Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Просветительская журналистика Леонида Парфенова: от «Намедни» до «Парфенона»

Работа №88443

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

журналистика

Объем работы76
Год сдачи2021
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
36
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В РОССИИ:
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ 7
1.1 История и перспективы развития просветительской журналистики в
России 7
1.2. Современные методы и приемы просветительской журналистики в контексте интернет-пространства 17
1.3 Отображение творческой составляющей журналиста в парадигме авторской журналистики 23
ГЛАВА 2. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЕОНИДА ПАРФЕНОВА В АВТОРСКИХ ПРОГРАММАХ «НАМЕДНИ» И
«ПАРФЕНОН» 37
2.1 Просветительская миссия Леонида Парфенова в рамках проекта
«Намедни» 37
2.2 Тематическое своеобразие просветительской журналистики Леонида
Парфенова в интернет-проекте «Парфенон» 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 62
ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА 67


В современном обществе один из наиболее важных факторов влияния на возможную аудиторию - это индивидуальность автора. Помимо четко структурированной работы и профессионализма, также очень важно уметь привлечь внимание человека некой индивидуальностью, никому более не характерной. Для изучения понятия «авторского я» в журналистике требуются немалое количество точек зрения, а также знания в области литературы, журналистики и информация о нынешних медиа-процессах. Только совокупность сведений об этих видах подачи материала поможет разобраться в этом вопросе.
Актуальность выпускной квалификационной работы заключается в том, что в наше время профессия журналиста до сих пор остаётся достаточно востребованной. Это связано с тем, что способности проявления и реализация творческого потенциала набирают обороты и контента становится всё больше и больше. Журналистам приходится всё больше вкладываться в работу и подходить к делу с большим творческим подходом. Именно творческий и своеобразный подход приводит к формированию аутентичного портрета журналиста. В наше время видеохостинги представляют собой важный ресурс для получения информации. Они способствуют формированию как точки зрения, так и мировоззрения человека. Данная тема приобретает повышенную актуальность в связи с широкой распространенностью и не затрудненному доступу к информации, в частности, к авторскому взгляду на происходящие социальные, политические, экономические и идеологические события. Одним из самых популярных вещательных каналов является видеохостинг Youtube. Именно он базируется, как огромная площадка для распространения информации и продвижения своей точки зрения в сознание людей.
Объект исследования в данной работе являются видеоматериалы YouTube канала Леонида Парфёнова.
Проблема исследования - выявить наличие или отсутствие просветительского потенциала в авторских программах Леонида Парфёнова «Намедни» и «Парфенон».
Целью данной работы является анализ просветительской журналистики Леонида Парфенова за счёт цикла авторских передач «Намедни» и «Парфенона».
Поставленная цель достигается решением ряда исследовательских задач:
1) Охарактеризовать историю становления и дальнейшие перспективы развития просветительской журналистики в России;
2) Определить современные методы и приемы современной
просветительской журналистики»;
3) Разобраться в творческой составляющей авторской журналистики;
4) Определить просветительскую миссию журналиста Л. Г.
Парфенова в рамках проекта «Намедни»;
5) Выявить тематическое своеобразие просветительской журналистики Л.Парфенова в интернет-проекте «Парфенон»;
6) Проанализировать деятельность Л.Парфенова, как пример современной просветительской журналистики.
Степень разработанности проблемы. У И. М. Дзялошинского авторская журналистика обладает собственной структурой, то есть «совокупностью функциональных элементов и их отношений, необходимых и достаточных для достижения поставленных целей». Инна Тимченко, в своей статье «Возвращение авторской журналистики», рассказывает о том, насколько развита авторская журналистика в целом и как продолжает развиваться в современном обществе. Максим Ким, в своих трудах «Технология создания журналистского произведения», повествует о том, как
взаимодействует психология журналистского труда и творчества в целом, задаётся такими вопросами, как «острота пера или умелое владение методами», а также о образе журналистского произведения. Об этом же говорит и преподаватель факультета журналистики «МГУ» В. М. Горохов в своем научном труде «Основы журналистского мастерства».
О функциях просветительской журналистики говорит В. Третьяков, акцентируя внимание на ее культурных ценностях и устоях. В. В. Коломина в «Современных тенденция развития авторской журналистики в контексте интернет-пространства» пишет об историческом аспекте просветительской журналистике, говоря о ее зарождении и расцвете во времена Екатерины Великой. Также о влиянии истории и зарождении просвещения пишет Г. В. Жирков. В своей работе «История цензуры в России XIX-XX вв.» он пишет о заслугах Петра I, его преобразованиях и начинаниях в области просвещения.
