Специфика новостного медиадискурса региональных государственных телекомпаний (на примере контента ГТРК «Алтай»)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОГО НОВОСТНОГО
ДИСКУРСА В РЕГИОНАЛЬНЫХ СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ
ИНФОРМАЦИИ 8
1.1. Особенности современного новостного дискурса в российских
СМИ 8
1.2. Функции новостных изданий в России и основные принципы
создания контента в них 21
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ НОВОСТЕЙ
РЕГИОНАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОМПАНИЙ (НА
ПРИМЕРЕ КОНТЕНТА ГТРК «АЛТАЙ») 36
2.1. Принципы формирования новостного дискурса в публикациях
ГТРК «Алтай» 36
2.2. Нарушение принципов неэмотивности и объективности в
новостном контенте региональных государственных средств массовой
информации 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОГО НОВОСТНОГО
ДИСКУРСА В РЕГИОНАЛЬНЫХ СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ
ИНФОРМАЦИИ 8
1.1. Особенности современного новостного дискурса в российских
СМИ 8
1.2. Функции новостных изданий в России и основные принципы
создания контента в них 21
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ НОВОСТЕЙ
РЕГИОНАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОМПАНИЙ (НА
ПРИМЕРЕ КОНТЕНТА ГТРК «АЛТАЙ») 36
2.1. Принципы формирования новостного дискурса в публикациях
ГТРК «Алтай» 36
2.2. Нарушение принципов неэмотивности и объективности в
новостном контенте региональных государственных средств массовой
информации 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
Современные средства массовой информации формируют новостную повестку и картину мира аудитории. Культура потребления массового контента особая. Под эту меняющеюся культуру настроены новостные издания. В их задачи входит нахождение уникального контента, выпуск его в эфир быстрее остальных, а также удивить свою аудиторию.
Новостной дискурс и его специфика на сегодняшний день являются важными категориями исследования масс-медиа. Каждый человек так или иначе потребляет новости, следит за текущей повесткой дня. Для зрителя или слушателя образ журналиста формируется через восприятие текста последнего, его поведение в кадре, его отношение к ситуации. Все эти категории необходимо рассматривать комплексно и проводить подробный анализ новостного контента.
В новостном дискурсе регионального телеканала среди прочих принципов будут рассмотрены принципы неэмотивности и объективности в российском медиа дискурсе. Обращение к ним является действительно актуальным, так как в российской науке принципы неэмотивности и объективности исследуются слабо или не исследуются вовсе.
Точечность обращения к данным категориям (в рамках исследования конкретного телеканала или медиа) не позволят сделать вывод о соблюдении или несоблюдении современными журналистами основных постулатов журналистской этики, среди которых рассматриваемые нами категории.
Российский новостной дискурс специфичен, и к нему обращаются многие ученые в своих работах. В нашем исследовании в рамках выпускной квалификационной работы будет рассмотрен новостной дискурс регионального телеканала ГТРК на предмет реализации в журналистской работе принципов этики журналиста - объективности и неэмотивности. Исследование поможет разобраться в том, как на самом деле выглядит современный российский новостной дискурс с этической позиции, а также понять, в чем содержится причина падения индекса доверия к журналистам со стороны зрителя и слушателя.
Актуальность данного исследования определяется его очевидной теоретической и практической значимостью, а также:
• особенностями современной визуальной культуры, которая диктует нормы создания визуального контента и определяет специфику потребления его читателем;
• изменением фокуса подачи новостей в современном медиапространстве, который меняет и зрительское его восприятие;
• необходимостью комплексного, полигуманитарного осмысления современной подачи новостей и, как следствие, той картины мира, которую он собою репрезентирует;
• необходимостью проведения анализа новостного дискурса в государственных региональных телекомпаниях с целью выявления фокуса подачи новостей и особенностей формирования определенного новостного дискурса в регионе, мировосприятия у зрителя.
