ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТРАНСМЕДИА 6
1.1 Понятие технологий трансмедиа 6
1.2 Технологии трансмедиа в журналистике 17
1.3 Трансмедиатекст в журналистике 23
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ТРАНСМЕДИАТЕКСТА НА ПРИМЕРЕ
ИЗАНИЯ «КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА» 31
2.1 Общая характеристика издания «Комсомольская правда» 32
2.2 Анализ использования трансмедийных технологий в издании
«Комсомольская правда» 37
2.3 Принцип формирования трансмедиатекста в издании «Комсомольская
правда» 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 68
ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА 75
Благодаря современным информационным технологиям область журналистики развивается в быстром темпе. СМИ становятся все более интерактивными, появляются новые форматы коммуникации. Сказалось на этом и современное медиапотребление. Читатели не готовы тратить все время на чтение одного источника. Появляется интерес к потреблению информации с разных медийных платформ. Трансмедийные технологии в журналистике помогают рассказывать о событиях общественной жизни путем использования нескольких платформ, а также соучастия аудитории.
Каждая платформа вносит свой уникальный вклад в формирование трансмедиатекста в издании. Такой способ помогает заинтересовать аудиторию путем того, что на каждой платформе будет публиковаться уникальный контент, трансформированный под каждую медиаплатформу.
В данном исследовании описаны основные технологии создания трансмедиатекстов в кросс-платформенной среде, их языковая составляющая.
Особая актуальность исследования заключается в том, что с развитием Интернета журналистика становится все более мультимедийной и интерактивной. Трансформируются текстовые модели, которые теперь взаимодействуют с невербальными составляющими. Появляется новые возможности преподнесения информации и, как следствие, спрос в потреблении информации на различных платформах. А трансмедиа помогают эту концепцию осуществить, предлагая информацию не только на сайте, но и в социальных сетях, на радио. Происходит взаимодействие с читателями, что ведет к более широкому охвату аудитории.
Проблема исследования
Мультимедийные технологии привели к тому, что журналистские материалы стали использовать комбинированное применение контента (текст + фото, видео, аудио). Помимо этого, современная аудитория требует от журналистики продукт, который способен дать полную информацию о событиях. Аудитория в поисках деталей и подробностей ищет информацию на различных платформах, где одно и то же событие по-разному интерпретировано. Это ведет к тому, что медиатекст меняется, подстраиваясь под потребности аудитории. А с появлением трансмедийных технологий пользователь имеет возможность проявлять активность путем комментирования, предложения собственных новостей, а также делиться понравившимися публикациями в социальных сетях и мессенджерах.
Степень разработанности проблемы
Данная тема актуальна, является новой в медиапространстве и требует более точного изучения. Такие исследователи как Е. Г Лапина-Кратасюк, М. М Лукина и О. В Рузанова рассказывают о принципах технологий трансмедиа, которые развиваются под влиянием мультимедийной среды, их применении в журналистике, а также о явлении видоизменения текста на различных медиаплатформах.
Объект исследования - трансмедиатекст в интернет-издании.
Предмет исследования - формирование трансмедиатекста на примере «Комсомольской правды».
Целью данной работы является изучение особенностей журналистских материалов, созданных при помощи технологий трансмедиа .
Главными задачами исследования являются:
1) Изучить технологии трансмедиа.
2) Рассмотреть использование трансмедийных технологий в журналистике.
3) На примерах проанализировать опыт применения трансмедийных технологий в издании «Комсомольская правда» и выяснить, как трансформируется медиатекст для разных медиаплатформ.
Методы исследования
Для исследования был выбран нарративный анализ, с помощью которого удалось проанализировать, как формируется трансмедиатекст и как он трансформируется на разных медиаплатформах.
Материал исследования (эмпирическая база). Эмпирической базой выступают трансмедиатексты, использованные порталом «Комсомольская правда». Для анализа были отобраны публикации с 1 марта по 10 мая 2021 года.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая база основывается на исследования американского продюсера Г енри Дженкинса, который ввел понятие трансмедиа, а также на материалах из открытых источников. Проведен анализ основных видов медиатекста в интернет-журналистике, используемых в издании «Комсомольская правда». Полученные данные могут представить особую значимость для журналистов, работающих в современных СМИ.
