Совершенствование деятельности Единой дежурно - диспетчерской службы муниципального образования (на примере Первомайского района Алтайского края)
|
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ПРАВОВАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЕДИНОЙ ДЕЖУРНО - ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1 Понятие Единой дежурно - диспетчерской службы муниципального
образования 7
1.2 Правовая и организационная основы деятельности Единой дежурно -
диспетчерской службы муниципального образования 12
1.3 Цели, задачи и функции деятельности Единой дежурно -
диспетчерской службы муниципального образования 19
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕДИНОЙ ДЕЖУРНО -
ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЫ ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ 25
2.1 Общая характеристика структуры и деятельности администрации
муниципального района и Единой дежурно-диспетчерской службы Первомайского района Алтайского края 25
2.2 Должностные обязанности и квалификационные требования к
должностным лицам Единой дежурно-диспетчерской службы Первомайского района Алтайского края 36
2.3 Анализ функционирования Единой дежурно - диспетчерской службы
Первомайского района Алтайского края 39
3 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЕДИНОЙ ДЕЖУРНО - ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЫ ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ 48
3.1 Проблемы, связанные с факторами риска, в рамках деятельности Единой дежурно - диспетчерской службы Первомайского района Алтайского края 48
3.2 Некоторые пути решения проблем в организации деятельности Единой дежурно - диспетчерской службы Первомайского района Алтайского
края 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 69
1 ПРАВОВАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЕДИНОЙ ДЕЖУРНО - ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1 Понятие Единой дежурно - диспетчерской службы муниципального
образования 7
1.2 Правовая и организационная основы деятельности Единой дежурно -
диспетчерской службы муниципального образования 12
1.3 Цели, задачи и функции деятельности Единой дежурно -
диспетчерской службы муниципального образования 19
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕДИНОЙ ДЕЖУРНО -
ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЫ ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ 25
2.1 Общая характеристика структуры и деятельности администрации
муниципального района и Единой дежурно-диспетчерской службы Первомайского района Алтайского края 25
2.2 Должностные обязанности и квалификационные требования к
должностным лицам Единой дежурно-диспетчерской службы Первомайского района Алтайского края 36
2.3 Анализ функционирования Единой дежурно - диспетчерской службы
Первомайского района Алтайского края 39
3 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЕДИНОЙ ДЕЖУРНО - ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЫ ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ 48
3.1 Проблемы, связанные с факторами риска, в рамках деятельности Единой дежурно - диспетчерской службы Первомайского района Алтайского края 48
3.2 Некоторые пути решения проблем в организации деятельности Единой дежурно - диспетчерской службы Первомайского района Алтайского
края 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 69
Почти во всех странах мира для решения нештатных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, существуют службы экстренного реагирования системы 911. В России определенным аналогом зарубежной системы 911 является система 112, такая служба получила название Единой дежурной диспетчерской службы (далее ЕДДС). Она не подменяет собой полицию, скорую медицинскую помощь и противопожарную службу. Единая дежурно-диспетчерской служба организует (координирует) действия этих структур, снабжая их необходимой оперативной и достоверной информацией [43].
ЕДДС получает первичную информацию о чрезвычайных ситуациях и происшествиях, на основании которой принимает экстренные меры по их ликвидации. На сегодняшний день в России действует более 2,3 тысяч ЕДДС муниципального образования, где работает 23 тысячи человек [40].
Обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является первостепенной задачей нашей страны. Реализация мер, направленных на предупреждение, локализацию и устранение угроз существованию и развитию граждан, является постоянной задачей, важнейшим благополучием социума.
Совершенствование деятельности Единой дежурно-диспетчерской службы Первомайского района Алтайского края (далее - ЕДДС Первомайского района) имеет важное научно-практическое значение и предопределяет актуальность темы, ее теоретическую и практическую значимость.
Объектом исследования являются правовые и организационные основы деятельности Единой дежурно-диспетчерской службы Первомайского района.
Предмет исследования - процесс деятельности Единой дежурно-диспетчерской службы Первомайского района Алтайского края.
Цель работы заключается в выявлении проблем в деятельности Единой дежурно - диспетчерской службы Первомайского района и в первую очередь - решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и определение направлений совершенствования данной деятельности.
В соответствии с основной целью работы сформулированы, поставлены и обоснованы следующие задачи:
- описать теоретические аспекты и нормативные правовые основы деятельности Единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования;
- провести анализ деятельности Единой дежурно-диспетчерской службы Первомайского района Алтайского края;
- выявить проблемы в области деятельности Единой дежурно-диспетчерской службы Первомайского района Алтайского края;
разработать пути совершенствования деятельности Единой дежурно-диспетчерской службы Первомайского района.
