РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ ИМИДЖА КИТАЯ В РОССИИ В 1991 - 2021 ГГ
|
SUMMARY 2
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ПОЛИТИКА КИТАЯ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ИМИДЖА СТРАНЫ 15
1.1. Факторы формирования современного имиджа КНР 15
1.2. Стратегия Китая по формированию имиджа государства. «Мягкая сила» с
китайской спецификой 27
ГЛАВА 2. РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ИМИДЖ
КИТАЯ В РОССИИ В 1991-1999 ГГ 40
2.1. Российско-китайские отношения 1991-1999 гг 40
2.2. Восприятие Китая в российском обществе 52
ГЛАВА 3. РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ИМИДЖ КНР В
РФ В 2000-2021 ГГ 52
3.1. Особенности развития российско-китайских отношений 63
3.2. Эволюция имиджа КНР в РФ 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 90
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ПОЛИТИКА КИТАЯ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ИМИДЖА СТРАНЫ 15
1.1. Факторы формирования современного имиджа КНР 15
1.2. Стратегия Китая по формированию имиджа государства. «Мягкая сила» с
китайской спецификой 27
ГЛАВА 2. РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ИМИДЖ
КИТАЯ В РОССИИ В 1991-1999 ГГ 40
2.1. Российско-китайские отношения 1991-1999 гг 40
2.2. Восприятие Китая в российском обществе 52
ГЛАВА 3. РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ИМИДЖ КНР В
РФ В 2000-2021 ГГ 52
3.1. Особенности развития российско-китайских отношений 63
3.2. Эволюция имиджа КНР в РФ 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 90
Актуальность работы. Быстрые темпы экономического и технического развития, а также растущее влияние Китая на международной арене демонстрируют превращение страны в новую глобальную силу, которое может восприниматься другими странами весьма неоднозначно. На фоне данных процессов имидж, как целенаправленная и подготовленная к восприятию информация, становится более значимым инструментом для формирования позитивного образа в глазах мирового сообщества. В связи с чем Китай уделяет пристальное внимание вопросам выработки собственной имиджевой стратегии и продвижения положительного имиджа страны в мире, что представляется актуальным предметом для научного исследования.
На протяжении последних десятилетий российско-китайские отношения развиваются в духе всестороннего стратегического партнёрства. Обе страны тесно координируют свои позиции по важнейшим региональным и международным вопросам, поддерживают дружеские контакты, расширяют сотрудничество. Однако вместе с тем, стоит отметить в некоторой степени неоднозначный характер отношений двух стран, например, в экономическом плане. Данные аспекты, безусловно, влияют на формирование имиджа Китая в России. Кроме того, для укрепления двусторонних отношений, особенно важно учитывать то, как идентифицируется образ Китая российским народом, и какие факторы оказывают влияние на конструирование имиджа в России.
Степень научной разработанности проблемы. Можно выделить несколько групп работ исследователей, посвященных рассматриваемой проблеме. К первой группе относятся исследования стратегии и факторов формирования имиджа Китая. Среди отечественных работ можно отметить работы С.В. Михневич, Б.Н. Паньшина, Л.Л. Сухадольской, Т.А. Арташкиной, И.Н. Алтуховой, Э.Г. Аветисяна, в которых авторами отмечается роль «мягкой силы» в процессе формирования имиджа. Исследования М.А. Наседкиной и К.Ш. Байсултановой8 предполагают наличие конфуцианской идеи как традиционного концепта, являющегося составным элементом в конструировании образа страны. К китайским ученым, изучающим стратегии и способы формирования положительного имиджа Китая в современном мире, относятся Лю Цзайци9, Фань Юй, Хуан Саншен, Ху Сяомин, Чжан Хунлэй. Стоит также отметить таких иностранных исследователей, как Питер ван Хэма, Жанну Л. Уилсон, Джошуа Р. Купер.
В третью группу можно включить работы, посвящённые российско-китайским отношениям. В целом, стоит отметить наличие многочисленных и разноплановых работ по этой теме. Среди российских экспертов стоит выделить таких как Воркунова О.А., Курылев К.П., Луконин С.А., Михеев В.В., Салицкий А.И., Семенова Н.К. Среди китайских исследователей по данной тематике можно выделить Хуан Сюэ, Чжао Мин Вэня, Ли Шуана.
К четвертой группе следует отнести исследования непосредственно по проблеме формирования имиджа Китая в российском обществе. Несмотря на значение российско-китайских отношений, исследований, в фокусе которых рассматривается анализ имиджа Китая в России не так много. Основной фундаментальной работой по исследуемой тематике можно считать труд А. В. Лукина «Медведь наблюдает за драконом: образ Китая в России в XVII-XXI веках» , в котором комплексно исследуется эволюция представлений о Китае в России и их влияние на российскую мысль и внешнюю политику. Широкий временной охват исследования позволяет выявить некоторые тенденции в формировании современного имиджа Китая в российском обществе.
