Экологическая политика в регионе (на примере Алтайского края)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1 Экологическая политика в Российской Федерации 5
1.2 Природопользование и охрана окружающей среды: понятие,
сущность и содержание 13
1.3 Механизм государственного регулирования экологической
политики 18
2 АНАЛИЗ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ 32
2.1 Социально-экономическая характеристика Алтайского края 32
2.2 Органы, осуществляющие экологическую политику в Алтайском
крае (Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края) 38
2.3 Анализ экологической обстановки в Алтайском крае и направления
деятельности 41
3 ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ПУТИ
ИХ РЕШЕНИЯ 58
3.1 Проблемы в области экологической политики 58
3.2 Основные мероприятия, направленные на рост эффективности
экологической политики 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 80
Приложение А 86
Приложение Б
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1 Экологическая политика в Российской Федерации 5
1.2 Природопользование и охрана окружающей среды: понятие,
сущность и содержание 13
1.3 Механизм государственного регулирования экологической
политики 18
2 АНАЛИЗ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ 32
2.1 Социально-экономическая характеристика Алтайского края 32
2.2 Органы, осуществляющие экологическую политику в Алтайском
крае (Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края) 38
2.3 Анализ экологической обстановки в Алтайском крае и направления
деятельности 41
3 ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ПУТИ
ИХ РЕШЕНИЯ 58
3.1 Проблемы в области экологической политики 58
3.2 Основные мероприятия, направленные на рост эффективности
экологической политики 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 80
Приложение А 86
Приложение Б
По данным журнала «TheLancet» почти 40% населения каждый год умирают из-за состояния окружающей среды, около 90% всех болезней спровоцированы экологией, и данная проблем напрямую касается России [52].
Российская Федерация входит в число стран c наиболее неблагоприятной экологической обcтанoвкой. В настоящее время экологическая проблема является одной из самых главных проблем современности.
Экологическая проблема является проблемой мирового масштаба, жизнь человечества зависит от ее решения. Современный этап развития характеризуется быстрым технологическим развитием, которое изменяет естественные природные процессы. В связи с этим актуализируются вопросы формирования эффективных принципов взаимодействия человека, бизнеса и природы.
В настоящее время, осознав проблемы, связанные с природопользованием в мировой мысли и политике важное место, начинает занимать концепция устойчивого развития человеческого общества в масштабе планеты, страны, региона. В обобщенном понимании это развитие, которое ориентировано на повышение уровня жизни людей при сохранении высоких качеств окружающей среды, соблюдении баланса в эколого-экономической системе, снижении ресурсоемкости или ассимилирующей емкости потребляемых благ.
Таким образом, актуальность темы исследования проявляется в том, что спектр современных экологических проблем чрезвычайно широк. Многие из них являются следствием развития индустриальной экономики.
Для сохранения окружающей среды необходимо найти ответы в практике управления процессами управления природопользования, так как совсем перестать влиять на окружающую среду невозможно. Улучшение экологии невозможно без переориентации экономик на устойчивое развитие или экологически сбалансированное. Определяющее влияние на дальнейшее развитие мирового сообщества оказывает нахождение компромисса между экономическими и экологическими целями.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в исследовании вопросов государственного регулирования природопользования и экологической обстановки в Алтайском крае и разработке направлений повышения его эффективности.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть понятия и сущность природопользования и охраны окружающей среды;
- проанализировать эффективность системы государственного
регулирования природопользования в Алтайском крае;
- разработать пути повышения эффективности государственного регулирования природопользования и экологической обстановки.
Объектом исследования является деятельность Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края в области регулирования природопользования. В качестве предмета исследования выступают инструменты государственного регулирования природопользования и экологической обстановки.
Теоретической основой для написания работы были использованы литературные источники как отечественных, так и зарубежных авторов: Гирусов Э.В., Гурова Т.Ф., Коротный Л.М., Мукминов М.Н., Реймерс Н.Ф, Третьякова Н.А., которые разрабатывали теоретические и методические аспекты в области государственного регулирования природопользования.
В ходе выполнения анализа практической части были использованы статистические данные и отчеты Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края и Минприроды России.
