Тенденции развития молодежного медиапространства в г. Барнауле: медиаобразовательные практики
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ
МОЛОДЕЖНОГО МЕДИАПРОСТРАНСТВА 6
1.1. Медиаобразование: медиа и их связь с журналистикой 6
1.2. Анализ практик медиаобразования в молодежной аудитории 14
1.3. Методика исследования проблем и практик медиаобразования 22
ГЛАВА 2. ДВИЖЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКИХ ОТРЯДОВ КАК ЧАСТЬ МЕДИАПРОСТРАНСТВА ГОРОДА БАРНАУЛА
2.1. Студенческие отряды как современный социальный феномен
2.2. Специфика медиаобразовательных практик молодежных медиа 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 69
ГЛАВА 1. МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ
МОЛОДЕЖНОГО МЕДИАПРОСТРАНСТВА 6
1.1. Медиаобразование: медиа и их связь с журналистикой 6
1.2. Анализ практик медиаобразования в молодежной аудитории 14
1.3. Методика исследования проблем и практик медиаобразования 22
ГЛАВА 2. ДВИЖЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКИХ ОТРЯДОВ КАК ЧАСТЬ МЕДИАПРОСТРАНСТВА ГОРОДА БАРНАУЛА
2.1. Студенческие отряды как современный социальный феномен
2.2. Специфика медиаобразовательных практик молодежных медиа 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 69
Актуальность темы исследования. Сегодня разные аспекты медиаобразования и медиапространства все интенсивнее изучаются представителями различных научных направлений. Во многом это связано с развитием медиаобразования и своего рода массовым распространением: теперь существует множество курсов, где с помощью развития начальных медийных навыков практически любой человек может научиться продвигать свои проекты для какой-либо аудитории.
Степень научной разработанности вопроса. Вопросы медиаобразования изучают такие исследователи, как Е.Л. Вартанова, И.М. Дзялошинский, М.А. Дубовер, И.В. Жилавская, Я.Н. Засурский, Л.А. Иванова, В.Л. Колесниченко, С.Г. Корконосенко, Г.В. Михалева, А.А. Морозова, Е.В. Мурюкина, Т.И. Мясникова, С.С. Распопова, С.И. Симакова, В.В. Тулупов, И.А. Фатеева, А.В. Федоров, Н.Ф. Хилько, Е.И. Худолеева, С.Б. Цымбаленко, И.В. Челышева, А.А. Чесанов, А.В. Шариков. В их трудах определены различные подходы к трактовке понятия «медиаобразование», разработаны базовые теории, концепции и направления реализации медиаобразования, проанализированы тенденции развития современного
медиаобразования.
Проблемами медиаобразования молодежи занимаются Е.Л.
Вартанова, Г.Ф. Вороненкова, А.М. Гладько, И.В. Григорьева, И.М. Дзялошинский, М.А. Дубовер, И.В. Жилавская, Я.Н. Засурский, Л.А. Иванова, В.Л. Колесниченко, С.Г. Корконосенко, А.П. Короченский, А.А. Левицкая, Б.Н. Лозовский, Ю.А. Мальцева, Б.Я. Мисонжников, Г.В. Михалева, А.А. Морозова и др.
Исследованиям тенденций развития детской и молодежной журналистики посвящают свои труды М.И. Алексеева, С.А. Воронина, Л.А. Вяткина, В.Н. Ганичев, И.В. Жилавская, Т.И. Машуков, В.Ф. Олешко, О.А. Петрова, Д.А. Позднякова, И.А. Руденко, Н.А. Саввин, В.П. Ситников, Б.В. Тулупов, М.И. Холмов, С.Б. Цымбаленко, А.Я. Школьник, А.Г. Ушаков.
Медиаобразование как направление подготовки в вузах в связи с этим приобретает проблемы, которые сводятся к нескольким вопросам: чему учить, как учить и, самое главное, зачем учить. В конце прошлого века (1990-2000 гг.) проблемами медиаобразования активно занимался, например, А.В. Шариков, который рассматривал и зарубежный, и российский опыт.