Многие российские исследователи анализируют отдельные проблемы формирования имиджа Китая в российском обществе. Так, например, в работах В. Г. Гельбраса, А.Г. Ларина уделяется внимание проблеме оценки восприятия китайской миграции в глазах россиян. В свою очередь, В.Л. Ларин, Ларина Л.Л., Романова И.В., Кононов С.В., А.В. Жуков, А. А. Жукова . раскрывают особенности представлений имиджа Китая в российском обществе отдельно взятых регионов России. Морозова Е.В., на основе анализа эмпирических данных, показывает изменения восприятия имиджа Китая россиянами. О.А. Бакулин исследует российские СМИ и выявляет характерные черты в имиджеобразовании КНР во время олимпиады, проведенной в 2008 г.
Китайские ученые-русисты предоставляют широкий пласт литературы по исследуемой теме, отличающиеся разноплановыми подходами (культурно-исторический аспект, социологический аспект). Основные элементы формирования имиджа КНР в российском обществе были изучены в русскоязычных работах Чжао Тяньтянь, Ван Сяоцзюаня, Шэнь Ина, У Гана, Лю Юаньюань, Фу Лин, Ма Ися, Ху Фань. Анализ конкретного
образа Китая в глазах россиян был описан в исследовании Лю Ятина. К специалистам, пишущим на китайском языке, в центре внимания которых национальный имидж Китая в России следует отнести: Ли Вэй36, Сюй Хуа, Бей Вэньли38; Ван Сяоси39, которые констатируют о формировании всё более реалистичного и обширного имиджа в российских СМИ.
Таким образом, несмотря на то, что тематика исследования имиджа Китая в России набирает популярность, все ещё существует необходимость в её разработке, в том числе учитывая современную геополитическую обстановку в мире и влияния пандемии COVID-19. Кроме того, большое количество публикаций, в основном, посвящены изучению восприятия Китая в приграничных регионах. Поэтому особое внимание требуется последовательному и комплексному анализу оценкам восприятия имиджа Китая российским обществом.
Научная новизна исследования заключается в рассмотрении изучаемой темы через эволюционный и комплексный анализ российско- китайских отношений и имиджа Китая в России после 1991 года. Кроме того, исследование захватывает период последних мировых событий, которые заметно повлияли на восприятие Китая российским обществом, в связи с чем, представлен свежий взгляд на общее представление имиджа Китая в России и даны предположения о дальнейших перспективах исследуемого вопроса.
Целью работы является выявить, как формировался имидж Китая в России в контексте развития российско-китайских отношений.
Исходя из сформулированной цели, ставятся следующие задачи:
- охарактеризовать политику КНР по формированию и продвижению имиджа страны за рубежом;
- определить характерные черты взаимодействия Китая и России в 1991-1999 гг. и выяснить, какое сложилось представление о КНР в российском обществе на тот период;
- раскрыть особенности российско-китайского сотрудничества в 2000-2021 гг. и выяснить, как менялся имидж КНР в РФ.
Объектом исследования являются российско-китайские отношения и проблема взаимного восприятия.
Предметом исследования является эволюция имиджа Китая в России на фоне российско-китайских отношений.
Методическая основа и методы исследования. Основу исследования составил системный подход в анализе межгосударственных отношений, который позволил представить объект изучения в его единстве и целостности, и помог выявлению «правил» такого взаимодействия, закономерностей функционирования, а также выявить структуру российско-китайских отношений и их среду в международных отношениях. Кроме того, основу методологии исследования также составили концепции «странового имиджа» Э.А. Галумова, С. Анхольта и А.П. Панкрухина, описывающие структурные элементы формирования имиджа страны. Исторический подход с соответствующими методами (историко-генетический, сравнительно-исторический и структурно-функциональный методы) позволил сделать анализ факторов формирования и стратегии имиджа Китая, этапов развития и эволюции имиджа Китая в России, а также позволил выявить исторические ступени развития взаимоотношений двух стран. Генерационный подход дал возможность выделения основных периодов развития межгосударственных отношений и этапов формирования имиджа Китая в России на основе смены власти и поколений.
Методы исследования:
- вторичный анализ эмпирических данных применялся при работе с данными социологических опросов, статистическими данными и рейтингами;
- при работе с документами органов государственной власти и нормативными актами использовался традиционный анализ документов;
- индуктивный метод дал возможность рассмотреть аспекты сотрудничества двух стран и отдельные элементы формирования имиджа и на их основе построить общие представления о Китае в российском обществе в целом;
- теоретический метод позволил рассмотреть теоретические аспекты формирования имиджа Китая для формулирования гипотез и оценки собранных фактов;
- системный подход использовался для представления целостного взгляда на имидж Китая в России и российско-китайских отношений.
