Детско-юношеская газета «САМИ» как современный ресурс медиаобразования и социализации школьников
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РОЛЬ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В XXI ВЕКЕ И ЕГО
ВОЗДЕЙСТВИЕ НА МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ 9
1.1 Медиаобразование: от истоков к современности 9
1.2. Медиасоциализация подростков в современном мире 17
1.3 Роль детских СМИ в развитии медиаобразовательных навыков 25
Выводы по первой главе 39
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ ГАЗЕТЫ «САМИ» 40
2.1 Контент-анализ мультимедийных материалов детско-юношеской
газеты «САМИ» 40
2.3. Экспертное интервью с основателем газеты «САМИ», педагогами и
выпускниками 50
2.4. Опрос «Как занятия журналистикой влияют на подростков?» 61
Выводы по второй главе 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 83
ГЛАВА 1. РОЛЬ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В XXI ВЕКЕ И ЕГО
ВОЗДЕЙСТВИЕ НА МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ 9
1.1 Медиаобразование: от истоков к современности 9
1.2. Медиасоциализация подростков в современном мире 17
1.3 Роль детских СМИ в развитии медиаобразовательных навыков 25
Выводы по первой главе 39
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ ГАЗЕТЫ «САМИ» 40
2.1 Контент-анализ мультимедийных материалов детско-юношеской
газеты «САМИ» 40
2.3. Экспертное интервью с основателем газеты «САМИ», педагогами и
выпускниками 50
2.4. Опрос «Как занятия журналистикой влияют на подростков?» 61
Выводы по второй главе 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 83
В эпоху развития Интернета люди активно потребляют информацию, начиная с информационных сайтов и заканчивая социальными сетями. Сейчас доступ к различному контенту в основном открыт, и его могут потреблять как взрослые, так и школьники.
Споры о влиянии Интернета на подростков до сих пор продолжаются в информационном поле. В сети, действительно, есть как вредная, так и полезная информация. Более того, школьники становятся не только потребителями медиа, но и производителями. Они активно взаимодействуют в социальных сетях, пишут посты в блогах, выкладывают фотографии. Именно поэтому становится все более актуальным вопрос о медиаообразовании школьников. Доктор педагогических наук А.В. Федоров рассматривает медиаобразование как «процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (далее - СМК) с целью формирования культуры общения с СМК, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники» [Федоров 2005, с. 5].
Важность медиаобразования подчеркивает исследователь И.В. Жилавская, которая отмечает, что сейчас школьники не просто занимаются в кружках по журналистике. Они учатся фотографировать, снимать видео, создавать лонгриды и другие формы мультимедийного контента [Жилавская 2017, с. 68].
Осваивают подобные навыки школьники в различных детско- юношеских изданиях, которые есть в каждом регионе России, - медиацентрах, газетах, телестудиях и т.д. В данной работе мы исследуем деятельность детско-юношеской газеты «САМИ», которая функционирует в
столице Алтайского края - городе Барнауле. Сейчас юнкоры издания не только пишут заметки, репортажи и интервью, но и создают различные проекты, начиная с простейших викторин и заканчивая лонгридами, посвященными Великой Отечественной войне.
Мультимедийный продюсер, тренер-консультант Оксана Силантьева на своем портале sila. media опубликовала «Карту медийных компетенций». По ее словам, она поможет тем, кто хочет поступить на журналистику, сменить работу или больше зарабатывать [Карта медийных компетенций, www]. Сайт Оксаны, где представлена карта, очень востребован в среде журналистов и медийщиков. Причем сама О. Силантьева является выпускницей газеты «САМИ».
На карте представлено значительное количество компетенций, которые сейчас хотят знать и осваивать не только практикующие журналисты, но и ученики средней школы. Этим и обусловлена актуальность исследования - все больше школьников начинают уже в раннем возрасте осваивать видео, фоторесурсы, инфографику и различные мультимедийные сервисы. Получается, что актуальность постепенно совмещается с технологизацией.
