ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1 Экологическая политика в Российской Федерации 5
1.2 Природопользование и охрана окружающей среды: понятие,
сущность и содержание 13
1.3 Механизм государственного регулирования экологической
политики 18
2 АНАЛИЗ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ 32
2.1 Социально-экономическая характеристика Алтайского края 32
2.2 Органы, осуществляющие экологическую политику в Алтайском
крае (Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края) 38
2.3 Анализ экологической обстановки в Алтайском крае и направления
деятельности 41
3 ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ПУТИ
ИХ РЕШЕНИЯ 58
3.1 Проблемы в области экологической политики 58
3.2 Основные мероприятия, направленные на рост эффективности
экологической политики 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 80
Приложение А 86
Приложение Б
По данным журнала «TheLancet» почти 40% населения каждый год умирают из-за состояния окружающей среды, около 90% всех болезней спровоцированы экологией, и данная проблем напрямую касается России [52].
Российская Федерация входит в число стран c наиболее неблагоприятной экологической обcтанoвкой. В настоящее время экологическая проблема является одной из самых главных проблем современности.
Экологическая проблема является проблемой мирового масштаба, жизнь человечества зависит от ее решения. Современный этап развития характеризуется быстрым технологическим развитием, которое изменяет естественные природные процессы. В связи с этим актуализируются вопросы формирования эффективных принципов взаимодействия человека, бизнеса и природы.
В настоящее время, осознав проблемы, связанные с природопользованием в мировой мысли и политике важное место, начинает занимать концепция устойчивого развития человеческого общества в масштабе планеты, страны, региона. В обобщенном понимании это развитие, которое ориентировано на повышение уровня жизни людей при сохранении высоких качеств окружающей среды, соблюдении баланса в эколого-экономической системе, снижении ресурсоемкости или ассимилирующей емкости потребляемых благ.
Таким образом, актуальность темы исследования проявляется в том, что спектр современных экологических проблем чрезвычайно широк. Многие из них являются следствием развития индустриальной экономики.
Для сохранения окружающей среды необходимо найти ответы в практике управления процессами управления природопользования, так как совсем перестать влиять на окружающую среду невозможно. Улучшение экологии невозможно без переориентации экономик на устойчивое развитие или экологически сбалансированное. Определяющее влияние на дальнейшее развитие мирового сообщества оказывает нахождение компромисса между экономическими и экологическими целями.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в исследовании вопросов государственного регулирования природопользования и экологической обстановки в Алтайском крае и разработке направлений повышения его эффективности.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть понятия и сущность природопользования и охраны окружающей среды;
- проанализировать эффективность системы государственного
регулирования природопользования в Алтайском крае;
- разработать пути повышения эффективности государственного регулирования природопользования и экологической обстановки.
Объектом исследования является деятельность Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края в области регулирования природопользования. В качестве предмета исследования выступают инструменты государственного регулирования природопользования и экологической обстановки.
Теоретической основой для написания работы были использованы литературные источники как отечественных, так и зарубежных авторов: Гирусов Э.В., Гурова Т.Ф., Коротный Л.М., Мукминов М.Н., Реймерс Н.Ф, Третьякова Н.А., которые разрабатывали теоретические и методические аспекты в области государственного регулирования природопользования.
В ходе выполнения анализа практической части были использованы статистические данные и отчеты Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края и Минприроды России.
В процессе исследования использовались такие методы как измерение, описание, сравнение, обобщение, оценка и др. Так же были использованы специальные методы в рамках раскрываемой темы, такие как SWOT-анализ, матричный метод, метод экспертных оценок, метод коэффициентного анализа конкурентной позиции и другие.
Сегодня проблема защиты окружающей среды признается одной из глобальных проблем, стоящих перед человечеством. Категория «окружающая среда» включает совокупность природных и антропогенных факторов. Последние представляют собой факторы, порожденные человеком и его хозяйственной деятельностью и оказывающие преимущественно негативное воздействие на человека, условия его жизни и состояние здоровья.
Рациональное природопользование становится конкурентным преимуществом цивилизованного и социально ответственного бизнеса, что предполагает выявление и мобилизацию внутренних резервов и возможностей каждого хозяйствующего субъекта по достижению эффективности природоохранной деятельности на основе осмысления ее сущности, функций, факторов и ключевых направлений, а также решение других прикладных задач.
Под управлением в сфере природопользования и охраны окружающей среды понимается деятельность по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Основными методами управления природопользованием и охраной окружающей природной среды, определяющими в настоящее время его характер и основное содержание, являются административные и экономические.
Оценка результатов природопользования в концепции является центральным звеном анализа природопользования и включает оценку экономических (в виде материальной продукции и услуг в соотношении с затратами); экологических (положительные и отрицательные последствия для населения и природной среды); социальных (изменения параметров качества жизни) результатов.