Структура работы
Структура работы соответствует поставленным задачам. Включает введение, две главы, параграфы к ним и библиографический список.
Целью данного исследования являлось изучение особенностей журналистских материалов, созданных при помощи технологий трансмедиа. Для достижения указанной цели был сформулирован ряд задач.
В ходе нашей работы были изучены научные источники, описывающие предпосылки возникновения понятия трансмедиа. При рассмотрении технологий трансмедиа были даны определения основных понятий, необходимых для понимания. В своей работе мы дали определение таким терминам, как кросс-медиа, мультимедиа, трансмедиа, описали их взаимосвязь. Рассмотрели характеристики трансмедиа, которые реализуются в журналистских материалах в изданиях «Комсомольская правда», «meduza» и «VC.RU».
Цели и задачи, которые мы ставили перед собой, были достигнуты. С помощью материалов «Комсомольской правды» мы доказали, что использование технологий трансмедиа при производстве медиапродукта очень актуально. Мы выделили и проиллюстрировали на примерах преимущества разных медиаплатформ при производстве и распространении контента.
В исследовании мы дали определение понятиям текст, медиатекст и трансмедиатекст. Мы выяснили, что медиатекст на данном этапе претерпевает глобальные изменения. Меняется медиапотребление, которое, собственно, и является предпосылкой развития трансмедийности. Отмечена особая популярность трансмедиатекста при производстве журналистских материалов. Проанализированы медиатексты на тему дня водных ресурсов, опубликованные на разных платформах «Комсомольской правды». В результате изучения мы пришли к выводу, что трансмедиатекст видоизменяется в зависимости от платформы, на которой публикуется. Медиатекст специальных проектов самый объемный, рассматривает различные стороны темы, привлекается много экспертов, содержат истории людей, а также такие тексты наполнены большим количеством невербальных элементов. А медиатексты, например, радио берут определенное направление темы, рассматривая ее более подробно. Тем самым, каждая медиаплатформа дает читателю новые подробности, погружает в тему.
Трансмедиатекст всегда хорошо структурирован, главный эпизод содержит вовлекающее начало, обязательно присутствуют мультимедийные составляющие. Трансмедиатексты гипертекстуальны. В самом тексте содержится различное количество гиперссылок на смежные материалы, что является еще одним фактором погружения читателя в мир предлагаемой истории. Мы доказали и проиллюстрировали, как журналистские материалы из медиатекста трансформируются в трансмедиатекст. Они становятся интерактивными, большая роль отводится мультимедийной наполненности и распространению на нескольких платформах.
Мультимедийная журналистика развивается в быстром темпе. Переход СМИ к цифровому формату позволяет распространяться контенту через любой канал информации. Вследствие этого, появляются новые способы и форматы преподнесения информации. Журналисты теперь получают от своих читателей обратную связь. А читатели в свою очередь могут стать соучастниками создания трансмедийных текстов.
Перспективы изучения данной темы обширны. Можно анализировать развитие трансмедийных технологий в журналистике на примере не только федеральных СМИ, но также региональных и зарубежных.
1. Агрикова Е.В. Формирование навыков трансмедийного
повествования у студентов - будущих журналистов средствами иностранного языка [Электронный ресурс] // Общество: социология, психология,
педагогика. Краснодар, 2016, № 8. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-navykov-transmediynogo- povestvovaniya-u-studentov-buduschih-zhurnalistov-sredstvami-inostrannogo- yazyka (дата обращения: 19.02.2021).
2. Акопов А. И. Электронные сети как новый вид СМИ //
Филологический вестник РГУ. Рязань, 1998. № 3. С. 43-51.
3. Акопов А. И. Типологические признаки сетевых изданий//
Филологический вестник РГУ. Рязань, 1999. № 1. С. 22-27.
4. Алексеева М. Б. Технология использования систем мультимедиа: учебное пособие по дисциплине "Информационные технологии в экономике" для обучения / М. Б. Алексеева, С. Н. Балан. М-во образования Российской Федерации, Санкт-Петербургский гос. инженерно-экономический ун-т. Санкт-Петербург: Бизнес-пресс, 2002. 174 с.