Помимо различных медиакомпетенций школьники осваивают навыки социализации. Зарубежные исследователи П. Бергер и Т. Лукман выделяют две формы социализации. «При первичной социализации нет никаких проблем с идентификацией, поскольку нет выбора значимых других... Родителей не выбирают. Ребенок интернализирует мир своих значимых других не как один из многих возможных миров, а как единственно существующий и единственно мыслимый. Именно поэтому мир, интернализируемый в процессе первичной социализации, гораздо прочнее укоренен в сознании, чем миры, интернализируемые в процессе вторичной социализации» [Бергер, Лукман 1995, с.75].
Вторичная социализацию индивида обеспечивают различные формальные институты, а также неформальное окружение человека. Сюда относят школу, церковь, СМИ, субкультурные сообщества. Вторичная 4
социализация не менее значима для личности и может серьезно повлиять на культурное развитие индивида.
В детских СМИ формируется определенное сообщество со своими ценностными ориентирами и взглядами, и школьники учатся в этой среде работать в команде, проявлять инициативу, взаимодействовать с информацией, брать интервью, коммуницировать и т.д.
Таким образом, объектом нашего исследования является деятельность детско-юношеской газеты «САМИ», а предметом - формы и способы социализации и медиаобразования школьников в данном издании.
Проблемой исследования будут концепция деятельности, цели и задачи детско-юношеской газеты «САМИ».
В практической части работы мы использовали методы контент- анализа и экспертного интервью. С помощью первого метода мы проанализировали проекты газеты «САМИ», выявили, какие навыки получают ребята, когда создают различный медиаконтент. Экспертное интервью мы провели с медиапедагогами, которые также являются выпускниками «САМИ», а также с главным редактором издания Натальей Юмашевой.
Цель исследования - проанализировать систему медиаобразования и особенности социализации школьников в детско-юношеской газете «САМИ».
Задачи исследования:
• Проанализировать, как работает детско-юношеская газета
«САМИ».
• Дать определение термину «социализация» и понять, как она осуществляется в детско-юношеских изданиях.
• Выяснить, какие проекты делают школьники и сравнить их с продуктами профессиональных журналистов.
Выяснить, как помогли навыки медиаобразования
социализации, полученные в газете «САМИ», ее выпускникам в профессиональной деятельности.
Теоретическая значимость работы заключается в анализе исторических предпосылок к появлению медиаобразования и определении его современных теорий. Также мы проанализировали его роль и влияние на школьников.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты полученных исследований помогут в работе различным детско -юношеских изданий, медиашколам и общеобразовательным учебным заведениям изменить подход к обучению школьников и задуматься о важности знаний о медиаобразовании.
Положения, выносимые на защиту:
1. Интернет становится агентом социализации, то есть его влияние на пользователя становится все более ощутимым. Исследователь А.В. Федоров предполагает, что сейчас социализация молодежи происходит в основном с помощью СМИ. Поэтому благодаря участию в различных медиаобразовательных проектах подростки узнают о том, что такое средства массовой информации и новые медиа, как они влияют на общество, как происходит создание и распространение сообщений в медиа, формируют свое медиапотребление и медиаповедение.
2. Детско-юношеские редакции выступают в роли площадок для
развития социально-коммуникативных навыков юнкоров и
медиаобразовательных площадок, на базе которых учащиеся получают и совершенствуют медийные компетенции, которые могут им пригодиться не только в повседневной жизни, но и в будущей профессиональной деятельности, независимо от области деятельности.
3. Организационно-управленческая, журналистская деятельность детско-юношеских СМИ, в частности газеты «САМИ», функционирующих в рамках мультимедийной редакции и обладающих мощным
медиаобразовательным потенциалом, позволяет успешно осуществлять проектную работу, направленную на повышение медиаграмотности и медиакомпетентности учащихся и выступающую на различных этапах практической деятельности значимым ресурсом социализации школьников.
Степень изученности проблемы. Основу нашего исследования составляют труды А.П. Короченского, утверждающие важность медиаобразования современного поколения, в особенности обучения медиакритике и медиаграмотности; Н.А. Крюковой, формулирующей основы медиакультуры современного человека; К.Э. Разлогова, выступающего за «естественность» подобного образования и обосновывающего противоположный подход к нему; А.В. Федорова, обосновывающего актуальность медиаобразования и выделяющего основные принципы работы медиапедагога; С.С. Федорцовой и Н.А. Кирилловой, И.В. Жилавской, определяющих основную концепцию медиаобразования молодежи, и др.