В рамках работы была исследована система государственного регулирования природопользования и экологической обстановки в Алтайском крае.
Все показатели Алтайского края свидетельствует о стагнации, о значительном влиянии пандемии на экономику. Ухудшение финансового состояния экономических субъектов не способствует развитию деятельности по охране окружающей среды, напротив приводит к усилению негативного влияния. Крупны коммерческие структуры не имеют возможности использовать ресурсосберегающие технологии и обновлять оборудование.
Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края является органом исполнительной власти Алтайского края, реализующим государственную политику в области охраны окружающей среды и природопользования.
По динамике показателей, характеризующих природопользование и экологическую обстановку, отмечаются улучшения.
Контрольно-надзорная деятельность Минприроды Алтайского края характеризуется сокращением количества мероприятий при росте размера штрафов на одну проверку.
Загрязненность воздуха взвешенными веществами увеличивается за период исследования. В целом по городу в период с апреля по октябрь среднемесячные концентрации взвешенных веществ достигают 1,9-2,8 ПДК.
По состоянию атмосферного воздуха наблюдается положительная динамика, но масштабы еще довольно незначительные, учитывая высокий уровень загрязнения.
Состояние водных ресурсов в Алтайском крае также оценивается как неудовлетворительное. Сокращается доля населения, обеспеченного качественной питьевой водой.
Кроме того, увеличиваются доли проб почв несоответствующих нормативу по микробиологическим показателям.
Выявленные факты свидетельствуют о том, что контрольно-надзорная деятельность Минприроды Алтайского края недостаточно эффективна.
В Алтайском крае в области государственного регулирования природопользования имеются проблемы, которые проявляются в реализации
79 национальной программы «экология», а также сокращении количество контрольно-надзорных мероприятий при росте загрязнения атмосферы, воды и почв. Кроме того, для Алтайского края является актуальной проблемой сбор и утилизация ТБО, так как именно отходы являются одной из главных причин всех загрязнений в крае.
Главный минус традиционного захоронения отходов - полигон - заключается в том, что даже при использовании многочисленных систем очистки и фильтров этот вид утилизации не дает возможности полностью избавиться от таких негативных эффектов разложения отходов как гниение и ферментация, которые загрязняют воздух и воду. Также считаем, что уровень экологической культуры в Алтайском крае низкий.
В рамках повышения эффективности регулирования природопользования и экологической обстановки рекомендовано строительство мусоросжигающего завода на территории Алтайского края, а также формирование системы обучающих программ, которые будут ориентированы на формирование и развитие экологической культуры.
Функционирование мусоросжигающего завода приведет к сокращению захоронения отходов на полигоне в 10 раз, и тем самым увеличит срок его службы. При этом мусоросжигающий завод вырабатывает электроэнергию, себестоимость которой в 1,8 раза ниже, чем на ТЭЦ. Современные заводы экологически безопасны, и технологически безотходны.
Организация полевых учебных центров, которые будут функционировать по принципу детских лагерей, позволит актуализировать для школьников вопросы, связанные с экологией, так как обучающиеся будут вовлечены в процесс экологического мониторинга, и будут защищать работу, которую сделают в учебном центре. Предполагается, что для школьников такой формат будет, прежде всего, интересен, а необходимость его защиты и занесение результатов защиты в диплом будет дополнительным стимулом.
1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ (последняя редакция) // Консультант плюс (Дата обращения 04.05.2022).
2. Указ Губернатора Алтайского края №152 «Об утверждении положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Алтайского края» // Консультант плюс (Дата обращения 04.05.2022).
3. Агапов Д.А. Вопросы природопользования и охраны окружающей среды: практические аспекты / Д.А. Агапов, О.Ю. Ганюхина // Цивилистика: право и процесс. - 2020. - № 4 (12). - С. 160-169.
4. Алтайский край в цифрах. 2015-2019: Крат. стат. сб./ Управление Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай. - Б., 2020.- 194 с.
5. Асадуллина Н.Р. Перспективы экологической политики в условиях развития экономики природопользования / Н.Р. Асадуллина // Часопис економхчних реформ. - 2018. - № 4 (32). - С. 6-10.
6. Астафьева О. Е. Экологические основы природопользования : учебник для СПО / О. Е. Астафьева, А. А. Авраменко, А. В. Питрюк. - М. : Издательство Юрайт, 2017. - 354 с.
7. Белоусов С. А. Глобализация и интеграция международных принципов охраны окружающей среды: теоретический аспект // Евразийский юридический журнал. 2017. № 7. С. 66 - 68.