В процессе исследования использовались такие методы как измерение, описание, сравнение, обобщение, оценка и др. Так же были использованы специальные методы в рамках раскрываемой темы, такие как SWOT-анализ, матричный метод, метод экспертных оценок, метод коэффициентного анализа конкурентной позиции и другие.
Российская Федерация входит в число стран c наиболее неблагоприятной экологической обcтанoвкой. В настоящее время экологическая проблема является одной из самых главных проблем современности.
Экологическая проблема является проблемой мирового масштаба, жизнь человечества зависит от ее решения. Современный этап развития характеризуется быстрым технологическим развитием, которое изменяет естественные природные процессы. В связи с этим актуализируются вопросы формирования эффективных принципов взаимодействия человека, бизнеса и природы.
В настоящее время, осознав проблемы, связанные с природопользованием в мировой мысли и политике важное место, начинает занимать концепция устойчивого развития человеческого общества в масштабе планеты, страны, региона. В обобщенном понимании это развитие, которое ориентировано на повышение уровня жизни людей при сохранении высоких качеств окружающей среды, соблюдении баланса в эколого-экономической системе, снижении ресурсоемкости или ассимилирующей емкости потребляемых благ.
Таким образом, актуальность темы исследования проявляется в том, что спектр современных экологических проблем чрезвычайно широк. Многие из них являются следствием развития индустриальной экономики.
Для сохранения окружающей среды необходимо найти ответы в практике управления процессами управления природопользования, так как совсем перестать влиять на окружающую среду невозможно. Улучшение экологии невозможно без переориентации экономик на устойчивое развитие или экологически сбалансированное. Определяющее влияние на дальнейшее развитие мирового сообщества оказывает нахождение компромисса между экономическими и экологическими целями.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в исследовании вопросов государственного регулирования природопользования и экологической обстановки в Алтайском крае и разработке направлений повышения его эффективности.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть понятия и сущность природопользования и охраны окружающей среды;
- проанализировать эффективность системы государственного
регулирования природопользования в Алтайском крае;
- разработать пути повышения эффективности государственного регулирования природопользования и экологической обстановки.
Объектом исследования является деятельность Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края в области регулирования природопользования. В качестве предмета исследования выступают инструменты государственного регулирования природопользования и экологической обстановки.
Теоретической основой для написания работы были использованы литературные источники как отечественных, так и зарубежных авторов: Гирусов Э.В., Гурова Т.Ф., Коротный Л.М., Мукминов М.Н., Реймерс Н.Ф, Третьякова Н.А., которые разрабатывали теоретические и методические аспекты в области государственного регулирования природопользования.
В ходе выполнения анализа практической части были использованы статистические данные и отчеты Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края и Минприроды России.
В процессе исследования использовались такие методы как измерение, описание, сравнение, обобщение, оценка и др. Так же были использованы специальные методы в рамках раскрываемой темы, такие как SWOT-анализ, матричный метод, метод экспертных оценок, метод коэффициентного анализа конкурентной позиции и другие.
Сегодня проблема защиты окружающей среды признается одной из глобальных проблем, стоящих перед человечеством. Категория «окружающая среда» включает совокупность природных и антропогенных факторов. Последние представляют собой факторы, порожденные человеком и его хозяйственной деятельностью и оказывающие преимущественно негативное воздействие на человека, условия его жизни и состояние здоровья.
Рациональное природопользование становится конкурентным преимуществом цивилизованного и социально ответственного бизнеса, что предполагает выявление и мобилизацию внутренних резервов и возможностей каждого хозяйствующего субъекта по достижению эффективности природоохранной деятельности на основе осмысления ее сущности, функций, факторов и ключевых направлений, а также решение других прикладных задач.
Под управлением в сфере природопользования и охраны окружающей среды понимается деятельность по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Основными методами управления природопользованием и охраной окружающей природной среды, определяющими в настоящее время его характер и основное содержание, являются административные и экономические.
Оценка результатов природопользования в концепции является центральным звеном анализа природопользования и включает оценку экономических (в виде материальной продукции и услуг в соотношении с затратами); экологических (положительные и отрицательные последствия для населения и природной среды); социальных (изменения параметров качества жизни) результатов.