В данной работе проанализированы и работы зарубежных авторов, таких как Л. Мастерман (L. Masterman), В. Поттер (W. Potter), Д. Бэкингем (D. Buckingham), А. Сильверблат (A. Silverblatt).
В целом на тему медиаобразования существует множество трудов различных ученых. На наш взгляд наиболее актуальны идеи И.В. Жилавской и теоретические труды А.В. Федорова.
Новизна данной магистерской ВКР заключается в анализе работы совершенно уникального детско-юношеского издания, которое осваивает современные тенденции и уже стало новым медиа. Ранее ученые исследовали тему медиаобразования и специфику работы различных детских изданий, но за последние годы в информационном поле произошли большие изменения и некоторые юнкоровские редакции сделали большой скачок в развитии. Мы их сравнили со профессиональными СМИ и проанализировали, насколько важна их деятельность в социализации детей и освоении медиакомпетенций.
Кроме того, мы рассмотрели несколько «старых» проблем медиаобразования в новых условиях. В частности, проанализированы
7
различные теории по этой теме, которые, как оказалось, не исключают друг друга, а дополняют. Поэтому в динамично меняющемся мире все гипотезы имеют место быть, поскольку педагогические, академические и практические модели медиаобразования используются в работе детско-юношеской газеты «САМИ».
Эмпирическая база исследования: сайт детско-юношеской газеты «САМИ», а именно: наиболее масштабные мультимедийные проекты, подготовленные юнкорами - «Живем. Помним», межрегиональный медиафорум «Свежая строка», мультимедийный марафон «Наш вклад в Победу», тест: «на кого из великих женщин вы похожи», «Учить + Любить», «Адвент-календарь», квест Самсон VS Вирус, краевой фестиваль журналистов «Свой голос», «В каком медиа вы могли бы работать?» (инфографика) и спецпроект «Улицы, названные в честь героев Великой Отечественной войны».
Споры о влиянии Интернета на подростков до сих пор продолжаются в информационном поле. В сети, действительно, есть как вредная, так и полезная информация. Более того, школьники становятся не только потребителями медиа, но и производителями. Они активно взаимодействуют в социальных сетях, пишут посты в блогах, выкладывают фотографии. Именно поэтому становится все более актуальным вопрос о медиаообразовании школьников. Доктор педагогических наук А.В. Федоров рассматривает медиаобразование как «процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (далее - СМК) с целью формирования культуры общения с СМК, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники» [Федоров 2005, с. 5].
Важность медиаобразования подчеркивает исследователь И.В. Жилавская, которая отмечает, что сейчас школьники не просто занимаются в кружках по журналистике. Они учатся фотографировать, снимать видео, создавать лонгриды и другие формы мультимедийного контента [Жилавская 2017, с. 68].
Осваивают подобные навыки школьники в различных детско- юношеских изданиях, которые есть в каждом регионе России, - медиацентрах, газетах, телестудиях и т.д. В данной работе мы исследуем деятельность детско-юношеской газеты «САМИ», которая функционирует в
столице Алтайского края - городе Барнауле. Сейчас юнкоры издания не только пишут заметки, репортажи и интервью, но и создают различные проекты, начиная с простейших викторин и заканчивая лонгридами, посвященными Великой Отечественной войне.
Мультимедийный продюсер, тренер-консультант Оксана Силантьева на своем портале sila. media опубликовала «Карту медийных компетенций». По ее словам, она поможет тем, кто хочет поступить на журналистику, сменить работу или больше зарабатывать [Карта медийных компетенций, www]. Сайт Оксаны, где представлена карта, очень востребован в среде журналистов и медийщиков. Причем сама О. Силантьева является выпускницей газеты «САМИ».
На карте представлено значительное количество компетенций, которые сейчас хотят знать и осваивать не только практикующие журналисты, но и ученики средней школы. Этим и обусловлена актуальность исследования - все больше школьников начинают уже в раннем возрасте осваивать видео, фоторесурсы, инфографику и различные мультимедийные сервисы. Получается, что актуальность постепенно совмещается с технологизацией.