Эмпирическую базу исследования составляет цикл передач «Намедни. Наша эра.1961-2003». Цикл состоит из 43 выпусков, общий хронометраж которых составляет 32 часа 25 минут. Перезапуск «Намедни» произошел в 2019 году. Первые выпуски были посвящены «1952-1960» годы. Их хронометраж составил 6,7 часов. Следующие выпуски были посвящены «2004-2010» годам. Их хронометраж составил 13 часов. Выпуски, охватившие «2011-2015» годы, имеют хронометраж в 9 часов. В цикл авторских передач «Парфенон» входит 4 сезона. Каждый выпуск идёт от 30 до 40 минут. Всего 42 выпуска, общий хронометраж которых составляет 17 часов 20 минут.
Методы исследования. Работа носит аналитико-обобщающий характер и базируется на реализации общенаучных методов и частных методов.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в изучении современных критериев и тенденций просветительской журналистики. Значимость данной работы представляет собой изучение просветительской журналистики, посредством освоения современной коммуникации через видеохостинг Youtube, тем самым способствуя развитию индивидуализации и помощи в дальнейшем освоения различных эмоционально-психологических средств, которые способствуют привлечению аудитории. Полученные данные могут представить интерес для журналистов новой школы, публицистов и практиков.
Структура и объём ВКР. Работа состоит из введения, двух глав и четырех параграфов, заключения и библиографического списка. Объем работы 76 страниц. Использовано 63 литературных и электронных источника.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное в выпускной квалификационной работе исследование, цель которого заключалась в изучении истории развития просветительской журналистики России, позволило получить следующие результаты. Мы выяснили, что с самого начала своего существования просвещение способствуют расширению кругозора, формированию знаний и создает пласт норм и ценностей.
Узнали, что просветительская деятельность повышает культурный уровень масс и способствует консолидации общества, тем самым прививает гуманизм. Просветительская деятельность в журналистике имеет интегральный характер и сложную структуру. Просвещение способствует оптимальной работе механизмов общественной саморегуляции, которая реализует общественную жизнь через совокупность разных видов деятельности.
Определили современные методы и приемы просветительской журналистики. Просветительская журналистика обладает большим жанровым потенциалом. В просветительской деятельности используются жанры всех трёх групп, а именно: аналитические, информационные и художественно¬публицистические. Также выявили речевые приемы журналистов, которые включают в себя использование разнообразных синтаксических и лексических приемов выразительности: тропов, фигур и языковой игры. Также в данную группу можно включить и невербальные элементы: мимику, жестикуляцию, интонацию и тембр речи журналиста. Такие приемы необходимо рассматривать как единое целое, так как невербальные элементы используются в процессе передачи информации наряду с вербальными и дополняют их.
Проанализировали авторский цикл передач Леонида Парфёнова в видеохостинге «YouTube» под названием «Намедни», определили просветительскую миссию Леонида Парфёнова в рамках авторского проекта.
Мы выяснили, что программа имеет три жанра: информационная программа неполитических новостей, документальная программа, информационно¬аналитическая программа. Жанровое разнообразие помогает Парфенову раскрывать те или иные темы с разных сторон. И это же делает его программу просветительской. Леонид Парфёнов, проходя через разного рода тяготы своей профессии, всё равно остаётся журналистом-просветителем и соответствует современным требованиям. Его широкий кругозор и эрудицию мы видим в разных авторских программах от «Намедни» до «Парфенона», а также в роли режиссера и писателя книг.
Также, проанализировав ещё один авторский цикл передач Леонида Парфёнова под названием «Парфенон», выявили его тематическое своеобразие и определили просветительскую функцию. Выяснили, что значимое место в его творчестве занимают политические и остросоциальные темы. Журналист поднимает общественно-значимые проблемы, которые волнуют общество и затрагивает вопросы, ответы на которые оно желает получить. Леонид Парфёнов раскрывает ту или иную тему Леонид Парфенов с помощью различных жанров: автобиографическая заметка, новость, интервью, репортажная зарисовка. Благодаря использованию различных приемов (средств выразительности) и жанровому своеобразию программы, автор раскрывает общественно-значимые тематики, отвечая на запросы аудитории и, тем самым, выполняя просветительскую функцию в журналистике.