8. Вершило Н. Д. Правовые основы охраны природы // Правовое государство : теория и практика. - 2017. - № 2. - С. 168-173.
9. Витухин А.Д. Зарубежный опыт эколого-экономического регулирования и оценки ущерба от загрязнения окружающей среды (на примере Европы, США, Японии) / А.Д. Витухин // Проблемы рыночной экономики. - 2018. - № 4. - С. 69-76.
10. Власова Е.Я. Проблемы общего подхода к природопользованию (социально-эколого-экономические аспекты) / Е.Я. Власова, Я.Я. Яндыганов //
Теория и практика мировой науки. - 2017. - № 5. - С. 2-6.
11. Волков А.М. Органы управления природопользованием и охраной окружающей среды в США / А.М. Волков, Е.А. Лютягина, А.С. Линьков // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. - 2020. - №1. - С.23-28.
12. Гайфуллина А.Р. Правовое содержание принципа платности природопользования / А.Р. Гайфуллина // Аграрное и земельное право. 2017. № 8 (152). С. 48-50.
13. Гамидуллаева Л. С. Оптимизация полномочий органов исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды и природопользования // Административное право и процесс. 2016. № 5. С. 86 - 88.
14. Гарусова Л.Н. Политика и законодательство США в экологической сфере / Л.Н. Гарусова, У.Ю. Курьянова // Труды института истории, археологии и этнографии ДВО РАН. - 2019. - №5. - С.4-9.
15. Гирусов Э.В Экология и экономика природопользования: учебник /
Э.В. Гирусов. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2018. - 234 с.
16. Глушкова В.Г. Экономика природопользования 2-е изд. Учебник Для Бакалавров / В.Г. Глушкова, С.В. Макар. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 588 с.
17. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды в Алтайском крае в 2019 году». - Барнаул, 2020. - 200 с.
18. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды в Алтайском крае в 2017 году». - Барнаул, 2018. - 145 с.
19. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды в Алтайском крае в 2018 году». - Барнаул, 2019. - 194 с.
20. Гурова Т. Ф. Экология и рациональное природопользование : учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. Ф. Гурова, Л. В. Назаренко. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 188 с.
21. Згонников П.П. О некоторых проблемах регулирования отношений в сфере природоресурсовых сервитутов // Российская юстиция. - 2015. - № 11.
- С. 8 - 11.
22. Исаева Ю.В. Анализ системы государственного регулирования в сфере природопользования и охраны окружающей среды / Ю.В. Исаева // Научный электронный журнал Меридиан. - 2020. - № 6 (40). - С. 15-17.
23. Кадникова О.В. Экономико-правовое регулирование
природоохранной деятельности в зарубежных странах / О.В. Кадникова, Г.Р. Лобков // Экономика, предпринимательство и право. - 2018. - №3. - С. 12-18.
24. Колесникова А.Н. Административно-правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды / А.Н. Колесникова // Инновации. Наука. Образование. - 2020. - № 21. - С. 734-738.
25. Корытный Л. М. Экологические основы природопользования : учеб. пособие для СПО / Л. М. Корытный, Е. В. Потапова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 374 с.
26. Кубарев М.С. Государственное регулирование природопользования / М.С. Кубарев // Академический журнал Западной Сибири. - 2017. - Т. 13. № 1 (68). - С. 8-10.
27. Кубарев М.С. Охрана природы как направление
природопользования / М.С. Кубарев // Вестник научных конференций. - 2017. - № 2-4 (18). - С. 65-66.
28. Кубарев М.С. Эволюционные изменения в направлениях природопользования / М.С. Кубарев // Известия Уральского государственного горного университета. - 2017. - № 3 (47). - С. 85-88.
29. Куражсковский Ю.Н. Очерки природопользования. Учебник. - М.: Мысль, 1969. - 268 с.
30. Михайлов В.В. Особенности проектирования современных мусороперерабатывающих заводов / Михайлов В.В., Савостенко В.А. // Архитектура и дизайн: история, теория, инновации. - 2018. - № 3. - С. 161-166.
31. Мукминов М.Н. Основы экологии и природопользования: учебное пособие по курсу «Экология» для студентов гуманитарных специальностей / М.Н. Мукминов, Э.А. Шуралев. - Казань: Казан. ун- т, 2017. - 146 с.
32. Политов А.А. Экономические методы регулирования природопользования и охраны окружающей среды / А.А. Политов, М.М. Шевцов, Н.Г. Щукина // Пожарная и техносферная безопасность: проблемы и пути совершенствования. - 2020. - № 2 (6). - С. 349-352.
33. Реймерс Н.Ф. Природопользование: словарь-справочник. М.: Мысль, 1990. - 637 с.