Помимо различных медиакомпетенций школьники осваивают навыки социализации. Зарубежные исследователи П. Бергер и Т. Лукман выделяют две формы социализации. «При первичной социализации нет никаких проблем с идентификацией, поскольку нет выбора значимых других... Родителей не выбирают. Ребенок интернализирует мир своих значимых других не как один из многих возможных миров, а как единственно существующий и единственно мыслимый. Именно поэтому мир, интернализируемый в процессе первичной социализации, гораздо прочнее укоренен в сознании, чем миры, интернализируемые в процессе вторичной социализации» [Бергер, Лукман 1995, с.75].
Вторичная социализацию индивида обеспечивают различные формальные институты, а также неформальное окружение человека. Сюда относят школу, церковь, СМИ, субкультурные сообщества. Вторичная 4
социализация не менее значима для личности и может серьезно повлиять на культурное развитие индивида.
В детских СМИ формируется определенное сообщество со своими ценностными ориентирами и взглядами, и школьники учатся в этой среде работать в команде, проявлять инициативу, взаимодействовать с информацией, брать интервью, коммуницировать и т.д.
Таким образом, объектом нашего исследования является деятельность детско-юношеской газеты «САМИ», а предметом - формы и способы социализации и медиаобразования школьников в данном издании.
Проблемой исследования будут концепция деятельности, цели и задачи детско-юношеской газеты «САМИ».
В практической части работы мы использовали методы контент- анализа и экспертного интервью. С помощью первого метода мы проанализировали проекты газеты «САМИ», выявили, какие навыки получают ребята, когда создают различный медиаконтент. Экспертное интервью мы провели с медиапедагогами, которые также являются выпускниками «САМИ», а также с главным редактором издания Натальей Юмашевой.
Цель исследования - проанализировать систему медиаобразования и особенности социализации школьников в детско-юношеской газете «САМИ».
Задачи исследования:
• Проанализировать, как работает детско-юношеская газета
«САМИ».
• Дать определение термину «социализация» и понять, как она осуществляется в детско-юношеских изданиях.
• Выяснить, какие проекты делают школьники и сравнить их с продуктами профессиональных журналистов.
Выяснить, как помогли навыки медиаобразования
социализации, полученные в газете «САМИ», ее выпускникам в профессиональной деятельности.
Теоретическая значимость работы заключается в анализе исторических предпосылок к появлению медиаобразования и определении его современных теорий. Также мы проанализировали его роль и влияние на школьников.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты полученных исследований помогут в работе различным детско -юношеских изданий, медиашколам и общеобразовательным учебным заведениям изменить подход к обучению школьников и задуматься о важности знаний о медиаобразовании.
Положения, выносимые на защиту:
1. Интернет становится агентом социализации, то есть его влияние на пользователя становится все более ощутимым. Исследователь А.В. Федоров предполагает, что сейчас социализация молодежи происходит в основном с помощью СМИ. Поэтому благодаря участию в различных медиаобразовательных проектах подростки узнают о том, что такое средства массовой информации и новые медиа, как они влияют на общество, как происходит создание и распространение сообщений в медиа, формируют свое медиапотребление и медиаповедение.
2. Детско-юношеские редакции выступают в роли площадок для
развития социально-коммуникативных навыков юнкоров и
медиаобразовательных площадок, на базе которых учащиеся получают и совершенствуют медийные компетенции, которые могут им пригодиться не только в повседневной жизни, но и в будущей профессиональной деятельности, независимо от области деятельности.
3. Организационно-управленческая, журналистская деятельность детско-юношеских СМИ, в частности газеты «САМИ», функционирующих в рамках мультимедийной редакции и обладающих мощным
медиаобразовательным потенциалом, позволяет успешно осуществлять проектную работу, направленную на повышение медиаграмотности и медиакомпетентности учащихся и выступающую на различных этапах практической деятельности значимым ресурсом социализации школьников.
Степень изученности проблемы. Основу нашего исследования составляют труды А.П. Короченского, утверждающие важность медиаобразования современного поколения, в особенности обучения медиакритике и медиаграмотности; Н.А. Крюковой, формулирующей основы медиакультуры современного человека; К.Э. Разлогова, выступающего за «естественность» подобного образования и обосновывающего противоположный подход к нему; А.В. Федорова, обосновывающего актуальность медиаобразования и выделяющего основные принципы работы медиапедагога; С.С. Федорцовой и Н.А. Кирилловой, И.В. Жилавской, определяющих основную концепцию медиаобразования молодежи, и др.