В рамках работы была исследована система государственного регулирования природопользования и экологической обстановки в Алтайском крае.
Все показатели Алтайского края свидетельствует о стагнации, о значительном влиянии пандемии на экономику. Ухудшение финансового состояния экономических субъектов не способствует развитию деятельности по охране окружающей среды, напротив приводит к усилению негативного влияния. Крупны коммерческие структуры не имеют возможности использовать ресурсосберегающие технологии и обновлять оборудование.
Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края является органом исполнительной власти Алтайского края, реализующим государственную политику в области охраны окружающей среды и природопользования.
По динамике показателей, характеризующих природопользование и экологическую обстановку, отмечаются улучшения.
Контрольно-надзорная деятельность Минприроды Алтайского края характеризуется сокращением количества мероприятий при росте размера штрафов на одну проверку.
Загрязненность воздуха взвешенными веществами увеличивается за период исследования. В целом по городу в период с апреля по октябрь среднемесячные концентрации взвешенных веществ достигают 1,9-2,8 ПДК.
По состоянию атмосферного воздуха наблюдается положительная динамика, но масштабы еще довольно незначительные, учитывая высокий уровень загрязнения.
Состояние водных ресурсов в Алтайском крае также оценивается как неудовлетворительное. Сокращается доля населения, обеспеченного качественной питьевой водой.
Кроме того, увеличиваются доли проб почв несоответствующих нормативу по микробиологическим показателям.
Выявленные факты свидетельствуют о том, что контрольно-надзорная деятельность Минприроды Алтайского края недостаточно эффективна.
В Алтайском крае в области государственного регулирования природопользования имеются проблемы, которые проявляются в реализации
79 национальной программы «экология», а также сокращении количество контрольно-надзорных мероприятий при росте загрязнения атмосферы, воды и почв. Кроме того, для Алтайского края является актуальной проблемой сбор и утилизация ТБО, так как именно отходы являются одной из главных причин всех загрязнений в крае.
Главный минус традиционного захоронения отходов - полигон - заключается в том, что даже при использовании многочисленных систем очистки и фильтров этот вид утилизации не дает возможности полностью избавиться от таких негативных эффектов разложения отходов как гниение и ферментация, которые загрязняют воздух и воду. Также считаем, что уровень экологической культуры в Алтайском крае низкий.
В рамках повышения эффективности регулирования природопользования и экологической обстановки рекомендовано строительство мусоросжигающего завода на территории Алтайского края, а также формирование системы обучающих программ, которые будут ориентированы на формирование и развитие экологической культуры.
Функционирование мусоросжигающего завода приведет к сокращению захоронения отходов на полигоне в 10 раз, и тем самым увеличит срок его службы. При этом мусоросжигающий завод вырабатывает электроэнергию, себестоимость которой в 1,8 раза ниже, чем на ТЭЦ. Современные заводы экологически безопасны, и технологически безотходны.
Организация полевых учебных центров, которые будут функционировать по принципу детских лагерей, позволит актуализировать для школьников вопросы, связанные с экологией, так как обучающиеся будут вовлечены в процесс экологического мониторинга, и будут защищать работу, которую сделают в учебном центре. Предполагается, что для школьников такой формат будет, прежде всего, интересен, а необходимость его защиты и занесение результатов защиты в диплом будет дополнительным стимулом.
Рациональное природопользование становится конкурентным преимуществом цивилизованного и социально ответственного бизнеса, что предполагает выявление и мобилизацию внутренних резервов и возможностей каждого хозяйствующего субъекта по достижению эффективности природоохранной деятельности на основе осмысления ее сущности, функций, факторов и ключевых направлений, а также решение других прикладных задач.
Под управлением в сфере природопользования и охраны окружающей среды понимается деятельность по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Основными методами управления природопользованием и охраной окружающей природной среды, определяющими в настоящее время его характер и основное содержание, являются административные и экономические.
Оценка результатов природопользования в концепции является центральным звеном анализа природопользования и включает оценку экономических (в виде материальной продукции и услуг в соотношении с затратами); экологических (положительные и отрицательные последствия для населения и природной среды); социальных (изменения параметров качества жизни) результатов.