5. Амзин А. А. Новостная интернет-журналистика. М: Аспект пресс,
2012. 140 с.
6. Бабура Л. А. Кросс-медиа продукт [Электронный ресурс] // Вектор
экономики, 2017 № 6. Режим доступа:
http://www.vectoreconomy.ru/images/publications/2017/6/marketingandmanagem ent/Babura.pdf (дата обращения: 25.01.2021).
7. Багаутдинов А. Р. Конвергенция: подходы, мнения и реальность //
Мультимедийная журналистика Евразии 2007: интегрированные
маркетинговые технологии Востока и Запада. Казань: Изд-во Казанский. гос. ун-т, 2007. 531 с.
8. Бакулев Г. П. Массовые коммуникации. Западные теории и концепции. М: Аспект Пресс, 2005. 176 с.
9. Березин В. М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. М: РИП-холдинг, 2003. 174 с.
10. Булаева М. Н. Мультимедийный лонгрид как новый журналистский
формат [Электронный ресурс] // Журналистский ежегодник. Томск, 2015. Вып. № 4. Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/multimediynyy-
longrid-kak-novyy-zhurnalistskiy-format (дата обращения: 10.02.2021).
11. Варакин В. С. Сторителлинг как инструмент информационного
моделирования социальной действительности [Электронный ресурс] //Социальная миссия журналистики: реалии и прогнозы: мат -лы межвуз. науч.-практ. конф. Архангельск, 2014. Режим доступа:
https:ZZnarfu.ru/university/libraryZbooksZ1337.pdf (дата обращения: 16.03.2021).
12. Вартанова Е. Л. К чему ведет конвергенция СМИ? [Электронный ресурс] // Информационное общество. Москва, 1999. № 5. Режим доступа: http:ZZemag.iis.ru/arcZinfosocZemag.nsfZbpa/b59df6463a315de4c32568fd0038da32 (дата обращения: 03.03.2021).
13. Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим
доступа: https:ZZru.wikipedia.orgZwikiZ%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D1%81%D0%BE% D0%BC%D0%BE%D0%BB%D 1 %8C%D 1 %81 %D0%BA%D0%B0%D 1 %8F_% D0%BF%D 1 %80%D0%B0%D0%B2%D0%B4%D0%B0 (дата обращения:
26.02.2021).
14. Волкова И. И. Игровые форматы мультимедийной журналистики //Вестник РУДН. Сер. Литературоведение. Журналистика. М: РУДН. 2014. С. 105-112.
15. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М: КомКнига, 2007. 144 с.
16. Гамбарато Р. Р. Панорама российских трансмедиа: опыт картирования мультиплатформенных инициатив [Электронный ресурс] / Гамбарато Р. Р, 16.Лапина-Кратасюк Е. Г, Мороз О. В. // Шаги-Steps. Москва, 2017. Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/panorama-rossiyskih- transmedia-opyt-kartirovaniya-multiplatformennyh-initsiativ (дата обращения: 05.03.2021).
17. Горохов В. М. Интерактивная журналистика: путь в будущее / Горохов В. М, Гринберг Г. Э. М: МГУ, 2000. 81 с.
18. Грушевская В. Ю. Применение метода цифрового сторителлинга в проектной деятельности учащихся // Педагогическое образование в России. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2017, С. 40-41.
19. Жук Ю. А. Мультимедийные технологии. Сыктывкар: СЛИ, 2012. 271 с.
20. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / Качкаева А.Г., Кирия И.В., Коломеец К.Г., Лосева Н.Г., Силантьева О.М [и др.]. М: Фокус-медиа, 2010. 201 с.
21. Ильичева И. Л. Модусная мультимодальность медиатекста [Электронный ресурс] / Ильичева И. Л, Карпиевич М. Н //Вестник Полесского государственного университета. Пинск, 2019. Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/modusnaya-multimodalnost-mediateksta (дата обращения: 05.03.2021).
22. Как новые медиа изменили журналистику / Александр Амзин, Мануэль Кастельс [и др.] / под ред. Светланы Балмаевой и Марии Лукиной. Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2016. 303 с.