Объектом нашего исследования является новостной медиадискурс региональных государственных телекомпаний.
Предмет исследования - специфика новостного медиадискурса региональных государственных телекомпаний (на примере контента ГТРК «Алтай»).
Цель данного исследования - определить специфику новостного медиадискурса региональных государственных телекомпаний, который транслируется телекомпанией ГТРК «Алтай» зрителю.
Для достижения поставленной цели в выпускной квалификационной работе ставятся следующие задачи:
1. Выявить особенности современного новостного дискурса в российских СМИ.
2. Описать функционал новостных СМИ в России.
3. Описать основные принципы создания контента в новостных СМИ регионов России.
4. Провести контент-анализ новостных публикаций ГТРК «Алтай» на предмет принципов создания новостного дискурса.
5. Представить выводы по результатам контент-анализа новостных публикаций ГТРК «Алтай» на предмет принципов создания новостного дискурса.
6. Выявить нарушение принципов неэмотивности и объективности в новостном контенте региональных государственных средств массовой информации как критерий новостной повестки дня и специфики новостного медиадискурса.
Степень изученности темы. На сегодняшний день комплексное изучение новостного дискурса привлекает многих российский и зарубежных исследователей. Однако исследованием новостей региональных СМИ занимаются немногие ученые. Региональный аспект новостного дискурса изучают такие исследователи, как Л. Г. Егорова, Н. И. Рядинская, Л. Л. Черепанова, В. П. Барбашов, Н. А. Черкашина.
Не менее значимы для данной работы и исследования по журналистской этике, пропаганде, техникам манипуляции в журналистике вообще и на телевидении в частности, нарушениям принципов неэмотивности и объективности, особенности отношения людей к новостной повестке дня, диктуемой региональными средствами массовой информации. Этими вопросами занимаются следующие исследователи: И. С. Бондаренко, В. М. Виниченко, М. В. Коротицкая, Е. В. Малышева, О. В. Новоселова, Н. Ф. Потапов, Е. И. Радченко, А. А. Романов, О. А. Сусская.
Эмпирической базой исследования послужили телевизионные сюжеты телеканала ГТРК «Алтай». Иллюстративный материал представлен в сюжетах телеканала и отражает основную новостную повестку дня в регионе для зрителя. Анализ телевизионных сюжетов позволяет сделать выводы о принципах формирования современного новостного дискурса в региональных государственных СМИ.
В процессе исследования была выдвинута следующая научная гипотеза: современный новостной региональный дискурс ориентируется на зрителя, основные принципы создания контента - соответствие эфирному времени, необходимость привлечь зрителя любым способом, новость подается коротко, простыми словами.
Новизна исследования состоит в следующем:
1. В работе описывается функционал и принципы создания современного новостного контента в региональных средствах массовой информации .
2. В выпускной квалификационной работе выявляется нарушение принципов неэмотивности и объективности в новостном контенте региональных государственных средств массовой информации, что является критерием новостной повестки дня и спецификой новостного медиадискурса.
3. В выпускной квалификационной работе проводится контент-анализ сюжетов регионального государственного телеканала ГТРК «Алтай», который позволяет сделать выводы о действительных принципах создания новостей в визуальных региональных СМИ.
Методы исследования. Выбор методов исследования обусловлен его междисциплинарным характером. Основным методом для проведения исследования выступает качественный и количественный контент-анализ. Были использованы также традиционные методы научного исследования, к ним можно отнести анализ, описание, типологизация и прочие.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обобщаются исследования по принципам новостного дискурса в современных государственных региональных средствах массовой информации, уточняются особенности нарушения принципов неэмотивности и объективности в новостном дискурсе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы, которые делаются в работе, могут быть использованы работающими журналистами на практике для того, чтобы создавать качественный визуальный ряд и воздействовать на зрителя не манипулятивным способом, но способом разъяснения значимости проблемы, о которой идет речь в сюжете.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Новостной дискурс и его специфика на сегодняшний день являются важными категориями исследования масс-медиа. Каждый человек так или иначе потребляет новости, следит за текущей повесткой дня. Для зрителя или слушателя образ журналиста формируется через восприятие текста последнего, его поведение в кадре, его отношение к ситуации. Все эти категории необходимо рассматривать комплексно и проводить подробный анализ новостного контента.