В рамках работы была исследована система государственного регулирования природопользования и экологической обстановки в Алтайском крае.
Все показатели Алтайского края свидетельствует о стагнации, о значительном влиянии пандемии на экономику. Ухудшение финансового состояния экономических субъектов не способствует развитию деятельности по охране окружающей среды, напротив приводит к усилению негативного влияния. Крупны коммерческие структуры не имеют возможности использовать ресурсосберегающие технологии и обновлять оборудование.
Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края является органом исполнительной власти Алтайского края, реализующим государственную политику в области охраны окружающей среды и природопользования.
По динамике показателей, характеризующих природопользование и экологическую обстановку, отмечаются улучшения.
Контрольно-надзорная деятельность Минприроды Алтайского края характеризуется сокращением количества мероприятий при росте размера штрафов на одну проверку.
Загрязненность воздуха взвешенными веществами увеличивается за период исследования. В целом по городу в период с апреля по октябрь среднемесячные концентрации взвешенных веществ достигают 1,9-2,8 ПДК.
По состоянию атмосферного воздуха наблюдается положительная динамика, но масштабы еще довольно незначительные, учитывая высокий уровень загрязнения.
Состояние водных ресурсов в Алтайском крае также оценивается как неудовлетворительное. Сокращается доля населения, обеспеченного качественной питьевой водой.
Кроме того, увеличиваются доли проб почв несоответствующих нормативу по микробиологическим показателям.
Выявленные факты свидетельствуют о том, что контрольно-надзорная деятельность Минприроды Алтайского края недостаточно эффективна.
В Алтайском крае в области государственного регулирования природопользования имеются проблемы, которые проявляются в реализации
79 национальной программы «экология», а также сокращении количество контрольно-надзорных мероприятий при росте загрязнения атмосферы, воды и почв. Кроме того, для Алтайского края является актуальной проблемой сбор и утилизация ТБО, так как именно отходы являются одной из главных причин всех загрязнений в крае.
Главный минус традиционного захоронения отходов - полигон - заключается в том, что даже при использовании многочисленных систем очистки и фильтров этот вид утилизации не дает возможности полностью избавиться от таких негативных эффектов разложения отходов как гниение и ферментация, которые загрязняют воздух и воду. Также считаем, что уровень экологической культуры в Алтайском крае низкий.
В рамках повышения эффективности регулирования природопользования и экологической обстановки рекомендовано строительство мусоросжигающего завода на территории Алтайского края, а также формирование системы обучающих программ, которые будут ориентированы на формирование и развитие экологической культуры.
Функционирование мусоросжигающего завода приведет к сокращению захоронения отходов на полигоне в 10 раз, и тем самым увеличит срок его службы. При этом мусоросжигающий завод вырабатывает электроэнергию, себестоимость которой в 1,8 раза ниже, чем на ТЭЦ. Современные заводы экологически безопасны, и технологически безотходны.
Организация полевых учебных центров, которые будут функционировать по принципу детских лагерей, позволит актуализировать для школьников вопросы, связанные с экологией, так как обучающиеся будут вовлечены в процесс экологического мониторинга, и будут защищать работу, которую сделают в учебном центре. Предполагается, что для школьников такой формат будет, прежде всего, интересен, а необходимость его защиты и занесение результатов защиты в диплом будет дополнительным стимулом.
Подобные работы
- Проектирование особо охраняемых природных территорий (на примере Алтайского края)
Магистерская диссертация, природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2020 - Социально-правовое регулирование экологических проблем региона
(на примере Алтайского края)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2019 - Государственная жилищная политика в регионе (Алтайский Государственный Университет)
Диссертация , муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2019 - ВОЗМОЖНОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ТУРИСТСКОЙ СФЕРЫ
РЕГИОНА
(на примере Алтайского края)
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2020 - Экономико-статистический анализ инновационного потенциала региона на примере Красноярского края
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2020 - СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА СИСТЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ
С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ НА ТЕРРИТОРИИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ И ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Магистерская диссертация, . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Роль государства в развитии малого и среднего бизнеса
(на примере Алтайского края)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ И КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
Магистерская диссертация, природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020



