Сбалансированность региональных бюджетов (на примере бюджета Алтайского края)
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТА
СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7
1.1 Сущность бюджета и основы бюджетной системы Российской
Федерации 7
1.2 Сбалансированность региональных бюджетов Российской Федерации
и методы устранения несбалансированности бюджетов 15
1.3 Нормативно-правовое регулирование бюджета субъекта Российской
Федерации 22
2 АНАЛИЗ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
В 2017-2021 ГГ 26
2.1 Социально-экономическая характеристика Алтайского края 26
2.2 Анализ сбалансированности бюджета Алтайского края
в 2017-2021 гг 32
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ БЮДЖЕТНОЙ
ПОЛИТИКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ 52
3.1 Проблемы несбалансированности региональных бюджетов 52
3.2 Пути обеспечения сбалансированности региональных бюджетов 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТА
СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7
1.1 Сущность бюджета и основы бюджетной системы Российской
Федерации 7
1.2 Сбалансированность региональных бюджетов Российской Федерации
и методы устранения несбалансированности бюджетов 15
1.3 Нормативно-правовое регулирование бюджета субъекта Российской
Федерации 22
2 АНАЛИЗ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
В 2017-2021 ГГ 26
2.1 Социально-экономическая характеристика Алтайского края 26
2.2 Анализ сбалансированности бюджета Алтайского края
в 2017-2021 гг 32
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ БЮДЖЕТНОЙ
ПОЛИТИКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ 52
3.1 Проблемы несбалансированности региональных бюджетов 52
3.2 Пути обеспечения сбалансированности региональных бюджетов 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бюджет является основополагающим механизмом, посредством которого государство обеспечивает реализацию своих внутренних и внешних функций.
В современных реалиях осуществляется усиление роли региональных и местных бюджетов в результате передачи полномочий на соответствующие уровни публичной власти. При увеличении расходных обязательств права региональных органов государственной власти и местного самоуправления по формированию доходов остаются значительно ограниченными, что приводит к возникновению дефицита региональных и местных бюджетов.
Подавляющая часть субъектов Российской Федерации имеет дефицит регионального бюджета ежегодно. Большая часть доходов региональных бюджетов в отдельных субъектах представлена безвозмездными поступлениями, направляемыми для выравнивания соотношения доходов и расходов этих субъектов. В значительно изменившихся условиях социально-экономического развития как Российской Федерации в целом, так и её субъектов, важная роль принадлежит именно бюджетной политике на федеральном, региональном и местном уровнях. Ввиду экономического кризиса, вызванного пандемией, санкциями и относительно неустойчивой ценой и спросом на энергетические ресурсы фактические доходы федерального бюджета сокращаются. Поэтому бюджеты субъектов Российской Федерации в текущих условиях могут ощутить снижение межбюджетных трансфертов совместно с необходимым увеличением расходных обязательств.
Алтайский край является дотационным регионом, в связи с чем в бюджетной сфере Алтайского края имеет место быть ряд проблем, которые требуют своевременного решения в условиях текущей кризисной ситуации. В случае уменьшения межбюджетных трансфертов регион не сможет обеспечить выполнение расходных обязательств.
Ввиду указанных обстоятельств, актуальность темы выпускной квалификационной работы состоит в необходимости преодоления бюджетной дефицитности в субъектах Российской Федерации и увеличения собственных доходов в структуре доходной части региональных бюджетов. Уровень социально-экономического развития субъекта (Алтайского края, в частности) зависит от состояния бюджета этого региона. Поэтому проблема несбалансированности бюджета Алтайского края особенно актуальна на сегодняшний день.
Цель выпускной квалификационной работы - проанализировать бюджет Алтайского края, предложить пути совершенствования механизмов его формирования и исполнения в целях обеспечения сбалансированности бюджета.
В процессе достижения данной цели необходимо решить задачи:
1) изучить теоретические основы сбалансированности бюджета субъекта Российской Федерации и нормативно-правовые акты, регулирующие формирование и исполнение региональных бюджетов;
2) рассмотреть социально-экономическую характеристику Алтайского края;
3) проанализировать бюджет Алтайского края в динамике и в структуре, его сбалансированность за период 2017-2021 гг.;
4) выявить проблемы несбалансированности бюджета Алтайского края;
5) проанализировать меры, принимаемые органами государственной власти в целях решения этих проблем, и предложить иные меры.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы выступает бюджет Алтайского края. Предметом исследования являются бюджетные отношения в процессе формирования доходов и распределения расходов бюджета Алтайского края. Период исследования включает 2017-2021 гг.