В новостном дискурсе регионального телеканала среди прочих принципов будут рассмотрены принципы неэмотивности и объективности в российском медиа дискурсе. Обращение к ним является действительно актуальным, так как в российской науке принципы неэмотивности и объективности исследуются слабо или не исследуются вовсе.
Точечность обращения к данным категориям (в рамках исследования конкретного телеканала или медиа) не позволят сделать вывод о соблюдении или несоблюдении современными журналистами основных постулатов журналистской этики, среди которых рассматриваемые нами категории.
Российский новостной дискурс специфичен, и к нему обращаются многие ученые в своих работах. В нашем исследовании в рамках выпускной квалификационной работы будет рассмотрен новостной дискурс регионального телеканала ГТРК на предмет реализации в журналистской работе принципов этики журналиста - объективности и неэмотивности. Исследование поможет разобраться в том, как на самом деле выглядит современный российский новостной дискурс с этической позиции, а также понять, в чем содержится причина падения индекса доверия к журналистам со стороны зрителя и слушателя.
Актуальность данного исследования определяется его очевидной теоретической и практической значимостью, а также:
• особенностями современной визуальной культуры, которая диктует нормы создания визуального контента и определяет специфику потребления его читателем;
• изменением фокуса подачи новостей в современном медиапространстве, который меняет и зрительское его восприятие;
• необходимостью комплексного, полигуманитарного осмысления современной подачи новостей и, как следствие, той картины мира, которую он собою репрезентирует;
• необходимостью проведения анализа новостного дискурса в государственных региональных телекомпаниях с целью выявления фокуса подачи новостей и особенностей формирования определенного новостного дискурса в регионе, мировосприятия у зрителя.
Объектом нашего исследования является новостной медиадискурс региональных государственных телекомпаний.
Предмет исследования - специфика новостного медиадискурса региональных государственных телекомпаний (на примере контента ГТРК «Алтай»).
Цель данного исследования - определить специфику новостного медиадискурса региональных государственных телекомпаний, который транслируется телекомпанией ГТРК «Алтай» зрителю.
Для достижения поставленной цели в выпускной квалификационной работе ставятся следующие задачи:
1. Выявить особенности современного новостного дискурса в российских СМИ.
2. Описать функционал новостных СМИ в России.
3. Описать основные принципы создания контента в новостных СМИ регионов России.
4. Провести контент-анализ новостных публикаций ГТРК «Алтай» на предмет принципов создания новостного дискурса.
5. Представить выводы по результатам контент-анализа новостных публикаций ГТРК «Алтай» на предмет принципов создания новостного дискурса.
6. Выявить нарушение принципов неэмотивности и объективности в новостном контенте региональных государственных средств массовой информации как критерий новостной повестки дня и специфики новостного медиадискурса.
Степень изученности темы. На сегодняшний день комплексное изучение новостного дискурса привлекает многих российский и зарубежных исследователей. Однако исследованием новостей региональных СМИ занимаются немногие ученые. Региональный аспект новостного дискурса изучают такие исследователи, как Л. Г. Егорова, Н. И. Рядинская, Л. Л. Черепанова, В. П. Барбашов, Н. А. Черкашина.
Не менее значимы для данной работы и исследования по журналистской этике, пропаганде, техникам манипуляции в журналистике вообще и на телевидении в частности, нарушениям принципов неэмотивности и объективности, особенности отношения людей к новостной повестке дня, диктуемой региональными средствами массовой информации. Этими вопросами занимаются следующие исследователи: И. С. Бондаренко, В. М. Виниченко, М. В. Коротицкая, Е. В. Малышева, О. В. Новоселова, Н. Ф. Потапов, Е. И. Радченко, А. А. Романов, О. А. Сусская.
