Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Цифровая гуманитаристика

Работа №88426

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы66
Год сдачи2022
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
190
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. ЧТО ТАКОЕ ЦИФРОВАЯ ГУМАНИТАРИСТИКА 12
1.1. Возникновение и развитие цифровой гуманитаристики 12
1.2. Основные центры цифровой гуманитаристики 16
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЦИФРОВОЙ ГУМАНИТАРИСТИКИ 23
2.1. Наиболее известные проекты 23
2.2. Цифровая гуманитаристика и образование 26
2.3. Ассоциации цифровой гуманитаристики 43
Заключение 50
Список использованной литературы

Актуальность темы: Развитие современного общества сопровождается появлением цифровых ресурсов и технологий, которые оказывают существенное влияние на гуманитарные науки.
Цифровые технологии, стремительно меняющие мир, внедряются и в исследовательские процессы, меняют природу и расширяют информационное поле гуманитарных исследований.
Гуманитарные науки превращаются в цифровые с помощью цифровых инструментов и ресурсов. Цифровые технологии используются не только в процессе исследований, но и для расширения их границ, организации научных коммуникаций и транснациональных исследовательских коллективов, для интерпретации текстов культуры, содержащих латентную информацию, и реконструкции объектов прошлого, для трехмерной визуализации процессов, характеризующих социокультурные феномены.
Информационная эпоха предъявляет новые требования к системе гуманитарного знания и оказывает значительное влияние на гуманитарные науки, расширяя доступ к материалам для исследования, обеспечивая ученым широкие возможности для сотрудничества, открывая целый ряд новых исследовательских методов.
Одним из стремительно развивающихся направлений гуманитарных наук в последнее десятилетие стала «цифровая гуманитаристика» («цифровые гуманитарные науки», «Digital Humanities»), которая представляет собой междисциплинарную область исследований, объединяющую методики и практики гуманитарных, социальных и вычислительных наук с целью изучения возможностей применения и интерпретации новых цифровых и информационно коммуникационных технологий, систематического использования цифровых ресурсов в гуманитарных и социокультурных исследованиях и образовании.
Это междисциплинарное направление в развитии гуманитарных наук, участники которого представляют собой новое поколение исследователей в социально гуманитарной сфере, которое объединяет специалистов в области гуманитарных и социальных наук, одновременно способных применять методы, понятия и технологии информатики.
Наряду с термином «Digital Humanities» широкое распространение получил ряд терминов, также отражающих современный этап развития гуманитарных наук: e-Humanities, e-Science, e-History, гуманитарная информатика и др. При этом в новых смыслах все большее значение имеет гуманитарное содержание знания, а не только компьютерные технологии, которые ранее отражались в терминах «Computing in the Humanities», «Humanities Computing» и составляли основу развития так называемых отраслевых информатик, в рамках которых нарабатывался опыт применения компьютерных технологий в различных отраслях гуманитарного знания.
«Digital Humanities» устраняет перекос в сторону прикладных исследований, основанных на практическом применении информационных технологий в социально-гуманитарных науках, в сторону предпочтения логики средств перед логикой содержания гуманитарных исследований, что было необходимо на начальном этапе информатизации в гуманитарных науках, способствовало развитию самих гуманитарных наук и наблюдалось в развитии любой «отраслевой» информатики.
«Digital Humanities» - это естественное продолжение и расширение традиционной сферы гуманитарных наук, а не замена или отказ от традиционных гуманитарных запросов. По мнению специалистов Калифорнийского университета UCLA, цифровые гуманитарные науки интерпретируют культурное и социальное влияние основных компонентов новой информационной эпохи - новых медиаи информационных технологий, а также создают и применяют эти технологии, чтобы ответить на традиционные и рожденные новой эпохой культурные, социальные, исторические и филологические вопросы. «Роль гуманитариев крайне важна в этот исторический момент, так как наше культурное наследие мигрировало в цифровые форматы и наше отношение к знаниям, культурному материалу, технологии и обществу радикально изменилось».
