ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 6
1.1. Понятие и значение малого предпринимательства для российской
экономики 6
1.2. Основные государственные программы, направленные на развитие
малого бизнеса в России 15
1.3. Международный опыт содействия государственных органов управления малому бизнесу 24
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ПРИМЕРЕ ООО «МК» 30
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «МК» 30
2.2. Исполнение требований, предъявляемых органами исполнительной
власти к субъекту малого бизнеса 38
ГЛАВА 3. ОБОСНОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 43
3.1. Проблемы развития предпринимательской деятельности 43
3.2 Совершенствование государственной поддержки малого
предпринимательства 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность исследования заключается в том, что роль малого предпринимательства как стимулятора экономического роста признана во всем мире.
Малый бизнес - это деятельность, реализуемая субъектами в сфере рыночной экономики. Данная деятельность осуществляется в полном соответствии с действующим законодательством. Она ориентирована на получение прибыли от имущественного использования, продаж товаров, выполнения работ или оказание услуг. Их предоставляют лица, зарегистрированные в данной деятельности.
Данный вид деятельности представляет разделение сферы экономики, что обеспечивает в итоге выгоду при небольшом использовании материальных, природных, энергетических ресурсов и применении человеческого капитала. Важно также отметить возможности самореализацию людей в рамках прав, которая представлены в настоящее время в РФ.
Малый бизнес, представляя собой достаточно гибкую единицу хозяйствования, которая достаточно быстро способна реагировать на изменения на рынке, обеспечивает возможности финансово-экономического роста. Присущая малому бизнесу приспосабливаемость к изменениям существующей рыночной среды позволяет в итоге отметить то, что сфера малого предпринимательства - это сфера бизнеса, обеспечивающая рост темпов финансового роста в стране. Кроме того, малый бизнес также обеспечивает рост показателей занятости населения, качество валового национального продукта.
Финансовые сложности, которые наблюдаются на практике при организации малого бизнеса, и в первую очередь на начальном этапе становления, иногда приводят к тому, что предприниматели отказываются от реализации имеющейся бизнес-идеи. В связи с этим проблема господдержки оказываются ключевыми для данной сферы. От их успешного решения на практике зависит развитие бизнеса.
Изложенные обстоятельства обусловили актуальность и выбор данной темы исследования.
Целью исследования является анализ государственного управления развитием малого предпринимательства, а также разработка мероприятий по совершенствование государственной поддержки малого предпринимательства.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
- изучить понятие и значение малого предпринимательства для российской экономики;
- рассмотреть основные государственные программы, направленные на развитие малого бизнеса в России;
- исследовать международный опыт содействия государственных органов управления малому бизнесу;
- проанализировать деятельность ООО «МК»;
- исследовать проблемы и пути совершенствования государственной поддержки малого предпринимательства.
Объектом исследования является ООО «МК».
Предметом исследования являются государственное управление развитием малого предпринимательства на примере ООО «МК».
Изученность проблемы. В современном научном мире проблема развития предприятий малого бизнеса, обсуждается видными западными экономистами, такими как А. Освальд, Д. Стори, П. Рейнольдс и другие.
Существенный научный вклад в анализ и оценку вопросов государственное управление развитием малого предпринимательства, преодоление различных видов препятствий осуществили такие ученые, как а. Бутенко, Л. Воротина, С. Варналий, В. Э.О. Кужель, В. Ляшенко, Н. Шлафмант и другие.
Проблемы и перспективы деятельности малого бизнеса в условиях становления инновационной экономики остаются актуальными для таких ученых, как М. Денисенко, М. Ермошенко, В. Кобылко, М. Козорез, О. Мазур, Л. Федулова, Н. Чухрай, С. Юринец и другие. Однако и до сих пор востребованными остаются решения вопросов анализа государственного управление развитием малого предпринимательства.
Методы исследования. К общенаучным методам, использованным при написании выпускной квалификационной работы, относятся: диалектический метод, метод анализа, синтеза, системный и экономический метод.
Структура работы. Исследование состоит из введения, трех глав, каждая из которых подразделяется на последовательные параграфы, в которых последовательно решаются все вышеуказанные задачи; выводы, которые обобщают тему исследований; списка литературы и приложений.