Эмпирической базой исследования послужили телевизионные сюжеты телеканала ГТРК «Алтай». Иллюстративный материал представлен в сюжетах телеканала и отражает основную новостную повестку дня в регионе для зрителя. Анализ телевизионных сюжетов позволяет сделать выводы о принципах формирования современного новостного дискурса в региональных государственных СМИ.
В процессе исследования была выдвинута следующая научная гипотеза: современный новостной региональный дискурс ориентируется на зрителя, основные принципы создания контента - соответствие эфирному времени, необходимость привлечь зрителя любым способом, новость подается коротко, простыми словами.
Новизна исследования состоит в следующем:
1. В работе описывается функционал и принципы создания современного новостного контента в региональных средствах массовой информации .
2. В выпускной квалификационной работе выявляется нарушение принципов неэмотивности и объективности в новостном контенте региональных государственных средств массовой информации, что является критерием новостной повестки дня и спецификой новостного медиадискурса.
3. В выпускной квалификационной работе проводится контент-анализ сюжетов регионального государственного телеканала ГТРК «Алтай», который позволяет сделать выводы о действительных принципах создания новостей в визуальных региональных СМИ.
Методы исследования. Выбор методов исследования обусловлен его междисциплинарным характером. Основным методом для проведения исследования выступает качественный и количественный контент-анализ. Были использованы также традиционные методы научного исследования, к ним можно отнести анализ, описание, типологизация и прочие.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обобщаются исследования по принципам новостного дискурса в современных государственных региональных средствах массовой информации, уточняются особенности нарушения принципов неэмотивности и объективности в новостном дискурсе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы, которые делаются в работе, могут быть использованы работающими журналистами на практике для того, чтобы создавать качественный визуальный ряд и воздействовать на зрителя не манипулятивным способом, но способом разъяснения значимости проблемы, о которой идет речь в сюжете.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав и заключения.
В данной выпускной квалификационной работе была выдвинута гипотеза - современный новостной региональный дискурс ориентируется на зрителя, основные принципы создания контента - соответствие эфирному времени, необходимость привлечь зрителя любым способом, новость подается коротко, простыми словами. Данная гипотеза в ходе исследования была доказана. Был сделан и другой важный вывод - 85% материалов в ходе исследования оказались не проблемными.
Помимо этого, была достигнута цель исследования, в рамках которой определена специфика новостного медиадискурса региональных
государственных телекомпаний, который транслируется телекомпанией ГТРК «Алтай» зрителю.
В ходе теоретического исследования были сделаны следующие выводы.
Выделяется «журналистика-коммуникация» и «журналистика- содержание». Исследователи выдвигают проблему: что может заменить СМИ в качестве центральной категории? По этой позиции современные ученые говорят о существовании такого понятия, как «массовая коммуникация», куда и движется вся журналистика. Другие уточняют, что нужно разделить два понятия. Эти понятия - журналистика как производство (то есть непосредственно сам контент и процесс его изготовления) и журналистика в системе массовых коммуникаций, то есть влияние контента на аудиторию.
Рассматривается и изменившаяся подача материала, которая влияет на трансформацию новостного дискурса. Формат новостей становится однообразным, что сильно сказывается на качестве сюжета. Из-за системы «подражания идеалам» ухудшается качество самого материала.
Так, региональные СМИ сегодня заимствуют стратегии подачи новостей у информационных агентств. Это делается для того, чтобы поднять свой рейтинг среди изданий, стать конкурентоспособным. В этом смысле изменение фокуса подачи новостей связано с изменением понятия «новостной дискурс» в современной медиасреде. Новости пользуются спросом,
покупаются и распространяются как товар в современном мире. Поэтому происходит интернационализация российского новостного дискурса, то есть изменение наполненности и типа медийного продукта в соответствии с тенденциями глобальной информационной системы.