- методы анализа и прогнозирования позволили представить перспективные тенденции развития российско-китайских отношений и, в данном контексте, предположить каким будет имидж Китая в России.
Эмпирическая база исследования включает в себя несколько видов источников:
1. Официальные документы органов государственной власти КНР и РФ, в том числе, девятая «Белая книга» КНР, Резолюция 17-го Всекитайского съезда Коммунистической партии Китая, Концепция внешней политики РФ, указы Президента, постановления Правительства РФ.
2. Межгосударственные договоры, соглашения и совместные заявления стран, такие как «Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой» от 27 мая 2003 г., Совместное заявление РФ и КНР о развитии отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху от 5 июня 2019 г. и т.д.
3. Интервью, заявления и доклады Президента РФ, председателей ЦК КПК, министра иностранных дел РФ и КНР, государственных деятелей КНР и общественных деятелей в рамках данной проблематики.
4. Статистические данные, международные рейтинги, результаты опросов общественного мнения, проведенные в России статистическими агентствами ВЦИОМ, Фонд «Общественное мнение», Pew Research Center и «Левада» центром.
5. Материалы СМИ, в частности, российских газет и журналов «АиФ», «Власть», «Столица», «Проблемы Дальнего Востока» и т. д.; и китайских: «Хуаньцю Шибао», «Жэньминь Жибао», «Синьхуа», «Китай», «Исследования России, Восточной Европы и Средней Азии» и др.
6. Интернет-ресурсы (в том числе официальные сайты Министерства иностранных дел РФ и КНР, посольства КНР в РФ, а также информационные порталы РФ и КНР, предоставляющие необходимую информацию по исследуемой тематике).
В целом в рамках исследуемой темы имеется широкая база различных источников, однако для их анализа стоит использовать сравнительный метод и критический подход. В основном это связано с тем, что уровень объективности (например в китайских источниках, или материалах СМИ РФ и КНР) может снижаться с учетом официальной позиции государства.
Основные положения магистерской диссертации прошли апробацию в рамках VIII, IX Региональных конференций «Мой выбор - Наука!».
Хронологические рамки исследования охватывают период с момента образования Российской Федерации (декабрь 1991 г.) по современность (декабрь 2021 г.)
Географические рамки исследования построены на рассмотрении российско-китайских отношений, и соответственно включают территорию данных стран.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Магистерская диссертация состоит из введения, трёх глав и шести параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы. Первая глава посвящена изучению факторов и стратегии формирования имиджа Китая за рубежом при особой роли политики «мягкой силы» страны для понимания того, как выстраивались российско-китайские отношения и имидж Китая в России. Во второй и третьей главе автором изучаются вопросы сотрудничества между РФ и КНР и восприятие Китая российским обществом в соответствии с периодами: 1991-1999 гг. и 2000-2021 гг. В Заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой проблеме.
На протяжении последних десятилетий российско-китайские отношения развиваются в духе всестороннего стратегического партнёрства. Обе страны тесно координируют свои позиции по важнейшим региональным и международным вопросам, поддерживают дружеские контакты, расширяют сотрудничество. Однако вместе с тем, стоит отметить в некоторой степени неоднозначный характер отношений двух стран, например, в экономическом плане. Данные аспекты, безусловно, влияют на формирование имиджа Китая в России. Кроме того, для укрепления двусторонних отношений, особенно важно учитывать то, как идентифицируется образ Китая российским народом, и какие факторы оказывают влияние на конструирование имиджа в России.
Степень научной разработанности проблемы. Можно выделить несколько групп работ исследователей, посвященных рассматриваемой проблеме. К первой группе относятся исследования стратегии и факторов формирования имиджа Китая. Среди отечественных работ можно отметить работы С.В. Михневич, Б.Н. Паньшина, Л.Л. Сухадольской, Т.А. Арташкиной, И.Н. Алтуховой, Э.Г. Аветисяна, в которых авторами отмечается роль «мягкой силы» в процессе формирования имиджа. Исследования М.А. Наседкиной и К.Ш. Байсултановой8 предполагают наличие конфуцианской идеи как традиционного концепта, являющегося составным элементом в конструировании образа страны. К китайским ученым, изучающим стратегии и способы формирования положительного имиджа Китая в современном мире, относятся Лю Цзайци9, Фань Юй, Хуан Саншен, Ху Сяомин, Чжан Хунлэй. Стоит также отметить таких иностранных исследователей, как Питер ван Хэма, Жанну Л. Уилсон, Джошуа Р. Купер.