Встретить «Digital Humanities» сегодня можно практически во всех ведущих университетах США, Канады, Австралии, Голландии, Великобритании и др. Приведем лишь некоторые примеры. В Калифорнийском университете в Лоз Анжелесе (UCLA - University of California, Los Angeles) функционируют шесть ключевых центров и институтов поддержки «Digital Humanities»: Центр цифровых гуманитарных наук (Center for Digital Humanities), Академический технологический сервисный центр (Academic Technology Services),
Эмпирический технологический центр (the Experiential Technologies Center), Институт цифровой науки и образования (the Institute for Digital Research and Education), Библиотека Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (the UCLA Library), Лаборатория цифрового культурного наследия (the Ahamanson Laboratory for Digital Cultural Heritage). Одним из международных лидеров применения технологий в искусстве, гуманитарных и социальных науках является факультет цифровых гуманитарных наук (The Department of Digital Humanities) в Школе искусств и гуманитарных наук Королевского колледжа в Лондоне (The School of Arts and Humanities at King's College London). Факультет входит в Центр электронных исследований (The Centre for eResearch), ориентируется на изучение возможностей вычислительных методов для искусства и гуманитарных наук с целью проектирования и построения специализированных приложений (например, для поиска и сбора информации из интернет-изданий) и осуществляет подготовку по различным магистерским программам в области цифровой культуры и общества, а также по программе PhD, считающейся первой в своем роде программой в мире в области «Digital Humanities».
Цифровая сеть гуманитарных наук в Кембридже (The Cambridge Digital Humanities Network) создана в мае 2011 г. как объединение исследователей, заинтересованных не только в использовании цифровых инструментов, но и в изучении результатов их применения, влияния на трансформацию процессов познания в области гуманитарных и социальных наук. Участники сети полагают, что распространение цифровых технологий открывает новые области исследования и порождает такие вопросы, которые нарушают традиционные дисциплинарные границы.
Это происходит не случайно, поскольку многие из перспективных для цифровых гуманитарных наук исследовательские траектории уже получили развитие как в рамках АИК, так и в ряде российских университетов. В Национальном исследовательском Томском государственном университете, например, ведутся исследования в области гуманитарной и исторической информатики, компьютерной лингвистики, электронного книгоиздания, создания и сохранности цифровых документов, реконструкции археологических памятников и др., результаты которых могут внести существенный вклад в развитие не только данного направления, но и гуманитарных наук в целом.
Как и всякое новое направление, «Digital Humanities» привлекает к себе внимание многих современных исследователей, которые все чаще говорят об особенностях и перспективах развития цифровых гуманитарных наук. Анализ современного состояния междисциплинарной области «Digital Humanities» в своей работе «Дискуссии вокруг Digital Humanities» сделал профессор отделения «Информационные технологии в историко-культурных исследованиях» Кельнского университета (Германия) Манфред Таллер, увидевший «опасности» в развитии цифровых гуманитарных наук: акцент на инфраструктуру исследований в ущерб аналитическим методам и инструментам; сужение возможностей «Digital Humanities» до применения информационных технологий в отдельных областях гуманитарных наук; угроза, исходящая от надвигающейся «мобильной революции», которая может привести к «повторению разрушительного процесса, происходившего в ходе ПК- и интернетреволюций»; потенциальная возможность для «Digital Humanities» «сыграть более активную роль не только в восприятии технологий, но и в их развитии»
Сеть утверждена в качестве стратегической Комитетом по исследовательской политике университета. Наиболее крупным мировым центром цифровых гуманитарных наук является австралийская ассоциация The Australasian Association for Digital Humanities Inc (aaDH), объединяющая организации Великобритании, Японии, Европы, США и Канады и организованная на базе Австралийского национального университета (Australian National University).
Главная цель ассоциации - создание площадки для совместной работы единомышленников в области «Digital Humanities», для усиления и развития данного направления. Ассоциация организует различные мероприятия (конференции, симпозиумы, школы в области «Digital Humanities»), оказывает финансовую поддержку студентам и молодым ученым, курирует выпуск специализированных изданий на региональном, национальном и международном уровнях.
Стремительное развитие «Digital Humanities» сопровождается появлением многочисленных научно-образовательных структур, которые позиционируют свое отношение к этому направлению и требуют систематизации в целях понимания особенностей и перспектив развития как «Digital Humanities», так и гуманитарных наук в целом. Одновременно растет количество исследований, посвященных различным аспектам развития цифровых гуманитарных наук, наблюдается консолидация и самоорганизация исследователей в рамках «Digital Humanities», «идет выработка общих принципов, методов, научного цифрового инструментария»
Усложнение информационных потоков, формирование новых типов источников, развитие научных методов и технологий существенно меняют гуманитарные исследования, направляя их в сторону междисциплинарной.