Принципы неэмотивности и объективности зачастую нарушаются российскими тележурналистами, что формирует у зрителя необъективную картину мира. Поэтому в данном исследовании были также описаны манипулятивные технологии, используемые на российском телевидении. В этом смысле «мэтры» в журналистике признаются: именно принятие пропаганды и её «засилье» на российском медийном поле нарушают основные постулаты журналистики. Не всегда речь идет об определенной позиции. Корреспондент, поддерживая редакционную политику, становится на определенную сторону в конфликтной ситуации.
В ходе эмпирического исследования были сделаны следующие выводы.
1. Можно сделать вывод о формировании новостного дискурса на региональном телеканале ГТРК «Алтай». Новостные сюжеты создаются корреспондентами в строгих рамках формата, от которого сложно отступить. При этом проблемных сюжетов выделено только 15% из 100. По качественному анализу можно заметить, что в большинстве сюжетов присутствует такая проблема, как многотемье, путанность повествования.
2. Также в большинстве работ автор не определил основную идею сюжета, из-за чего материал получился нелогичным, несвязным, зритель не понимает, что ему хотел сказать журналист. Выделяются и такие сюжеты, где зрителем манипулируют посредством неточных формулировок, размытых высказываний респондентов. Чаще всего в случае, когда корреспондент показывает две точки зрения на какую-то проблему, в выводе он все равно придерживается только одной позиции, из чего не ясна цель введения двух разных точек зрения в повествование.
3. Чтобы показать активную деятельность местных властей, журналисты приукрашивают действительность или пользуются словами только спикера (как это было отмечено в сюжете «Как жители муниципалитетов могут улучшить жизнь на своей родине?», где Светлана Чуракова заменяла «голос» журналиста).
4. Основные темы, которые поднимают тележурналисты в Алтайском крае в своих материалах, такие: культура и искусство, события из мира культуры и искусства, агросфера, закон и власть, сфера социальная, жилищно-коммунальная сфера, спорт, сфера здравоохранения, сфера образования, чрезвычайные происшествия, прочее.
5. Больше всего сюжетов публикуется в рубриках «сфера образования» и «сфера здравоохранения» - по 20% от всего объема выборки каждая (выборка - 300 материалов), по 15% приходится на чрезвычайные происшествия, рубрику «культура и искусство», 8% у сферы агрономии, т.к. Алтайский край - сельский регион, а 7% приходится на власть и закон, однако при учете того, что многие материалы из сферы «общество» под тегом «общество» или «наука» относятся к этой рубрике.
6. По тональности сюжеты из выборки за полгода в большей степени позитивные: 60% сюжетов позитивной тональности. 25% нейтральной, а 15% негативной. Это говорит об определенном фокусе подачи информации и отсылает к необходимости сказать об определенных приемах манипуляции на региональном телевидении.
7. Оценка сюжетов по проблемности тоже выступает достаточно показательной. Действительно, большинство материалов ГТРК «Алтай» не содержат видимой проблемы - это 85%.
8. Часто отсутствие проблемы закрывается популярным инфоповодом,
который точно находится «на слуху» у всей аудитории. Это позволяет журналистам был эмоциональными, предлагать зрителю сомнительные СНХ (телевизионная терминология: мини-интервью, которое
присутствует в большинстве сюжетов. Длительность - 10-20 сек.
Специалист говорит свое мнение на какую-либо тему / о какой-либо проблеме). Показательна цифра 15% - столько процентов по
количественным подсчетам в рамках контент-анализа составляют проблемные сюжеты, где действительно присутствует опора на реальную проблему в сфере общества, здравоохранения, науки и проч.
