21 с.
7. Краеведческо-экскурсионная деятельность библиотек: сборник методико-библиографических материалов / авт.-сост. Е. С. Бурлакова; ГБУК «ООУНБ им. Н. К. Крупской». – Оренбург: РИО ООУНБ им. Н. К. Крупской, 2015. – 56 с.
8. Тараненко Л. Г. Эволюция учебно-методического обеспечения курсов библиотечного краеведения / Л. Г. Тараненко // Библиосфера. – 2016. – № 4. – С. 51–58.
9. Тараненко Л.Г. Библиотечное краеведение в электронной среде: дисс.. док. педагогических наук: 05.25.03. – Кемерово, 2019. – С. 27
10. Тараненко, Л. Г. Библиотечное краеведение как предмет преподавания / Л. Г. Тараненко // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2016. – № 3 (47). – С. 13–19.
11. Фокеев В. А. Библиографическая наука и практика : терминол. слов. / В. А. Фокеев; науч. ред. Г. В. Михеева. – Санкт-Петербург : Профессия, 2008. – 272 с.