Если ранее цифровые технологии рассматривались и применялись преимущественно как инструмент гуманитарного исследования, то сегодня они превратились в самостоятельный объект исследования, поскольку развитие цифровых технологий предполагает изучение истории их возникновения, опосредованного и прямого влияния на развитие человека и общество, на изменение качественного и количественного состава источников для гуманитарных исследований, на способы организации исследовательской деятельности.
Сегодня можно говорить о расширении и развитии проблемного поля, которое сформировалось в рамках междисциплинарных исследований на границе культурологии и информационных технологий, в результате чего цифровая культура во всем многообразии ее форм, нашедших свое отражение в усилившейся онлайн интеракции, становится предметом пристального изучения.
Поднятые постмодернистскими философами темы тиражируемости и дегуманизации искусства нашли широкое отражение в работах родоначальников теории информационного общества Э. Тоффлера и Д. Белла. Дискуссия о феномене новых медиа, начатая канадским философом Г.М. Маклюэном, получила масштабное развитие в работах таких исследователей, как Л.Манович, А.А. Амзин, В.В. Савчук, Д. Брекенридж, Д. Келлнер, В. Кросби, Р. Шейзаф, Т. Флю, Т. Фелдман, М. Листер, П. Паскал, Таллер М. и др.1 Вопросы, связанные с различными аспектами цифровой гуманитаристики, нашли широкое отражение и в отечественной литературе. Соотношение цифровой гуманитаристики, цифровой истории и исторической информатики неоднократно рассматривалось в ходе дискуссий в профессиональной периодике.
Однако, несмотря на широкое представление проблематики цифровой культуры в зарубежной и отечественной научной среде, стремительное и безостановочное развитие технологий требует постоянного переосмысления процессов, происходящих в период дигитализации современной культуры на фоне возрастающей кросс-культурной коммуникации, и побуждает к поиску новых подходов и адекватных стратегий анализа современного гуманитарного знания.
Цель выпускной квалификационной работы - проанализировать уровень развития цифровой гуманитаристики в рамках становления цифровой культуры на примере реализованных научных и прикладных проектов в России.
Для достижения поставленной цели в данной работе были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение цифровой гуманитаристики и выявить основные предпосылки возникновения этого направления.
2. Рассмотреть структуру и содержание цифровой гуманитаристики.
Объектом изучения является применение информационно-коммуникативных технологий в гуманитарной сфере и цифровой гуманитаристики.
Предметом исследования в выпускной квалификационной работе являются способы и формы применения цифровых технологий в проектах цифровой гуманитаристики. Последние, в свою очередь, создают цифровую культуру, которая формируется на границе культурологии и информационно - коммуникативных технологий в рамках анализа литературных произведений и пользовательского контента социальных сетей, исторических исследований, в частности, сохранения культурного наследия, музейно- выставочной деятельности, медиа искусства и пр.
Итак, цифровая гуманитаристики - это область исследования, обучения и созидания, созданная на стыке компьютерных и гуманитарных наук. Она предполагает использование оцифрованных материалов и материалов цифрового происхождения и объединяет методы традиционных гуманитарных наук (истории, философии, культурологии, филологии, искусствоведения и т.д.) с компьютерными технологиями.
Последние, в свою очередь, предоставляют инструменты для сбора, анализа и визуализации больших данных, информационного поиска, а также применения математической статистики и методов имитационного моделирования. Само появление проектов в области цифровой гуманитаристики, согласно А. Лю, подобно возникновению «цирковых палаток» и «варьете», когда в XIX — начале XX веков устраивались представления и спектакли с использованием на тот момент новых технологий.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы. В первой главе рассматривается возникновение цифровой гуманитаристики и основные их центры. Во второй главе рассматривается структура цифровой гуманитаристики, в частности, в образовательной и проектной системах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В представленном исследовании с позиций философской методологии сравнительного анализа рассмотрены этапы становления и развития цифровых гуманитарных наук в результате расширения проблематики гуманитарной информатики. Проанализированы основные подходы отечественных и зарубежных специалистов к определению понятия Digital Humanities, выделены его основные аспекты.