При написании данной работы были использованы следующие методы исследования: анализ документов (теоретических источников, справочных данных, различных информаций), изучение научной литературы, законодательства, муниципальных и локальных правовых актов, практического включения.
Построение содержания и структуры выпускной квалификационной работы соответствует поставленным задачам. Работа включает введение, три главы, заключение, список источников и литературы, 8 приложений.
ЕДДС получает первичную информацию о чрезвычайных ситуациях и происшествиях, на основании которой принимает экстренные меры по их ликвидации. На сегодняшний день в России действует более 2,3 тысяч ЕДДС муниципального образования, где работает 23 тысячи человек [40].
Обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является первостепенной задачей нашей страны. Реализация мер, направленных на предупреждение, локализацию и устранение угроз существованию и развитию граждан, является постоянной задачей, важнейшим благополучием социума.
Совершенствование деятельности Единой дежурно-диспетчерской службы Первомайского района Алтайского края (далее - ЕДДС Первомайского района) имеет важное научно-практическое значение и предопределяет актуальность темы, ее теоретическую и практическую значимость.
Объектом исследования являются правовые и организационные основы деятельности Единой дежурно-диспетчерской службы Первомайского района.
Предмет исследования - процесс деятельности Единой дежурно-диспетчерской службы Первомайского района Алтайского края.
Цель работы заключается в выявлении проблем в деятельности Единой дежурно - диспетчерской службы Первомайского района и в первую очередь - решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и определение направлений совершенствования данной деятельности.
В соответствии с основной целью работы сформулированы, поставлены и обоснованы следующие задачи:
- описать теоретические аспекты и нормативные правовые основы деятельности Единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования;
- провести анализ деятельности Единой дежурно-диспетчерской службы Первомайского района Алтайского края;
- выявить проблемы в области деятельности Единой дежурно-диспетчерской службы Первомайского района Алтайского края;
разработать пути совершенствования деятельности Единой дежурно-диспетчерской службы Первомайского района.
При написании данной работы были использованы следующие методы исследования: анализ документов (теоретических источников, справочных данных, различных информаций), изучение научной литературы, законодательства, муниципальных и локальных правовых актов, практического включения.
Построение содержания и структуры выпускной квалификационной работы соответствует поставленным задачам. Работа включает введение, три главы, заключение, список источников и литературы, 8 приложений.
Таким образом, можно сделать следующие выводы по результатам проведенного исследования:
Создание ЕДДС в муниципальных образованиях РФ необходимо для повышения готовности органов местного самоуправления и экстренных служб к реагированию на угрозы возникновения или возникновение ЧС ( происшествий), эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств РСЧС, в том числе экстренных оперативных служб, организаций (объектов), при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации ЧС ( происшествий), а также обеспечение исполнения полномочий органами местного самоуправления муниципальных образований по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных образований, защите населения и территорий от ЧС, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
ЕДДС муниципального образования получает первичную информацию о чрезвычайных ситуациях и происшествиях, на основании которой принимает экстренные меры по их ликвидации.
Законодательное регулирование данной сферы осуществляется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В развитие государственных программ в муниципальных образованиях принимаются документы стратегического планирования, включающие, в том числе, вопросы о безопасности.
Органы местного самоуправления несут ответственность за организацию и осуществление мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, имеющих конечной целью минимизировать риски, повысить безопасность проживания населения и сохранность материальных средств.
Успешное решение задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Первомайского района Алтайского края в значительной степени зависит от уровня обеспеченности информационными ресурсами органов управления, сил и средств органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Необходимо подчеркнуть, что в исследуемом направлении, наряду с множеством положительных примеров, наблюдается и ряд трудностей правового, организационного, кадрового, финансового и материально¬
технического плана, но преодолеть их можно только совместными действиями персонала ЕДДС муниципального образования, органов местного самоуправления и государственной власти, всех неравнодушных жителей.
В работе сформулированы некоторые рекомендации по совершенствованию деятельности ЕДДС Первомайского района Алтайского края. Эти мероприятия должны осуществляться в рамках реализации документов стратегического планирования развития Первомайского района и могут быть применимы и для других территорий.
Одним из ресурсов улучшения деятельности в исследуемой сфере должна стать реализация муниципальной программы «Обеспечение безопасности жителей Первомайского района в случае возникновения ЧС на 2020-2024 годы», принятой постановление администрации Первомайского района Алтайского края от 11.10.2019 №1187.