В третью группу можно включить работы, посвящённые российско-китайским отношениям. В целом, стоит отметить наличие многочисленных и разноплановых работ по этой теме. Среди российских экспертов стоит выделить таких как Воркунова О.А., Курылев К.П., Луконин С.А., Михеев В.В., Салицкий А.И., Семенова Н.К. Среди китайских исследователей по данной тематике можно выделить Хуан Сюэ, Чжао Мин Вэня, Ли Шуана.
К четвертой группе следует отнести исследования непосредственно по проблеме формирования имиджа Китая в российском обществе. Несмотря на значение российско-китайских отношений, исследований, в фокусе которых рассматривается анализ имиджа Китая в России не так много. Основной фундаментальной работой по исследуемой тематике можно считать труд А. В. Лукина «Медведь наблюдает за драконом: образ Китая в России в XVII-XXI веках» , в котором комплексно исследуется эволюция представлений о Китае в России и их влияние на российскую мысль и внешнюю политику. Широкий временной охват исследования позволяет выявить некоторые тенденции в формировании современного имиджа Китая в российском обществе.
Многие российские исследователи анализируют отдельные проблемы формирования имиджа Китая в российском обществе. Так, например, в работах В. Г. Гельбраса, А.Г. Ларина уделяется внимание проблеме оценки восприятия китайской миграции в глазах россиян. В свою очередь, В.Л. Ларин, Ларина Л.Л., Романова И.В., Кононов С.В., А.В. Жуков, А. А. Жукова . раскрывают особенности представлений имиджа Китая в российском обществе отдельно взятых регионов России. Морозова Е.В., на основе анализа эмпирических данных, показывает изменения восприятия имиджа Китая россиянами. О.А. Бакулин исследует российские СМИ и выявляет характерные черты в имиджеобразовании КНР во время олимпиады, проведенной в 2008 г.
Китайские ученые-русисты предоставляют широкий пласт литературы по исследуемой теме, отличающиеся разноплановыми подходами (культурно-исторический аспект, социологический аспект). Основные элементы формирования имиджа КНР в российском обществе были изучены в русскоязычных работах Чжао Тяньтянь, Ван Сяоцзюаня, Шэнь Ина, У Гана, Лю Юаньюань, Фу Лин, Ма Ися, Ху Фань. Анализ конкретного
образа Китая в глазах россиян был описан в исследовании Лю Ятина. К специалистам, пишущим на китайском языке, в центре внимания которых национальный имидж Китая в России следует отнести: Ли Вэй36, Сюй Хуа, Бей Вэньли38; Ван Сяоси39, которые констатируют о формировании всё более реалистичного и обширного имиджа в российских СМИ.
Таким образом, несмотря на то, что тематика исследования имиджа Китая в России набирает популярность, все ещё существует необходимость в её разработке, в том числе учитывая современную геополитическую обстановку в мире и влияния пандемии COVID-19. Кроме того, большое количество публикаций, в основном, посвящены изучению восприятия Китая в приграничных регионах. Поэтому особое внимание требуется последовательному и комплексному анализу оценкам восприятия имиджа Китая российским обществом.
Научная новизна исследования заключается в рассмотрении изучаемой темы через эволюционный и комплексный анализ российско- китайских отношений и имиджа Китая в России после 1991 года. Кроме того, исследование захватывает период последних мировых событий, которые заметно повлияли на восприятие Китая российским обществом, в связи с чем, представлен свежий взгляд на общее представление имиджа Китая в России и даны предположения о дальнейших перспективах исследуемого вопроса.
Целью работы является выявить, как формировался имидж Китая в России в контексте развития российско-китайских отношений.
Исходя из сформулированной цели, ставятся следующие задачи:
- охарактеризовать политику КНР по формированию и продвижению имиджа страны за рубежом;
- определить характерные черты взаимодействия Китая и России в 1991-1999 гг. и выяснить, какое сложилось представление о КНР в российском обществе на тот период;
- раскрыть особенности российско-китайского сотрудничества в 2000-2021 гг. и выяснить, как менялся имидж КНР в РФ.
Объектом исследования являются российско-китайские отношения и проблема взаимного восприятия.
Предметом исследования является эволюция имиджа Китая в России на фоне российско-китайских отношений.