В данной работе проанализированы и работы зарубежных авторов, таких как Л. Мастерман (L. Masterman), В. Поттер (W. Potter), Д. Бэкингем (D. Buckingham), А. Сильверблат (A. Silverblatt).
В целом на тему медиаобразования существует множество трудов различных ученых. На наш взгляд наиболее актуальны идеи И.В. Жилавской и теоретические труды А.В. Федорова.
Новизна данной магистерской ВКР заключается в анализе работы совершенно уникального детско-юношеского издания, которое осваивает современные тенденции и уже стало новым медиа. Ранее ученые исследовали тему медиаобразования и специфику работы различных детских изданий, но за последние годы в информационном поле произошли большие изменения и некоторые юнкоровские редакции сделали большой скачок в развитии. Мы их сравнили со профессиональными СМИ и проанализировали, насколько важна их деятельность в социализации детей и освоении медиакомпетенций.
Кроме того, мы рассмотрели несколько «старых» проблем медиаобразования в новых условиях. В частности, проанализированы
7
различные теории по этой теме, которые, как оказалось, не исключают друг друга, а дополняют. Поэтому в динамично меняющемся мире все гипотезы имеют место быть, поскольку педагогические, академические и практические модели медиаобразования используются в работе детско-юношеской газеты «САМИ».
Эмпирическая база исследования: сайт детско-юношеской газеты «САМИ», а именно: наиболее масштабные мультимедийные проекты, подготовленные юнкорами - «Живем. Помним», межрегиональный медиафорум «Свежая строка», мультимедийный марафон «Наш вклад в Победу», тест: «на кого из великих женщин вы похожи», «Учить + Любить», «Адвент-календарь», квест Самсон VS Вирус, краевой фестиваль журналистов «Свой голос», «В каком медиа вы могли бы работать?» (инфографика) и спецпроект «Улицы, названные в честь героев Великой Отечественной войны».
В данной работе мы проанализировали научную литературу по теме медиаобразования, изучили его историю, этапы развития и влияние на школьников в современном мире. Объектом нашего исследования выступила деятельность детско-юношеской газеты «САМИ», а предметом - формы медиаобразования и социализации школьников в издании.
Соответственно, мы проанализировали, как осуществляет свою деятельность детско-юношеская газета «САМИ», поговорили с ее педагогами и руководителям, которые рассказали об организации творческого процесса в редакции. Кроме того, помимо анализа теоретического понятия «социализация», мы на примере детского издания проанализировали, как она осуществляется на практике.
Проекты детско-юношеской газеты «САМИ» действительно могут конкурировать по масштабу, мультимедийным инструментам и содержанию с продуктами профессиональных журналистов. Получается, что на сегодняшний день школьники могут составить конкуренцию взрослым, поскольку они, еще не окончив школу, весьма успешно осваивают различные медиакомпетенции. Юнкоры умеют не только писать интервью/заметки/репортажи, но и делать таймлайны, тесты, игры интерактивные фото и видео, составлять лонгриды.
Проектная деятельность помогает реализовать медианавыки, пройти социализацию и является средством мотивации в газете. Дети видят реакцию взрослых, сверстников, педагогов на медиапродукт, который они сделали. Проекты распространяют по всем социальным сетям, они получает множество откликов и комментариев, порой их даже презентуют на различных крупных мероприятиях в ведомствах Алтайского края. Поэтому направление, выбранное детско-юношеской газетой «САМИ» в плане мультимедийного развития, однозначно правильное.
При этом издание продолжает выпускать печатную версию газеты два раза в месяц с проблемными, развлекательными, «полезными» текстами юнкоров. Но, по словам педагогов, дети больше интересуются проектами, хотя в газету они пишут также с удовольствием.
Информальное образование, которое сейчас, по мнению некоторых исследователей, становится наиболее перспективным направлением в медиаобразовании, не до конца реализуется в газете «САМИ». В основном ребята работают с педагогами, под их руководством делают различные проекты, пишут материалы. Но самостоятельные задания у них также есть, однако, если говорить о мультимедийных проектах, то определенные вещи им сложно делать самим. С текстами/фото юнкорам справляться легче. Различные технические задания (создание сайтов, программ и т.д) они могут выполнять только под руководством педагога.