Многие ученые, которые специализируются на изучении медиасреды, видят в ней непосредственную связь с журналистикой. К таким исследователям можно отнести И.В. Жилавскую, которая с 2007 года занимается исследованием медиаобразования. Сейчас она является заведующим кафедрой ЮНЕСКО «Медиаинформационная грамотность и медиаобразование граждан» Московского педагогического государственного университета. В 2009 году вышла монография И.В. Жилавской «Медиаобразование молодежной аудитории», где медиа были рассмотрены как процесс взаимодействия СМИ с аудиторией.
Сейчас особенности медийного образования рассматривают и студенты, и научные сотрудники. Поэтому особенно значимым представляется изучение взаимопроникновения медиа в журналистику и журналистики в медиа. Данное взаимодействие представляется очевидным: если ориентироваться на практический аспект, то форумы, образовательные площадки, интенсивные практические курсы проводятся именно по особенностям медиареальности , специалисты рассказывают о трендах в медиа и способах управления этими трендами.
Целью данной работы является изучение медиаобразовательных практик в молодежном медиапространстве города Барнаула, выявление тенденций развития медиаобразования молодежи.
Поставленная цель достигается решением ряда исследовательских задач:
1. Дать определение понятиям «медиа», «медиапространства».
2. Описать связь медиа с журналистикой в контексте медиаобразования.
3. Рассмотреть медиаобразовательные практики в молодежном исследовании медиа.
4. Охарактеризовать современные методики исследования
медиаобразовательных практик.
5. На основе опыта движения студенческих отрядов Алтайского края представить особенности молодежного медиапространства г. Барнаула и выявить наиболее эффективные медиаобразовательные практики.
Объект исследования. Объектом исследования являются медиаобразовательные практики студенческих отрядов Алтайского края
Предмет исследования. Предметом исследования в данной работе выступают медиаобразовательный потенциал медиа студенческих отрядов и эффективные медиаобразовательные практики.
Методы исследования. В процессе исследования использовались различные методы. При написании теоретической главы использовались анализ научно-методических и медиаобразовательных источников, синтез, обобщение, сравнительный анализ. Описательный метод применялся при обобщении данных, необходимых для практической части исследования.
Эмпирической базой исследования выступает медиаобразовательная деятельность участников студенческих, в частности педагогических, отрядов Алтайского края на примере г. Барнаула.
Новизна нашей работы заключается в представлении медиа как системы, непосредственно взаимосвязанной с журналистским творчеством. Исследования в данной области проводились, однако широкое использование медиобразовательного потенциала еще не стало повседневной практикой. Кроме того, с каждым годом появляются новые технологии и средства, медиаобразовательные практики развиваются и совершенствуются, поэтому необходимо это учитывать. Практическая значимость. На основе работы
сформулированы практические рекомендации по разработке и эффективной реализации медиаобразовательных проектов в
деятельности студенческих отрядов. Возможность использовать результаты исследования в практике деятельности медиапедагогов.
Структура работы. Структура работы включает введение, две главы, заключение, библиографический список и приложение.
Степень научной разработанности вопроса. Вопросы медиаобразования изучают такие исследователи, как Е.Л. Вартанова, И.М. Дзялошинский, М.А. Дубовер, И.В. Жилавская, Я.Н. Засурский, Л.А. Иванова, В.Л. Колесниченко, С.Г. Корконосенко, Г.В. Михалева, А.А. Морозова, Е.В. Мурюкина, Т.И. Мясникова, С.С. Распопова, С.И. Симакова, В.В. Тулупов, И.А. Фатеева, А.В. Федоров, Н.Ф. Хилько, Е.И. Худолеева, С.Б. Цымбаленко, И.В. Челышева, А.А. Чесанов, А.В. Шариков. В их трудах определены различные подходы к трактовке понятия «медиаобразование», разработаны базовые теории, концепции и направления реализации медиаобразования, проанализированы тенденции развития современного
медиаобразования.
Проблемами медиаобразования молодежи занимаются Е.Л.