Методическая основа и методы исследования. Основу исследования составил системный подход в анализе межгосударственных отношений, который позволил представить объект изучения в его единстве и целостности, и помог выявлению «правил» такого взаимодействия, закономерностей функционирования, а также выявить структуру российско-китайских отношений и их среду в международных отношениях. Кроме того, основу методологии исследования также составили концепции «странового имиджа» Э.А. Галумова, С. Анхольта и А.П. Панкрухина, описывающие структурные элементы формирования имиджа страны. Исторический подход с соответствующими методами (историко-генетический, сравнительно-исторический и структурно-функциональный методы) позволил сделать анализ факторов формирования и стратегии имиджа Китая, этапов развития и эволюции имиджа Китая в России, а также позволил выявить исторические ступени развития взаимоотношений двух стран. Генерационный подход дал возможность выделения основных периодов развития межгосударственных отношений и этапов формирования имиджа Китая в России на основе смены власти и поколений.
Методы исследования:
- вторичный анализ эмпирических данных применялся при работе с данными социологических опросов, статистическими данными и рейтингами;
- при работе с документами органов государственной власти и нормативными актами использовался традиционный анализ документов;
- индуктивный метод дал возможность рассмотреть аспекты сотрудничества двух стран и отдельные элементы формирования имиджа и на их основе построить общие представления о Китае в российском обществе в целом;
- теоретический метод позволил рассмотреть теоретические аспекты формирования имиджа Китая для формулирования гипотез и оценки собранных фактов;
- системный подход использовался для представления целостного взгляда на имидж Китая в России и российско-китайских отношений.
- методы анализа и прогнозирования позволили представить перспективные тенденции развития российско-китайских отношений и, в данном контексте, предположить каким будет имидж Китая в России.
Эмпирическая база исследования включает в себя несколько видов источников:
1. Официальные документы органов государственной власти КНР и РФ, в том числе, девятая «Белая книга» КНР, Резолюция 17-го Всекитайского съезда Коммунистической партии Китая, Концепция внешней политики РФ, указы Президента, постановления Правительства РФ.
2. Межгосударственные договоры, соглашения и совместные заявления стран, такие как «Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой» от 27 мая 2003 г., Совместное заявление РФ и КНР о развитии отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху от 5 июня 2019 г. и т.д.
3. Интервью, заявления и доклады Президента РФ, председателей ЦК КПК, министра иностранных дел РФ и КНР, государственных деятелей КНР и общественных деятелей в рамках данной проблематики.
4. Статистические данные, международные рейтинги, результаты опросов общественного мнения, проведенные в России статистическими агентствами ВЦИОМ, Фонд «Общественное мнение», Pew Research Center и «Левада» центром.
5. Материалы СМИ, в частности, российских газет и журналов «АиФ», «Власть», «Столица», «Проблемы Дальнего Востока» и т. д.; и китайских: «Хуаньцю Шибао», «Жэньминь Жибао», «Синьхуа», «Китай», «Исследования России, Восточной Европы и Средней Азии» и др.
6. Интернет-ресурсы (в том числе официальные сайты Министерства иностранных дел РФ и КНР, посольства КНР в РФ, а также информационные порталы РФ и КНР, предоставляющие необходимую информацию по исследуемой тематике).
В целом в рамках исследуемой темы имеется широкая база различных источников, однако для их анализа стоит использовать сравнительный метод и критический подход. В основном это связано с тем, что уровень объективности (например в китайских источниках, или материалах СМИ РФ и КНР) может снижаться с учетом официальной позиции государства.
Основные положения магистерской диссертации прошли апробацию в рамках VIII, IX Региональных конференций «Мой выбор - Наука!».
Хронологические рамки исследования охватывают период с момента образования Российской Федерации (декабрь 1991 г.) по современность (декабрь 2021 г.)
Географические рамки исследования построены на рассмотрении российско-китайских отношений, и соответственно включают территорию данных стран.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Магистерская диссертация состоит из введения, трёх глав и шести параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы. Первая глава посвящена изучению факторов и стратегии формирования имиджа Китая за рубежом при особой роли политики «мягкой силы» страны для понимания того, как выстраивались российско-китайские отношения и имидж Китая в России. Во второй и третьей главе автором изучаются вопросы сотрудничества между РФ и КНР и восприятие Китая российским обществом в соответствии с периодами: 1991-1999 гг. и 2000-2021 гг. В Заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой проблеме.
Процесс формирования имиджа Китая был рассмотрен с точки зрения анализа применения трёх походов: имиджевый, брендинговый и маркетинг территории, что позволило сделать вывод об активной позиции Китая в рамках имиджеобразования. Для достижения положительного результата в данном направлении Китай широко использует природный, культурно-исторический, демографический, экономический и политический потенциал страны. При этом все факторы связаны цепочкой прямо или косвенно вытекающей друг из друга, формируя образ страны. Данный тезис также указывает на целенаправленный характер политики государства по формированию и продвижению имиджа страны за рубежом.