Проблемы медиаобразования на данный момент мы выделили следующие: 1) во-первых, существуют различные теории и иногда не совсем понятно, какая из них будет наиболее эффективной при использовании в конкретной ситуации; 2) во-вторых, некоторые теории получили подтверждение в других практических условиях, и пока не очевидно, как они будут работать в условиях новой медиасреды, которая довольно быстро меняется, и по отношению к новым поколениям, которые с самого раннего возраста живут и взаимодействуют в новом медиапространстве, легко овладевают медийными навыками.
Анализ деятельности детско-юношеской газеты «САМИ» подтверждает гипотезу о том, что современные издания не следуют какой - либо одной теории в медиаобразовании. Работа детско-юношеской редакции ориентирована на постоянно растущие и меняющиеся запросы своей целевой аудитории. При этом для медиапедагогов важнымм являются педагогическое и просветительское направления в деятельности газеты.
Социализация в детско-юношеской газете «САМИ» проходит естественно, без видимого вмешательства педагогов, которые детально
68
продумывают стратегии и тактики погружения школьников в повседневную медиадеятельность. Дети, перед тем как вступить в ряды юнкоров, смотрят два обучающих видео, затем приходят на планерку, где их посвящают в курс дела. Далее им необходимо выбрать тему, и, если возникают сложности с ее разработкой, с ребятами работает педагог. Готовые тексты также распределяют между педагогами, которые их правят и корректируют. Перед выполнением задания для школьника проводят инструктаж о том, какие вопросы лучше всего задавать героям и к чему нужно быть готовым на различных мероприятиях.
Однако целенаправленная социализация становится одним из важных векторов деятельности газеты «САМИ». Раньше в издании работал педагог- психолог, который тестировал юнкоров «на страхи», организовывал игры на сплочение, учил техникам релаксации, преодолению волнения во время публичных выступлений и т.п. Кроме того, в редакции не проходят групповые игры, помогающие также избавиться от различных психологических зажимов, мешающих юнкорам. Сейчас большая часть этих навыков формируется в рабочем порядке при выполнении заданий. Тем не менее школьники все равно, даже без специальных занятий, становятся более раскованными, им становится легче звонить по телефону, запрашивать информацию у незнакомых людей, проводить ее фактчекинг, участвовать в планерках, фестивалях, конкурсах и т.п.
Например, ежегодно газета проводит «Журналисткий пленэр» - профильную смену для юнкоров. На нее приезжают более 100 детей из различных уголков Алтайского края. Их разбивают на отряды (редакции), каждому из которых за короткий срок нужно сделать газету, радио, телесюжет. Выпускники газеты отмечают, что именно после пленэра они «раскрылись», освоили лидерские качества и преодолели различные психологические барьеры.
Многие выпускники издания пошли работать не в журналистскую профессию, но все же подавляющая часть из них взаимодействует в сфере
69
медиа. По их словам, после занятий в газете они стали меньше стесняться, им стало легче говорить на публику и коммуницировать.
Педагоги отмечают, что ораторскому мастерству в газете специально не учат, однако все же ребята высказывают свои рассуждения на планерках, заявляют определенные темы и тем самым преодолевают психологические барьеры. Поэтому все-таки можно сказать, что навык ораторского мастерства ребята в редакции также приобретают.
Помимо этого, благодаря занятиям журналистикой, школьник учится видеть главное. Юные журналисты способны из огромного потока информации, который обычно сваливается на школьника, вылавливать необходимые факты и использовать их в будущем. Им легко даются конспекты и пересказы, рефераты и тезисы.
Также дети учатся доказывать свою точку зрения, что очень важно в любой профессии. Умение рассказать публично об отношении к той или иной ситуации крайне полезно. Не важно, из какой она сферы - бытовой, технической или гуманитарной. Этот навык пригодится не только для дальнейшей учебы в вузе, но и в целом в жизни.
Важность медиаобразования сегодня, пожалуй, неоспорима. Многие родители полагают, что, ограничив Интернет, они защитят подростков от разрушительного влияния, к примеру, «синих китов». Но медиапедагоги уверены: от этого нужно не защищать, этому нужно учить. Научившись взаимодействовать в медиапространстве, юнкор развивает критическое мышление, он учится анализировать информацию, правильно позиционировать себя в соцсетях. Следовательно, на него более сложно повлиять какими-то деструктивными практиками.