Региональные бюджеты в совокупности с федеральным формируют консолидированный бюджет государства, который является основным финансовым показателем федерации. В связи с этим влияние бюджета субъекта Российской Федерации на социально-экономическое развитие страны трудно переоценить. Первостепенное значение следует отдавать именно собственным доходам региона как основе формирования доходной части бюджета. Поэтому подавляющую часть анализа бюджета Алтайского края составляют собственные доходы региона.
Источниками написания выпускной квалификационной работы выступают: Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 (далее - Конституция РФ); Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.01.1998 №145-ФЗ в редакции от 16.04.2022 (далее - Бюджетный кодекс РФ); Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31.07.1998 №146-ФЗ и часть вторая от 05.08.2000 №117-ФЗ в редакции от 26.03.2022 (далее - Налоговый кодекс РФ); федеральные законы Российской Федерации (главным образом, регулирующие бюджетные правоотношения), законы Алтайского края, открытые данные Федеральной службы государственной статистики, Министерства финансов Российской Федерации, Федерального казначейства, Министерства финансов Алтайского края и иных федеральных и региональных органов государственной власти.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы применялись следующие методы: динамические анализ и синтез, сравнение, дедукция, индукция, статистическая обработка данных.
Выпускная квалификационная работа выполнена на 77 страницах и состоит из введения, трех разделов, семи подразделов, заключения, библиографического списка. В первом разделе рассмотрены теоретические основы сбалансированности бюджета субъекта Российской Федерации, во втором представлен анализ сбалансированности и исполнения бюджета Алтайского края в 2017-2021 гг., третий раздел содержит рекомендации по обеспечению сбалансированности бюджета Алтайского края и способы увеличения собственных доходов региона. В выпускной квалификационной работе содержится 14 таблиц и 8 рисунков.
В современных реалиях осуществляется усиление роли региональных и местных бюджетов в результате передачи полномочий на соответствующие уровни публичной власти. При увеличении расходных обязательств права региональных органов государственной власти и местного самоуправления по формированию доходов остаются значительно ограниченными, что приводит к возникновению дефицита региональных и местных бюджетов.
Подавляющая часть субъектов Российской Федерации имеет дефицит регионального бюджета ежегодно. Большая часть доходов региональных бюджетов в отдельных субъектах представлена безвозмездными поступлениями, направляемыми для выравнивания соотношения доходов и расходов этих субъектов. В значительно изменившихся условиях социально-экономического развития как Российской Федерации в целом, так и её субъектов, важная роль принадлежит именно бюджетной политике на федеральном, региональном и местном уровнях. Ввиду экономического кризиса, вызванного пандемией, санкциями и относительно неустойчивой ценой и спросом на энергетические ресурсы фактические доходы федерального бюджета сокращаются. Поэтому бюджеты субъектов Российской Федерации в текущих условиях могут ощутить снижение межбюджетных трансфертов совместно с необходимым увеличением расходных обязательств.
Алтайский край является дотационным регионом, в связи с чем в бюджетной сфере Алтайского края имеет место быть ряд проблем, которые требуют своевременного решения в условиях текущей кризисной ситуации. В случае уменьшения межбюджетных трансфертов регион не сможет обеспечить выполнение расходных обязательств.
Ввиду указанных обстоятельств, актуальность темы выпускной квалификационной работы состоит в необходимости преодоления бюджетной дефицитности в субъектах Российской Федерации и увеличения собственных доходов в структуре доходной части региональных бюджетов. Уровень социально-экономического развития субъекта (Алтайского края, в частности) зависит от состояния бюджета этого региона. Поэтому проблема несбалансированности бюджета Алтайского края особенно актуальна на сегодняшний день.
Цель выпускной квалификационной работы - проанализировать бюджет Алтайского края, предложить пути совершенствования механизмов его формирования и исполнения в целях обеспечения сбалансированности бюджета.
В процессе достижения данной цели необходимо решить задачи:
1) изучить теоретические основы сбалансированности бюджета субъекта Российской Федерации и нормативно-правовые акты, регулирующие формирование и исполнение региональных бюджетов;
2) рассмотреть социально-экономическую характеристику Алтайского края;
3) проанализировать бюджет Алтайского края в динамике и в структуре, его сбалансированность за период 2017-2021 гг.;
4) выявить проблемы несбалансированности бюджета Алтайского края;
5) проанализировать меры, принимаемые органами государственной власти в целях решения этих проблем, и предложить иные меры.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы выступает бюджет Алтайского края. Предметом исследования являются бюджетные отношения в процессе формирования доходов и распределения расходов бюджета Алтайского края. Период исследования включает 2017-2021 гг.