Стратегия Китая в рамках исследуемого аспекта полностью складывается и регулируется политическим кабинетом КНР во главе с партийным лидером. Ключевой особенностью имиджевой стратегии была выявлена его индивидуальная прокитайская специфика, связанная, в частности, с концепцией «гармоничного мира». Государство старается позиционировать себя, как мирное и ответственное за свои действия и свою политику, посредством определенной стратегии, в которой сочетается исторический элемент и возрастающая роль Китая, как мировой цивилизации. Руководство страны, осознает, что бурный рост китайского государства вызывает довольно неоднозначную реакцию среди других стран, что в свою очередь, может спровоцировать их выступление против себя. Все это сказывается на необходимости выстраивания позитивного международного образа страны. При этом использование политики «мягкой силы», имеющая исторический отклик в культурной китайской самобытности, выступила в роли главного транслятора данных идей и формирующегося образа Китая за рубежом. Вместе с тем, сделан вывод, что дальнейшая скорость имиджеобразуюшей политики, скорее всего, будет идти пути глобализации (расширения) своего влияния.
С наступлением постсоветских реалий, РФ не была готова к резкой смене парадигмы восприятия собственной роли во внешней политике и мира в целом. Эти изменения, естественно, коснулись и образа Китая. Российская политика 1990-х гг. в отношении Китая характеризовалась нестабильностью и многоподходностью. В основном это было связано с сильным желанием России, принять её в демократический мир Запада во главе с США. Различные обсуждения роли Китая для России в политических кругах, а также не оправдание высоких ожиданий от Запада, впоследствии привели к медленному осуществлению курса на сближение и развитие российско-китайских отношений. Активизация сотрудничества пришлась на вторую половину данного десятилетия и характеризовалась в основном развитием экономического сотрудничества двух стран (особенно в торговом и военно-техническом направлении), а также согласованием стратегических принципов российско-китайских отношений (концепции многополярности, взаимного уважения прав суверенности), которые впоследствии стали мощной опорой в сближении России и Китая.
Определенные успехи в российско-китайских отношениях на фоне усугубления российско-американских повлияли на динамику оценок и представлений КНР в массовом сознании РФ. В большинстве своем Китай позиционировался скорее как удобный геополитический сосед, с которым выгодно наладить отношения. Но вместе с этим перманентно в обществе преобладала значительная доля опасений относительно высоких показателей населения Китая, которое потенциально могло составлять угрозу для территорий приграничья, что особенно прослеживалось среди жителей, находящихся в непосредственной близости и частых торговых контактах.
Было выявлено, что в течение 1990-х в российском обществе наблюдался рост заинтересованности в успешной экономической трансформации Китая, что сказывалось на всё большем проявлении позитивного отношения к стране, особенно в контексте неоправданности попытки устремления к западному миру. Тем не менее, замечалась развивающаяся тенденция проявления тревоги и беспокойства в сценарии возможного столкновения между набирающим мощь Китаем и слабеющей Россией.
В последующие годы XXI века отношения между РФ и КНР последовательно развивались и расширялись. Преследуя цель поддержания мира и стабильности на протяжённой границе, государства целенаправленно сотрудничают в сфере безопасности, что является важной составляющей отношений двух стран. Комплементарность экономических связей обеспечивает прочную базу российско-китайского сотрудничества. Совместное следование согласованной политики развития отношений без обсуждения внутренних государственных дел каждой из сторон и стремление к многополярному миру предполагают недопущение основательных политических трений и консенсус во многих международных вопросах. Вместе с тем, одновременное противостояние РФ и КНР с США способствует сближению двух стран, в то время как западные санкции, оказываются еще одним фактором углубления российско-китайских отношений.
Наряду с этим, эволюция представлений о Китае в совокупной степени согласуется с логикой динамики во взаимоотношениях стран и также характеризуется как последовательная. В данном контексте, было выявлено, что на эволюцию имиджа Китая в России повлияли следующие факторы:
1. Ратификация договора 2005 г. о демаркации границ и одновременное недовольство некачественными товары и поведением китайских торговцев, что определило на тот период времени негативно-нейтральное отношение россиян к Китаю. Однако стоит отметить, что россияне достаточно четко осознавали факт растущего экономического потенциала дружественного соседа.
2. События 2014 года и последующее сближение России и Китая на фоне растущего параллельного противостояния РФ и КНР с США и Западом. Китай стал казаться надежным другом, стратегическим партнёром и союзником, который также переживает непростой период взаимоотношений с Западом и США.