Введение содержит актуальность темы, определена цель и задачи исследования, объект и предмет исследования.
В первой главе исследования рассматриваются теоретические аспекты государственного управления развитием малого предпринимательства, где подробно исследуется значение малого предпринимательства для российской экономики, а также основные государственные программы, направленные на развитие малого бизнеса в России.
Во второй главе проведен практический анализ государственного управления развитием малого предпринимательства на примере ооо «Мк». Исследуется деятельность ООО «МК».
В третьей главе рассмотрены проблемы и пути совершенствования государственной поддержки малого предпринимательства.
В заключении сделаны основные выводы по теме исследования и даны возможные пути улучшения в решении вопросов, связанных с государственным управлением развитием малого предпринимательства.
Подводя итог проведенному исследованию можно сделать вывод, что малый бизнес является одним из самых важных элементов рынка нашего государства.
Субъекты малого предпринимательства являются гарантией устойчивости и динамики экономики, деятельность их позволяет сформировать новые рабочие места, способствовать развитию общественно-правового образования и оказывают влияние на экономическое развитие государства. Именно малый бизнес обеспечивает внедрение инноваций в экономику и в целом государство.
После изучения краткой характеристики предприятия ООО «МК» было выявлено, что основной вид деятельности организации - производство железобетонной продукции на рынке Барнаула, Алтая.
Экономическая деятельность ООО «МК» зависит от спроса на товар, предлагаемый данным предприятием.
Предметом деятельности ООО «МК» является:
- изготовление ЖБИ изделий под заказ;
- продажа ЖБИ изделий для постоянных клиентов и оптовиков;
- ассортимент ЖБИ изделий постоянно расширяется и обновляется;
- ЖБИ изделия реализуются с гарантией качества и соответствуют ГОСТам;
- реализуется и доставляется бетон и растворы различных марок (М100, М150, М200, М250, М300);
- производятся химические добавки для бетонов и растворов.
Основные трудности, с которыми сталкиваются предприятия малого бизнеса:
- нестабильность валюты (снижение курса рубля);
- снижение объемов производства предприятия;
- снижение инвестиционных программ предприятия;
- осложнение обстоятельств поставки сырья и комплектующих;
- сокращение спроса на продукцию;
- невозможность оборудовать предприятие новейшим оснащением, технологиями из-за ограничений импорта товаров и услуг.
Соблюдая условия плавного постепенного поступательного развития, можно предложить запуск целевой программы, где ключевыми пунктами программы должны стать:
1. Совершенствование муниципальной нормативно-правовой базы предпринимательской деятельности и устранение избыточных административных барьеров на пути субъектов малого предпринимательства;
2. Разработка и внедрение кредитно-финансовых и инвестиционных механизмов, направленных на экономическое стимулирование создания и деятельности малых предприятий на территории субъектов РФ;
3. Стимулирование и дальнейшее развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
4. Поддержка выставочно-ярмарочной деятельности в области продвижения продукции малых предприятий, а также формирование и поддержка имиджа города как центра развития малого предпринимательства;
5. Совершенствование системы постоянно действующего мониторинга деятельности малых предприятий, а также системы обратной связи и реагирования администрации муниципального образования на проблемные вопросы субъектов малого предпринимательства.
При разработке эффективного проекта программы и в случае успешной реализации основных положений программы поддержки на практике, экономика субъектов малых форм хозяйствования может достичь следующих результатов:
1. Увеличение числа малых предприятий;
2. Рост доли собираемых в городской бюджет налоговых отчислений субъектов малого предпринимательства;
3. Рост количества работников, занятых в сфере малого бизнеса;
4. Увеличение объема выпуска товаров субъектами малого предпринимательства.
На фоне введенных против России санкций многие иностранные компании заявили об уходе или временном приостановлении работы на российском рынке. Этот факт открывает широкие возможности для отечественного предпринимательства:
- возрастет количество фирм по изготовлению продуктов питания, товаров текстильной промышленности, запчастей, бытовой химии, ушедших с российского рынка;
- стремительное развитие рынка криптовалют;
- в области туризма увеличится спрос на отечественные курорты, возрастет потребность в недорогом жилье, например минигостиницы;
- возрастет потребность в сервисах, связанных с ремонтом гаджетов, обслуживанием автомобилей, починкой бытовой техники, одежды, обуви;
- в связи с процессом миграции возникает востребованность в строительстве недорогих жилых домов.