Осуществлен анализ критериев типологизации междисциплинарных областей, моделей и практик, рассмотрены изменения в исследовании цифровой гуманитаристики, произошедшие в результате «вычислительного поворота» в данном направлении. В целом, проведенный анализ цифровых гуманитарных наук дает основания для ответов на поставленные вопросы относительно их статуса. В частности, по мнению большинства исследователей, Digital Humanities не являются новой наукой, а представляют междисциплинарное направление социально-гуманитарных наук, основанное на применении цифровых технологий в социально - гуманитарных исследованиях, выполняющих инструментальную роль для достижения целей гуманитарных наук. Влияние цифровых технологий на современное состояние данного направления характеризуется трансформацией объекта и предмета исследования, ослаблением критериев объективности научного познания, методологическим и инструментальным характером междисциплинарности, преимущественно прикладным характером исследований.
Расширение сферы цифровых гуманитарных наук представляет адаптацию науки и сферы образования к запросам формирующегося сетевого общества в результате достижений четвертой технологической революции.
Расширение сетевых коммуникаций сопровождается формированием информационно-медийной полиэкранной культуры, формирующей новый тип социальности - сетевой. В связи с этим среди центральных задач социально-гуманитарных наук - установление социальной экспертизы за вводимыми технологиями и реализация потенциала гуманитарных наук для предотвращения и управления рисками, связанными с развитием Digital Humanities.
В практических исследованиях Digital Humanities междисциплинарность также носит инструментальный характер в таких областях, как археология, цифровое музееведение (оцифровка и сохранение коллекций), оцифровка библиотечных фондов. В определенном смысле библиотеки осуществляют сохранение национальной памяти. Электронные библиотеки - неотъемлемая часть глобальной информационной инфраструктуры, обеспечивающей подключение исследователей и различных институтов науки и культуры к различным базам знаний для международного сотрудничества.
Недостаточное развитие информатизации библиотечных фондов и ограниченный доступ к зарубежным электронным библиотекам в России - одна из причин кризисного состояния гуманитарных исследований в российских университетах и в целом в современной России. В качестве еще одного из компонентов типологии Digital Humanities рассматриваются различные формы организации сетевых институтов (центры, лаборатории, конференции, сетевые сообщества, сайты, блоги), представляющие формы коммуникации сетевых акторов в качестве потребителей информации и участников производства знаний. Однако основными формами производства знаний являются центры, лаборатории, институты, университеты. Специалисты подчеркивают, что идейной основой цифровизации традиционных гуманитарных наук стали международные центры по развитию цифровой культуры и цифровых гуманитарных наук. В частности, А. В. Макулин отмечает, что применительно к цифровой философии идейными центрами выступили такие международные организации, как Комитет по философии и компьютерам (Committee on Philosophy and Computers) и Международная ассоциация компьютерной науки и философии (International Association on Computing and Philosophy).
Директор французского Центра открытых электронных изданий М. Дакос в «Манифесте цифровых гуманитарных наук» определил не только роль, но и задачи применения новых мультимедиа и цифровых инструментов в Digital Humanities, состоящие «в том, чтобы моделировать превосходство и инновацию в этих областях и облегчать формирование одновременно глобальных и локальных сетей производства, обмена и распространения знаний».
Одна из приоритетных задач центров помимо применения и продвижения цифровых технологий в гуманитарных исследованиях - оказание консультативной и технической помощи представителям Digital Humanities.



1) Барбрук, Р. Интернет-революция. - Москва : Ад Маргинем Пресс,
2015. - 128 с.
2) Бердик, Энн; Друкер, Джоанна; Люненфельд, Питер; Преснер, Тодд; Шнапп, Джеффри (ноябрь 2012 г.).Digital_Humanities (PDF). Электронная книга открытого доступа: MIT Press. ISBN9780262312097.
3) Батырбаева Ш.Д. — Цифровой поворот и историческая наука // Историческая информатика. - 2019. - № 3. - С. 6 - 13. DOI: 10.7256/2585-7797.2019.3.30941URL: https:// nbpublish.com/library_read_article.php?id=30941
4) Берри, Д. М., Фагерйорд, А. (2017). Цифровые гуманитарные науки: знания и критика в эпоху цифровых технологий, Лондон: Polity.