3. Возникновение коронавирусной инфекции в Китае и её распространение в 2020 г. Для российско-китайских отношений разразившийся кризис доказал прочность установленных связей и лишь ускорил процесс сближения. Однако на имидже Китая в России событие отразилось резким колебанием негативных оценок, но в целом стабильно-положительное отношение россиян осталось на высоком уровне, во многом благодаря целенаправленной подачи информации, укреплению сотрудничества и быстрому выходу Китая из кризиса.
В целом, имидж Китая в России конструируется в основном вокруг следующих детерминант: экономический потенциал КНР, так как Китай является главным экономическим партнером России и высокий политический уровень взаимоотношений. Следует отметить и потенциальные возможности партнерства, например, культурный аспект еще оставляет поле для взаимодействия.
С одной стороны, можно предположить, что имидж Китая в восприятии российского общества будет оставаться стабильно положительным как по причине того, что для России Китай является главным экономическим партнёром и стратегическим соседом, так и потому что в настоящее время отношение россиян к странам Запада остается негативным.
Однако наряду с этим, прослеживается неизменная тенденция роста экономической, технологической и военной мощи Китая, которая создает все более ассиметричный характер взаимодействия двух стран. Было сделано предположение, что Москва не пытается форсированно восполнить те пробелы, которые присутствуют в экономических отношениях (например, инвестиционный вопрос), а также занимается диверсификацией партнерских отношений в Азии по вышеуказанной причине. В этих условиях главным фактором неопределенности в отношениях Китая и России на перспективу 10¬30 лет становится ответ на вопрос, как Пекин будет распоряжаться своим растущим преимуществом перед Россией и сохранит ли ту же «тактичность» в отношениях с Москвой, которую он демонстрирует сейчас. Особенно в условиях изменения внешнеполитической стратегии Китая с мягкой и сбалансированной к более требовательной. Вместе с тем возникает вопрос, как в таком случае будет складываться имидж Китая в России в последующие годы, преимущественно, учитывая дремлющие, но от того неисчезающие, опасения о китайской угрозе из 1990-2000-х. Таким образом, тематика российско-китайских отношений и проблема имиджа Китая в России сохраняет актуальность и нуждается в дальнейшем исследовании.
Стратегия Китая в рамках исследуемого аспекта полностью складывается и регулируется политическим кабинетом КНР во главе с партийным лидером. Ключевой особенностью имиджевой стратегии была выявлена его индивидуальная прокитайская специфика, связанная, в частности, с концепцией «гармоничного мира». Государство старается позиционировать себя, как мирное и ответственное за свои действия и свою политику, посредством определенной стратегии, в которой сочетается исторический элемент и возрастающая роль Китая, как мировой цивилизации. Руководство страны, осознает, что бурный рост китайского государства вызывает довольно неоднозначную реакцию среди других стран, что в свою очередь, может спровоцировать их выступление против себя. Все это сказывается на необходимости выстраивания позитивного международного образа страны. При этом использование политики «мягкой силы», имеющая исторический отклик в культурной китайской самобытности, выступила в роли главного транслятора данных идей и формирующегося образа Китая за рубежом. Вместе с тем, сделан вывод, что дальнейшая скорость имиджеобразуюшей политики, скорее всего, будет идти пути глобализации (расширения) своего влияния.
С наступлением постсоветских реалий, РФ не была готова к резкой смене парадигмы восприятия собственной роли во внешней политике и мира в целом. Эти изменения, естественно, коснулись и образа Китая. Российская политика 1990-х гг. в отношении Китая характеризовалась нестабильностью и многоподходностью. В основном это было связано с сильным желанием России, принять её в демократический мир Запада во главе с США. Различные обсуждения роли Китая для России в политических кругах, а также не оправдание высоких ожиданий от Запада, впоследствии привели к медленному осуществлению курса на сближение и развитие российско-китайских отношений. Активизация сотрудничества пришлась на вторую половину данного десятилетия и характеризовалась в основном развитием экономического сотрудничества двух стран (особенно в торговом и военно-техническом направлении), а также согласованием стратегических принципов российско-китайских отношений (концепции многополярности, взаимного уважения прав суверенности), которые впоследствии стали мощной опорой в сближении России и Китая.
Определенные успехи в российско-китайских отношениях на фоне усугубления российско-американских повлияли на динамику оценок и представлений КНР в массовом сознании РФ. В большинстве своем Китай позиционировался скорее как удобный геополитический сосед, с которым выгодно наладить отношения. Но вместе с этим перманентно в обществе преобладала значительная доля опасений относительно высоких показателей населения Китая, которое потенциально могло составлять угрозу для территорий приграничья, что особенно прослеживалось среди жителей, находящихся в непосредственной близости и частых торговых контактах.