Подводя итог, можно сказать, что развитие малого бизнеса в экономике является одним из приоритетных направлений на данный момент. Сформировавшаяся обстановка дает возможность восстановить промышленный потенциал российской экономики, повысить конкурентоспособность на внутреннем и внешних рынках. Благодаря мерам государственной поддержки, временному отсутствию зарубежных конкурентов, необходимому количеству человеческих и природных ресурсов, Россия сможет занять достойное место среди мировых производителей.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 )// Собрание законодательства РФ. - 2020. - N 31. - Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - N 32. - ст. 3301.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 01.05.2022) // Собрание законодательства РФ. - 2000. - N
32. - ст. 3340.
4. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2007. - N 31. - ст. 4006.
5. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 25.02.2022) «Об
обществах с ограниченной ответственностью» // Собрание
законодательства РФ. - 1998. - N 7. - ст. 785.
6. Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16)).
7. Закон Алтайского края от 17.11.2008 N 110-ЗС «О развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае» (принят Постановлением АКЗС от 10.11.2008 N 805).
8. Постановление Администрации Алтайского края от 02 марта 2020 года N90 «Об утверждении государственной программы Алтайского края «Развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае».
9. Постановление Правительства Алтайского края от 12.12.2018 № 442 «О мерах государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в виде субсидий на поддержку бизнес-инициатив».
10. Положение Банка России от 28.06.2017 N 590-П (ред. от 18.07.2019) «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности».
11. Абрашев, Н.А. Государственная поддержка малого бизнеса в России / Н.А. Абраше // Экономика и социум. - 2019. - № 2. - С. 134-136.
12. Анищенко, А.В. Учредитель и его фирма. Все вопросы. От создания до ликвидации: моногр. / А.В. Анищенко. - Москва: СПб.: Питер, 2017. - 224 с.
13. Анохина, С.Н. Инструментарий государственной поддержки малого и среднего бизнеса в России / С.Н. Анохина // Форум молодых ученых. -
2019. - №2. - С.132-135.
14. Балдина, Ю.А. Типология инструментов государственной политики в области управления поддержкой субъектов малого и среднего бизнеса / Ю.А. Балдина // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». - 2018. - №4. - С.123-126.
15. Басинов, Н.Ю. Государственная поддержка как важнейший фактор экономического развития малого бизнеса / Н.Ю. Басинов // Теория и практика эффективности государственного и муниципального управления. Юго-Западный государственный университет. Курск, 2019. - C.20-24.
16. Бестаева, Л.И. Влияние социальной роли малого бизнеса на его развитие
на современном этапе / Л.И. Бестаева // Экономика и
предпринимательство. - 2020. - № 4. - С. 400-403.
17. Бобошко, В.И. Финансовая поддержка как основа обеспечения
экономической безопасности субъектов малого и среднего предпринимательства / В.И. Бобошко // Инновационное развитие экономики. - 2019. - № 5. - С. 186-189.
18. Бобрищев, Н.А. Развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса / Н.А. Бобрище // Экономика и предпринимательство. - 2018. - № 4. - С. 422-424.
19. Буев, В.В. Интегральные показатели развития малого
предпринимательства / В. В. Буев. - М., 2019. - 389 с.
20. Васева, А.А. Налогообложение малого предпринимательства в России: состояние и перспективы / А.А. Васева // Вестник молодежной науки. -
2018. - №1. - С.3-6.
21. Гаврилова, А. Н., Попов А. А. Финансы организаций (предприятий); КноРус - М., 2020. - 608 с.
22. Галимарданова, Н.М. Финансы предприятий малого бизнеса и их особенности / Н.М. Галимарданова // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2019. - №31. - С. 141-145.
23. Гражданкин, В. А. Формирование институтов инфраструктуры
поддержки малого предпринимательства / В. А. Гражданкин // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2020. - № 93. - С. 117-121.