Кроме того, получив мультимедийные навыки, школьник автоматически становится востребованным специалистом, поскольку сейчас особенно востребованы проекты, которые производят юнкоры издания.
Все вышеперечисленные рассуждения подтверждают формулировку
темы ВКР о том, что детско-юношеские СМИ, а конкретно газета «САМИ» -
70
это действительно современный ресурс медиаобразования и социализации школьников.
Из рекомендаций газете хотелось бы отметить возможность привлечения к занятиям в редакции психолога, чтобы ребята быстрее адаптировались в редакции и приобретали коммуникативные навыки, поскольку деятельность детской газеты не должна ограничиваться только работой, тогда высок риск снижения мотивации у детей. В юном возрасте все-таки должен присутствовать элемент игры, особенно в обучении подростков, которым и так сложно сосредоточить свое внимание на чем -то одном.
Соответственно, мы проанализировали, как осуществляет свою деятельность детско-юношеская газета «САМИ», поговорили с ее педагогами и руководителям, которые рассказали об организации творческого процесса в редакции. Кроме того, помимо анализа теоретического понятия «социализация», мы на примере детского издания проанализировали, как она осуществляется на практике.
Проекты детско-юношеской газеты «САМИ» действительно могут конкурировать по масштабу, мультимедийным инструментам и содержанию с продуктами профессиональных журналистов. Получается, что на сегодняшний день школьники могут составить конкуренцию взрослым, поскольку они, еще не окончив школу, весьма успешно осваивают различные медиакомпетенции. Юнкоры умеют не только писать интервью/заметки/репортажи, но и делать таймлайны, тесты, игры интерактивные фото и видео, составлять лонгриды.
Проектная деятельность помогает реализовать медианавыки, пройти социализацию и является средством мотивации в газете. Дети видят реакцию взрослых, сверстников, педагогов на медиапродукт, который они сделали. Проекты распространяют по всем социальным сетям, они получает множество откликов и комментариев, порой их даже презентуют на различных крупных мероприятиях в ведомствах Алтайского края. Поэтому направление, выбранное детско-юношеской газетой «САМИ» в плане мультимедийного развития, однозначно правильное.
При этом издание продолжает выпускать печатную версию газеты два раза в месяц с проблемными, развлекательными, «полезными» текстами юнкоров. Но, по словам педагогов, дети больше интересуются проектами, хотя в газету они пишут также с удовольствием.
Информальное образование, которое сейчас, по мнению некоторых исследователей, становится наиболее перспективным направлением в медиаобразовании, не до конца реализуется в газете «САМИ». В основном ребята работают с педагогами, под их руководством делают различные проекты, пишут материалы. Но самостоятельные задания у них также есть, однако, если говорить о мультимедийных проектах, то определенные вещи им сложно делать самим. С текстами/фото юнкорам справляться легче. Различные технические задания (создание сайтов, программ и т.д) они могут выполнять только под руководством педагога.
Проблемы медиаобразования на данный момент мы выделили следующие: 1) во-первых, существуют различные теории и иногда не совсем понятно, какая из них будет наиболее эффективной при использовании в конкретной ситуации; 2) во-вторых, некоторые теории получили подтверждение в других практических условиях, и пока не очевидно, как они будут работать в условиях новой медиасреды, которая довольно быстро меняется, и по отношению к новым поколениям, которые с самого раннего возраста живут и взаимодействуют в новом медиапространстве, легко овладевают медийными навыками.
Анализ деятельности детско-юношеской газеты «САМИ» подтверждает гипотезу о том, что современные издания не следуют какой - либо одной теории в медиаобразовании. Работа детско-юношеской редакции ориентирована на постоянно растущие и меняющиеся запросы своей целевой аудитории. При этом для медиапедагогов важнымм являются педагогическое и просветительское направления в деятельности газеты.