Было выявлено, что в течение 1990-х в российском обществе наблюдался рост заинтересованности в успешной экономической трансформации Китая, что сказывалось на всё большем проявлении позитивного отношения к стране, особенно в контексте неоправданности попытки устремления к западному миру. Тем не менее, замечалась развивающаяся тенденция проявления тревоги и беспокойства в сценарии возможного столкновения между набирающим мощь Китаем и слабеющей Россией.
В последующие годы XXI века отношения между РФ и КНР последовательно развивались и расширялись. Преследуя цель поддержания мира и стабильности на протяжённой границе, государства целенаправленно сотрудничают в сфере безопасности, что является важной составляющей отношений двух стран. Комплементарность экономических связей обеспечивает прочную базу российско-китайского сотрудничества. Совместное следование согласованной политики развития отношений без обсуждения внутренних государственных дел каждой из сторон и стремление к многополярному миру предполагают недопущение основательных политических трений и консенсус во многих международных вопросах. Вместе с тем, одновременное противостояние РФ и КНР с США способствует сближению двух стран, в то время как западные санкции, оказываются еще одним фактором углубления российско-китайских отношений.
Наряду с этим, эволюция представлений о Китае в совокупной степени согласуется с логикой динамики во взаимоотношениях стран и также характеризуется как последовательная. В данном контексте, было выявлено, что на эволюцию имиджа Китая в России повлияли следующие факторы:
1. Ратификация договора 2005 г. о демаркации границ и одновременное недовольство некачественными товары и поведением китайских торговцев, что определило на тот период времени негативно-нейтральное отношение россиян к Китаю. Однако стоит отметить, что россияне достаточно четко осознавали факт растущего экономического потенциала дружественного соседа.
2. События 2014 года и последующее сближение России и Китая на фоне растущего параллельного противостояния РФ и КНР с США и Западом. Китай стал казаться надежным другом, стратегическим партнёром и союзником, который также переживает непростой период взаимоотношений с Западом и США.
3. Возникновение коронавирусной инфекции в Китае и её распространение в 2020 г. Для российско-китайских отношений разразившийся кризис доказал прочность установленных связей и лишь ускорил процесс сближения. Однако на имидже Китая в России событие отразилось резким колебанием негативных оценок, но в целом стабильно-положительное отношение россиян осталось на высоком уровне, во многом благодаря целенаправленной подачи информации, укреплению сотрудничества и быстрому выходу Китая из кризиса.
В целом, имидж Китая в России конструируется в основном вокруг следующих детерминант: экономический потенциал КНР, так как Китай является главным экономическим партнером России и высокий политический уровень взаимоотношений. Следует отметить и потенциальные возможности партнерства, например, культурный аспект еще оставляет поле для взаимодействия.
С одной стороны, можно предположить, что имидж Китая в восприятии российского общества будет оставаться стабильно положительным как по причине того, что для России Китай является главным экономическим партнёром и стратегическим соседом, так и потому что в настоящее время отношение россиян к странам Запада остается негативным.
Однако наряду с этим, прослеживается неизменная тенденция роста экономической, технологической и военной мощи Китая, которая создает все более ассиметричный характер взаимодействия двух стран. Было сделано предположение, что Москва не пытается форсированно восполнить те пробелы, которые присутствуют в экономических отношениях (например, инвестиционный вопрос), а также занимается диверсификацией партнерских отношений в Азии по вышеуказанной причине. В этих условиях главным фактором неопределенности в отношениях Китая и России на перспективу 10¬30 лет становится ответ на вопрос, как Пекин будет распоряжаться своим растущим преимуществом перед Россией и сохранит ли ту же «тактичность» в отношениях с Москвой, которую он демонстрирует сейчас. Особенно в условиях изменения внешнеполитической стратегии Китая с мягкой и сбалансированной к более требовательной. Вместе с тем возникает вопрос, как в таком случае будет складываться имидж Китая в России в последующие годы, преимущественно, учитывая дремлющие, но от того неисчезающие, опасения о китайской угрозе из 1990-2000-х. Таким образом, тематика российско-китайских отношений и проблема имиджа Китая в России сохраняет актуальность и нуждается в дальнейшем исследовании.
Подобные работы
- Стратегия «Один пояс, один путь» и формирование международного имиджа Китая
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2022 - Связи с общественностью в дипломатии современного Китая
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2021 - Образ Китая в творчестве О. И. Сенковского
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2021 - ОТНОШЕНИЯ РОССИИ СО СТРАНАМИ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ В
АРКТИКЕ: ТОЧКИ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ИНТЕРЕСОВ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Диссертация , политология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2022 - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ НА РЫНКЕ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ В РФ И КНР
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2024 - Перспективы реализации внешнеполитического курса Бразилии на многовекторность на примере БРИКС и отношений с США
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2023 - Спортивная дипломатия США
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2022