24. Грачев, А.М. Особенности кредитования малого и среднего бизнеса как одна из проблем управления финансами предприятий в современных условиях / А.М. Грачев // Развитие финансовых отношений в период становления цифровой экономики. Материалы II Международной научно-практической конференции. - 2019. - C.47-50.
25. Давыдов, А.А. Развитие рынка малого и среднего бизнеса в России / А.А. Давыдо // Академическая наука - проблемы и достижения Материалы XII международной научно-практической конференции. - 2021. - С. 215-217.
26. Долгушина, В.А. Сущность и значение малого предпринимательства / В.А. Долгушина // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. - 2018. - №22. - С.127-130.
27. Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса
предпринимательства [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://ofd.nalog.ru/statistics.html(Дата обращения 15.04.2022)
28. Жилкина, А. Н. Управление финансами. Финансовый анализ предприятия / А.Н. Жилкина. - ИНФРА-М - М., 2018. - 336 с.
29. Жукова, И. А. Методические рекомендации по оценке эффективности государственной поддержки малого бизнеса / И. А. Жукова // Современные технологии управления. - 2021. - №12. - С. 56-59.
30.Зубина, М.А. Анализ и оценка финансовой деятельности предприятия малого бизнеса / М.А. Зубина //Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2019. - № 6. - С. 66-69.
31. Иванова, А.А. Особенности функционирования малого бизнеса / А.А. Иванова // Северный регион: наука, образование, культура. - 2018. - №2. - С.88-102.
32. Иванова, Т.А. Развитие малого предпринимательства в Российской Федерации / Т.А. Иванова // Современные исследования основных направлений гуманитарных и естественных наук. Материалы международной научно-практической конференции. - 2020. - C.387-390.
33. Ивасенко, А. Г. Финансы организаций (предприятий) / А.Г. Ивасенко. - КноРус - М., 2018. - 208 с.
34. Калачева, И.В. Особенности банковского кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в Российской Федерации: проблемы и пути решения / И.В. Калачева // Вестник Кемеровского государственного университета. -
2019. - №1. - С.77-100.
35. Кириллова, О.В. Банковское кредитование малого бизнеса / О.В. Кириллова // Научный журнал НИУ ИТМО. - 2018. - №1. - С.48-51.
36. Костромыкина, А.В. История развития малого предпринимательства в Российской Федерации / А.В. Костромыкина // Академия педагогических идей новация. Серия: Студенческий научный вестник. - 2020. - №6 - .С.26.
37. Кузнецова, И. А. Большой справочник для малого бизнеса / И.А. Кузнецова, Е.А. Петрухина, И.Ю. Руденко. - М.: Дашков и Ко, 2020. - 368 с.
38. Лактионова, Н.В. Малый бизнес: оценка систем налогообложения / Н.В. Лактионова // Вектор экономики. - 2020. - №3. - С.12-15.
39. Лысенко, П.Р. Специфика развития малого и среднего
предпринимательства в российской федерации / П.Р. Лысенко // Столица науки. - 2020. - №6. - С.162.
40. Марчукова, А.М. Государственная финансовая поддержка малого бизнеса в России / А.М. Марчукова // Современные научные исследования и разработки. - 2020. - №5. - С.422-425.
41. Моляков, Д. С. Теория финансов предприятий. Финансы и статистика / Д.С. Моляков. - М., 2019. - 112 с.
42. Мусаева, З.Н. Экономическая сущность и значение малого
предпринимательства / З.Н. Мусаева // Вестник современной науки. -
2020. - №3. - С.74-77.
43. Нешитой, А.С. Концептуально-методические основы комплексной
оценки эффективности региональной системы поддержки и развития малого предпринимательства /А. С. Нешитой // Финансовый менеджмент. - 2021. - № 5. - С. 89-93.
44. Новикова, В.Д. Сущность и особенности развития малого бизнеса в России / В.Д. Новикова // Управление социально-экономическим развитием регионов: проблемы и пути их решения. Сборник научных статей 9-ой Международной научно-практической конференции. - 2019. - C.193-195.
45.Орлов, М.В. Эффективность государственного регулирования
предпринимательской деятельности : автореф. дис. к.э.н. / М. В. Орлов. - М., 2006. - 28 с.