34. Рустамов Ф.И. Экономическое стимулирование природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов / Ф.И. Рустамов. М.: Общество и экономика. - 2018. - № 1. - С. 31.
35. Рыбасова Ю.В. Экономика природопользования / Ю.В. Рыбасова, О.А. Чередниченко // Международный журнал экспериментального образования. - 2017. - № 2. - С. 112-113.
36. Рыкова И.Н. Анализ эффективности государственной поддержки в сфере природопользования и охраны окружающей среды: зарубежный и российский опыт / И.Н. Рыкова, А.А. Юрьева // Вестник Института дружбы народов Кавказа (Теория экономики и управления народным хозяйством). Экономические науки. - 2020. - № 3 (55). - С. 9.
37. Скурко Е.В. Эффективность правовых механизмов охраны окружающей среды и рационального природопользования: опыт республики Беларусь / Е.В. Скурко // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 4: Государство и право. Реферативный журнал. - 2020. - № 3. - С. 84-90.
38. Ткаченко Ю.Л. Экологическая культура общества и пути ее формирования / Ю.Л. Ткаченко, М.В. Комиссарова // Общество: философия,история, культура. - 2018. - №1. - С.5-8.
39. Третьякова Н. А. Основы экологии : учеб. пособие для вузов / Н. А. Третьякова ; под науч. ред. М. Г. Шишова. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 111 с.
40. Тулупов А.С. Методическое обеспечение оценки вреда от нарушения природоохранного законодательства / А.С. Тулупов, А.Д. Витухин // Экологический вестник России. - М.: Мосполиграф, 2017. - № 1. - С. 32 - 35.
41. Фатхуллина С.Я. Правовые основы управления
природопользованием и охраной окружающей среды / С.Я. Фатхуллина, С.К. Бадамшин, В.Р. Сафаров // Новая наука: От идеи к результату. - 2017. - Т. 1. №
3. - С. 197-200.
42. Цыганов А.А. Правовые основы природопользования: практикум.
4. 1: Задания и вопросы.- Тверь: Твер. гос. ун-т, 2015. - 236 с.
43. Чернятина Г.Н. Финансово-экономические аспекты в системе рационального природопользования / Г.Н. Чернятина, А.П. Купрюшин, Ю.И. Мартынов // Вестник Воронежского института экономики и социального управления. - 2017. - № 4. - С. 25-28.
44. Шамов В.В. Этика природопользования: к основам адаптивной стратегии / В.В. Шамов // Тихоокеанская география. - 2020. - № 2 (2). - С. 5-14.
45. Экология : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / А.В. Тотай [и др.] ; под общ. ред. А. В. Тотая, А. В. Корсакова. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 353 с.
46. Ященко Е.А. Экономика природопользования в мировом хозяйстве / Е.А. Ященко, Н.Ю. Анисимова // Научный вестник Волгоградского филиала РАНХиГС. Серия: Экономика. - 2019. - № 2. - С. 113-116.
47. В будущем барнаульцам придется платить за экологичный полигон ТБО. //https://altapress.ru/zhizn/story/v-budushchem-barnaultsam-pridetsya-platit-za-ekologichniy-poligon-tbo-194898
48. Затраты на охрану окружающей среды в алтайском крае // https: //akstat.gks .ru/storage/mediabank/
49. Кузнецова Т. Почему барнаульский полигон ТБО не может попасть в нацпроект «Экология» // https://rg.ru/2020/07/09/reg-sibfo/pochemu-barnaulskij- poligon-tbo-ne-mozhet-popast-v-nacproekt-ekologiia.html
50. Мусорная реформа в Алтайском крае: что с ней не так? // https://politsib.ru/news/30704-musornaa-reforma-v-altajskom-krae-cto-s-nej-ne-tak
51. Официальный сайт Минприроды Алтайского края // https://minprirody.alregn.ru/
52. Тищенко Михаил. Мусорный рейтинг. Что происходит с отходами в России и в мире. 2018. // https://republic.ru/posts/90408
53. Фотофакты. Барнаульский полигон ТБО, который мы отстояли // https://altapress.ru/zhizn/story/fotofakti-bamaulskiy-poligon-tbo-kotoriy-mi-otstoyali-194925
54. Шпак К. СП указала на проблемы в финансировании и исполнении нацпроекта «Экология» // https://sobesednik.ru/obshchestvo/20200113-sp-ukazala- na-problemy-nacproekta-ekologiya-ego-finansirovaniya-i-ispolneniya
55. Энергия из отходов: новейшие технологии против мусора // https://rostec.ru/news/energiya-iz-otkhodov-zelenye-tekhnologii-protiv-musora/