Региональные бюджеты в совокупности с федеральным формируют консолидированный бюджет государства, который является основным финансовым показателем федерации. В связи с этим влияние бюджета субъекта Российской Федерации на социально-экономическое развитие страны трудно переоценить. Первостепенное значение следует отдавать именно собственным доходам региона как основе формирования доходной части бюджета. Поэтому подавляющую часть анализа бюджета Алтайского края составляют собственные доходы региона.
Источниками написания выпускной квалификационной работы выступают: Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 (далее - Конституция РФ); Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.01.1998 №145-ФЗ в редакции от 16.04.2022 (далее - Бюджетный кодекс РФ); Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31.07.1998 №146-ФЗ и часть вторая от 05.08.2000 №117-ФЗ в редакции от 26.03.2022 (далее - Налоговый кодекс РФ); федеральные законы Российской Федерации (главным образом, регулирующие бюджетные правоотношения), законы Алтайского края, открытые данные Федеральной службы государственной статистики, Министерства финансов Российской Федерации, Федерального казначейства, Министерства финансов Алтайского края и иных федеральных и региональных органов государственной власти.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы применялись следующие методы: динамические анализ и синтез, сравнение, дедукция, индукция, статистическая обработка данных.
Выпускная квалификационная работа выполнена на 77 страницах и состоит из введения, трех разделов, семи подразделов, заключения, библиографического списка. В первом разделе рассмотрены теоретические основы сбалансированности бюджета субъекта Российской Федерации, во втором представлен анализ сбалансированности и исполнения бюджета Алтайского края в 2017-2021 гг., третий раздел содержит рекомендации по обеспечению сбалансированности бюджета Алтайского края и способы увеличения собственных доходов региона. В выпускной квалификационной работе содержится 14 таблиц и 8 рисунков.
В условиях снижения прибыльности ряда предприятий и реальных доходов населения, вызванных антироссийскими санкциями, пандемией COVID-19, сбалансированность федерального, региональных и местных бюджетов является актуальной темой для органов публичной власти. Регионы- реципиенты в случае снижения доходов федерального бюджета в перспективе могут ощутить снижение межбюджетных трансфертов. В связи с этим органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо вести работу по увеличению собственных доходов для финансирования расходных обязательств.
Анализ сбалансированности бюджета Алтайского края в 2017-2021 гг. показывает, что ежегодно бюджет планируется с дефицитом в пределах, не превышающих установленные законодательством. Исполняется бюджет с профицитом, за исключением 2019 года, что свидетельствует о невыполнении части расходных обязательств. Оценка качества сбалансированности бюджета по итогам исполнения позволяет сделать вывод о низком уровне собственной сбалансированности и об увеличении зависимости краевого бюджета от безвозмездных поступлений из центра. В структуре собственных доходов Алтайского края наибольшие доли составляют: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций и акцизы. Доходы Алтайского края имеют положительную динамику в рассматриваемом периоде, при этом темпы роста безвозмездных поступлений в 2017-2021 гг. выше аналогичного показателя по собственным доходам. Среди регионов Сибирского федерального округа Алтайский край находится в числе антилидеров по объему налоговых и неналоговых поступлений на душу населения. По количеству расходов на душу населения среди данных субъектов Российской Федерации Алтайский край также находится в числе аутсайдеров. Большая часть средств краевого бюджета расходуется на социальную сферу, в то время как на национальную экономику затрачивается менее одной пятой расходов.
По итогам анализа бюджета Алтайского края были выявлены основные проблемы несбалансированности: экономия расходов на национальную экономику, низкий уровень собственной сбалансированности бюджета, недостаточность объемов поступлений по налогам на доходы, невысокий объем ВРП на душу населения, наличие неиспользуемого недвижимого имущества, находящегося в собственности Алтайского края; низкий объем государственного долга при имеющихся возможностях использования бюджетных кредитов на выгодных условиях.
В завершении выпускной квалификационной работы были рассмотрены меры, принимаемые федеральными и региональными органами государственной власти в целях увеличения налоговых и неналоговых доходов, поступающих в бюджет края. Помимо этого, в заключительном разделе были предложены возможные направления деятельности по повышению эффективности использования имущества, находящегося в государственной собственности Алтайского края; а также по увеличению налоговых доходов края. В частности, рекомендации по повышению налоговых доходов состоят в следующем: привлечение инвестиций в регион, развитие промышленности и сельского хозяйства путем увеличения расходов на национальную экономику (расширение мер поддержки бизнесу), создание привлекательных условий для высококвалифицированных кадров, развитие этнокультурного и лечебно-оздоровительного туризма, оптимизация ставок по транспортному налогу.