23. Калмыков А. А, Коханова Л. А. Интернет-журналистика. М: Академия медиа-индустрии. 2018. 383 с.
24. Качкаева А. Г. Мультимедийная журналистика / Качкаева А. Г Шомова С. А. М: Дом Высшей школы экономики. 2017. 413 с.
25. Колесникова М. М. Основные виды сетевых СМИ и некоторые аспекты их функционирования //Филологический вестник РГУ, 2000. № 1. С. 25-31.
26. Коломиец В. П. Медиасреда и медиапотребление в современном российском обществе // Социологические исследования. М: МГУ, 2010. № 1.
С. 58-66.
27. Комарова А. А. Социальные технологии и процессы // Вестник МГУ, 2018. № 5. С 162-166.
28. Крайникова Т. С. Медиапотребление: обзор рецепций явления // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Филология. Журналистика», 2013. № 2. С. 167-170.
29. Краснов Г. С. Теоретическое обоснование концепций трансмедийного сторителлинга / Краснов Г.С, Сидорня А.А // Молодой исследователь дона, 2018. С. 101-112.
30. Красий Л. А. Роль трансмедийных технологий в интерне- коммуникации [Электронный ресурс] // Молодой исследователь дона, 2017. Режим доступа: http://mid-journal.ru/upload/iblock/b5e/32-krasiy-187_194.pdf (дата обращения: 05. 04. 2021).
31. Колосова А. А. Медиалингвистика: язык в координатах массмедиа. СПб: Санкт Петербургский государственный университет, 2017. 336 с.
32. Кузовенкова А. И. Сторителлинг как новая медиатехнология.
[Электронный ресурс] // Знак: проблемное поле медиаобразования, 2017. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/storitelling-kak-novaya-
mediatehnologiya (дата обращения: 06.04.2021).
33. Кройчик Л. Е. Система журналистских жанров. СПб: Знание, 2000. 168 с.
34. Лукина М. М. Трансформации медиатекста в условиях интернет- среды // Вестник Московского университета, 2009. Серия 10. Журналистика, № 3. С. 54-73
35. Мансурова В. Д. Трансмедийный дискурс событийности в сетевом пространстве СМИ // Журналистика регионов: дискурсы и медиапрактики:сб. материалов международной научно-практической онлайн-конференции.М: КноРус, 2019. С. 30-34.
36. Меллер К. Сегодняшние новости социальны // Путеводитель по социальным медиа-2013 / под ред. К. Меллера и М. Стоуна. Вена: представитель ОБСЕ по вопросам СМИ, 2013. С. 13-18.
37. Миловидов С. В. Трансмедийное повествование как текст в сфере
массмедиа XX-XXI веков [Электронный ресурс] // Наука телевидения, 2014. № 11. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/transmediynoe-
povestvovanie-kak-tekst-v-sfere-massmedia-xx-xxi-vekov (дата обращения:
20.03.2021).
38. Назарян Ж. Д. Мультимедиа как вид искусства [Электронный
ресурс] // Инновации в науке, 2016. № 7. Режим доступа:
https://cyberleninka.rU/article/n/multimedia-kak-vid-iskusstva (дата обращения: 09.02.2021).
39. Настащук Н. А. Информационные технологии на базе свободного программного обеспечения // Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 2010. 215 с.
40. Пильгун М. А. Мультимедийный текст: особенности
функционирования и перспективы развития [Электронный ресурс] // Ученые записки Казанского государственного университета. Серия: гуманитарные науки, 2015. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/multimediynyy- tekst-osobennosti-funktsionirovaniya-i-perspektivy-razvitiya/viewer (дата
обращения: 02.03.2021).
41. Рузанова О. В. Трансмедиа: модель разборки. Екатеринбург: издательские решения, 2017. 136 с.
42. Силантьева О. Как новые медиа изменили журналистику. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. 304 с.
43. Симакова С. И, Енбаева А. П.Сторителлинг как прием
журналистской работы [Электронный ресурс] / Симакова С. И, Енбаева А. П // Знак: проблемное поле медиаобразования, 2019. Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/storitelling-kak-priem-zhumalistskoy-raboty (дата обращения: 05.02.2021).