5) Берри, Дэвид (2011-06-01). «Вычислительный поворот:
размышления о цифровых гуманитарных науках». Машина Культуры.
6) Берри, Дэвид М .; Fagerjord, Андерс (2017). Цифровые гуманитарные науки: знания и критика в эпоху цифровых технологий . Кембридж: Политика.ISBN978-0-7456-9765-9.
7) Бигль, Дональд, (2014). Цифровые гуманитарные науки в исследовательском сообществе: прецеденты и перспективы, Ассоциация университетских и исследовательских библиотек: dh + lib.
8) Бодрийяр, Ж. Симулякры и симуляции. - Москва : ПОСТУМ,2016.- 240 с
9) Бородкин Л. И. Digital history: применение цифровых медиа в сохранении историко-культурного наследия // Историческая информатика. 2012. № 1. С.14-21.
10) Бородкин Л.И. «Цифровой поворот» в дискуссиях на XXII международном конгрессе исторических наук (Китай, 2015 г.) // Историческая информатика. - 2015. - №3-4. - С.56-67.
11) Бородкин Л.И., Гарскова И.М. Историческая информатика: перезагрузка? // Вестник Пермского университета. Серия «История». - 2011. - Вып. 2 (16). - C. 5-11.
12) Бородкин Л.И. — Историческая информатика сегодня:
«неоднозначное понимание»? (современные дискуссии) // Историческая информатика. - 2021. - № 4. - С. 33 - 49. DOI: 10.7256/2585¬7797.2021.4.37601 URL: https://
nbpublish.com/library_read_article.php?id=37601
13) Бородкин Л.И. — От информации к знанию: исторический
контекст // Историческая информатика. - 2022. - № 1. - С. 164 - 175. DOI: 10.7256/2585-7797.2022.1.38024 URL: https://
nbpublish.com/library_read_article.php?id=38024
14) Бородкин Л.И., Владимиров В.Н. — Исторические исследования в
условиях «цифрового поворота»: новые вызовы, новые ответы // Историческая информатика. - 2019. - № 3. - С. 1 - 5. DOI: 10.7256/2585¬7797.2019.3.31386 URL: https://
nbpublish.com/library_read_article.php?id=31386
15) Владимиров В.Н. — И все-таки - что такое цифровая история? //
Историческая информатика. - 2021. - № 1. - С. 168 - 173. DOI: 10.7256/2585-7797.2021.1.35241 URL: https://
nbpublish.com/library_read_article.php?id=35241
16) Владимиров В.Н. — За цифровым поворотом: история
продолжается // Историческая информатика. - 2019. - № 3. - С. 31 - 42. DOI: 10.7256/2585-7797.2019.3.31023 URL: https://
nbpublish.com/library_read_article.php?id=31023
17) Владимирова А.В. — Значение информационной иерархии для
исторической науки // Историческая информатика. - 2022. - № 1. - С. 145 - 149. DOI: 10.7256/2585-7797.2022.1.37344 URL: https://
nbpublish.com/library_read_article.php?id=37344
18) Володин А. Ю. Digital Humanities (цифровые гуманитарные науки): в поисках самоопределения // Вестник Пермского университета. Серия «История». 2014. № 3. С. 5-12.
19) Володин А. Ю. «Цифровая история»: ремесло историка в цифровую эпоху // Электронный научно-образовательный журнал «История», 2015. T.6. Выпуск 8 (41) [Электронный ресурс]. DOI: 10.18254/S0001228-9-1
20) Володин А.Ю. Цифровые гуманитарные науки (Digital Humanities): вызовы и тупики междисциплинарности // Стены и мосты - IV: междисциплинарные исследования в истории. - М.: Академический проект, 2016. - С. 139-147.