В данной работе мы проанализировали творческие особенности личности Леонида Парфенова как журналиста-просветителя. За все время работы Леонид Парфенов создал целую коллекцию оригинальных и непохожих на другие авторские проекты программы и фильмы. У Леонида Парфёнова высокое осознание профессионального долга и социальной ответственности перед аудиторией. Он понимает, что его четкая социально-мировоззренческая позиция находит отклик в людях. Рассмотрев деятельность 60
Леонида Парфёнова можно смело сказать, что это человек-профессионал, который сделал огромный вклад в просветительскую журналистику России.
Перспективы дальнейшего исследования данной темы обширны, возможно анализировать просветительские функции в целом, ее проблемы или тенденции развития. Также брать во внимание других авторов, работающих в этом жанре, отдельные информационные проекты или же СМИ.


1. Авраамов Д. С. Профессиональная этика журналиста. М.: Изд-во МГУ,
2003. 272 с.
2. Асеев, Б. Н. Русский драматический театр от его истоков до конца 18 века. М.: Искусство, 1977. 575 с.
3. Бобков А. К. Основы творческой деятельности журналиста. Иркутск: Иркутский университет, 2005. 96 с.
4. Богуславская В. В. Особенности моделирования текста средств массовой коммуникации и информации // Вестник Воронежского государственного университета. 2004. №1. С. 70-81.
5. Брикнер А. Г. История Екатерины Второй. М.: Астрель, 2004. 843 с.
6. Ваттимо Д. Прозрачное обществом.: Логос, 2003. 124 с.
7. Вартанова Е. Л. К вопросу о функциях журналистики // МедиаАльманах.
2016. № 3. С. 8-10.
8. Винская Л. А. Деонтология журналистики от Ломоносова до информационного общества 21 века // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. Новосибирск, 2012. С. 54-60.
9. Виноградова С. Прогноз Макбрайда: десять лет спустя // Век информации: тезисы научно-практического семинара. 1995. С. 46-48.
10. Гатов В. В. Будущее журналистики. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. 267 с.
11. Дзялошинский И. М. Творческая индивидуальность в журналистике. М.: Изд-во МГУ, 1984. 128 с.
12. Дэннис Э. Беседы о масс-медиа / Э. Дэннис, Д. Мэррил. М.: Рос.-амер. информ. пресс-центр: Вагриус, 1997. 383 с.
13. Жирков Г. В. История цензуры в России XIX-XX вв. М.: Аспект Пресс,
2001. 368 с.
14.Записки императрицы Екатерины II. Санкт-Петербург: издание А. С. Суворина, 1907. 743 с.
15. Каган М. С. Философия культуры. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. 414 с.
16. Калмыков А. А. Интернет-журналистика. М.: Юнити-Дана, 2005. 383 с.
17. Ким М. Н Технологии создания журналистского произведения. СПб.: Изд-во Михайлова В. А, 2001. 152 с.
18. Ким М. Н. Основы творческой деятельности журналиста. СПб.: Изд-во Михайлова В. А, 2011. 400 с.
19. Колокольцева Т. Н. Интернет-коммуникация как новая речевая формация. М.: Флинта: Наука, 2012. 322 с.
20. Козлова М. М. История отечественных средств массовой информации. Ульяновск: Изд-во УлГТУ, 2001, 103 с.
21. Корконосенко С. Г. Основы теории журналистики. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995. 87 с.
22. Коломина В. В. Современные тенденции развития авторской журналистики в контексте интернет-пространства // Вестник Чувашского университета. 2007. №4. С. 295-298.
23. Круглов В. М. О задачах изучения русского языка Петровской эпохи. СПб.: РАН, 2006. 56 с.
24. Кузнецов И. В. История отечественной журналистики (1917—2000). М.: Флинта: Наука, 2002. 203 с.
25. Лазутина Г. В. Профессиональная этика журналиста. М.: Аспект Пресс, 2006. 237 с.
26. Лазутина Г. В. Жанры журналистского творчества. М.: Аспект Пресс,
2011. 320 с.
27. Лассуэл Г. Д. Линейная модель коммуникации. М.: Изд-во МГУ, 1948. 228 с.
28. Лептлкина О. И. История отечественной журналистики XX века. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. 94 с.
29. Лукина М. М. Жанры печатных и электронных СМИ. М.: Аспект Пресс,
2005. 348 с.
30. Машкова С. Г. Интернет-журналистика. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2006. 80 с.
31. Мирошниченко А. А. Когда умрут газеты. М.: Книжный мир, 2011. 222 с.
32. Мирошниченко А. А. Авторство нельзя скопипастить [Электронный
ресурс] // Мнения. 2010. Режим доступа:
https://republic.ru/future/avtorstvo nelzya skopipastit-239492.xhtml (дата
обращения: 19.03.2021).