Вартанова, Г.Ф. Вороненкова, А.М. Гладько, И.В. Григорьева, И.М. Дзялошинский, М.А. Дубовер, И.В. Жилавская, Я.Н. Засурский, Л.А. Иванова, В.Л. Колесниченко, С.Г. Корконосенко, А.П. Короченский, А.А. Левицкая, Б.Н. Лозовский, Ю.А. Мальцева, Б.Я. Мисонжников, Г.В. Михалева, А.А. Морозова и др.
Исследованиям тенденций развития детской и молодежной журналистики посвящают свои труды М.И. Алексеева, С.А. Воронина, Л.А. Вяткина, В.Н. Ганичев, И.В. Жилавская, Т.И. Машуков, В.Ф. Олешко, О.А. Петрова, Д.А. Позднякова, И.А. Руденко, Н.А. Саввин, В.П. Ситников, Б.В. Тулупов, М.И. Холмов, С.Б. Цымбаленко, А.Я. Школьник, А.Г. Ушаков.
Медиаобразование как направление подготовки в вузах в связи с этим приобретает проблемы, которые сводятся к нескольким вопросам: чему учить, как учить и, самое главное, зачем учить. В конце прошлого века (1990-2000 гг.) проблемами медиаобразования активно занимался, например, А.В. Шариков, который рассматривал и зарубежный, и российский опыт.
Многие ученые, которые специализируются на изучении медиасреды, видят в ней непосредственную связь с журналистикой. К таким исследователям можно отнести И.В. Жилавскую, которая с 2007 года занимается исследованием медиаобразования. Сейчас она является заведующим кафедрой ЮНЕСКО «Медиаинформационная грамотность и медиаобразование граждан» Московского педагогического государственного университета. В 2009 году вышла монография И.В. Жилавской «Медиаобразование молодежной аудитории», где медиа были рассмотрены как процесс взаимодействия СМИ с аудиторией.
Сейчас особенности медийного образования рассматривают и студенты, и научные сотрудники. Поэтому особенно значимым представляется изучение взаимопроникновения медиа в журналистику и журналистики в медиа. Данное взаимодействие представляется очевидным: если ориентироваться на практический аспект, то форумы, образовательные площадки, интенсивные практические курсы проводятся именно по особенностям медиареальности , специалисты рассказывают о трендах в медиа и способах управления этими трендами.
Целью данной работы является изучение медиаобразовательных практик в молодежном медиапространстве города Барнаула, выявление тенденций развития медиаобразования молодежи.
Поставленная цель достигается решением ряда исследовательских задач:
1. Дать определение понятиям «медиа», «медиапространства».
2. Описать связь медиа с журналистикой в контексте медиаобразования.
3. Рассмотреть медиаобразовательные практики в молодежном исследовании медиа.
4. Охарактеризовать современные методики исследования
медиаобразовательных практик.
5. На основе опыта движения студенческих отрядов Алтайского края представить особенности молодежного медиапространства г. Барнаула и выявить наиболее эффективные медиаобразовательные практики.
Объект исследования. Объектом исследования являются медиаобразовательные практики студенческих отрядов Алтайского края
Предмет исследования. Предметом исследования в данной работе выступают медиаобразовательный потенциал медиа студенческих отрядов и эффективные медиаобразовательные практики.
Методы исследования. В процессе исследования использовались различные методы. При написании теоретической главы использовались анализ научно-методических и медиаобразовательных источников, синтез, обобщение, сравнительный анализ. Описательный метод применялся при обобщении данных, необходимых для практической части исследования.
Эмпирической базой исследования выступает медиаобразовательная деятельность участников студенческих, в частности педагогических, отрядов Алтайского края на примере г. Барнаула.
Новизна нашей работы заключается в представлении медиа как системы, непосредственно взаимосвязанной с журналистским творчеством. Исследования в данной области проводились, однако широкое использование медиобразовательного потенциала еще не стало повседневной практикой. Кроме того, с каждым годом появляются новые технологии и средства, медиаобразовательные практики развиваются и совершенствуются, поэтому необходимо это учитывать. Практическая значимость. На основе работы
сформулированы практические рекомендации по разработке и эффективной реализации медиаобразовательных проектов в
деятельности студенческих отрядов. Возможность использовать результаты исследования в практике деятельности медиапедагогов.