46. Передера, Ж.С. Система кредитования малого и среднего бизнеса в России: понятие, инструменты, участники и их роли / Ж.С. Передера // Вестник Евразийской науки. - 2019. - №1. - С.33-37.
47. Петров, Е.В. Развитие форм государственной поддержки инвестиционной деятельности малого предпринимательства / Е.В. Петров // Экономика, управление, финансы: материалы V Междунар. науч. конф. -Краснодар: Новация, 2018. - С. 120-124.
48. Плетнев, Д.А. Сравнительный анализ критериев отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу в разных странах / Д.А. Плетнев // Стратегии бизнеса. - 2019. - № 9. - С. 23-26.
49. Попов, В.М. Практика малого бизнеса: Практическое пособие / В.М. Попов, С.И. Ляпунов. - Москва: СИНТЕГ, 2020. - 424 с.
50. Попова, И.В. Финансовый аспект поддержки малого и среднего бизнеса в России / И.В. Попова // Научное обозрение. экономические науки. - 2021. - №1. - С.46-49.
51. Попченко, Е.Л. Пути совершенствования организационного развития предприятия малого бизнеса / Е.Л. Попченко //Экономика и социум. -
2020. - № 2. - С. 153-156.
52. Самсонов, В.С. Основные направления и формы государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса / В.С. Самсонов // Регион: системы, экономика, управление. - 2021. - №3. - С.123-127.
53. Сапожников, Д.В. Финансовая поддержка инновационных проектов субъектов малого и среднего бизнеса в России и ее совершенствование / Д.В. Сапожников // Вектор экономики. - 2020. - №7. - С.44-48.
54. Серебрякова, А.Ю. Малый и средний бизнес в России: проблемы и пути развития / А.Ю. Серебрякова // Актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований Материалы XII международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 175-178.
55. Травкина, Е.В. Современное состояние и пути развития рынка кредитования предприятий малого бизнеса / Е.В. Травкина // Вестник
Саратовского Г осударственного социально-экономического
университета. - 2021. - №3. - С.172-175.
56. Труфан, Д.Р. Общие тенденции и проблемы развития малого бизнеса / Д.Р. Труфан // Вестник науки. - 2022. - №3. - С.80-84.
57. Турехавнов, И.С. Малый бизнес: сущность, содержание и взаимодействие с органами налогообложения / И.С. Турехавнов //Материалы Ивановских чтений. - 2020. - №1. - С. 212-218.
58. Управление Алтайского края по развитию предпринимательства и
рыночной инфраструктуры [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.altsmb.ru/index.php/working/fincred-support (Дата обращения
15.04.2022)
59. Харламова, А.В. Перспективы развития форм и методов государственной финансовой поддержки малого бизнеса / А.В. Харламова //Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2021. - № 4. - С. 107-110.
60. Хатагов, М.И. Проблемы развития малого бизнеса / М.И. Хатагов // Прорывные научные исследования как двигатель науки. Сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 193-196.
61. Хрусталева, А.А. Особенности налогообложения субъектов малого
предпринимательства / А.А. Хрусталева // Вектор экономики. - 2020. -
№9. - С.10-14.
62. Шадченко, Н.Ю. К вопросу о проблемах развития малого и среднего бизнеса в России на современном этапе / Н.Ю. Шадченко // Базис. - 2018. - № 3. - С. 5-8.
63. Широков, Б. М. Малый бизнес. Финансовая среда предпринимательства / Б.М. Широков. - М.: Финансы и статистика, 2019. - 496 c.
64. Шляпникова, П.И. Проблемы государственной поддержки малого бизнеса РФ / П.И. Шляпникова // Молодой ученый. - 2022. - №3. - С.215-217.
65. Штенгелов, Т.А. Проблемы кредитования малого бизнеса в России / Т.А. Штенгелов // Аллея науки. - 2021. - №1. - С.714-717.
66. Яруллин, Р.Р. Финансирование малого бизнеса / Р.Р. Яруллин // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2017. - №12. - С.279-283.
67. Яшкеев, С.В. Анализ проблем финансового управления малого и среднего бизнеса / С.В. Яшкеев // Экономика и предпринимательство. - 2019. - №4. - С. 415-419.