9. Анализ неэмотивности, объективности и фактологичности в сюжетах федерального холдинга ВГТРК - «Алтай» - показал, что в выборке значительное число материалов не соответствует основным постулатам журналистского творчества, которые рассматривались в работе.
10. Журналисты часто комбинируют манипулятивные способы подачи информации, используют различные психолингвистические приемы.
11. Популярным приемом манипуляции на рассмотренном региональном телеканале является замена недостоверных или всегда положительных/всегда отрицательных высказываний на СНХ (телевизионная терминология: мини-интервью, которое присутствует в большинстве сюжетов. Длительность - 10-20 сек. Специалист говорит свое мнение на какую-либо тему / о какой-либо проблеме). Такой метод манипулирования сознанием масс не является новым для телевидения. Нарушение принципов неэмотивности и объективности наблюдается во множестве материалов.
12. Корреспонденты также создают чересчур эмоциональные репортажи для того, чтобы в красках в положительном ключе описать ситуацию, пренебрегают фактическим материалом и оказываются необъективными или субъективными в материалах на политическую тематику.
13. Таким образом, основными принципами создания новостей для
корреспондентов становятся: соответствие эфирному времени,
необходимость привлечь зрителя любым способом, новость подается коротко, простыми словами, есть апелляция к популярным и всем известным темам, которые интересны большинству.
Помимо этого, была достигнута цель исследования, в рамках которой определена специфика новостного медиадискурса региональных
государственных телекомпаний, который транслируется телекомпанией ГТРК «Алтай» зрителю.
В ходе теоретического исследования были сделаны следующие выводы.
Выделяется «журналистика-коммуникация» и «журналистика- содержание». Исследователи выдвигают проблему: что может заменить СМИ в качестве центральной категории? По этой позиции современные ученые говорят о существовании такого понятия, как «массовая коммуникация», куда и движется вся журналистика. Другие уточняют, что нужно разделить два понятия. Эти понятия - журналистика как производство (то есть непосредственно сам контент и процесс его изготовления) и журналистика в системе массовых коммуникаций, то есть влияние контента на аудиторию.
Рассматривается и изменившаяся подача материала, которая влияет на трансформацию новостного дискурса. Формат новостей становится однообразным, что сильно сказывается на качестве сюжета. Из-за системы «подражания идеалам» ухудшается качество самого материала.
Так, региональные СМИ сегодня заимствуют стратегии подачи новостей у информационных агентств. Это делается для того, чтобы поднять свой рейтинг среди изданий, стать конкурентоспособным. В этом смысле изменение фокуса подачи новостей связано с изменением понятия «новостной дискурс» в современной медиасреде. Новости пользуются спросом,
покупаются и распространяются как товар в современном мире. Поэтому происходит интернационализация российского новостного дискурса, то есть изменение наполненности и типа медийного продукта в соответствии с тенденциями глобальной информационной системы.
Принципы неэмотивности и объективности зачастую нарушаются российскими тележурналистами, что формирует у зрителя необъективную картину мира. Поэтому в данном исследовании были также описаны манипулятивные технологии, используемые на российском телевидении. В этом смысле «мэтры» в журналистике признаются: именно принятие пропаганды и её «засилье» на российском медийном поле нарушают основные постулаты журналистики. Не всегда речь идет об определенной позиции. Корреспондент, поддерживая редакционную политику, становится на определенную сторону в конфликтной ситуации.
В ходе эмпирического исследования были сделаны следующие выводы.
1. Можно сделать вывод о формировании новостного дискурса на региональном телеканале ГТРК «Алтай». Новостные сюжеты создаются корреспондентами в строгих рамках формата, от которого сложно отступить. При этом проблемных сюжетов выделено только 15% из 100. По качественному анализу можно заметить, что в большинстве сюжетов присутствует такая проблема, как многотемье, путанность повествования.