21) Володин А.Ю. — Шифры цифры: поиск ответов на трудные вопросы // Историческая информатика. - 2019. - № 3. - С. 43 - 56. DOI: 10.7256/2585-7797.2019.3.30992 URL: https:// nbpublish.com/library_read_article.php?id=30992
22) Володин А.Ю. — Дискуссионный клуб журнала «Историческая информатика»: обсуждение книги Ханну Салми «Что такое цифровая история?» // Историческая информатика. - 2021. - № 1. - С. 161 - 167. DOI: 10.7256/2585-7797.2021.1.35309 URL: https:// nbpublish.com/library_read_article.php?id=35309
23) Володин А.Ю. — Дискуссионный клуб журнала «Историческая
информатика»: обсуждение книги «Информация. Исторический компаньон» // Историческая информатика. - 2022. - № 1. - С. 140 - 144. DOI: 10.7256/2585-7797.2022.1.37818 URL: https://
nbpublish.com/library_read_article.php?id=37818
24) Воротников Ю.Л. Российский гуманитарный научный фонд: 10 лет в системе государственной поддержки гуманитарных исследований // Благой фонд, благое дело. К 10-летию Российского гуманитарного научного фонда. М.: РГНФ, 2004.
25) Гарскова И. М. Историческая информатика: эволюция междисциплинарного направления. - СПб.: Алетейя, 2018. - 408 с.
26) Гарскова И.М. — «Цифровой поворот» в исторических исследованиях: долговременные тренды // Историческая информатика. - 2019. - № 3. - С. 57 - 75. DOI: 10.7256/2585-7797.2019.3.31251 URL: https:// nbpublish.com/library_read_article.php?id=31251
27) Гарскова И.М. — Исторические исследования и цифровая
история, или сколько истории в цифровой истории? // Историческая информатика. - 2021. - № 1. - С. 174 - 181. DOI: 10.7256/2585-7797.2021.1.35408 URL: https://
nbpublish.com/library_read_article.php?id=35408
28) Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 4 // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс», 2021
29) Гуманитарная информатика: сб. статей / под ред. Г.В. Можаевой. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 2015.
30) Кижнер И.А. Конференция Digital Humanities 2016: перспективы и вызовы для развития сообщества гуманитарной информатики / И.А. Кижнер, М.В. Румянцев, И.А. Рудов, Р.Г. Хлебопрос // Электронный научно-
образовательный журнал «История». Т. 7. В. 7 (51). URL:
https://history.jes.su/s207987840001676-2-1 (дата обращения: 10.03.2022)
31) Ковальчук М.В. Наука и жизнь: моя конвергенция. Т. 1. М.: ИКЦ “Академкнига”, 2011.
32) Козловски, П. Миф о модерне. - Москва : Республика, 2002. - 239 с.
33) Корниенко С. И., Гагарина Д. А., Поврозник Н. Г. Исторические информационные системы: теория и практика. - М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. - 231 с.
34) Лебедев С.А. Основные модели развития научного знания // Вестник РАН. 2014. № 6. С. 506-513
35) Лисенкова, А. А. Виртуальные технологии в искусстве - новый фактор инкультурации и социализации // Вестник Московского гос. ун -та культуры и искусств. - 2018. - № 6. - С. 54.
36) Можаева Г.В. Обучение школьников с помощью дистанционных технологий: Интернет-лицей Томского государственного университета / Г.В. Можаева, М.В. Грибовский // Информатика и образование. - 2015. - № 4 (263). - С. 13-15.
37) Можаева Г.В. Организация работы с одаренными школьниками в странах Европы и Азии (по материалам сети Интернет) / Г.В. Можаева, П.Н. Можаева Ренья // Открытое и дистанционное образование. - 2014. - № 1(53). - С. 25-34.
38) Можаева Г.В. Организация системы мониторинга электронного обучения в LMS MOODLE / Г.В. Можаева, О.М. Бабанская, А.А. Степаненко,
А.В. Фещенко // Открытое и дистанционное образование. - 2016. - № 3(63). -
C. 27-35. DOI: 10.17223/16095944/63/4.
39) Можаева Г.В. Оценка качества сопровождения электронного обучения через измерение активности преподавателей вуза / Г.В. Можаева, О.М. Бабанская, А.А. Степаненко, А.В. Фещенко // Современное образование: содержание, технологии, качество: XXII Междунар. науч.- метод. конф.: в 2 т. - Т. 1. - СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2016. - С. 46¬48.
40) Можаева Г.В. Развитие качества ДПО в России и Европе в оценке его участников / Г.В. Можаева, П.Н. Можаева // Открытое и дистанционное образование. - 2013. - № 4 (52). - С. 5-9.