Структура работы. Структура работы включает введение, две главы, заключение, библиографический список и приложение.
Выпускная квалификационная работа посвящена изучению медиапространства города Барнаула как площадки для развития медийных компетенций молодежи и повышения уровня ее медиаобразования.
Актуальность обусловлена тем, что движение студенческих отрядов для многих современных студентов является огромным шагом в будущее. Интерес к этому явлению имеет объективные причины: настолько популярным становится объединение молодежи в неформальные и формальные общности по интересам. Проблема формирования управленческих и медийных компетенций современной молодежи в условиях нестабильности социально - политических процессов приобретает особое значение, поскольку становится базовым компонентом гражданско-патриотического воспитания и мировоззрения.
В работе приведены примеры использования движения студенческих отрядов как площадки для самореализации в журналистике и медиа-деятельности, приобретения опыта и дополнительных навыков.
Нами подробно описан студенческий отряд как объединение студенческой молодежи для временной работы в период свободного от учебы времени на различных объектах нашей страны как регионального, так и всероссийского масштаба. В составе студенческого отряда студенты работают не только по рабочим специальностям: плотник, сварщик, каменщик, стропальщик, монтажник, арматурщик, кровельщик, дорожный рабочий, штукатур-маляр, - но и начинают приобретать профессиональные навыки в сфере медиа.
В работе описана социально ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха (в учебе, профессиональной и вне профессиональной жизнедеятельности), определяющая адекватное индивидуальное поведение в
динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю
уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром.
Был подробно проанализирован опыт формирования и развития медиакомпетентности в студенческих отрядах как набор знаний, навыков, практического опыта и личностных качеств, позволяющий решать определённые задачи для достижения наилучшего результата в дальнейшей жизни студентов.
Получены следующие результаты исследования:
1. Анализ теоретических работ о движении студенческих отрядов и его потенциала позволил сделать ряд выводов:
- пройдя через обучения медиа в движении студенческих отрядов, бойцы получают навыки коммуникации, участвуют в создании медиапродуктов (посты, видеоролики, фотографии и т.п.);
- потенциал движения студенческих отрядов в формировании компетенций следует рассматривать как комплекс возможностей в процессе деятельности студенческих отрядов, обеспечивающий формирование и развитие у студента навыков путем вовлечения в творческий процесс, создания медиапродуктов и повышения уровня своей медиаграмотности.
2. Изучение динамики развития движения студенческих отрядов позволяет утверждать, что после резкого спада 90-х годов движение начинает возрождаться и имеет тенденцию к увеличению общего числа участников. Учитывая тенденцию к растущей популярности Интернет, молодежь активно проявляет себя в движении и активизирует участие студенческих отрядов на различных интернет-площадках, в том числе в социальных сетях.
3. На основе опыта автора были сделаны выводы:
- школа студенческих отрядов является замечательной опорной площадкой для реализации журналистских качеств, конкурентоспособности, обретения коммуникативных качеств и получения ценного трудового опыта, в том числе и в сфере медиа;
- бойцов после школы студенческих отрядов рассматривают как конкурентоспособных специалистов на рынке труда, при этом их основная профессия может быть далека от сферы медиа;
- проявляя себя в молодежных медиа и приобретая новые медийные навыки, студенты могут на практике формировать творческие компетенции для своей реализации в будущем в различных сферах труда.
Результаты исследования являются ценным материалом при построении работы с молодежью. Имея все возможности для развития творческих компетенций и конкурентоспособности, в частности на примере бойцов студенческих отрядов, мы можем формировать некий кадровый резерв для дальнейшей работы в сфере медиа, изменять направление их деятельности для более продуктивной работы.
Результаты исследования предоставлены в Управление молодежной политики и реализации программ общественного развития Алтайского края, Краевое государственное бюджетное учреждение «Алтайский краевой штаб студенческих отрядов», Алтайское региональное отделение молодежной общероссийской общественной организации «Российские студенческие отряды» и использованы для более продуктивной и успешной реализации повышения медиакомпетентности и медиаграмотности молодёжи как в Алтайском крае, так и за его пределами.