33. Новиков Н. И Сатирические журналы. Л.: Изд-во АН СССР, 1951. 616 с.
34. Олешко В. Ф. Журналистика как творчество, или что нужно делать, чтобы читатели, телезрители, радиослушатели тебя понимали и вступали в диалог. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002. 189 с.
35. Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. М.: Рефл-бук: Ваклер, 2001. 651 с.
36. Полуэхтова И. А. Социокультурная динамика российской аудитории телевидения. М.: Восход, 2009. 288 с.
37. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. М.: Изд-во МГУ, 1995. 293 с.
38. Путин В. В. Почему трудно уволить человека // Классный журнал, 2009. № 9. С. 34-35.
39. Радищев А. Н. Полное собрание сочинений // Собр. соч.: в 3 т. М.: Изд - во АН СССР, 1941. Т. 2. С. 24-26.
40. Радищев А. Н. Русская проза XVIII века // Собр. соч.: в 2 т. М.: Гослитиздат, 1950. Т. 2. С. 23-24.
41. Рощин С. К. Психология и журналистика: дис. канд. пед. наук: 05.25.03. М., 1989. 192 с.
42. Сосновская А. М. Журналист: личность и профессионал (Психология идентичности) СПб.: Роза мира, 2005. 206 с.
43. Слободчиков В.И. Психология человека / М.: Изд-во ПСТГУ, 2014. 359 с.
44. Суворова С. П. Реализация просветительской функции журналистики в современных общероссийских газетах // Вестник МГУ. 2005. №6. С. 11 -15.
45. Тертычный А. А. Аналитическая журналистика: познавательно - психологический подход. СПб.: Изд-во Гендальф, 1998. 245 с.
46. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. 536 с.
47. Третьяков В. Мы пытаемся обучать так, будто все наши выпускники
будут работать на ТК «Культура». [Электронный ресурс] // Интервью Н. Дорошкевич. 2013. Режим доступа https://kpfu.ru/news/novosti-i- obyavleniya/ vitalij -tretyakov-39my-pytaemsya-obuchat-tak-31098.html (дата
обращения: 16.01.21).
48. Сиберт С. Четыре теории прессы / С. Сиберт, У. Шрамм, Т. Питерсон. М.: Вагриус, 1998. 223 с.
49. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года.2016-2030. М.: Юридическая литература. 2016. 45 с.
50. Тимченко И. Возвращение авторской журналистики [Электронный ресурс] // Журналист.2017.Режим доступа https://jrnlst.ru/vozvrashchenie- avtorskoy-zhurnalistiki (дата обращения: 15.01.2021).
51. Липпман У. Общественное мнение. М.: Ин-т Фонда Обществ. мнение,
2004. 382 с.
52. Успенская C. С. Личное мнение автора в колонке. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2009. 98 с.
53. Цвик В. Л. Телевизионная журналистика. М.: «Высшая школа», 2002. 304 с.
54. Цидина Т. Д. СМИ в эпоху Екатерины II // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2007. №1. С. 15-30.
55. Черникова Е. В. Основы творческой деятельности журналиста. М.: Аспект Пресс, 2012. 414 с.
56. Фонвизин Д. И. Собрание сочинений // Собр. соч.: в 2 т. М.: Госполитиздат, 1959. Т. 2. С. 67-70.
57. Шерковин Ю. А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М.: Мысль, 1973. 215 с.
58. Шкондин М. В. Средства массовой информации: системные характеристики. М.: Изд-во МГУ, 2005. 186 с.
59. Шестеркина Л. П. Методика телевизионной журналистики / Л. П. Шестеркина, Т. Д. Николаева. М.: Аспект Пресс, 2012. 224 с.
60. Яковенко И. Авторская журналистика не умрет под давлением новых
цифровых технологий [Электронный ресурс] // Mediakritika. 2016. Режим доступа: http://mediakritika.by/article/3622/igor-yakovenko-mediafreniya-i-
diagnoz-rossiyskoy-zhurnalistiki (дата обращения: 23.12.20).
61. Lasswell H. D. Function of Mass Communication in Society. Urbana: University of Illinois Press, 1960. P. 36-39.
62. Lederer E. The State of the masses: the threat of the clessles society. N.Y.: W. W. Norton and Company, 1940. P. 55-57.
63. Mannheim K. Man and Society in Age of Reconstruction. London: Routledge, 1940. P. 88-90.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