41) Можаева Г.В. Реалии и перспективы электронного обучения: СДО или социальные сети? / Г.В. Можаева, А.В. Фещенко // Информационный бюллетень ассоциации «История и компьютер»: матер. XIV конф. АИК. - 2014. - № 42, октябрь. - С. 198-199.
42) Можаева Г.В. Сетевое взаимодействие вузов и школ на основе дистанционных образовательных технологий / Г.В. Можаева, Е.В. Рыльцева // Развитие непрерывного образования: матер. IV Междунар. науч.-практ. конф. в рамках научно-образовательного форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития», посвящ. 80-летию КГПУ им.
В.П. Астафьева. - 2013. - С. 238-240.
43) Можаева Г.В. Современные тенденции в работе с одаренными школьниками: анализ опыта стран Северной Америки, Австралии и Новой Зеландии / Г.В. Можаева, П.Н. Можаева // Омский научный вестник. - 2013. - № 5(122). - С. 163-167.
44) Можаева Г.В. Цифровая гуманитаристика: организационные формы и инфраструктура исследований / Г.В. Можаева, П.Н. Можаева Ренья, В.А. Сербин // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2014. - № 389. - С. 73-81.
45) Можаева Г.В. Цифровые гуманитарные науки: анализ основных направлений [Текст] / Г.В. Можаева, П.Н. Можаева Ренья // Открытое и дистанционное образование. - 2014. - № 4(56). - С. 12-21.
47) Можаева Г.В. Цифровые гуманитарные науки: опыт науковедческого анализа // Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер»: матер. XIV конф. АИК. - 2014. - № 42, октябрь. - С. 21-22.
48) Можаева Г.В. Электронное обучение в вузе: современные тенденции развития // Гуманитарная информатика. - 2013. - № 7. - С. 126¬138. Литература 117 Можаева Г.В. Электронный бизнес: дополнительное образование для развития предпринимательства / Г.В. Можаева, А.А. Кафтасева // Развитие непрерывного образования: матер. IV Междунар. науч.-практ. конф. в рамках научнообразовательного форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития», посвящ. 80-летию КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2013. - С. 51-53.
49) Можаева Г.В. МООК - новые возможности для развития дополнительного профессионального образования // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. - 2015. - № 1(15). - С. 5-10.
50) Можаева Г.В. Системный подход к организации электронного обучения в классическом университете / Г.В. Можаева, О.М. Бабанская, В.А. Сербин, А.В. Фещенко // Открытое образование. - 2015. - № 2(109). - С. 63¬69
51) Макферсон, Тара. «Дизайн DH: феминизм, эстетика + цифровое». Конгресс социальных и гуманитарных наук. Университет Калгари, 31 мая 2020 г. Keynote.
52) Наука России в цифрах: 2020. Статистический сборник. М.: ЦИСН, 2020
53) Носевич В.Л. — Будущее профессии историка в условиях
«цифрового поворота» // Историческая информатика. - 2019. - № 3. - С. 90 - 98. DOI: 10.7256/2585-7797.2019.3.30767 URL: https://
nbpublish.com/library_read_article.php?id=30767
54) Орлова, Э. А. Социология культуры. - Москва : Академический проект, 2012. - 557 с.
55) Поврозник Н.Г. — Цифровая история, цифровые исторические
источники и критика: Рецензируя книгу Ханну Салми “What is Digital History?” // Историческая информатика. - 2021. - № 1. - С. 182 - 188. DOI: 10.7256/2585-7797.2021.1.35282 URL: https://
nbpublish.com/library_read_article.php?id=35282
56) Саломатина С.А. — Историк в современной информационной среде и «единство непохожих» // Историческая информатика. - 2019. - № 3. -
С. 108 - 114. DOI: 10.7256/2585-7797.2019.3.30739 URL: https:// nbpublish.com/library_read_article.php?id=30739
57) Таллер М. Дискуссии вокруг Digital Humanities // Историческая информатика. 2012. № 1. С. 5-13.
58) Тишков В.А. Новая историческая культура. М.: Изд-во МГОУ, 2011.