Социализация в детско-юношеской газете «САМИ» проходит естественно, без видимого вмешательства педагогов, которые детально
68
продумывают стратегии и тактики погружения школьников в повседневную медиадеятельность. Дети, перед тем как вступить в ряды юнкоров, смотрят два обучающих видео, затем приходят на планерку, где их посвящают в курс дела. Далее им необходимо выбрать тему, и, если возникают сложности с ее разработкой, с ребятами работает педагог. Готовые тексты также распределяют между педагогами, которые их правят и корректируют. Перед выполнением задания для школьника проводят инструктаж о том, какие вопросы лучше всего задавать героям и к чему нужно быть готовым на различных мероприятиях.
Однако целенаправленная социализация становится одним из важных векторов деятельности газеты «САМИ». Раньше в издании работал педагог- психолог, который тестировал юнкоров «на страхи», организовывал игры на сплочение, учил техникам релаксации, преодолению волнения во время публичных выступлений и т.п. Кроме того, в редакции не проходят групповые игры, помогающие также избавиться от различных психологических зажимов, мешающих юнкорам. Сейчас большая часть этих навыков формируется в рабочем порядке при выполнении заданий. Тем не менее школьники все равно, даже без специальных занятий, становятся более раскованными, им становится легче звонить по телефону, запрашивать информацию у незнакомых людей, проводить ее фактчекинг, участвовать в планерках, фестивалях, конкурсах и т.п.
Например, ежегодно газета проводит «Журналисткий пленэр» - профильную смену для юнкоров. На нее приезжают более 100 детей из различных уголков Алтайского края. Их разбивают на отряды (редакции), каждому из которых за короткий срок нужно сделать газету, радио, телесюжет. Выпускники газеты отмечают, что именно после пленэра они «раскрылись», освоили лидерские качества и преодолели различные психологические барьеры.
Многие выпускники издания пошли работать не в журналистскую профессию, но все же подавляющая часть из них взаимодействует в сфере
69
медиа. По их словам, после занятий в газете они стали меньше стесняться, им стало легче говорить на публику и коммуницировать.
Педагоги отмечают, что ораторскому мастерству в газете специально не учат, однако все же ребята высказывают свои рассуждения на планерках, заявляют определенные темы и тем самым преодолевают психологические барьеры. Поэтому все-таки можно сказать, что навык ораторского мастерства ребята в редакции также приобретают.
Помимо этого, благодаря занятиям журналистикой, школьник учится видеть главное. Юные журналисты способны из огромного потока информации, который обычно сваливается на школьника, вылавливать необходимые факты и использовать их в будущем. Им легко даются конспекты и пересказы, рефераты и тезисы.
Также дети учатся доказывать свою точку зрения, что очень важно в любой профессии. Умение рассказать публично об отношении к той или иной ситуации крайне полезно. Не важно, из какой она сферы - бытовой, технической или гуманитарной. Этот навык пригодится не только для дальнейшей учебы в вузе, но и в целом в жизни.
Важность медиаобразования сегодня, пожалуй, неоспорима. Многие родители полагают, что, ограничив Интернет, они защитят подростков от разрушительного влияния, к примеру, «синих китов». Но медиапедагоги уверены: от этого нужно не защищать, этому нужно учить. Научившись взаимодействовать в медиапространстве, юнкор развивает критическое мышление, он учится анализировать информацию, правильно позиционировать себя в соцсетях. Следовательно, на него более сложно повлиять какими-то деструктивными практиками.
Кроме того, получив мультимедийные навыки, школьник автоматически становится востребованным специалистом, поскольку сейчас особенно востребованы проекты, которые производят юнкоры издания.
Все вышеперечисленные рассуждения подтверждают формулировку
темы ВКР о том, что детско-юношеские СМИ, а конкретно газета «САМИ» -
70
это действительно современный ресурс медиаобразования и социализации школьников.
Из рекомендаций газете хотелось бы отметить возможность привлечения к занятиям в редакции психолога, чтобы ребята быстрее адаптировались в редакции и приобретали коммуникативные навыки, поскольку деятельность детской газеты не должна ограничиваться только работой, тогда высок риск снижения мотивации у детей. В юном возрасте все-таки должен присутствовать элемент игры, особенно в обучении подростков, которым и так сложно сосредоточить свое внимание на чем -то одном.
Подобные работы
- Феномен ювенильной журналистики: региональный аспект
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2019 - Актуальные тенденции развития современной региональной молодежной прессы России
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2016