44. Солганик Г. Я. К определению понятий «текст» и «медиатекст». М: Вестник МГУ. Серия 10: «Журналистика», 2005 . № 2 . С. 7-15.
45. Соколова Н. Л. Трансмедиа и интерпретативные сообщества
[Электронный ресурс] // Международный журнал исследовательской культуры, 2011. Режим доступа:
http: //www.intelros.ru/pdf/Int_culture_researsh_mag/2011 _03/ij cr_03(4)_2011_so kolova.pdf (дата обращения: 24. 03. 2021).
46. Сумская А. С. Теоретико-методологические основания
продюсирования трансмедийных проектов // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение, 2015. Вып.
94. № 5. С. 337-343.
47. Татищева В. Н., Симакова С. И, Енбаева А. П, Исакова Т. Б. Мультимедийный сторителлинг - теоретическое осмысление // Вестник Волжского университета имени, 2019. № 1, том 1. С. 222-228.
48. Тертычный А. А. Особенности жанрообразования в интернет-СМИ // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки, 2013. Выпуск 17. С. 172-179.
49. Тертычный А. А. Модели аргументации в современных медиатекстах / А. А. Тертычный // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика, 2016. № 6. С. 46-69.
50. Уларова А. С. Структурно-содержательная характеристика медиатекстов / А. С. Уларова // Приоритетные научные направления: от теории к практике, 2016. № 34-2. С. 26-30.
51. Фаткуллина Ф. Г. Медиатекст как фактор формирования массового сознания / Фаткуллина Ф. Г., Андрианова К. В // Вестник Башкирского университета, 2012. № 3. С. 1476-1478.
52. Фадеева О. А. Сторителлинг как символическая информационно-
коммуникативная технология [Электронный ресурс] // Политическая лингвистика, 2015. № 4. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/storitelling-kak-simvolicheskaya-informatsionno- kommunikativnaya-tehnologiya (дата обращения: 02.02.2021).
53. Шевченко В.Э. Визуальные коммуникации: тенденции форм и технологий передачи информации / В.Э. Шевченко // Вестник Челябинского государственного университета, 2015. № 5. С. 189-195.
54. David A. Managing by Storying around: A New Method of Leadership. USA: Double Day, 1992. 272 p.
55. Gambarato R. R. Transmedia Project Design: Theoretical and Analytical Considerations / R. R. Gambarato // Baltic Screen Media Review, 2013. № 1. P. 80-100.
56. Phillips A. A Creator's Guide to Transmedia Storytelling: How to Captivate and Engage Audiences Across Multiple Platforms. / A. Phillips . - McGraw-Hill Education, 2012. 288 p.
57. Jenkins H. Convergence Culture: Where Old and New Media Collide. / H. Jenkins. NYU: Press, 2011. 368 p.
58. Jenkins H. More Spreadable Media: rethinking Transmedia Engagement [Электронный ресурс] // The Official Weblog of Henry Jenkins, 2007.Режим доступа: http://henryjenkins.org/blog/2007/03/transmedia_storytelling_101 .html (дата обращения: 10.03.2021).
59. Jenkins H. Transmedia 202: further Reflections [Электронный ресурс] // The Official Weblog of Henry Jenkins, 2011. Режим доступа: http: //henryj enkins. org/2011/08/defining_transmedia_further_re.html#sthash. Yii3 z 5Vb.dpuf (дата обращения: 10.03.2021).
60. Kinder M. Playing with Power in Movies, Television, and Video Games: From Muppet Babies to Teenage Mutant Ninja Turtles. Berkeley: University of California Press, 1991. 277 p.
61. Long J. Transmedia Storytelling: Business, Aesthetics and Production at the Jim Henson Company [Электронный ресурс]// Comparative Media Studies,
2007. Режим доступа: https://cmsw.mit.edu/transmedia-storytelling-jim-henson- company/ (дата обращения: 10.12.2021).
62. Scolari C. Transmedia Storytelling: Implicit Consumers, Narrative Worlds and Branding in Contemporary Media Production/C. Scolari // International Journal of Communication.Volume3. 2009. Р. 586-606.
63. Zeiser Anne. Transmedia Marketing. Great Britain: Taylor & Francis Ltd, 2015. 450 p.