В силу наличия природных ресурсов и экономико-географических преимуществ Алтайского края, рассмотренных во втором разделе выпускной квалификационной работы, в условиях проведения политики импортозамещения, край имеет широкие возможности для экономического роста за счет повышения объемов производства товаров промышленного и сельскохозяйственного секторов экономики, развития лечебно-оздоровительного и этнокультурного туризма.
Анализ сбалансированности бюджета Алтайского края в 2017-2021 гг. показывает, что ежегодно бюджет планируется с дефицитом в пределах, не превышающих установленные законодательством. Исполняется бюджет с профицитом, за исключением 2019 года, что свидетельствует о невыполнении части расходных обязательств. Оценка качества сбалансированности бюджета по итогам исполнения позволяет сделать вывод о низком уровне собственной сбалансированности и об увеличении зависимости краевого бюджета от безвозмездных поступлений из центра. В структуре собственных доходов Алтайского края наибольшие доли составляют: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций и акцизы. Доходы Алтайского края имеют положительную динамику в рассматриваемом периоде, при этом темпы роста безвозмездных поступлений в 2017-2021 гг. выше аналогичного показателя по собственным доходам. Среди регионов Сибирского федерального округа Алтайский край находится в числе антилидеров по объему налоговых и неналоговых поступлений на душу населения. По количеству расходов на душу населения среди данных субъектов Российской Федерации Алтайский край также находится в числе аутсайдеров. Большая часть средств краевого бюджета расходуется на социальную сферу, в то время как на национальную экономику затрачивается менее одной пятой расходов.
По итогам анализа бюджета Алтайского края были выявлены основные проблемы несбалансированности: экономия расходов на национальную экономику, низкий уровень собственной сбалансированности бюджета, недостаточность объемов поступлений по налогам на доходы, невысокий объем ВРП на душу населения, наличие неиспользуемого недвижимого имущества, находящегося в собственности Алтайского края; низкий объем государственного долга при имеющихся возможностях использования бюджетных кредитов на выгодных условиях.
В завершении выпускной квалификационной работы были рассмотрены меры, принимаемые федеральными и региональными органами государственной власти в целях увеличения налоговых и неналоговых доходов, поступающих в бюджет края. Помимо этого, в заключительном разделе были предложены возможные направления деятельности по повышению эффективности использования имущества, находящегося в государственной собственности Алтайского края; а также по увеличению налоговых доходов края. В частности, рекомендации по повышению налоговых доходов состоят в следующем: привлечение инвестиций в регион, развитие промышленности и сельского хозяйства путем увеличения расходов на национальную экономику (расширение мер поддержки бизнесу), создание привлекательных условий для высококвалифицированных кадров, развитие этнокультурного и лечебно-оздоровительного туризма, оптимизация ставок по транспортному налогу.
В силу наличия природных ресурсов и экономико-географических преимуществ Алтайского края, рассмотренных во втором разделе выпускной квалификационной работы, в условиях проведения политики импортозамещения, край имеет широкие возможности для экономического роста за счет повышения объемов производства товаров промышленного и сельскохозяйственного секторов экономики, развития лечебно-оздоровительного и этнокультурного туризма.
Подобные работы
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ
ДОХОДОВ БЮДЖЕТА (НА ПРИМЕРЕ КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«УПРАВЛЕНИЕ РОСРЕЕСТРА ПО АЛТАЙСКОМУ КРАЮ»)
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2020 - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДОВ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ВАЛОВОГО
РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОДУКТА
(НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - МОДЕЛИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА АЛТАЙСКОГО КРАЯ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ
СЦЕНАРИЯХ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
(на примере бюджета Алтайского края)
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2019 - Роль межбюджетных трансфертов в формировании бюджетов субъектов РФ
Курсовые работы, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2018 - Роль межбюджетных трансфертов в формировании бюджетов субъектов РФ (Государственные и муниципальные финансы, ВЗФЭИ)
Курсовые работы, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА РФ (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2020 - Основные принципы и направления государственной региональной политики
Курсовые работы, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 650 р. Год сдачи: 2019 - Особенности российского бюджетного федерализма (ВЗФЭИ)
Курсовые работы, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2018 - МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТУРИСТСКОГО РЫНКА РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021