2. Также в большинстве работ автор не определил основную идею сюжета, из-за чего материал получился нелогичным, несвязным, зритель не понимает, что ему хотел сказать журналист. Выделяются и такие сюжеты, где зрителем манипулируют посредством неточных формулировок, размытых высказываний респондентов. Чаще всего в случае, когда корреспондент показывает две точки зрения на какую-то проблему, в выводе он все равно придерживается только одной позиции, из чего не ясна цель введения двух разных точек зрения в повествование.
3. Чтобы показать активную деятельность местных властей, журналисты приукрашивают действительность или пользуются словами только спикера (как это было отмечено в сюжете «Как жители муниципалитетов могут улучшить жизнь на своей родине?», где Светлана Чуракова заменяла «голос» журналиста).
4. Основные темы, которые поднимают тележурналисты в Алтайском крае в своих материалах, такие: культура и искусство, события из мира культуры и искусства, агросфера, закон и власть, сфера социальная, жилищно-коммунальная сфера, спорт, сфера здравоохранения, сфера образования, чрезвычайные происшествия, прочее.
5. Больше всего сюжетов публикуется в рубриках «сфера образования» и «сфера здравоохранения» - по 20% от всего объема выборки каждая (выборка - 300 материалов), по 15% приходится на чрезвычайные происшествия, рубрику «культура и искусство», 8% у сферы агрономии, т.к. Алтайский край - сельский регион, а 7% приходится на власть и закон, однако при учете того, что многие материалы из сферы «общество» под тегом «общество» или «наука» относятся к этой рубрике.
6. По тональности сюжеты из выборки за полгода в большей степени позитивные: 60% сюжетов позитивной тональности. 25% нейтральной, а 15% негативной. Это говорит об определенном фокусе подачи информации и отсылает к необходимости сказать об определенных приемах манипуляции на региональном телевидении.
7. Оценка сюжетов по проблемности тоже выступает достаточно показательной. Действительно, большинство материалов ГТРК «Алтай» не содержат видимой проблемы - это 85%.
8. Часто отсутствие проблемы закрывается популярным инфоповодом,
который точно находится «на слуху» у всей аудитории. Это позволяет журналистам был эмоциональными, предлагать зрителю сомнительные СНХ (телевизионная терминология: мини-интервью, которое
присутствует в большинстве сюжетов. Длительность - 10-20 сек.
Специалист говорит свое мнение на какую-либо тему / о какой-либо проблеме). Показательна цифра 15% - столько процентов по
количественным подсчетам в рамках контент-анализа составляют проблемные сюжеты, где действительно присутствует опора на реальную проблему в сфере общества, здравоохранения, науки и проч.
9. Анализ неэмотивности, объективности и фактологичности в сюжетах федерального холдинга ВГТРК - «Алтай» - показал, что в выборке значительное число материалов не соответствует основным постулатам журналистского творчества, которые рассматривались в работе.
10. Журналисты часто комбинируют манипулятивные способы подачи информации, используют различные психолингвистические приемы.
11. Популярным приемом манипуляции на рассмотренном региональном телеканале является замена недостоверных или всегда положительных/всегда отрицательных высказываний на СНХ (телевизионная терминология: мини-интервью, которое присутствует в большинстве сюжетов. Длительность - 10-20 сек. Специалист говорит свое мнение на какую-либо тему / о какой-либо проблеме). Такой метод манипулирования сознанием масс не является новым для телевидения. Нарушение принципов неэмотивности и объективности наблюдается во множестве материалов.
12. Корреспонденты также создают чересчур эмоциональные репортажи для того, чтобы в красках в положительном ключе описать ситуацию, пренебрегают фактическим материалом и оказываются необъективными или субъективными в материалах на политическую тематику.
13. Таким образом, основными принципами создания новостей для
корреспондентов становятся: соответствие эфирному времени,
необходимость привлечь зрителя любым способом, новость подается коротко, простыми словами, есть апелляция к популярным и всем известным темам, которые интересны большинству.