В заключение приведем слова из басни И.А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука»: «Поклажа бы для них казалась и легка: Да Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду» [44]. В басне мы наблюдаем явную неорганизованность действий разных организаций (людей), объединенных одной целью. Вместо того, чтобы действовать сообща, они тянут каждый в свою сторону, вопреки всем канонам и здравому смыслу. К сожалению, несогласованность действий может наблюдаться и в изучаемой нами сфере. Считаем, что создание ЕДДС муниципального образования, ее скоординированная работа и эффективное взаимодействие органов управления и сил РСЧС будут способствовать достижению слаженных действий всех служб совместно с органами государственной власти, местного самоуправления и населения.
В мае 2022 г. внимание к исследуемой нами теме было привлечено в связи с назначением нового министра МЧС России. После гибели Зиничева Е.Н., в соответствии с пунктом «д 1» статьи 83 Конституции Российской Федерации 25.05.2022 Министром Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий был назначен генерал- майор Куренков Александр Вячеславович [40]. Надеемся, что связи с назначением нового министра МЧС России все взаимодействующие организации (службы) с МЧС России будут работать над поставленными задачами в сфере безопасности и приложат все усилия для обеспечения защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах на новом качественном уровне.
Создание ЕДДС в муниципальных образованиях РФ необходимо для повышения готовности органов местного самоуправления и экстренных служб к реагированию на угрозы возникновения или возникновение ЧС ( происшествий), эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств РСЧС, в том числе экстренных оперативных служб, организаций (объектов), при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации ЧС ( происшествий), а также обеспечение исполнения полномочий органами местного самоуправления муниципальных образований по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных образований, защите населения и территорий от ЧС, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
ЕДДС муниципального образования получает первичную информацию о чрезвычайных ситуациях и происшествиях, на основании которой принимает экстренные меры по их ликвидации.
Законодательное регулирование данной сферы осуществляется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В развитие государственных программ в муниципальных образованиях принимаются документы стратегического планирования, включающие, в том числе, вопросы о безопасности.
Органы местного самоуправления несут ответственность за организацию и осуществление мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, имеющих конечной целью минимизировать риски, повысить безопасность проживания населения и сохранность материальных средств.
Успешное решение задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Первомайского района Алтайского края в значительной степени зависит от уровня обеспеченности информационными ресурсами органов управления, сил и средств органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Необходимо подчеркнуть, что в исследуемом направлении, наряду с множеством положительных примеров, наблюдается и ряд трудностей правового, организационного, кадрового, финансового и материально¬
технического плана, но преодолеть их можно только совместными действиями персонала ЕДДС муниципального образования, органов местного самоуправления и государственной власти, всех неравнодушных жителей.
В работе сформулированы некоторые рекомендации по совершенствованию деятельности ЕДДС Первомайского района Алтайского края. Эти мероприятия должны осуществляться в рамках реализации документов стратегического планирования развития Первомайского района и могут быть применимы и для других территорий.
Одним из ресурсов улучшения деятельности в исследуемой сфере должна стать реализация муниципальной программы «Обеспечение безопасности жителей Первомайского района в случае возникновения ЧС на 2020-2024 годы», принятой постановление администрации Первомайского района Алтайского края от 11.10.2019 №1187.
В заключение приведем слова из басни И.А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука»: «Поклажа бы для них казалась и легка: Да Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду» [44]. В басне мы наблюдаем явную неорганизованность действий разных организаций (людей), объединенных одной целью. Вместо того, чтобы действовать сообща, они тянут каждый в свою сторону, вопреки всем канонам и здравому смыслу. К сожалению, несогласованность действий может наблюдаться и в изучаемой нами сфере. Считаем, что создание ЕДДС муниципального образования, ее скоординированная работа и эффективное взаимодействие органов управления и сил РСЧС будут способствовать достижению слаженных действий всех служб совместно с органами государственной власти, местного самоуправления и населения.
В мае 2022 г. внимание к исследуемой нами теме было привлечено в связи с назначением нового министра МЧС России. После гибели Зиничева Е.Н., в соответствии с пунктом «д 1» статьи 83 Конституции Российской Федерации 25.05.2022 Министром Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий был назначен генерал- майор Куренков Александр Вячеславович [40]. Надеемся, что связи с назначением нового министра МЧС России все взаимодействующие организации (службы) с МЧС России будут работать над поставленными задачами в сфере безопасности и приложат все усилия для обеспечения защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах на новом качественном уровне.