Актуальность обусловлена тем, что движение студенческих отрядов для многих современных студентов является огромным шагом в будущее. Интерес к этому явлению имеет объективные причины: настолько популярным становится объединение молодежи в неформальные и формальные общности по интересам. Проблема формирования управленческих и медийных компетенций современной молодежи в условиях нестабильности социально - политических процессов приобретает особое значение, поскольку становится базовым компонентом гражданско-патриотического воспитания и мировоззрения.
В работе приведены примеры использования движения студенческих отрядов как площадки для самореализации в журналистике и медиа-деятельности, приобретения опыта и дополнительных навыков.
Нами подробно описан студенческий отряд как объединение студенческой молодежи для временной работы в период свободного от учебы времени на различных объектах нашей страны как регионального, так и всероссийского масштаба. В составе студенческого отряда студенты работают не только по рабочим специальностям: плотник, сварщик, каменщик, стропальщик, монтажник, арматурщик, кровельщик, дорожный рабочий, штукатур-маляр, - но и начинают приобретать профессиональные навыки в сфере медиа.
В работе описана социально ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха (в учебе, профессиональной и вне профессиональной жизнедеятельности), определяющая адекватное индивидуальное поведение в
динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю
уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром.
Был подробно проанализирован опыт формирования и развития медиакомпетентности в студенческих отрядах как набор знаний, навыков, практического опыта и личностных качеств, позволяющий решать определённые задачи для достижения наилучшего результата в дальнейшей жизни студентов.
Получены следующие результаты исследования:
1. Анализ теоретических работ о движении студенческих отрядов и его потенциала позволил сделать ряд выводов:
- пройдя через обучения медиа в движении студенческих отрядов, бойцы получают навыки коммуникации, участвуют в создании медиапродуктов (посты, видеоролики, фотографии и т.п.);
- потенциал движения студенческих отрядов в формировании компетенций следует рассматривать как комплекс возможностей в процессе деятельности студенческих отрядов, обеспечивающий формирование и развитие у студента навыков путем вовлечения в творческий процесс, создания медиапродуктов и повышения уровня своей медиаграмотности.
2. Изучение динамики развития движения студенческих отрядов позволяет утверждать, что после резкого спада 90-х годов движение начинает возрождаться и имеет тенденцию к увеличению общего числа участников. Учитывая тенденцию к растущей популярности Интернет, молодежь активно проявляет себя в движении и активизирует участие студенческих отрядов на различных интернет-площадках, в том числе в социальных сетях.
3. На основе опыта автора были сделаны выводы:
- школа студенческих отрядов является замечательной опорной площадкой для реализации журналистских качеств, конкурентоспособности, обретения коммуникативных качеств и получения ценного трудового опыта, в том числе и в сфере медиа;
- бойцов после школы студенческих отрядов рассматривают как конкурентоспособных специалистов на рынке труда, при этом их основная профессия может быть далека от сферы медиа;
- проявляя себя в молодежных медиа и приобретая новые медийные навыки, студенты могут на практике формировать творческие компетенции для своей реализации в будущем в различных сферах труда.
Результаты исследования являются ценным материалом при построении работы с молодежью. Имея все возможности для развития творческих компетенций и конкурентоспособности, в частности на примере бойцов студенческих отрядов, мы можем формировать некий кадровый резерв для дальнейшей работы в сфере медиа, изменять направление их деятельности для более продуктивной работы.
Результаты исследования предоставлены в Управление молодежной политики и реализации программ общественного развития Алтайского края, Краевое государственное бюджетное учреждение «Алтайский краевой штаб студенческих отрядов», Алтайское региональное отделение молодежной общероссийской общественной организации «Российские студенческие отряды» и использованы для более продуктивной и успешной реализации повышения медиакомпетентности и медиаграмотности молодёжи как в Алтайском крае, так и за его пределами.
Подобные работы
- Детско-юношеская газета «САМИ» как современный ресурс
медиаобразования и социализации школьников
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2021