59) Фролов А.А. — «Цифровой поворот» в исторической науке и историческая геоинформатика // Историческая информатика. - 2019. - № 3. - С. 115 - 123. DOI: 10.7256/2585-7797.2019.3.30770 URL: https:// nbpublish.com/library_read_article.php?id=30770
60) Хокни, Сьюзен (2004). «История гуманитарных вычислений». У Сьюзан Шрейбман; Рэй Сименс; Джон Ансуорт (ред.). Соучастник цифровых гуманитарных наук. Товарищи Блэквелла по литературе и культуре. Оксфорд: Блэквелл.ISBN978-1405103213.
61) Цифровая гуманитаристика: ресурсы, методы, исследования: материалы Междунар. науч. конф. : В 2 ч. Пермь, 2017.
62) Цифровая экономика: 2019 : краткий статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - Москва : НИУ ВШЭ, 2019. - 180 с.
63) Цифровые гуманитарные науки : хрестоматия / под ред. М. Террас, Д. Найхан, Э. Ванхутта, И. Кижнер. - Пер. с англ. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2017. - 352 с.
64) Черненькая С.В. Гипертекст как способ организации учебного материала // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Философские науки. 2015. № 2 (14). С. 75.
65) Эпштейн, Н. М. Будущее гуманитарных наук. - Москва : Группа компаний «РИПОЛ классик» / «Панглосс», 2019. - 239 с.
66) Digital Humanities: гуманитарные науки в цифровую эпоху / под ред. Г.В. Можаевой. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2016. - 120 с.
67) Юмашева Ю.Ю. — Влияние информационного общества на методологию исторических исследований // Историческая информатика. - 2019. - № 3. - С. 124 - 149. DOI: 10.7256/2585-7797.2019.3.30679 URL: https:// nbpublish.com/library_read_article.php?id=30679
68) Юмашева Ю.Ю. — "A Historical Companion", или всегда ли
компаньон - товарищ? (Заметки на полях обсуждаемого сборника статей) // Историческая информатика. - 2022. - № 1. - С. 150 - 163. DOI: 10.7256/2585-7797.2022.1.37451 URL: https://
nbpublish.com/library_read_article.php?id=37451
Электронные ресурсы
69) Bowles, N. Human Contact Is Now a Luxury Good // The New York Times. 23.03.2019. - URL: https://www.nytimes.com/2019/03/23/sunday- review/humancontact-luxury-screens.html? (дата обращения: 29.01.2022)
70) Cambridge World Shakespeare Online // Blogs at Bryn Mawr College. URL: http://cwso.blogs.brvnmawr.edu/(дата обращения: 02.01.2022)
71) Mapping B. The Work of Art in the Digital Age / Ed. H. U. Gumbrecht and M. Marrinan. Stanford, 2014.
72) Turkle, S. Alone together. Why we expect more from technology and less from each other. - New York: Basic Books, 2011. - 360 с.
73) Атлас новых профессий. - URL: http://atlas100.ru/catalog/kultura- iiskusstvo/(дата обращения: 29.01.2022).
74) Информационный сайт Льва Мановича. URL: http://manovich.net/index.php/projects/tag: Article (дата обращения: 03.01.2022)
75) Официальный сайт Альянса организаций цифровых гуманитарных наук. Раздел «Publications». URL: http://adho.org/publications(дата обращения: 10.03.2022).
76) «Под зонтичным термином Digital Humanities объединились самые разные проекты» // URL: https://hum.hse.ru/digital/news/205496426.html(Дата обращения 04.10.2019).
77) Репозиторий программ по гуманитарным наукам. URL: http:// whatisdigitalhumanities.com(дата обращения: 02.01.2022)
78) Центр цифровых гуманитарных исследований факультета
гуманитарных наук НИУ ВШЭ. URL:
https://hum.hse.ru/digital/news/204495037.html(дата обращения: 03.01.2022)
79) «Цифровая гуманитаристика»: интервью с Дэвидом Голамбиа // Гефтер. URL: http://gefter.ru/archive/19453(дата обращения 04.10.2019).
80) В Сбербанке назвали проблемы перехода из эры Гутенберга в эру Цукерберга. - URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/23/01/2020/5e29778e9a794 77eace194eb?fbclid=IwAR34qHTOPFkK92YRQttX79c_T- 6Y6iWjbrPqGmlPqIwbuih qwW4krAYTyDs (дата обращения: 29.01.2022).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